Лоис Макмастер Буджолд «Барраяр»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | С множеством интриг | Военное
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Эйрел Форкосиган становится лордом-регентом при несовершеннолетнем императоре Грегоре. Заговоры следуют один за другим, императорский дворец захвачен заговорщиками. Кажется, что предотвратить дворцовый переворот невозможно… Но совершить невозможное удается Корделии, которая должна спасти своего сына Майлза, жестоко пострадавшего от последствий действия ядовитого газа.
Время действия — 0 год с рождения Майлза.
Входит в:
— цикл «Барраярский цикл»
Награды и премии:
лауреат |
HOMer Awards, 1991 // НФ роман | |
лауреат |
Хьюго / Hugo Award, 1992 // Роман | |
лауреат |
Локус / Locus Award, 1992 // Роман НФ |
Номинации на премии:
номинант |
Премия читателей журнала "Science Fiction Chronicle" / Science Fiction Chronicle Reader Awards, 1992 // Роман | |
номинант |
Небьюла / Nebula Award, 1991 // Роман | |
номинант |
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 1995 // Зарубежный роман (США) | |
номинант |
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2000 // Переводная книга НФ (США) | |
номинант |
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第32回 (2001) // Переводной роман |
- /языки:
- русский (9), румынский (1)
- /тип:
- книги (9), аудиокниги (1)
- /перевод:
- А. Кириченко (1), С. Курдюков (1), О. Франц (1), Т. Черезова (9)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
visenna, 22 сентября 2024 г.
Читала, пока летела 9 часовым перелётом. Дома не возникло желания продолжить. Может, дальнейшие книги лучше, но не готова тратить время, чтобы проверить.
Фантастика очень сомнительная: технологии как бы есть, только очень неубедительные и никто ими не пользуется. Военный флот, против которого нужны новейшие разработки плохо сочетается с средневековым уровнем жизни богатейших людей планеты. Это и на бытовом уровне — в 8этажном здании за 700 лет даже лифт не построили, не говоря о чем-то потехнологичнее; и на планетарном: на супервоенной планете нет нормальных врачей! А кто солдат в строй возвращает? Никто? Понятно, почему у вас недонаселение, непонятно, почему вы конкурентоспособны и какая-нибудь Колония Бета не отжала вашу чудесную зеленую планетку с бесплатным воздухом))
Персонажи максимально однозначные и предсказуемые. Хорошие в начале всегда такими и остаются, плохие плохи настолько, что и пятнышка белого не сыскать.
Романтическая линия. Ну, я бы простила предыдущие моменты, если бы романтика была годной, но увы, и тут пролёт. Герои увидели друг друга, через 5 дней решили пожениться, так как полюбили. И это не 15летние подростки, это 33летняя женщина и что-то там типа 43летний мужик! У обоих позади, кстати, неудачные отношения, поэтому совершенно непонятно, как за 5 дней они смогли довериться друг другу, ибо сомнения друг в друге их совсем не тревожат!
Сюжетные повороты. На мой взгляд это сюжетная прямая, которая проглядывается до самого финала, ни одного поворота, разве что пара кустиков тень отбрасывает на рельсы) Пример:
Общие несостыковки. Корделия в первой книге лопает какое-то животное без всяких сомнений, а во второй такая фуу, телятина, а не выращенные белки. Ну мол пробовала пару раз мясо нормальное в научных целях, но фу же. А раньше таких мыслей у нее не возникало.
«Просто потому что.» Как уговорить сотрудника космопорта увезти вас на другую планету бесплатно, без документов и в нарушение закона? Сказать «ох, секретная миссия от президента!». Всё, документов никаких ему не нужно, он тут же поверит и радостно нарушит ради вас закон. А все потому что он вас по телеку видел.
kerigma, 23 мая 2019 г.
Женский роман, который даже не пытается прикидываться частью космической саги.
Из первого романа цикла, «Осколки чести», я примерно помню, что герой и героиня, будучи представителями враждующих армий, встретились, полюбили друг друга и, видимо, поженились. Теперь они уже женаты, героиня беременна, а герой героически возглавляет правительство своей страны и планеты в смутную годину после смерти старого императора, пока его наследник не подростет. Злые враги нападают на него, и хотя герои спасаются, нерожденный ребенок тяжко страдает от яда и становится понятно, что здоровым ему не быть.
Несмотря на активный сюжет и неплохой язык, сама суть конфликта — такая архетипически женская, что стоит об этом пристально задуматься, то аж зубы сводит. Героическая мать борется со всем миром за жизнь своего нерожденного младенца-калеки. В итоге побеждает, конечно, а заканчивается роман вообще свадьбой (как будто всей предыдущей пропаганды семейных ценностей на 500 страницах было недостаточно). С другой стороны, дело не только в том, что написано, но и — как. И сам Форкосиган, и его нехороший отец, и Корделия, и их окружение — очень хороши именно как персонажи. Они не идеальны, они думают и чувствуют, и любовь у них не песни и розы, а нормальная такая спокойная любовь взрослых людей, без лишних драм. Психологическая часть и детали удались Буджолд значительно лучше сюжетной. Впрочем, если ее задачей было написать историю именно об этом неспокойном пренатальном периоде жизни Майзла Форкосигана — вряд ли это можно было сделать лучше. Хотя, возможно, на тему этого периода лучше было бы умолчать, слишком уж много тут, извините, эксплуатации классических моделей.
Тем не менее, мне нравится Корделия как персонаж, именно потому, что это взрослая, уверенная в себе женщина с чувством юмора и здовой самоиронией и самокритикой, но при этом вполне состоявшаяся, чтобы не зацикливаться на этом, а реально делать дело. Таких в литературе и вообще-то немного, а уж в фантастической — так тем более. К тому же события этого романа немного приближают к истории самого Майзла (я как зануда решила читать в хронологическом порядке) — правда, появление его, пятилетнего, в эпилоге не вызывает к нему симпатии. Но это легко объяснимо тем, что автор сходу заявляет читателям «ах, какой это прекрасный ребенок и как им все восхищаются». Надеюсь, дальше дело пойдет не в том же ключе, иначе читать это будет невозможно. В целом же этот роман как фантастический, конечно, не удался, но как женский роман — вполне ничего.
mosalev, 3 декабря 2023 г.
Итоговое впечатление оказалось смазанным превращением главной героини в детородный аппарат. Все вокруг неё носятся, интересуясь лишь ребёнком, а не её личностью и профессиональными качествами. Да и сама Корделия приняла роль наблюдателя. Активно действовать начала лишь в последней четверти книги.
Основной темой истории является ожидание рождение Майлза — главного героя следующих книг, а второстепенная — государственный переворот. Аннотация следующей книги гласит, что Майлз — инвалид и лично я ожидал, что во второй части книги произойдёт рассуждение насчёт морального вопроса о сохранении плода, если становится понятно, что родится инвалид. К сожалению, никакого рассуждения здесь нет. После неудачного покушения, которое навредило здоровью плода, Корделия единолично решает оставить его, доверившись рискованным экспериментам по его стабилизации. Причём было ясно сказано, что первоначальный вид плоду не вернётся. Мать года. К этому стоит добавить барраярское не принятие инвалидов. И, собственно, в этот мир Корделия решает выпустить своего ребёнка. Изначально зная о его будущей судьбе. Очень жестокое и эгоистичное решение, которое, на мой взгляд, никакого смысла не имеет. Здравомыслящая пара сделает аборт и попробует ещё раз. И ладно бы, если Корделия была бы в этот момент просто жёсткой матерью, мол, такова судьба. Но ведь после рождения Майлза она излишне за него трясётся. Уже-то что трястись? Это стоило делать раньше. По этой причине, всё происходящее в книге мне представлятся театром абсурда. А Петер Форкосиган является оплотом логики Барраяра, но его никто не слушает, а стоило бы. Лучший персонаж книги.
По этим причинам, а так же по истеричной реакции Корделии на покушения своего мужа мне показалось, что в эти моменты её характер изменили, так как иначе история не сходится. Но ведь из-за этого капитан космического корабля выглядит простой клушей, что меня огорчает. Только последняя четверть (до эпилога) исправляет положение, но до неё нужно пройти через откровенно душные три четверти книги. Очень жаль, что Корделию так извратили.
IlyaT, 7 января 2023 г.
Это моё первое знакомство с серией и автором. Я понимаю что это не начало цикла, но решил начать с самой титулованной и рейтинговой книги. Прочитал на одном дыхании, почти не отрываясь, жадно перелистывая страницы.
И теперь, могу со всей ответственностью заявить: какой же это лубок! С одной стороны, это хороший образец приключенческой фантастики, тут всё как положено: интриги, заговоры, погони, перестрелки, феодальный строй с бластерами и флаерами, но с другой — совершенно непонятно что этим всем хотел сказать автор. Всё плоско, линейно, персонажи унылы в своем следовании амплуа. Здесь это доведено до абсурда. Если в книге есть негодяй, то он ничем кроме негодяйства заниматься не будет, каждое его появление на страницах романа будет связано с какой-нибудь подлостью. Такая, чисто-опереточная фигура. И наоборот, добрый но справедливый адмирал,муж ГГ, всю книгу будет совершать либо что-то справедливое либо что-то доброе, без вариантов. Иногда он будет немножко рефлексировать для порядка, но как-то неубедительно, не всерьез. Какой-либо конфликт в произведении отсутствует. Точнее автор хотела как-то намекнуть на существование той самой дилеммы: доброта/справедливость, но у неё не очень хорошо получилось, потому что в каждой конфликтной ситуации, мы легко понимаем как поступит персонаж и ни капельки в нём не сомневаемся. Ну и прямое, линейное как палка повествование, поданное лишь с одной точки зрения (которая даже не ставится под сомнение) так же не добавляют книге изюминки.
И что самое отвратительное: кажется, что автор эрудирован, не глуп,я бы даже сказал — талантлив и имеет что сказать миру, но изо всех сил старается этого не делать. Кажется, что автор нарочно «отупляет» своё произведение, чтобы лучше соответствовать целевой аудитории. Я считаю что это преступно и непростительно. Книга должна делать мир лучше, а не хуже.
dxbckt, 5 декабря 2021 г.
Кажется только теперь «до меня дошло» почему большинство считает этот роман «женским»)) Ну правильно... кто написал? «Баба?»)) Значит все правильно «йомть»)) На самом же деле только из-за того, что большинство впечатлений здесь были поданы от лица героини — ничуть не делает роман «женским«! Наоборот — в большинстве «сцен» героиня ведёт себя как «черт в юбке»)) И пока «мужики чего то там мямлют о чести и понятиях по барраярски», героиня берет любимую «заточку», любимого слугу и...мигом решает все наболевшие проблемы)) И хотя я тут все немного утрирую и упрощаю, но это совсем не похоже на то (что я когда нибудь ранее читал или пытался читать) из разряда «женской болтовни»))
И хотя определенный элемент «женской дурости» присутствует — как преданный и давний читатель (мужскАгА рода) должен «авторитетно» заявить что эта СИ, одна из самых лучших серий что я когда либо читал и перечитывал (уже раз 10 минимум). И хотя я не буду тут разбрасываться (всем надоевшим термином) «шедевр», но по моей (субъективной шкале) все именно так))
P.S а если кого-то и коробит подача от «женского лица», то советую успокоиться, так как во всех остальных частях речь пойдет «уже от мужского»)) Не считая конечно книги «В свободном падении... «)) Там с лицом будет вообще «полный напряг»))
k2007, 18 декабря 2019 г.
Отличный роман. О том, что гуманизм должен идти рука об руку с силой, о том, что будущее рождается из крови настоящего, о том, что настоящие люди перешагивают через свои предубеждения и идут дальше.
Плюс к этому тут есть напряжение и драйв, интересные приключения, интересные герои, хороший слог, четкая композиция
Мне очень нравится эта книга
Fess_, 15 января 2021 г.
Очередная история борьбы благородства с предательством. Естественно первые побеждают не оставляя ни единого шанса проигравшим, все идеально складывается и апогей всему — свадьба в последней главе. Фантастика здесь присутствует отчасти, в основном из воспомнинаний героини о своей родной планете. Действия же происходят на планете с феодальным обществом которое достигло технологий полета между мирами. Видны явные перекосы и несостыковки в развитии науки и технологий — летать в космосе мы умеем, но зато никто не знает как вырастить ребенка в пробирке.
Gourmand, 6 февраля 2017 г.
Как бы кто ни классифицировал, но я остаюсь в убеждении что дилогия о Корделии Нейсмит («Осколки чести» и «Барраяр») — это отдельная и прекрасная история о взрослой женщине, полюбившей человека из другой среды, другого мира, другого общества. И жизнь её рядом с мужем на чужом Барраяре — это близкая и понятная многим история. Не знаю, насколько с себя писался образ героини, но её борьба за личное счастье (в первой книге) и за семейное (во второй) не оставили меня равнодушным. При этом Лоис удалось не скатиться в типично женский роман с многостраничными колебаниями и заламыванием рук, с водопадными описаниями туалетов дам, с многократными постельными сценами. Хотя всё это есть в дилогии, но в меру и к месту.
Второй роман к тому же сильнее первого («Осколки чести») и из-за того, что Эйрел Форкосиган перестал быть вторым главным героем. Теперь его проблемы показаны через восприятие Корделии. Как и проблемы других персонажей: старого графа, Ботари, Куделки, Дру и т.д.
В итоге получился отличный роман. Который можно читать вообще отдельно от всего цикла.
opty, 22 ноября 2013 г.
Один из самых титулованных романов блестящего Бараярского цикла , один из лучших . Ну что тут еще можно сказать ...
Написанный после «Братьев по оружию» , «Ученика воина» , «Игр форов» он фактически является приквелом разъясняющим и уточняющим многие события которые в них упоминались . С другой стороны он до определенной степени открывает сюжетные цепочки к последующей «Памяти» , «Танцу отражений» и другим романам цикла . Фактически является скрепой , ну или связующей нитью вокруг которой и сплетаться мир Бараяяра . Так сказать создание романа было логически предопределено , его не могло не быть .
Вместе с тем он абсолютно самодостаточен сам по себе и является законченным и цельным произведем .
Все повествование построено через призму восприятия женщины оказавшейся в чуждом для себя мире , находящемся кроме того в точке перелома определяющим его дальнейшие развитие и судьбу героев . Так и хочется вспомнить старое китайское проклятие «Чтоб тебе жить в эпоху перемен» . И в результате Корделия Нейсмит прекращает свое существование , и рождается леди Форкосиган , женщина которую графы присоветуют стоя и далеко не потому что так положено по этикету .
Вместо «у вас на Барраяре» появляется «у нас на Барраяре» , этот мир становится для неё своим , да и как иначе если она отдала ему изрядную толику своей души .
Как всегда психологичность проработки персонажей находится на высшем уровне , причем как ключевых — Корделии и Ботари так и совершенно второстепенных которые появляются на страницах буквально на паре страниц . Как это удается автору, для меня загадка .
Трудно даже посоветовать в каком порядке читать этот роман в рамках цикла , сразу после «Осколков чести» или в хронологическом порядке написания , и лично я склоняюсь ко второму варианту . Только погрузившись в мир Барраяра , и отчасти поняв его персонажей , можно по настоящему воспринять «Барраяр»
Нет , не приквел . Связующая нить ...
bbg, 19 мая 2012 г.
Я уже не очень молодой человек, и прочёл изрядно книг. Поэтому понимаю, как трудно написать пафосно, но чтобы не ломало, и не болели зубы от фальши. И снова автору это удалось. Ближе к финалу мои нервы всё чаще стали давать сбои — и на простых, вроде, совершенно словах. Простите меня за это, но мне не хватило здорового цинизма искать ошибки и ляпы. Какая разница, есть они или нет, когда написано — так!
Итак, материнская воля превозмогла всё, чтобы смог родиться её ребенок. Посмотрим, будет ли он достоин своей матери.
Корделия, 21 июня 2016 г.
Мир Лоис Макмастер Буджолд неподражаем. Это одна из лучших фантастических книг, которые я читала. И не только потому, что Вселенная Буджолд продумана до мелочей, вплоть до деталей политического устройства. Но главное в ней — люди. Характеры живые, сильные, неординарные. Центральная сюжетная линия «Барраяра» — история жестокого государственного переворота, который становится фоном для раскрытия человеческой души в экстремальных условиях, темой для размышления о судьбе человека в тоталитарном государстве.
Перевод Т.Черезовой весьма удачен (за исключением того, что некоторые имена героев переводчик изменила, вероятно, чтобы не было слишком прозрачного намёка на нашу страну).
Но вот к чему я отнеслась резко отрицательно — так это к иллюстрации на обложке в издании 2012 года. Ранее у меня было издание 1999-го, но увы — осталось у друзей. Купила переиздание. И к нему как раз есть претензии. Очевидно, художник-иллюстратор книгу не читал, а рисовал с чужого пересказа. Во-первых, обложка — явный спойлер. Ну нельзя же так заранее демонстрировать читателю ключевой момент действия! Во-вторых, ну не было в романе сцены,
Rita-iz-Kliri, 13 июня 2013 г.
Одна из наиболее любимых книг цикла, наряду с «Комаррой», «Гражданской кампанией» и «Памятью».
Капитан Корделия Нейсмит оказывается на Барраяре в качестве жены лорда Эйрела Форкосигана. Перед ней стоит сложная задача освоиться в непривычном и чуждом для неё мире.
В отличие от Майлза, который всё делает с надрывом и знает только два варианта развития событий: «стоп» и «полный вперёд», Корделия удивительно цельная и зрелая личность. Ей не требуется кому-то что-то доказывать. Она не сколько пытается адаптироваться на Барраяре, сколько постепенно начинает менять Барраяр под себя. В конце концов плоды её трудов в виде новых больниц, колледжей, стипендий для учёбы на Колонии Бета можно потрогать руками. Они с Эйрелом действовали в одной упряжке, и Корделия порой, на мой взгляд, приходилось не только бороться самой, но и помогать Эйрелу, который, как ни странно, куда менее целостен и уверен в себе в отличие от своей жены.
Корделия не амазонка и не богиня в бронеливчике. Она сильная и уверенная в себе женщина, которая после всех опасностей войны хотела тихой семейной жизни. Но Барраяр раз за разом испытывает её на прочность. Первым сдался Барраяр. Неудивительно, что у такой женщины получился такой сын. Философия Корделии и её трезвый здоровый взгляд на жизнь пронизывает всю сагу.
Эпизод с пробежкой по канализации и финальный аккорд «похода за покупками» просто шикарен. Авторитет Корделии подскочил среди форов до небес. Но в этой сцене ясно видна не только сила и смелость Корделии, но и её человечность. Она испытывает горечь и отвращение от реакции окружающих, а не празднует свою победу. Корделия ставит на первое место людей и ценит их, даже такое чудовище как сержанта Ботари. Человечность обеспечивает Корделии преданность и любовь всех тех, кто её знает. Неудивительно, что потомки в дальнейшем считали монументальной не только фигуру графа Форкосигана, но и его жены.
»-Она самая незаметная из всех жён политиков.
-Незаметная. Как...как воздух. Вы не будете её видеть до тех пор, пока вам не понадобиться сделать следующий вдох».
gipsylilya, 29 августа 2014 г.
Тот случай, когда приключения не заканчиваются со свадьбой — дальше всё становится и опасней, и страньше. А потому что это сильно зависит от того, с кем была свадьба — если ты взялась связать свою судьбу с бывшим адмиралом Форкосиганом, жизнь превратится во что угодно, только не в балы и вечеринки. И опять, как часто у Буджолд, конфликт происходит, прежде всего, на уровне характеров, при всей остросюжетности романа; конфликт характеров и... культур. По большому счёту, «Барраяр» и «Осколки чести» — романы о попаданце, поскольку с благополучной Беты героиня проваливается буквально в средневековье с его интригами и опасностями. Но — никаких грешков жанра «попаданцы» тут не обнаружишь. Несмотря на то, что героиня — действительно героиня. Рубит злу голову и все дела :)
sarthur71, 17 сентября 2013 г.
Нельзя отделить «Барраяр» от «Осколков чести» — эти два романа гармонично дополняют друг друга. «Майлза» можно читать без них; их можно читать без «майлза»... Они вполне самодостаточные и завершенные. Те же герои, та же Вселенная, общее почти всё и... ничего... Столь велика разница между ними.
Дополнить мой отзыв на «Осколки чести» нечем; разве что еще раз подчеркнуть, что эти два романа возвышаются над всем «барраярским» циклом как Останкинская телевышка над жилыми высотками спальных районов...
Такую высокую оценку я ставлю тем произведениям, интерес к которым не угас после третьего прочтения. Эти два романа я прочитал уже пять раз...
primorec, 24 января 2013 г.
Вот он, таинственный Барраяр — планета, где пережитки прошлого мирно соседствуют с новейшими технологиями эры освоения Космоса. Где средневековые кастовые различия, беспрекословное подчинение лордам и монарху, вековые традиции и предрассудки неплохо уживаются с новейшими средствами связи, бластерами и звездолетами. Сколько мы слышали об этой планете в первой части и теперь имеем возможность на ней пожить, изучить ее историю и образ жизни этого странного общества.
Казалось бы, история любви двух представителей враждующих сторон — Барраярского адмирала Эйрела Форкосигана и капитана с колонии Бета Корделии Нейсмит — в «Осколках чести» завершилась сказочно благополучно. Инопланетная золушка нашла своего прекрасного принца, заняв свое место среди правящей элиты Барраярской империи. Впереди — вполне мирная и размеренная жизнь, где каждый шаг определен протоколом, а нам, читателям, остается только тщательно изучать особенности жизни и истории Барраяра.
Но, не тут-то было. Политика, замешанная на феодальных пережитках с примесью высоких технологий, оказывается взрывоопасной смесью. Заговоры следуют один за другим, интриги и давние распри среди лордов-правителей не дают расслабиться бывшему капитану Корделии. Пока, наконец, достаточно мирное начало сюжета не взрывается целой чередой событий: дворцовый переворот, гражданская война, бегство из столицы, борьба за жизнь своего еще нерожденного сына и, естественно, победа, но все же с печатью беды.
Ох, любит автор своих героев. Хоть и кидает их в водоворот событий, но, можно быть уверенным — не даст и волосу упасть с их головы. Погони, перестрелки, бегство через леса и горы/к слову, один из самых интересных эпизодов/ — читаются легко и без напряжения, поскольку твердо уверен, что переживать за героев сильно не стоит, и чудесное избавление для них обязательно придет . Пусть и в самую последнюю минуту, но «все закончится хорошо» и «все поженятся».
Кстати, о «поженятся». В этом романе просто нереально много о любви и переживаниях, сентиментальных сцен, иногда в самый неподходящий момент, когда, вроде бы, напряженное действие даже по логике вещей не предполагает длинного диалога о планах на удачный брак. Но, отнесем это на «женский стиль» и простим некоторые «вольности» роману, который вполне внятно и занимательно рассказывает предисторию Майлза Форкосигана.