WorldCon — это большой ежегодный конвент для любителей книжной фантастики. Тут мало мерча или косплея, но много докладов, дискуссий и общения. На Ворлдкон съезжаются фэны на всего мира и на 4 дня превращают небольшой местный конвент в большущую встречу в тысяч пять народу.
В августе 2019 года WorldCon проходил в ирландском Дублине. Мы сделали небольшую обзорную экскурсию для тех, кто по каким-то причинам не смог лично побывать на таком интересном для всех любителей sf&f мероприятии.
Специально для лаборантов Фантлаба бремя проводников по конвенту взяли на себя Маша Солнечная и Андрей Конс. Им помогали Аня Грязнова, Илья Хелекнар, Иван-Сан, Дмитрий Злотницкий, Евгений Терон и другие фантлабовцы (и не только), кто был на конвенте.
Надеемся, что видео поможет вам погрузиться в атмосферу мероприятия и настроит обязательно лично побывать на следующим WorldCon.
Мечта о том, что когда-то человек достигнет Луны, будоражила умы много столетий. 50 лет назад — 21 июля 1969 года, она, наконец, стала явью.
Чтобы отметить этот юбилей, мы подготовили список фантастических книг и кинофильмов, посвященных Луне.
Несмотря на вынесенную в заголовок праздничную картинку для привлечения внимания (“тренировочные“ съемки), мы не сомневаемся, что программа “Аполлон” успешно доставила 12 человек на поверхность естественного спутника Земли и вернула их обратно. (Хороший и подробнейший обзор первого полета и момента исторического первого шага человека есть в статье “Аполлон-11” в Википедии. Или краткая версия вышла у Гугла на ютуб.)
Но поскольку мы хотим сегодня рассказать о Луне, какой она была в фантастике — кино и литературе — то картинка очень нам подходит.
Книги:
Конечно же стоит начать с классики. В научно-фантастическом романе Жюля Верна "С Земли на Луну" известный популяризатор науки в середине 18 века живо и технически выверено (ну почти) описал как можно добраться до Луны, использую технологию своего времени. Несколько десятилетий спустя, в 1901 году, Герберт Уэльс в романе "Первые люди на Луне" рассказал как два путешественника добираются до спутника Земли и даже сталкиваются там с её обитателями, селенитами.
В годы гражданской войны в США в Балтиморе был основан "Пушечный клуб", участники которого занимались изобретением и производством всё более и более мощной и современной артиллерии. Однако, когда настало мирное время, новые пушки перестали быть нужны, и тогда председатель Импи Барбикен предложил невиданно масштабный и амбициозный проект — построить такую пушку, что её снаряд смог бы долететь до самой Луны.
Мистер Бедфорд и чудак-изобретатель мистер Кэйвор на шаре, изготовленном из кейворита, вещества изобретенного Кэйвором, совершают полет на Луну. Им предстоит множество приключений, а вернуться возможно смогут не все...
В 1961 свет увидела книга Артура Кларка "Лунная пыль". Сюжет романа закручивается вокруг пылехода с туристами, который оказываются в ловушке, когда их лунобус во время поездки по Морю Жажды оказывается под толщей лунной пыли.
Межпланетная трасса "Земля-Луна" давно уже прочно освоена, надежна и стабильна. Создано на Луне и специальное "Управление лунного туризма": необычный ландшафт, слабое тяготение, вид на Землю, загадки Фарсайда, великолепное звездное небо, первые поселения. При Клавии, первом лунном городе, создан даже первый лунный парк, пусть маленький, однако отнюдь не "оконный ящик, страдающий манией величия", как отозвался о нем "один болтун из телевидения". Но пылеход "Селена", проводя экскурсию, попадает в аварию и, окруженный мраком и безмолвием, погружается в недра Луны…
Любопытнейший образец социальной фантастики "по-американски", один из наиболее известных романов как в творчестве знаменитого писателя-фантаста Роберта Хайнлайна, так и в мировой фантастике в целом — недаром он был удостоен в 1966 году премии "Хьюго". Роман необычен и по поднятой теме, и по проблематике, и по языку. А если коротко, то эта книга о восстании, поднятом жителями лунных колоний — бывшими зеками и ссыльнопоселенцами — против тиранической диктатуры Земли; иными словами — это пособие для революционеров, но только в фантастической упаковке.
Луна, в недавнем прошлом выполнявшая «благородную» функцию планеты-тюрьмы для уголовников и диссидентов с Земли, ныне превращена в сырьевой придаток праматери человечества. Законопослушные потомки каторжников...
В некоторой степени идеи Хайнлайна об устройстве лунного общества обыгрывает Йен Макдональд в дилогии "Новая Луна"-"Волчья Луна" (первая книга цикла "Луна"), с которой русскоязычные читатели могут ознакомиться в переводе Наталии Осояну, которая принадлежит нашему сообществу.
Луна хочет тебя убить, и у нее есть тысячи способов добиться своего. Вакуум, радиация, удушающая пыль, слабеющие кости… Луна — новое государство, где нет законов, но есть бесконечные договоренности, где за воздух и информацию постоянно надо платить, и всем правят пять Драконов — пять индустриальных кланов. Между ними давно поделены сферы, каждый занимается своим делом, но основатели кланов стареют, их смерть уже близка, и между многочисленными наследниками развязывается жестокая борьба за новые сферы. Адриане Корте восемьдесят. Ее семья управляет корпорацией "Корта Элиу". Компания выжила в жестоких корпоративных войнах, но приобрела немало врагов. И теперь, когда с таким трудом завоеванный мир начинает трещать по швам, дети Адрианы должны спасти империю матери от развала… а еще от самих себя....
Автор широко известного "Марсианина" Энди Вейер не обошёл вниманием и Луну. Роман "Артемида" рассказывает историю живущей в единственном лунном городе девушки-курьера Джаз, которая мечтает заработать достаточно, чтобы приобрести скафандр и лицензию гида.
Люди здесь занимаются теми же делами, к которым привыкли у себя на родине. Строители и ученые, владельцы небольших лавочек и представители крупного бизнеса — и самым доходным, конечно, является туризм. Десятки тысяч любопытных прибывают на Луну, чтобы пройти по поверхности чужой планеты, поиграть на корте или даже заняться любовью при силе тяжести в 1/6 от земной. В общем, город как город. И жители его подвержены обычным человеческим страстям.
Девушка-курьер по имени Джаз мечтает когда-нибудь заработать достаточно, чтобы приобрести скафандр и лицензию гида. Водить туристов по поверхности планеты, быть уважаемым членом общества. Но не так-то просто совершить скачок с одной социальной ступени на другую...
С присущим ему мастерством и...
Конечно же, нельзя не упомянуть и наших авторов, писавших о Луне.
В 1985 году в журнале "Техника — молодёжи" был опубликован рассказ Михаила Пухова, открывший цикл "Истинная правда". Входящая в него повесть "Путь к Земле" стала для многих удивительным приключением, когда все технические элементы полета геров можно было повторить на домашнем даже не компьютере, а программированном калькуляторе!
Коршунов и Перепёлкин решили долететь с Луны до Земли на старом лунолёте, предназначенном для полётов только вдоль поверхности Луны на расстояния не более тысячи километров. К тому же Коршунов выкинул из кабины управления всю электронику, чтобы как можно больше усложнить условия полёта, и заправил самый минимум топлива. Да, на такое героическое безрассудство способны только советские космонавты!
Увидевший свет в 2008 году роман "Астровитянка" Николая Горькавого наделал немало шороха. Как и в случае с работами Пухова, история девочки Никки, которая учится в школе Эйнштейна на Луне, по замыслу автора должна была не только развлекать детей и подростков, но и погрузить их в мир современной науки. (Кстати — все три книги цикла автор разрешил для свободного доступа. Можно читать прямо с Фантлаба.)
Никки – очень интересная девочка: умная, любопытная и очень жизнелюбивая. Она — единственная выжившая после космической катастрофы. Никки выросла в совершенной изоляции, избежав знакомства с пороками этого мира, но получив замечательное образование от корабельного компьютера – своего единственного наставника. Сможет ли она, только своими знаниями и умом, изменить мир — сделать его по-настоящему справедливым и более добрым?..
Фильмы
Как и с книгами — вначале отдаем дань истории. Фильм, который по праву можно назвать первым фантастическим — "Путешествие на Луну" 1902 года (Франция). Комбинированные съемки, пиротехника, эффектные виды и футуристические костюмы — все атрибуты жанра. “Космический рейс” (1935, Россия) — это уже работа советская, но спецэффекты и все необходимое и тут на уровне. Сегодня смотрится очень ретро-футуристично, но при этом — смотрится. И еще “Место назначения — Луна” (1962, США) снят по мотивам научно-фантастического романа Роберта Хайнлайна «Ракетный корабль «Галилео».
1902, Франция короткометражка, фантастика, фэнтези, приключения
режиссёр: Жорж Мельес, сценарий: Жорж Мельес в ролях: Виктор Андре, Блоэтт Бернон, Brunnet, Жанна д’Альси, Генри Деланнуа, Depierre, Farjaut, Келм, Жорж Мельес
Ученый делает в Академии доклад о возможности полета на Луну. После бурных дискуссий решено отправить на Луну экспедицию, для которой строится космический корабль в виде полого снаряда, который запускается в космос выстрелом из огромной пушки…
режиссёр: Василий Журавлёв, сценарий: Александр Филимонов при участии Константина Циолковского в ролях: Сергей Комаров, К. Москаленко, Вассили Гапоненко, Николай Феоктистов, Василий Ковригин
Первый советский научно-фантастический фильм о покорении космоса. Научная сторона фильма была почти безупречной. Кроме устаревших деталей (старт с эстакады, противоперегрузочные ванны), все остальное впечатляет и сегодня. Во многом благодаря тому, что консультировал создателей ленты сам Константин Эдуардович...
режиссёр: Ирвинг Пичел, сценарий: Роберт А. Хайнлайн, Элфорд Ван Ронкель, Джеймс О’Хенлон в ролях: Джон Арчер /John Archer, Уорнер Андерсон /Warner Anderson, Том Пауэрс /Tom Powers, Дик Уэссон /Dick Wesson, Эрин О'Брайн-Мур /Erin O'Brien-Moore
После многолетних научных стараний, группа учёных из США решает, что пришла пора осваивать просторы космоса, и отправляет корабль на Луну. Освободившись от Земной атмосферы, астронавты сталкиваются с угрозой полного отказа оборудования и всеми радостями отсутствия гравитации. Однако главное открытие...
”Луна” (в русском переводе “Луна 2112”) — один из самых удачных фильмов уже нашего времени. По стилю “Космическая одиссея”, а по накалу не уступает самым известным кинотриллерам. (Кстати этот фильм занесет в базу ФЛ под номером 1. Ценим =)
Контракт Сэма подходит к концу: он провел три года на Луне, следя за автоматизированной станцией по добыче редкого газа. Три долгих года в полном одиночестве, если не считать говорящего робота ГЕРТИ, могут изменить любого...
Поклонникам конспирологических теорий и и псевдодокументалистики:
режиссёр: Алексей Федорченко, сценарий: Рамиль Ямалеев, Александр Гоноровский в ролях: Борис Власов, Виктория Ильинская, Анатолий Отраднов, Алексей Славнин, Виктор Котов, Андрей Осипов, Игорь Санников, Алексей Анисимов, Леонид Чистов, Сергей Ярмолюк
Съемочная группа журналистов расследует строго засекреченное дело. Им удается раскопать настоящую сенсацию: оказывается, еще до Великой Отечественной войны в СССР была создана первая ракета и готовился полет космолетчиков на Луну… Сюжет «Первых на Луне» — это документальные кадры, рассказы...
Продолжаем о теории заговора. Известно что “Аполлон-17” был последним, шестым из серии, что летал на Луну. Но есть фильм, где объясняется почему полет следующего “Аполлон 18” был засекречен, а после исследования Луны прекращены…
режиссёр: Гонсало Лопес-Гальего, сценарий: Брайан Миллер, Кори Гудман в ролях:
По официальным данным «Аполлон 17» был последней лунной экспедицией с участием людей. Почему уже 35 лет никто не летает на Луну? Ходили слухи, что была еще одна миссия и с ней что-то случилось, но вся информация об этом была засекречена. Не было никаких доказательств, пока не появились эти...
Фашисты, засевшие на темной стороны Луны после поражения во II Мировой войне. Что может быть круче?
Группа ученых под руководством офицера СС Ханса Каммлера добилась серьезных успехов по части антигравитации. Когда исход Второй Мировой войны стал очевиден, с антарктической базы гитлеровцы запустили несколько космических кораблей, чтобы их экипаж на темной стороне Луны основал секретную военную базу...
Фильм по по Жуль Верну, но что интересно — в нем очень прямая отсылка к сегодняшнему празднику — на день высадки Аполлона на Луну.
режиссёр: Дэймон Томас, сценарий: Марк Гатисс в ролях: Джулия Дикин, Джэйн Дикинсон, Питер Форбс, Марк Гатисс, Ian Hallard, Vanessa Havell, Richard Hawkyard, Katherine Jakeways, Роб Джудд, Рори Киннер
Экранизация одноименного произведения Герберта Уэллса. 20 июля 1969 года, в день, когда весь мир с нетерпением ждет высадки американцев на Луне, мальчик Джим случайно знакомится с Джулиусом Бедфордом, который рассказывает невероятную историю: в 1909 году он и профессор Кейвор стали первыми людьми, посетившими...
Исторические и документальные фильмы:
Поделившись фантастикой, хочется не обойти вниманием и прекрасные киноработы, которые относятся к реальной истории и науки:
“Луна” Павла Клушанцева, мэтра отечественных космических кинопроектов. Наравне с его же фильмами “Дорога к звёздам” и “Марс” является образом советского науч-попа о космосе.
документальный, 1965, СССР научно-популярный с элементами фантастики
режиссёр: Павел Клушанцев, сценарий: Павел Клушанцев в ролях:
О достижениях ученых в области исследования Луны. Учёные рассказывают о гипотезах происхождения лунных морей, о температуре лунной поверхности и предполагаемых свойствах лунного грунта. В фильме также высказываются предположения, как в недалеком будущем Луна будет осваиваться людьми: от гипотетической...
Для всего человечества — документальный фильм 1989 года о программе “Аполлон” и совсем свежий фильм этого года — "Аполлон-11" смонтированный специально для кинотеатров IMAX.
режиссёр: Эл Райнерт, сценарий: в ролях: Джим Ловелл, Расселл Швейкарт, Юджин Сернан, Майкл Коллинз, Чарльз Конрад, Ричард Гордон, Алан Бин, Джек Суайгерт, Стюарт Рооса, Джеймс Ирвин
Документальный фильм, включающий в себя съёмки с американской космической программы «Аполлон» и рассказывающий о подготовке и высадке первых людей на Луну.
режиссёр: Тодд Дуглас Миллер, сценарий: в ролях: Базз Олдрин, Джоан Энн Арчер, Джанет Армстронг, Джек Бенни, Джонни Карсон, Клиффорд Э. Чарльзуорт, Майкл Коллинз, Уолтер Кронкайт, Чарльз Дьюк, Линдон Джонсон
Документальный фильм рассказывает о миссии пилотируемого космического корабля «Аполлон-11», под руководством командира Нила Армстронга, который в 1969 году совершил посадку на Луне. В фильм включены редкие кадры, интервью очевидцев и участников.
И конечно жемчужина — оскороносный “Аполлон 13” — фильм, рассказывающей о реальной третьей лунной миссии, ставший примером находить выходы в критических ситуациях. Миссия, которая принесла в историю фразу “Хьюстон, у нас проблемы”
режиссёр: Рон Ховард, сценарий: Уильям Бройлес мл., Эл Райнерт, Джим Ловелл в ролях: Том Хэнкс Билл Пэкстон Кевин Бейкон Гэри Синиз Эд Харрис Кэтлин Куинлен Мэри Кейт Шеллхардт Эмили Энн Ллойд Мико Хьюз Макс Эллиотт Слэйд
Фильм о неудачной лунной миссии «Аполлон-13» — одном из самых драматических моментов освоения космоса. В 1970 «Аполлон-13» должен был стать третьим космическим кораблём, который доставил бы астронавтов на Луну. Однако уже на подлёте к цели на корабле произошла серьёзная авария,...
Конечно это не полный список книг и фильмов, где старушка Луна является главным действующим лицом. Книги, действие которых разворачивается на Луне можно легко найти, использовав классификатор ФантЛаба.
Луна — пока наш самый дальний фронтир, самая дальняя точка от Земли, где ступала нога человека. И несмотря на некоторый застой, мы абсолютно уверены, что уже скоро, в одно прекрасное мгновение человечество сделает следующий шаг.
С праздником, друзья!
PS. Спасибо Илье suhan_ilich за помощь в подготовке материала, и Максу raven.ua за прекрасную заглавную иллюстрацию.
сериал, 2019-2019, США, Великобритания драма, история
режиссёр: Йохан Ренк, сценарий: Крэйг Мэйзин в ролях: Джаред Харрис, Стеллан Скарсгард, Эмили Уотсон, Джесси Бакли, Пол Риттер, Адам Нагаитис, Сэм Тротон, Роберт Эммс, Кон О’Нилл, Эдриан Роулинз
26 апреля 1988 года химик Валерий Легасов, надёжно спрятав шесть аудиокассет со своими воспоминаниями, вешается у себя в квартире. 26 апреля 1986 года в 1:23:45 во время проведения испытания по безопасности на Чернобыльской АЭС происходит взрыв реактора и пожар. Поднятые по тревоге пожарные без спецзащиты...
Посмотрел. Впечатление — очень крутой сериал. Профессиональная режиссерская работа! Каждая из серий — как свой роман в саге. Круче режиссера тут только работа дизайнеров — она вообще доскональна! Ну и прекрасный сценарий конечно — по драматургии безупречен. События подаются очень явно и четко. Отторжения вызывают несколько моментов сценария, но в 50 раз больше моментов наоборот — приятно поражающих. И главное — просмотр дал желание изучить вопрос о реальной аварии более подробно.
===== ВНИМАНИЕ: Дальше идут спойлеры! =====
Основной вопрос у меня к минисериалу — насколько в нем много, в ущерб исторической правды, гиперболы и приувеличений, которые авторы позволили себе для создания яркости художественной истории и донесения основной идеи фильм, что вынесена в теглайн картины и озвучена в финальном монологе — "цена лжи".
После сериала пошел читать дополнительные материалы, наиболее интересные из них выделю. Во первых, приятно было узнать, что автор сериала (сценарист) Крэйг Мэйзин после выхода каждой серии (а они выходили раз в неделю) выпускал подкаст — авторский комментарий о серии — как снимали, на чем основывали сценарий в серии и пр. — https://www.youtube.com/watch?v=rUeHPCYtWYQ (анг, есть гуглперевод субтитров)
На русском и сжато можно вот эту рецензию посоветовать — краткий посерийный анализ показанного и реальности. И я согласен с автором рецензии в основном — что все расхождения, кроме финального, укладываются в рамки. Но что по основной драматические додумки — запредельная скрытность в ущерб безопастности и игнорирование необходимости немедленно доработки других реакторов для недопускания повтора катастрофы? Это заставило меня поискать каки-либо источники, которые бы подтверждали или опровергали этот момент сюжета. И тут меня ждало разочарование — тут сценарист, на мой взгляд, все же перешел черту отделяющее "художественное преувеличение" от "лжи". В реальности советский госаппарат очень ответственно отнесся к предупреждению о необходимости срочно доработать существующие реакторы и не скрывал выводы комиссии от МАГАТЭ и международной общественности.
Насколько я понимаю, стенограмма совещания в книге не вся — есть информация что и Легасов присутствовал на нем. Но если в этой стенограмме ничего не добавлялось или менялось, а только могло что-то быть не полностью — то скажу честно — этот лог меня впечатляет не меньше фильма! Горбачев как оратор крут — очень явный и четкий менеджер и принимающий решения основываясь на убеждениях о безусловной ценности человеческой жизни превыше всего.
дополнительно:
Стенограммы суда. За вычетом выходных суд длился 18 дней, заседали с 11:00 до 19:00. Журналистов пустили в зал только во время оглашения обвинительного заключения и в день приговора, в остальные дни их в Чернобыле не было. При этом на заседаниях могли присутствовать сотрудники станции — так, например, замначальника ядерно-физической лаборатории в отделе ядерной безопасности ЧАЭС Николай Карпан в свободное от работы время приезжал в суд и подробно стенографировал происходящее, а позже опубликовал свои записи в книге «Чернобыль. Месть мирного атома» (см. часть 5 в книге — это сами стенограммы)
Записи Легасова, надиктованные на магнитофон: Всетаки всю жизнь не думал, что мне придется в таком, по крайней мере возрасте, в котором я сейчас нахожусь, только что пережив свое пятидесятилетие, обратиться по существу к мемуарной какойто части, причем части трагической, во многом запутанной и непонятной... — есть и видеоверсия в озвучке
The Verge — мировой веб-сайт о влиянии современных технологий, компьютерной техники, гаджетах на стиль и образ жизни, очень сильно радует (хотя пока только на английском).
Решив, что нынешняя фантастика утонула во мраке безысходности, они задумали Better Worlds — серию анимационных роликов о светлом будущем. Каждый ролик является экранизацией некоторой истории о будущем, где надежда и вера является основным сюжетом.
Первый ролик "Теория полета" про опенсорсную ракету, снятый по истории Джастины Айрлэнд а формате пиксель-арта.
Дальше пойдут экранизации от Джон Скальци, Кэдуэлл Тёрнбулл и других современных НФ-авторов.
Казалось, что многие годы мы уверенно игнорировали рост количества мобильных устройств у посетителей сайта и закрывали глаза на то, что им приходится пальчиками увеличивать любимый ФантЛаб на экранах в 4-5.5 дюйма.
Но на самом деле это не так — и сегодня мы сообщаем, что наконец-то на сайте внедрена универсальная адаптивная верстка, которая позволяет корректно пользоваться сайтом не только с десктопа, но и со смартфонов.
Технология адаптивной верстки предполагает отсутствие горизонтальной полосы прокрутки и масштабируемых областей при просмотре на любом устройстве, включая смартфон. Небольшая ширина экранов мобильных устройств (~400px) диктует необходимость модернизировать интерфейс и способы вывода информации на страницах, сворачивая или выстраивая вертикально то, что на обычных экранах спокойно помещается в ширину.
Самое заметное изменение — это как выглядит сайт на телефоне: уменьшена шапка сайта и добавлено сворачивание левого блока в меню-иконку. А внутри страниц сайта всё выстраивается под размер мобильного экрана.
Тут дальше наверное можно что-то еще написать. Но по сути все просто — зайдите на сайт со своего мобильного девайса и посмотрите — сами всё увидите.
Удобного использования!
PS.
А еще у нас идет неторопливый процесс создания Андроид- и iOS-приложений и другие открытые проекты, развивающие Фантлаб.