Джордж Гордон Байрон «Гяур»
Описание судьбы изменника с чёрною душою, который после смерти стал вампиров и явился к своей семье.
Входит в:
— цикл «Дракула. Свободные продолжения» > Антологии > антологию «Дракула», 1997 г.
— антологию «Дракула», 1997 г.
— антологию «Вампирские архивы», 2009 г.
— антологию «Стихи о вампирах», 2011 г.
- /языки:
- русский (27), английский (3)
- /тип:
- книги (30)
- /перевод:
- А. Ахматова (1), В. Ильин (1), С. Ильин (13), М. Лермонтов (11), Г. Шенгели (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vfvfhm, 23 мая 2022 г.
Не соблазняйтесь заманушной аннотацией в одну строку — она курам на смех. Поэма вообще не об этом. Проще вкратце рассказать ее сюжет, потому что он здесь дело второстепенное, и вообще поэма не о том.
В покоренной турками Греции жил некий феодал Гассан, у него был гарем, а в нем влачила бессмысленные дни одна из наложниц — Леила. Каким-то образом она встретила безымянного гяура, неверного, и полюбила его. Но недолго любовники радовались своему счастью: Гассан про все прознал, отвез неверную к морю и утопил в мешке. Гяур сбежал от возмездия, но и сам жаждал мщения. Собрал ватагу молодцов-веджелантов, они подстерегли отряд рыскающего по горам Гассана и его джигитов и всех поубивали, порубив саблями на куски. Спасся один, который и принес скорбную весть матери Гассана.
Вот тут и появляется знаменитый «вампир». Это старушка прокляла гяура за убийство сына и в жутких подробностях расписала, как тот сожрет свою семью, обратившись в кровососа. Действительно, у Байрона страшно получилось, не зря о нем, как о вампире, потом романы писали. Такие жуткие натуралистические подробности, как будто он сам подобное видел и пережил. Однако это лишь разыгравшееся воображение убитой горем старушки. Сам гяур, страдая от утраты, поселился в монастыре, но монахом не стал, богу не молился, не исповедовался. Его все также сжигали жаркие порывы страсти, но он не мог забыть свою Леилу и бесконечно мучился. Даже на смертном одре много лет спустя он ни в чем не раскаялся и ни с чем не смирился. Попросил только монахов отвезти после его смерти кольцо другу детства, который некогда предсказал ему столь печальную участь.
В общем, как говорил Веничка из известной поэмы, если отбросить романтический флер и символический туман, эта поэма о двух... ну в общем есть в русском языке грубое и циничное слово, которым называют дяденьку, который сильно страдает по какой-то тетеньке. А их в этой поэме аж двое.
Но, как я и упоминал ранее, поэма не об этом. Три ее едва намеченных героя только символы. Поэма же насыщена картинами необузданной дикой природы, она показывает ее величие и бесконечное могущество. И Байрон говорит, что и человек может сравняться с нею по масштабам своей личности, если найдет в себе мужество разорвать все цепи законов божеских и человеческих, взбунтуется и на пьедестал божественного кумира водрузит свое титаническое «я».
В общем революционный романтизм в эпоху победного шествия буржуазных революций, как он есть. Нужно было утвердить право человека на эгоистическую жажду приобретения любой ценой и развязать ему руки для беспощадной войны всех против всех, коей и является суть капиталистического общества. Байрон жаждал, чтобы люди стали равны богам, а у них силенок хватило, чтобы только до «золотого теленка» дорасти.
С таким противоречивым содержанием и идеалом можно и нужно спорить. Но помимо этого у поэмы есть еще и гениальная форма. Стихи у Байрона, пластика и объем его языка действительно божественны. И если бы не его революционное открытие жанра лиро-эпической поэзии, то у нас не было бы таких гениальных творений поэтического духа, как «Полтава» Пушкина или «Валерик» Лермонтова. Это первые имена что на ум приходят, уверен, примеры можно множить сотнями. Без открытий и свершений Байрона, его колоссального влияния на идеологию и культуру следующих двухсот лет человечество сильно бы обеднело, да и духовно было бы более отсталым.
А в том, что «Свобода, ведущая на народ на баррикады», превратилась в ЛГБТ-демократию, часть вины Байрона, конечно, тоже есть, но очень крохотная.
Тимолеонт, 6 февраля 2022 г.
Довольно жутковатое описание судьбы проклятого предателя, ставшего вампиром и набирающего на остатки своей души всё больший груз злодеяний. Вся эта история вместилась буквально на две страницы стихотворной формы, но сюжета здесь ещё меньше — гораздо большее внимание Байрон отдаёт страданиям и ужасам своего персонажа.