В небольшом английском городке Пэгфорд случилась беда – умер Барри Фэйрбразер. Его знал почти каждый житель города. Барри был членом местного совета, тренером гребной команды школы Уинтердаун, которую привёл к сенсационной победе, и просто хорошим человеком. И вот его не стало и в совете образовалась случайная вакансия. И борьба за это место обнажает огромное количество проблем в благополучных, на первый взгляд, семьях.
Не стоит рассчитывать, что «Случайная вакансия» — это политический триллер в декорациях небольшого городка. Политика в этом романе отходит на третий план. Смерть Барри и выборы – лишь толчок, который становится катализатором событий, описанных в книге. Да и триллером книгу сложно назвать, ведь сюжет развивается очень медленно и лишь на последних страницах книги появляется накал, напряжение, да и то, быстро спадает. Эта книга о людях. О самых разных людях.
Обилие героев поначалу немного раздражает. Чтобы представить каждого, Ролинг через каждые несколько страниц перескакивает с одного на другого. Это сбивает с ритма, и начало книги читает долго, а местами даже нудно. К тому же есть некоторые проблемы с языком — короткие, сухие описания городка, странные фразы. Но чем дальше читаешь, тем лучше кажется текст. То ли автор действительно стала писать лучше, то ли привыкаешь к такому стилю, но начиная с середины книги, уже не отвлекаешься ни на что другое, кроме как на наблюдение за персонажами.
Отказавшись от политического триллера, Ролинг решила описать жизнь разных слоёв населения. Жители трущоб, средний класс, врачи, власть имущие, богачи – всем нашлось место в книге (пускай богачам и досталось совсем немного страниц). У каждых из них есть свои тайны, свои желания, свои конфликты. И, удивительное дело, как они иногда могут связаться в один большой комок. Особенно, если город маленький, и почти каждый знает друг друга, или, по крайней мере, имеет общих знакомых. Сначала недоумеваешь: что может быть между столькими персонажами, столькими линиями? Как связаны между собой обычный рабочий Саймон Прайс, который дома терроризирует свою семью, глава совета Пэгфорда Говард Моллисон, доктор Парминдер Джаванда, близкий друг Барри и его соратник в совете, и семья Уоллов, с их проблемным сыном Стюартом «Пупсом» Уоллом? Но постепенно, страница за страницей, Ролинг начинает связывать эти линии вместе, и в конце они уже идут рука об руку. Конфликт одной семьи вмешивается в
конфликт другой семьи и так далее по цепочки, пока весь этот ком не приводит к страшной развязке.
Можно вспомнить, что рекламируя книгу, все делали акцент на том, что это взрослая книга. И книга действительно взрослая, хотя, опять же, поначалу и не скажешь. На самом деле сложилось впечатление, что первую часть книги просто забыли доделать, отредактировать. Она немного нудная, содержит странные обороты, да и к тому же та самая взрослость проявляется там неуместными упоминаниями половых органов и анатомических подробностей. В данном случае это выглядит глупо. Но вот дальше, взрослость стала проявляться в поднимаемых темах, в проблемах людей и, прежде всего, подростков.
Например, проблема низших слоёв, которая показывается на примере семьи Уидонов. Наркомания, беспорядочные связи, маленький ребёнок, за которым почти не присматривают. А сцена, когда Кей Боден, новый социальный работник, в первый раз приходит в дом Уидонов, является, пожалуй, самой эмоциональной, реальной, и от того жуткой сценой. И если Терри, мать Кристал и Робби, уже давно сдалась, то Кристал ещё нет. Она старалась выйти из порочного круга наркотиков и бандитов, но потерпела неудачу. Кроме того автор поднимает проблему насилия в семье, бунта подростков, переходного возраста, кризиса брака и много чего ещё. Большинство поднятых проблем непринято афишировать, и оттого, когда Призрак Барри Фэйрбразера оставляет сообщения на форуме местного совета и рассказывает всем тайны некоторых жителей Пэгфорда, многие приходят в ужас. А что если и их тайны станут достоянием общественности?
Из всех персонажей, и это ожидаемо, лучше всего получились подростки. Всего за пару страниц Ролинг так описала каждого из них, что сразу понимаешь, что такие люди существуют на самом деле и, быть может, автор с ними общалась. И дальше по книги они, подростки, единственные, кто заметно развивались. Они совершали грязные поступки, влюблялись, ошибались, злились, плакали и, наконец, изменились, стали более взрослыми. Они были живыми. К сожалению, такого нельзя сказать о взрослых персонажах. Почти все они остались такими же, как в начале книги. В своих проблемах они винили других, не допуская даже мысли, что сами что-то сделали не так. Никто не хотел учиться на чужих ошибках, да и на своих тоже. Они были бОльшими эгоистами, чем подростки. Лишь в конце они, вроде, извлекли какие-то уроки, но почти наверняка через пару месяцев эти уроки были бы забыты и всё вернулось бы на круги своя.
И всё же, есть большие претензии к сюжету. Его почти и нет. Увлёкшись персонажами, Ролинг совершенно забыла про сюжет. Политика отошла на самый задний план, нет почти никакого развития, и лишь локальные конфликты в семьях потихоньку развиваются. Да и то, это развитие заметно лишь в последней четверти книги. А всё остальное время практически ничего не происходит. К тому же те самые конфликты в семьях, что были основной частью книги, не были доведены до конца. Где-то они просто обрываются, где-то всего лишь доведены до кульминации. И лишь только две линии можно назвать завершёнными. Для романа, где эти конфликты являются главной составляющей, это существенный недостаток.
Итого: если вы ждали триллера, то его тут почти нет. Как и чёткого сюжета. Зато есть отличные подростковые персонажи, куча внутрисемейных конфликтов, за которыми интересно следить, но которые не имеют развязки, и почти документальное описание нескольких месяцев жизни маленького английского города. Приятный роман, который способен завлечь на несколько вечеров.
P.S. По поводу перевода ничего не могу сказать – каких-то особенных огрехов, которые мешали бы читать, я не заметил (хотя я их и не искал). Единственное нарекание – SQL-иньекция. Аббревиатуру SQL в первый раз зачем-то перевели как «скуль». Очень режет слух, тем более что принято эту аббревиатуру не переводить. Но, впрочем, это не мешает. У кого не бывает ошибок?
Давно я не писал в свою колонку. Очень давно. Но перерыв закончился и вот перед вами куча мыслей о трилогии Бартимеуса. Заранее извиняюсь за многословие О сюжете, если что, в самом конце.
Садясь читать, я ожидал, как бы банально это не звучало, чего угодно, но только не 12-ти летнего главного героя. Часть меня хотела бросить читать, но я всё-таки решил узнать, что же будет дальше и не ошибся.
Как ни странно, «Амулет Самарканда» вышел самой взрослой книгой в трилогии. Здесь не видно некоторых логических провисаний в описании общества, нет категоричности, которая видна в остальных книгах. Зато есть главный герой, который имеет цель и большие неприятности, ураганный и затягивающий сюжет, есть описание альтернативной Британии. Видно, что Страуду интересно всё – и персонажи, и мир, и сюжет. И пускай все эти составляющие не максимально проработанные, зато есть целостность, которая, на мой взгляд, отсутствует во второй и третьей книге. Там автор сместил акценты на персонажей, Сопротивление (во второй книге), и демонов с заговорщиками (в третьей). При этом пожертвовал описанием магии, устройства общества и описанием мира за пределами Лондона. Зато то, на чём Страуд сосредоточился, вышло получилось очень интересным.
Обращает внимание на себя альтернативная Британия, в которой разворачивается большая часть действий трилогии. Была вылазка в Чехию, но её описание совсем не впечатляет, хотя и видно, что автор старается. В конце концов, это всего лишь одна из локаций, практически бесполезная для развития сюжета. В то время, как Лондон – это полноценный персонаж книги, пускай и не делающий что-то в данный момент. Зато ты его буквально чувствуешь, живёшь в нём. Иногда складывается ощущение, что ты там родился. Причём благодаря смещению акцентов на простолюдинов во второй и третьей книге, у меня было ощущение, что я один из них. При этом, если подумать, то целостной картины Лондона сложить не получается. С одной стороны, это нечто похожее на современный город, с его машинами, небоскрёбами и прочим. С другой – это Лондон 18-19 века, с огромным количеством дымящих труб, постоянно серым небом и рабочими, большим потоком идущих домой после изнурительной 14-ти часовой смены. А с третьей – город, полный магии и волшебства. Причём все эти три измерения существуют вместе, образуя удивительно привлекательный образ Лондона. Образ, который сложно однозначно описать. И это один из самых интересных элементов трилогии.
К сожалению, весь остальной мир описан очень плохо. Часто упоминается Чехия и Египет, но о них рассказывается совсем мало. Про остальные страны так вообще ничего нет. Как будто их не существует, и люди там не живут. Или это и не люди вовсе, что, впрочем, может вписываться в логику общества волшебников.
Кстати об обществе волшебников. Автор описывает тоталитарное общество, где правящей верхушкой являются волшебники. При этом это общество иногда напоминает то общество из «1984» Оруэлла, то фашистскую Германию, то тоталитаризм СССР. Хотя, с другой стороны, кажется, что это всё же нечто иное. Правда такая иллюзия быстро рушится и становится видно, что все волшебники хотят власти и ничего более. Вот здесь и становятся видны подростковые корни трилогии. Такая категоричность выглядит как юношеский максимализм. Ну не может быть, чтобы 99,9999% процентов волшебников стремились к власти. Люди разные и интересы и устремления у них разные, поэтому некоторая часть волшебников должна была стремиться к чему-нибудь другому. Конечно, в романе показаны далеко не все, но посыл всё-таки очевиден и показывает нам лишь жажду власти у волшебников.
Кроме того, простолюдины большую часть времени выступают безликой серой массой. Даже скорее «никакой» массой. Любая толпа, какой бы однообразной она не была, отличается от другой толпы. А здесь всё как-то уныло. Да, есть отдельные запоминающиеся личности, но если брать народ в целом, то они никакие. Возможно, Страуд хотел показать современное общество, пофигистичное донельзя, которому плевать на всё и вся, кроме себя любимого. Но в рамках выписанного им же самим мира, это выглядит не очень хорошо.
Вот, кстати, о личностях. Это одновременно самая сильная часть трилогии, но и самая неоднозначная. Проблема состоит в том, что характеры героев выписаны просто шикарно, некоторые, Китти, например, выглядят и вовсе живыми. Но почти все они не привлекают. Им сложно сопереживать, боятся за них и радоваться вместе с ними. Я бы выделил троих героев – Натаниэль, Бартимеус и Китти.
Натаниэль – 12-ти летний (в первой книге) мальчик, которого совсем недавно взял в ученики один из магов. Обращаются с ним не очень хорошо, ибо это традиция, да и вообще считается, что это воспитывает в людях правильные качества. Наставник твёрд, практически безразличен к своему ученику и считает его бездарем, которому выпала уникальная и незаслуженная возможность стать нормальным человеком. И понятно, почему в таком окружении и в таком возрасте Натаниэль стремиться к знаниям. Он бунтует, старается показать ,что отличается от других (а так оно и есть), что он способен на большее. Ему ставят в пример Глэдстоуна и он принимает его за своего кумира, за символ, и старается поступать в его духе. Это и приводит к изменениям во второй и третьей части.
В первой части Нат был мальчиком, с которым не очень хорошо обращались и который старался доказать собственную состоятельность. И поэтому ему можно было сопереживать, хотя мне его характер и не особо нравился (слишком самоуверенный и наглый). Но дальше всё изменилось. У него в руках оказалась власть, пускай и не большая. А власть, как известно, развращает. Отсюда и полный отказ автора от использования настоящего имени (теперь он Джон Мэндрейк) и изменения в личности. Джон стал более жесток, более категоричен. Короче говоря, стал таким же, как и другие волшебники в правительстве. И даже редкие попытки показать, что в нём осталось что-то от Натаниэля, выглядят смешно. Не осталось.
В третьей книге у мальчика случилась внутренняя борьба. Постепенно понимая, что власть отравляет его, Джон отстраняется от дел. Он постоянно меняет свои решения, то стараясь отстранится от власти, то снова прибрать её к своим рукам. При этом иногда кажется, что он глуп и слеп. Ему много раз указывали на его ошибки и властолюбие, но Джон всякий раз отказывался это замечать. Почти до самого финала. Даже в конце трилогии, когда автор вроде как возвращает нам прежнего Натаниэля, это уже не тот мальчик, что был в начале трилогии. Это подросток с большим грузом вины, который не знает, как всё исправить. И который, в конце концов, выбирает самый лёгкий путь.
Бартимеус. Джин с большим чувством собственного величия. С одной стороны злой насмешник, который старается как можно быстрее освободиться от работы на мага. С другой – не такая уж и простая личность. Не смотря на то, что Бартимеус постоянно старается подколоть Ната, или насолить ему, он не делает откровенно подлых вещей. Он не старается убить его, хотя много угрожал, не сильно подставить. Даже спасал несколько раз по доброй воле. При этом Бартимеус тоже по своему сломан. Это можно заметить ещё во второй книге, но только в третьей нам объясняют, почему это случилось. Сложно поверив один раз в людей и обжечься на этом, снова довериться им. И хотя он является главным источником юмора и забавных деталей о мире, всё равно он мне не особо нравится. Что-то в нём всё-таки не так
Китти. Пожалуй, самый сильный образ в книге. Несгибаемая, сильная девушка, которая идёт до конца в любой ситуации. Даже когда оказывается, что Сопротивление – пшик. Даже когда волшебники уже на самом хвосте. Даже когда безумный демон смотрит тебе в лицо и собирается убить. При этом у Китти есть свои идеалы, есть за что бороться. Она практически лишена предрассудков и не понимает, когда тот же Бартимеус находится в их власти. Даже последствия пребывания в Ином месте не сломили её, хотя ей и было очень сложно пересилить себя. На примере её сюжетной линии хорошо заметно, что революция – это очень непростая и жестокая вещь. Те, кто призывает выйти на улицу, прячутся в самых дальних углах, а те, кто всё же выходит на протесты, не знают что делать, ведь они не могут самоорганизоваться. И лишь отдельные личности знают, что надо делать, хотят этого и делают. Такие, как Китти.
Что касается сюжета, то он отошёл на второй план (если не дальше). И дело не в том, что он плохой. Нет, это крепкий сюжет, который держит в напряжении (особенно в «Амулете Самарканда»), но неожиданных поворотов почти нет и зацепиться особо не за что. Главное в книге – это детали. Мир, герои, атмосфера.
В целом трилогия мне понравилась. Не слишком подростковая, не слишком простая. Отлично выписанные персонажи, крепкий сюжет и куча мыслей, над которыми стоит задуматься не только подросткам, но и вообще всем.
Перед нами, в который уже раз, идеальный мир. Люди здесь счастливы, воин нет и мало кого волнуют мелочи, которые присущи нашей жизни. Но для каждого автора идеальный мир выглядит по-своему, и Хаксли не исключение. Методов достижения идеала много и автор выбрал один из самых очевидных – всеобщая стандартизация и следование идеям Фрейда.
Общество всегда разбито на классы, хотим мы это признавать или нет. Так почему бы не сделать это разбиение по ГОСТу? Создадим несколько групп, различающихся уровнем интеллекта, внешностью, уровнем индивидуальности и будущей свободой, установим количественные нормы в этих группах (больше рабочей силы, меньше очень умных людей) и поставим в соответствие каждой группе букву греческого алфавита. Разумно, не правда ли? Вот и автор так подумал. Сказано – сделано. Общество построило Эмбрионарий, где и происходит разделение ещё не родившихся граждан по группам. Делается это с помощью выработки рефлексов, добавления определённых материалов в бутыли с эмбрионами и прочими процедурами, которые нам могут показаться странными и антинаучными, но 80 лет назад вполне могли сойти за науку.
Здесь же формируется одна из главных отличительных особенностей любого человека – индивидуальность. Низшие группы являются близнецами, количество которых увеличивают по специальной технологии. В итоге мы имеем несколько десятков одинаковых на лицо людей, которые занимаются нудной, однообразной работой и практически не имеют своего мнения. Они всё делают практически одинаково. Когда Дикарь видит их впервые, его мутит, тошнит и это можно понять. Сотни, тысячи одинаковых лиц проходит мимо тебя с одним и тем же выражением.
Кстати о Дикаре. Он – сын двух людей из этого идеального общества. Но он никогда не был в Эмбрионарии. Его воспитывали индейцы из резервации. У него совершенно другие идеалы, другие представления о жизни. И когда его вырывают из привычного окружения и помещают в стерильный, до тошноты однообразный мир, он сначала проявляет любопытство, но потом, видя суть этого общества, ужасается. Это простой, но мощный шаг автора – противопоставить идеальный мир миру Дикаря. По сути, нашему с вами миру. И тогда ты начинаешь понимать, что мир Форда на самом деле далеко не идеален.
Во-первых, тут не любят людей с отклонениями. Бернард, который и привёз Дикаря, по сути своей изгой и только привезя игрушку, нечто новое для этого общества, он стал популярен, с ним стали нормально разговаривать и перестали подшучивать. Наверное, поэтому Дикарь с ним и сблизился – ведь его самого индейцы не принимали, так как он дитя другого мира. Бернард же, номинально, принадлежал верхушке общества, но из-за ошибки на ленте Эмбрионария («поговаривают, что ему в бутыль плеснули слишком много спирта») он выглядит как гаммовик – мал ростом и некрасив. Тут же проявляется и второй недостаток: жажда внимания и власти. Власть здесь, конечно, не такая, как в нашем мире, но это не отменяет факта схожести идеального мира с нашего. Как мы стремимся к власти и популярности, так и Бернард и другие хотят тоже самого. Даже цели те же. Отличие только в уровне власти.
Но главное, конечно, это само общество – общество потребления. Главноуправители забрали у людей литературу, одиночество, любовь (в эмоциональном понимании), религию. А взамен дали запаховый синтезатор, кино с совершенно новым уровнем ощущений (в прямом смысле), и сому – наркотик, который погружает людей в красочный и невероятный мир. Они отобрали всё духовное и дали лишь наслаждения физическое. А чтобы получить его, надо работать. И не каких альтернатив. Высшую точку этого общества мы видим в финале, когда тысячи людей слетаются, чтобы посмотреть, как Дикарь занимается самобичеванием. Они кричат, скандируют, требуют повторения, и Дикарь даёт им это. Толпа погружается в экстаз, она блаженствует. Ровно до того момента, когда кнут не начинает бить человека из их общества. Очень сильная сцена, особенно учитывая, что у нас происходит то же самое, только куда в больших масштабах.
В качестве предостережения, что нужно остановиться и оглядеться, выступает Дикарь. Он вырос с верой в Христа, языческих богов и Шекспира. Именно пьесы великого английского драматурга учат жизни мальчика, когда он впервые прочитывает сборник, который дала ему мать. Именно к его пьесам обращается уже повзрослевший Дикарь, когда попадает в мир Форда и видит его изъяны и проблемы. Именно Шекспира читает он Гельмгольцу, когда думает, что нашёл родственную душу. Но Гельмгольц лишь смеётся над эмоциями у героев пьесы, и Дикарь уходит в себя. Он не выдерживает порочности мира, порочности своей любви к Линайне. И выход для него очевиден.
Но некоторые изъяны у романа есть. Прежде всего, это язык: читать произведение очень сложно. Одна-две главы и всё, ты уже насытился и дальше читать совсем не тянет. Да и само повествование несколько тормозит прочтение. Кроме того, устройство этого мира слишком туманно. На протяжении всего повествования нам рассказывают про одни и те же особенности мира, но почти не объясняют причин появления такого устройства. Так есть и так было, и никаких объяснений не надо, ведь они очевидны. Но очевидны они только для жителей того мира, а не для читателей. Конечно, концовка всё расставит по местам, но она портит ритм. То есть вначале ничего не было, а в конце целая волна размышлений, философии и умозаключений. Ну и главный недостаток, на мой взгляд, это момент искоренения инакомыслия. С этой проблемой тут борются неправильным способом – всего лишь высылают, изолируют. То есть не исправляют причину. А значит, рано или поздно, это может вылиться в революцию. А может и не вылиться. Но шанс всё равно остаётся.
Когда-то давным-давно Кэнтаро Миура был не так ленив, как сейчас. А может и так же, но денег и авторитета было меньше, а значит надо было больше работать. В результате это вылилось в два однотомника, где Миура был художником. Это «Япония» и «Король волков». Они очень похожи, так как у них не только один и тот же художник, но и один сценарист. Можно даже сказать, что они сделаны по одному шаблону. Но при этом в них есть отличия, причём существенные. Подробности – далее.
Король Волков
Сценарий: Ёсиюки Окамура
Художник: Кэнтаро Миура
Количество томов: 1
Жанр: сэйнэн, мистика, история
Издательство: Hakusensha
Возрастное ограничение: 16+ (присуствиуют сцены эротического характера)
Чемпион Японии по кэндо, обладатель пятого дана и просто хороший студент Иба пропадает в одном из районов Шёлкового пути. Его подруга Кёко решает отыскать его. Она прибывает на место, где Ибу видели в последний раз и попадает во временной вихрь, который выбрасывает её в Китай 13-го века. Там девушка попадает к одному монгольскому генералу и, наконец, встречает Ибу, который сражается на гладиаторской арене. Ну а дальше начинается восхождение накаченного парня к вершинам монгольской армии. Вот только заканчивается это восхождение несколько неожиданно.
Первое, что бросается в глаза, это, конечно, рисунок. Он не настолько хорош, как в поздних томах Берсерка, но стиль узнаваем, и такая красота радует глаз. Особенно хороши первые кадры, когда всё тонируется и выглядит это просто потрясающе. Кроме того Миура уделяет большое внимание деталям и архитектуре: город, в котором оказывается Кёко очень хорошо прорисован. Правда в динамичных сценах всё так же сложно что-либо разобрать, а количество гигантов на сто страниц томика превышает все разумные пределы. Да и Кёко похожа как на Каску, так и на главный женский персонаж в «Японии».
Но что нам рисунок, есть же ещё и сюжет. И вот тут-то начинаются проблемы. Скорее всего Миура почти не принимал участия в написании сюжета, поэтому ждать чего-то захватывающего и интригующего не стоит. Перед нами стандартный боевик с некоторым количеством патриотических уловок (например, автор считает, что Чингисхан это японец). Ни тебе интересных персонажей, ни глубокого сюжета, ни прописанной предыстории. Есть лишь скоростной поезд из пункта А в пункт Б, по которому ведёт нас автор. Вот Иба раб-гладиатор. Вот, страниц через 20, он, в стиле Гатса, вырезал целое племя и стал генералом при Чингисхане. А вот, ещё через страниц 30, они уже захватили огромное количество земель и собираются продвигаться дальше. А ещё через некоторое время происходит… Нет, дальше уже нельзя – спойлер.
Читать вроде интересно, но когда манга заканчивается, уже сложно вспомнить, что было в начале. Разве что остаётся некий осадок, из-за временной петли, что преподносит нам автор. Ничего не могу с собой поделать – после прочтение «Патруля времени» Андерсона, я плохо воспринимаю нелогичные и непродуманные заигрывания с путешествием во времени. Тем более, когда развязка известна заранее. Возможно всё дело в отсутствии чёткой идеи. Есть завязка, есть несколько персонажей, но всё это сводится к обычному, пускай и эффектному, мордобою. Ни тебе морали (может я её и проморгал, но, значит, она была совсем уж плоской), ни тебе идей автора, который хочет что-то до тебя донести. Просто пустышка.
Резюме: средненький боевичок примечательный разве что рисунком известного автора.
Япония
Сценарий: Ёсиюки Окамура
Художник: Кэнтаро Миура
Количество томов: 1
Жанр: постапокалиптика, сэйнэн
Издательство: Hakusensha
Возрастное ограничение: 16+ (присуствиуют сцены эротического характера)
Кацудзи Ясима с братом Акирой приехали в Барселону вслед за японской журналисткой Юкой Кацураги. Дело в том, что Ясима влюбился в неё и теперь таскается за ней по всему свету, благо положение (он якудза) позволяет. По долгу работы Юка решила взять интервью у группы японской молодёжи, которая приехали на Олимпиаду (действие происходит в 1992-м году). Во время этого интервью они проваливаются во времени, но на этот раз в будущее, где Японии больше не существуют, а сами японцы стали беженцами, над которыми издеваются неоевропейцы. Естественно, люди из прошлого с этим не согласны. И они начинают борьбу.
В будущем, после апокалипсиса, Япония стала непригодна для жизни. Миллионы людей покидали ее, стараясь найти себе хорошее место. Но их плохая репутация заставила другие народы притеснять их. И в итоге японцы стали использовать как рабов. К тому же они сами смирились со своей судьбой и не пытались сопротивляться. Собственно наши герои, попадая в подобный лагерь японцев, решили поднять их на борьбу. И, в лучших традициях героического эпоса, им это удалось. Дальнейший сюжет предугадать не сложно: все они идут через пустыню, встречают бандитов, которых тут же переманивают на свою сторону, и идут дальше, лелея надежду создать новую Японию.
Собственно дуэт тот же, фантастический сюжетный ход тот же, а результат получился немного другим, нежели в «Короле волков». Появилась некоторая смысловая нагрузка, тема произведения, которая тянется через весь том: автор решили поднять проблему положении Японии в мире. Пускай получилось немного топорно, прямолинейно, и даже немного националистически, но это всяко лучше, чем бессмысленный боевик.
Япония маленькая страна, и поэтому она имеет далеко не все ресурсы для удовлетворения собственных нужд. Зато у неё есть деньги. Всё, что необходимо, Япония либо покупает, либо достаёт тем или иным образом. Если верить манге, то делает это агрессивно и самоуверенно (как оно было в реальности, я не знаю). Авторы боятся, что такое поведение приведёт к все общей неприязни к Японии и стараются показать, к чему это всё может привести. Кроме того, молодёжь, у которой Юка берёт интервью, ведёт себя безразлично по отношению к собственной стране, а юношам явно не хватает мужественности. Собственно, если посмотреть на японскую массовую культуру, то можно заметить, что за 20 лет всё стало только хуже. Авторы по ходу действия всё-таки делают из мальчиков мужчин, но делают это слишком предсказуемо, быстро и неинтересно.
Если посмотреть на других персонажей, то тут наблюдается стандартный набор из огромного накаченного парня якудзы, который по ходу сюжета становится лидером народа и воплощение добра, хрупкой, коротко стриженой девушки, строго одетого диктатора и также огромного главаря бандитов, по сути клона главного героя, который перешёл на сторону добра. Единственный сюрприз, да и тот, скорее, со знаком минус, это некий Азума. Сюрприз в том, что внешне он – вылитый Иисус. Чего не скажешь о его поведении – слабый духом человек, который жертвует собой ради насильственного пути возрождения Японии.
Кстати автор упорно проталкивает мысль о том, что каждая страна должна быть до зубов вооружена и только тогда будет в мире настоящий мир. Мнение старое и весьма спорное.
С рисунком дело тут обстоит так же, как и в «Короле волков»: Миура рисует много мускулистых персонажей, отличные задние планы (собор в Барселоне выглядит прекрасно), а также добавляет обязательного карлика (или карлицу?). Вообщем, всё хорошо и на уровне, если, конечно, вам нравится стиль Миуры.
В итоге мы имеем два произведения совершенно необязательные к ознакомлению. Во всех аспектах, кроме рисунка, они слабы. Прочитать можно только если вы фанат Миуры и у вас есть пара часов для этого. Остальные могут смело проходить мимо или перечитать Берсерка.
И в качестве послесловия хотел поздравить всех причастных к рубрике о комиксах с 100-м подписчиком . Много это или мало решать каждому. Главное, что читающих становится больше.
С некоторых пор польская фантастика желанный гость на моих полках. Так получается, что мне попадаются исключительно хорошие книги. И в этот раз, начитавшись хороших отзывов лаборантов, я взялся за «Слугу Божьего» Яцека Пекары. Что я из этого вынес, читайте далее.
Итак, Мордимер Маддердин – лицензированный (не сразу, но всё же) инквизитор. Он искореняет ересь и через страдания помогает заблудшим душам обрести прощение на небесах. Собственно этим и можно закончить описание сюжета, ведь на протяжении всех новелл инквизитор лишь занимается своей работой. Меняются лишь предлоги и вознаграждение.
Мордимер главный герой романа и его личность одна из главных отличительных черт книги. Как и полагается, он добросовестно выполняет свою работу: спасает простой люд от напастей (хотя народ далеко не всегда этому рад) и уменьшает количество ереси в мире. Но читатель вряд ли полюбит инквизитора. Мордимер любит деньги и женщин. Вместе с ним путешествуют три человека, которых никак нельзя назвать праведными. Наоборот – они хладнокровные и беспощадные убийцы и Маддердина это устраивает. Часто мотивы, по которым Мордимер берётся за ту или иную работу туманны и мелочны. Вообщем персонаж отталкивающий, как ни посмотри. Другое дело, что в реалиях этого мира, подобное поведение считается нормальным. Можно даже сказать, что Маддердин – это один из самых положительных персонажей в книге.
А дело всё в его окружении. Пекара сделал окружающий мир максимально мрачным и населил его столь же мрачными людьми. Во всей книги не встретишь ни одного положительного персонажа. В лучшем случае серого (вроде Мордимера), да и то, они быстро умирают. Ибо таковы реалии этого мира. На первый взгляд кажется, что такая мрачность и жёсткость ничем не оправдана, но постепенно понимаешь причины, по которым мир стал таким. Правда, на мой вкус всё равно слишком много насилия, секса и жестокости. Даже в рамках тёмного фэнтези надо быть умеренным, и автор в этом аспекте немного переборщил.
Однако вернёмся к персонажам. Стоит признать, что, несмотря на их отталкивающие поступки среди них можно найти интересные личности. А точнее интересно то, как их представляет автор. Яркий тому пример – ангел-хранитель Мордимера. Нам про него неизвестно ничего, кроме того что он существует. Появился пару раз, сказал несколько фраз и исчез. Но, удивительно дело, даже этих фраз хватило, чтобы составить достаточно объёмный образ. Фантазия услужливо дорисовала некоторые детали, и в итоге получился неплохой персонаж. И так со многими. Например, с Курносом, близнецами, купцом из новеллы «Овцы и волки».
Надо отдать должное автору: он не стал заигрывать с религией и верующими ради эпатажа. Пекара ставит некоторые важные вопросы ребром и старается найти ответ на них. Делает он это жёстко и вызывающе, но таким образом автор втягивает в дискуссию больше людей, а значит, и прийти к правильному выводу можно быстрее. Если вообще можно. Не похоже, чтобы автор заставлял Иисуса убивать своих обидчиков из-за собственного неверия инквизитора на него не хватает. Этим событием можно, отчасти, объяснить жестокость мира «Слуги Божьего»: если Иисус убивает, то почему это не может делать обычный человек? Да и ангел-хранитель Мордимера в конце книги говорит о вещах, которые проливают свет на окружающую мрачность.
Единственная моя претензия, за исключением излишней жестокости и натурализма, это разбиение книги на новеллы. Во-первых, они не связаны сюжетно. Для меня это минус, так как хотелось бы больше интриги. Кроме того, такое разбиение чревато тем, что книга получается не равномерной по уровню. Например, «Сеятели ужаса» получились слабыми. Нагнетается атмосфера и интрига, однако развязка получается банальной и предсказуемой. А вот «Волки и Овцы» получились наоборот, лучше остальных. Как по сюжету, так и по персонажам.
В итоге получается крепкое тёмное фэнтези с нестандартными персонажами и миром, хорошим смысловым наполнением и немного нестройным сюжетом. Говорят, дальше будет ещё интереснее. Что ж, буду ждать