Вторая часть желчных мыслей. Знамо дело, про автора.
Кризис – это не всегда и не обязательно плохо. Как утверждает обожаемый мною Масааки Имаи (черт, мы же лично знакомы, у-уу, я горжусь, интервьюировала и трепалась до переутомления мозга), гуру японского подхода к бизнесу – кризис дает возможности. Но при этом происходит встряска.
В чем «авторская» встряска, как я это вижу? Если сравнивать это с принципом движения автомобиля, то мы имеем проблему демпфера сцепления – скушали, а? Щас расскажу чуть иначе. Не для нашего журнала. Вы ж невиноваты, что я в нем работаю…
Автор, тем более начинающий, по определению (сумма гонораров, срок выплаты и вероятность) – не профессионал. Классическая система «входа» в тусовку/профессию/литературу была «длинной»: человек начинал посещать литкружок, общался с профи, обминался в среде, пробовал себя в малой форме. Знакомился с правилами писанными и неписанными. Привыкал к стилю общения. Врастал. И в перспективе думал о профессии литератора. И, поскольку он так думал, он и относился к этому делу, как к профессии. А это что? Это понимание того, что сразу не бывает все, что булки с дерева без лестницы не добыть и тд и тп. Особенно важное: профессия предполагает совсем иной формат отношений. Нервы оставляем дома, шефа ногами не бьем (ха-ха), плевок вверх трезво ассоциируем с понятием критики, которая не нам нужна… и так далее. Я знаю одного дивного главреда, который пришел и устроил мега-разнос. троих отосла на увольнение с матерком и затем сел, выпил кофе и сказал: "я с женой поругался. Какого черта вы еще тут? Идите, работайте.» И никто не был потрясен до соплей. Это работа. Большой холдинг. Ничего личного… кроме личного)))
Вы ждете позитива и драйва от каждого дня на работе? Вы верите в то, что кругом энтузиасты-бессребренники? Вы можете сомневаться в своем месте на лестнице большой иерархии, если перед носом у вас должностные обязанности? Число вопросов можно множить. В целом направление определилось ага?
Важно то, что в режиме «это работа» вы растете постепенно, осознавая цели, свою готовность чем-то жертвовать, свои возможности и сам пульс этой дивной фигни, грубо но без презрения называемой конъюнктура. Если вернуться к теме автомобиля, обороты растут, диски сцепления сходятся, трутся, крутильные колебания (нервы, эго, ожидания, муки творчества и тд) плавно компенсируются демпфером, имя ему – осознание себя в профессии. Вы набираете обороты, и раз – вы на какой-то передаче двигаетесь. Понимая, как вы это сделали что именно сделали.
Но такая система сломалась.
Вы уже где-то работаете. Вы чем-то живете. И социальные координаты ваши могут оказаться крайне тяжело совместимы с топографией литературного поля (фант-болотца).
Если вы студент / домохозяйка / трудолюбивый селянин вы более или менее готовы демпфировать удар за свой счет. У вас нет иллюзий, вы почти чистый лист. У вас мало внятных ожиданий. Вы еще так зелены, что место в иерархии вас мало беспокоит. Наконец, у вас есть время. И есть в той или иной мере вам самим понятная цель.
Если вы вполне успешны в своей профессии, если у вас уже нет зелени молодеческой и есть свой круг интересов, то литература для вас – 100% хобби. С одной стороны это означает, что вы будете наверняка над собой и текстом работать. Лучшие фотохудожники, кого я знаю – они воспринимают работу, как хобби. А ремесленники зашибают бабло на свадьбах и не парятся по теме художественности, обходясь типовыми приемами, которые стандартно «прокатывают». Итак, если у вас такое хобби – литература, то вы и есть худший из демонов мира. Вы несправедливы ко всем, у вас завышенные ожидания и неадекват в общении.
Вы тихо писали и тихо делились с узким кругом единомышленников. Все было ОК. Вы вроде бы не идиот и осознали, что текст вполне читабелен. Вы отправляете его «туда, не знаю куда». И что? Вы, конечно, желаете получить «то, не знаю что». Таки гарантирую: вы ЭТО и обретете. И оно вам не понравится.
У вас есть место в иерархии общества. У вас есть свои взгляды. У вас есть туча дел. Вы хотите от своего хобби то, чего никто не хочет от профессии: позитива, драйва, отдыха для души, умной беседы с единомышленниками еще пес знает чего из разряда «супер-супер». Все это, на 200% все – нереально. Это совсем не то, что вы получите, переключив разогнавшееся хобби с холостого хода на первую передачу. Вы не сможете демпфировать удар своих иллюзий об реальность за счет своих же ресурсов. Вы просто не готовы такое – демпфировать. И тогда возникнет проблема.
Если вы еще и женщина, в тусовке заговорят о ПМС (ООО, как это любят!!!). Добавят: ну, короче – истеричка. Ну еще варианты – зажравшаяся стерва. Ваши душевные метания никому не нать и даром. А если светит гонорар, то нафиг вообще вы мечетесь???
Потому что – еще раз повторяю – у хобби нет ни единой цели, ни единой мотивации, которая свойственна профессии, и которая, что важно, может быть заранее внятна «хоббиту».
Признание? Оно у вас есть по месту работы.
Деньги? Ха-ха три раза.
Самореализация? А это-то как связано с фактом публикации? Вы что, верите в себя, ТОЛЬКО если Вася Пупков-Косоручко напишет о вас хорошо?
Вход в литературу вас демотивирует. Обсуждение выстраданных вами книг вас демотивирует. И вообще вы уже не знаете, зачем вы в это ввязались. Автор-хоббит всем плох. Он талантлив? Зачастую да. Но неуправляем – и это почти всегда именно так.
И это плохо. Потому что литература (чисто мое мнение) сильно отличается от ряда иных хобби-грядок. Вы работаете со словом. Вольно или невольно вы участвуете в развитии или деградации какой-то части культурного пласта. Учитывая ваше общее недовольство ситуацией, вы скорее свободный радикал и фактор нестабильности. А могли бы стать катализатором перемен.
Рынок из-за вас еще глубже уходит в кризис, отдается ремеслу и унифицируется под фаст-фуд. А вам уже все равно. Вы понимаете, что работа есть работа. И что там у вас много разного, от чего вы не готовы отказаться. А тут много всякого, что вовек бы не видеть.
Само собой, опять я утрирую. Намеренно. Но это серьезнейший на мой взгляд фактор кризиса: отсутствие у автора внятной мотивировки в творчестве и внятных ориентиров в профессии. Частично в таком состоянии автора виновато его издательство. Ну неужели правда так сложно ввести человека в рамки и аккуратно в них держать? А для этого надо его (автора) малость ценить. Но это уже немного иной разговор. Разговор о том, есть ли время-силы-нервы у людей в издательстве…
Перехожу к практической части с примерами. Я тот самый автор, которой ничем вообще не замотивирован. И хуже того: у меня туча иллюзий. И да, мне совершенно некомфортно в нынешней литресреде. Если сформулировать кратко претензии (не надо придираться к словам, это не в прямом смысле претензии, это раздражители), то они такие:
— анонимность, безликость тусовки. На работе и в жизни я не общаюсь с теми, кто не умеет говорить от своего лица. С открытым забралом. А тут… Видите ли, тут все анонимы со стажем. Я меняла работу, даже на нечто с ухудшением условий, когда тусовка редакции пробовала стать стаей. У меня есть свои правила. Я не обсуждаю людей в их отсутствие. Я не верю в присказку «ничего личного». И еще разное – но хватит и этого.
— неуважительный, с переходом на личности, стиль сетевого общения. Это следствие пункта один и его нет смысла обсуждать.
— высокая недостоверность для меня статуса «заявленных» профессионалов. Если мне скучно читать статьи этих профи, то скучно. И точка.
— Несовпадение систем отсчета. Это мой частный случай. Я редактор, и за свою жизнь я сделала с нуля четыре журнала, три отдала в хорошие и не очень) руки и пронаблюдала результат не без напряжения. Журнал для профи — это каждый раз очень большая работа именно с авторами. У меня специфическое поле, где крикунов много. А надо искать профи, причем не всегда умеющих и желающих писать. Их сложно мотивировать. Они все – ходячая проблема. И я обожаю их, драгоценных моих головняков. Облепленных тараканами аж без живого места))) Поэтому мне тыщу раз непонятно и дико то, что с нами – авторами – не работают в этом поле. Если угодно. Мои авторы – трюфели. А мы на этом поле априори – поганки)))
Что значит работа с трюфелем? Поиск мотивировки и налаживание процесса вытяжки (экстракции) из умного и классного человеко-мозга, загруженного выше крыши, нужных мне, а не ему, материалов. Если не разговаривать и не выбирать из сотни человеков одного «своего» — то просто журнал будет чуть хуже. Чуть. Но именно поэтому в моем поле очень многое решают личные отношения.
И вот главное правило моего рынка (не универсальное, это мое правило, можно и иначе и делают иначе, ага): нет простых авторов, которые много и удобно вам пишут – и нужны вам. Все лучшие невротичны, звездануты, проблемны, и редактор обязан понять на чутье: когда прощать все и когда разрывать отношения вопреки громкому имени.
У меня сейчас пишет девочка с тонкой психикой. Она не профи в журналистике. Она не технарь. Но я вбила в работу с ней месяц переписки и встреч. Потому что каждому, у кого есть потенциал, однажды должны помочь. Если она сделала мне первый текст и сделает еще два, мне все их придется переписать. А после она уйдет в иной журнал без «спасибок». Но кайф ведь в том, чтобы люди раскрывались. Это мой кайф. Я не предлагаю его раздербанить на порции. Кыш все.
У меня пишет человек с крайне запущенной стадией рассеянного склероза. У него толком работает кисть одной руки… И это мой любимый автор. Он супер профи и в свое время был гуру рынка. И он очень сильный, цельный человек. А еще он руководитель с двадцатилетним опытом и умением работать не в иерархии, а в матрице – ну, кто знает поймет, в РФ это редкость. Работать с ним – интересно. И рада, что он получает самореализацию, работая с нами.
У меня пишут люди с достатком от 15 тыс руб и до (примерно) 30 тыс евро в месяц. Вот такой диапазончик. Занятно в нем крутиться.
А теперь еще раз прочите все что выше подумайте: вот какие эмоции у меня может вызывать тусовка фант-лита? Сложные. Крайне тяжело искать себе социальные координаты в хобби. Полагаю, это не только моя проблема. И еще полагаю, очень ценно и важно осознавать ее заранее. Потому что осознание дает точку отсчета.
А вопрос, готовы ли вы завести такое проблемное хобби – это ваш вопрос. И кроме вас, аффтор. Никто не найдет ответа.
И потому нет более сложного фактора кризиса. чем неорганизованный, немотивированный автор. У него кругом обиды. И он, черт его дери, хуже сопливого фрилансера. Или не то делает и думает, или не тогда. или не туда — или просто не нужен)))