fantlab ru

Евгений Брандис, Владимир Дмитревский «Фантастика, 72»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.48
Оценок:
60
Моя оценка:
-

подробнее

,

Фантастика, 72

Антология, год


В произведение входит:


6.48 (37)
-
2 отз.
  • Повести
7.91 (317)
-
15 отз.
7.44 (96)
-
7 отз.
  • Тупик (1972) // Автор: Владимир Савченко  
7.21 (164)
-
7 отз.
  • Рассказы
6.31 (134)
-
5 отз.
6.27 (125)
-
6 отз.
6.65 (70)
-
4 отз.
7.43 (254)
-
12 отз.
  • Ёжик (1972) // Автор: Вячеслав Морочко  
5.52 (55)
-
4 отз.
6.05 (63)
-
5 отз.
5.77 (81)
-
6 отз.
6.35 (79)
-
5 отз.
  • Две руки (1972) // Автор: Борис Романовский  
5.68 (59)
-
3 отз.
6.92 (102)
-
11 отз.
5.22 (56)
-
3 отз.
7.14 (655)
-
22 отз.
5.58 (59)
-
4 отз.
  • Клуб фантастов
6.51 (39)
-
1 отз.
6.12 (36)
-
1 отз.
7.53 (45)
-
3 отз.
7.52 (38)
-
2 отз.

Входит в:

— серию антологий «Фантастика года», 1962 г.



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Фантастика, 1972
1972 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот сборник попал в домашнюю и мою личную библиотеку сразу после выхода в продажу и с тех пор постоянно прописан на полке с книгами своего жанра. По своему наполнению сборник является образчиком произведений научно-фантастического направления. Никакого фэнтези, никаких сказочек, только НФ. Что означает, что либо мы имеем дело с вариантами нашего Будущего, либо сталкиваемся с какими-то изобретениями и открытиями, либо перемещаемся в Космос, либо исследуем какие-то необычные свойства человеческого организма (включая его психические возможности).

Наверное с точки зрения читателя нынешнего многие из тем сборника изрядно устарели, не говоря уже об отсутствии у героев произведений всяких мобильных устройств связи и коммуникации. Однако многие произведения не устарели в принципе и вызывают прежние чувства и эмоции. Расписывать отдельно каждое произведение не буду, но вот несколько наиболее любимых и помнимых с 1973 года (!!!) прокомментирую.

КАЧЕЛИ ОТШЕЛЬНИКА — великолепный образчик настоящей твёрдой научной фантастики, темпорально-космического направления. Какое-то менее-более далёкое будущее, космические полёты и осваиваемые планеты. Планета земного типа с признаками бывшей на ней цивилизации, на настоящий момент исчезнувшей (?). И исследовательская экспедиция, изучающая Отшельник (название планеты) и попутно ставящая эксперименты, касающиеся взаимосвязи Времени и Пространства. Эксперименты, приведшие к некоему чрезвычайному происшествию.

ШАЛЬМУГРОВОЕ ЯБЛОКО — просто вкусная повесть с загадкой внутри и с некой романтикой. Что-то такое в стиле фантастического Конан Дойля, Герберта Уэлса и Александра Беляева, только сдвинутое вперёд по шкале времени. Какая-то давняя и пропавшая экспедиция на некие тропические острова, и разные события с этим связанные. Неспешное и неяркое, но отчего-то запоминающееся повествование.

ТУПИК (повесть) — (мысливслух) информация влияет на поведение и деятельность и при определённых обстоятельствах является весьма сильным средством воздействия на реальность, начиная от так эффекта называемого «психологического яда» и до оружия массового поражения. Примеры такого воздействия — вся наша современная жизнь и реальность. С массированными и целенаправленными информационными, зачастую фэйковыми, вбросами в интернет-пространство и с различными событиями, из этих вбросов происходящими. Всё это дело подано как детективная повесть с весьма интересной литературной формой и не без должной толики юмора.

ЁЖИК — замечательный романтический рассказ, перепев на фантастический лад легенды о Пер Гюнте и Сольвейг. Очень люблю этот рассказ. А вот имя автора (Вячеслав Морочко) так ни разу больше нигде и не встретилось. Хотя автор до сих пор пишущий и издающийся.

МОЁ ИМЯ ВАМ ИЗВЕСТНО — ещё один рассказ того же В. Морочко. Здесь мы уже имеем дело с весьма необычными свойствами психики человека, силой своего воздействия меняющего саму реальность.

ЧЕЛОВЕК ИЗ ПАСИФИДЫ — ну и, конечно же, один из ранних рассказов братьев Стругацких. Тут и комментировать нечего.

Оставшиеся как бы в тени, не упомянутые мною произведения, вошедшие в этот сборник, тоже вполне читабельны, а многие авторы, типа Геннадия Гора, долгое время были на пике популярности.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хотя не бывает сборников ровных (и этот не исключение), но он вполне себе добротный и в первую очередь благодаря присутствию классных авторов. Раздел повестей – прекрасный! Тут тебе и самое, пожалуй, известное произведение Колупаева, и очаровательная повесть Мастера слова Успенского (наверное, самая «топовая» фигура сборника, особенно, если учесть, что и в предисловии и в статье Бугрова можно прочитать о его соавторской работе «Запах лимона» опубликованной аж 1928 году!), и очень увлекательный и забавный фантастический детектив в исполнении Владимира Савченко. И главное, что все эти три повести логичны, связанны одной темой – темой времени (эксперимент с временем в «Качелях отшельника», «исчезнувшее» и вновь раскрывающееся перед героем прошлое в «Шальмугровом яблоке» и убийственный фактор времени в «Тупике»). Такая логическая связь повестей выглядит очень приятно. Логично связанны и стати из «Клуба фантастов»: наука и литература – наука и миф – «миф» (условно, скорее мистификация) в фантастической литературе. Такая даже закольцованность (библиографию выношу за скобки – все-таки это отдельная тема). И каждая из статей весьма высокого интеллектуального и познавательного уровня. А вот с рассказами – дело хуже. Уровень там был всё-таки разный. Были запоминающиеся и сильные произведения Стругацких, Булычева, Грешнова и Гора; были и средние (всё естественно, по моему личному мнению), но не более рассказы Никитина, Романовского, Балабухи и Биленкина. А были и совсем слабые рассказы Введенского, Лапина и Морочко, причём не только слабые, но и наивные до такой степени, что было непонятно, а на какого читателя рассчитан этот сборник; если судить по этим рассказам – то на школьника, только перешедшего в шестой класс, но к чему тогда столь сильный статейный блока, рассчитанный явно на человека уже имеющего определённый интеллектуальный багаж? Ну, как известно, абсолютно ровных сборников не бывает, и здесь вся эта неровность оказалась в разделе рассказов. Но в остальном-то всё было не так уж и плохо, если не сказать наоборот – здорово! В конечном итоге сборник оставил много приятных впечатлений.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

В этом сборнике можно выделить два произведения: повесть «Качели Отшельника» Колупаева и рассказ «Человек из Пасифиды» братьев Стругацких. Обе они совершенно нехарактерны для творчества авторов и этим особенно интересны.

Из остальных произведений не запомнилось ничего.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх