Рюноскэ Акутагава «Ворота Расёмон»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Восточная Азия ))
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Один слуга остался без работы. И теперь перед ним стоит вопрос: что делать? Умереть от голода или пойти воровать?..
Одноимённый фильм «Расёмон / 羅生門 / Rashômon» (1950, Япония, реж: Акира Куросава) экранизацией данного рассказа является лишь в незначительной степени; главным образом он основан на другом произведении Рюноскэ Акутагавы — «В чаще / 藪の中 / Yabu no naka».
Входит в:
— журнал «Супер Триллер №16 (139)», 2007 г.
Награды и премии:
лауреат |
1001 книга, которую необходимо прочитать / 1001 Books You Must Read Before You Die, 2006 |
- /языки:
- русский (33), украинский (3)
- /тип:
- книги (34), периодика (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- В. Бойко (1), И. Дзюб (2), Н. Фельдман (32), Е. Хузиятова (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
melnick, 21 марта 2023 г.
Очень неприятный рассказ! После такого хочется пойти помыть глаза. Те же самые рассуждения об этике и морали можно было бы вызвать совсем другими выразительными средствами. Не такими грязными и мерзкими. Да и вообще, тут получается, что любое зло можно оправдать, потому что «а вон, эти-то! видали, что делают!» И что теперь? Всем можно идти по наклонной? Думаю, что не каждый здесь адекватные выводы сделает.
Тиань, 28 апреля 2014 г.
Рассказ представляет собой лаконичную зарисовку запустения — обезлюдевший город, древние ворота, уволенный хозяином слуга, которому некуда идти, неприбранные трупы и бездомная старая женщина, занимающаяся мародерством. Нищета, беззащитность, безнадежность... и дождь.
Два никому не нужных живых человека среди мертвецов делают свой выбор — умереть честно или жить воровством. Оба выбирают жизнь. Только старая женщина ради своей жизни обкрадывает мертвых, которым уже ничего не нужно. А более молодой мужчина отнимает последнее рубище у старухи. Судя по его репликам, разницы между своим выбором и выбором старой женщины он не видит. Возможно, разница эта не столь уж велика — будь женщина сильнее физически, у нее тоже была бы возможность выбирать жертву. Кто слабее, обкрадывает мертвых, кто сильнее, отнимает у живых.
Такие рассказы называют «атмосферными». Автор сумел передать настроение безысходности, когда уже ничего не важно, даже выбор героев. Ведь что бы они не выбрали, в итоге все равно каждый из них окажется в числе неприбранных трупов при этих воротах или при других...
martinthegod9, 15 декабря 2015 г.
Совершая аморальный поступок поневоле, будь готов к тому, что аморальный поступок поневоле могут учинить и над тобой — таков главный посыл рассказа.
Действительно, как уже ранее отмечалось в отзывах, рассказ об относительности добра и зла, этическом релятивизме. Тема совершенно не нова, но в подобной атмосферной оболочке и учитывая год написания, к этому можно отнестись релятивно и снисходительно. ;-)
Первой приходит мысль о том, кто же мы такие, чтобы быть вправе судить другого человека. На этот вопрос в рассказе автор отвечает силой. А затем появляется и главный виток колебания моральное-аморальное — если ты выбираешь тропу «против правил», то будь любезен быть готовым перенести ее и на себя.
Особенность рассказа еще и в том, что заданная Рюноскэ Акутагавой атмосфера — дело вкуса. Мне она показалась мрачной, тлетворной, противной. Да и к тому же эти детали, наподобие пинка женщине или вырывания волос у трупа на парик, воспринимаются несколько отталкивающе. Повторюсь, это моё субъективное.
В целом, рассказ достоин прочтения для ознакомления с таким автором, ведь нередко именно этот рассказ в современных изданиях становится лицом сборников.
prival89, 6 ноября 2013 г.
Удивительно, как в такой короткой форме, можно заключить целый поединок добра и зла. Причем основная борьба — в сердце читателя, а не в руках слуги. И пусть кажется, что добро и зло тут относительно, но автор словно подмигивает и спрашивает — так что, есть мораль или нет? Бывает ли справедливость?
Прочитал рассказ, вдохновившись фильмом. И то и другое, безусловно, стоящие вещи.
evavan, 22 февраля 2010 г.
Не люблю тему «об относительности добра и зла» за примитивный релятивизм. Но этот рассказ понравился своей безыскусной простотой.
Farit, 7 октября 2010 г.
Рассказ очень мощный. По форме — напоминает современных релятивистов, по содержанию — это нечто противоположное.
Pupsjara, 8 декабря 2009 г.
Как быстро меняется человек, ведь несколько минут назад у него хватало мужества умереть голодной смертью, а сейчас у него хватает мужества заняться грабежом и воровством. Сильный рассказ, но не в моем вкусе.