демократии в литературе, или вернее — в книжном бизнесе, нет. читатель и его кровные не выдвигают книгу в ряды бестселлеров. его кровные служат только источником доходов издателей. это иллюзия, что покупатели могут сделать книгу бестселлером.
бестселлером книгу делает группка людей, менеджеров и гендиректоров, в некоторых случаях агентов, которые назначают книгу бестселлером заранее, в темных уголках, комнатках для закрытых аукционов. на основе каких-то критериев, только им понятных, эта группка людей указывает пальцем на книгу — это бестселлер. далее права продаются за семизначные суммы, и начинается производство. книга, еще не изданная, уже становится лидером продаж. она будет лидером продаж потому, что на ее раскрутку будет потрачена энная сумма, очень значительная, тираж у нее будет минимум 200 тысяч, а еще advanced copies тысяч 20 (у нас такие не водятся, обойдутся и без них). книга получит все условия, чтобы быть всученной покупателю. эта книга будет заранее поставлена в неравные условия с другими.
как такой книге могут противостоять другие? никак. даже если некую книгу тиражом в 300 экземпляров раскупят полностью, что условно делает ее бестселлером против самой себя, такая книга не переплюнет книгу тиражом даже 5000 экз. и пусть читатель запокупается, пусть потратится на книги без раскрутки и тиража, за него уже все решили в темной комнатке где-то в лондоне, франкфурте или москве.