В моей ленте подписок большая часть людей подводит итоги уходящего года. А вот мне подводить нечего — я в этом году оказался ленивый, поэтому почти ничего не написал в свою колонку, и вообще куда-либо ещё (пара отзывов об играх на другом форуме не в счёт — вы всё равно их не видели). Поэтому я всего лишь поздравлю немногочисленных читателей моей колонки с Новым годом. Пусть 2014 будет хорошим, плодотворным годом. Пускай вам сопутствует удача и успехи, и вообще чтобы всё было прекрасно Ну и больше качественной фантастики во всех её проявлениях. Да и не фантастики тоже.
Здесь нет сюжета и есть ровно один персонаж. Это не притча, не воспоминания, не рассказы о Риме или Италии. Это просто рассказ о том, что нравится автору. А нравится ему абсолютно всё.
Казалось бы, как может нравится всё в жизни? Тот же самый вопрос задал я себе перед чтением книги. И, говоря честно, после прочтения ответа так и не нашлось. Потому что автор не ставил перед собой задачу рассказать, как любить жизнь во всех её проявлениях. Он просто рассказывает, почему он любит те или иные вещи, события. Рассказывает просто, легко и безумно интересно.
Автор действительно любит жизнь. Каждую мелочь, любое, даже заведомо плохое событие. Пробки, августовская жара, сборища людей, одиночество, женщина из дома напротив, содержимое её сумочки, бутылка вина, которая переходит из рук в руки уже который месяц — всё это для него одинаково интересно, обо всём он может написать так, что это будет интересно читателю. Там где любой человек видит лишь то, что есть на первом плане, Франческо видит намного больше. Обычный человек видит одиночество и скуку в жарком августе, а автор видит мимолётные, но приятные встречи с женщинами, долгие прогулки по пустым паркам, уникальный вид из окна, свободные места на стоянки и много чего ещё. И так со всеми событиями или людьми, или местами. Поразительное жизнелюбие.
Иногда кажется, что описанное происходило вовсе не с автором, а с кем то другим, или что он это просто выдумал. Но даже если и так, то подобные вещи совершенно точно происходили в реальной жизни, причём именно в Италии. Создаётся впечатление, что там совершенно особенная атмосфера, особенное место и что только там можно так любить жизнь. Хотя, по сути, об Италии тут почти ничего не говорится: есть море, узкие улочки и то, что туннели там строят точно так же, как в России — к приезду чиновников или крупным соревнованиям. Но люди, каким-либо образом упомянутые в книге, делают больше, чем могли бы слова. Даже если эти люди лишь статисты, на примере которых автор показывает любовь к той или иной ситуации.
Итого: удивительная, лёгкая и невероятно позитивная книга. Даже если вы не понимаете такого оптимизма и отношения к тем или иным вещам, прочитать всё же стоит. Хотя бы для того, что научиться видеть немного больше деталей вокруг. И быть может вы научитесь получать чуточку больше удовольствия от жизни. Особенно сейчас, когда уходит тёплое и приятное лето, а ему на смену приходит грустная и зябкая осень.
Бывают книги о которых я просто не могу писать по тем или иным причин, и это совершенно не обязательно означает, что они плохие. Есть книги, о которых я могу написать много, но в какой то момент я понимаю, что все мысли, все впечатления — они слишком субъективны. И на самом деле всё не так плохо, или не так хорошо, как описываю я. И «Игра Престолов» как раз из второй категории. Я понимаю, что некоторые вещи могут быть особенностями жанра и не нравиться мне только потому, что это «не моё». Я понимаю, что где-то влияют личные предпочтения или характер. Поэтому всё, что я пишу дальше, лишь моё мнение и оно никому не навязывается. Кроме того, в тексте будут спойлеры, так что будьте осторожны.
Собственно прочитать книгу я решил из-за огромной популярности. Стало просто интересно, почему всем так нравится книга, и отчего все так хвалят сериал — его я тоже посмотрел, но всего 4 серии и об этом в самом конце. Оказалось, что особых причин то нет, и оценки, на мой взгляд, сильно завышены.
Первая, и самая главная моя претензия, это затянутость. Или вода, или скука — как хотите. Книга не маленькая, и событий происходит в ней вроде бы много, а всё равно скучно. Если брать любой отрывок в отдельности, то не заметно, что автор искусственно растягивает текст. Однако же после прочтения некоторых глав понимаешь, что ничего не произошло, персонажи никак не раскрылись и не изменились, а о мире книги ты узнал совсем чуть-чуть. В результате в какой-то момент элементарно происходит насыщение и дальше читать становится невыносимо тяжело. Мне, например, помог лишь перерыв в месяц и то, что ехать на электричке надо было несколько часов.
Вторая большая претензия это персонажи. Их много и это не есть хорошо, потому что большая часть совершенно шаблонны. Да и к тому же они сменяют друг друга слишком часто и это раздражает. За целый год никто их персонажей практически не изменился, кроме, по сути, двух — Джона Сноу и Дейенерис. Понятно, что большинство персонажей взрослые люди, и мало что может заставить их измениться, но чтобы несмотря ни на что делать всё тоже самое, что они привыкли, чтобы быть абсолютно твердолобыми — это перебор. Я вполне могу преувеличивать, но у меня создалось именно такое впечатление. Я не ожидал, что с таким количеством персонажей интересных будет всего два или три.
Остальные претензии скорее по деталям и ещё более субъективны. Так, например, мне совершенно не понравились местные интриги, которые, по сути, и есть основная часть книги (да и цикла тоже, судя по всему). Они относительно просты, нет никаких неожиданных ходов, почти всё предсказуемо, разве что такая смерть короля. Это же слишком очевидная смерть, и странно, что так всё обернулось. Ещё мне не понравилось, как проработана линия со стеной. Местное братство хоть и описано неплохо, но как именно оно живёт показано не очень хорошо. Да и сама завязка «Зима близко» совершенно не раскрыта, хотя для меня является самой интересной частью книги, как и всё о Ночном Дозоре.
Читая о том, что Мартин без жалости убивает даже главных героев книги (хотя их тут целая толпа), я рассчитывал, что он начнёт это делать сразу же. Как бы не так. Смерть Неда была вполне предсказуемой и не вызывала шока, а Тирион так вообще должен был умереть раза два. Да и Бран не должен был выживать.
В остатке: затянутое, местами скучное, эпическое фэнтези, с не самыми интересными персонажами, слабенькими интригами и интересной, но почти не упоминаемой линией Стены. Читать я продолжу, хотя бы из-за той самой Стены и того, что все меня уверяют, что дальше будет намного интереснее. Но планка ожиданий резко упала и если вторая книга будет такой же скучной, то я вряд ли добью цикл.
С сериалом у меня тоже не сложилось. Я рассчитывал, что в 10 серий уместят всё самое интересное из книги и мне не будет скучно, но ничего подобного. А жаль, ведь актёры играют очень хорошо (пускай и некоторых персонажей я представлял совершенно иначе), декорации и пейзажи завораживают да и сама атмосфера происходящего хороша.
Год назад убили девушку Ига Перриша, Меррин, и все считают, что именно Иг это сделал. С того времени его жизнь пошла под откос. За несколько дней до годовщины смерти Меррин, Иг оказывается на месте преступления и напивается до беспамятства, а на следующее утро просыпается с рогами. Самыми настоящими дьявольскими рогами, которые заставляют людей говорит то, что они думают на самом деле. И тогда жизнь Ига становится настоящим адом.
Чаще всего человек не говорит всей правды, не рассказывает, что действительно у него на уме. Мало того, почти все люди не хотят слышать всей правды. Правда страшна, она слишком сильна. До того, как у Ига появились рога, он и не подозревал об этом. Джо Хилл безошибочно давит на слабые места любого человека — все мы боимся узнать, что на самом деле думают о нас близкие люди, и какие они на самом деле. Мы боимся узнать, что наша девушка или друг детства на самом деле совершенно другие люди. Мы боимся, что любовь родителей на самом деле лишь притворство. Но мало давить на слабые места, надо делать это умело. И у автора это отлично получается.
По сути дела весь роман разворачивается вокруг четырёх персонажей: Ига, Меррин, их лучшего друга Ли Турно и, в меньшей степени, Терри, брата Ига. Автор рассказывает о них всё, до мельчайших подробностей. Как они встретились, как жили вместе больше десяти лет, как росли вместе и менялись. Ты как будто был там, вместе с ними, прожил жизнь каждого из них. И от этого тебе становится так же больно, как и Игу, когда узнаёшь, как изменились эти люди за годы. Все, кроме Ига. Он жил в своём мире, где всё было хорошо, а перспективы были ещё радужнее. Но всего за несколько часов этот мир был разрушен, а сам Иг опустился на дно, откуда был только один выход — отправиться в ад. И он туда отправился.
Иг очень быстро привык к рогам. Это выглядит несколько странно, но довольно быстро забывается, так как наблюдать за тем, как он привыкает к рогам, безумно интересно. Каждый человек, который попадается у него на пути, каждая история, которую Иг узнает, все они меняют отношение к рогам, как у читателя, так и у главного героя. И если сначала они казались проклятием, то в конце всё уже не так очевидно. Трансформация главного героя имеет ярко выраженный религиозный подтекст. Автор не стремится кого-то обидеть или задеть. Он просто хочет разобраться, что же есть дьявол и почему он такой, как его представляют большинство. Может быть дьявол другой? Может быть его мотивы совершенно другие и если да, то какие? Такие вопросы задаёт себе Иг. И постепенно находит ответы.
Но дьявол не может не противостоять церкви. В роли церкви выступает лучший друг Ига, Ли Турно. Ли помощник местного конгрессмена, и он отвечает за религиозную часть предвыборной компании. Но если ты веришь в бога и всячески стараешься это показать, это не значит, что ты живёшь по заветам библии. Не всякий верующий праведный, и даже далеко не всегда добр и вежлив. И, в конце концов, дьявол и церковь встретятся друг с другом и это будет не самая приятная встреча. Однако не стоит думать, что автор банально поменял местами добро и зло. Тут вообще нет добра и зла как такого, всё намного сложнее. У каждого есть хорошие и злые поступки, но каждый из них имел какую-то причину. Не бывает простых и однозначных путей, так же как не бывает чистого добра или чистого зла.
И всё же рассказывать про четырёх человек в течении почти пятисот страниц это слишком долго. Самое странное, что нельзя сказать, что текст искусственно растянут, или что он плох. Нет, всё на своих местах, всё интересно и хорошо написано, но всё в какой то момент понимаешь, что устал читать, и что книга должна была завершиться раньше. Не могу сказать, почему так, и может быть ощущение, которое было только у меня. Так что не могу назвать это объективным недостатком. Так же, как не могу прицепиться к отсутствию детективной линии, хотя я ожидал, что она будет. Эта книга просто совершенно о другом и расследования были бы тут неуместны.
Итого: прекрасная книга, которую и фантастикой то назвать язык не повернётся. Рога здесь всего лишь инструмент, с помощью которого автор показывает всю картину произошедшей драмы, длинной в несколько лет. А под определённое настроение, близкое к меланхоличному, книга покажется просто гениальной. Моя оценка: 9.75 из 10.
P.S. Честно сказать, я не могу определить, ошибся ли переводчик в том или ином месте, или это авторская задумка. Но иногда мне всё-таки казалось, что переводчик пишет не то, что хотел сказать автор, хотя доказать я это не могу. И всё же местами видно, что редактор, или переводчик, недоработали — некоторые фразы выглядит просто дико. Однако на впечатления от книги это не влияет.
Сразу предупреждаю: это всего лишь второй полноценный комикс, который я прочитал. Поэтому я могу чего-то не заметить, могу не знать каких-то условностей жанра и вообще писать нечто дикое по мнению любителя комиксов. Короче говоря это мнение человека со стороны, который просто мимо проходил и решил познакомиться с комиксами.
Сценарий: Джозеф Майкл Стражински
Художник: Шейн Дэвис
Издательство: DC Comics
Издаельства в России: Азбука, Comix-Art
Возрастное ограничение: 12+
Кларк Кент закончил колледж в Смолвиле и приехал в Метрополис чтобы найти своё место в жизни. Кларк умеет всё: он невероятно силён и потому успешен в спорте. Он умён и исследовательские компании готовы платить ему огромные деньги за то, чтобы он работал у них. А кроме того Кларк имеет опыт работы в журналистике и туда ему путь тоже открыт. Казалось бы выбирай что угодно и живи себе счастливо. Вот только проблема в том, что Кларк не человек. Он пришелец с далёкой планеты, последний представитель своего вида и именно это мешает ему выбрать своё предназначение.
С самого начала становится понятно, что автор собирается делать упор на внутренний мир будущего Супермена. Собственно эта серии и задумывалась с целью показать становление знаменитых героев. Но, к сожалению, нельзя сказать, что Стражински прекрасно справился со своей задачей (да и «хорошо» можно сказать с натяжкой). По началу ничего странного нет: да, Кларка показывают нам как обычного человека, который пытается найти своё место в жизни. И то, что он чувствует себя одиноким и отличным от других тоже понятно — это, в конце концов правда, а если люди чувствуют инаковость человека, то стараются изолировать его, держаться от него подальше. Проблема в том, что 80 процентов книги состоит из такой рефлексии. Местами доходит до того, что Кларк откровенно напоминает тряпку. И это ему не так, и то. Он повторяет одни и те же слова, думает об одном и том же в течении всей истории. И тем более странно становится его неожиданная трансформация в Супермена. Она слишком резкая и оттого совершенно неправдоподобна. Всего пять минут назад Кларк горевал о потерянной семье, но как только на Землю напали инопланетяне у него появилась решимость и силы для сопротивления.
Но если отвлечься от, собственно, становления героя, то можно отметить периодические флешбеки, в которых рассказывают, как Кларк оказался на Земле, как его растили. Это, пожалуй, лучшая часть комикса. В них проще всего поверить, они более проработаны и там нет передёргивании. Всего пара страниц и становится понятно, как родители повлияли на Кларка. Почему нельзя было сделать так же и в других аспектах сюжета, мне не понятно.
Главные антагонисты в книге выглядят как часть, которую надо добавить в любом случае и потому сделаны спустя рукава. Они не запоминаются, их мотивация проста, а кто стоит за этим всем совершенно непонятно (хотя, я надеюсь, это расскажут дальше). Кроме того, Супермен их очень легко и просто победил. Если выкинуть все флешбеки, то останется буквально 10-15 страниц действия. А учитывая, что всю остальную книгу занимает не самая интересная рефлексия, то становится грустно.
Однако при этом не могу сказать, что комикс откровенно плох. Здесь есть несколько интересных персонажей, таких как фотограф или редактор газеты. Метрополис выглядит интересно, хотя его тут почти не показывают. Да и сам Кларк в конце книге становится более менее интересен, когда, наконец, принимает решение о своём будущем. Всё это, вместе с отсылками в прошлое, не заставляют сожалеть меня о покупке. Однако хотелось бы, чтобы в следующих книгах было меньше пафоса и были лучше сбалансированы составляющие сюжета.
Если говорить о графической составляющей, то я бы назвал её средней. Ничего выдающего в рисунке нет, примерно такой же в перезапуске Лиги Справедливости и Suicade Squad. Мало того, Лоис Лейн здесь точная копия Дженнифер Карпентер, которая играет Дебру Морган в сериале Dexter (оценить можно на последней картинке). Кстати картинки тут с американского издания. К сожалению с русского издания найти не смог. Возможно, плохо искал. И, кстати, жаль, что на сайте издательства нет ознакомительных страниц комикса.
Если говорить о российском издании комикса, то оно вышло более чем достойным. Не Сэндмен, конечно, но тоже качественно. Твёрдая переплёт без суперобложки, мелованная бумага, дополнительные материалы, в виде интервью, которое взял Кларк Кент у Супермена, рассказа о истории Супермена и несколько набросков от художника, а также комментарии к некоторым деталям сюжета. Лично мне придраться не к чему, всё сделано отлично.
Итого: местами пафосная, часто переполненная рефлексией главного героя, но всё же интересная история о том, как Кларк Кент стал Суперменом. Ничего выдающегося, но и плохим комикс назвать нельзя.