Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Miya_Mu» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 28 ноября 2013 г. 22:59

...и кстати, еще вот что.

Тема деликатная, рискую несправедливо обидеть некоторых хороших людей, так что подчеркну, что говорю о тенденции, а не о ком-то конкретно.

Но слишком смешная ситуация, чтобы не разделить с вами радость. Отечественный фэндом рыночной эпохи (говорю про писателей, все остальное — это производная), при ближайшем рассмотрении, — оплот военного патриархата, оказывается. Это само по себе не смешно, это ужасно глупо и нефункционально, смешно же вот что:

— самая коммерчески востребованная продукция (фант-версия "Оттенки серого" или "Миллениума") у нас стоит в разделе дамских романов.

Мать моя женщина, где логика?

Почему боевки входят в фантастику, а любовная лирика и эротика — нет?

Ну то есть я не то чтобы против, но надо же озвучить это вслух. Добавить какую-то строчку в вику и прочие словари.

Самое прекрасное же, что разглядывая фотографии конов, среди писателей я по-прежнему вижу выросших толстых домашних мальчиков и выросших самых-слабых-в классе мальчиков с холодными ушами и мокрым носом. Вообще говоря, из таких мальчиков вырастали лучшие умы человечества, и ничего, но когда такие дети начинают играть в маскулинность, хоть святых вон выноси.

А когда внутри этих игр начинаются соревнования за место главного самца или где-то рядом, это просто шабаш ведьм, переодетых в мужскую одежду.

Как-то так выходит, что нас всех сильно обманули — опять поставив фантастику в рамки патриархального мироощущения, укорененного в городской жизни прямо в асфальт.

Теперь-то я понимаю, почему действительно хорошие вещи написаны сплошь и рядом с некоторой как бы стыдливостью и неуверенностью в себе, они же просто выпадают из фэндома. Приличные люди, наверное, сопротивлятся давлению общественного бессознательного, но как-то неубедительно.

Вот и разгадка пустоты; и даже того, почему потенциально способные писатели так сильно роняют планку. Тотальная несвобода и подчинение негласным правилам.

(В ту же тему — фотографии женских авторов в каких-то немыслимых ролевых платьях с корсажами и рюшечками, такие себе барышни-крестьянки. В условиях патриархата чего не сделаешь, да. А чудесные Яна Боцман, Зонис и Онойко на всех фотографиях как будто сами себя стесняются, только Галина и Хаецкая радуют глаз спокойной уверенностью в себе. Ну и как в таких условиях развиваться русофантастике, а?)

PS. Еще вот что. Писать любвь-морковь-эротику-юст это тоже не варан, знаете ли, чихнул. Хоть и в смеси с фантастикой. Учиться придется у так презираемых авторов дамских романов. Допустить же их в фэндом, премировать там или хотя бы вслух назвать — ни-ни, как можно.

PPS Интересно, а при массовом переходе на коммерцию фэндом реорганизуется соответственно или дальше будет проводить ролевку по "Футурологическому конгрессу"?


Статья написана 27 ноября 2013 г. 06:06

Вот сейчас напишу последнюю свою мысль на злобу дня, и перестану о ней — о злобе — думать (чего и всем желаю).

Вообще мне сейчас хотелось бы читать дальше "Овидия в изгнании" Романа Шмаракова и писать только о нем, — после "Дома" Петросян и, собственно, Хобо, ничто не захватывало настолько, чтобы жалко было заканчивать книгу и — после Ильфа и Петрова, с одной стороны и гоблиновской озвучки ВК, с другой, не помню ничего настолько смешного. Одновременно манифест муарового письма, однако. Тысяча благодарностей Aryan, от которой в первый раз услышала имя-фамилие и очередное удивление, что под автора такого уровня и масштаба не существует отдельной темы в форуме. Ну да это мы поправим; все своим чередом.

Вместо этого приходится мониторить дурацкие жж-дискуссии ради завершения гештальта.

В результате оказалось, что гештальт уже имелся в наличии — попытка коммерциализации в отечественной фантастики укладываеттся ровно в ту же схему, что массовые неудачи околопрофессиональных доминатрикс в российском садомазохизме. Это очень смешная история, одновременно трагичная и поучительная; рассказываю.

Сначала немного матчасти — кто это уже знает или, наоборот, категорически знать не желает, просто пропускайте.

Интрига с профессиональными доминатрикс в том, что в БДСМ в среднем на десять мужчин приходится одна женщина (статистика по странам и гендерам на профильных международных порталах добывается в один клик) (а здесь совершенно случайно попавшийся сегодняшний же смешной пост на тему о из Славы Сэ) и если в мужском доминировании женщины соответствуют заявленной игровой позиции, то в ФемДоме (female domination) имитации сплошь и рядом (и не потому, что ролевых доминант слишком мало, а потому, что им и так слишком хорошо живется и незачем искать счастья на ролевой сцене). Эрго, рынок профессионального доминирования оперирует внушительными цифрами — час с профессиональной доминатрикс стоит 200-300 евробаксов, при этом о сексуальных услугах речь не идет — уточню, чтобы меня не поняли превратно.

Теперь представьте ситуацию на диком русском рынке.

— девяностые: появляются первые тематические форумы, где присутствует бесконечно малое число домин, которые воспринимаются с огромным энтузиазмом. Профессиональные домины, в отличии от западных, приравниваются к проституткам и если в любительском игровом поле звание мистресс дает исключительно высокий статус, то к профессионалкам отношение сильно отрицательное.

— конец девяностых: в сети появляются странные дневники и объявления о поиске парнеров для игры, в которых не всегда понятно, идет ли речь о глупых проститутках или странных дамах с претензиями; абсолютное непонимание предмета смешано с жаждой бабла.

— начало нулевых: в Тему мигрирует огромное количество девушек с сайтов знакомств, выдающих себя за профессиональных домин

— середина нулевых: рынок насыщается необученными поддельными доминатрикс, которые, чем больше лажаются, тем презрительнее отзываются о партнерах по играм; не-профессионалки, наблюдая за профессионалками — встречаются на одних и тех же сайтах — начинают копировать их поведение; при этом объявляется, что денег они не просят, но подарки и вознаграждения за "потерянное время" является необходимым условием их внимания к презренным червям, не достойным целовать их туфли; непосредственно Тема уже не обсуждается, абсолютное большинство форумных тем посвящено поведению и взаимным претензиям сторон

-десятые: "первое поколение" и истинные ценители наглухо шифруются в интернете и живут своей отдельной жизнью, в интернете же идет разгул товарно-денежных отношений и какой-то шабаш. По-прежнему устраиваются встречи и фетиш-праздники, после которых стоит плач Ярославны (народу опять мало, все какие-то не такие); про сам предмет страсти речь уже не идет, доминатрикс тратят огромное количество сил, чтобы никто не подумал, что они занимаются коммерцией, потенциальные клиенты тоскуют и томятся, а разговоры вращаются вокруг "заплатит-не заплатит", "настоящая доминатрикс или поддельная" и "почему все так плохо".

Заметьте, я не осуждаю этих дам за глупость или за жадность, а только за непрофессионализм. Впрочем, основа непрофессионализма — самодовольство и амбиции; при потенциальной склонности к доминированию и играм выучиться совсем не сложно, что невозможно при этом — зарабатывать в такой специфической области и одновременно сохранять статус высшего существа, властительницы дум.

В каких-то ведических трактатах говорится "изучать традицию можно тремы путями: учась у учителя, читая книги и самостоятельно, путем медитаций и употреблением марихуаны". Наверное, про траву было как-то иначе и может, даже не в Ведах, но будем считать это народной версией.

Так вот что я хочу сказать. Если с учителями и книгами в отечестве все в порядке, то марихуана, по слухам, не слишком хороша. Возможно, поэтому самостоятельный способ овладения традицией, без книг и учителей, в России работает как-то не очень. Но в силу неискоренимого самодовольства околостатусных притязаний этот способ принят более всего. Это я не о искусстве, а о коммерции, если кто не понял.

Мне же не надо расшифровывать параллели и приводить их к общему знаменателю? Все же все поняли, верно?

На всякий случай уточню, что это не критика писателей или там доминатрикс или проституции. Это критика невнятности целей и соответственно отсутствия средств.

Я была бы просто счастлива, если бы на русском рынке появилась коммерческая фантастика. Тогда бы вопрос статуса ушел в область чистой литературы и уступил бы место вопросу качества.

И вот такой долгой дорогой разочарований приходим к вопросу о том, почему нет коммерческой фантастики.

Смотрите, как удивительно. Как есть несколько борхесовских сюжетов, так есть несколько фабул, о которых люди хотят слушать всегда и никогда не пресыщаются. Собственно, их всего только две — Эрос и Танатос, плюс все, что связано с тайной и другой стороной реальности. Стефани Майер, между прочим, или как ее там зовут, идеальный образец комлитры.



Многообразная реальность, философия и всяческие вопросы бытия никогда не были интересны для большинства и вряд ли будут. Даже этические вопросы это уже надстройка, для сугубо комлитры они не нужны, но какие-то надстроечные осколки уже принятый публикой коммерческий писатель вводит потихоньку в субстракт продукта)). Пелевин, кажется, единственный, догадавшийся замаскировать сущностные вопросы танато-эротическим антуражем. Ну так у него умище и цинизм в идеальной пропорции.

А теперь самое интересное и самое загадочное же. Все эти нюансы коммерческой литературы (а их множество) объяснять писателю должен литературный агент. Умение складно составлять слова в текст и усидчивость, самый непременный атрибут ремесла, никак не кореллируют с пониманием рынка; это вообще разные области и разные задачи. Коммерческому писателю вообще говоря не нужен фэндом, а нужна слаженная рабочая команда.

Впрочем, важнее всего способность определить приоритеты и смелость этому определению следовать; тогда становится гораздо яснее, что делать, как и ради чего.

Вернусь на чуть-чуть к профессинальным доминатрикс. На Западе и в Японии техники и общий подход не только изучают на семинарах; гораздо важнее прямое обучение у старшей домины/гейши. Школа барселонского женского доминирования, например, идет от Аманды Лир, любовницы Дали — что означает, что Дали сам вкладывался в формирование ее навыков и постановку роли (ну то есть для тех, кто знает, как происходит взаимообмен в таких парах, это очевидно). Одновременно рядом с ней существуют несколько других линий, которые привезли из других стран. У каждой из четырех значимых домин есть свои ученицы (среди которых могут быть и любительницы, изучающие науку для себя, и профессионалки, обучающиеся ей как ремеслу) и обязательно есть свой менеджер, без которого артистическая натура доминатрикс завела бы их в дебри. И это я не говорю о домах терпимости, называемых красивым испанским словом prostibulo, в которых речь идет не о высоком искусстве, а о банальной проституции — кто во что горазд.

В России, насколько я знаю, таких школ нет или они совершенно засекречены; у потенциально одаренных домин крыша едет со свистом, ради любви к искусству или ради денег — им одинаково приходится проходить через унизительные ситуации. Самое унизительное, однако, сама постановка вопроса — типа, как человек идеи я выше денег, но жить-то надо. И это при том, что у домин, следующих своей натуре и искусству, жизнь налаживается сама собой, для этого всего лишь необходимы терпение, упорство и вера в себя. Прямо напротив — чем больше они себя ломают, с отвращением подстраиваясь к рынку, тем дальше они от искусства и тем больше сил им надо, чтобы это скрыть.

Параллель объяснять незачем, верно?

Существование коммерческой фантастики не упирается в издательства, в них тоже нет профессиональных литературных агентов, которые брали бы себе несколько писателей, проходили бы с ними весь путь и жили бы на свои гонорары в виде процентов от продаж.

Хорошо, нет литературных агентов как класса (и все равно не понимаю — во всем мире есть, а в России нет, вот как это может быть?), почему писатели, которых беспокоит падение тиражей, не создают на них запрос?

Тайна сия велика есть. Тайна есть, а коммерческой фантастики нет. И кстати — ведь на сайтах с фанфиками сидит огромное, невероятное количество подростков, девушек и женщин, которые хотят читать про любовь, смерть, мистику и эротику в одном флаконе и которые образуют самый большой фрагмент ЦА для коммерческой фантастики во всем мире. Я же не ошибаюсь, что именно такая смесь, с сильным упором на любовь и эротику, считается неформатом? Хотя точно не ошибаюсь, что она же является стержневой в коммерческой фантастике.

UPD. Для иллюстрации востребованности таких текстов выношу сюда топ-лист с количеством посещений за восемь часов сегодняшнего дня. Сайты манги и гарепотера содержат именно такого рода тексты — война-борьба с отношениями-любовью-секисом и много-много магии и потустронних существ. Коммерсанты, блин, сами не могут поинтересоваться. Пираты у них виноваты и издательства.

1. МАНГА24 — чтение манги онлайн. 6,053

2. Бесплатная библиотека java-книг. Новинки книг. 3,778

3. Хогвартс Нэт — сайт, посвященный книгам о Гарри Поттере 3,271

4. Библиотека книг ePub. Книги для iPhone и iPad, Android, Symb 2,547

5. Слизеринский форум. Фанфики по ГП и другим фандомам 2,267

6. Электронная библиотека 2,051

7. Сказки, рассказанные перед сном Северусом Снейпом... 1,931

8. Эротические рассказы и истории :: Ero-Story.com 1,262

9. Все русские народные сказки о животных, волшебные, бытовые.

10. Rikudou Sennin Clan. Перевод манги 845

11. Отрезал.РУ — история крылатых фраз 800

12. Электронная библиотека фантастики. 670


Статья написана 23 ноября 2013 г. 03:50


Статья написана 22 ноября 2013 г. 03:11

...ну то есть я и раньше не то чтобы развлекалась, но именно к теме психиатрии прошу отнестись без легкомыслия...

....поглядывая в спор "отечественная фантастика vs зарубежная", узрела луч истины. Стране катастрофически не хватает развитой, доступной, не дискредитированной психиатрии. Я не шучу, я чрезвычайно встревожена своим видением.

Вот слушайте — количество нервных и психических расстройств заставляет думать о эпидемии. В Европе о ней — о эпидемии — говорят с уверенностью, в России общественное бессознательное ее факт блокирует.

Я достаточно много работала на консультациях; достаточно часто бывала с визитами в психиатрической клинике и шерстила материалы по разного рода пограничным состояниям. Пограничные состояния в Европе относятся к состояниям настолько тяжелым, что инвалидность по ним дают третьей, самой высокой категории — при том, что большую часть времени люди производят впечатление относительно нормальных. Пограничное расстройство личности потому так и называется, что человек болтается на границе между нормальным функционированием и борделяйном, причем если его не лечить, борделяйн усугубляется агрессией и параноидальным бредом. Пограничное состояние чаще, чем в половине случаев, сопровождается алкоголизмом, который каскадно усиливает борделяйн.

***

Совершенно недопустимо называть конкретные фамилии, но я подозреваю, что пример здесь просто необходим. Предположим, что некто X., нелюбимый и гонимый в фэндоме, показывает очень высокую вероятность психического расстройства. Друзья мои, любая с ним полемика — или с любым другим неадекватным персонажем — это фактически закидывание камнями деревенского сумасшедшего.

Так нельзя. Надо учиться смотреть на эти ситуации из перспективы возможной болезни человека.

Да, такие люди совершенно невыносимы. Врачи в отделении острых состояний мне говорили, что родственники стараются сдать своих больных хотя бы на месяц, чтобы отдохнуть от них. В рунете от них не продохнуть, если не выработать какого-то общего правила обращения с больными людьми, эпидемия так и будет развиваться; ни работать ни общаться в результате не получается — всюду социально неприемлимые, недолеченные люди.

Мы, конечно, не врачи, чтобы ставить диагноз, но инстинктивная брезгливость возникает, — или я не права? Причем, заметьте, только в сиуациях обострения; обострения, однако же, в стране, где отсутствует восстановительная психиатрия (и по старинке присутствует репрессивная, или хотя бы тень от нее) следуют одно за другим.

Однако это не значит, что людей в неадеквате надо держать на цепи и поливать из шланга. Достаточно не входить в одну с ними комнату и переходить на другую сторону улицы, когда они показываются издали.

***

Все же видели сегодняшний пост Лазарчука? У меня практически нет сомнений в том, что Лазарчук — нормальный и адекватный человек, но в рунете действует общественный договор, позволяющий оперировать как бы из борделяйна, а это и не таких людей подкашивало. То есть на десять реально больных приходится еще десять невольно имитирующих отклонения. В критических для человека ситуациях такая имитация дает выход агрессии и помутнению разума, которую иначе бы он себе не позволил. В искусстве, где люди восприимчивы и эмоциональны, заражаемость становится выше. Фэндом не исключение.

***

В этом месте надо вспомнить о правиле компенсации для одаренных людей. Практически не бывает одаренных без поведенческих/нервных/психических отклонений. В зависимости от условий развивается то или это, талант или асоциальность, но обычно и то и другое понемножку. То есть человек сначала собирается, концентрируется, что-то пишет, даже что-то приличное — но как только расслабляется, из него начинает лезть всякая гадость. К этому надо отнестись с пониманием — с пониманием универсальных процессов и движения светил, хочу я сказать — и отойти в сторону. В конце концов, тяжесть этих плохих моментов жизни ложится на близких людей, а в условиях отсутствия психиатрии и предрассудков против лечения все и так непросто.

***

Теория одаренности, тем временем, говорит о том, что любые факторы перекрываются увлеченностью предметом. То есть чем больше человек волечен в свою тему, тем более он одарен и тем сильнее развивается его талант; одновременно тем он адекватнее.

Там, где собираются только увлеченные люди, безумия нет совсем, ни в каком из ее разрушительных видов. Вообще говоря, это идеально комфортная среда. В жжшках я видела только один дневник (из активных, хочу сказать), где никогда не появляются борделяйновые маньяки, а именно у Романа Шмаракова. Скорее всего, фэндом раньше обладал этой опцией идеального комфорта. Только ностальгией по тому времени можно объяснить повышенное внимание всех ко всем, хотя реально его уже разорвало на осколки.

Чувствую спинным мозгом, скоро начнут возникать новые площадки. Мрачно предчувствую, что между ними тут же начнутся военные действия. И вот не знаю кому как, но мне бы очень хотелось при жизни увидеть хоть одну группу, в которую входят только реально работающие люди. Ну то есть те, у кого какая-то часть сознания сладострастно обдумывают текущую тему двадцать четыре часа в сутки. ПНС, да.

У меня, знаете ли, есть пример перед глазами — а именно Жарковский. Как только я начала терзать его вопросами по поводу его способа работы, то сразу обнаружила, что он устроен именно так (вопросы о новых публикациях не задаем, ладно?). Могу назвать еще несколько имен — хорошая площадка ЖЖ — где нет сомнений, что о чем человек не говорил бы, часть его разума/бессмертной души/страсти и воли остались где-то в надстройке. Конечно, это требует изначально больших ресурсов, но еще и навыка и практики.

Лучше же всего во всем этом, что такая вовлеченность в идею заразительна также, как борделяйн — с обратным, разумеется знаком. НИИЧАВО во всей красе.

Тут возникает очень деликатный момент. Получается, что в такой группе совсем не должно быть бездельных фэнов; только люди, зацикленные на своей работе и шлифовке мастерства.

Ладно, теперь скажу смешное, а то как-то очень все печально и занудно. Есть такая масонская группа, называется компаньонаж. Иногда ее считают отдельной организацией, иногда парамасонской, мне ее представляли сами масоны как масонскую — ну, не важно. Все же знают, что масонские ритуалы и ландмарки давно опубликованы и доступ в масонство открыт буквально всем, да? Это если говорить о масонстве символическом, социальном, религиозном или эзотерическом. А вот компаньонаж, в который входят только мастера, реально работающие руками и головой, "одушевляющие материю", как в эпоху оперативных масонов (ремесленники высокого уровня, инженеры, архитекторы, etc.), — компаньонаж закрыт даже для визитов, ритуалы не знают даже друзья-масоны из других лож, вступить туда очень и очень непросто.

Говорят, только благодаря этому там продолжают создавать шедевры (один шедевр, работу на звание мастера, я видела — впечатляет, да. Арка из разных пород дерева, каждый кусочек длиной не больше двух сантимметров, сделанная без клея и гвоздей; красота нечеловеческая).

Как бы и нам преобразовать Рабкрин?


Статья написана 20 ноября 2013 г. 01:02

Дамы и господа, вы вообще чего?

Какое "Макс Фрай много пишет о еде", какое "АБС тоже так писали"?

Разве ж о еде же речь? Исключительно о счастье обладания. АБС если что и писали, то про кадавров — который при старании разработчика превращается в гения-потребителя.

Что ж вы раблезианские радости путаете с выбегальскими, милые мои.

(Просто ремарка, каментить не надо)

PS Это не к тому, что я испытываю какие-то нежные чувства к Фраю. Уточню на всякий случай.





  Подписка

Количество подписчиков: 72

⇑ Наверх