Марк Твен «Человек, который совратил Гедлиберг»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Городок Гедлиберг кичился чистотой своих нравов и добродетельным смирением. Но однажды отцам города выпал случай пройти проверку на эти качества. Какой-то чудак завещал огромную сумму денег своему благодетелю из Гедлиберга, имени которого не помнит. Осталось лишь пойти и выдать себя за наследника...
Входит в:
— сборник «The Man That Corrupted Hadleyburg and Other Stories and Essays», 1900 г.
— сборник «The Man That Corrupted Hadleyburg and Other Stories and Sketches», 1900 г.
— антологию «Рассказы американских писателей», 1954 г.
— антологию «Американская новелла», 1958 г.
— антологию «Золотой мираж», 1983 г.
— антологию «Isaac Asimov Presents the Best Crime Stories of the 19th Century», 1988 г.
— антологию «Рассказы», 1988 г.
— антологию «Never Shake a Family Tree», 1998 г.
— антологию «19th Century Mysteries», 2001 г.
Экранизации:
— «Человек, который совратил Гейдельберг» / «Czlowiek, który zdemoralizowal Hadleyburg» 1967, Польша, реж. Ежи Зажицкий
— «Человек, который совратил Гейдельберг» / «The Man That Corrupted Hadleyburg» 1980, США, реж. Ральф Розенблюм
- /языки:
- русский (39), английский (10), украинский (1)
- /тип:
- книги (48), самиздат (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Н. Волжина (25), В. Романов (2), Н. Чуковский (1), К. Шмиговский (1)
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Podebrad, 11 марта 2022 г.
Маленький городок, известный безупречной честностью обитателей. Особенно гордятся этой репутацией именитые граждане. В основном, представители бизнеса и связанной с бизнесом интеллигенции. Причём они действительно стараются всегда быть безупречно честными. И вдруг появляется возможность разбогатеть путём небольшого обмана, абсолютно безвредного для окружающих. Соблазн слишком велик. А когда начинаются разоблачения, люди не просто сгорают от стыда. Они от стыда умирают. Даже не от стыда разоблачений, а от одной мысли о том, что оказались способны на обман.
Вроде бы всё понятно. Ханжество — это плохо. Правда я не думаю, что поведение менее именитых, орущих «Так их! Так! Они не лучше нас!» лучше поведения обманщиков. Но ведь реакция именитых на разоблачение говорит о том, что у них, во всяком случае, есть совесть. Представители сегодняшнего бизнеса и связанной с бизнесом интеллигенции в этой ситуации не то, что не поумирают от стыда, даже не покраснеют. «А что вы хотите? Все так делают». Так неужели гедлибергцы хуже нас теперешних?
Взглянем с другой стороны. Самый гнусный, собственно, единственный гнусный персонаж в этой истории — соблазнитель. Кто больше виноват в грехопадении — соблазнённые или соблазнитель? В начале девяностых нам из всех утюгов кричали, что свободный рынок — это рай, и жить мы все будем, как в раю. Почти все поверили, каждый пятый кинулся в бизнес, и уцелели из них немногие. А крикуны тех лет процветают до сих пор, и им не стыдно. Кто хуже — тот, кто совращал, или тот, кто соблазнился?
Ctixia, 6 сентября 2017 г.
Весьма и весьма интересная история. Я наткнулась на нее случайно, ну а как можно было пройти мимо Твена?
Маленький благочестивый городок, смертельная обида прохожего, и изощренная месть. Муки совести показаны во всей красе, самые противные качества людские всплывают наружу, стадное чувство и глубокая радость из серии «меня не запалили» побуждают участвовать в прилюдном унижении и оплевывании менее везучих. Тут-то и понимаешь, что то, чем так гордились жители — на самом деле напускное, показное, лицемерие процветает. И люди такие же, как и везде, ничем не отличаются.
Econom, 16 декабря 2013 г.
На самом деле очень глубокое произведение с очень важной мыслью. Оно отлично не только языком, юмором и сюжетом, но и моралью, которая не всем очевидна.
Не введи нас во искушение — вот какой был девиз этого города. Но что такое искушение? Это не только возможные отрицательные последствия. Это и выработка иммунитета, в том числе; укрепление человека. Если от него слишком оберегать людей, то тогда у них просто не будет шанса ему противостоять, — не будет ни опыта, ни иммунитета. А рано-поздно искушение явится всегда. И Марк Твен с большим мастерством продемонстрировал, что может произойти в этом случае — даже самые незапятнанные могут легко пасть.
Каков в конце книги девиз? Введи нас в искушение. Горожане поняли, что только так можно набраться опыта и научиться противостоять ему. В СССР эту повесть издавали много раз — но вот на практике этот наглядный вывод, так хорошо показанный, так и не усвоили.
И СССР развалился изнутри, именно потому, что люди были не готовы к открытым искушениям чужой культуры и образа жизни, к демагогам, к демократии и выборам. У них не было для этого иммунитета. Их оберегали от искушений. От фильмов, книг, порнографии, открытой полемики и выборов. И когда это показали им — они покорно пошли, подобно зайцу за морковкой.
Глядишь, сделали бы советские лидеры выводы пораньше, как это сделали китайцы, которые впустили поток западных товаров, фильмов и музыки — и СССР остался бы жив.
zmey-uj, 17 апреля 2009 г.
Поучительная история. Приезжий с его коварным планом выступает здесь чуть ли не как Дьявол, «вводящий в искушение». Стоит ли говорить, что все наигранные добродетели и притворная честность быстренько улетучиваются, а вместо этого строятся планы покупки новых домов и других приятных расходов. И люди, корчившие из себя блюстителей нравов, вполне заслуживают, чтобы им отмерялось той же мерой, какой меряли и они. Именно потому их падение и вызывает такое злорадство окружающих, что совершенно ясно: уж они-то не пощадили бы никого, не простили бы даже мельчайшей ошибки.
Не хотелось бы попасть в город, где приходится не спать ночами в заботе о своей репутации. И даже думать жаль о молодых людях из Гедлиберга, всю жизнь не знавших ни единого соблазна и вдруг оказавшихся в каком-нибудь большом городе...
Alexandre, 16 апреля 2009 г.
Мне не очень понравился этот рассказ. Нет, написан-то он превосходно, и герои его выписаны убедительно; но мне не понравились события, происходящие в городке. Я вообще не люблю так называемого «выведения на чистую воду», когда человека, совершившего в жизни ошибку, затем шельмуют и губят, в общем не заботясь о том, стоит ли проступок такого ужасного наказания.
И один из героев рассказа, тот самый, который обиделся на город, и есть истинный злодей, который специально подставил жителей, стараясь разбудить в их душе самые низменные чувства. Мне даже и не смешно наблюдать за весельем всех прочих жителей городка, которые так радостно втаптывают в грязь лучших представителей своего города. Такие истории мне не по душе.
Хотя писатель как всегда на высоте, как видите, он может и такое написать.
ii00429935, 3 февраля 2010 г.
Эту маленькую повесть частенько печатают в окружении юмористических произведений Марка Твена, но, по-моему, это не совсем правильно. Смешного здесь нет, и автор — не юморист и не сатирик даже, а скорее проповедник. То есть берется некая идея (ханжество и корыстолюбие — это плохо) и в доказательство этой мысли — как бы история из жизни, с крупными буквами прописанной моралью и более чем условными персонажами. Как проповедь «Человек, который совратил Гедлиберг» вещь вполне удачная, хотя Марк Твен более силен в другом. Ну например, как автор добрых юмористических рассказов, где каждый из читателей легко может узнать себя в героях. В «Гедлиберге» расстановка сил и конфликт ясен с самого начала. Ну конечно, если перед лицемерными обывателями замаячит перспектива получить весьма кругленькую сумму, о благопристойности они забудут. А дальше автору предстоит растолковывать в общем-то прописные истины.