Андрей Балабуха «Маленький полустанок в ночи»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Производственное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Борис Баржин ещё с детства собирал разнообразные сведения о необычных людях: чудо-счётчики, телепаты, йоги и др. Затем он вырос, окончил биофак и занялся своим увлечением на профессиональной основе. Образовалась группа единомышленников, которые в конце концов и изобрели приборчик, с помощью которого у человека повышаются все чувства, даже те, о которых никто и не подозревал. И это было лишь начало…
Входит в:
— антологию «Фантастика, 72», 1972 г.
— антологию «Зорепади», 1975 г.
— сборник «Чудо человека и другие рассказы», 1990 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 11 июня 2021 г.
В 70-е годы Андрей Балабуха был хорошо известен читателю: его публиковали не только крупные издательства, но и научно-познавательные издания наподобие «Техники-молодежи» и «Уральского следопыта». А вот для итогового сборника 72-го года он написал чисто производственный рассказ о самоотверженном труде советских ученых по созданию «человека будущего». Сама по себе идея неплоха — плоха ее реализация. Сухое, в стиле журналистского обзора, повествование не блещет какими-то оригинальными ходами и мыслями — всё слишком расплывчато и неконкретно. Увы, таков в советское время был стиль всех подобных произведений: научные детали — ничто, производственная атмосфера — всё! А что касается сверхспособностей, то это и не подарок судьбы вовсе, а, скорее, ее гримаса: очередная мутация ДНК, которая по счасливому стечению обстоятельств оказалась жизнеспособной. И у матушки-природы иногда случаются сбои в ее отработанной за тысячелетия технологии деления клетки. Большинство таких мутаций губительны и не приводят к закреплению новых способностей. Но кое-когда дело всё же доходит до полного развития организма, и вот тогда мы получаем человека-уникума. Но, как это часто оказывается, потрасающие способности не идут человеку на пользу. Вольф Мессинг смог раскрутить свои способности только потому, что был евреем (поддержка диаспоры всё же многое значит). А вот Шакунтала Дэви, упомянутая в рассказе, хоть и прожила 83 года, но дальше нескольких цирковых трюков не продвинулась. Возможно, у брахманов не было принято играть роль шутов, а возможно, ей было просто наплевать на свои способности. Любой математик за них бы душу дьяволу продал, но природа слепа и не дает способности по заказу. И вряд ли их вообще удастся взять под контроль, ибо каждая мутация уникальна и неизвестно ее влияние на весь организм в целом. Кого-то она сделает гением, а кого-то идиотом (как счетчика Джеффри Джанета). Попытка «поправить» природу до добра не доведет: могут появиться такие уроды, что любой «ужастик» покажется невинной детской сказкой в сравнении с жестокой реальностью. Я сам в жизни встретился с двумя подобными «оригиналами». Один из них считал без калькулятора и пил водку ведрами (скорей всего, вся выделявшаяся при этом энергия шла на питание его мозга). Второй мог читать мысли и по совместительству подрабатывал на паперти, ибо больше никаких полезных способностей у него не было. Да и какой начальник потерпит подчиненного, который свободно залезает к нему в мозги?! Вот почему все старания группы Баржина не просто бесполезны, но и вредны. Делать из них героев сейчас бы вряд ли кто решился.
-----------------
РЕЗЮМЕ: классическая утопия советского образца про людей, которые «поправляют природу». Весьма это опасное занятие, скажу вам! Любой супермен знает себе цену и вряд ли будет работать «на дядю». Глядишь — объявит себя «истинным богом», как это сделали Джим Джонс (основатель секты People's temple) и Чарльз Мэнсон (убийца киноакрисы Шэрон Тэйт).
Стронций 88, 4 сентября 2017 г.
Мне понравилось, как было написано – как-то очень уютно, вкусно и, кажется, совершенно не напрягаясь при этом. Так и хочется сказать: «умеет человек писать, владеет словом с лёгкостью мастер!». Мне понравилась и идея, в первую очередь «лонг-стресс», возможность его вызывать и использовать, как состояние, многократно увеличивающее физические и умственные способности человека. Прекрасная же идея! Настоящая научная фантастика в этом угадывается. Ах, да, ещё и продление этой мысли – попытка через лонг-стресс «раскрыть» и скрытые возможности разума, создать сверхчеловека. Но эта идея для меня лично была как будто в тени относительно самого лонг-стресса более подробно описанного (как ни странно, ведь изначально именно это подавалось как идея главная, идея всей жизни героя), а может потому, что просто казалась более туманной, менее реальной…
Но – удивительное дело! – вот именно «рассказа» для меня не получилось…
Что тут вообще происходит? Очень уютное теплое и живое описание дня рождения главного героя, у которого первый раз провалился эксперимент, воспоминания о том, как создавалась эта группа и лаборатория, точнее даже по одному рассказывалось о каждом из участников группы; параллельно потихоньку и всплывала идея, смысл их работы… И… всё!.. Да была правда проблема (в их работе), но как-то не очень казавшаяся проблемой, скорее временным затруднением. И в концовке решение этой проблемы пришло, в прямом смысле «пришло», вот так – человек появился и проблемы нет. Не того я ожидал – какого-то более внятного сюжета, какого-то движения, интриги, проблемы (или конфликта – как там это называется?), развития и настоящей концовки, чтобы это было решение так решение. А тут – как-то скупо, скупо всё в этом плане, никчёмно. У меня даже ощущение возникло, что это скорее начало повести (иначе, зачем развёрнутое представление каждого из членов группы?), но вот дальше как-то не пошло… вот научно-фантастическая идея (прекрасная, повторюсь!) обозначена – можно и закончить. Тут-то для меня и получается, что при наличии высокохудожественного слова (а оно, по-моему, именно такое тут), художественного произведения и не получилось – так, хорошая в плане языка зарисовка, чтоб только идею выкатить. А так хотелось! А так ждалось – и оправданно, благодаря языку! Но – вот так! Какое-то даже разочарование от этого горчит. Очень горчит. Но, выходит, и такое бывает.
god54, 16 мая 2010 г.
Рассказ построен на фантастической гипотезе, однако автор не потрудился обосновать ее воспроизводимость, хотя бы фантастическими или логическими доказательствами. Отсюда начинаешь отвлекаться на попытки собственного обоснования, а в итоге сюжет не увлекает.
Yazewa, 11 октября 2009 г.
Не совсем понятно, каков, собственно, замысел автора. Показать типажи ученых-исследователей? Вряд ли. А сама научная идея здесь только декларируется. Очень невразумительный рассказ.
Sawwin, 16 ноября 2008 г.
Неожиданно слабый для Андрея Балабухи рассказ. Неестественность, сделанность просвечивает едва ли не в каждой фразе. Долгие представления всех действующих (а вернее, бездействующих) лиц, не очень внятный рассказ о появлении и развитии идеи и, наконец, скороговоркой высказанная мораль. Очевидная неудача хорошего автора.