Скорее всего, не был бы Лем доволен и музыкальным порождением "Соляриса". Композитор Детлев Гланерт (Detlev Glanert), чьи благозвучные сочинения охотно используются европейскими театрами для заполнения квоты новой музыки, признался в беседе перед спектаклем в опере Кёльна, что и его интересовали не столько отношения человека со Вселенной или вечностью, сколько "человеческое, очень человеческое". "У каждого из нас есть устрашающие или мучающие воспоминания, ощущение вины в отношении кого-либо или встречи, которых мы желаем и одновременно боимся", — рассказал он DW. Его опера — современный парафраз на также неоднократно воплощенный в опере античный сюжет об Орфее и Эвридике: можно ли вернуть любимую из мира теней?
Свой первый научно-фантастический роман "Астронавты" я писал в 1950 году, одиннадцать лет назад. Космические путешествия были тогда утопией, не существовало ракет, способных преодолеть земное притяжение, и само название "Астронавты" было причиной неоднократных недоразумений, так как люди, даже начитанные, не знали этого термина и называли роман словом "Аргонавты". Чтение научно-фантастических романов многие люди, считавшие себя рассудительными, относили тогда к разряду развлечений, рассчитанных исключительно на детей. А взрослые и умные не желали заниматься утопиями, грезами.
Смелее любой фантазии: [О полете Ю.Гагарина] // Советская культура (М.). — 1961. — 18 апр. — С. 3.