В 2023 году в издательстве «Союз писателей» вышел сборник рассказов в жанре хоррора «Страшные сказки. Выпуск 2». Проект стал продолжением традиции, начатой еще в 2018 году. За минувшие пять лет многое изменилось, начиная от имен авторов на страницах, продолжая тематиками их произведений. Большинство писателей нестандартно подошли к ужасам и смиксовали в своих историях самые разные жанры, некоторые из них, на первый взгляд, между собой вообще никак не сочетаются. Но, как показывает практика, в современной литературе нет и не может быть чего-то, что не сочетается по определению.
На страницах этого сборника хоррор запросто может быть романтическим и даже... эротическим. В некоторых рассказах присутствуют элементы комедии, чего точно никто не ожидает, если не является фанатом «Очень страшного кино», но куда чаще финал драматичный и даже трагичный. Зачастую предугадать главный сюжетный поворот невозможно, пока не будет поставлена точка. Кульминация в таком случае приходится на самый конец истории. Одни авторы показывают себя фанатами жанра фэнтези, другим ближе мистические или фантастические мотивы. Есть даже хоррор комедийно-поэтический, и, серьезно, это все еще хоррор. Двух похожих по тематике и стилистике произведений в книге не найти, поэтому читателю приходится переключаться быстро, дополняя копилку своих эмоций все новыми и порой довольно шокирующими переживаниями в диапазоне от роковой страсти до отвращения. Пока некоторые авторы заигрывают с читателем, разговаривая с ним нарочито легко, другие, напротив, всячески устрашают, а параллельно — вразумляют, наставляя на путь истинный и предостерегая от беды вполне всамделишной, совсем не сказочной. Третьи же писатели преисполнены романтики во всем многообразии ее оттенков или просто из мести и/или тщеславия колдуют со своими героями, невзирая на последствия. А четвертые сталкивают читателя лицом к лицу с суевериями, знакомят с существами из страшилок, когда-то слышанных у костра. Образы, в которых предстают создания тьмы, порой обескураживают. Как вам плюшевый мишка — вампир?
«Страшные сказки» — название, как нельзя лучше подходящее для сборника, в котором русские фольклорные традиции соседствуют с зарубежными, новые литературные веяния — с классическими мотивами. Каждая история действительно сказка. То, что вряд ли существует в реальности, но из чего можно вынести неплохой жизненный урок (бесплатный сыр только в мышеловке и точно не у древа желаний, доверие без знания может иметь ужасные последствия...). И да, это действительно страшно. Конечно, степень страшности разнится от истории к истории, иногда ужас перед происходящим так прочно спаян, например, с грустью (страдания мужчины-призрака, совершившего немало ошибок и жалеющего о них, отчаянные попытки удержаться в этом мире мертвой девочки, столкновение потерявшего себя человека с чувством вины и другими «внутренними демонами», любовь с погибшим, но не упокоившимся женихом...), что их невозможно отделить друг от друга. А порой возникает легкое отвращение из-за физических моментов, как у братьев Гримм или... Стивена Кинга (исцеляющий суп из отрезанных пальцев ребенка). Но общее впечатление, независимо от того, что происходит на конкретной странице, — всегда мурашки.
С какой литературой можно сравнить «Страшные сказки. Выпуск 2»? Нет одного очевидного ответа. Это и народные сказки, знакомые с детства, но в переложении, не адаптированном под слащавую современность. И истории братьев Гримм, какими они изложили их в оригинале, едва услышав в далеких деревнях и селах. И произведения Стивена Кинга, и романы Стефани Майер или Энн Райс, и книги Алексея Пехова, Ольги Громыко или Сергея Лукьяненко, и готика от западных авторов позапрошлого века, и русская классика в стиле Гоголя. Список можно продолжать, так как ассоциаций много, для каждого рассказа они свои.
Издательство: Новокузнецк: Союз писателей, 2024 год, Тираж: 300 экз. Формат: А5, твёрдая обложка, 86 стр. ISBN: 978-5-00187-611-3
Аннотация:
9 марта 2024 года первому космонавту в истории человечества Юрию Алексеевичу Гагарину исполнилось бы 90 лет. Каждый современник может перечислить основные вехи на пути этого выдающегося человека и с детства восхищается его подвигом. Быть первооткрывателем всегда непросто. И это сложнее во сто крат, если открытия надо делать, оторвавшись от Земли. Но зная о том, что сделал Юрий Алексеевич, мы можем лишь догадываться, «каким он парнем был». Современные поэты, которые интересуются историей страны и судьбами выдающихся людей, решили в стихах ответить на этот вопрос, обобщив всё, что им известно из тематических книг и телевизионных программ, а заодно выразив собственное отношение к личности Гагарина и его заслугам.
Издательство: Новокузнецк: Союз писателей, 2024 год. Формат: А5, твёрдая обложка, 340 стр. ISBN: 978-5-00187-570-3
Аннотация: На протяжении всего существования жизни на Земле идёт безжалостная борьба добра и зла, Господа Бога и Дьявола. Ежедневно разгораются войны и катастрофы, приближая конец света. В конце XXI века, в разгар Третьей мировой, человечеству пришлось покинуть Землю, найти новый дом на просторах Альянса Семи Планет и строить государство века с местными жителями — огненными лисами и другими народами. Но в начале XXII столетия коварство Люцифера настигает и Альянс Семи Планет. Он на народы насылает опасный вирус безумия, который всех превращает в монстров — «одержимых». Несчастные, становясь чудовищами, теряли рассудок, ими без труда мог управлять Сатана. Самая желаемая его цель — король Радиус, который защищает свои народы. И ему предстоит сделать непростой выбор: пожертвовать собственной жизнью и спасти своё королевство или стать всего лишь наблюдателем, но узнать, что такое любовь, и быть счастливым. Что же выберет король Альянса Семи Планет, запечатлено в «Балладе об Особенном Оборотне».
Издательство: Новокузнецк: Союз писателей, 2024 год, Тираж: 500 экз. Формат: А5, твёрдая обложка, 212 стр. ISBN: 978-5-00187-608-3
Аннотация: Ещё минуту назад он был как все: страдал ерундой, думал о девчонках и строил планы на будущее. И вот уже лежит в луже собственной крови где-то в подворотне, чувствуя, как жизнь покидает тело. Неужели конец? Или новое начало? Он очнулся в другом мире. Теперь у него новое имя и невероятные способности. Он может превращаться в медведя или любое другое животное, если обменяется с ним кровью. С такими силами он обречён быть защитником своего народа. А это, как известно, чревато… очередной смертью. Теперь-то уж точно конец? К счастью, всегда найдётся могущественная Сущность, способная оценить героя по достоинству и дать ещё один шанс. Третья попытка самая сложная. Отныне его задача — защищать миры и народы, разбросанные по Вселенной.
Издательство: Новокузнецк: Союз писателей, 2024 год. Формат: А5, твёрдая обложка, 340 стр. ISBN: 978-5-00187-570-3
Аннотация: Представьте себе мир, в котором разрушающее поведение человечества, наконец, возымело действие на Землю, и она ответила. Проходит сто двадцать лет, и новый виток человечества становится более экологичным. Оставшиеся после катастрофы люди осознают всю силу взаимосвязи с природой и познают ее. В этом познании рождается сила, способная созидать, даря человеку то, что он никогда бы не смог получить в нынешнюю эпоху. Вот где действительно свет, радость и счастье! Но сквозь эту безмятежную радость нам вместе с героем предстоит посмотреть на наше сегодняшнее существование свежим, чистым взглядом. Мы ощутим всю тщетность наших попыток поиграть в примерных «земных жителей», оценим масштабы разрушения планеты на данный момент и немного заглянем в будущее, посмотрим на несколько вариантов нашего возможного развития (причем для героев книги все эти события будут прошлым, а для нас, так как мы, слава Богу, еще не достигли некоторых «высот», это будущее; причем лично я надеюсь, что лишь фантастическое, хотя…). Жестокость по отношению к окружающей среде и обществу приведет нас к последствиям, с которыми справиться человечество, увы, не сможет. Это говорит нам книга, это подтверждает и то, что мы видим повсеместно. Так что история хоть и выдуманная, но отлично иллюстрирует происходящее.
Издательство: Новокузнецк: Союз писателей, 2024 год. Формат: А5, твёрдая обложка, 210 стр. ISBN: 978-5-00187-606-9
Аннотация: Что вы будете делать, если дождь в вашем городе идет уже двести дней, молнии сжигают дома, а люди под влиянием осадков становятся апатичными и легко управляемыми?
Талантливый ученый-биолог хотел бы сделать вид, что его это не касается. Но когда рядом начинают погибать люди, он понимает, что просто обязан разобраться в причинах происходящего.
С кем или чем придется встретиться, чтобы разгадать тайну бесконечного дождя? Сможет ли он спасти друга и любимую женщину? Какое страшное, но неизбежное решение придется ему принять?
Каждая эпоха полнится яркими событиями, которые отражаются на жизни миллионов людей и становятся вдохновением для самых талантливых из них. В начале двадцатых годов этого века мир буквально перевернулся с ног на голову. Человечество не только столкнулось с новыми угрозами — оно оказалось перед необходимостью адаптироваться к так называемой «новой нормальности», разделившей людей и заставившей буквально запереться по домам. Могло ли это обойти стороной писателей и не отразиться в их творчестве? Конечно, нет. Но не все стали писать буквально о том, что тогда творилось. Пройдя через горнило авторской фантазии, события превратились в аллегории, которые, помимо очевидных смыслов, обросли новыми. Так родилась книгаМихаила Третьякова«Площадка», которая в 2023 году была опубликована в издательстве «Союз писателей».
Что подразумевать под «площадкой»? Это город, который ни разу не конкретизируется на страницах, а значит, может быть любым: восточным или западным, северным или восточным. Ясно лишь, что находится он где-то в России. Но где именно? Вероятно, там, где сейчас находится читатель. В безымянном городе живет безымянный персонаж, оказавшийся в центре событий, далеко выходящих за рамки любой нормальности. Отсутствие у него имени позволяет ему стать буквально любым человеком. Библиофил может запросто преобразиться, знакомясь с сюжетом... или не делать этого, но исключительно по собственному выбору. Площадкой мы также можем называть место, где непосредственно начали развиваться события. Это исследовательская зона, куда приехали биологи, чтобы сделать замеры. Тут-то друг главного героя стал жертвой странного и страшного феномена, вокруг которого крутится повествование.
Жанр произведения нельзя определить четко. Оно написано на стыке нескольких литературных направлений, некоторые из них сочетать принято, а некоторые в теории не слишком вписываются в общую картину, но удивительным образом гармонично дополняют ее на практике. Прежде всего, «Площадка» — это научная фантастика, детектив, триллер и антиутопия. Да, вот так — все вместе. Но также это человеческая драма с довольно глубоким психоанализом и романтическая история, причем такая мощная, что голова идет кругом, а сердце разрывается от масштаба поступка, совершенного персонажем в самом конце. Какие там Ромео и Джульетта! В их тринадцать лет на такое решение, какое было принято в книге у Михаила Третьякова, у бедняг из Вероны не хватило бы ни фантазии, ни силы воли.
Читатель попадает на «Площадку», когда она уже внутри «апокалипсиса» (только не надо воспринимать это слово буквально, так как в контексте оно является скорее метафорой, нежели четким отражением происходящего). Полгода идет дождь, не прекращаясь ни на секунду. Он то льет, будто из ведра, то моросит, как бывает осенью в Питере. Непогода пагубно влияет на настроение и мешает жить нормально. Но если бы все дело было лишь в этом! Тут намного сложнее и страшнее. Под дождем нельзя мокнуть. Люди, которые промокли, не умирают, но перестают быть собой. Многие из них превращаются в фанатиков непонятного явления, которые противостоят другой части общества — антифанатам дождя. Впрочем, среди никогда не промокавших адептов «новой религии» тоже хватает. Атмосфера токсична. На улицу не выйти без защитных комбинезонов, да и вообще лучше не выходить. Общество расколото на противоборствующие лагеря, настроенные по отношению друг к другу довольно агрессивно. СМИ подливают масла в огонь взаимной ненависти. Люди разобщены, никто никому не доверяет. И ни единому человеку не ведомо, откуда пришла беда, в чем ее смысл, какова природа воздействия дождя на организм и когда это все закончится.
Главный герой, имя которого, как уже говорилось, ни разу не упоминается, — ученый-биолог. Он хотел бы проникнуть в тайну, да не понимает, с какой стороны к ней подобраться, а потому продолжает жить обычной жизнью, пока в один прекрасный день во время рутинной работы его друг не падает с лодки и не промокает до нитки. Теперь, когда жертвой стал близкий человек, ситуация пугает еще сильнее. Но вместе с тем в голову приходят неожиданные идеи, способные пролить свет на ситуацию. Вот только это вовсе не конец истории. Не ее кульминация. Наоборот, правда — это лишь этап подъема на сюжетный пик. Сама кульминация ошеломляет, заставляя пересмотреть сложившиеся представления о дожде, героях, обществе и жанре произведения. Поворот получается очень крутым, ошеломляющим. Не каждому автору по силам так сильно удивить читателя, который наивно полагает, что уже во всем разобрался и вообще в литературе для него давно не может быть сюрпризов. Михаил Третьяков доказывает, что для сюрпризов всегда есть место, даже в эпоху, когда ежегодно публикуются сотни тысяч книг во всех возможных жанрах, а значит, любая тема давно затаскана и избита по определению.
С реальной основой и социальной составляющей «Площадки» все более или менее понятно. Очевидно, писатель был вдохновлен периодом пандемии, но рассказал о нем в завуалированной форме, дополнил эмоциональной и остросюжетной составляющей, придумал неплохую головоломку и в итоге получил не историческое или хотя бы псевдоисторическое произведение, а что-то принципиально иное. Что-то об изменившемся мире и людях, вынужденных адаптироваться к агрессивной среде.
По своему культурному коду роман соотносится с искусством девяностых и нулевых годов, так как попадает в унисон с немного мрачным, довольно пессимистичным и тяжелым по звучанию, но сильным по эмоциональному посылу и с претензией на философские размышления о больших смыслах роком начала тысячелетия. Культовые песни недавнего прошлого часто цитируются и всегда очень точно попадают в сюжет, помогая его понять и, главное, прочувствовать.
Такое произведение будет уместно поставить в один ряд с книгами в стиле «Дня триффидов» Джона Уиндема, «Долины проклятий» Роджера Желязны, «Гостьи» Стефани Майер, «Тепла наших тел» Айзека Мариона и других, где присутствует невидимая и страшная угроза для каждого отдельного человека и всего человечества, природа которой неизвестна. Нечто (это может быть что угодно в зависимости от фантазии автора) приводит не только и не столько к физической смерти, сколько к необратимым трансформациям личности. Чтобы этому противостоять, не получится просто вооружиться пушкой и пойти убивать врагов. Нужно преодолеть некие барьеры внутри себя, понять и принять ситуацию, а уже потом каким-то образом на нее повлиять и сделать это максимально нестандартным, неочевидным для читателя образом.
«Площадка» — нетривиальная книга, которая, вероятно, будет иметь продолжение. Впрочем, на данном этапе о последнем остается лишь гадать.
Жанр ужасов, основанных на мистике, вышел из готического романа. Принято считать, что «первой ласточкой», улетевшей в этом остросюжетном направлении, стало произведение Хораса Уолпола «Замок Отранто», опубликованное в 1764 году. С тех пор много воды утекло. Дракулы и Франкенштейны в своих классических образах перестали пугать, а у хоррора появились новые каноны. Частично они взяты из старых книг, частично — из еще более ранних источников — мифов и легенд народов мира. А потом все это было многократно переработано общественным сознанием. То, что не пугает, отсеялось, остальное стало где-то надоедливым клише, где-то — эдаким must have, без которого никуда. И задача автора, решившего работать в жанре сегодня, не слишком выходя за пределы канонов, чтобы сохранить правильные ассоциации у читателя, одновременно предложить ему что-то новое, со своей индивидуальностью. Именно этого тандема канона и новизны попыталась достичь Mairead Korx на страницах книги «Проклятие черной овцы», опубликованной в издательстве «Союз писателей» в 2022 году.
Какие каноны использовала автор? Их несколько. Для начала — локация. Туманные Британские острова, откуда и пошла гулять по миру готика, а позже — ужасы, словно специально созданы для того, чтобы там водились призраки и прочие полтергейсты, боящиеся солнца, как черт ладана. Вот и живут герои Mairead Korx в Шотландии, причем не в большом городе, а в провинции, где вокруг одного условного райцентра разбросаны небольшие садоводчества. И некоторые из поселений мрачнее и таинственнее других. Второе, что обращает на себя внимание, — опора на прошлое, где кроются корни бед настоящего. Собственно, по такому принципу строится большая часть хоррора, кто бы его ни писал, хоть сам Стивен Кинг. Тьма ведь должна откуда-то взяться, не так ли? Вот и страшные события, которые расследует группа подростков, произошли не сейчас, а еще в восьмидесятых. В пожелтевшей от времени газете написано что-то про огонь, ведьму и... овец. О последних поговорим позже, а пока продолжим про каноны. Самые заметные — это трупные черви, которых невероятно много. Настолько много, что они будто кишат под пальцами читателя. Словно строчки превращаются в них буквально на глазах, и пылинки, что кружатся вокруг торшера. А еще колокола. Их сам Гоголь любил, и до него тоже, недаром ведь в церквях, чтобы зло отгонять, их испокон веков вешали. И с тех пор роль колоколов в литературе не уменьшилась. Это важный символ мистицизма, которому отдала дань уважения Mairead Korx. Ну и без кладбищ, разваливающихся домов, хлопающих дверей, прогнивших половиц, темных лабиринтов в заброшенных подвалах и прочих необходимых для антуража и создающих ощущение тревоги штук не обошлось.
Но, как уже упоминалось, каноны должны сочетаться пусть не с новаторством, но с индивидуальностью. Она в характерах героев, в их личных взаимоотношениях, в тонкой, капельку наивной романтике между Джулией и Джейком, но не только. Во-первых, Эрик и Джейк полезли в это дело не по принуждению. Их никто не выталкивал на арену. Они искали приключений и вышли на нее сами. А Джулия присоединилась, тоже не по какой-то особой нужде, а ради забавы. Во-вторых, овца. Не прочитав, не понимаешь, куда ее приплести. Вот была бы жаба или кошка — совсем другой коленкор. Но овца? Как-то это не гламурно, не эффектно, зато неожиданно, порой парадоксально до абсурда и довольно ново. В чем ее роль? Рассказать значило бы сделать спойлер. Но овцы будет много, недаром ведь она появилась уже на обложке. Это оправданное с точки зрения логики повествования решение автора.
Ну а что по сюжету? Лондонская девчонка переезжает в шотландскую глушь, потому что так решили родители. Практически сразу она знакомится с местными пареньками, которые прочитали в газете о странных событиях, случившихся в восьмидесятых в соседнем садоводчестве, и решили узнать, что там к чему. Джулия согласилась присоединиться. Первым делом ребята отправились на кладбище, потом... к овцам, а дальше — искать дом, где некогда жила одна очень неприятная пожилая дама. Поиск сталкивает героев со странным стариком, приводит в кафе к призракам и в разваливающуюся церковь, дает им в руки бумажку с заклинанием, которое почти невозможно прочитать, и несколько колокольчиков, с которыми непонятно, что делать. Все это внушает ужас, не только тем, кто на страницах, но и тому, кто держит книгу в руках, успел запутаться, плотнее закрыл окна и боится подойти к двери и тем паче заглянуть в глазок, дабы не увидеть...
От простого к сложному, от менее пугающего — к более, от почти безопасной игры до страшного, смертельного приключения с обязательными жертвами проводит Mairead Korx, не теряя нити повествования, умело связывая кусочки головоломки и интригуя в финале не хуже, чем в начале истории. Таково «Проклятие черной овцы», от которого мурашки бегут по коже, ибо слишком много ассоциаций пробуждает книга, апеллируя к древним, глубинным страхам благодаря использованию типовых для ужасов приемов и тут же делая ситуацию нарочито обыденной, узнаваемой и повседневно простой, что на контрасте создает вау-эффект.
Аннотация:
Девушка по имени Джулия вынуждена оставить родной город и приспособиться к жизни в садоводчестве вблизи небольшого шотландского посёлка Кирк-Йэтем. По стечению обстоятельств она знакомится с двумя мальчиками и, сама того не подозревая, ввязывается в жуткую историю проклятого садоводчества. Даже если ты не веришь в паранормальные явления, придётся столкнуться с тем, что не желаешь видеть даже в ночных кошмарах и проглотить свой страх, иначе он полакомится тобой. И причём тут всё-таки чёрная овца?..