Урсула К Ле Гуин отзывы

Все отзывы на произведения Урсулы К. Ле Гуин (Ursula K. Le Guin)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 1676

  Страницы: «(–10)   1  2  3  4  5 . . . 13 14 15 16 [17] 18 19 20 21 . . . 30 31 32 33 34   (+10)»

«Ложки в подвале»
–  [ 4 ]  +

AlisterOrm, 27 января 2023 г. в 22:02

Слегка фантасмагорическая вещица, рефреном через которую проходит семейная реликвия, своего рода символ семейного благополучия, да что там, символом всей жизни. А тут... Стоило ложкам потеряться, и всё, изменения наступили существенные.

Но, надо признать, в рассказе слишком большой перебор с какой-то нелепой фантасмагорией, в виде жильцов в подвале собственного дома, которых они не замечали много лет. Признак ли безумия? Сложно сказать, слишком мало ключей для понимания нам оставила Ле Гуин.

Оценка : 5
«Лимберлост»
–  [ 4 ]  +

AlisterOrm, 27 января 2023 г. в 20:57

Вновь Ле Гуин пытается поймать за хвост ушедшую юность и детство, мысленно пройдясь по знакомым с детства местам, и понять, что же изменилось, как переменился мир для на закате жизни?

Мир изменился мало, молодые секвойи продолжат расти, как и в её детстве, и будут зелёными юнцами, когда она рассыпется в прах, и даже мёртвые пни от старого, срубленного леса переживут её жизнь, которая промелькнула как мотылёк под этими ветвями.

Оценка : 7
«Дома профессора»
–  [ 4 ]  +

AlisterOrm, 27 января 2023 г. в 20:43

В данном случае кукольный домик — симулякр жизни, которую так и не смогла выстроить профессорская чета из ветхого сарайчика в пригороде. Бессильные стать хозяевами своей жизни, они построили её видимость в миниатюре, втайне мечтая стать его жителями, квартирантами идеального мира. Но все попытки вдохнуть жизнь в эту видимость обречены, фарфоровая кошечка никогда не встанет, чтобы выпить вечного молока из блюдечка, потому что это может сделать только настоящая кошка, которую наша чета никогда так и не решилась завести.

Меланхолия...

Оценка : 7
«В половине пятого»
–  [ 4 ]  +

AlisterOrm, 27 января 2023 г. в 20:38

Это не маленькие рассказы а, скорее, зарисовки. Берётся несколько типажей, и раскладывается пасьянс взаимоотношений — каждый раз совершенно разный. Одна девушка может быть в разных ситуациях матерью, бабушкой, сестрой, дочерью, в одном случае она дочь взрослого мужчины по имени Стивен, в другом — любовница, в третьем — мать...

Что объединяет этих людей — то, что они все до единого несчастны. Но каждый раз — по разному. Человек — это личность и её обстоятельства, и, оказавшись в других обстоятельствах, она меняет мучающие её вопросы, только и всего.

В чём мораль сей басни? В том, что каждый несчастен по своему.

Оценка : 7
«Восхождение на Северную стену»
–  [ 4 ]  +

AlisterOrm, 26 января 2023 г. в 00:00

Ещё один стёбный рассказ. На этот раз — нью-йоркский культ небоскрёбов.

Ну а что, почему нет-то? Снаружи они выглядят более чем внушительно, страшно представить, как по этим стёклам ползают несчастные мойщики окон. Почему бы не появится альпинистам?

Наверное, рядом с этими серыми махинами чувствуешь себя маленьким и чужим... Из этого чувства и может вырасти целый рассказ.

Оценка : 7
«Рассказ жены»
–  [ 4 ]  +

AlisterOrm, 25 января 2023 г. в 21:40

Отлично сделанная история.

Ну что же, Ле Гуин удалось меня обмануть. Я действительно представлял ту, что ведёт этот рассказ, классической счастливой домохозяйкой, в длинной юбке и с чепцом на голове. Просто по умолчанию, культурный код такой. Ведь я заранее знал, что это история оборотня, и был готов к тому, что супруг нашей дамы превратится в звероволка. Всё к этому шло...

А нет. Обман — ракурс оказался совсем другой, и муж доблестной... Ракши (пусть будет так, кто надо, тот поймёт), действительно превращался в отвратительное существо, но совсем другое — гладкую бесхвостую обезьяну. Да, стереотипы есть стереотипы.

Оценка : 8
«Двенадцать румбов ветра»
–  [ 4 ]  +

AlisterOrm, 23 января 2023 г. в 22:54

Это сборник, собранный Урсулой Ле Гуин на самой-самой вершине творческой формы, в самом расцвете её потрясающего таланта. Практически каждый рассказ — как гвоздь с золотой шляпкой, они созданы синхронно с лучшими её романами, и заряжены той же меланхоличной, чуть холодноватой атмосферой истинной гуманитарной фантастики, и подлинной, молодой романтикой.

Холодная романтика — стилизация «Semley’s Necklace» (1964), перефраз легенды о Волшебной Стране, красивая, меланхоличная...

Метафоричная и слегка фантасмагорическая легенда «Darkness Box» (1963), в которой предвосхищена погоня Геда-Ястреба за своей Тенью...

Аллегорическая притча-размышление «The Ones Who Walk Away from Omelas» (1973), почти коан, ставящий человека перед тяжёлой и неразрешимой дилеммой...

Гимн науке и призванию, жизненному упорству, гимн несломленности — «The Stars Below « (1974), в котором мечтающий о звёздах найдёт их даже не бросая взгляда на небо...

Замечательный сборник. Молодой, искренний, романтичный, и пропитанный здоровым духом Постижения нашего мира.

Оценка : 8
«Дневник Розы»
–  [ 4 ]  +

AlisterOrm, 21 января 2023 г. в 22:47

Рассказ, безусловно, субъективен, о чём и говорит дневниковая форма повествования. У нас есть наблюдатель, а есть материал, есть пара противоположных взглядов на проблему. Либо у нас перед глазами осколок тоталитарного будущего, где преследование инакомыслия выражается в форме «карательной психиатрии» (диссиденты?), либо мы видим классическую историю психоаналитика, которая сама, в силу своей нестабильности, прониклась паранойей своего пациента.

Впрочем, в контексте идей самой писательницы предпочтителен первый вариант. Проблема свободы и выражения своей личности рефреном проходит через её произведения, и образ тоталитарного будущего пугал её до невозможности.

Проблема власти и свободы — в полный рост. Уничтожить личность человека просто за то, что для него лояльность государству ничего не значит, который считает, что собственные границы важнее контуров на карте? Сейчас нам это уже не кажется смешным, и в реалиях нынешнего времени контекст повествования кажется слишком угнетающим. А вот девушкой-психиатором, которая решила уйти из профессии, чтобы сохранить свою человечность — я искренне горжусь.

Оценка : 8
«Вымышленное путешествие»
–  [ 4 ]  +

AlisterOrm, 21 января 2023 г. в 18:24

Видимо, имя почтенного Жан-Поля Сартра упоминается не просто так, Ле Гуин попыталась обыграть его философию в короткой форме. То, к чему приходит безымянный герой рассказа, именуется у философа «Etre-pour-soi», «бытие-для себя», осознание собственного существования, и, одновременно, сомнения в этом, желание почувствовать своё бытие конкретно, что отличается от повседневного «Etre-en-soi», неосознанного «бытия в себе». Безымянный пытается убедится в своём существовании, найти стержень «Etre-pour-autrui», «бытие-для-других», войти в контакт с иным, и увидеть своё отражение в глазах другого, понять, кто же он такой, что из себя представляет, через вщгляд со стороны убедиться в своём бытии. Однако, лишенный другого возле себя, лишённый фактов, подтверждающих собственное существование и собственное прошлое, он не может найти экзистенцию своего существования здесь и сейчас, и теряет самого себя, ведь не поняв, кто же он такой в данный момент бытия, он не может понять кто он, и дать себе имя. Он свободен, но он же — и ничто одновременно.

Интересная попытка поиграть с французским экзистенциализмом.

Оценка : 8
«Выше звёзд»
–  [ 4 ]  +

AlisterOrm, 17 января 2023 г. в 17:32

Если человек желает видеть звёзды, ему ничто не способно помешать.

Даже каменные своды.

Даже в штреках серебряных копей можно быть оп настоящему свободным, и делать своё дело. даже если твоё дело требует открытого неба над головой, ты способен

наступить на горло этому миру. Мир глубок и непознаваем, у него много тайн, но пытливый ум найдёт себе место где угодно. И он может делать добро людям — просто так, от чистого сердца, и уйти в небытие, навстречу новым открытиям, новому пониманию. И навстречу одиночеству — но одиночеству, путь которому освещает свет звёзд.

Оценка : 8
«Кости земли»
–  [ 4 ]  +

Ученик Дьявола, 17 января 2023 г. в 12:15

Еще один рассказ из числа поздних произведений о Земноморье. В «Волшебнике Земноморья» несколько раз упомянут случай, когда Огион Молчаливый спас остров Гонт от землетрясения. Здесь эта история описана во всех подробностях, включая рассказ о детстве и юности Огиона. Из него мы узнаём, с чьей подачи он стал известен как Молчаливый, почему не остался на острове Рок и почему не стал одним из мастеров школы. И, главное, все это не производит впечатления «высосанного из пальца», как можно было бы ожидать в подобных случаях, – хотя замысел рассказа явно основан всего на нескольких предложениях из первого романа о Земноморье, в целом получилось хорошо и интересно.

Но, увы, все-таки мировоззрение Урсулы Ле Гуин образца 2001 года и здесь возобладало над истинным духом Земноморья, созданным Урсулой Ле Гуин образца 1968 года.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В данном случае оно выразилось в том, что Ард, учитель Далсе (учителя Огиона), оказывается, была женщиной. Какое в этом заключено глубокое значение для этого рассказа, я так и не смог понять. Тот факт, что Древним Силам Земли в Земноморье традиционно прислуживали женщины, ничего не меняет, ведь заклятие, с помощью которого Далсе смог проникнуть вглубь горы, сработало в его мужском исполнении ничуть не хуже, чем сработало бы в женском, у Ард. Так что упоминание о том, что учительница Далсе была женщиной, вставлено в рассказ искусственно, просто ради самого себя.
Такая нарочитая демонстрация Ле Гуин своих феминистских убеждений там, где логика сюжета этого никак не требовала, только повредила рассказу, ведь в результате фигура Огиона, как совершенно верно заметил автор одного из давних отзывов, была низведена с героя (каким он представлен в «Волшебнике Земноморья») до какого-то подмастерья.

Портит дело и русский перевод. Нет, переводчик тут ни при чем, проблема лежит глубже – в самих особенностях английского и русского языков. В английском родовые окончания глаголов отсутствуют, так что скрыть до поры до времени то, о чем я написал в предыдущем абзаце, труда не составило. А вот в русском языке в прошедшем времени, увы, это сделать невозможно. Даже если попытаться пойти обходными путями, используя причастные обороты или страдательный залог, встанет проблема разных правил склонения имен мужского и женского рода. То есть, соблюдая правила русской грамматики, перевести рассказ в полном соответствии с авторским замыслом невозможно.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вот переводчику и пришлось все время писать об Ард как о мужчине, а потом – бац! – как говорилось в одном замечательном старом фильме, «кончил читать эту муру, Джексон оказался женщиной!»
Так что в переводе это внезапное «разоблачение» становится еще более непонятным и бессмысленным и тем самым еще сильнее дискредитирует идеи автора.

Оценка : 7
«За день до революции»
–  [ 4 ]  +

Тимолеонт, 16 августа 2022 г. в 18:18

В «Обделённых» ещё можно было проигнорировать наивный идеалистичный анархизм, благо там было ему хоть какое-то пояснение, что не такой уж он и анархизм, плюс в книге помимо этого было ещё немало хорошего и интересного. Здесь же вокруг анархизма построено всё... Тут дело даже не в том, что их коммуны паразитируют — автор сама прямо подчеркнула это, расположив жилище героев в бывшем банке. А просто непонятно, что они вообще делают с вождизмом и с банальным правом сильного. Ну вот всё, государств больше нет. Но сложно представить, насколько должен измениться человек, чтобы тут же какая-нибудь излишне крупная коммуна не ограбила или не подчинила какого-нибудь соседа, поставила бы там наместников, начала контролировать и выкачивать ресурсы... О чёрт, мы придумали государство! Извиняюсь за сарказм, я сам в глубине души анархист, но не представляю, как в анархистском обществе вообще поддерживать порядок не среди умных и образованных интеллигентов, а среди отбитых гопников и бандитов, которых можно будет одолеть только силовыми методами, а дальше неизбежно последует построение государственных структур.

Зато удалось передать мироощущение и мысли безнадёжно старого и уставшего человека, который радикально повлиял на умы новых поколений и уже явно изменил общество хотя бы частично. А тут уже она стара, ей ничего не нужно, революция не вызывает былого энтузиазма, даже мочиться публично уже не очень тянет.

Оценка : 8
«Вещи»
–  [ 4 ]  +

artem-sailer, 20 февраля 2022 г. в 20:12

Интересный рассказ, здесь важен не столько сюжет или герои, сколько сам посыл, идеализм: даже если совсем всё плохо и над горизонтом навис конец света, не нужно отчаиваться, а нужно, просто жизненно необходимо что-нибудь делать. Похоже, что не особо важно, что именно делать, в самом движении и есть цель, спасение, наверное, можно сказать даже, что движение — это и есть жизнь.

Вот и в этом рассказе главный герой не опускает руки, а принимается за возведение подводной дороги к неким островам, видимо — несбыточной мечте, грёзам. Но в итоге это и спасает, и не только его, но и ещё двоих человек, которым посчастливилось быть рядом и которые не оставляли героя в абсурдном на первый взгляд деле.

Оценка : 8
«Мастера»
–  [ 4 ]  +

artem-sailer, 11 февраля 2022 г. в 19:35

Сильнейший рассказ, зацепил.

Очень правдоподобно изображён мир, в котором право на существование имеют лишь прикладные знания, инженерные дисциплины. Фундаментальные исследования запрещены, тем, кто был замечен в подобных делах, грозят пытки и казнь. И ведь так оно и есть: если ты занимаешься разработкой и производством нового телефона, то тебе причитается хорошая зарплата, самым выдающимся в этой области перепадает доля славы и почёта.

А вот фундаментальные исследования, обещающие прорыв в науке, власть имущим даже в нашем, относительно свободном и благополучном мире не всегда по нраву. Ибо есть устоявшаяся система знаний, есть одобренная свыше картина окружающего мира — и это хорошо. Всё остальное — вредно. Как говорится, народу не нужны нездоровые сенсации, народу нужны здоровые сенсации.

Оценка : 10
«Девять жизней»
–  [ 4 ]  +

artem-sailer, 10 февраля 2022 г. в 19:31

Отличнейший рассказ! Великолепное сочетание НФ-идеи и бытового, но если задуматься, то глубинного психологизма. Очень умело выстроена аналогия внутреннего, интимного мирка семьи-сообщества клонов и крепчайшей дружбы двух старых космических волков, которые не привыкли к сантиментам, но друг за друга горой. Автор как бы намекает, что отношения этих двоих так же монолитны, как отношения искусственно созданных близнецов.

Когда вместе прожито много лет, когда попадали в тысячи передряг, когда вытаскивали друг друга из смертельно опасных производственных космических приключений — тогда и понимаешь, что представляет собой настоящая мужская дружба. Такую дружбу не разрушат и бухтения по поводу того, что один храпит по ночам, а другой громко слушает не ту музыку, даже послать друг друга могут куда подальше, но — всё равно вместе, потому что это дружба, зацементированная многолетним чувством товарищеского плеча.

Леди Урсула предполагает, что дружба эта сродни чувству неотрывности от общего целого, как у близнецов или клонов. И, вероятно, это так.

А вот концовку я понял не до конца. По-моему, трактовать её можно двояко: уж не протянул ли выживший клон в темноте руки к спящему, чтобы задушить его, а?

Оценка : 10
«Слово освобождения»
–  [ 4 ]  +

AlisterOrm, 19 мая 2021 г. в 14:11

Ещё один робкий, маленький кирпичик, который можно отрыть под слоем земли, которой зарос фундамент Земноморья. И не только дело в том, что здесь появляется та самая тёмная страна на каменной стеной — в ней полностью проявляется важнейшая тема всего цикла, та самая тема, которая более полно воплотиться в «The Farthest Shore». Могущество и само существование по настоящему великого чародея завязано на Жизни, на бесконечном любовании прелести зелёной листвы, благостного вслушивание в журчания ручейков, в принятии на свою кожу обволакивающих порывов ветра. Но есть и те, кто желает всё это отнять,и черпает свою силу из прямо обратных вещей, из тирании и темноты. И чтобы победить зло, нужно пожертвовать... своей жизнью... чего тёмный волшебник Волл сделать не в состоянии. Но парадокс заключается в том, что он-то как раз не ценит то, что боится потерять — Жизнь — её ценит только тот, кто смог ею пожертвовать.

Парадокс, и что это? Несправедливость? Или закон?

Оценка : 8
«Шкатулка, в которой была Тьма»
–  [ 4 ]  +

AlisterOrm, 18 мая 2021 г. в 01:07

Я долго не мог понять, почему эта повесть всегда печатается вместе с циклом о Земноморье. А теперь увидел тень принца Рикарда, и всё понял.

Волшебник Гед-Ястреб обрёл целостность, приняв в себя свою Тень. Мир принца Рикарда тоже принял тень, приобретя в ответ рассвет и закат.

Рассказ аллегоричен, да, но он и прост. Тьма отброшена, заперта в шкатулку — и вечный утренний свет не может сдвинуться с места, ведь движение Солнца есть медленное умирание, приход к закату, но только за закатом будет новый восход. Чтобы совершить какое-то деяние, необходимо своими шагами ранить девственно-чистый песок, разрушая его целостность, и нужно отбрасывать тень, принимая ту абстрактную сторону самого себя, без которой человек не может существовать.

Оценка : 8
«Левая рука Тьмы»
–  [ 4 ]  +

scafandr, 23 апреля 2021 г. в 14:56

Еще один роман про то, как человек с одной планете попал на другую (Хайнский цикл как раз именно про это). Здесь идет рассказ про то, как члены Экумена (Лига Миров) решили присоединить к себе еще одну планету Зима. На планету был выслан агент, который должен провести переговоры с представителями расы, которая живет на планете, уговорив их на вступление в Лигу.

Оказалось, что на планета состоит из двух крупных государств, которые между собой не очень ладят. Проведя время в одном государстве, Дженли Ай, тот самый представитель Экумена, решает поговорить с представителями другого государства. Вот только трудно кому-то доказать, что ты правда прилетел из космоса и что Лига Миров — это не придуманная ассоциация.

Роман очень глубокий на самом деле. Тут есть элементы и социальной фантастики, и приключенческой, и философской. Все как я люблю у Ле Гуин. Еще один интересный момент романа — жители планеты Зима — андрогины, т.е. бесполы. Они и женщина и мужчина одновременно. Мне понравилось, что Дженли Ай ничего не навязывает жителям планеты, страдая от того, что является пришельцем на чужой планете, которая живет по своим правилам. И если он вдруг погибнет, то вместо него прилетит другой посланник, который постарается довести дело Лиги Миров до конца.

Безусловно нельзя не отметить еще одного героя романа — Эстравена, жителя планеты Зима, который следовал по пятам за Дженли и стал его в некотором смысле ангелом. Не каждый человек, готов пожертвовать своей репутацией во имя какого-то психа. который заявляет, что он посланник.

Глубокий роман, весьма рекомендую к прочтению

Оценка : 8
«Планета изгнания»
–  [ 4 ]  +

scafandr, 13 апреля 2021 г. в 15:52

В фантастических книгах часто можно встретить сюжет о колонизаторах на чужих планетах. Чаще всего это довольно успешные попытки колонизации, когда земляне сумели выжить и построить в чужих землях свою цивилизацию. У Ле Гуин в этом романе получилась интересная версия заселения, которая оказалась не очень удачной, т.к. аборигены не приняли новых поселенцев за своих, плюс начались проблемы с деторождаемостью, из-за чего люди поняли, что будущего у них на этой планете нету, а вернуться домой невозможно.

Роман рассказывает о том, как две разные расы взаимодействовали между собой. Могут ли они сплотиться против одного врага? Могут ли они понять друг друга в трудной ситуации? Ну и куда уж без запретной любви... Она тоже тут есть.

Война, любовь и туманное будущее — вот итог изгнания на чужую планету.

Оценка : 7
«Толкователи»
–  [ 4 ]  +

strannik102, 01 октября 2020 г. в 21:01

Миссионерство или культуртрегерство...

Да, финишный роман цикла явно не является шедевром приключенческого экшена. И потому для любителей драйва может показаться и скучным, и монотонным, и нудноватым и потому малоинтересным. Однако всё-таки лучше набраться терпения и продолжать читать, без особой спешки и не торопя события, а вчитываясь в суть. Потому что перед нами вырисовываются картины очередного занятного инопланетного общества. Находящегося как раз в состоянии революционных преобразований. Революционность которых достигает такой степени накала, что господа революционирующие искусственно насаждают и прививают культурные нормы, совсем для традиционной культуры этой планеты не свойственные.

И дело даже не в отказе от идеографического письма и о переходе на письмо буквенное. А дело в том, что все эти преобразования, совершаемые под девизом присоединения к Экуменическому союзу, осуществляются насильственно, сверху вниз, без всякого учёта тысячелетних народных традиций. И решительность этих революционеров доходит до того, что они попросту уничтожают на элементарном физическом уровне все старые библиотеки, не оставляя никаких следов былой культуры. Т.е. осуществляется самая настоящая культурная диверсия, экспансия, культурная интервенция, культурный терроризм, причём совершаемый власть предержащими.

Все эти события весьма ярко напоминают то, что происходило в Германии в 30-е годы, или в Китае в годы культурной революции. Или в книге Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Да и в реалиях нынешнего века насильственная культурная экспансия вовсе не отброшена современными культуртрегерами...

А Наблюдатель от Экумены может сделать только то, что в её слабых маленьких силах...

Оценка : 9
«За день до революции»
–  [ 4 ]  +

240580, 19 августа 2020 г. в 16:20

«Что такое анархист? Тот, кто выбирая, берет на себя ответственность за собственный выбор».

Своеобразная предыстория грандиозных событий, развернувшихся в романе «Обездоленный» («Обделённые»). Последние дни легендарной основательницы анархического учения Одо (Лайи) — автора теоретических трактатов, по которым будут жить поколения анархистов на колонизированной планете Анаррес.

Наверное, наиболее ценное в рассказе его предисловие. Именно там Урсула Ле Гуин высказывает свое мнение об одонианстве и анархизме вообще.

Оценка : 7
«Порог»
–  [ 4 ]  +

Etamin, 28 июля 2020 г. в 21:44

На меня большое впечатление произвела возможность по крайней мере трех разных интерпретаций этой повести:

— впрямую — как действительные приключения некоего недотепы в параллельном мире;

— как некий бред этого самого недотепы (типа все было не так и большую часть он вообразил), который привел его в здравое состояние в мире нормальных людей, т.е. что-то в духе, скажем, фильмов Дэвида Линча;

— как аллегорию духовного взросления подростка, жизненные испытания делают его ответственным и серьезным молодым человеком.

Кстати, один из рассказов Ле Гуин тоже обыгрывает этот прием — герой принимает наркотик, надеясь в отключке еще раз увидеться с покойной женой, что ему удается — но придя в себя, он замечает, что так и не принял препарат.

Написано совершенно идеально. Ах, вовремя Ле Гуин ушла из жизни и не увидела, во что превратился милый ее сердцу Портленд...

Оценка : 10
«Вещи»
–  [ 4 ]  +

Mishel78, 26 января 2020 г. в 02:31

Есть в творчестве Ле Гуин (по-крайней мере, в произведениях, которой мной прочитаны) некая грусть или меланхолия, которая не вгоняет в депрессию, а является «светлой», заставляющая испытать более полную гамму чувств и переживаний. Думаю, что немаловажную роль в этом играет то, что автор женщина, а потому по своей природе имеет более чувственную природу по сравнению с мужской.

Вот и в данном рассказе над всем повествованием довлеет авторский стиль с оттенками лёгкой меланхолии — умирающий мир, застывший в ожидании апокалипсиса и мужчина, сблизившийся с вдовой и её ребёнком, пытающийся противостоять всеобщей обречённости апокалиптических настроений. Во время прочтения я не мог не провести параллелей с библейским мифом о Ное, только с несколько иначе обозначенными акцентами. В Библии Ной получает известие о скорой гибели мира и несмотря на насмешки окружающих строит ковчег, чтобы спасти жизнь на планете. В рассказе тоже очень похожие мотивы, только в отличии от истории Ноя окружающие верят в грядущую смерть мира и заняты только своим времяпрепровождением в ожидании конца.

Смысл истории вполне понятен практически с первых страниц, но это и хорошо. Быть преданным своему делу и верить в то, что ты делаешь — это великая вещь, способная принести пользу не только делателю, но и окружающим.

Именно благодаря подобным рассказам отпадает необходимость читать книги по психологии, ибо притчах (а «Вещи» по своему стилю больше всё таки притча), несмотря на малый объём текста, заключено гораздо больше пользы, чем при штудировании многостраничных талмудов.

Оценка : 8
«Гробницы Атуана»
–  [ 4 ]  +

k2007, 25 июня 2019 г. в 15:28

По большому счету, это обычный роман, нет в нем ничего особенного или выдающегося. История девочки, которую в раннем возрасте забрали у родителей и стали делать из нее жрицу мрачного культа. И у которой потом произошло столкновение с действительностью, большей, чем темный забытый храм древних богов.

Книга пропитана гуманизмом, свойственным автору, что не отменяет того факта, что книга... ну, обычная.

Оценка : 7
«Порог»
–  [ 4 ]  +

Демьян К, 07 марта 2019 г. в 18:42

Даже создавая свои странные и абсолютно оторванные от реальности миры, Урсула Ле Гуин оставалась женщиной. Да, история совершенно эскапистская — суть коей довольно банальна и не раз и не два обсасывалась в мировой литературе: сбежать бы из этого до одури осточертевшего своей обыденностью мира куда глаза глядят, хоть к чёрту на рога, и никогда не возвращаться! Однако и в этом заезженном сюжете женщина (и настоящий писатель) найдёт свою, «женскую» составляющую: женщина ищет мужчину, и даже если она найдёт его в выдуманном мире, но поймёт, что он — тот, кто ей нужен, она вцепится в него так, что не отпустит никогда. Да, любителям фантастики все эти «страсти» глубоко по барабану, посему «поздняя» Ле Гуин, мягко говоря, не очень любима любителями фантастики. Ну и пусть. Зато она была Писатель с Большой Буквы. В отличие от легиона бумагомарак с миллионными тиражами. От неё остались Миры. От них останутся горы макулатуры — ну, или в Новом Дивном Мире — миллиарды электронных цифирок, стираемых одним движением «мышки».

Оценка : 7
«Одиночество»
–  [ 4 ]  +

kovalenko910, 12 февраля 2019 г. в 16:17

  На планету Соро-11 прибывает посланница Экумены, ученый-этнолог. Предметом ее исследования является изолированное сообщество туземцев, чрезвычайно консервативное и опасающееся влияния извне. Для преодоления барьера ученая решает использовать собственных детей, в отличие от нее имеющих возможность стать частью местного общества.

  Как часто бывает в произведениях Ле Гуин, история эта неоднозначна, читателю самому предстоит оценить плюсы и минусы мышления сороанских аборигенов, равно как и этичность поступка матери-этнолога. Основной конфликт произведения состоит в «проблеме контакта», которая показано как прямо — в эпизоде с попыткой общения с разумными цефалоподами, так и косвенно — через историю изучения туземцев. Кроме того, поднимается вопрос цены стремительно развивающих технологий, а также проблема власти людей друг над другом, которая местным населением называется магией и всячески табуируется.

«Восхождение на Северную стену»
–  [ 4 ]  +

archivsf, 13 августа 2018 г. в 21:12

Рассказ «Восхождение на Северную стену» (The Ascent of the North Face, 1983) написан в форме дневника некоего Саймона Интервайта, участника Первой экспедиции на Лавджой-стрит. Это произведение – сатира на все увеличивающуюся этажность небоскребов в мире, которые постепенно становятся соперниками Эвереста.

Лавджой-стрит – улица, находящаяся в Портленде, а сам рассказ – вычурная шутка, где большая группа альпинистов пытается покорить вершину... дома номер 2647! Для этого им потребовалось почти три недели, а описываемые в дневнике события и места представлены как лагерь у Веранды, Северо-восточный карниз или Крыша... И хотя в рассказе и указывается средний рост членов группы (около 156 см.), у читателя создается устойчивое впечатление, что они словно муравьи у небоскреба.

«Стрекоза»
–  [ 4 ]  +

ahenobarbus, 29 марта 2018 г. в 16:46

Недурной этюд о времени перемен, хотя мне и сдается, что авторских предпочтений в нем больше, чем авторских размышлений. Живой мертвец, как символ прошлого, и девушка, не знающая собственного имени, как символ будущего. Для Ле Гуин Торион не плох — просто он мёртв. Может быть, для неё и Ириан не хороша — просто она уже есть, а его уже нет. В сущности, разворачивающееся в повести противостояние вне какой-либо привычной нам этической парадигмы. Мастер Зова не делает ничего плохого (я, во всяком случае, этого не вижу), а девушка с Пути не делает ничего хорошего. Здесь нет добра и зла, здесь есть только новое, перед которым бесполезно закрывать двери. В таком рафинированном виде, в каком этот принцип выражен в завершающих сценах повести, он выглядит неоспоримым. Но и страшноватым. Невольно напоминает, что «в долгосрочной перспективе мы все мертвы». Не знаю, может быть, я всё же ошибся, и какие-то глубоко личные авторские мысли тоже стоят за этой историей. Уходя — уходи, неправильно вызывать самого себя из мертвых, даже если тебе кажется, что это твой долг... И традиционно для Ле Гуин, конечно, весьма хорошо написано.

Оценка : 9
«Слово освобождения»
–  [ 4 ]  +

Myrkar, 25 марта 2018 г. в 13:59

Трагический рассказ о судьбе типичного волшебника Земноморья — посвящению всей своей жизни борьбе за гармоничное равновесие и доведения волшебства до искусства великих заклинаний в этой схватке. Здесь все ещё сильно влияние классического фэнтези, где темному волшебству сопутствуют такие создания как тролли (а могли бы быть орки, гоблины), которые перестанут играть роли в основном цикле о Земноморье. Поэтому история выбивается из не менее депрессивного земноморского цикла, где тьма находит куда более изощренные пути для торжества своей власти. Сюжет же очень земноморский: белый волшебник, обладающий великим искусством, полностью растрачивает его и свою жизнь на то, чтобы н существовало настолько же великое зло. Но здесь все куда романтичней, чем в варианте, где уходит только волшебная сила, а человек остаётся.

Оценка : 9
«Правило имён»
–  [ 4 ]  +

Myrkar, 25 марта 2018 г. в 12:22

Хороший рассказ с неожиданным поворотом в конце. Но подкупает в нем не только это. Очень интересным образом раскрывается связь между волшебством человека и волшебством дракона, их психология и, самое главное, правило имён в отношении людей и драконов. Так как это ранний рассказ, то в нем больше того, что встречается в классических сказках, где драконы обязательно захватывают сокровища и едят красивых девушек, а хотелось бы, чтобы сущность дикого волшебства раскрылась именно в контексте мира Земноморья, как и особенности магического поединка, показанного в виде классической схватки с превращениями.

Оценка : 9
«Шкатулка, в которой была Тьма»
–  [ 4 ]  +

Myrkar, 24 марта 2018 г. в 23:41

Один из многих сказочных рассказов, которые выдают писатели-фантасты после своего знакомства с логикой мифологического повествования: герои-демиурги, трикстеры, близнецы и тождество состояний и персонажей, поданых в ступенчатой или параллельной структуре — все это здесь есть. Животные несут символический смысл солнца (грифон) и луны (морской змей), а сражаются братья зенит и сумерки. Время явно не рассветное и не закатное. Логично и то, что шкатулка с тьмой тоже изгнанница в море и возвращается с помощью героя, ведомого существом из другого вселенского состояния — котом, имеющим тень. Море — тёмная бездна, но не такая уж непроглядная, король — солнце. Первоначально произошло отделение тьмы от света, а потом должна начаться смена времени теней и времени без теней. Урсула ле Гуин предлагает чуть более оригинальную версию мифов о сотворении светил и противостояния дня и ночи.

Этот рассказ почему-то помещают в сборники, посвящённые миру Земноморья. Но единственное, что может объединять его с этим волшебным миром — мифология влияния тьмы на преобразование мира, но все-таки здесь не тот мир и не то влияние, хоть и имеет место идея равновесия. Если он и содержал в себе изначальный посыл для создания мира Земноморья, то завязан на на нем как фэнтези на элементах сказок, а сказки на элементах мифа.

Оценка : 8
«Правило имён»
–  [ 4 ]  +

zdraste, 18 января 2018 г. в 17:55

Сказка, изложенная в оригинальной манере автора. Общий смысл сводится к тому, что не всё так просто, как видится на первый взгляд. Никто не знает, какие страсти кипят и какого зверя усмиряет твой сосед, друг, коллега и просто знакомый, кто-то зеленого змия дрессирует, а кто-то кого-то покрупнее ( и избавиться не представляется возможным). Жил себе главный герой тихо, вёл себя смирно, не буянил, криминалом не интересовался. А тут, развязали ему руки. И...как говорится, ушел человек в запой. И, вот сидишь и думаешь, неужели таки он каннибал, все таки как никак человек же, хоть и дракон.

Спасибо за совет puma444

Оценка : 8
«За день до революции»
–  [ 4 ]  +

A.Ch, 10 декабря 2017 г. в 18:55

История о прошлом, которое не даёт уснуть, как царапина, которую не нужно чесать, но ведь не остановишься, обязательно дотронешься до неё, и больше расцарапает оно, но не физически.

Мне почему-то показалась похожей история консула “Вспоминая Сири” из “Гипериона” Симмонса. Он и она. Время, как связь. Что-то, что заставляет жить. Только в рассказе Ле Гуин нет фантастики, как основы. Это обычная человеческая История. Правила, которые Одо сама создала, кажутся ей далёкими, почитатели — чуждыми, поклонники – смешными.

Рассказ об отражении того, что прошло, в том, что будет, и таким странным и другим бывает день до революции сейчас, когда общее уже не частное.

Оценка : 7
«Уходящие из Омеласа»
–  [ 4 ]  +

makelen, 01 июля 2017 г. в 15:23

Рассказ очень глубокий. Идея сложная и каждый, на поставленный в книге вопрос, ответит по-своему. Ушел бы он из Омеласа, остался, или, может, попытался что-то изменить.

Конечно же Ле Гуин читала «Братьев Карамазовых» и, как пишет переводчик в комментариях, прекрасно знает, что идея рассказа заимствована у Достоевского. Но она облекла ее в красивую и оригинальную форму.

Оценка : 8
«Город иллюзий»
–  [ 4 ]  +

Mitgarda, 18 июня 2017 г. в 19:32

Роман очень даже неплохой, постоянно держит в напряжении. За главного героя хочется переживать. Мир далекого будущего описан очень хорошо. Однако слишком невнятная концовка все портит. Да, на кое какие вопросы читатель все же получит ответ. Например, кто такой главный герой на самом деле, или кем являются поработители Земли. Но никакой конкретики ждать не придется. В процессе чтения у меня накопилось много вопросов, однако ответов на ни не получил и потому остался разочарован. А в остальном — крепкий такой боевичок на тему пост-апокалиптики

Оценка : 9
«Всегда возвращаясь домой»
–  [ 4 ]  +

strannik102, 06 июня 2017 г. в 21:51

В этой довольно странной книге нет привычной нам Урсулы Ле Гуин — творца и создателя новым миров. Вернее так — творец и создатель нового мира тут есть, но это совсем не та, привычная миллионам читателей, влюблённых в её в творчество, Ле Гуин. Потому что в этом романе писательница отходит от привычным и любимых нами своих же канонов жанра. Здесь почти что нет приключенческой составляющей, почти что нет квеста и интриги, почти что нет любовно-романтических историй, военных героических событий, нет магии и волшбы — ничего из того, что делает книги Урсулы любимыми и расхватываемыми с полок уже многие десятилетия.

Эта книга как раз более всего и напоминает то, о чём нас предупреждают — описание исследованного мира: систему общественных связей и отношений, военно-политическое устройство, бытовые детали и подробности, немножко географии и предыстории, религию и верования народа, экономику и финансовую систему, обычаи и культурные нюансы, систему образования и воспитания — в общем всё, что удалось узнать или о чём можно было догадаться во время исследования.

Однако иногда автор как бы отходит от археологической стези и начинает говорить от первого лица — о том-то и том-то мне рассказывал имярек, — т.е. порой создаётся впечатление, что Ле Гуин сама непосредственно общается с рассказчиками из того самого описываемого нам мира далёкого будущего.

А ещё порой возникает ощущение, что Урсула просто тщательным образом изучала культуру и все прочие детали и подробности быта каких-то индейский племён и малых народов (Америки, Африки, Полинезии и прочих отдалённых от современной цивилизации мест) с тем, чтобы затем включить всё это в свой роман — такие совсем реальные детали и подробности сделали эту книгу такой достоверной и очень похожей не на художественное произведение, а скорее на отчёт об археологическом исследовании. А включённый в книгу рассказ о жизни одной из женщин народа Кеш просто уже является попыткой литературизации, фантазии на тему узнанного и исследованного (примерно так, как это было сделано Жозефом Рони-Старшим в книгах «Битва за огонь» и «Пещерный лев»).

Что ж, в этом смысле всё получилось очень здорово, Урсула точно выдержала стиль и талантливо выполнила свою задумку — написать роман-предостережение нам, тем, которые сделали нашу планету такой, какой она описана в этом романе.

Мы не можем знать, каким именно оно будет, это самое Будущее, но мы знаем совершенно точно, что оно будет таким, каким его сделаем мы.

Будущее зависит от нас!

Оценка : 8
«Земноморье» [Цикл]
–  [ 4 ]  +

O.K., 03 апреля 2017 г. в 23:52

Начав читать, не могла понять, что же мне не нравиться… Вроде, всё очень даже красиво, легко, а не нравиться… Поняла: слишком чёткое деление добра и зла во-первых, и во-вторых, особенно в первой книге, не хватало трагизма и психологизма. Притча-сказка, пусть и очень хорошая, но не более того. С появлением женского образа во второй книге атмосфера теплеет. Но не успела я порадоваться, как уже в третьей книге снова всё сводится к геройству и спасению мира. Нет, я не против ни того, ни другого, но хотелось бы, что герой при этом кроме внешних приключений переживал ещё и внутренние бури. К сожалению, в первой трилогии я их не заметила.

Они появились только в следующих двух романах, стоящих несколько обособленно. И вот только ради удовольствия понять и прочитать их и стоило читать первые три книги.

Оценка : 7
«Руби в автобусе № 67»
–  [ 4 ]  +

ab46, 07 января 2017 г. в 20:32

Много ли рядом с вами героев? Возможно, вы скажете, что их совсем нет. И ошибётесь. Присмотритесь к старушкам. К родственницам, к соседкам. К ним – сгорбленным, одышливым, с трудом передвигающим ноги. Посмотрите, как они, больше всего нуждающиеся в помощи, пытаются помочь другим. Как они переживают за близких и дальних. Послушайте, как они пытаются решать мировые проблемы, забыв о собственных. Оцените их оптимизм. Присмотритесь к героическим старушкам. Постарайтесь увидеть их так, как увидела их Урсула ле Гуин.

Оценка : 9
«Ожерелье»
–  [ 4 ]  +

vam-1970, 23 ноября 2016 г. в 19:18

Поэтический рассказ о желаниях, которые можно осуществить, но счастье от них некому дарить. Путешествие за ожерельем затянулось на 9 лет, уже и муж погиб, и мать состарилась, и дочка выросла. Фэнтези в реализме — так бы назвал. Талантливое сочетание стилей.

Оценка : 10
«Мир Роканнона»
–  [ 4 ]  +

Groucho Marx, 10 ноября 2016 г. в 01:08

Отличный квест без всяких заумностей, лихая приключенческая стрелялка с ярко, но грубовато прописанными декорациями. Вполне читабельно и не представляет ни малейшего интереса в качестве литературы.

Ну, так это ведь дебютный роман, и для дебюта всё сделано очень грамотно.

Всерьёз обсуждать этот роман — всё равно, что анализировать вкус гамбургера из ближайшего Макдоналдса. То есть, при некоторой тяге к снобизму, можно и проанализировать эту стандартную сдобную булочку с котлетой, однако надо быть готовым, что тот, кто, откусив от габургера, восклицает «Изумительно!» и пускается в рассуждения о тонкостях вкусовых ошчушчений, выглядит довольно смешно.

Оценка : 5
«Порог»
–  [ 4 ]  +

Groucho Marx, 10 ноября 2016 г. в 00:41

Очень противоречивый роман, воспевающий эскейпизм и ролевые игры. Опять у Урсулы Ле Гуин проблемы с психологией персонажей: у них нет психологи, у них есть сюжетные функции. Когда эта писательница увлечена постановкой социальных проблем или описанием миров, схематичность героев не мешает, а помогает — они не отвлекают от разворачивающихся волшебных картин. Но «Порог» сосредоточен на внутреннем мире юных героев, и в результате все слабости Урсулы Ле Гуин, как писательницы, буквально лезут в глаза. Характеры персонажей очень схематичные и примитивные, диалоги между ними совершенно пустые, ни о чём, взаимоотношения строятся по избитым схемам, тысячу раз использованным в литературе. В общем, в качестве фантастики это посредственно, в качестве литературы это плохо.

Оценка : 4
«Левая рука Тьмы»
–  [ 4 ]  +

Velary, 01 сентября 2016 г. в 11:34

Я понимаю, почему это потрясающий роман, получивший кучу премий и любимый читателями, но моего сердца он не тронул.

Первую половину читать было не то что бы скучно, а просто никак. По большому счёту это введение в мир и в происходящее, чтобы не отвлекало, затянувшаяся завязка сюжета. При том, что мир на редкость самобытный и уникальный (планета не просто так получила название Зима), а населяющий её народ и вовсе обладает непредставимой для нас физиологией (на практике), в нём хочется жить. Это, наверное, единственный случай, когда достигнуто полное равенство полов, потому что человек бывает и одним, и другим в течение жизни, поэтому в тебе видят не мужчину или женщину (как правильно сказал Дженли Аи, у остального человечества это основной критерий самоопределения), а человека, это удивительно! И безмерно привлекательно.

Основное действо разворачивается во второй половине книги, когда Дженли и Эстравен предпринимают безумное путешествие через огромные ледяные пространства... Описание их бегства, чувства оторванности от мира, величия природы; раскрытие персонажей и их взаимоотношений, трагедия Эстравена — всё это не может оставить равнодушным, волнует душу.

Ойкумена упоминается в двух словах, мы заглядываем только с самого краешка. Но впечатление составить можно.

Оценка : 7
«Волшебник Земноморья» [Цикл]
–  [ 4 ]  +

Владигор, 19 августа 2016 г. в 12:24

Не рекомендую данный цикл для юного возраста. Думаю, этим вы только отобьете желание читать книги вообще. Очень унылый мир, серый, скучный, безрадостный (складывается именно такое впечатление). По-моему, литературный стиль данной писательницы не подходит для фэнтэзи вообще. Слишком много философии, все в книге отдано главному герою, его поискам и взрослению. Причем его приключения не остаются в памяти, они необходимы лишь для развития персонажа, в большинстве своем это просто встречи с другими персонажами или преодоление различных препятствий. Как-то уж очень все поверхностно, нет яркости эмоций, переживаний( ну не совсем конечно). Самым неудачным я считаю самый первый одноименный роман цикла. Слишком уж он отличается от традиционных произведений жанра. «Гробницы Атуана» благодаря своей камерности, отрешенности от всего остального мира вызывает более благоприятное ровное впечатление. И заключительное произведение-это в какой-то мере заход на второй круг, но герой уже стал совершенно другим. Это как подведение итогов, осмысление пройденного. Мой вам совет- если уж взялись за «Волшебника...» -прочтите весь цикл, а иначе полное мнение вы о нем не составите. Это не просто сказка, а скорее притча или даже жизненная философия, облечанная в форме фэнтэзи. Общую оценку выставлять не буду. И не очень хорошо получилось и вобщем-то не плохо. Но очень своеобразно, я бы сказал, в духе Ле Гуин...

Оценка : 8
«Язык нна ммуа»
–  [ 4 ]  +

god54, 12 июня 2016 г. в 12:10

Очень красивая идея инопланетного языка со всеми деталями строения, произношения, правописания и тому подобных атрибутов. Очень понравилось сравнение языков традиционных со змеёй (английский язык) — первое слово голова, а за ним все остальные. Хотя это сравнение применимо и к другим языкам, но русский позволяет строить предложения и наоборот. А вот описываемый язык сравнивается с морской звездой, начав предложение никто не знает какой смысл оно обретет в конце, ибо подлежащее меняет свой смысл в зависимости от сочетания с другими словами. Так и хочется сказать: бред, но как преподнесено и как красиво и увлекательно. Простой филологический трактат превращается в увлекательное произведение. Вот так бы в школе языки преподавали.

Оценка : 7
«Слово освобождения»
–  [ 4 ]  +

god54, 12 июня 2016 г. в 10:42

Одним из самых любимых приемов советской фантастики был прием самопожертвования и до такой степени набил оскомину, что любое упоминание о нем вызывало аллергию. Но, на удивление, в данном случае этого не произошло, ибо автор сумела показать, что это не акт простого ухода от принятия решения и борьбы, а это есть акт продолжения борьбы, когда исчерпаны все остальные варианты, но путь ведущий к истинной победе. Хотя по-прежнему остаюсь сторонником поиска иных вариантов без суицида.

Оценка : 7
«Кости земли»
–  [ 4 ]  +

god54, 08 июня 2016 г. в 20:42

Я не встречал сказок, которые бы не были добрыми и поучительными. Наверное, за это мы и любим сказки, постепенно перенося это на фантастику и фэнтези и все время подспудно ждем, что снова встретим эту доброту. Так и в этот раз я снова повстречался с чем-то добрым, хорошим. Нет смысла пересказывать текст или ковыряться в отдельных деталях, высказываниях. Перед нами цельное, законченное произведение на тему: всего лишь раз в жизни мы встречаем человека, которому готовы передать все, что имеем и можем ему доверять и надеемся на него больше, чем на своих детей. Ведь, это счастье, когда у тебя есть настоящий наследник всей твоей философии, твоей цели, твоей жизни, а не твоих богатств, ведь, это твое бессмертие...

Оценка : 8
«Камень, изменивший мир»
–  [ 4 ]  +

god54, 08 июня 2016 г. в 18:44

Очень оригинальный рассказ. Совершенно новый и уникальный мир со своей очень странной философией и социальным устройством, разделенный на две народности или группы, как кому нравится. Одна правит и занимается философией, раскладывая камни в разные смысловые узоры и комментируя их (почти, как в Японии). Другая прислуживает, кормит, одевает, убирает и вдруг замечает, что они непроизвольно меняют смысл фраз-узоров камней, используя разные цвета камней, чего не замечают первые. А отсюда уже совсем один шаг до революции. Сюжет хорош, текст великолепен, а в итоге очень даже неплохой рассказ.

Оценка : 8
«Вещи»
–  [ 4 ]  +

god54, 07 июня 2016 г. в 18:44

На тему конца света написано не так уж и много произведений, но все они сводятся к одному постулату: кровь, грязь, мат... Автор же в данном случае рисует некую лубочную картину, не объясняя, что за конец света, откуда и за какие грехи но показывает счастливых людей, занятых религией или водкой или разрушением плодов своего труда и лишь один строит дорогу под водой, явно мозгами тронулся... А в итоге все умерли... Так и остался глубинный смысл произведения в достаточно хорошем тексте, этого никак не отнимешь у автора.

Оценка : 5
«Обделённые»
–  [ 4 ]  +

longfello, 20 февраля 2016 г. в 23:15

Очень мощный многоплановый роман

Все свои премии получил абсолютно заслуженно

P S Читайте в переводе Ачеркан перевод Тогоевой гораздо хуже

Оценка : 10
«Волшебник Земноморья» [Цикл]
–  [ 4 ]  +

Алексей Пенза, 14 января 2016 г. в 11:16

Всем завидующим белой завистью посвящается.

Не буду лизоблюдом, демократия всё-таки! Цикл в целом, как и по отдельности, дюжа не приглянулся: читать-читается, но со скрипом; понимать-понимаешь, ну как-то, будто в тумане находишься и не всё ясно, что там...; а вот интереса, ну нет абсолютно никакого, как бы внимательно не читая!!!

Оппозиционеры вовсю восторгаются придуманным миром Архипелага, а в чём его исключительность? Разжуйте мне, пожалуйста! В чём его особенность всё же? Лично я, что-то этого не обнаружил!

Единственное, что сразу же подметилось ещё с первых страниц трилогии — это: так вот откуда появился Хогвартс! и необычайность подхода автором к разбросу земель на выдуманном им мире, и т-о-л-ь-к-о!

С уважением, AlexeyPenza.ru


  Страницы: «(–10)   1  2  3  4  5 . . . 13 14 15 16 [17] 18 19 20 21 . . . 30 31 32 33 34   (+10)»



⇑ Наверх