Дискуссия о фантастике 1966


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «mif1959» > Дискуссия о фантастике 1966 года: ЕФРЕМОВ - ФРАНЦЕВ - ЕФРЕМОВ
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Дискуссия о фантастике 1966 года: ЕФРЕМОВ — ФРАНЦЕВ — ЕФРЕМОВ

Статья написана 25 января 19:11

Статья «Миллиарды граней будущего» в «Комсомольской правде» была не единственным ответом Ивана ЕФРЕМОВА на статью Владимира НЕМЦОВА «Для кого пишут фантасты?».

23 января 1966 года в Комитете по печати при Совете Министров СССР состоялось совещание, посвященное проблемам научной фантастики. На этом совещании критик Владимир ДМИТРЕВСКИЙ зачитал письмо-выступление Ивана ЕФРЕМОВА, который не мог присутствовать на совещании из-за болезни. Выступление это под названием "Сражение за будущее" было опубликовано в газете «Литературная Россия» за 4 февраля 1966 года.

По поводу выступления Владимира НЕМЦОВА Иван Антонович другими словами повторил, то что говорил в статье «Миллиарды граней будущего»:

— Только недосмотром со стороны руководящих органов Союза писателей и нашего литературоведения можно объяснить тот факт, что архаические, окаменелые воззрения продолжают до сих пор существовать и влиять на развитие научно-фантастической литературы...

Говоря о необходимости следить за высоким качеством научной фантастики, не следует перегибать палку. Недавнее появление в "Известиях" статьи В. Немцова породило в некоторых кругах разговоры о неблагополучии в советской научной фантастике, об ошибочной идейной позиции произведений уже известных писателей. Все эти разговоры не имеют под собой серьезных оснований.

25 мая 1966 года в газете «Известия» появилась статья академика Юрия ФРАНЦЕВА (на тот момент — шеф-редактор журнала «Проблемы мира и социализма» в Праге) «Компас фантастики». Она стала продолжением позиции Владимира НЕМЦОВА. Академик негативно оценил «Трудно быть богом»:

— Повесть опровергает, а не подтверждает возможность вмешательства в ход истории, ускорения исторического процесса и изменения его характера. Это было бы верно, если бы речь шла о человеческом произволе, о насилии над историей, о волюнтаризме. Но ведь научная социология утверждает возможность человека, вернее, социальных классов, влиять на ход истории, если они действуют в том направлении, в каком объективно развивается данное общество. Научная социология утверждает, что именно так народные массы творят историю, что от их деятельности зависят темп и в значительной мере характер развития общества, определяемый объективными закономерностями исторического процесса. От деятельности народных масс зависит, чтобы возобладала прогрессивная тенденция развития. Именно такая социологическая концепция дает широкую возможность художнику поставить ряд больших вопросов и по-своему, в художественной форме, наметить их решение. Но в повести этого, к сожалению, не случилось. Научная социология выступает и против волюнтаризма и против исторического фатализма. Ее положения досказаны жизнью, например, тем, что целые народности на данном этапе перешли от родового строя, лука и стрел, шаманства к социалистическим формам общежития.

Точно также он отнесся и к «Хищным вещам века»:

— ЗА последнее время появились романы советских писателей, посвященные будущему, лишенному четких социальных очертаний, например, капиталистическому обществу, в котором совсем нет классовой борьбы, не видно его социальной основы. В повести братьев СТРУГАЦКИХ "Хищные вещи века" подчеркивается изощренно высокий материально-технический уровень жизни будущего общества, изобилие, в которое по горло погружены люди. В ней ставится ряд проблем — о судьбе сознания и характера человека, об изменений этических взглядов и психологических установок человека в этих новых условиях. Но что можно сказать об этих изменениях, если в повести отсутствует первооснова всех социальных изменений? Как может художник писать о жизни общества и ни одним штрихом не выдать ее социальной сущности?

На Западе появились сейчас мастера художественной фантастики которые довольно откровенно заявляют, что им нет никакого дела до данных науки (и естествознания, и научной социологии), что их творчество — вольная игра воображения. Но в таком случае надо ли придумывать этому творчеству новое название — "социальная фантастика"? Не вернее ли сохранить за ним старое и более откровенное название — сюрреализм. Наличие в подобных химерических повествованиях каких-то мимоходом оброненных слов о "гравитационном поле" или о "фотонах" едва ли меняет дело по существу. Такие произведения имеют весьма отдаленное отношение к социальному фантастическому роману о силе человеческой мысли и дела...

Интересно, что в качестве положительного примера Юрий ФРАНЦЕВ приводит «Туманность Андромеды» Ивана ЕФРЕМОВА — при том, что ни словом не упоминает отповедь Ивана Антоновича НЕМЦОВУ.

ЕФРЕМОВ, сам крупный ученый, в письме Владимиру ДМИТРЕВСКОМУ от 3 июля 1966 года так охарактеризовал статью ФРАНЦЕВА:

— Статью ФРАНЦЕВА я добыл насовсем – она написана дураком, а ФРАНЦЕВ ведь умный человек. Из этого заключаю, что он подписал то, что ему подсунули. Надо бы всыпать как следует и за прогрессивный феодализм, и за новую формулировку фашизма – он дополнил Ленина тем, что определил фашизм как заключительный этап империализма – да за это одно – публичная порка.





548
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение25 января 19:39
Большое спасибо! крайне любопытно! Жаль Ефремов не расшифровал ,чем именно ему «дполнение к Ленину» не понравилось. Я к сожалению, в первоисточники не так хорошо погружен ,как корреспонденты этой переписки. Потому что, то, что творят Трамп и Маск, может и подтвердить тезу академика Францева: таки да, последний этап и именно что империализма!8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 января 22:43
цитата vfvfhm
Жаль Ефремов не расшифровал ,чем именно ему «дполнение к Ленину» не понравилось.
Видимо, привязкой фашизма исключительно к империализму. Т.е. при феодализме (или зарождающейся буржуазии) он как бы не может возникнуть.
 


Ссылка на сообщение25 января 22:47
Спасибо за уточнение!:beer: Интуитивно хочется возражать именно Ефремову, но надо как следует обмозговать. Дело-то крайне нешуточное и нисколько не отвлеченное, а всех касается!
 


Ссылка на сообщение25 января 22:53
И Ефремов имеет ввиду работу Ленина «Империализм, как высшая стадия капитализма» (нап. 1916, опубл. 1917).
 


Ссылка на сообщение25 января 23:45
Спасибо!:beer:
 


Ссылка на сообщение25 января 23:12
Статья В.И. Ульянова (Ленина) «Империализм как высшая стадия капитализма» Цитата: «Если бы необходимо было дать как можно более короткое определение империализма, то следовало бы сказать, что империализм есть монополистическая стадия капитализма».

Соответственно, по академику Францеву, фашизм есть заключительный этап империализма, тогда как империализм есть монополистическая стадия капитализма.
 


Ссылка на сообщение25 января 23:57
Спасибо большое!:beer: Это я понял:-) Я не понял, что тут Ефремову не понравилось8-) У нас многие эксперты самых разных воззрений сходятся во взгляде, что фашизм — никакой не выверт капитализма и не его извращенная форма, а неизбежное следствие. Как только дела плохи ,и рыночек ничего порешать не может, а все процедуры и институты, которыми нам десятки лет плешь проедали, летят в тартарары (тьма-тьмущая примеров за последние постковидные годы), то извольте — зиговать подано! И вот вам империализм — Гренландия, Канада ,Мексика, Панама ,а там и «единая страна, единый фюрер».
Для фантаста у Ефремова было, похоже, маловато прогностической проницательности;-) Стругацкие в те же годы в «Обитаемом острове» все лучше прописали. Впрочем, и Ефремов в «Часе быка» многое правильно угадал. Возможно, не хотел на всю глубину свои взгляды впрямую декларировать, даже в частной переписке.
 


Ссылка на сообщение26 января 15:21
цитата
а неизбежное следствие

Искус индустриализации. Когда с одной стороны огромное количество населения мигрирует из деревень в города. А с другой стороны идиология и промышленные мощности позволяют перенаправить связанное с этим напряжение за границы страны.
Социализм тоже на оной миграции катился. С другими акцентами конечно. Но закончилось население в селах и закончился социализм и СССР.
Трамп империалист который пытается перенаправить напряжение в стране за её приделы. Но запасов идеологического мяса как у Гитлера у него нету.
 


Ссылка на сообщение26 января 16:12
цитата The_tick_hero
Но запасов идеологического мяса как у Гитлера у него нету.

Да, есть правда в ваших словах, сельское население еще и более пассионарное оказывается. Вот и Трампа начали прежде всего рэднеки и жители глубинки поддерживать. Надеюсь, и в смысле идеологии вы правы окажетесь.
 


Ссылка на сообщение26 января 16:20
Это ошибка. Трампа поддерживают те кто не хотят как сейчас. Они не Трампа поддерживают, они испытывают глубокое отвращение к тому как они живут. Идея того что дискредитировав Трампа демократы что то изменят глупость. Они его весь первый срок дискредитировали.
 


Ссылка на сообщение26 января 16:25
И это тоже правда. Ладно, посмотрим, куда кривая вывезет...
 


Ссылка на сообщение28 января 18:25
Борис Стругацкий дал определение фашизма в статье «Фашизм- это очень просто»(1995 год). Цитата:«⁠⁠О, мы прекрасно знаем, что такое фашизм – немецкий фашизм, он же – гитлеризм. Нам и в голову не приходит, что существует и другой фашизм, такой же поганый, такой же страшный, но свой, доморощенный. И, наверное, именно поэтому мы не видим его в упор, когда он на глазах у нас разрастается в теле страны, словно тихая злокачественная опухоль. Мы, правда, различаем свастику, закамуфлированную под рунические знаки. До нас доносятся хриплые вопли, призывающие к расправе над инородцами.»
 


Ссылка на сообщение28 января 21:30
цитата zohcain77
И, наверное, именно поэтому мы не видим его в упор, когда он на глазах у нас разрастается в теле страны, словно тихая злокачественная опухоль. Мы, правда, различаем свастику, закамуфлированную под рунические знаки.

БН хорошенько не подумав сгоряча видать это заявил. Времена переменные, неспокойные были. Ну и свобода прорвалась, говори не хочу о чем угодно что в голову придет.
Фашизм по идее может объединять в свою программу разные этносы и расы, это не оправдывает его звериную нечеловеческую сущность. Возможно говоря о рунических знаках БН имел ввиду какой то именно этнический национализм а не фашизм?
И где вообще БН видел призывы расправляться над инородцами? И самое главное какими конкретно?
 


Ссылка на сообщение28 января 23:29
Поздний БН — это могучая тема для дискуссий. Если бы не полиция мысли, я бы написал кое-что по этому поводу. А так вы можете крыть любых оппонентов в одну калитку.
 


Ссылка на сообщение29 января 17:52
Какое же это определение? Или в статье другое есть?
Более конкретного определения, чем Георгий Димитров, никто пока что не дал.
 


Ссылка на сообщение29 января 18:32
БН и не определял. Он рассказал свои представления, ему думалось что это вот так. Ну и намешал еще до кучи, диктатуру Сталина, сталинский тоталитаризм, как бы уравнивая тоталитаризм и фашизм. При этом напрочь забывая (в статье пишет что чуму лечить мы не умеем) что это СССР уничтожил, растоптал фашизм в войну, освободил народы Европы. Да и Израиля бы не было без СССР.


Ссылка на сообщение25 января 20:25
Вся абсурдность всех этих научных фантастики, социальных фантастики и тд. показывается одним фактом.
Артур Конан Дойл известен как апологет научной картины мира. Его Шерлок Холмс и профессор Челенжер из Затерянного мира воспевают мир рацио и науки. Что знают меньше людей об профессоре Челенжре была написанна трилогия. Первый роман Затерянный мир широко известен. Вторая повесть Отравленный пояс об воздействии на Землю особого вида космического эфира известна меньше. В третьем романе создатель Шерлока Хомса, а так же член масонской ложи Артур Конан Дойль представляется совсем с другой стороны. Заявления профессора Челенжера сделанные в Туманной земле как минимум странны и адиозны. Как максимум очень далеки от науки. Что то странное пусть и менее адиозное можно найти и у Уэлса. Научная фантастики вовсе не так фундоментальна в рамках фантастики как явления как это заявляется.


Ссылка на сообщение26 января 15:22
Интересно, почему те, кто пишет на фантлабе разнообразный шизофренический бред,
в большинстве своем элементарно безграмотны? Вероятно, есть в этом какая-то закономерность...


Ссылка на сообщение26 января 16:05
цитата
Но известно, что для своего времени феодализм был прогрессивной ступенью развития общества. Фашизм же — раковая опухоль на теле современного загнивающего капитализма в его последней, империалистической стадии.

Ну, с точки зрения марксистско-ленинской теории всё корректно написано. Как и дальше про то, что фашизм не мог развиться на феодальной почве.


Ссылка на сообщение27 января 08:44
Забавно, что к середине 70-х «линия партии» изменилась. Во-первых, цензоры жестко начали следить, чтобы в фантастике не было «экспорта революции» – то есть базовые идеологические установки в СССР стали прямо обратными тому, в чем в середине 60-х обвиняли СТРУГАЦКИХ.
Во-вторых, вот цитата из отзыва старшего редактора (а все эти редакторы чутко понимали «генеральную линию») А. ПЛЮСНИНОЙ из «Детской литературы» об условиях включения «Парня из преисподней» в сборник «Незримый мост», датированный 20 ноября 1974 года:
— Во-первых, поскольку сюжетная линия ведется от третьего лица, нам думается, что нетрудно будет с его помощью более четко определить социальную систему Гиганды, где под эгидой императора и герцога ведутся бесконечные захватнические войны между деспотическими иноязычными государствами, в которых архаические феодальные отношения совмещаются с гнусной идеологией фашизма (из полного собрания сочинений СТРУГАЦКИХ в 33 томах. Том 20. Стр. 127)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 января 10:41
цитата mif1959
есть базовые идеологические установки в СССР стали прямо обратными тому
Такие установки стали базовыми ещё в 30-е, если не раньше.
 


Ссылка на сообщение27 января 12:38
Вы, похоже, не понимаете сути выражения «экспорт революции». Оборонная литература/фантастика не была с ней связана.
 


Ссылка на сообщение27 января 18:42
Какая оборонная? О чем Вы?
 


Ссылка на сообщение27 января 19:28
Это был ответ на реплику Караваева, которую он потом удалил.


⇑ Наверх