fantlab ru

Эдгар Аллан По «Разговор с мумией»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.47
Оценок:
630
Моя оценка:
-

подробнее

Разговор с мумией

Some Words with a Mummy

Другие названия: Краткая беседа с мумией

Рассказ, год; цикл «Мумия»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 94
Аннотация:

Группа достопочтенных джентльменов добилась от дирекции Городского музея согласия на обследование мумии, к чему и приступила со всем возможным старанием. После того, как на мумию попытались воздействовать электрическим током, она ожила, оказавшись графом Бестолковео из знатной и высокой фамилии рода Скарабея. По словам Бестолковео в его дни великие движения попадались на каждом шагу и почти все достижения человечества, не являются таковыми, если сравнивать их с достижениями древнеегипетскими. Все же обнаружив позицию, по которой современное человечество оказалось впереди древнего Египта, один из джентльменов, с чувством выполненного долга, решил воспользоваться технологиями Египта и... забальзамироваться лет так на двести.

© Lucy
С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— цикл «Мумия»  >  антологию «The Mummy: Stories of the Living Corpse», 1988 г.

— цикл «Мумия»  >  антологию «Return from the Dead: Classic Mummy Stories», 2004 г.

— сборник «Tales of Mystery, Imagination and Humor», 1852 г.

— антологию «Return from the Grave», 1976 г.

— антологию «Mummy!», 1980 г.

— антологию «Mummy Stories», 1990 г.

— антологию «Маска Красной Смерти», 1993 г.

— антологию «Антология мировой детской литературы», 2003 г.

— антологию «Фантастические рассказы», 2006 г.

— антологию «Unearthed», 2013 г.


Похожие произведения:

 

 


Избранные рассказы
1935 г.
Полное собрание рассказов
1970 г.
Эдгар По. Избранное. Том 2
1972 г.
Стихотворения. Проза
1976 г.
Рассказы
1979 г.
Рассказы
1980 г.
Рассказы
1980 г.
Рассказы
1981 г.
Золотой жук. Рассказы
1986 г.
Убийство на улице Морг
1987 г.
Убийство на улице Морг
1988 г.
Похищенное письмо
1989 г.
Золотой жук: Рассказы
1990 г.
Убийство на улице Морг
1991 г.
Убийство на улице Морг
1991 г.
Собрание рассказов
1992 г.
Маска Красной смерти
1993 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 4
1993 г.
Собрание сочинений в двух томах. Том 1
1995 г.
Собрание сочинений в двух томах. Том 2
1995 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 4
1995 г.
Избранное. В двух томах. Том 2
1996 г.
Собрание сочинений в трех томах. Т. 1. Убийство на улице Морг
1997 г.
Полное собрание рассказов
1999 г.
Стихотворения. Рассказы. Эссе
1999 г.
Свидание
2000 г.
Сочинения
2000 г.
Золотой жук
2002 г.
Стихотворения. Новеллы. Повесть о приключениях Артура Гордона Пима. Эссе
2003 г.
Антология мировой детской литературы. Том 5 (М – Р)
2004 г.
Колодец и маятник
2004 г.
Полное собрание рассказов в двух томах.Том 2
2004 г.
Рассказы. Стихотворения
2005 г.
Золотой жук
2006 г.
Рассказы
2006 г.
Золотой жук
2007 г.
Разговор с мумией. Рассказы
2007 г.
Стихотворения. Проза (коллекционное издание)
2007 г.
Стихотворения. Проза (подарочное издание)
2007 г.
Золотой жук
2008 г.
Все рассказы
2009 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
2009 г.
Рассказы
2009 г.
Стихотворения. Новеллы. Повесть о приключениях Артура Гордона Пима. Эссе
2009 г.
Золотой жук
2010 г.
Рассказы
2010 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 7
2010 г.
Убийство на улице Морг
2010 г.
Убийство на улице Морг
2010 г.
Эдгар Аллан По. Малое собрание сочинений
2010 г.
Золотой жук
2011 г.
Падение дома Ашеров
2011 г.
Полное собрание рассказов в одном томе
2011 г.
Падение дома Ашеров
2012 г.
Полное собрание сочинений
2013 г.
Золотой жук
2014 г.
Золотой жук. Рассказы. Стихотворения
2014 г.
Золотой жук. Рассказы. Стихотворения
2015 г.
Золотой жук
2015 г.
Малое собрание сочинений
2016 г.
Убийство на улице Морг
2016 г.
Убийство на улице Морг
2016 г.
Убийство на улице Морг
2017 г.
Разговор с мумией
2017 г.
Убийство на улице Морг
2017 г.
Ворон. Полное собрание сочинений
2018 г.
Маска Красной Смерти
2018 г.
Золотой жук
2018 г.
Золотой жук
2018 г.
Повесть о приключениях Артура Гордона Пима
2018 г.
Убийство на улице Морг
2019 г.
Золотой жук. Рассказы
2019 г.
Полное собрание рассказов в одном томе
2019 г.
Падение дома Ашеров
2019 г.
Золотой жук
2019 г.
Падение дома Ашеров
2019 г.
Полное собрание рассказов и повестей
2020 г.
Повесть о приключениях Артура Гордона Пима. Рассказы
2020 г.
Золотой жук
2020 г.
Страшные рассказы. Том II
2022 г.
Золотой жук
2022 г.
Полное собрание рассказов в одном томе
2023 г.
Убийство на улице Морг. Рассказы
2023 г.

Аудиокниги:

Убийство на улице Морг
2004 г.
Фантастические рассказы
2006 г.
Лучшие аудиокниги в дорогу №6
2010 г.
Золотой жук
2011 г.

Издания на иностранных языках:

Return from the Grave
1976 г.
(английский)
Спускане в Маелстрьом
1979 г.
(болгарский)
The Mummy: Stories of the Living Corpse
1988 г.
(английский)
Mummy Stories
1990 г.
(английский)
Чорний кіт
2001 г.
(украинский)
Tales of Mystery and Imagination
2003 г.
(английский)
Return From The Dead
2006 г.
(английский)
Unearthed
2013 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как всякий отличный сатирический рассказ, «Разговор с мумией» содержит в себе даже больше смыслов, чем автор, полагаю, в него закладывал. С одной стороны, это жесткое высмеивание современных По «подпивасных» ученых, которые лезут изучать древности на ночь глядя после пяти бутылок портера, и чей естественнонаучный метод включает в себя такие фокусы как «а не ударить ли нам древность током в франкенштейновском стиле?». С другой – здесь можно уловить легкую грусть человека 19-го века, которому весь современный прогресс кажется мышиной возней, а достижения, хоть в области инженерии, хоть социальные – чем-то мелким и незначительным относительно «золотого века» из далекого прошлого, когда небо было синее, а пирамиды выше. Забавно, что в качестве «новых достижений» приводилась френология и животный магнетизм – не знаю, каково было мнение самого Эдгара По об этих вещах, но по степени модности и научности для того времени их можно сравнить с мемным «дыханием маткой» от интернет-коучей века 21-го. Неудивительно, что гость из прошлого был неприятно впечатлен. Для усиления эффекта По добавил древним египтянам еще несколько великих достижений вроде умения с помощью бальзамирования проживать свой восьмисотлетний срок жизни с перерывами на сколько-то столетий. Понятно, что после таких откровений люди 19-го века, только что кичившиеся своей просвещенностью, почувствовали себя вырожденцами и захотели посмотреть на мир лет через двести, полагая, видимо, что если прогресс такими темпами идет назад, то в 2045-м году уже они будут взирать на новое общество свысока (подождем двадцать лет, конечно, но очень похоже, что так бы и было).

Интересно, кстати, замечание об искажении истории – и тут уже во мне проснулся человек, который работает в музее, специализирующимся на античном периоде. Люди периодически задают вопросы в стиле «а не могли бы бусины такой формы быть амулетом, или это просто популярный дизайн?» — приходится кивать на лежащий под стеклом скелет, мол, за ответом надо обращаться не ко мне, а вот к нему, но тут есть трудности. И хотя присутствуют сильные сомнения, что разговор с нашими скелетами даст ученым столько откровений, сколько разговор с мумией из рассказа, общая мысль верна – в истории достаточно небольших пробелов, и, пусть оживление трупов нам недоступно, всегда стоит иметь в виду, что новые открытия могут внести коррективы в старые теории, и слишком сильно держаться за свои убеждения некоторым ученым не стоит.

Если обобщать, разговор с мумией не дал читателю практически никакой полезной информации о Египте времен этой мумии, но про эпоху, современную По, рассказал немало, с огоньком, с юмором.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как думаете, что могла бы нам сказать древнеегипетская мумия, если б были верны все представления ее народа о загробной жизни? Раскрыла бы она тайны строительства великих пирамид или поделилась бы секретами вечной жизни (которая доступна отнюдь не всем)? А, может, рассказала бы нам, кто научил египтян десятичному счету и искусству бальзамирования своих усопших? Даже если б просто научила историков правильно читать свои иероглифы — уже было б здорово! Ведь, по сути, мы НИЧЕГО не знаем про Древний Египет. Те крохи, что у нас есть, мы почерпнули у древних греков, цивилизация которых только начала развиваться, в то время как египетская уже пережила свой закат. Не исключено, что греки применили свой излюбленный прием: насочиняли разных историй там, где не смогли разобраться сами. Вполне может быть, что вся история Древнего Египта, описанная в школьных учебниках — всего лишь красивый миф.

Во времена По увлечение египетскими тайнами было еще более популярным: за 4 года до написания рассказа Шампольон раскрыл секреты иероглифического письма, исследуя тот самый Розеттский камень, что дало историкам надежду на то, что все тайны этой древней цивилизации будут раскрыты уже ЗАВТРА... Где они теперь, эти надежды?

Автор явно иронизирует над оптимизмом исследователей, заставляя говорить саму мумию — в прямом смысле слова. Дело в том, что многочисленные опыты с «животным» электричеством создали у ученых иллюзию, будто с его помощью можно будет даже оживлять умерших. Так что писатель ничего не придумал, а просто на письме реализовал те проекты, что вполне серьезно предлагали различные исследователи. Ему было не впервой создавать подобные мистификации. И что же поведала людям воскрешенная мумия?

Во-первых, что она вовсе не мумия, а вполне живой египтянин, впавший в состояние каталепсии, неотличимое от смерти.

Во-вторых, что в те далекие времена люди жили значительно дольше — почти тысячу лет!

В-третьих, что бальзамирование — это не консервация тела от разложения, а ПРИОСТАНОВКА всех жизненных процессов в нем. Зачем? Чтобы человек смог совершить своеобразное путешествие в далекое будущее!

Ну и, наконец, в-четвертых, в силу вышесказанного, никакие органы египтяне у бальзамируемых не изымали! Правда, одно уточнение: так поступали только с теми, кто принадлежал к роду Скарабея.

Пришелец из прошлого весьма уверенно разбирался в религии, философии и даже архитектуре, но проявил полную неосведомленность в выборе одежды и ничего не знал про «слабительное Йейбогуса«! Хоть в чем-то египтяне уступили современным американцам...

Все эти утверждения, конечно, ложные и выдуманы автором только для того, чтобы поднять интерес к древнеегипетской культуре. Кое-какие детали описаны вполне правдоподобно — например, погребальные саркофаги да внешний вид самой мумии. Включая упоминание про стеклянные глаза, вставляемые вместо обычных. Упоминание про древнеегипетский язык, на котором свободно говорят двое египтологов, — очередная выдумка, ибо даже сегодня мы имеем весьма смутное представление, как ЗВУЧАЛ этот язык на самом деле. Поскольку никаких носителей древнеегипетской культуры не осталось в помине, мы этого и не узнаем никогда. Это касается без исключения всех древних языков, чьих представителей уже давно нет в живых: вавилонского, ацтекского, майянского, инкского и даже более современного латинского! Увы, такова суровая правда жизни: язык тут же забывают, как только на нем перестают общаться.

В целом, к новелле Эдгара По следует отнестись с известной долей недоверия — как к своеобразному анекдоту или занятной шутке на научную тему. Как повел бы себя настоящий египтянин на самом деле — сложно представить. Но главное дело писатель всё же сделал — пробудил интерес у читателя и заставил его задуматься о неразгаданных тайнах прошлого.

-----------

ИТОГ: маленький юмористический опус на тему истории в общем и древнеегипетского общества в частности. Что-то покажется вам смешным и несерьезным, но кое-что в рассказанном — чистая правда. Задача читателя — самостоятельно отделить зерна от плевел.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что нужно, чтобы оживить мумию? Всего лишь немного шарахнуть ее электричеством. При этом мумия не только оживает, но и начинает говорить, причем именно на том языке, на котором говорит ее оживатель. Немного наивно, непритязательно, забавно:).

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

К сожалению, я не нашел в этом рассказе ничего необычного, политичного или предвосхитительного. Обычное банальное произведение. Однако красная линия, которая проходит через него, которая так редко сегодня встречается в фантастике, особенно в поджанре об попаданцах, гласит древние были значительно умнее нас живущих сегодня, а все новое, это хорошо забытое старое. И, если наши предки попадут в наше время, они выживут, а вот, если наши современники попадут в прошлое, ни один не проживет и одного дня. Это аксиома. И, как мне кажется, автор в этом плане абсолютно прав.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень смешной рассказ. До сих пор смеюсь. Эдгар По доказал, что он, кроме всего, еще и прекрасный сатирик. Апогей рассказа — беспощадная сатира на американскую демократию. «Тринадцать египетских провинций вдруг решили, что им надо освободиться и положить великий почин для всего человечества. Кончилось, однако, дело тем, что эти тринадцать провинций объединились с остальными не то пятнадцатью, не то двадцатью в одну деспотию, такую гнусную и невыносимую, какой еще свет не видывал. А имя деспота — Толпа».

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я не перестану удивляться гению, которым обладал Аллан Эдгар По. Воистину — это мастер Всех жанров.

«Разговор с мумией» является непременной сатирой, высококлассным комедийным повествованием играющим на абсурде и искренней достоверности: здесь профессионализм автора, касательно серьёзности подачи, гложит чувства читателя до самого конца таким образом, что ты не может перестать верить во всю достоверность происходящего, притом, с нисходящей с уст улыбкой, на закромах сознания отдавая отчёт о невозможности описанного. Да, из-под пера писателя легендарных рукописей, прячущих в себе пугающую, жуткую натуру текста, столь позитивный текст для меня оказался истинным открытием — не ожидал, никак не ожидал. И тем не менее был приятно поражён, удивлён да, что не странно, прилично развеселён под конец прочтения.

В общем, хочу посоветовать данный рассказ всем людям, кто ищет примечательного повествования, не лишённого посыла, юмора, да любит «покопаться» в аллегориях и самостоятельно раскрыть смысл их подачи: в «Разговор с мумией» всевозможных сопоставлений и отсылок очень много, что не только заставляет посмеяться, но и подумать, при этом в очередной раз показывая Эдгара По, как человека неимоверных познаний... Ну, последнее я от себя добавил: не могу перестать восхищаться этим деятелем давно минувших времён, чьи тексты и по сей час смотрятся свежо и оригинально.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я только-только начал знакомится с творчеством Эдгара По и могу сказать, что это безусловно самый веселый из прочитанных мною рассказов. Очень понравилось сатирическое, насмешливое отношение автора к существовавшему тогда жизненному укладу в Америке, насмешка над напыщенностью и себялюбием во все времена присущим этой нации.

«Разговор с мумией» это некая противоположность рассказу «Mellonta Tauta» — здесь взгляд на современность и современников со стороны прошлого, а там со стороны будущего. Но, если на чистоту, то «Mellonta Tauta» я даже не смог дочитать, все-таки попытки заглянуть в будущее у автора сейчас выглядят ну... смешно и нелепо что-ли, зато «Мумия» порадовал меня. Очень. Не ожидал от писателя, зарекомендовавшего себя, как одного из родоначальников жанра «хоррор», такого потешного повествования, хотя после путешествия некоего Пфаааааля (опять же еле осилил), пожалуй, удивляться больше не буду!

Особенно порадовала фраза мумии Бестолковео, посвященная прогрессу: «...а что до прогресса, то от него одно время просто житья не было, но потом он как-то рассосался.»

Ну, и концовка тоже веселая! :)

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепная социальная сатира в духе Свифта. Даже не представляю, как современники По отнеслись к такой смелой критике самого святого для американцев — демократии и технических достижений. По использует распространённый в сатире приём — под видом вымышленной или исторической страны (в данном случае — Древнего Египта) высмеиваются порядки родной страны автора. В разговоре с ожившей мумией выясняется, что все достижения, которыми безмерно гордятся соотечественники По, существовали уже в Египте, но на гораздо более высоком уровне. В том числе и демократия: «Тринадцать египетских провинций вдруг решили, что им надо освободиться и положить великий почин для всего человечества (США, как известно, были основаны в результате союза 13 штатов). Кончилось, однако, дело тем, что эти тринадцать провинций объединились с остальными не то пятнадцатью, не то двадцатью в одну деспотию, такую гнусную и невыносимую, какой еще свет не видывал». А имя деспота — Толпа.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Старинный приём — изобличая порочность современного общества, писатели обращаются к сравнению с каким-лбо иным обществом, более, как они пишут, совершенным. В данном рассказе это — Древний Египет.

И дело не в том, насколько хорош Египет времён графа Бестолковео, скорее в том, насколько убога современная автору Америка. Вспомните, чем она выделяется с точки зрения спорщиков? «Одежда», «слабительное Йейбогуса», пилюли Брандрета»... По моему, такая похвальба убивает хуже любого хаяния.

Оценка: 7
– [  -1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Даже не ожидал встретить у автора сатирическое произведение. И, к сожалению, оно показалось мне несколько слабым. Стилистически все отлично, но банально до невозможности. И это не удивительно, автор — мастер мрачной формы, и не должен уметь писать идеально во всех жанрах.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Классический английский юмор и изящная сатира на «научные исследования», политику и науку историю являются отличительными чертами этого замечательного рассказ. Представления наших почти-современников о «великом чуде прогресса» оказываются поколеблены утверждениями нагло ожившей мумии. В тяжелой идеологической борьбе с представителем рода скарабеев поборникам прогресса удается все-таки одержать вверх, но кто бы мог подумать, что таким способом!

Рассказ безупречен стилистически и является ярким образчиком жанра. Читайте и наслаждайтесь!

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Идея бальзамирования на время, с последующим оживлением, — сколько впоследствии будет фантастических историй с аналогичным содержанием (анабиоз, гибернизация и т.п.)!

А кто будет все-таки президентом в 2025 году?! :gigi:

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чуть ли не единственный юмористический рассказ По. Конечно, куча неувязок и нестыковок, но на все это можно закрыть глаза и просто наслаждаться иронией и прекрасным слогом.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Даже обидно как-то за современников По :biggrin: Впрочем, доказать превосходство могли и раньше, чем дошли до одежды — пусть Герон и открыл действие пара, но применения-то этому изобретению не нашлось тогда.

А с демократией действительно хорошо получилось.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не очень-то понравилось мне, как и большинство других смешных рассказов По. Мог бы поставить и повыше оценку, если бы не вопиющая историческая недостоверность, с которой автор изобразил Древний Египет (не знаю, может, в XIX веке люди и правда так думали).

Оценка: 4


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх