fantlab ru

Мэри Шелли (Mary Shelley)

Мэри Шелли
Страна: Великобритания
Родилась: 30 августа 1797 г.
Умерла: 1 февраля 1851 г.
Жанры:
Фантастика
59%
Хоррор/Ужасы
50%
ещё >>

Мэри Шелли (полное имя — Мэри Уолстонкрафт Шелли / Mary Wollstonecraft Shelley (по мужу, урождённая Годвин / Godwin) — английская писательница, драматург, автор рассказов, эссе, биографий и путевых заметок.

Мэри Шелли родилась в Сомерс-Тауне, Лондон. Она была вторым ребенком феминистки, философа, преподавателя и писательницы Мэри Уолстонкрафт и первым ребенком философа, писателя и журналиста Уильяма Годвина, снискавшего громкую известность социально-утопическим «Исследованием о политической справедливости» (1793). Мать Мэри умерла через десять дней после рождения дочери от родильной горячки. Мэри и её родная сестра Фанни Имлай (дочь Мэри Уолстонкрафт от первого брака) воспитывались отцом.

Хотя Мэри Годвин не получила официального образования, отец обучал ее широкому кругу предметов. В детстве у нее была гувернантка, ежедневный наставник и она читала детские книги своего отца по римской и греческой истории в оригинале. Также в течение шести месяцев в 1811 году Мэри посещала школу-пансион в Рамсгейте.

Весной 1814 года она познакомилась с Перси Биши Шелли, который поразил ее воображение. В свою очередь молодой поэт нашел в ней то, чего не хватало ему в жене Гарриет: широту умственных интересов, свежесть и глубину поэтического чувства, пренебрежение к «дамским» заботам о светских приличиях, моде, комфорте. В возвышенном образе Цитны — героини поэмы «Восстание Ислама» (1818), которую Шелли посвятил молодой жене, ее идеализированный облик был слит воедино с романтически преображенными воспоминаниями о ее матери, Мэри Уолстонкрафт.

Поскольку отец Мэри не одобрил связь дочери с женатым Шелли, 28 июля 1814 года пара в сопровождении сводной сестры Мэри, Клер Клермон, тайно уехала во Францию, оставив в Англии беременную жену Перси. Это был второй побег Перси, так как он уже сбегал вместе с Гарриет тремя годами раньше. Возвратившись несколько недель спустя, молодая пара была поражена тем, что Годвин не захотел их видеть.

В свою очередь, лорд Байрон и Джон Полидори в мае 1816 года поселились на берегу Женевского озера. Но их добровольная ссылка продолжалась недолго. Путешествие Джона Полидори в качестве личного врача лорда Байрона продолжалось с 24 апреля по 16 сентября 1816 года, когда они расстались в швейцарском местечке Колоньи. В эти пять месяцев случилось событие, давшее мировой литературе два новых жанра, охарактеризовать которые можно двумя словами, являющимися заглавиями первых произведений – «Вампир» и «Франкенштейн». Бывшая возлюбленная лорда Байрона восемнадцатилетняя Клер Клермон (Claire Clairmont, 1798-1879), которая в то время даже не подозревала, что уже носит под сердцем ребенка поэта, убедила свою сводную сестру Мэри Годвин (Mary Godwin, 1797-1851) и ее будущего мужа, поэта Перси Биши Шелли (Percy Bysshe Shelley, 1792-1822) отправиться на отдых в Швейцарию, надеясь опять увидеться там с Байроном. Они прибыли в Швейцарию место 14 мая 1816 г., где сняли особняк «Maison Chapuis», а Байрон присоединился к ним только 25 мая вместе с врачом и писателем Джоном Уильямом Полидори, а 10 июня снял в аренду виллу «Villa Diodati», которая находилась в десяти минутах ходьбы от «Maison Chapuis», по тропе через виноградник. Вообще, старинный особняк, который мы теперь знаем под названием вилла Диодати, был построен в 1710 году и назывался Villa Belle Rive, а имя Диодати ей дал сам Байрон, назвав дом именем семьи, которой этот особняк некогда принадлежал. Семья была отдаленно связана с итальянским переводчиком Джованни Диодати (Giovanni Diodati), дядей Чарльза Диодати (Charles Diodati), близким другом поэта Джона Мильтона (John Milton).

1816 год вошел в историю как «год без лета». Лето было невероятно холодным и дождливым по причине огромного количества вулканической пыли, рассеявшейся в верхних слоях атмосферы после страшного извержения вулкана Тамбора в Индонезии в апреле 1815 года. Однажды друзьям пришло в течение трех дней находиться на вилле Диодати из-за непрекращающегося дождя. Как-то в руки им попал вышедший в 1810 году сборник немецких легенд о привидениях «Фантасмагорина, или Собрание историй о привидениях, духах, фантомах и прочее» (Fantasmagoriana ou, Recueil d'histoires, d'apparitions, de spectres, revenans, fantômes, etc.)

Байрон, впечатлившись этими историями, предложил друзьям: «Пусть каждый напишет свою страшную историю». Этот самый известный в новейшей европейской литературе конкурс состоялся 15-18 июня 1816 года и изначально имел форму шутливой игры для нескольких заскучавших персон. Вот как описала эти литературные вечера Мэри Годвин (Шелли):

Мэри Шелли пробовала писать еще в детстве. Во время свадебного путешествия летом 1814 года она принялась за сочинение романа под мрачным заглавием «Ненависть», рукопись которого не сохранилась. Шелли был высокого мнения о литературном таланте жены, считая, что ей должно особенно удаваться изображение трагического. Иногда они пользовались одной записной книжкой: сохранился рукописный томик, где наброски повести Мэри Шелли «Матильда» соседствуют с «Одой к Неаполю» и черновыми отрывками «Защиты поэзии» и «Освобожденного Прометея», вписанными рукой поэта. Не удивительно, что стихи Шелли естественно включаются в ее повествовательную прозу. Так, Франкенштейн в десятой главе цитирует раннее стихотворение Шелли «Изменчивость»; нередко и здесь и в других книгах Мэри в ткань изложения вплетаются отдельные образы из лирики поэта.

«Нас было четверо. Лорд Байрон начал повесть, отрывок из которой опубликовал в приложении к своей поэме «Мазепа». Шелли, которому лучше удавалось воплощать свои мысли и чувства в образах и звуках самых мелодичных стихов, какие существуют на нашем языке, чем сочинять фабулу рассказа, начал писать нечто, основанное на воспоминаниях своей первой юности. Бедняга Полидори придумал жуткую даму, у которой вместо головы был череп – в наказание за то, что она подглядывала в замочную скважину; не помню уж, что она хотела увидеть, но, наверное, нечто неподобающее; расправившись с ней, таким образом, хуже, чем поступили с пресловутым Томом из Ковентри, он не знал, что делать с нею дальше, и вынужден был отправить ее в семейный склеп Капулетти – единственное подходящее для нее место. Оба прославленных поэта, наскучив прозой, тоже скоро отказались от замысла, столь явно им чуждого.

А я решила сочинить повесть и потягаться с теми рассказами, которые подсказали нам нашу затею. Такую повесть, которая обращалась бы к нашим тайным страхам и вызывала нервную дрожь; такую, чтобы читатель боялся оглянуться назад, чтобы у него стыла кровь в жилах и громко стучало сердце».

Мэри Годвин несколько дней тщетно пыталась что-либо придумать, пока не услышала философскую беседу Байрона и Шелли о секрете зарождения жизни и возможности когда-нибудь открыть его и об оживлении мертвой материи. Разыгралось воображение и… «Я увидела, как это отвратительное существо сперва лежало недвижно, а потом, повинуясь некоей силе, подало признаки жизни и неуклюже задвигалось. Такое зрелище страшно; ибо что может быть ужаснее человеческих попыток подражать несравненным творениям создателя?... Наутро я объявила, что сочинила рассказ».

«Франкенштейн» вышел в свет анонимно весной 1818 года — как раз в то время, когда Шелли и его семья покинули Англию, перебравшись в Италию. Виктор Франкенштейн, этот «современный Прометей», создает человекоподобное существо — гиганта, наделенного необычайной мощью, выносливостью и энергией. Но его создание не может найти себе места в человеческом обществе и скоро неизбежно становится отъявленным врагом людей. Отверженный, несправедливо гонимый людьми, которым этот гигант хотел делать только добро, он становится жертвой собственного рокового одиночества. И первыми жертвами этой сокрушительной силы, «сотворенной» Франкенштейном, оказываются те, кто ему всего дороже и ближе.

Первоначально широкая публика воспринимала его попросту как занимательную фантастическую повесть. Но уже при жизни автора образ Франкенштейна стал приобретать значение обобщающего символа. И именно «Франкенштейн» оказался единственным из художественных произведений Мэри Шелли, которое пережило ее и постоянно переиздается и в наше время. Сегодня можно утверждать, что «Франкенштейн» стоит у истоков жанра научной фантастики. Обладающее мрачной, но необыкновенно сильной энергетикой повествование об ученом, уникальное изобретение которого обернулось трагедией для него и окружающих, предвосхитило пессимистические мотивы ряда современных научно-фантастических произведений. Не случайно уже в XX веке к этому сюжету обращались многие писатели, а имя же самого Франкенштейна, человека, создавшего злую силу, с которой он не смог справиться, сделалось нарицательным.

Летом 1822 года судьба нанесла Мэри свой самый жестокий удар: яхта, в которой Шелли с двумя спутниками возвращался домой из Ливорно, была застигнута внезапным шквалом; тела погибших были найдены только через несколько дней. Теперь все ее заботы были отданы сыну Перси Флоренсу, единственному, кто остался у нее, после того как она похоронила в Италии двоих детей. Начались многолетние конфликты с сэром Тимоти Шелли, который назначил внуку скудное содержание, поставив условием, чтобы Мэри не смела писать о Шелли и издавать его рукописи. Когда же она рискнула нарушить этот запрет, опубликовав «Посмертные стихотворения» Шелли, сэр Тимоти немедленно прекратил выплату денег на содержание внука; большую часть тиража пришлось изъять из продажи.

Мэри мечтала написать биографию мужа; так как это ей возбранялось, она вышла из положения, изложив свои воспоминания о Шелли и размышления о его творчестве в форме развернутых «примечаний» к его произведениям. Чтобы дать сыну достойное образование, Мэри Шелли неустанно зарабатывала на жизнь литературным трудом. Она занималась редактурой, компилировала биографические очерки об иностранных писателях, переводила, рецензировала, чаще всего анонимно. На титульных листах ее романов значилось вместо ее фамилии: «Автор «Франкенштейна». Впрочем, к этому времени секрет ее авторства был уже хорошо известен в литературных кругах.

Из пяти романов, опубликованных Мэри Шелли после «Франкенштейна», наиболее интересны «Последний человек» (1826) и «Lodore» (1835). Как и в других произведениях, написанных ею после смерти Шелли, в них много автобиографического. В период работы над «Последним человеком» Мэри отметила в своем дневнике, что проецировала в будущее, изображенное в этой фантастической утопии, свое мучительное чувство одиночества. написав роман «Последний человек», МэриШелли стала родоначальницей также постапокалиптического жанра во всемирной литературе.В главных действующих лицах романа легко узнать романтически преображенные характеры Байрона и Шелли. Будущее человечества рисуется Мэри Шелли в мрачных красках. Люди добьются расширения своих свобод; новые изобретения улучшат их жизнь (Мэри описывает, в частности, «пернатые» воздухоплавательные аппараты, на которых ее герои летят из Италии в Англию, на что им требуется шесть дней). В 2092 году всюду царит мир. Еще двенадцать месяцев, и на земле наступит рай, мечтает Адриан. Но силы природы ополчаются против людей. Эпидемия чумы охватывает целые континенты. Народы охвачены паникой. В Англии начинается голод. К этому присоединяются небывалые стихийные бедствия: разрушительные ураганы, землетрясения, наводнения. Банды беглецов из Америки являются в Англию; грабя и пожирая, как саранча, все, что попадается на пути, они идут штурмовать Лондон... Роман был принят критикой в штыки и не переиздавался до 1965 года, когда постапокалиптика опять вошла в моду.

В «Lodore», вполне реалистическом психологическом романе, действие которого происходит в тогдашней Англии, в портретах героев также угадываются черты Байрона и Шелли. Особенно интересны главы, описывающие бедственную жизнь в Лондоне молодой супружеской четы Вильерсов. В изображении их мытарств в сумрачном зимнем Лондоне, с его желтыми туманами, толпами равнодушных прохожих, бедными меблированными комнатами, судебными приставами и арестным домом, писательница явно воспользовалась воспоминаниями о печальной зиме 1814/15 года — первой зиме ее замужней жизни.

Представляет интерес и рассказ Шелли «The Mortal Immortal» (1883), в котором ассистент оккультиста Корнелия Агриппы выпивает эликсир бессмертия, сделанный его учителем. Через 300 лет спустя он несчастен, мрачен, почти безумен, т.к. остается молодым, а его любовь давным-давно умерла. На идейном уровне рассказ имеет отсылки к роману отца писательницы Уильяма Годвина «Сен Леон», и более 40 раз включался в различные жанровые антологии.

В жанровые антологии неоднократно включались также ее рассказы «Valerius: The Reanimated Roman» (1819), «Превращение» (1830), «Сон» (1931), «The Invisible Girl» (1832) и «Roger Dodsworth: The Reanimated Englishman» (1863).

Мэри Шелли умерла 1 февраля 1851 года на Честер-сквер в возрасте пятидесяти трех лет, как посчитал ее врач, — от опухоли головного мозга.

Награды и премии:


лауреат
100 самых вдохновляющих романов по версии BBC / BBC list of 100 “most inspiring” novels, 2019 // Жизнь, смерть и другие миры
Франкенштейн, или Современный Прометей / Frankenstein; or, The Modern Prometheus (1818)

лауреат
100 лучших книг, написанных на английском языке / The Guardian's 100 Best Novels Written in English, 2015
Франкенштейн, или Современный Прометей / Frankenstein; or, The Modern Prometheus (1818)

лауреат
1001 книга, которую необходимо прочитать / 1001 Books You Must Read Before You Die, 2006
Франкенштейн, или Современный Прометей / Frankenstein; or, The Modern Prometheus (1818)

лауреат
Зал славы научной фантастики и фэнтези / Science Fiction and Fantasy Hall of Fame, 2004 // (посмертно)

лауреат
200 лучших книг по версии BBC / BBC The Big Read, 2003
Франкенштейн, или Современный Прометей / Frankenstein; or, The Modern Prometheus (1818)

лауреат
Хоррор: 100 лучших книг / Horror: 100 Best Books, 1988
Франкенштейн, или Современный Прометей / Frankenstein; or, The Modern Prometheus (1818)

лауреат
Фэнтези: 100 лучших книг / Fantasy: The 100 Best Books, 1988
Франкенштейн, или Современный Прометей / Frankenstein; or, The Modern Prometheus (1818)
Сортировка:

Мэри Шелли. Участие в межавторских проектах

7.68 (69)
-
  • Антологии
7.60 (5)
-
-
7.31 (56)
-
2 отз.
7.89 (1225)
-
62 отз.
8.25 (16)
-
  • Preface
-
  • 1: The Prototypes:
5.81 (50)
-
1 отз.
  • 2. The Films:
7.14 (35)
-

Мэри Шелли. Романы

  1818 Франкенштейн, или Современный Прометей / Frankenstein; or, The Modern Prometheus  [= Франкенштейн, или Новый Прометей]  
7.89 (1225)
-
62 отз.
3.00 (1)
-
2.00 (1)
-
6.92 (24)
-
3.00 (1)
-
  1835 Lodore  
4.00 (1)
-
  1837 Falkner  
3.00 (1)
-

Мэри Шелли. Повести

  1959 Mathilda  [= Matilda]  
-

Мэри Шелли. Рассказы

  1818 The Making of Frankenstein’s Monster [отрывок из романа "Франкенштейн"]  
9.00 (1)
-
  1818 The Monster Lives! [отрывок из романа "Франкенштейн"]  
-
  1818 The Recalcitrant Robot [отрывок из романа "Франкенштейн"]  
-
5.50 (2)
-
2.00 (1)
-
  1826 Lacy de Vere  
-
-
4.50 (4)
-
5.33 (3)
-
4.75 (4)
-
3.33 (3)
-
6.67 (3)
-
7.14 (35)
-
5.00 (3)
-
  1831 Сон / The Dream  [= Видение]  
5.78 (66)
-
1 отз.
6.00 (2)
-
  1832 Девушка-невидимка / The Invisible Girl  [= Дева-невидимка]  
6.93 (14)
-
  1832 Поляк / The Pole  
4.00 (2)
-
7.05 (20)
-
1.00 (1)
-
3.67 (3)
-
5.33 (3)
-
6.50 (2)
-
6.00 (2)
-
  1843 The Ghost of the Private Theatricals [под псевдонимом M. S]  
-
5.81 (50)
-
1 отз.
8.57 (7)
-
-
-
  1998 Maurice, or The Fisher's Cot (для детей)  
-

Мэри Шелли. Поэзия

  1830 A Dirge  
-
  1830 A Night Scene  
-
  1830 Absence  
-
  1830 Song  
-
-
-
  1834 Fame  
-
  1834 Ode to Ignorance  
-
-
  1839 To the Death  
-
-
  1862 Орфей / Orpheus ("Not far from hence. From yonder pointed hill...") // Соавтор: Перси Биши Шелли  
-
-
-
-
-
-
-
-

Мэри Шелли. Пьесы

  1820 Midas  
-
  1820 Proserpine  
-

Мэри Шелли. Статьи

8.17 (6)
-
  1823 Giovanni Villani  
-
-
-
3.50 (2)
-
9.75 (4)
-
-
-
4.50 (2)
-
1.00 (1)
-
-
  1829 Modern Italy  
2.00 (1)
-
-
-
-
-
-
-
-
-
8.15 (27)
-
1 отз.
-
-
-

Мэри Шелли. Эссе

-

Мэри Шелли. Сборники

7.00 (1)
-

Мэри Шелли. Прочие произведения

  1817 История шестинедельной поездки по некоторым областям Франции, Швейцарии, Германии и Голландии / History of a Six Weeks' Tour through a Part of France, Switzerland, Germany, and Holland: with Letters Descriptive of a Sail round the Lake of Geneva, and of the Glaciers of Chamouni  [= История шестинедельной поездки по некоторым областям Франции, Швейцарии, Германии и Голландии с приложением писем, описывающих плаванье вокруг Женевского озера и ледника Шамони] // Соавтор: Перси Биши Шелли  
4.00 (1)
-
  1835 Lives of the most Eminent Literary and Scientific Men of Italy, Spain, and Portugal, Vol. I // Соавтор: Джеймс Монтгомери  
-
  1835 Lives of the most Eminent Literary and Scientific Men of Italy, Spain, and Portugal, Vol. II // Соавторы: Джеймс Монтгомери, Дэвид Брюстер  
-
-
-
-
-
-
7.00 (1)
-

Мэри Шелли. Незаконченные произведения

  1922 The Necessiry of a Belief in the Heathen Mythology: to a Christian (статья, не закончена)  
-
  1976 Valerius: the Reanimated Roman (рассказ, не закончен)  
-
  1993 History of the Jews (не закончено)  
-

Мэри Шелли. Неопубликованное

  Address to the Duchess of Angoulême (не закончено, не опубликовано)  
 
  Life of Shelley (не закончено, не опубликовано)  
 
  Life of William Godwin (не закончено, не опубликовано)  
 


  Формат рейтинга


  Примечание

  • В библиографию не включены:

    1) три поэтических отрывка, авторство которых достоверно не установлено («God of the Best the Brightest», «Alas I weep my life away» и «Struggle no more, my Soul with the sad chains»

    2) фрагмент романа «Cecil» (перевод с немецкого)

    3) фрагмент романа «Inez de Medina» (перевод с итальянского)

    4) «Cry of War to the Greeks» (перевод с греческого воззвания Александа Ипсиланти к солдатам греческой армии)

    5) «Samuel» (пересказ первых пятнадцати глав Книги Царств)

    6) «Cupid and Psyche» (перевод с греческого фрагмента книги Апулея «Золотой осел» («Метаморфозы»))

    7) «Correspondence of Louis XVI» (перевод с французского)

    8) «Cyrus» (фрагмент жизнеописания персидского царя Кира Великого)

    9) «Theseus» (фрагмент биографии Тесея на основе «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха)

    10) «The Relation of the Death of the Family of the Cenci» (перевод с итальянского)


  •   Библиографы

  • Составители библиографии — Claviceps P., antilia

  • Куратор библиографии — Вертер де Гёте



  • ⇑ Наверх