Виктор Гюго «Отверженные»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Бывший каторжник Жан Вальжан, отбывавший наказание за кражу хлеба, бежит из заключения, и после встречи с епископом решает поменять свою жизнь. Он берет себе новое имя, богатеет и начинает заботиться о девочке Козетте, мать которой умерла. Но отголоски старой жизни преследуют Жана Вальжана в лице инспектора полиции Жавера.
В 2007 году был снят аниме-сериал «Отверженные: Козетта».
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— «Театр FM», 2004 г.
Награды и премии:
лауреат |
200 лучших книг по версии BBC / BBC The Big Read, 2003 | |
лауреат |
1001 книга, которую необходимо прочитать / 1001 Books You Must Read Before You Die, 2006 |
Экранизации:
— «Отверженные» / «Les misérables» 1958, Франция, Германия (ГДР), Италия, реж. Жан-Поль Ле Шануа
— «Отверженные» / «Les Misérables» 1998, Великобритания, Германия, США, реж. Билле Аугуст
— «Отверженные» / «Les misérables» 2000, Франция, Италия, Испания, Германия, США, реж. Жозе Дайан
— «Отверженные» / «Les Misérables» 2012, Великобритания, реж. Том Хупер
- /языки:
- русский (51), английский (1)
- /тип:
- в планах (2), книги (45), аудиокниги (5)
- /перевод:
- М. Вахтерова (16), Э. Выгодская (5), Н. Коган (20), В. Левик (9), Д. Лившиц (19), К. Локс (16), С. Рошаль (2), Н. Эфрос (17)
В планах издательств:
Издания:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
narsyy, 14 января 2024 г.
Обычно чтобы написать отзыв к романам, которые считают великими, сияющими в сокровищнице мировой литературы, читатель должен долго раскланиваться и расшаркиваться, мол, дозвольте мне, недостойному, робко пробормотать свои глупые похвальбы, а также, если будет разрешено, высказать парочку еще более нелепых упреков. Поскольку не считаю авторов прошлого эдакими непогрешимыми архангелами, которых нельзя критиковать, а можно только лобызать их ноги, умильно улыбаясь, постараюсь сократить эдакое приветствие и сразу перейти к делу.
Автор блестяще владеет слогом и мастерски умеет погружать в психологию и образ мысли героев. Он чудовищно начитан и эрудирован и норовит в каждом отступлении выдавать на гора по десять тысяч отсылок, половину из которых не поймут историки, а другую половину — литературоведы. А отступления — это его слабость. Ну, разве можно не прервать роман на семьдесят страниц и рассказать о битве, на поле которого был найден один из героев? А потом еще страниц на сорок, чтоб рассказать о жаргоне или канализации Парижа? Боюсь, если убрать все подобные отступления, роман похудеет наполовину. На пользу ли идут эти паузы? Однозначно, нет. Композиция страдает, читатель грустит, видя юбилейное тысячное сравнение подряд арго с чем-нибудь, что пришло в голову автору во время обеда и чем никак нельзя не поделиться.
Что же останется в романе без отступлений? Хорошая история, омраченная множеством самых банальных роялей в кустах, фонтанирующая совершенно невозможным пафосом, когда автор изображает героев-революционеров на баррикаде, и тем, что во концовке автор захотел придумать новые интриги и печали, которых там не найти и взводу сыщиков.
Omnia est nihil, 15 октября 2023 г.
Ох и долго же подступался к этой великой книге! Всё как-то не хватало времени, да и объём, признаюсь, отпугивал, но сейчас хочу поделиться мнением о прочитанном. Изначально была мысль написать более подробный анализ с описанием характеров героев, но кратко не получалось, поэтому упомянем только пару-тройку основных персонажей романа.
Во-первых, что касается самого автора, то он прекрасно осознавал, что из-под его пера готовится к выходу шедевр, о чём он и сам заявлял. Не согласиться с ним, конечно, было бы глупостью, так оно действительно и вышло. Что же, талант не спрячешь, его можно только скрыть, но зачем? Здесь же мы имеем дело не столько о таланте, сколько о гении писателя, потому что одного таланта для такого опуса было бы маловато. Тем интереснее разузнавать подробности о жизни Виктора Гюго. Он так ярко описывает нравственные преображения своих героев, что казалось бы и сам является чуть ли не сверхчеловеком. Однако на деле всё куда прозаичнее, оттого куда интереснее, потому советую ознакомиться с биографией этого титана литературной (и не только!) мысли.
Что же касается персонажей, то, безусловно, центральным героем является Жан Вальжан, судьба коего раскрывается перед читателем со всех ракурсов для максимально полной оценки этого человека. Вне всякого сомнения, существуют единичные примеры жизни великих людей, живших и, быть может, живущих так же смиренно после стольких жизненных тягот, обрушившихся на них. Однако образ Вальжана – это некий концентрат, с середины романа читатель видит его только с лучшей стороны. Единственным исключением является чисто отцовская ревность, какую он испытывает к Козетте по отношению к Мариусу, что очень роднит его с нами, простыми смертными, не лишёнными таких естественных слабостей, как привязанность к любимому существу. Но в целом его образ, вне всякого сомнения привлекательный и в чём-то даже мотивирующий на добрые дела (может, в этом главный смысл?), показался мне слегка гиперболизированным. Но плюсов в этой фигуре с литературной точки зрения вижу гораздо больше.
А вот ещё один персонаж, который вызвал у меня интерес (хотя по началу только негатив), – это инспектор Жавер. Он тоже довольно долго следует с читателем по ходу продвижения по сюжету, а к квинтэссенции он подходит в книге 4-й части V. Считаю, что он вплотную подошёл к собственной революции в сознании, но в отличие от Жана Вальжана, преступить чрез неё не осмелился, поэтому его итог закономерен. Хотя, осмелься Жавер, он прошёл бы не меньшую метаморфозу, чем Вальжан, ведь для него поступать по долгу и по совести всегда было одно и то же. Для него немыслимо было как-то разделять это. Но жизнь показала, что это совсем далеко не так, и всё в этом мире относительно. Он будто испугался внезапно заговорившего, сперва неуверенно, но постепенно всё с большей уверенностью и силой, голоса совести внутри него, той её части, которая доселе оставалась сокрыта от него.
Пример Жавера показывает нам и учит нас, что слепая вера во что-то одно в этой жизни губительна, нужно иметь простор в мироощущении и мировосприятии, если так можно выразиться. Это очень ценный совет.
На примере г-на Тенардье писатель показывает, что, если зло овладевает личностью, оно делает это без остатка. Сколько путей к свету открывалось ему по ходу повествования, но душа всё же тонула во мраке, где бы он ни находился.
Все эти герои (как и многие другие в этом повествовании) являются своего рода отверженными: кто-то своим социальным статусом (Ж.Вальжан, каторжник), кто-то своими идеями (Жавер, ревностный инспектор, абсолютно чуждый эмпатии), кто-то же своими недобрыми склонностями (Тенардье, вымогатель, шантажист).
Что касается самого стиля изложения, то В.Гюго мастерски вплетает личные рассуждения с сюжетной канвой. Знакомясь с мыслями автора, почему-то даже вспоминал «Опыты» М. де Монтеня, иногда стили перекликались. Кое-где с автором можно и поспорить, где-то же просто насладиться высоким слогом мастера слова. Кстати, отдельная благодарность переводчикам, это действительно грандиозная работа и с их точки зрения!
В общем, книга достойна всяческих похвал, и пускай сегодняшняя жизнь не такая размеренная, как раньше, всё же сто́ит выкроить время, чтобы приобщиться к «Отверженным». Это классика, проверенная не просто годами, но целыми столетиями.
Rin1106, 22 сентября 2024 г.
Один из известнейших французских романов в истории. Монументальнейшая работа прославленного мастера Виктора Гюго. Несколько главных героев, чьи трагедии описаны в начале романа, переживают собственные испытания на фоне великой французской революции. Досконально и красочно показаны ее причины, социальные различия и все человеческие пороки. Гнев, зависть, похоть, гордыня, предательство, ленность, безразличие: все то, что приводит к различным трагедиям. Показаны многочисленные локации Парижа и его окрестностей. Но светлые аспекты любви, привязанности, ответственности, преданности и благородства показаны в своих лучших проявлениях. Героев много, и все хороши. Антагонисты — неоднозначны. Книга — монументальна, как Война и Мир. Взрослые люди восхитятся им и будут не раз перечитывать. Подростки смогут сравнить себя с одними из главных героев, возмужать с ними и осознать их идеи, взяв их за свои нравственные ориентиры. Магнум Опус месье Гюго, и один из величайших романов в истории литературы.
Asumin, 13 марта 2023 г.
Отверженные Виктора Гюго — один из величайших романов 19-го века, magnum opus писателя, в котором он запечатлел всю Францию с ее бедностью и буржуазностью, религиозностью и атеизмом, революциями и войнами.
Об этом произведении было сказано уже много, но в то же время и невероятно мало. Снято 11 экранизаций, но в то же время перенести воссоздать весь масштаб и все детали, просто невозможно.
Грандиозный труд Гюго просто потрясает своим объемом. Но я говорю отнюдь не о количестве авторских листов. Работа потрясает масштабом своей честности. Невероятный трепет смешанный со страхом возникает внутри, когда читаешь эту историю. Но страх вовсе не от того, что описано, а от того, что находишь этот текст актуальным и по сей день. И то ли это невероятный труд писателя, то ли это у людей ничего толком не меняется.
«Отверженные», несомненно, является одним из тех классических произведений литературного искусства, которому удалось достоверно зафиксировать историю. И как исторический роман он представляет собой панорамное видение французской политики и общества XIX века. Виктор Гюго проявлял большой интерес как к культуре, так и к политике, и на протяжении всей карьеры он выражал свою страсть к документированию несправедливости, он считал это своим моральным долгом как писателя. Будучи пионером романтического движения в литературе, он известен созданием уникальной техники «воображаемого реализма», литературного стиля, сочетающего реалистические элементы с преувеличенным символизмом.
Отверженные — захватывающая, душераздирающая и поучительная история. Несмотря на то, что так или иначе в центре повествования находится жизнь Жана Вальжана, от юности и до самой его смерти, цель романа выходит далеко за рамки рассказа о приключениях сбежавшего каторжника. Эта история представляется мне не только романом об аномалиях совести, но и о совести во всех ее проявлениях: о ее отсутствии, о ее умеренных проявлениях, и о ее избытке. И каждому из этих проявлений автор присудил человеческое лицо. Это настоящее исследование человеческих страданий, это и описания того крайнего отчаяния французского народа, что привело страну к восстанию против репрессивного правительства. Война в этом романе часто крайне порицается, как бессмысленная резня людей, в то время как восстание во имя справедливости, равенства и братства — священным правом человека, данным ему самим Богом.
С каждым томом темы, о которых повествует Гюго, становятся все яснее и острее. Здесь можно встретить и подробные исторические очерки, и философские трактаты среди скорбной драмы. История и философия действительно все плотнее переплетаются по мере того, как читатель погружается в наполненный отчаянием мир людей низшего класса. История Жана Вальжана, Фантины и ее дочери Козетты повествует о жизни в бедности, о борьбе людей в годы, предшествовавшие Французской революции.
История персонажа Жана Вальжана рассказывает о страшных последствиях для человека, что не смог обеспечить семью в те годы. Лишившись работы в зимний период, он достиг того отчаяния, что был вынужден прибегнуть к воровству. Жан был пойман. Ему дали пять лет каторги. Пять лет за кусок хлеба. Пять неудачных попыток бегства стоили ещё четырнадцати лет. Такое “беззаконие закона” описывалось в тексте:
«Это заключение.. кончилось тем, что стало преступлением общества против личности, преступлением, которое совершалось заново каждый день, преступлением, длившимся девятнадцать лет».
К сожалению, подобное было очень распространено среди бедняков в годы до Французской революции. Они становились преступниками, чтобы обеспечить базовые потребности семьи, были неоправданно жестоко наказаны и обречены на пожизненное преследование своей прошлой судимостью. Один аналитик охарактеризовал этот процесс как «коррумпированную систему уголовного правосудия, которая не может дисциплинировать настоящих преступников, превращая в основном хороших людей в закоренелых преступников».
В то время как мужчины переживали все вышеперечисленное и многое другое в «Отверженных», роман также иллюстрирует испытания, с которыми сталкивались женщины нижних ступеней социального класса. Узнать об этом сполна мы можем в истории Фантины, как от беззаботных солнечных деньков в компании друзей и возлюбленного мужчины она дошла до крайней бедности, проституции, болезни и смерти в довольно раннем возрасте. Феликс Толомьес — богатый, беззаботный студент, который никогда не ценил свои отношения с Фантиной, в итоге оставил ее одну, беременную, не признав ребенка. С разбитым сердцем она принялась зарабатывать на жизнь самостоятельно. Ей удалось устроиться на фабрику на несколько лет, но ее резко уволили, когда стало известно о незаконнорожденном ребенке. Так, вдвоем с малюткой Козеттой они опускались все ниже и ниже в полную нищету. В то время бесчисленные молодые девушки оказывались беременными, и в этом случае увольнение было неминуемым, оставляя их без гроша в кармане и в отчаянии.
Отданная матерью на попечение трактирщикам, малютка Козетта оказалась в положении, схожем на положение многих других сирот того времени, поскольку с ней безжалостно обращались без вмешательства закона. Ее мать была уверена, что она в надежных руках, но это было далеко от истины. Описания ее детства показывают, что испытания, с которыми ежедневно сталкивалась Козетта и подобные ей сироты, были во многом обусловлены отсутствием законов, касающихся жестокого обращения с детьми и детского труда. В то время для многих детей рабочего класса работа была основной частью жизни, и эта работа была эксплуататорской. Они работали в небезопасных условиях и подолгу. Короче говоря, из-за халатности французского общества дети страдали от рук жестоких взрослых и вырастали, попадая в те же или похожие дилеммы, что и любой из вышеупомянутых взрослых. На самом деле, согласно исследованиям, «когда (брошенных) детей выпускали на свободу... они часто были неграмотными и неквалифицированными. Чтобы выжить, они обычно становились проститутками, бродягами или преступниками. Эти профессии были самым страшным страхом буржуазии, которая считала, что дети наследуют аморальные и греховные ценности своей матери, и таким образом цикл продолжался.» ([mtholyoke.edu](http://mtholyoke.edu/))
**Анализ персонажей**
**Козетта**
Хотя Козетта и является центральным персонажем, она почти статична и плоска. Она во всем невинна, пассивна по отношению к мужчинам в своей жизни и послушна до греха, даже когда такое подчинение делает ее несчастной. Короткие моменты самосознания случаются, когда она впервые понимает, что она хорошенькая, и когда она встречает Мариуса в своем саду.
Даже тогда она бессильна сделать что-либо, кроме того, что хочет Вальжан. Она кукла, святая слепого добра и чистоты, Золушка, которая не может жить без своего принца. Рассказчик просто представляет ее, позволяя другим персонажам лебезить перед ней. Он предлагает меньше редакционных комментариев о ней, чем о любом другом главном персонаже. Ее святость полностью зависит от восприятия других.
**Эпонина**
Эпонина во многом противоположна Козетте, но этот контраст ироничен. Эпонина — законная дочь супругов Тенардье, тогда как Козетта родилась вне брака, отпрыск наивной, влюбленной девушки и студента-плейбоя. Однако Эпонина погружена в преступный элемент и спасается от утопления в нем только благодаря своему высокому настроению и мужеству, что был рожден необходимостью. У Козетты есть почти все, что она может пожелать, в то время как у Эпонины нет ничего, а единственное, чего Эпонина хочет (Мариус), никогда не будет ее. Эпонина — дочь известного преступника, а Козетта — приемная дочь тайного преступника.
Невинность и чистота Козетты — результат очень защищенной жизни, отсутствия воздействия чего-либо, что могло бы оказать на нее негативное влияние. Эпонина понимает человеческую природу далеко не по годам и не боится бороться за то, чего хочет. Она умеет манипулировать людьми и ситуациями в своих целях, но делает это без злого умысла. Она того же возраста, что и Козетта, но ведет себя намного старше. На самом деле она сама ребенок, жаждущий прикосновения человечности и сохраняющий собственное достоинство перед лицом непреодолимых трудностей.
**Гаврош**
Маленький Гаврош показывает, что Гюго неравнодушен к заброшенным парижским беспризорникам. Как и его сестра, он погружен в криминальный элемент Парижа, но, хотя он использует его в своих целях для выживания, он не запятнан им. Он отважен и смел, и у него нет никаких сомнений в том, что правильно и неправильно. Он может украсть у других воров, но его вандализм часто совершается ради блага других нуждающихся. Он быстро делает одолжения и так же быстро убеждается, что находится в центре всех событий. Он изобретателен, быстро соображает, независим и не терпит осуждения. Одним словом, он — один из самых симпатичных персонажей романа.
**Терардье**
Терардье — воплощение зла. Постоянное проклятие Вальжана, он также является главным представителем худших элементов французского общества. Он — продукт законов, превращающих мелкие правонарушения в тяжкие преступления, результат общества, в котором честные бедняки едва могут выжить. Отсутствие характера приводит его к преступной жизни, где его образ жизни еще хуже, чем просто бедность. Тем не менее, он умен. У него достаточно ума, чтобы подняться над своими обстоятельствами, но он предпочитает использовать его в преступных целях.
**Жильнорман**
Старый Жильнорман — один из последних представителей старой буржуазии и гордится этим. Он делает вид, что верен старой политике, но на самом деле скучает по образу жизни. Он любил старые экстравагантности, пышные вечеринки, шалости популярного и лихого придворного и, по-видимому, был одним из них до революции. Вероятность детей, которые несут его гены, если не его имя, достаточно значительна, чтобы не дать ему отказать в поддержке женщинам, которые утверждают, что у них есть дети.
Его главная снисходительность — к внуку, чей отец совершил ошибку, посвятив себя делу и армии Наполеона. Для Мариуса унаследовать титул, который был дан кем-то, кого Гилленорман считает выскочкой-самозванцем, — самое невыносимое из оскорблений. Тем не менее, главная слабость старика — это и его внуковское упрямство. Он не желает принимать перемены, особенно когда кажется, что они сосредоточены в его собственном доме, где он не может их игнорировать.
**Жавер**
Жавер — другой тип. Как персонаж он статичен и относительно плоский в том смысле, что способен мыслить только с одной точки зрения. Он также не может справиться с изменениями, особенно когда речь идет о его личных ценностях. Он не добрый и не злой; он просто воплощение закона, сущность, которая никогда не задает себе вопросов и продолжает исполнять свои предписания, не заботясь о жертвах. Его преследование Вальжана близко к тому, чтобы сделать вендетту личной, потому что для него Вальжан представляет элемент, который живет вне закона, и хотя преступлений почти не совершается, существует отсутствие контроля, которое Жавер воспринимает как угрозу руководящему принципу своей жизни.
**Мариус**
Основная цель Мариуса в романе — заполучить Козетту и увести подальше от Вальжана. На протяжении всего романа он остается незрелым, если не сказать поверхностным. Он быстро взрослеет, когда его заставляют принять решение: продолжать хандрить и жалеть себя или начать действовать. Но даже тогда, если бы он не считал, что потерял Козетту, вряд ли он стал бы участвовать в восстании. Он заботился о своих друзьях, но был воспитан в защищенной среде и избалован. Политические идеалы «Азбуки» он понимает не больше, чем идеалы Наполеона. Он боготворит славу Наполеона ради славы и так же влюблен в любовь, как и Козетта. Она для него — ангел покорности и будет слепо обожать его, никогда не спрашивая у него оправдания его желаний или мнения. Мариус, вероятно, слабый персонаж, но, тем не менее, он является катализатором спасения Вальжана.
**Вальжан**
Вальжан — главный герой книги. Это обычный человек, который прилагает необычайные усилия, чтобы не только выжить, но и защитить тех, кто слабее его. В своем самопожертвовании и образе «агнца на заклание» он напоминает Христа. В других отношениях он очень похож на Иова: сначала он считает себя жертвой, но постепенно видит свою вину, раскаивается и смиряется. Его судьба сурова, потому что он находится на грани социальных перемен. Как тип он представляет тех, кто вдохновляет перемены, но в то же время становится жертвой их сопротивления.
Поскольку у него не было близких семейных отношений, его способность любить, отличать добро от зла, защищать беспомощных и отдавать даже тем, кто этого не заслуживает, возникла изнутри его собственного существа. Он так же умен, как и Терардье, но использует свой ум во благо, а не во зло. Фактически, можно сказать, что эти два человека родились в схожих обстоятельствах и что, если бы не вмешательство епископа, Вальжан мог бы пойти по пути зла. На самом деле, у него было бы больше причин сделать это, чем у Терардье, поскольку его желтый паспорт навсегда заклеймит его как каторжника. Жавер, зная, что Вальжан не сможет жить нормальной жизнью под своей настоящей личиной, очевидно, ожидал, что он станет частью преступного мира Парижа, и поэтому преследовал его до предела, пытаясь повесить на него какое-нибудь новое преступление и заставить его вернуться на галеры на всю жизнь. Успех Вальжана в том, что ему удалось избежать поимки, является результатом постоянной бдительности, а также заботы о сохранении своей анонимности.
Вальжан также олицетворяет собой чувство независимости, благородный отказ от человеческого закона в пользу закона Божьего. Гюго неоднократно упоминает о религиозном влиянии и присутствии Бога в жизни Вальжана. И именно законы Бога, кажется, утверждаются для Жавера, когда человеческий закон подводит его.
Анализ тем:
**Отношения отцов и детей**
Вальжан пытается быть отцом для Козетты, а Жилленорман — дедушкой для Мариуса. Они оба должны научиться отпускать детей.
**Преступление и наказание**
Наказание Вальжана, конечно, не соответствует его преступлению, но и Фантина не заслужила того обращения, которое она получила на его фабрике. Париж 1830-х годов — это эпоха, когда малейшая ошибка влечет за собой такое же наказание, как и серьезный проступок.
**Правда и выживание**
Вальжан и Тенардье используют ложь как способ выжить. Однако Тетардье использует ложь во зло.
**Любовь и прощение**
В ходе многочисленных сюжетов происходит много прощений. Вальжан должен простить Жавера за его несправедливые преследования, Мариуса за то, что он отнял у него Козетту, Терадье за попытку ограбить его, а также самого себя за собственные недостатки. Жиленорман и Мариус должны пойти на компромисс и простить друг друга за взаимное упрямство; Эпонина должна простить Мариуса за то, что он не смог ее полюбить; а Жавер должен простить себя за то, что доброта и порядочность для него превыше закона.
**Закон и человечность**
Епископ Мириэль первым проявил человечность среди тех, кто, возможно, этого не заслужил, как по отношению к своим прихожанам, так и к Вальжану. Вальжан продолжает нить, когда спасает Фантину от осуждения Жавера и приговора. Позже ему предстоит выбрать, подчиниться ли закону или выполнить волю умирающей Фантины. В конце концов, ему удается сделать и то, и другое.
**Значение долга**
В этой истории многие герои имеют долги перед другими персонажами. Сюжет частично определяется тем, какие средства они выбирают для погашения этих долгов. Вальжан обязан епископу Мириэлю за свою свободу и шанс на новую жизнь. Косвенным образом он также обязан Козетте защитой, которую он ей дает, ведь именно на его фабрике над ее матерью издевались и довели до отчаяния. Мариус считает, что он в долгу перед Тецардье, но этот долг — результат того, что отец Мариуса неправильно истолковал намерения Тецардье.
Мариус действительно обязан Вальжану самой жизнью. Жавер также обязан Вальжану своей жизнью и платит за нее, освобождая Вальжана, а затем покончив с собой. Жильнорман в долгу перед Вальжаном за спасение и возвращение Мариуса. И у Мариуса, и у Вальжана есть долги перед Эпониной, которая доставляет письма, сообщения и отслеживает адреса, когда это необходимо. Садовник Фошлеван чувствует, что обязан своей жизнью Вальжану, которого он знал как отца Мадлен. Практически единственные значимые персонажи книги, которые никому ничего не должны, — это отец Мириэль, отец Мабеф и Гаврош.
**Детская невинность и мужество**
Маленький Гаврош, Эпонина и два их младших брата (которых Гаврош защищает, но не знает) изображают невинность и мужество, на которые способны дети, попавшие в кризисную ситуацию.
**Спаситель и жертва**
Вальжан — образ спасителя на протяжении всей истории. Мариус и его отец Понмерси ошибочно считают Тенардье спасителем. Гаврош несколько раз пытается сыграть роль спасителя, последний из которых стоил ему жизни.
Отверженные — это трагедия выброшенных на обочину жизней людей, и их борьбы с политикой, буржуазией, системой и собственными пороками. Это яркий, запоминающийся, реалистичный, напряженный и захватывающий роман, абсолютно заслуженно, как по мне, считающийся шедевром.
Ksellos, 28 февраля 2021 г.
Роман Гюго напоминает величественное здание, к тому же огромное по размерам, которое нельзя рассмотреть и оценить, стоя на одной позиции. Нужно пройти по мраморным ступеням, подняться на верхние этажи, поднять голову, чтобы увидеть лепнину на потолке и спуститься в подвал, держа в руке факел. Изучать здание можно долго, но при каждом новом посещении вы будете находить потайные уголки и повторно рассматривать любимые места.
Это произведение нельзя описать одной ёмкой фразой. Оно содержит целый ряд глубоко продуманных персонажей, которых бы хватило на несколько самостоятельных историй; извилистый сюжет, который автор прокладывает с мастерством опытного капитана; философские отступления, с которыми можно не соглашаться, но которые заставляют читателя занять какую-либо сторону в поднимаемом вопросе; исторические очерки о сути революции, которая словно эхо повторяется в других странах даже в наше время.
Неизвестно, буду ли я перечитывать Отверженных, но вспоминать о них буду точно.
vd1991, 15 апреля 2021 г.
Роман Виктора Гюго «Отверженные» — мощнейшее произведение о людях, о человеческих поступках, о трудностях жизни. Заставляет задуматься, оставляет простор для размышлений.
Классика, которую должен прочитать каждый.
master220641, 12 мая 2012 г.
Невероятная книга. В ней перемешались герои, времена, подлость, благородство, любовь, приключения, кровь на мостовых Парижа, грохот пушек в битве при Ватерлоо... И, конечно же, добро и зло. Есть герои — воплощенное Добро, есть — Зло в чистом виде. За большинство же душ идет борьба и исход ее совершенно непредсказуем.
Первый раз прочитал эту книгу в пятнадцать лет. С тех пор перечитывал несчетное количество раз и, несмотря на огромный объем, помню очень подробно, некоторые места — близко к тексту... Великая Книга!
Александр Б., 9 октября 2019 г.
Шедевр! Прочитал в начале 2014 года, но чувство и убеждённость, что это великая книга живет во мне и сейчас. Уже только за эту эпопею Виктора Гюго можно смело зачислять в перечень лучших писателей 19 века.
Wolfy903, 15 августа 2019 г.
Без сомнений, выдающееся произведение. Не хочется быть излишне пафосным, но другого слова не подобрать. Книга и для «сердца», и для «ума». И за нравственность, за что я всегда ратую, и предоставлено множество исторической информации. Много про быт, образ жизни того времени. Приключения главных героев чередуются с размышлениями автора о политике, революции, войне, монархии и республике. О парижских катакомбах, в военном таланте Наполеона и о многом, многом другом. Иногда даже кажется, что этого даже слишком много, в какой-то момент теряешь читательский азарт приключений пока читаешь многостраничные исторические отступления. Но, наверное, без них не получился бы этот роман, не был он таким основательным и полноценным.
Шербетун, 7 мая 2015 г.
«Отверженные» — сильный роман о добре и зле, о народе в целом и непростом жизненном пути отдельного человека. Само произведение словно призывает защищать угнетенный народ. Кажется, вот если убрать социальное неравенство, против которого борются герои, стоит победить общее невежество, то все наладится, пороки исчезнут, зло будет побеждено и добро восторжествует в каждом человеке и во всем мире в целом. Однако все не так просто, романтичные иллюзии рано или поздно потерпят крушение, а страдания и несправедливость никуда не исчезнут по взмаху волшебной палочки…
Великое произведение о жизни! Здесь есть лирика, баталии, грязь, любовь, революция, дружба, испытания, преданность, разлука, радости, прощение и боль, боль, боль… «Отверженные» берут за живое и не отпускают до последней страницы. Эта драма жизни никого не оставит равнодушным.
Роман содержит множество философских и исторических экскурсов.
Не для любителей легкой литературы!
Angvat, 5 января 2018 г.
Знаете, самое изысканное вино, самый чудесный деликатес могут надоесть и вызвать отторжение, если их употребить слишком много. Данная книга напоминает мне изысканное вино, которого тебе выдали не в небольшой бутылочке, а сразу целым бочонком, который нужно выпить залпом. И от этой процедуры в итоге начинает в итоге кружится голова и подташнивать.
Видимо, у автора все же был какой-то предел, до которого он мог писать одинаково живо и интересно. Он так много хотел сказать, еще столько рассказать, столькими мыслями еще поделиться, но все это уже никак не лезло в рамки одного произведения. И вот к третьей части то тут, то там стали всплывать мелкие огрехи, все то, что оказывало впечатление на читателя в первых двух частях, начало понемногу тускнеть. То персонаж-дубликат в виде доброго священника появится, то излишняя мелодраматичность на пустое место набежит. А в одном из эпизодов и вовсе создается впечатление, что автор понимал, что дело идет к финалу, но у него осталось еще слишком много персонажей, с которыми он толком не знал, что делать. И он решил всех их перебить одним махом. Ну и концовка опять-таки несколько провисает, потому что после множества драм вполне жизненных и берущих за душу рисовать еще одну, достаточно нелепую, из серии «я ни в чем не виноват, но благородство не дает мне сказать об этом» было как по мне уже небольшим перебором.
Но по итогу это все равно замечательная книга, написанная хорошим языком и с чудесными и живыми персонажами. Только вот попытки автора объять необъятное и продемонстрировать целый калейдоскоп больших трагедий маленьких людей в рамках всего одного труда местами сыграли с произведением злую шутку.
P. S. Учитывая другие произведения автора, да и в целом литературу той эпохи, здесь у меня был тот редкий случай, когда более-менее благополучный финал всего действа и правда удивил.
tolstyi1010, 24 апреля 2018 г.
Тяжелое произведение, но при этом при прочтении остается очень приятное чувство. Очень подробно описаны условия жизни тех лет. Все детали прописаны ярко и живописно: дома, люди, быт, каторга, война, ну и конечно же грязь и нищета. Очень положительное чувство оставили главные герои: Жан Вольжан и Козетта. Единственный минус, это когда автор уходит от главной темы, и начинает подробно описывать второстепенные моменты, как это было про войну с Наполеоном.