Эдгар Аллан По «Человек толпы»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Если есть время понаблюдать за толпой на площади, то можно научиться различать эти бесчисленные разновидности фигур и лиц. Однако один странный старик долго не поддавался никакому объяснению, пока после долгой слежки за ним не выяснилось, что у него болезненная боязнь одиночества и все своё время, забывая о сне и отдыхе, он проводит на улицах города, толкаясь среди людей.
Входит в:
— сборник «Phantasy Pieces. Including all the author's late tales with a new edition of the «Grotesque and Arabesque», 1842 г.
— сборник «Рассказы», 1845 г.
— сборник «Tales of Mystery and Imagination», 1908 г.
— антологию «Opowieści nadzwyczajne tom II», 1913 г.
— журнал «Ellery Queen’s Mystery Magazine, November 1974 (Vol. 64, No. 5. Whole No. 372)», 1974 г.
— антологию «Фантастические рассказы», 2006 г.
— журнал «Histeria 2015/5 (10), wrzesień 2015», 2015 г.
Периодика:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Zombie 1st class, 26 мая 2020 г.
Главный герой случайно замечает необычного человека на улице, и в порыве любопытства начинает незаметно за ним следовать по городу. А незнакомец – мало того, что отличается странной внешностью и поведением, так еще и маршруты у него… своеобразные. Из приличных районов с чистой публикой, преследование заводит в нищие кварталы, а потом и в еще более мрачные глубины темного дна Лондона, а оттуда – одному Богу известно куда. Но одно остается неизменным – странный человек никогда не остается один, всегда стремясь к скоплениям других людей, неважно каких и где. Словно в буквальном смысле не способен существовать сам по себе...
Необычный рассказ, созданный вокруг довольно простенькой метафоры. Ничего страшного в нем не происходит (да и вообще почти ничего не происходит), но чувствуется некая тревожная атмосфера необъяснимого – чего-то, о чем лучше и не знать нормальным людям.
korsrok, 11 мая 2014 г.
В одном и своих наиболее таинственных рассказов «Человек Толпы», Эдгар По рисует старика, своеобразный дьявольский образ. «Бросив беглый взгляд на лицо этого бродяги, затаившего какую-то страшную тайну, я получил представление об огромной умственной силе, об осторожности, алчности, хладнокровии, коварстве, кровожадности, о торжестве, веселости, о крайнем ужасе, о напряженно и бесконечном отчаянии». Если несколько изменить слова этой сложной характеристики – получится портрет самого автора. Смотря на лицо Эдгара По и читая его произведения получаешь представление о громадной умственной силе, об утонченной скупости к использованию слов, указывающую на большую любовь к языку, о ненасытной алчности души, о мудром хладнокровии избранника, о безумной веселости безысходного ужаса, о напряженном и бесконечном отчаянии… Безумный старик, чтоб не остаться наедине со своей страшной тайной, без устали скитается в людской толпе. Он бежит с одного места на другое, и когда пустеют нарядные кварталы города, он, как отверженный, спешит в нищенские закоулки, где омерзительная нечисть гноится в застоявшихся каналах. Так точно и Эдгар По проникнувшись философским отчаянием, затаив в себе тайну понимания человеческой жизни, как кошмарной игры большего в меньшем, всю жизнь был под властью демона скитания, и от чарующего и прекрасно переходил к кошмарному и омерзительному, чтоб через остроту ощущения соприкоснутся с миром, чтоб и здесь, в провалах уродства, увидеть хотя бы тусклое фосфорное сияние. И как загадочный старик был одет в затасканные вещи хорошего качества, а под тщательно застегнутым плащом скрывал что-то блестящее, бриллианты и кинжал, так Эдгар По в своей искаженной жизни всегда оставался прекрасным демоном, и над его творчеством никогда не погаснет изумрудное сияние Люцифера.
vbredu, 12 декабря 2014 г.
Одно из самых любимых произведений Эдгара По.
Несмотря на то, что в названии фигурирует слово «толпа», да и описываются многолюдные улицы города, рассказ об одиночестве и страхе. Интересно, что же вдохновило писателя написать его?
Книжный червь, 24 апреля 2011 г.
Чем гениален По, в частности этот рассказ, что предположений можно сделать несколько, и каждый видит своё. Может этот человек боится остаться наедине со своей совестью, поэтому следует за толпой? Может он просто осознал, что не является индивидумом, а лишь частичкой жалкого общества и из горя следует за толпой? Может быть это незаметный человек, уставший от одиночества и ищет спасения в топле? А что если и в толпе он чувствует себя одиноким? Нет ничего хуже, чем одиночество в толпе. Аплодисменты, мсье По.:pray:
sham, 8 марта 2010 г.
Любопытный рассказ. Интересное социологическое начало, в котором автор анализирует толпу. Этому посвященно настолько много текста, что я уж думал, что не дождусь основного сюжета, тем не менее и он появился.
Рассказ о старике, который не может жить вне толпы очень заинтриговал, и я прямо с живым интересом ждал финала, чтобы узнать чем всё кончилось... К сожалению, этого не удалось узнать, ибо как такого финала нет, и мы, да узнаем, что он не может жить вне толпы. Это меня разочаровало. Второй минус, на который хотелось бы заострить внимание: я тоже не понял, почему старик — дух преступления. Наверно это связанно с нечистой его совестью, вот его и тянет к людям, хотя данное умозаключение и похоже на правду, но с ним можно поспорить...
Yazewa, 4 марта 2008 г.
Занятное социологическое наблюдение — в первой части рассказа. Очень ироничное и точное.
Не поняла, почему старик — «олицетворенный дух глубокого преступления«! :confused: Да, есть люди толпы... но совсем не обязательно это боязнь остаться наедине со своей совестью!
Я, скорее, — полная противоположность «человека толпы»... но читать интересно.
duke, 4 ноября 2007 г.
История, не потерявшая актуальность и сегодня. Таких людей очень много. Людей, которые (в принципе) не могут быть одни.
Ruddy, 13 февраля 2007 г.
Порок — бояться остаться одному, но не с кем-то, кого ты любишь и уважаешь, а с совсем чужими людьми. Порок — любить бесцельную толпу, и самая большая гнусность — болеть ею. Знать, что ты зависишь от толпы — и ничего не делать, не бороться с этим своим ужасом...
Nog, 5 августа 2007 г.
Похоже на прообраз первых социологических исследований. Многими темами, видимо, в свое время интересовался По.
vitamin, 13 июля 2007 г.
Как всегда у По удачно получились описания, в этот раз, толпы, как впрочем и человека толпы.
Nodd, 8 июля 2006 г.
Я — человек толпы! Я чувствую это постоянно. Возможно, это только мое, но тогда почему этот человек почти два века назад сказал обо мне?!! Эдгар, согласись, ведь не о «грешках» (Psihea) речь!
Для gams: не страх перед «сам с собой» (это как раз и есть главная задача человека!), а суета толпы, из которой всеж-таки хочешь «вытащить» что-то стоящее, что-то имеющее значение! В чем значение твоей толпы?
Инна Калимани, 9 марта 2007 г.
какое меткое произведение. Действительно ведь есть такая категория людей — людей толпы. Но ее суть разгадать удалось Э.По.
gams, 22 марта 2006 г.
Рульное произведени про людей коих особо много в неше время,и те кто бежит от себя-ибо самая страшная кара и мука для них-остатса сам с собой на едине-и они бегут,в толпу,где с трах уходит.Для них-толкотня лучше рая,а тишина-хуже похоронного звона-И По очень хорошо описал это-браво!!!!:pray::pray::pray:
Psihea, 11 июня 2006 г.
О Да! Одиночество для грешника — адская мука. Действительно, в одиночестве приходят в голову всякие мысли про твои проошлые грешки, и не дают тебе покоя, пока кто-то не отвлечет тебя от них...:frown: