Агата Кристи «Скрюченный домишко»
- Жанры/поджанры: Детектив (Классический детектив )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Когда внезапная смерть богатого Аристида Леонидиса переворачивает жизнь всей семьи, раскрываются не только старые тайны, но и обнаруживаются новые угрозы.
Чарльз Хейуорд, пытаясь защитить свою возлюбленную Софию, погружается в мрачный мир подозрений, интриг и лжи. Но истинное зло оказывается там, где его меньше всего ждёшь.
Первая публикация на английском — журнал «Cosmopolitan», October 1948.
Экранизации:
— «Скрюченный домишко» / «Crooked House» 2017, Великобритания, реж. Жиль Паке-Бреннер
- /языки:
- русский (42), английский (51), немецкий (18), испанский (16), французский (17), португальский (13), итальянский (10), греческий (4), шведский (7), датский (4), голландский (12), финский (5), норвежский (5), литовский (2), чешский (4), эстонский (3), польский (9), словенский (3), болгарский (2), венгерский (5), сербский (3), хорватский (2), армянский (1), грузинский (2), иврит (2), арабский (9), тайский (4), персидский (6), вьетнамский (3), китайский (9), корейский (5), японский (3), румынский (3), турецкий (6), македонский (1), каталанский (2), албанский (1), индонезийский (4), тамильский (1), гуджарати (1), баскский (1)
- /тип:
- книги (300), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Причан (3), Р. Аннус (1), Б. Афрасиаби (1), К. Балло (7), М. Баррето (1), Г. Берадзе (2), Т. Бижич (1), А. Брун (5), Х. Брюкенберг (5), М. Бурбаш (5), Н. Бхатт (1), Ю. Васильева (2), К. Волеский (3), Ч. Гочжэнь (1), Л. Грэдинару (1), П. Дамбраускас (1), Е. Дурида (1), Э. Дуурлоо (3), Н. Емельянникова (14), Я. Живкович (1), Н. Ибрагимова (5), Э. Кесари (1), А. Кирьязис (3), Л. Костов (2), О. Краснолистов (2), А. Креснин (1), И. Кулаковская-Ершова (2), О. Кучеров (2), Д. Ландсберг (2), М. Ле Юби (12), Ж. Леви (5), М. Марета (4), И. Матвеев (1), В. Матюшина (3), О. Ничифорович-Бабац (1), Ж. Озтекин (2), В. Опашич (2), В. Пахейнер-Кландер (3), С. Петкова (1), М. Пииримаа (2), А. Полак (1), П. Рат (1), Н. Рахманова (9), Л. Реннер (7), Л. Реннер (7), А. Ройковская (8), Й. Русселл (1), А. С. Барр (1), М. Сегурадо (1), Чон Сон Хи (3), С. Спринцеройу (1), А. Ставиская (9), Г. Суверен (4), Ш. Сяоцзе (1), Р. Тамура (3), М. Тархова (2), Фам Тунг Винь (2), М. Хабиби (2), Й.А.В. Хартонг де Рооде (12), Ц. Ху (1), Ч. Цзе (1), А. Э. Забала (1), В. Яловая (1), Ю. Яскари (2), С. де Каль (16), У. фон Визе (13)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Moloh-Vasilisk, 23 ноября 2024 г.
Скрюченные судьбы под одной крышей
23.11.2024. Скрюченный домишко. Агата Кристи. 1948 год.
Когда внезапная смерть богатого Аристида Леонидиса переворачивает жизнь всей семьи, раскрываются не только старые тайны, но и новые угрозы. Чарльз Хейуорд, пытаясь защитить свою возлюбленную Софию, погружается в мрачный мир подозрений, интриг и лжи. Но истинное зло оказывается там, где его меньше всего ждёшь.
В мире, где каждая книга Агаты Кристи воспринимается как классика детективного жанра, «Скрюченный домишко» выделяется своей атмосферой и глубиной. Это не просто загадка, которую нужно разгадать, а полноценное погружение в запутанную сеть семейных отношений. Здесь трагедия прячется за завесой внешнего благополучия, а истинные лица героев открываются так же неожиданно, как развязка самого преступления.
С первых страниц роман словно приглашает в игру: кто из обитателей скрюченного дома скрывает тайну? Аристид Леонидис, некогда всемогущий глава семейства, оказывается мёртв, а способ его убийства — изощрённо прост. Подменённый инсулин, словно ниточка, тянет за собой клубок подозрений, обнажая трещины в кажущемся идеальном семействе.
Гибкая структура романа позволяет каждому персонажу раскрыться постепенно, словно автор расстилает чертёж того самого «скрюченного» дома, где изломы отражают изъяны душ и судеб. Каждая глава как кирпичик в этом мрачном строении. А кульминация шокирует и заставляет задуматься:
Галерея героев впечатляет своей индивидуальностью. Агата Кристи не просто рисует яркие характеры, но и заставляет сомневаться в их мотивах, в самой природе их поступков. Эти образы — не просто участники драмы, а зеркала, в которых отражается суть самого дома и его обитателей.
Лёгкий и ясный стиль Кристи в очередной раз демонстрирует, что гениальность кроется в простоте. Автор не злоупотребляет сложными конструкциями, но каждая фраза словно подсвечивает атмосферу тревоги. Описание дома и его жителей создаёт напряжённый фон, где всё дышит подозрением.
Диалоги героев искусно передают их характеры, разворачивая не только фабулу, но и тонкую игру психологических нюансов. Благодаря этому, каждая сцена так и оживает перед глазами.
Достоинства романа
1. Уникальная атмосфера: дом становится полноценным персонажем, его архитектура будто отражает моральные изъяны семьи.
2. Неожиданный финал: развязка поражает своей смелостью, заставляя переосмыслить весь сюжет.
3. Глубокий психологизм: персонажи не шаблонны, их поступки логичны в рамках их мировоззрения.
Недостатки романа
1. Небыстрая динамика: в начале романа события развиваются чуть медленнее, чем можно ожидать от детективной истории.
2. Малый масштаб внешнего мира: за пределами дома мир кажется несколько размытым, что усиливает камерность, но ограничивает амбиции.
Кульминация романа — это одновременно его триумф и философский вопрос. Агата Кристи смело разбивает привычные шаблоны жанра, предлагая читателю задуматься о природе зла.
«Скрюченный домишко» — это не только детектив, но и сложное, атмосферное исследование семьи, её тайн и разрушительной силы недоверия. В нём гармонично сочетаются загадка и драма, психологизм и тонкая сатира. 8 из 10.
P. S. Неожиданным при прочтении книги стало то, что сюжет книги перекликается с известным фильмом «Достать ножи». Оба произведения разворачиваются вокруг смерти богатого патриарха, чья семья состоит из ярких, но морально неоднозначных персонажей. Как и в фильме, читатель/зритель оказывается погружённым в мир, где каждый член семьи имеет мотив, но истина оказывается куда сложнее и шокирующе неожиданнее. Ощущение камерности, сосредоточенность на психологических портретах и неожиданный финал — эти элементы делают произведения схожими, но уникальными в своей реализации.
Old_Gonsalez, 8 ноября 2023 г.
Очень странно было читать такую унылую вещь, тем более вышедшую из-пера королевы детектива.
Первый вопрос — а что, так можно было, вломиться в малознакомое семейство и начинать выпытывать тайны почтенных членов общества? Ага, держи карман шире. Выперли бы главного героя из скрюченного домишки и не случилось бы романа!
Второй вопрос — а где сюжет? Бесцельные хождения по особняку, попытки разобрать характеры жильцов, отсутствие какого-либо развития событий — все это настраивает на скорейшую перемотку страниц, не вдаваясь в подробности.
Третий вопрос — легкоугадываемый злодей. Я лично, при прочтении детективов, обычно не могу разыскать условного «садовника» раньше книжного сыщика. Здесь же ситуация образовалась диаметрально противоположная. Угадал почти сразу, не дойдя и до середины книги, что еще сильнее подогрело желание перемотать книгу до конца и посмотреть прав ли я был; ибо, повторюсь, при отсутствии внятного сюжета иной ценности в этой книге я не нашел.
Увы, не могу поставить заурядному и скучному произведению высокий балл. И даже рука мастера не спасла...
kagury, 8 декабря 2022 г.
Как ни удивительно это звучит по отношению к Агате Кристи, это весьма скучная вещь.
В двух словах суть в следующем. В большом доме живет семья грека Леонидиса (ему порядка 80 лет). Он сам, его молодая жена, его старший сын с женой, его младший сын с женой и тремя детьми, а также сестра его первой жены. Однажды главу семьи находят мертвым. И быстро становится понятно, что это убийство. А дальше мы смотрим на все происходящее глазами Чарльза — потенциального жениха внучки Леонидиса Софии, который пытается понять, кто есть кто. Молодого человека трудно назвать сообразительным, он типичный Ватсон без Холмса, и потому расследование практически никак не продвигается.
Сначала я ждала привычного детективного сюжета (и злилась, что его нет), но примерно к середине поняла, что надо расслабиться и получать удовольствие от того, как изображены характеры. Мне вообще показалось, что это была попытка написать детектив без детектива, т.е. без его классических элементов – сыщика и расследования. Такое впечатление, что роман построен на попытке нарисовать столь точные психологические портреты участников, что их должно хватить безо всяких улик. В какой-то момент читатель, познакомившись с обитателями дома, просто должен был бы понять, что убийцу в данном случае можно вычислить только методом исключения. Но… видимо автору (как и мне) показалось, что не хватает убедительности и достоверности в таком подходе, и в итоге в финале появляются явные намеки, улики и практически все участники разом понимают, кто виноват.
Неудивительно, что эту историю долго не экранизировали, и она не особенно известна в сравнении с прочими романами Агаты Кристи. Скажем, в моем 10-томном собрании сочинений ее нет. С одной стороны, она требует очень точного отыгрывания ролей, с другой – все-таки, как ни крути, довольно скучна из-за того, что читателю тут не над чем подумать (ни улик, ни намеков долгое время никаких, одни разговоры) и, на мой взгляд, весьма неубедительна со всех сторон.
В одноимённом фильме, кстати, все недостатки текста сохранились в полной мере. За тем исключением, что младший ребенок появляется гораздо раньше, чем в книге и придает определенную живость происходящему.
Konbook, 18 декабря 2019 г.
Два года Чарльз Хейворд не видел свою возлюбленную — внучку богатого грека Аристида Леонидиса — Софию, с которой собирался пожениться сразу по возвращении в Англию. Возвращаясь в Туманный Альбион Чарльз еще не знал, что случилось в семье Софии и почему девушка решительно отвергнет его предложение стать его женой.
Аристид умер. Почти девяностолетний старик скончался, что в этом такого необычного, чтобы стать преградой на пути к счастью двух молодых людей? Но врач, отказывался писать заключение, да и у самой Софии возникло подозрение, что смерть ее деда не случайна, старость и диабет здесь не причем. Его убили — заменили инсулин глазными каплями и его молодая супруга — на пятьдесят с лишним лет его младше, по ошибке (или все же — намеренно?) сделала ему укол эзерина.
Никто из домочадцев «Скрюченного домишки» не получал никакой выгоды от смерти старика. Только его молодая жена освобождалась от старческого ярма и получала возможность соединить свою судьбу с молодым учителем детей Леонидисов — Лоуренсом Брауном, человеком милым, но невротического склада.
Но есть в семье человек, который знает очень много, больше, чем все полиция вместе взятая — внучка Аристида — уродливая девочка Джозефина, юное воплощение гоблина, с дурной привычкой за всеми подглядывать и все подслушивать. Она, истинная любительница детективной литературы, ведет собственное расследование смерти дедушки и записывает результаты в черную книжечку, а еще и во всеуслышание заявляет, что скоро произойдет второе убийство, так всегда бывает. Ведь ненужных свидетелей убирают, разве не так?
И убийца не заставляет себя долго ждать.
Сколько еще убийств произойдет в «Скрюченном домишке», пока доблестная полиция и Чарльз Хейворд поймают виновника?
Агата Кристи признавалась, что «Скрюченный домишко» один из особенно ее любимых романов. Понять ее любовь к этому роману можно. Пожалуй, она считала его одним из наиболее совершенных, а работа над ним доставила ей большое удовольствие. Редко, когда автор хвалит собственное произведение и признает его «удачность».
Роман бесспорно отличный. Эффектная концовка. Неожиданная. На самом деле. Хотя была одна вещь в романе — стул, улика, несомненная, которую можно расценить двояко, которая бросается в глаза. Если не первом прочтении, то при вторичном и третичном и заставляет взглянуть на все с другой точки зрения. Но поскольку Агата Кристи не видела в романе изъянов, значит, так оно и есть. Закроем глаза на этот «стул» и получим удовольствие от прочтения еще одной шедевральной головоломки от леди Агаты.
Интересный факт: в романе помимо основного убийцы, на чьей кандидатуре в итоге остановилась Агата Кристи во время работы над романом, она рассматривала еще три кандидатуры, причем все трое — женщины.
IvanAnatolevich, 28 марта 2018 г.
Не любитель детективов, но благодаря этой книге и этому писателю очень заинтересовался.
В общем это первая книга с которой я начал знакомство, и которая держала в напряжении в плоть до конца.
Действующие лица описаны очень живо и детально, что не создает путаницы не смотрю на такие разные и непривычные имена. В плоть до последнего момента подозревал кого угодно только не истинного убийцу. Сюжет закручен на столько что задумываешься над каждой фразой героев и все равно автор водит за нос читателя, обличая преступника с невообразимой изящностью в эпичном финале.
rezviy-homiak, 13 декабря 2018 г.
Читая детективы, обычно всё внимание поглощено сюжетом. Воображает себя этаким сыщиком, который , по мимолётным, еле заметным и невнятным зацепкам, вычисляет преступника быстрее своего книжного оппонента. Если получилось — сидишь и торжествуешь, если нет — удивляешься фантазии автора. И редко когда мелькнёт мысль, а что если бы это произошло на самом деле, в жизни? Впервые меня такая мысль посетила во время прослушивания «Кривого домишки». Человек, оказавшийся преступником настолько выбил меня из колеи, настолько меня это потрясло, что я больше недели никак не могла перестать думать о сюжете. Почему так вышло? Виновата ли семья, дом, гены, воспитание, отсутствие внимания или что-то другое? Или просто так вышло, пришла мысль и она не показалась жуткой? Может причиной тому книги, а может внутренняя предрасположенность? Вопросов много, но я не уверена, что хочу знать на них ответ, потому что каким бы он ни был, это всё равно очень страшно.
Один из лучших детективов Агаты Кристи, из прочитанных мной. Я так и не догадалась , кто был виновен, впрочем, как всегда.
Слушала аудиоверсию Сергея Кирсанова. Идеально для детективов.
FionaFly, 6 сентября 2020 г.
Три фронтона, или В семье не без урода
**********************************
«Думаю, люди гораздо чаще убивают тех, кого любят, чем тех, кого ненавидят. Возможно, потому что только тот, кого любишь, способен сделать твою жизнь по-настоящему невыносимой».
(Агата Кристи)
***
Когда-то очень давно я прочитала роман Королевы детективов и Великой отравительницы Агаты Кристи с неожиданной развязкой. Настолько это было давно, что я и забыла название книги, но суть сюжета помнила. Главное, помнила, что развязка романа тогда меня сильно удивила. И мне так захотелось отыскать эту книгу, чтобы перечитать её снова. Возможно, прослушать. Решила: «Всё равно найду!». Могучий GOOGLE помог мне в этом.
Это оказался «Скрюченный домишко». Аудиокнига. 2013 год. Исполнитель: Сергей Кирсанов. Время прочтения – почти 6 часов. Эта книга есть в свободном доступе на нескольких сайтах.
Считается, что «Скрюченный домишко» — это одно из лучших произведений Агаты Кристи. Возможно, что и так. Кому какие её романы нравятся больше. Здесь вы не найдёте ни мисс Марпл, ни гражданина Бельгии Эркюля Пуаро. Да и назвать 100%-ным классическим детективом этот роман можно с натяжкой. Скорее это психологическая драма, или психологический детектив образца 1948 года.
Не смотря на год публикации романа «Скрюченный домишко» — 1948, он и сейчас воспринимается свежо и актуально. Забываешь, что это не наше время, хотя отсутствуют в антураже и сотовая связь, и сеть Интернет, и другие реалии XXI века. Или вживаешься в период 40-х и чувствуешь себя частью того времени. Да это и не главное. Главное – люди, их характеры, образы, взаимоотношения и, конечно же, интрига.
Мне нравится стиль повествования А. Кристи: спокойный, уверенный, неторопливый и изысканный, как чашечка дымящегося, ароматного английского чая в тонких изящных пальчиках в кружевной перчатке. Такое повествование само собой не рождается. Оно оттачивается в результате долгой и кропотливой работы. Агата Кристи, как известно, очень тщательно выписывала каждую свою книгу.
Сюжет романа по правилам сайта LiveLibe раскрывать нельзя, как и нельзя пересказывать аннотацию к книге. Наверно, это правильно. Иначе пропадёт интрига.
Мне осталось добавить несколько слов о качестве аудиозаписи. Читает Сергей Михайлович Кирсанов. Он — советский и российский радиодиктор. Настоящий профессионал. Голос – прекрасный. Интонацией владеет в совершенстве. Слушать – одно удовольствие. Хорошая скорость чтения. Хотя темперамент – не английский. По правилам жанра и атмосферы романа «Скрюченный домишко» не хватает английской чопорности и слегка надменной светскости. Ну, разве чуть-чуть не хватает. Качество записи хорошее – не фонит.
И, наконец. Если я с большим удовольствием слушала книгу, которую, пусть и давно, читала раньше, и знала наперёд, чем всё закончится, то насколько же интересней должно быть вам, кто с этой книгой встретится впервые.
Желаю приятного чтения или прослушивания книги.
Wolf94, 19 июня 2017 г.
В помете всегда есть «бракованный» щенок.
Я не устану повторять — Агата Кристи мастер своего дела!
Как истинный фанат ее творчества могу сказать — каждый раз, когда беру книгу из под пера Кристи, я точно знаю, что в ближайшее время меня лучше не трогать. Ведь читая, я буду параллельно вести свое собственное расследование. А тут ведь какое дело — убит богатый олигарх Аристид Леонидис. Довольно обаятельный старик. Да, Агата Кристи описала его очень подробно. Может он и не отличался красотой. зато его внутренняя красота затмевала все остальное. Он был умен, а его деловой хватке мог позавидовать каждый. И жил он вместе со своим семейством в Скрюченном домишке. Естественно, что первое приходит в голову — это кто-то из семьи. Но вот кто?
Откровенно говоря подозрения падали абсолютно на всех! Особенно на одну личность — вторую жену Аристида. Ведь согласитесь, молодая особа вышла замуж за 70 летнего старика (могу ошибаться с возрастом), и естественно промелькнет мысль — брак по расчету. Но не стоит забывать тот факт, что Аристид при жизни был очень умным. Его разум нельзя было затуманить даже любовью к домочадцам. Ну вообщем как уже понятно — все подозрения падают на нее. И повторюсь — не все так просто!
Каждый раз, переворачивая страницу, мои гипотезы рушились как карточный домик. И я совершенно не ожидала такого финала! Да, были сомнения, но я их отбросила в сторону. Даже когда был такой момент, который явно наталкивает читателя на пересмотр решения по поводу одного из обитателей дома. Но не буду спойлерить)
Агата Кристи удивила. Не просто удивила, а дала такую смачный пинок под зад! Браво! Читать обязательно!
Lana Oswin, 9 сентября 2017 г.
В очередной раз леди Агата провела меня вокруг пальца. Я уже привыкла к тому, что чаще всего, если на персонажа «тычут пальцем», говоря, что он убийца, скорее всего он не виновен. В данной книге успеваешь заподозрить добрую половину семейства Леонидис. В числе подозреваемых был и настоящий убийца, но потом все же мое внимание переключилось на других персонажей. И вот в конце, когда личность отравителя была раскрыта, я все равно удивилась. Так умело автор «отвлекает» от настоящего преступника. Браво, леди Агата, и спасибо за приятный вечер.
usachevaanna, 24 декабря 2017 г.
Как-то неожиданно для себя дочитала эту книгу. Она тянулась у меня не одну неделю, местами казалось скучной. Убийцу я для себя определила еще в начале и была спокойна, пока не дошла до заключительных глав. Признаюсь, конечный итог был для меня очень неожиданным. Госпожа Кристи умеет удивлять. Когда кажется, что знаешь портрет убийцы и легко идешь в ногу с сюжетом, на тебя вдруг как снег на голову сыпятся новые подробности и детали дела.
Образ добродушного влюбленного главного героя, был непривычен для меня в детективной линии. Он скорее служил фоном для происходящих событий. По сути в этой книге преступление раскрывается и расследуется постепенно с помощью всех действующих лиц. Иногда герой казался мне излишне романтичным и напомнил капитана Гастингса. У Агаты Кристи, наверное, есть определенная схема с ролями героев в романах. Некоторые образы были размыты и клишированы, но главная интрига книги заставит вас сказать «вау!» и подумать, что книга прочитана не зря.
strannik102, 8 августа 2015 г.
Детективная история, стоящая в стороне от привычных любителям детективов и ценителям творчества Агаты Кристи всемирно известных самодеятельных сыщиков мисс Марпл и Эркюля Пуаро. Интрига романа закручена вокруг внезапной смерти
Читать было интересно, ненагрузочно, попытка угадать убийцу до того, как это сделают сыщики, успехом не увенчалась, ибо Агата Кристи умело уводила подозрение от истинного виновника «торжества» — хотя настоящий убийца тоже рассматривался мной как кандидат на это «вакантное место».
Основным недостатком перевода считаю, что переводчик то ли намеренно, то ли случайно проигнорировал известное чуковское стихотворение про «Скрюченный домишко» и воспользовался своей собственной версией перевода. На «мощность» детективного повествования это не повлияло, однако несколько снизило градус поэтичности и литературности. Отсюда минус 0,5 балла — не Агате Кристи и роману, но переводчику :-)