Евгений Брандис, Владимир Дмитревский «Фантастика, 72»
В произведение входит:
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— серию антологий «Фантастика года», 1962 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
strannik102, 9 мая 2018 г.
Этот сборник попал в домашнюю и мою личную библиотеку сразу после выхода в продажу и с тех пор постоянно прописан на полке с книгами своего жанра. По своему наполнению сборник является образчиком произведений научно-фантастического направления. Никакого фэнтези, никаких сказочек, только НФ. Что означает, что либо мы имеем дело с вариантами нашего Будущего, либо сталкиваемся с какими-то изобретениями и открытиями, либо перемещаемся в Космос, либо исследуем какие-то необычные свойства человеческого организма (включая его психические возможности).
Наверное с точки зрения читателя нынешнего многие из тем сборника изрядно устарели, не говоря уже об отсутствии у героев произведений всяких мобильных устройств связи и коммуникации. Однако многие произведения не устарели в принципе и вызывают прежние чувства и эмоции. Расписывать отдельно каждое произведение не буду, но вот несколько наиболее любимых и помнимых с 1973 года (!!!) прокомментирую.
КАЧЕЛИ ОТШЕЛЬНИКА — великолепный образчик настоящей твёрдой научной фантастики, темпорально-космического направления. Какое-то менее-более далёкое будущее, космические полёты и осваиваемые планеты. Планета земного типа с признаками бывшей на ней цивилизации, на настоящий момент исчезнувшей (?). И исследовательская экспедиция, изучающая Отшельник (название планеты) и попутно ставящая эксперименты, касающиеся взаимосвязи Времени и Пространства. Эксперименты, приведшие к некоему чрезвычайному происшествию.
ШАЛЬМУГРОВОЕ ЯБЛОКО — просто вкусная повесть с загадкой внутри и с некой романтикой. Что-то такое в стиле фантастического Конан Дойля, Герберта Уэлса и Александра Беляева, только сдвинутое вперёд по шкале времени. Какая-то давняя и пропавшая экспедиция на некие тропические острова, и разные события с этим связанные. Неспешное и неяркое, но отчего-то запоминающееся повествование.
ТУПИК (повесть) — (мысливслух) информация влияет на поведение и деятельность и при определённых обстоятельствах является весьма сильным средством воздействия на реальность, начиная от так эффекта называемого «психологического яда» и до оружия массового поражения. Примеры такого воздействия — вся наша современная жизнь и реальность. С массированными и целенаправленными информационными, зачастую фэйковыми, вбросами в интернет-пространство и с различными событиями, из этих вбросов происходящими. Всё это дело подано как детективная повесть с весьма интересной литературной формой и не без должной толики юмора.
ЁЖИК — замечательный романтический рассказ, перепев на фантастический лад легенды о Пер Гюнте и Сольвейг. Очень люблю этот рассказ. А вот имя автора (Вячеслав Морочко) так ни разу больше нигде и не встретилось. Хотя автор до сих пор пишущий и издающийся.
МОЁ ИМЯ ВАМ ИЗВЕСТНО — ещё один рассказ того же В. Морочко. Здесь мы уже имеем дело с весьма необычными свойствами психики человека, силой своего воздействия меняющего саму реальность.
ЧЕЛОВЕК ИЗ ПАСИФИДЫ — ну и, конечно же, один из ранних рассказов братьев Стругацких. Тут и комментировать нечего.
Оставшиеся как бы в тени, не упомянутые мною произведения, вошедшие в этот сборник, тоже вполне читабельны, а многие авторы, типа Геннадия Гора, долгое время были на пике популярности.
Стронций 88, 15 октября 2017 г.
Хотя не бывает сборников ровных (и этот не исключение), но он вполне себе добротный и в первую очередь благодаря присутствию классных авторов. Раздел повестей – прекрасный! Тут тебе и самое, пожалуй, известное произведение Колупаева, и очаровательная повесть Мастера слова Успенского (наверное, самая «топовая» фигура сборника, особенно, если учесть, что и в предисловии и в статье Бугрова можно прочитать о его соавторской работе «Запах лимона» опубликованной аж 1928 году!), и очень увлекательный и забавный фантастический детектив в исполнении Владимира Савченко. И главное, что все эти три повести логичны, связанны одной темой – темой времени (эксперимент с временем в «Качелях отшельника», «исчезнувшее» и вновь раскрывающееся перед героем прошлое в «Шальмугровом яблоке» и убийственный фактор времени в «Тупике»). Такая логическая связь повестей выглядит очень приятно. Логично связанны и стати из «Клуба фантастов»: наука и литература – наука и миф – «миф» (условно, скорее мистификация) в фантастической литературе. Такая даже закольцованность (библиографию выношу за скобки – все-таки это отдельная тема). И каждая из статей весьма высокого интеллектуального и познавательного уровня. А вот с рассказами – дело хуже. Уровень там был всё-таки разный. Были запоминающиеся и сильные произведения Стругацких, Булычева, Грешнова и Гора; были и средние (всё естественно, по моему личному мнению), но не более рассказы Никитина, Романовского, Балабухи и Биленкина. А были и совсем слабые рассказы Введенского, Лапина и Морочко, причём не только слабые, но и наивные до такой степени, что было непонятно, а на какого читателя рассчитан этот сборник; если судить по этим рассказам – то на школьника, только перешедшего в шестой класс, но к чему тогда столь сильный статейный блока, рассчитанный явно на человека уже имеющего определённый интеллектуальный багаж? Ну, как известно, абсолютно ровных сборников не бывает, и здесь вся эта неровность оказалась в разделе рассказов. Но в остальном-то всё было не так уж и плохо, если не сказать наоборот – здорово! В конечном итоге сборник оставил много приятных впечатлений.
sarthur71, 7 апреля 2014 г.
В этом сборнике можно выделить два произведения: повесть «Качели Отшельника» Колупаева и рассказ «Человек из Пасифиды» братьев Стругацких. Обе они совершенно нехарактерны для творчества авторов и этим особенно интересны.
Из остальных произведений не запомнилось ничего.