fantlab ru

Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.88
Оценок:
1258
Моя оценка:
-

подробнее

Франкенштейн, или Современный Прометей

Frankenstein; or, The Modern Prometheus

Другие названия: Франкенштейн, или Новый Прометей

Роман, год; цикл «Франкенштейн. Свободные продолжения»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

1 августа 17.. года к борту судна вышедшей из Архангельска полярной экспедиции прибивает льдину с собачьей упряжкой. Выживший путник-европеец, Виктор Франкенштейн рассказывает капитану историю своей жизни. Эта история нашедшего способ «оживления мертвой материи» студента-естествоиспытателя и путь мести людям его разумного порождения стали основой романа, который признается многими как первое произведение в жанре научной фантастики.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Первая публикация была анонимной.

На сайте архива Шелли-Годвина выложена рукопись романа с расшифровкой.

Полноценный перевод романа выполнен Зинаидой Александровой и, возможно, Ю. Евтушенко (полнота не проверена).

Остальные переводы либо в сокращении, либо являются пересказами.


Входит в:

— цикл «Франкенштейн. Свободные продолжения»  >  Антологии  >  антологию «Франкенштейн», 1994 г.

— журнал «Weird Tales, August 1932», 1932 г.

— журнал «Weird Tales, December 1932», 1932 г.

— журнал «Weird Tales, July 1932», 1932 г.

— журнал «Weird Tales, June 1932», 1932 г.

— журнал «Weird Tales, May 1932», 1932 г.

— журнал «Weird Tales, November 1932», 1932 г.

— журнал «Weird Tales, October 1932», 1932 г.

— журнал «Weird Tales, September 1932», 1932 г.

— антологию «The Monster Makers: Creators & Creations of Fantasy & Horror», 1974 г.

— антологию «Science Fiction and Fantasy», 1977 г.

— антологию «The Road to Science Fiction: From Gilgamesh to Wells», 1977 г.

— антологию «The Classic Horror Omnibus. Vol. 1», 1979 г.

— антологию «Английская романтическая повесть (на английском языке)», 1980 г.

— антологию «A Treasury Of Gothic And Supernatural», 1981 г.

— антологию «Антология ужасов. Том 1», 1991 г.

— антологию «Комната с гобеленами», 1991 г.

— журнал «Молодёжь и фантастика № 1, 1991», 1991 г.

— журнал «Молодёжь и фантастика № 2, 1992», 1992 г.

— журнал «Молодёжь и фантастика № 3, 1992», 1992 г.

— журнал «Молодёжь и фантастика № 4, 1993», 1993 г.

— антологию «Франкенштейн», 1994 г.

— антологию «Страшно увлекательное чтение. 21 иллюстрированный триллер», 2001 г.

— антологию «Вампир. Английская готика. XIX век», 2002 г.

— антологию «Франкенштейн», 2003 г.

— антологию «Смерть Дон Жуана, или «Незримого начала тень...», 2007 г.

— антологию «Готический роман», 2009 г.

— антологию «Демоны и призраки», 2010 г.

— антологию «Классические кошмары», 2010 г.

— антологию «Франкенштайн», 2010 г.

— антологию «Дом с привидениями», 2014 г.

— антологию «Франкенштейн. Подлинная история знаменитого пари», 2019 г.


Награды и премии:


лауреат
Фэнтези: 100 лучших книг / Fantasy: The 100 Best Books, 1988

лауреат
Хоррор: 100 лучших книг / Horror: 100 Best Books, 1988

лауреат
200 лучших книг по версии BBC / BBC The Big Read, 2003

лауреат
1001 книга, которую необходимо прочитать / 1001 Books You Must Read Before You Die, 2006

лауреат
100 лучших книг, написанных на английском языке / The Guardian's 100 Best Novels Written in English, 2015

лауреат
100 самых вдохновляющих романов по версии BBC / BBC list of 100 “most inspiring” novels, 2019 // Жизнь, смерть и другие миры

Номинации на премии:


номинант
Зал славы научной фантастики и фэнтези / Science Fiction and Fantasy Hall of Fame, 2016 // Творения (выбор публики)

Экранизации:

«Франкенштейн» / «Frankenstein» 1910, США, реж. Дж. Сирл Доули

«Франкенштейн» / «Frankenstein» 1931, США, реж. Джеймс Уэйл

«Франкенштейн» / «Frankenstein» 1984, США, Великобритания, реж. Джеймс Ормерод

«Невеста» / «The Bride» 1985, Великобритания, США, реж. Фрэнк Роддэм

«Франкенштейн» / «Frankenstein» 1992, Великобритания, реж. Дэвид Уикс

«Франкенштейн» / «Frankenstein» 1994, США, Япония, реж. Кеннет Брэна

«Франкенштейн» / «Frankenstein» 2004, США, Германия, Словакия, реж. Кевин Коннор

«Франкенштейн» / «Frankenstein» 2011, Великобритания, реж. Дэнни Бойл

«Виктор Франкенштейн» / «Victor Frankenstein» 2015, США, реж. Пол МакГиган



Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Франкенштейн
2025 г.

Издания:

Франкенштейн
1965 г.
Франкенштейн, или Современный Прометей
1989 г.
Антология ужасов. В четырех томах. Том 1
1991 г.
Комната с гобеленами
1991 г.
Вампиры. Франкенштейн
1992 г.
Франкенштейн, или Современный Прометей
1992 г.
Франкенштейн
1995 г.
Франкенштейн
1998 г.
Франкенштейн
2000 г.
Вампир. Английская готика. XIX век
2002 г.
Франкенштейн
2003 г.
Франкенштейн
2003 г.
Франкенштейн
2005 г.
Франкенштейн
2006 г.
Смерть Дон Жуана, или «Незримого начала тень...»
2007 г.
Франкенштейн
2007 г.
Франкенштейн, или Современный Прометей
2007 г.
Франкенштейн
2009 г.
Франкенштейн
2009 г.
Франкенштейн
2009 г.
Готический роман
2010 г.
Готический роман
2010 г.
Франкенштейн. Последний человек
2010 г.
Страшно увлекательное чтение. 21 иллюстрированный триллер
2010 г.
Готический роман
2010 г.
Демоны и призраки
2010 г.
Классические кошмары
2010 г.
Франкенштейн, или Современный Прометей
2010 г.
Франкенштейн, или Современный Прометей
2010 г.
Франкенштейн, или Современный Прометей
2010 г.
Франкенштейн
2012 г.
Франкенштейн
2013 г.
Франкенштейн
2014 г.
Франкенштейн
2014 г.
Дом с привидениями
2014 г.
Франкенштейн, или Современный Прометей
2015 г.
Франкенштейн, или Современный Прометей
2015 г.
Франкенштейн, или Современный Прометей. Новеллы. Эссе
2016 г.
Дракула. Франкенштейн
2017 г.
Франкенштейн, или Современный Прометей
2018 г.
Франкенштейн, или Современный Прометей
2018 г.
Франкенштейн, или Современный Прометей
2018 г.
Франкенштейн. Подлинная история знаменитого пари
2019 г.
Франкенштейн, или Современный Прометей
2019 г.
Франкенштейн
2019 г.
Франкенштейн, или Современный Прометей
2021 г.
Франкенштейн, или Современный Прометей. Смертный бессмертный
2022 г.
Франкенштейн
2022 г.
Франкенштейн
2023 г.
Франкенштейн, или Современный Прометей
2023 г.
Франкенштейн
2023 г.
Франкенштейн, или Современный Прометей. Голем
2024 г.
Франкенштейн, или Современный Прометей
2024 г.
Франкенштейн
2024 г.
Франкенштейн, или Современный Прометей
2024 г.
Франкенштейн, или Современный Прометей
2025 г.

Периодика:

«Weird Tales» June 1932
1932 г.
(английский)
«Weird Tales» August 1932
1932 г.
(английский)
«Weird Tales» September 1932
1932 г.
(английский)
«Weird Tales» May 1932
1932 г.
(английский)
«Weird Tales» July 1932
1932 г.
(английский)
«Weird Tales» October 1932
1932 г.
(английский)
«Weird Tales» November 1932
1932 г.
(английский)
«Weird Tales» December 1932
1932 г.
(английский)
Молодежь и фантастика № 1, 1991
1991 г.
Молодежь и фантастика № 2, 1992
1992 г.
Молодежь и фантастика № 3, 1992
1992 г.

1993 г.

Самиздат и фэнзины:

Хроники Франкенштейна. Том 1
2020 г.

Аудиокниги:

Frankenstein
2004 г.
Франкенштейн
2005 г.
Франкенштейн, или Современный прометей
2013 г.

Издания на иностранных языках:

The Monster Makers: Creators & Creations of Fantasy & Horror
1974 г.
(английский)
The Monster Makers: Tales of the Believable and Unbelievable!
1974 г.
(английский)
The Monster Makers: Creators & Creations of Fantasy & Horror
1974 г.
(английский)
Science Fiction and Fantasy
1977 г.
(английский)
The Road to Science Fiction: From Gilgamesh to Wells
1977 г.
(английский)
The Classic Horror Omnibus. Vol. 1
1979 г.
(английский)
Английская романтическая повесть (на английском языке)
1980 г.
(английский)
The Monster Makers: Tales of the Believable and Unbelievable!
1980 г.
(английский)
A Treasury Of Gothic And Supernatural
1981 г.
(английский)
A Gothic Treasury of the Supernatural
1981 г.
(английский)
Mary Wollstonecraft Shelley's Frankenstein
1983 г.
(английский)
Готически романи
1986 г.
(болгарский)
Frankenstein
1989 г.
(польский)
Frankenstein
1994 г.
(английский)
The Mammoth Book of Frankenstein
1994 г.
(английский)
A Gothic Treasury of the Supernatural
1995 г.
(английский)
The Story of Frankenstein
1997 г.
(английский)
Frankenstein
1999 г.
(английский)
The World of Monsters / Мир монстров
2000 г.
(английский)
Frankenstein
2003 г.
(английский)
The World of Monsters
2003 г.
(английский)
Frankenstein
2004 г.
(английский)
Frankenstein or the Modern Prometheus
2004 г.
(английский)
Frankenstein
2004 г.
(английский)
Франкенштейн. Доктор Джекіль і Містер Хайд. Портрет Доріана Грея
2005 г.
(украинский)
Frankenstein
2006 г.
(английский)
Frankenstein
2006 г.
(английский)
Frankenstein
2007 г.
(английский)
Frankenstein, or the Modern Prometheus
2007 г.
(английский)
Frankenstein, or, The Modern Prometheus
2008 г.
(английский)
Франкенштайн
2010 г.
(украинский)
Frankenstein
2012 г.
(английский)
Frankenstein
2012 г.
(английский)
Frankenstein
2013 г.
(английский)
Франкенштейн, или современный Прометей / Frankenstein: Or, the Modern Prometheus
2013 г.
(не указан)
Dracula. Frankenstein
2014 г.
(английский)
The Mammoth Book of Frankenstein
2015 г.
(английский)
Замак Отранта. Франкенштайн, ці Сучасны Праметэй
2016 г.
(белорусский)
In the Shadow of Frankenstein: Tales of the Modern Prometheus
2016 г.
(английский)
Penny Dreadfuls: Sensational Tales of Terror
2016 г.
(английский)
Frankenstein
2017 г.
(английский)
Frankenstein
2017 г.
(английский)
Frankenstein
2018 г.
(английский)
Frankenstein
2019 г.
(английский)
Frankenstein
2019 г.
(английский)
Frankenstein
2019 г.
(английский)
Frankenstein or, the Modern Prometheus
2020 г.
(английский)
Франкенштейн
2022 г.
(украинский)
Frankenstein
2025 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прослушал в озвучке Александра Абрамовича. Это было очень мощно.

Оказывается, те экранизации, что я смотрел, по сути брали из романа только факт создания ученым некоего существа, а далее уже сценаристы свои истории ваяли.

В романе почти всё было для меня в новинку, в плане развития сюжета. И скажу, что проверку временем роман держит более чем достойно. Слушать было очень интересно. Атмосфера мрачная и депрессивная, безысходная. Много всяких размышлений на темы добра и зла, сострадания и мести. Читал некоторые рецензии, что роман опередил свое время и стал по сути возможно первым научно-фантастическим романом. И факт того, что его написала 18 летняя девушка более чем 200 лет назад впечатляет еще больше.

Конечно, есть в нем и свои особенности и допущения. Не знаю был ли какой-то скрытый символизм в поведении Виктора Франкенштейна, либо его характер таким выписан специально, либо это особенности времени написания, а может это именно что издержки того, что написала роман молодая девушка, но конечно, Виктору хотелось бы влепить конкретного такого леща, ибо периодически творил он какую-то дичь. С одной стороны, все персонажи испытывают максимальные духовные муки — страх, ужас, вину, потери и бесконечно страдают, что автору очень хорошо удалось передать. Но с другой, Виктор даже не попытался нормально все разрешить — а судя по событиям, это вполне можно было сделать. На фоне этого ученого мужа, «Монстр» собственно вообще выглядит как вундеркинд, существо из будущего, который по своим умственным способностям в лёгкую уделает и современного человека. Шутка ли, сидя в сарае, буквально за год наблюдения за парочкой людей, выучить язык, чтение, письмо, историю и разные философские концепции:)

Но это не недостатки произведения — это скорее особенности и допущения.

Сама же история очень хороша, по хорошему мрачна и безысходна, оставляет и пищу для размышлений, и погружает в свою атмосферу, и цепляет ходом развития событий.

После прослушивания начал смотреть экранизации, и насколько понял, более-менее ходу романа следует лишь одна, от Кеннета Браны 1994 года с Робертом Де Ниро в роли «Монстра». Однако и этот фильм трудно назвать адекватной экранизацией, ибо после её просмотра остается ощущение «галопа по европам». Очень трудно в 2 часа хронометража уложить события и идеи романа, что Кеннету Бране и не удалось.

Ждем попытку экранизации от Гильермо Дель Торо, которую он сейчас снимает.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Франкенштейн, или современный Прометей» Мэри Шелли, 288 страниц

Виктор Франкенштейн одаренный и старательный учёный. Он нашел то, чего никому не удавалось — разгадку зарождения жизни. Благодаря этому Виктор создаёт творение, но получается лишь огромный монстр, который готов разрушить жизнь своего создателя...

Давайте признаем тот факт, что во всем случившемся виноват сам Виктор. Не в том, что он открыл тайну, которую возможно не следовала узнавать, а в том, как он поступил со своим творением. Не зря говорят «Мы в ответе за тех, кого приручили». В случае Виктора — в ответе за тех, кого создали. Он же ввел в этот мир новую жизнь. Создавая ее, он видел, какой жуткой и страшной будет творение, но все равно продолжал эксперимент, никак не задумываясь о последствиях для родившейся твари. И даже после того, как все свершилось, он просто бросил это создание на произвол судьбы. А оно было словно младенец в теле великана, не понимало, что происходит и знало лишь лицо своего отца. Если бы Виктор хоть немного подумал, он бы не допустил всего того клубка трагичных событий, который снежным комом слепил из всех этих случайностей и огрехов.

Вот так и вышло, что недальновидность Виктора, а также его дальнейшее нежелание как-то разрешить проблему, даже полное отсутствие интереса к Созданию, привело к стольким трагедиям и смертям.

Да, Монстр со временем понимал, что делал, и я не хочу сказать, что он не виновен в своих поступках. Но одиночество толкает и людей на самые безумные вещи.

Забавный факт в том, что в какой-то момент мы читаем историю, которую рассказывает персонаж, которую ему рассказал другой персонаж и в этом повествовании есть ещё история внутри истории. Вот такая матрёшка получилась)

Мне немножко не хватило чего-то, возможно накала событий. К финалу уже не остаётся никаких ставок, а лишь бесконечное сожаление и тоска.

В любом случае я рада, что познакомилась с этим знаменитым романом и поставила очередную галочку напротив классической фантастической литературы.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Известнейший во всем мире роман «Франкенштейн» считается первым по-настоящему научно-фантастическим произведением. А написан он был юной девятнадцатилетней английской леди, супругой известного поэта Перси Шелли. Стоит отметить, что писательское мастерство было у Мэри буквально в крови: ее отцом был писатель-философ Уильям Годвин. Интересна и сама идея создания романа – он был написан, по сути, на спор. В 1816 году она приехала со своим мужем в гости к лорду Байрону, который ради развлечения предложил ей и ее мужу сочинить какие-нибудь страшные истории. Что-либо стоящее получилось только у юной леди. По одной из версий, идея «Франкенштейна» пришла к Шелли во сне, а затем она воплотила свой кошмар на бумаге. Книга имела успех ещё при жизни автора, но подлинная слава пришла к ней после развития кинематографа. Готическая литература была очень популярна в начале XIX века, но «Франкенштейн» смог дать ей вторую жизнь, объединив мистику и науку. На долгие годы образ Монстра Франкенштейна стал олицетворять необузданную силу, вышедшую из-под контроля. Не обошлось и без критики. Во-первых, девушка-писательница была для того времени редким и удивительным явлением. Во-вторых, некоторых оскорбляло слово Творец, применяемое к обычному человеку.

На первый план в романе выходит идея создания жизни. В то время многие грезили воскрешением мертвой материи при помощи живительной силы электричества. Именно эту научную мысль и взяла за основу Мэри Шелли. Несмотря на то, что наука в настоящий момент ушла далеко вперёд, и по сей день многие учёные считают молнии, бьющие в первичный океан, одним из факторов появления жизни на Земле. Об этом нам говорит теория Опарина-Холдейна и более новая теория биопоэза Джона Бернала.

Начинается роман с писем путешественника Роберта Уолтона, который отправляется в экспедицию к полярному кругу. Корабль, путешествуя по ледяному морю, сначала встречает проносящегося по льдине человека огромного роста. Однако эта удивительная встреча не была единственной. Позже экипаж корабля находит на дрейфующей льдине тяжелобольного человека – Виктора Франкенштейна. Спасённый рассказывает Уолтону свою удивительную историю. Постепенно между двумя молодыми людьми завязываются доверительные отношения, перерастающие в дружбу.

Виктор Франкенштейн – талантливый учёный, познавший тайны жизни. Его пытливый ум жаждет все новых и новых знаний, порой запретных для общества. Однажды в своей тайной лаборатории из отдельных частей трупов он создаёт существо, наделенное разумом. Однако было оно настолько уродливо, что учёный в ужасе отрекается от своего детища. Всепоглощающий страх и чувство вины от содеянного преследуют молодого ученого. Вскоре он начинает подозревать, что его создание убивает людей, а одной из жертв становится младший брат Франкенштейна. Монстр же при встрече рассказывает создателю свою печальную историю. Оказалось, что он, несмотря на отталкивающую внешность, не обделён острым умом, умеет чувствовать, переживать, любить и ненавидеть. Встретив одну французскую семью, он долго наблюдал за их жизнью и проникся искренними чувствами. Монстр захотел стать им другом, но обернулось это настоящей катастрофой. Кто же будет любить столь уродливое существо? И тогда монстр попросил у своего создателя сделать ему спутницу жизни. За отказ он обещал забрать у Франкенштейна все, что тому дорого. Мы можем наблюдать, как чувство любви к ближним сменяется в этом существе ненавистью. При его рассказе я невольно проникся сочувствием к этому монстру, одинокому и несчастному, отвергнутому даже своим создателем.

Роман буквально изобилует тонкими философскими изречениями. Второе название романа – «Современный Прометей» – буквально отсылает читателей к богоборческим настроениям романа. Виктор Франкенштейн, как древнегреческий Прометей, похитил у богов пламя жизни и использовал на свое усмотрение. Однако это и дар, и проклятие одновременно. Стремясь даровать жизнь, учёный несёт лишь смерть, сопровождающую его на всем пути. В отличие от Творца, Франкенштейн не смог полюбить и простить свое творение. Сам же монстр оказывается не злым по своей природе – это люди своим отношением сделали его таковым. Окружающие не смогли рассмотреть добро за столь уродливой внешностью, и оттолкнули его. Обратную ситуацию мы можем видеть в романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея», где извращённый монстр скрывался за прекрасным лицом юноши. Прося понимания и снисхождения, монстр натыкается на злость и отвращение собственного творца. В романе Мэри Шелли масса интереснейших мыслей. Писательница рассуждает о важности любви к человеку. По ее мнению, это гораздо главнее, чем слепая жажда познаний. Посягнув на сокровенное, Франкенштейн был наказан смертью близких и до конца жизни испытывал лишь страдания, как и античный Прометей. Однако в отличие от титана, Виктор не жаждет подвига во благо людей, а горит лишь желанием признания. Его мотивы корыстны. Современный Прометей – не герой, а амбициозный гений. Создав жизнь, он не смог разглядеть в ней живую человеческую душу.

Для меня в романе нашлись и минусы. Логика поступков Виктора иногда вызывала у меня недоумение. Его действия порой предстают хаотичными и непродуманными. Из-за его спеси и упрямства погибают невинные люди. Его решения приводят к всё новым и новым смертям, расширяясь как снежный ком. Во всем он винит лишь свое создание, не замечая, что сам становится виновником происходящего.

Итог: «Франкенштейн» стал по-настоящему знаковым произведением для современной литературы. Отсылки к нему мы можем найти в массе как классических, так и современных романов и фильмов. Считаю, что с ним нужно ознакомиться не только поклонникам фантастики, но и любителям литературы в более широком смысле.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Высокую оценку можно поставить разве что за выслугу лет, новаторство относительно своего времени и влияние на культуру. Сама история наивная, предсказуемая и нелепая.

Виктор Франкенштейн эмоционален сверх всякой меры. Как часто бывает у не слишком умелых писателей, гениален исключительно за кадром. Как только автор начинает более подробно описывать его жизнь, Виктор превращается в недоумка, не понимающего что и зачем он делает, и что ждёт его в будущем.

Остальные персонажи приторно сладкие ангелочки, существующие исключительно для контраста с чудовищем и его преступлениями.

Многие моменты вызывают недоумение. Например:

— Франкенштейн наконец сумел оживить существо, почему-то страшно перепугался и… пошёл спать. Серьёзно? Ни поговорить с ним, ни провести измерения или опыты, ни обездвижить, ни даже уничтожить, раз уж так не понравился результат, Виктору почему-то не пришло в голову.

— Чудовище месяцами жило в пристройке дома Феликса и Агаты, ночами кололо дрова, расчищало тропинки от снега и выполняло прочую работу. И обитатели дома ни разу не проснулись от издаваемого работой шума? Не замечали следов? Как?

— Опасения, что если создать женщину для чудовища, то она наплодит подобных детей, не имеют смысла. У Франкенштейна есть все возможности сделать её бесплодной.

— Как этакая выделяющаяся громадина настолько умело и незаметно следила за Виктором, особенно в городах? Причём исключительно своими силами, ни к кому за помощью в этом деле чудовище обратиться не могло.

Оценка: 4
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Таких учёных надо раскулачивать и показывать всем чтоб так вот больше не было! Вы не учёный а говно вот вы кто. Я такой же учёный и не вам учить меня как жить надо. Я почище вашего жизнь знаю Я посрать хотел я срать с вами рядом не сяду а не то что. И я про вас всем раскажу какой вы учёный. Вы не учёный а обдрисный мудак. Вот вы какой учёный.» (рукопись, найденная в хижине, в которой целый год прятался созданный Франкенштейном монстр)

Книга, преподносимая многими как первое в истории литературы произведение в жанре научной фантастики. Штош, посмотрим...

Застрявший во льдах путешественник пишет своей жене письма, в одном из которых рассказывает о подобранной за бортом интересной личности. Личность и впрямь была интересной — узнав о цели их плавания, всячески отговаривала их плыть дальше. Он-де тоже в своё время уже заплыл за буйки дозволенного...

Дальше следует долгий рассказ о чисто английском (зачёркнуто) швейцарском семействе благородных людей, самое начало которого (как и любое другое повествование о благородных людях) донельзя нудное и клишированное. И девушки там красивые, как луна, и мужчины мудрые и рассудительные... Завидую авторине, которую, видимо, окружали по праву рождения именно такие люди.

В один прекрасный день мученик науки Виктор Франкенштейн покинул отчий дом и шесть лет учился в университете на чужой планете. Там он оказался одержим навязчивой идеей создания живого существа из говна и палок, в чём раскаивался всю свою оставшуюся жизнь. А вот если бы он внимательнее к отцу прислушивался, этого бы не было, инфа 100%

Созданное им существо было безобразно шокараул. А когда оно ожило, Витя начал очень странно себя вести. В дальнейшем ему всё бОльшего и бОльшего труда стоило сдерживать себя, особенно после того, как пришла весточка из родных мест. Его собственное создание прикончило маленького мальчика и подбросило улики оказавшейся поблизости воспитаннице благородного дома Франкенштейнов. Воспитанницу, к слову, самый гуманный суд в мире приговорил к усекновению головы. А наш учёный только и мог мямлить о её невиновности. А о том, кто на самом деле убил ребёнка, он сказать не мог; в противном случае, не избежать ему (как всякому уважающему себя учёному) карательной психиатрии.

Дальше — больше. Гомункул убил его друга. Виктор не стал рассказывать, кто именно его убил; в противном случае, не избежать ему (как всякому уважающему себя учёному) карательной психиатрии.

Гомункул убил его девушку. Виктор не стал рассказывать, кто именно её убил; в противном случае, не избежать ему (как всякому уважающему себя учёному) карательной психиатрии.

Гомункул убил (зачёркнуто) отец учёного умер сам от нервных потрясений, И ТОЛЬКО ТОГДА, когда от всей семьи остался он один, Витя наконец-то решился кому-то рассказать всю правду. В дурку никто его не упрятал.

(«Франкенштейны умерли

Умерли все

Остался один Виктор»)

(Правда, он уже отлежал перед этим в дурке, ну да не суть.)

Незадолго до того, как семейное древо Франкенштейнов стало редеть, Витя наткнулся на след своего детища и имел с ним (с детищем, а не со следом) долгий разговор при луне. Детище оказалось с понятиями. Если вкратце, оно было готово полюбить весь мир, но его никто не понял и оно научилось ненавидеть. Ему ничего больше не было нужно, кроме хоть кого-нибудь, кто разделит с ним его одиночество и избавит от тяжкой судьбы. Обычное такое человеческое желание. Гораздо более человеческое, чем даже желания самих людей. И лишь в силах того, кто создал его таким, было даровать ему это счастье.

Витя срочно отплыл в Англию, дабы уединиться для ненавистной ему работы. Но где-то на середине задался вопросом — а вдруг подруга монстра будет такой же злой? — и уничтожил монстродевку. Узнав об этом, сотворённое им чудище пришло в ярость. А будь Франкенштейн более вменяемым, кто знает, какая бы любовная линия могла получиться...

В общем, остаток жизни Франкенштейн посвятил мести, но своей цели так и не достиг. Его во время погони по треснувшему северноледовитоокеанскому льду подобрали моряки, на корабле которых он умер от крайнего физического и нервного истощения. Да и пёс с ним, сопсна.

У ложа покойного искренне горевало его создание, оказавшееся куда бОльшим заложником ситуации. Образ этого существа — один из сильнейших образов в мировой литературе по моему скромному мнению. Вопросы добра, зла, человеческой морали, меры ответственности и допустимых пределов научного любопытства были подняты милой девушкой Мэри Шелли на совершенно новый уровень. А я уже хотела после первых пяти десятков страниц убрать книгу куда подальше...

Вывод: это НЕ научная фантастика (как, например, у Герберта Уэллса) и НЕ хоррор (как у Лавкрафта). Но философская составляющая определённо заставляет задуматься.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Писательница написала этот роман, когда ей было 19 лет и это удивительно, ведь роман стал классикой мировой литературы, готической литературы и является одним из первых ив жанре научной фантастики.

Писательница была женой известного английского поэта Перси Биши Шелли. Однажды они проводили время в любопытной компании: Мэри Шелли, Перси Шелли, Байрон и Полидори . Все они читали истории о привидениях. В итоге Байрон предложил, чтобы каждый написал свой страшный рассказ. Так появился набросок Мэри Шелли, который впоследствии стал её самым известным романом, который был опубликован в 1818 годугоду, сначала без указания имени автора.

В этом романе переплетаются и романтизм, и научная фантастика, и готика. Это не поверхностная страшилка о рукотворном мостре, как это часто представленно в экранизациях книги. Конечно, классические фильмы студии Universal любопытны для просмотра, особенно для фанатов хорроров и людей, интересующихся историей кино, но они не отражают сути романа, либо искажают её, расставляют инные акценты, меняют сюжет и характеры персонажей. Эти фильмы, скорее некий фанфик, их надо воспринимать отдельно от романа, а не как его экранизацию. Тут мне было обидно за фильм 1994, который изначально был подан как фильм-экранизация романа, но подло не передавший корректно характеры и превративший всё в какой-то любовный треугольник в финале, что было ужасно. Мотивы в этом фильме тоже исковеркали, а местами просто не раскрыли. Что важно отметить, «демон», которого создал Виктор Франкенштейн в фильмах не силён интеллектом, чего не скажешь о персонаже книги. Также в фильмах он собран из мёртвых, но как он был собран в романе не описывается и это важно.

Итак, роман более глубок и является продуктом своего времени со знаком минус. Эпоха Просвещения, вера в прогресс и волю человека-покорителя природы — это окружало Мэри Шелли, эта эпоха выразилась в волевом, фанатичном характере Виктора Франкенштейна. Но выражено это лишь для того, чтобы выразить затем скепсис в прогрессе и безграничности человеческой воли. Виктор создал жизнь, но не смог принять то что он создал и взять ответственность за своё творение, он оказался несовершенным, как всё человечество вцелом. Он бежал, оставив своё создание в жестоком мире, где оно вынужденно было приспосабливаться и выживать, тоскавать от одиночества и отсутствия ласки и любви. Отвергнутое создателем оно ищет привязанности, но находит лишь гонение и жестокость со стороны людей, так как они боятся его внешнего вида. Всё это приводит к трагическим последствиям. В конце романа Виктор, умирая понимает что он виноват, что не сделал своё создание счастливым, что кровь погибших на его руках.

Мерри Шелли задаётся вопросом, способен ли человек нести ответственность за сотворенное им, если он сам не совершенен, к каким последствиям может привести необузданная жажда открытий и может ли их человек предвидеть. Она сомневается в исключительно положительной роли прогресса, а также в том, что воля человека безгранична в покорении природы. И всё это в контексте совершенно противоположных взглядов той эпохи.

Я не могу принять или опровергнуть эти мысли, что лежат в основе романа. Мне интересны разные точки зрения, особенно хорошо поданные. Это интересная книга, она действительно достойна считаться мировой классикой.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я не устану повторять, что писать рецензии или просто отзывы на классические произведения — дело неблагодарное. Всё уже давно было сказано профессиональными критиками до нас. Однако, раз уж я взяла за правило писать маленькие отзывы на каждую прочитанную книгу, опишу тут свои впечатления.

Во-первых, я не думала, что история столь расширена и глубока, каковой она является на самом деле. Не знаю, почему, видимо, поверхностные знания и слухи вложили в мою голову мысль, что на создании монстра всё и закончится. Однако нет, на этом всё лишь начинается!

Во-вторых, я искренне не понимала парочки фактов из изложенного. У меня есть ряд вопросов к обоим главным героям. Например, почему Монстр ушел в первую ночь? Почему он не остался? Почему Виктор его не удержал, бросил на произвол судьбы, не занялся своим творением? Однако его рассуждения насчет просьбы безымянного его творения кажутся мне очень и очень обоснованными.

В-третьих, как и все, подверженные влиянию популярной культуры, я считала, что монстр был порождением молнии. Так вот — ни словечка об этой самой роковой молнии в тексте нет. Гроза, ненастье — да. Но способ возникновения жизни, открытый Виктором Франкенштейном, останется для нас навеки тайной.

Сама книга состоит из условных трех частей, в виде матрешки. Начало — дневник-письма-рассказ капитана судна, который слушает рассказ Виктора, излагаемый тут полностью, который, в свою очередь, излагает рассказ своего создания. Завершается это небольшой сценой, где разрубаются все узлы. До сих пор не могу решить, как бы я поступила на месте героев, и, думаю, в этом и есть главная загадка этой книги — все герои без исключения достойны и осуждения, и соучастия.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неожиданно, но мне очень понравилось. Я ожидала от книги тяжелого слога, хождения героев туда-сюда без причины, как это часто бывает в классике, скучного сюжета и бессмысленных разговоров. Но, оказалось все с точностью до наоборот! Прекрасный язык Мэри Шелли сопровождал меня на протяжении всей книги, сюжет динамичный и не дает заскучать.

Виктор Франкенштейн ученый, которому приходит в голову оживить уже умершее. И вот, решив поиграть в Бога, он, как Прометей вылепивший человека из земли, собирает свое детище из кусков уже неживой плоти.

Эгоизм Виктора просто зашкаливает и вроде бы ты должен ему сочувствовать по задумке автора, но я сочувствовала одинокому монстру, от которого отвернулся его же создатель. Так скажи же Виктор, зачем ты создал такого монстра? Ты хотел поиграть в Бога и добиться этим признания всех народов? Создания Франкенштейна искренне жаль — его отец, его создатель испугался его уродства. Все люди вокруг от него шарахаются и боятся. За то, что он спасает ребенку жизнь его пытаются убить... А ведь монстр, по сути, сам еще ребенок, он только-только родился на свет и с помощью проб и ошибок, познает и знакомится с окружающим миром. Виктор сам виноват, что сделал из своего детища монстра. Что было бы, если бы Виктор был более сдержан, обучил бы монстра всему, познакомил бы его с миром? Этого мы уже не узнаем, остается лишь строить предположения.

Интересно, что автор по сути не описывает внешность монстра, лишь упоминается, что он был огромный, могучий и уродливый. И нам приходится самим додумывать, какая же внешность была у чудовища. Конечно. в первую очередь приходит на ум экранизированные или уже нарисованный раннее персонаж.

Оценка: 10
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прежде всего «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818) не «образец» и не «пример» литературы XIX века, а совершенно новаторская, революционная вещь, далеко опередившая своё время.

Не буду повторять, что многие считают его первым научно-фантастическим произведением в мировой литературе. Но, разумеется, его не ограничишь рамками сайенс фикшн, готики и тому подобного. Роман сам по себе принадлежит прежде всего Большой Литературе. Многие жалуются на медлительность действия, скучность описаний — это свидетельство собственной «клиповости» мышления таких читателей. Кому действительно интересна подлинная жизнь того времени, так не скажет, Разумеется, в романе живая жизнь начала позапрошлого века отражена как в зеркале, что свидетельствует об уровне литературного произведения. Чисто стилистически и композиционно произведение — продукт своего времени, с оговоркой: один из лучших. Одновременно он намного живее и динамичнее написан, чем большинство прочей литературы начала XIX века.

В нём заключён огромный философский потенциал, который не до конца осмыслен до сих пор. Возможно, полностью осознать его смогут, лишь когда человечество окажется перед очередным реальным Апокалипсисом, выпущенным из научных лабораторий продажными или безумными учёными.

И всё же самое главное для меня — это то, что автором оказалась женщина, вернее девушка в возрасте 21 года, да ещё в Викторианской Англии! Даже самые образованные современные ей авторы-мужчины выглядят довольно бледно и мелко на фоне собранных в её романе научных, философских и этических проблем. Если кто ещё носит шляпу, то перед Мэри Шелли её надо непременно немедленно снять!

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фобос и Деймос в действии

Книга несёт на себе яркий отпечаток как времени своего создания, так и личности автора. Литературный стиль отличается крайней степенью эмотивности и экзальтированности, во множестве используются превосходные степени прилагательных форм и выражений — стенания, заламывания рук, жалобные стоны, нестерпимые страдания и всякие прочие подобного рода слова и выражения создают соответствующий фон и настроение.

Конечно, до создания атмосферы ужаса книге далеко — тут современные авторы дадут сто очков форы, однако всё-таки при известной доле воображения можно представить себе страхи главного героя и его метания. А главное — что книга стала предтечей целого жанра.

Однако мне книга была интересна тем, что в ней затронуты довольно важные темы, актуальные и сейчас, по прошествии двух столетий с дня её написания.

Ответственность учёного за судьбу своего открытия или изобретения. Понятно, что многие учёные в известном смысле люди азартные и увлекающиеся, и потому не всегда могут предвидеть всё то зло, которое может произойти от некоторых вариантов использования их открытий. Понятно, что атомный проект тут же встаёт в первые ряды как пример того, что получилось с учёными-физиками (хотя многие из них вполне осознанно подходили к созданию атомного и ядерного оружия). Однако вот такие вполне прогрессивные и казалось бы безобидные изобретения, как создание различный искусственных материалов типа пластмасс, полиэтилена и прочих практически неразлагаемых в природных условиях веществ уже сейчас обернулось глобальным загрязнением Мирового океана, да и суши тоже…

Ответственность человека перед теми, кого приручили. Виктор Франкенштейн создал гомункулуса из мёртвой человеческой плоти и наделил его жизнью и в конечном счёте разумом. Вовсе однако не озаботившись ни последующим воспитанием получившегося субъекта, ни его образованием, ни прочими морально-этическими проблемами. Обрекая тем самым своё детище на самостоятельное взросление в совершенно случайных условиях, в результате вполне миролюбивое существо в конечном итоге встало на путь зла и мести.

И тут вырисовывается третья сторона проблемы. Ибо в рассказе чудовища и периоде его взросления мы явно видим, что изначально он, несмотря на свою некротическую природу, всё-таки настроен вполне миролюбиво и хочет того же, чего обычно хотят все социальные (стайные) живые существа — быть своим в своей стае (обществе), получать свою долю приятия и ласки, общения и заботы, иметь возможность самому делиться всеми этими качествами. И будучи отвергнут неким семейством, этот монстр получает такую мощную психотравму, от которой он не может оправиться. Т.е. и само общество ответственно за всех своих членов вместе взятых и за каждого в отдельности. Конечно, тут можно поспорить относительно того, является ли чудище Франкенштейна членом человеческого общества (а заодно порассуждать на тему правосубъектности монстра и о его подсудности), но всё-таки коль существо разумно, так и подходить к нему нужно с человеческими мерками.

И здесь возникает проблема ксенофобии. Т.е. приятия чужого. Приятия существ другого вида. И эта проблема весьма актуальна во все времена. Расизм — разве это не проявление ксенофобии! А когда мы сталкиваемся с живыми существами весьма странного и порой устрашающего (для нас) внешнего вида, то мы прежде всего хватаемся за оружие — страх, первое, что возникает при столкновении с чужим и чуждым. Страх и враждебность и готовность стрелять первыми.

Кажется, что с этим можно будет побороться, но вот тут мы должны быть готовы к тому, что ксенофобия встанет во весь рост с выходом человечества в Большой Космос — ведь явно всё, что будет обнаружено вне Земли, будет представляться нам и чужим, и страшным… Скажете, что до этого ещё дожить надо? Ну да, это верно. Только решать проблему надо уже сейчас, а не тогда, когда упрёмся в неё носом.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Создание Франкенштейна стоит в паноптикуме монстров для меня на одной ступени с Дракулой – оба они чудовища эпохальные, культовые. Однако «Франкенштейн» написан гораздо раньше – в самом начале девятнадцатого века. И в чём-то время написание чувствуется – по крайней мере, именно на это я перекладываю его огрехи. А их, увы, не мало.

Они тут и в манере повествования – слишком часто оно отходит от сути, подолгу упиваясь красотами природы и описаниями путешествий (хотя бы того путешествия по Англии – его уже много). Сами они может быть и красивы, но стоит только вспомнить, что это всё рассказывает сам Франкенштейн, а в конце ему ещё и сил не хватает продолжить – так сразу неуместность этих красот бьет в глаза. С логикой тоже бывает бедновато.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Гибель Клерваля – он ведь вроде был не в Ирландии, а если так, то как монстр смог угадать, что Франкенштейна вынесет именно туда?
Но самое сильное – как Франкенштейн не догадался, что задумало его создание, ведь всё плавало на поверхности? Хотя тут автор вроде попытался оправдать его – но как-то слабенько это прозвучало. Ну и самое основное в судьбе героев – я не могу понять, вот создаёт он чудовище (про мертвые тела применительно к монстру тут, кстати, не говорится, тут вообще не говорится, как и из чего он создан, только, что работа была отвратительной), он постоянно видел это уродство и наверняка догадывался, что ожив, оно будет не краше – и испугал такое отвращение, когда всё получилось. Он что, до этого был слеп? Ну как так? И, кстати, почему не попытался во время создания это уродство сгладить, раз на то пошло? А потом ещё и радовался, не увидев его снова – как-то это… как минимум очень эгоистично. И чуточку глупо. Ведь даже напугавшись так, он и через годы не мог бы места себе найти, думая, куда оно делось? Хорош «Современный Прометей». Или в этом названии тоже есть своя горькая ирония – Прометей давних времён принёс людям огонь, а современный вроде и капнул тайну жизни, но не то что не подарил её человечеству, а испугался, сделал так, чтоб никто её не узнал. Кстати параллель с Прометеем тут не столь уж яркая, её приходится выискивать, гораздо больше параллелей с библейской историей – Творец и его Создание, бунт и т.д.. «Новый Потерянный Рай» было бы даже уместнее…

Да и так, в общем-то, всё написано довольно монотонно, с непременным пафосом ужасных явлений, сердечных раскаяний и многословных восхищений. Отчасти именно из-за этого, я и не скажу, что роман хоть чем-то напугал или вызвал тревогу. У него, в общем-то, своя точка давления. Он не страшен (для меня лично) даже на фоне таких же слегка архаичных готических романов – в них есть хотя бы атмосфера, все эти замки, мрачные поместья, призраки, гремящие цепями… «Франкенштейн» давит муками душевных угрызений, душевных мытарств. Представить состояние героя,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
знающего, что по его вине погибли его близкие, и даже смотреть в глаза осуждённой за его, пусть и косвенно сделанное, преступление, не имея возможности признаться
– это действительно страшно. И именно этим роман меня цеплял.

С другой стороны, вот как-то не особо переживалось за Франкенштейна. То ли уличённый мной в эгоизме и отвращении к своему созданию, ведь отвращение было ещё до преступлений – вот так человек науки! – он вызывал лишь слабое сопереживание, и то, в пиковые моменты трагичных событий. То ли дело его «монстр». Уж он-то вышел фигурой трагичной. За него переживалось больше, особенно после его рассказа. Его мне было проще понять. И как бы автор не пытался вызвать симпатию к нашему учёному, даже через похвалы Уолтона, оно не очень-то возникает (ИМХО); а будто бы наоборот, подчёркивает ту муку вечного одиночества (ведь и сам Уолтон уповал на своё одиночество и понимал муку этого ощущения). Одиночество – главная, красная нить романа. И создание Франкенштейна – это концентрированное одиночество, доходящее до крайней своей стадии, до грани добра и зла.

И ещё одна мысль, которая не очень красит человечество и Франкенштейна как его представителя – это что, выходит, даже для просвещённого и тонко чувствующего человека, каким был и Франкенштейн, главное в человеке внешность? А ведь уродство не перечёркивает человеческого в том, кто им обладает – но перечёркивает оное в тех, кто по нему о человеку судит. И выходит никто в этом романе такого испытания не выдержал. Даже лучшие умы и сердца. Если, всё-таки Франкенштейна можно к ним отнести – некоторые сомнения-то есть.

А «монстра» его жалко. Очень жалко. А иногда – нет. И в этом тоже было что-то – как жалость остужалась преступлениями, а потом возникала вновь. Это сложное чувство – а я люблю сложные чувства в литературе, они делают всё гораздо реалистичней. И последние слова его горько трогают, так как даже это чувство к своему создателю, жалость и ненависть, эти душевные терзания и осознание своих преступлений – они мне более понятны, чем эгоизм и отвращение «учёного» Франкенштейна.

А впрочем, и что он за учёный? В этом тоже есть примета времени – ведь по роману, в те времена наука не сильно-то и отошла от алхимических учений, над которыми потешался один из профессоров немецкого университета. И Франкенштейн, даже оттолкнув все магические учения, ударившись в науку, не слишком отходит в представлении автора от адепта тайных наук. Как вам его изучение мёртвых тел? И существо своё он создаёт не магией и некромантией, а наукой, вон даже находится в Англии учёный, который продвинулся в чём-то похожем на его дело. Впрочем, это так к слову – любопытный момент; некоторый взгляд на учёного начала девятнадцатого века, ведь художественное произведение вполне может быть таким взглядом, и какие-то общие вещи может отражать.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

С книгой английской писательницы Мэри Шелли вышла интереснейшая ситуация. Во-первых, произведение было написано женщиной, да еще в Англии 19 века. Такое казалось просто фантастикой, чем-то из ряда вон выходящим. И все бы ничего, окажись книжка посредственным салонным чтивом о любви, мелодрамой на один раз для целевой аудитории – представительниц прекрасного пола. Ан нет, «Франкенштейн» по современным меркам можно идентифицировать как самый настоящий роман ужасов в научно-фантастической и отчасти готической обертке. Причем выполненный на очень хорошем литературном уровне мастерства, не просто развлекающий, но несущий в себе определенное зерно для размышлений.

Что ж, давайте поскоблим этот роман, посмотрим, что нам удастся обнаружить.

Уровень первый: приключенческая, страшная история об ученом, который решил создать искусственного человека, опыт оказался удачным, но лишь частично, и вот порождение его рук вырвалось на свободу, чтобы покарать своего нерадивого создателя, а заодно и весь род людской.

Уровень второй, глубокий. Наблюдаем трагедию Творца и его Творения, карикатуру на бога в лице человека и на его детище – уродливого гомункула, страшное, кое как сшитое из частей тел, нелепое создание, всего лишь имитирующее человеческое существо, но все-таки живое, думающее, что-то чувствующее. Трагедия Творца – это проблема ответственности за свои подвиги, за дело рук своих. За каждый свой поступок необходимо держать ответ, как перед самим собой, так и перед обществом. Безрассудные поиски, величайшая сила человеческого знания и науки могут приносить не только пользу, но порой и страшный, колоссальный вред, непоправимый урон. Именно поэтому любой неудачный опыт, любой незапланированный результат исследований иногда называют собирательным словом «франкенштейн». Здесь же видим трагедию Творения, уродливого создания, отчаянно одинокого и тотально другого, отличающегося от обычных людей, а потому обреченного на гонения и изоляцию. Внешне ужасный монстр, внутри – хрупкая ищущая, где-то наивная сущность, новорожденный разум, который видит лишь людскую жестокость и отвечает жестокостью на агрессию. Все закономерно: насилие порождает насилие.

Плюс нестандартно выстроенные сюжет, история в истории, очень умело написанный от первого и третьего лица, переносящий с ледяных полей крайнего севера на улицы европейских городов и поля Европы. Плюс новаторство в написании научно-фантастического произведения: Шелли сделала первый научно-фантастический роман в том виде, в каком мы его знаем.

Собственно, вот основные достоинства романа Мэри Шелли, которая ухитрилась вложить в фантастико-приключенческую историю очень важные мысли для размышления на досуге. Особенно актуальны такие темы сейчас, когда ученые создают многочисленные искусственные вирусы, модифицируют растения и животных. Во что это выльется, чем грозит, неизвестно никому. Нет никакой гарантии, что однажды результаты научных изысканий не вырвутся на свободу и не уничтожат своих хозяев со всем человечеством заодно.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Предвкушение о прочтении оказалось интереснее, чем сам роман. Возможно, из-за насыщенности вариациями этих персонажей в современной культуре и созданном таинственном образе вокруг них. Сколько раз мы видели в кино сцену, навеянную данной книгой, где в лаборатории/пещере/хижине создаётся что-то схожее с монстром Франкенштейна.

Не пытаясь унизить культурную ценность данной работы, хочу выделить два минуса.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Первый — сложно поверить, что монстр совершенно один и только что созданный научился всего за год письменности, изучил себя и окружение. То с какой тщательностью описан процесс познания, даёт понять, что автор хочет логично объяснить все и заставить поверить нас в возможность происходящего. Вместо этого говорит нам, что монстр передвигается лишь по ночам, но каким то образом постоянно знает где его создатель и, даже если тот меняет маршрут спонтанно, оказывается на шаг впереди. Второй — больший минус — затянутость, возможно, свойственная тому времени, но долгие размышления персонажей об одном и том же по кругу и их постоянные путешествия, даже когда не требует сюжет, заставляют делать усилие, чтобы не пропускать страницы.

Не стоило, наверное, автору слушать кого-либо и растягивать историю. Изначальный размер произведения, возможно, был лишён основного минуса.

Обязательная к прочтению классика, один из первых шагов в мир современной фантастики, так принято считать по крайней мере, хотя верится в это с трудом, но балл на всякий случай завышу.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Классический роман об искусственном человеке, но я восприняла эту книгу как историю самого Франкенштейна – слабого, малодушного, трусливого и безответственного человека. Будут спойлеры, сразу предупреждаю.

Итак, Франкенштейн (давайте звать его Виктором для краткости, потому что его создание тоже носит фамилию создателя) считает себя ученым, увлеченным естественными науками. Еще в юности он загорелся идеей создать искусственного человека, целую новую расу людей, более совершенных, чем сотворенные Богом. Спустя несколько лет напряженных исследований он делает искусственное существо, в которое остается только вдохнуть жизнь. Виктор оживляет свое творение и настолько сильно пугается этого монстра, что убегает без оглядки из дома. Интересно, чему он так испугался? Он же видел свое творение неживым, должен был за время работы привыкнуть к его малоэстетичному облику?

Далее Виктор просто бросает чудовище на произвол судьбы, делает вид, что его никогда не было и надеется, что неудачный экземпляр благополучно сгинул. Да, и еще убегает от проблем, свалившись с горячкой. (Я не знаю, почему писатели того времени так любили при любом душевном потрясении укладывать своих героев на несколько месяцев в постель с острым менингитом).

Так бы поступил настоящий ученый? Разве настоящий ученый, окрыленный успехом, не стал бы изучать свое творение, каким бы жутким оно ни было? А этот «ученый» немедленно бросил все свои научные занятия.

Спустя некоторое время чудовище наконец встречается со своим создателем и выражает желание поговорить. Реакция Виктора примерно такая: изыди, чудовище, не хочу тебя слушать. Слушать все-таки пришлось, и чудовище упрекает Виктора в том, что он бросил его на произвол судьбы, ничему не научил, ничего не объяснил. Чудовище не понимало, кто оно, почему его так пугаются. Оно тянулось к людям, оно хотело понимания и любви, оно искренне привязалось к семье, за которой наблюдало. Реакция Виктора? Никакого раскаяния, только обвинения в жестокости: ты бесчеловечный убийца. А о том, что даже человеческих детей нужно воспитывать чтобы они выросли достойными людьми, Виктор не слыхал?

Далее Виктор идет на сделку, обещает создать женщину в пару своему одинокому творению. И малодушно тянет время. Когда тянуть дальше невозможно, все-таки приступает к работе. Когда искусственная женщина (такая же уродливая) уже готова, осталось только ее оживить, Виктора опять переклинило, и он ее разрывает на куски.

Что ж тут удивительного, что чудовище полностью разочаровалось в человеческом роде и пообещало отомстить?

В общем, в этой истории чудовище вызывает у меня только сочувствие, а главным злодеем и виновником всех бед я считаю его творца, у которого не хватило ни ума, ни сердца позаботиться о своем творении.

Оценка: 7
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Легко понять, почему современные читатели так часто жалеют монстра, созданного Виктором Франкенштейном. Я и сама его пожалела. Вместо жуткого чудища я неожиданно увидела нечто вроде руссоистского дикаря, который жил себе спокойно, пытался быть для симпатичной семьи Де Лэси этаким добрым домовым и стал убийцей только в ответ на человеческую агрессию.

Труднее понять самого «современного Прометея». Его ужас и ненависть при первом взгляде на свое творение совершенно иррациональны. «А-а-а!!! У него кожа сухая!!! Чудовище!!!» После чего бедняга сваливается в нервной горячке. И в дальнейшем свято убежден, что «монстр» мечтает не меньше, чем уничтожить все человечество, и никакие аргументы уже не действуют. Впрочем, семейство Де Лэси реагирует на «демона» точно так же, и это еще менее понятно: ну, бродяга, грязный, уродливый, неужели это повод сразу кидаться с дрекольем?

Кажется, что в этом одном из первых научно-фантастических произведений заложен мощный заряд страха перед наукой. «Они приобрели новую и почти безграничную власть; они повелевают небесным громом, могут воспроизвести землетрясение и даже бросают вызов невидимому миру», — говорит об ученых Франкенштейн с дрожью ужаса. Для него ученый — все еще «адепт тайных знаний», вроде средневековых алхимиков-некромантов, занятый чем-то жутким и, наверное, греховным. Каким бы ни было создание Франкенштейна, добрым или жестоким, оно пугает своего творца (и, похоже, Мэри Шелли) самим фактом своего существования. Как сознается сама писательница, «что может быть ужаснее человеческих попыток подражать несравненным творениям создателя?» Поскольку я этого страха не разделяю, то кровь в жилах не стыла, и нервной дрожи тоже не было. Однако (не говоря о том, что всегда полезно знакомиться с истоками жанра) чтение доставило удовольствие. Книга Мэри Шелли — прекрасный образец классической прозы.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх