Уильям Шекспир «Генрих VI. Часть первая»
- Жанры/поджанры: Историческая проза | Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Эпоха географических открытий (15-16 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Эта историческая хроника охватывает период в тридцать лет в английской истории. Начиная от смерти короля Генриха Пятого в 1422 году и заканчивая Кастийоньской битвой в 1453 году. Ланкастеры расплачиваются за узурпацию власти и смерть настоящего короля. Английские войска терпят поражение в битвах с Францией. В Англии начинаются междоусобицы и гражданские войны.
- /языки:
- русский (22), английский (8)
- /тип:
- книги (29), периодика (1)
- /перевод:
- Е. Бирукова (10), А. Соколовский (3), Д. Цертелев (2), О. Чюмина (3)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
wolobuev, 25 декабря 2011 г.
Альтернативная история тоже может вдохновлять. Во всяком случае, именно вымышленная сцена из этой пьесы, где герои срывают в саду алые и белые розы, подала мысль Вальтеру Скотту окрестить английскую междоусобицу в честь этих цветов. Так и пошло.
Но сама пьеса отвратительна. Пусть даже она была одной из первых в ряду исторических хроник Шекспира, всё равно, творение это чудовищно по своему содержанию. Помнится, у Жюля Верна в «Детях капитана Гранта» выведен мальчишка из австралийских аборигенов, который, наученный английскими учителями, был убеждён, что весь мир принадлежит Великобритании, а европейские монархи — всего лишь губернаторы. Теперь я понимаю, за что мстил британцам знаменитый француз — вот за такие произведения. Нет, сам сюжет ещё куда ни шло (хотя герои в большинстве — на одно лицо, и совершенно непонятно, из-за чего же они передрались), но вот его ужасающая однобокость и откровенная ложь вызвали у меня отторжение. Фабула построена на периоде деятельности Жанны д'Арк, однако к реальной истории не имеет никакого отношения. Шекспир смело перекраивает канву событий, не смущаясь явным враньём. Так, Толбот у него умудряется отбить Орлеан после того, как был побеждён возле этого города французами; Жанна почему-то ходит в походы вместе с королём Карлом (которого Шекспир упорно именует дофином, вкладывая это обращение даже в уста самих французов, что выглядит полным нонсенсом), причём, добирается аж до Руана; бургундский герцог выставляется подлым изменником, приложившим руку к поражениям англичан, а «орлеанская девственница» попадает в плен потому, что её бросили злые духи, ранее помогавшие во всех начинаниях (то есть автор продолжает считать её ведьмой). Об участии тех же бургундцев в пленении Жанны нет ни слова (ну ещё бы! Разве можно бросить хоть малейшую тень на доблестных англичан!). В плену Жанна ведёт себя как последняя трусиха, пытается спасти себя ложной вестью о беременности (причём, в отцы записывает всех подряд, от чего лишь портит себе репутацию), но добрый герцог Йорк неколебимо отправляет её на костёр, хотя и предписывает поставить побольше бочек с маслом, чтоб девочка не мучилась (гуманист, однако!). Апофигеем всей этой чепухи является договор, по которому «дофин» Карл после ряда побед вдруг ни с того ни с сего признаёт себя английским наместником во Франции. Англичане, разумеется, по прежнему непобедимы, но терпят неудачи из-за внутреннего раздрая (который Шекспир показывает очень хорошо), необоримой трусости военачальника Фастолфа и превосходства французов в численности. Король Генрих VI хотя и очень юн, но общается как взрослый, так что незнакомому с историей человеку будет совершенно непонятно, зачем же этому монарху понадобился регент. В общем, полный бред. Ура-патриотическая агитка в жанре альтернативной истории, смахивающая на аналогичные книжонки, то и дело появляющиеся на книжных прилавках России. Возможно, я не стал бы так сурово оценивать эту пьесу, если бы не имел перед глазами пример другой подобной агитки, но выполненной талантливо и без около-исторического сочинительства. Кто же её автор? Да сам Шекспир. Пьеса называется «Генрих V». Написана она значительно позже и ярко иллюстрирует, насколько далеко шагнул драматург от своих ранних работ.