Стивен Джонс «Франкенштейн»
Во все времена человек стремился разгадать тайну жизни и смерти, почувствовать себя творцом — создать себе подобных искусственным путем, реанимировать бездыханную плоть, собрать по частям новое тело. Одно из самых знаменитых воплощений этой идеи принадлежит перу Мэри Шелли, подарившей миру уникального персонажа, чье имя давно уже стало нарицательным. История о Франкенштейне, талантливом ученом, сотворившем злую силу, с которой он сам не сумел справиться, спустя почти двести лет остается классикой научной фантастики и хоррора. Роман был многократно экранизирован и вдохновил других писателей на создание собственных оригинальных сюжетов, затрагивающих эту поистине неисчерпаемую и неустаревающую тему. В данной антологии представлены работы таких мастеров, как Роберт Блох, Рэмси Кэмпбелл, Пол Макоули, Ким Ньюмен и многих других. А открывает сборник бессмертное произведение Мэри Шелли, чтобы напомнить читателю, с чего все началось...
В 2016 году антология была переиздана под другим названием и с предисловием Нила Геймана. Кроме того, в новое издание вошёл рассказ Стивена Волка «Celebrity Frankenstein».
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— цикл «Франкенштейн. Свободные продолжения» > Антологии
— серию антологий «The Mammoth Book of...», 1991 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Мириам, 9 марта 2012 г.
Открывая антологию, готовтесь к новым встречам с Виктором Франкенштейном и его монстром, к встречам с экспериментаторами с человеческой плотью, к рассказам о генетических экспериментах и выведению новых людей, к встречам лицом к лицу с создателям (или правильнее сказать творцами) существ, ну и к рассказам о влиянии произведения Мэри Шелли на сознание широких масс. Тематика представленных в антологии рассказов разнообразна, практически на любого вкус любого привередливого читателя, любителя экспериментов и результатов этих экспериментов. И для того, чтоб было с чем или с кем сравнивать — вначале антологии роман Мэри Шелли. Кто не читал — прочитает, кто прочитал — напомнит себе.
Из всех представленных рассказов/повестей точно можно выделить продолжения бессмертного произведения, где героями являются либо сам Виктор, либо созданный им Монстр. Наверно не верилось авторам, что Шелли именно так закончила свой роман, оставила однозначную концовку, без двойных/тройных трактовок. Один из выходов был найден Адрианом Коулом в «Наследстве Франкенштейна» — ведь вся история Виктора рассказаны в письмах Роберта Уолтона, а письма иногда могут врать и врать хорошо. А можно вообще не утруждаться и не придумывать обоснований своим фантазиям на заданную тему — путь будет альтернативное продолжение истории, где нет острой необходимости в объяснении почему живы Виктор с Элизабет, почему они находятся в Англии, в местности с пустошами и по окрестностям бегает злобная собака... нет, не Баскервилей, а Франкенштейна. А как вам Монстр в роли рок-музыканта и кумира девочек-подростков? Вариантов для жизни Франкенштейна и его создания после романа Шелли можно напридумывать множество от более-менее реалистичных до совсем уж странных и безумных. Только все эти варианты уже не будут цеплять. Мэри Шелли всё, что хотела сказать, сказала. Но кого это может остановить? Ведь Франкенштейн со своим удачным экспериментом очень даже привлекателен и считать, что история начинается и заканчивается одной книгой, не очень хочется.
Дополнением к рассказам-продолжениям известной истории выступают рассказы: «Последний выход сыновей шока» Дэвида Шоу о встрече персонажей черно-белых фильмов студии Universal — Монстра, Дракулы и Человека-волка в одном из баров; «Рай для комплетиста» Кима Ньюмана о нашедшемся на просторах спутникого телевидения канала за номером 1818, транслирующем фильмы/передачи о Франкенштейне в круглосуточном режиме (чем не рай для любителя?); и «Лучше умереть» Бэзил Коппера, о котором можно сказать кратко — просмотр старых фильмов ужасов, в том числе фильмов о Франкенштейне, до добра никогда не доведет.
Рассказами об ученом из Женевы антология не заканчивается. Из представленных продолжателей, или скорее коллег, Франкенштейна хорошо выделяются те, кто занялся наукой ради любимых или почти любимых женщин, пытаясь вернуть/возвращая их к жизни или давая им новое, более совершенное тело. Такие рассказы смотрелись бы хорошо и сами по себе, без всяких тематических сборников на заранее заданную тематику, хотя и в данной антологии они не являются лишними, только дополняют её. Дж.Браннер «Равносильно убийству», Г.Мастертон «Воссозданная мать», К.Э.Вагнер «Глубинное течение», Р.Лэннес «Совершенная женщина», Б.Муни «Чандира» — пять историй, пять женщин, чья жизнь и судьба оказалась в руках у мужчин, увлекающихся наукой и порой преследующих свои цели.
Немного далековато от воскресений, пересадок мозга и т.д. и т.п., но близкие по духу рассказы о генетических экспериментах либо по выведению (если так можно сказать) совершенных людей, выносливых и запоминающих любую информацию (как в «El sueño de la razón» Дэниела Фокса), либо получение людей не будущего, но прошлого на основе генетики современных людей («Тупик» Дэвида Кейза), либо вообще клонирование еще эмбрионов для того, чтоб можно было использовать этот клонированный материал, если оригинал будет поврежден и ему понадобится замена какого-либо органа («Получать лучше» Майкла Маршалла Смита). Ко всем этим генетическим экспериментам хотелось бы добавить еще и рассказ Мэнли Уэйд Уэллмана «Pithecanthropus Rejectus» — никакой генетики, но с помощью операции создание из человекообразной обезьяны обезьяноподобного человека. Доброе произведение с четно прослеживающейся моралью — до добра эксперименты с животными не доводят, ваше создание вас же и отправит на другой свет, чтоб не смели больше ни над кем издеваться.
Напоследок чуть-чуть грустного — идеи идеями, но исполнение части рассказов меня порой хорошо разочаровывало — блекло, скучно и выть хочется от тоски. Особенно это касается своеобразных продолжений истории о Викторе Франкенштейне — больше похоже было на желание показать, что историю Мэри Шелли можно было продолжить, причем не важно как и чем, лишь бы продолжить, получить какую-нибудь историю с известными персонажами, а что будет на выходе — не важно.
P.S. Понравилось в антологии то, что были собраны как старые рассказы, так и специально написанные — можно хоть немного, но проследить, чем занимались пусть и не всегда ученые, но всегда изобретательные умы на страницах рассказов в разное время.
Кел-кор, 30 сентября 2013 г.
Тема Франкенштейна мне нравится. Весьма нравится. Я намеренно долгое время не смотрел фильмов, не читал никаких книг, более поздних, чем роман Мэри Шелли. Хотел сначала познакомиться с первоисточником, потому что интуитивно ощущал, что история Чудовища и его создателя мне приглянется. Ну, и прикоснуться к мифу хотелось начиная именно с истоков. Так что, вероятно, оценка антологии чуть завышена, но всё-таки, как ни крути, по-моему, эта книга того стоит...
К сожалению, общий фон подборки средний... Тем не менее, в ней встречаются и вершины, возвышающиеся над «уровнем моря». До классического «Современного Прометея» Мэри Шелли никто не допрыгнул (разве что Карл Эдвард Вагнер с его «Глубинным течением», но тут другая история — этот рассказ стоит всё-таки наособицу по сравнению с прочими произведениями антологии), но приблизиться к классике смогли, по крайней мере, четверо писателей. Это, во-первых, Питер Тримейн и его «Собака Франкенштейна» — добротная повесть, выдержанная в старинном духе (оттого, наверное, и приглянувшаяся). Во-вторых, не сдаёт позиций интереснейший автор «ужасов» Грэм Мастертон. На примере нескольких его рассказов уже имел удовольствие убедиться в его таланте, и «Воссозданная мать» лишь ещё больше утверждает меня в положительном мнении о его малой прозе. Далее — то, что составитель оставил «на посошок» (заключительное стихотворение не берём в расчёт): и «Получать лучше» Майкла Маршалла Смита, и «Тупик» Дэвида Кейза — радуют. Первое произведение — своим построением, туманным сюжетом, где загадки открываются по мере повествования; второе — неторопливым, обстоятельным, скрупулёзным рассказом о путешествии на Огненную Землю, где все точки над «i» так и не будут расставлены...
Большая часть остального состава книги — вполне неплохо сработанные тексты, но без «изюминки», которые не сумели закрепиться в памяти. Впрочем, некоторые рассказы оставили след: «Творец» Четвинд-Хейса — мягкой иронией, «Лучше умереть» Коппера и «Глиняные человечки» Блоха — какой-то приятной, ностальгической «палповостью», «Предел» Этчисона — шокирующими сценами, а «Папулин монстр» Мортон — сюрреалистическо-психоделической непонятностью. С рассказами чуть ниже среднего выступили Нэнси Килпатрик, Дэвид Шоу и Пол Макоули, а вовсе ударили лицом в грязь Рэмси Кэмпбелл, Джон Браннер, Гай Смит и Ким Ньюман (опять-таки, заключительное стихотворение упустим из виду).
Антология составлена достаточно толково: средний уровень (крепкий, уверенный) хорошо чувствуется, и на его фоне отчётливо видны как удачи, так и неудачи. Откровенно беспомощных произведений, которые вообще нечитаемы, здесь нет, а весьма неплохие рассказы и повести отлично выглядят даже в одном ряду с романом Мэри Шелли. Так что, думаю, любители франкенштейновщины оценят книгу по достоинству, да и других читателей подборка Стивена Джонса не разочарует.