Александр Дюма, Огюст Маке «Жозеф Бальзамо»
- Жанры/поджанры: Историческая проза | Мистика
- Общие характеристики: Приключенческое | С множеством интриг | Авантюрно-плутовское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Бессмертие
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
«Жозеф Бальзамо» — первый роман из цикла «Записки врача», рассказывает о событиях предшествовавших Великой французской революции. Закат жизни Людовика XV и свадьба Марии Антуанетты с будущим королём Людовиком XVI, дворцовые интриги и жизнь простых людей. Центральной фигурой в романе является великий авантюрист Жозеф Бальзамо — он же граф Калиостро.
Входит в:
— цикл «Записки врача»
Экранизации:
— «Чёрная магия» / «Black Magic» 1949, Италия, США, реж. Григорий Ратов, Орсон Уэллс
— «Жозеф Бальзамо» / «Joseph Balsamo» 1972, Франция, Австрия, Германия (ФРГ), реж. Андре Юнебель
- /языки:
- русский (26)
- /тип:
- книги (26)
- /перевод:
- Е. Баевская (10), И. Русецкий (12), Т. Сикачева (4), Л. Цывьян (12), Э. Шрайбер (10)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Линдабрида, 29 января 2012 г.
Один из лучших романов Дюма. Здесь есть все, что нужно для романа плаща и шпаги — и динамизм действия, и роковые страсти, и антураж галантного XVIII века. И к этому еще достоинство, которым Дюма редко балует читателей — сложные, неоднозначные характеры.
Для любителей закрученных интриг изображен двор Людовика XV Возлюбленного, и можно с интересом наблюдать за стараниями герцога де Ришелье заполучить себе портфель министра или за усилиями, которых требует от графини Дюбарри представление ко двору.
Поклонницы романтических историй найдут страстную, граничающую с ненавистью любовь садовника Жильбера к надменной аристократке. Впрочем, любовь-ненависть Лоренцы к Бальзамо не уступает чувствам Жильбера ни по накалу, ни по трагизму.
Наконец, за главным героем тянется целый «шлейф» из элементов разных жанров. Тут и научная фантастика (даже при том, что она еще не сложилась как жанр во времена Дюма): в самом деле, большая часть того, что делает Бальзамо — в рамках науки XIX в. Здесь присутствуют даже кое-какие любимые клише голливудской НФ (если бы в то время был Голливуд) — научные достижения, которые невежественная толпа принимает за магию, или сумасшедший ученый, готовый ради своих опытов погубить кого и что угодно.
Для поклонников криптоистории — масоны, занятые подготовкой Великой французской революции (а в перспективе у Великого Копта и вовсе что-то в духе «мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем»). Недаром их девиз: «Попри лилию ногами«!
Присутствует даже вампирская тематика, хотя лишь на периферии повествования: для эликсира бессмертия Альтотасу нужно не что-нибудь, а кровь...
Но самое-то удивительное: вся эта мешанина разнородных жанров, характеров, сюжетных линий складывается в единое гармоничное целое.
Ле, 16 августа 2012 г.
«Век коронованной Интриги,
Век проходимцев, век плаща!
-- Век, коронованный Голгофой!
Писали маленькие книги
Для куртизанок -- филозофы.
Великосветского хлыща
Взмывало -- умереть за благо.
Сверкал витийственною шпагой
За океаном -- Лафайет.
А герцогини, лучший цвет
Вздыхателей обезоружив,
Согласно сердцу -- и Руссо --
Купались в море детских кружев.
Катали девочки серсо,
С мундирами шептались Сестры.
Благоухали Тюилери...
А Королева -- Колибри,
Нахмурив бровки, -- до зари
Беседовала с Калиостро.»
М. И. Цветаева 11 марта 1918
Тетралогия «Записки врача», не издаваемая после 1917г. и до 90-ых позволила мне совершенно по новому (уже в зрелом возрасте), еще раз очароваться и восхитится творчеством обожаемого Александра Дюма — Дюма философа, размышляющего об истоках всех революций. Великолепнейшее переплетение головокружительных интриг, роковых и мистических совпадений, трагических судеб. Вереница блистательных исторических образов: Людовик XV в окружении фавориток со знаменитым «После нас хоть потоп», разуверившийся Жан Жак Руссо, кровожадный Марат, обреченные на заклание Мария-Антуанетта и Людовик XVI... Сама эпоха полная катастроф и потрясений, эпоха героев чьи сердца чисты, крепки, как сталь... И за кулисами всей драматической кутерьмы — тайный творец истории, ироничный колдун в плаще «цвета времени и снов» Кавалер Калиостро... с девизом: «Lilia pedibus destrue» одновременно вершащий и оплакивающий их печальную участь.
ibel, 21 марта 2018 г.
Достаточно интересный роман — и как это я его пропустил? В своё время я очень интересовался той эпохой, прочёл “Девяносто третий год” Гюго, “Боги жаждут” Франца, даже несколько пьес Ромена Роллана, а вот про Дюма совсем не подумал.
Итак, рассказывается о времени, предшествующему Великой французской революции.
Будущая королева Мария-Антуанетта приезжает к своему жениху, будущему королю Людовику XVI. Абсолютная монархия в самом рассвете, о весёлом будущем догадываются разве что колдуны. Король то охотится, то за барышнями ухаживает, то карпов кормит, то просто скучает, в общем, делает всё, что угодно, лишь бы политикой не заниматься. Принцесса, едва въехав во Францию, обещает большой пост первому же встречному, потому что понравился. А приехав в Версаль, затевает большую перестройку, ибо так хочется, а про бюджет никто особо и не думает.
Чем это всё закончится, мы знаем из истории.
Несмотря на всё это, автор, правда, делает намёки,
Кстати, случайных героев в романе нет, ну или почти нет. Если приблизительно представляете эпоху, интересно попытаться отгадать очередного персонажа. Например, пожилой человек, собирающий гербарий в лесу, врач, помогающий только людям из народа, главный хирург в госпитале оказываются
Резюмируя — лично я прочитал с большим удовольствием.
igorgag, 23 января 2022 г.
Первые впечатления от книги были: совершенно не заставляет думать, но читается удивительно легко. Когда дошёл до описания дворцовых (и большей частью женских, придворными дамами преследуемых) интриг, действие начало как-то «провисать». Не знаю, что тому причиной: то ли Дюма и впрямь прибегал к услугам литературных «негров», и над этим куском трудился не самый даровитый подмастерье, то ли изменила изобразительная сила мэтру, когда он сводил своё творение воедино... Впрочем, потом я снова был захвачен повествованием. Могу сказать, что главы с участием титульного героя романа, Жозефа Бальзамо, просто превосходны (как-то не хочет называть его главным, пожалуй, неудачливый Жильбер и то больше заслуживает такого звания). Особенно поразил философский диспут Бальзамо с нетерпеливым Маратом о революции. Впрочем, Дюма-то, сочинивший весь этот спор, судил о революции по её результатам, легко ему было быть мудрым...
В целом роман заставил призадуматься о природе таланта автора. Вспоминается, как в своих интервью другой великий мастер — пан Станислав Лем — не раз говорил о таком понятии как повествовательный талант, отказывая в нём одному из творцов «нового романа» Роб-Грийе и сомневаясь в значительном присутствия этого таланта у такого классика, каким общепризнанно считается Х.Борхес. У Дюма повествовательный талант, несомненно, был развит. Но самая сильная его черта — умении построить необыкновенно увлекательную интригу. В этом он, наверно, не знает равных. Причём, я бы не сказал, что он чересчур увлекается нарочитым затягиванием развиваемой интриги (самый избитый приём всех современных мыльных опер), когда читателя-зрителя специально удерживают тем, что всё откладывают и откладывают какое-нибудь вполне очевидное разоблачение или решение. «Мои книги хороши тем, что читатель не может оторваться от них, потому что просто сгорает от вопроса: чем же это кончится?!» — такой методой завлечения наивных и неискушённых может гордиться мистер Джон Ирвинг. Дюма же — романист гораздо более высокого класса. Он владел гораздо более действенной магией: необыкновенной лёгкостью пера, молодостью духа и мысли, которыми он насыщал свои произведения. Хотя, признаюсь, после прочтения романа у меня пока что-то не возникает мысли взяться за его продолжение.