Казалось бы, ещё совсем недавно не существовало такого понятия как Интернет. И вот уже сеть опутала паутиной планету, захватила разумы людей. Если старшее поколение лишь гости в виртуальности, а среднее — условные эмигранты, то молодежь — это полноценные жители нового мира, который мы называем Интернет. В связи с этим становятся актуальными размышления на тему: что же дальше? Как виртуальность влияет на реальность уже сейчас и что случится потом? Не окажется ли это влияние ещё более порочным и страшным, чем считают современные скептики и консерваторы?
Естественно, писатели, которые традиционно первыми откликаются на вызовы своего времени, уже написали немало книг на тему Интернета, социальных сетей, искусственного интеллекта. И жанры для этого они выбирали различные: от радужных утопий до жутковатых антиутопий. Алла Кречмер и вовсе выбрала ужасы. А события её произведения «Трейси из Салема» развиваются в настоящем или времени к нему максимально приближенном. То есть, писатель даёт намек, что всё, до чего додумался злой гений на страницах её книги, может происходить здесь и сейчас. И это пугает, даёт пищу для размышлений целевой аудитории — молодёжи. Ведь, в конце концов, именно современным юношам и девушкам в полной мере предстоит вкусить и радости и гадости процесса цифровизации, который мы едва ли уже можем остановить.
Почему тема, которая обычно беспокоит взрослых, но оставляет равнодушными старшеклассников и студентов, вдруг попала в книгу для молодежи? Как подростки или студенты могут быть связаны с «занудством» о вреде гаджетов и соцсетей? По сюжету, согласно озвученной в прошлом абзаце мыслью, бороться с проблемой, возникшей в некоем вымышленном городке, придётся именно старшеклассникам. По правде, учитывая их подкованность в вопросе, шансов у них априори больше, чем у кого-либо ещё.
Что же происходит на страницах? Кто такой хозяин? Что он делает? Какие цели преследует? Каким образом влияет на жизнь города и его людей? Давайте разбираться.
Алла выбрала неблагополучный городок, где и без того проблем хватает. Некоторое время назад его оккупировали бандиты и разделили на сферы влияния, но к старой напасти все давно привыкли. Из-за общего напряжённого фона даже самые наблюдательные не сразу поняли, что у новых смертей и исчезновений корни растут совершенно из другого места. А уж то, как жители начали меняться и какие поступки совершать, причём без видимой для родных и близких причины, и вовсе не в компетенции стандартных преступников. Ну нет у них способа так воздействовать на психику!
А у кого есть? Да-да, у того самого хозяина — загадочного персонажа, стоящего за созданием некоего сайта. Вычислить его личность, мотив и в последствии обезвредить — вот задачка, которая полиции точно не по зубам. Вместе с героями читателям придётся разобраться, что тут: научная фантастика, ставшая явью в одной конкретной точке на Земле, или мистика, о которой мы думаем сразу, как видим слово «Салем» в названии. И по мере того, как сюжет будет развиваться от минимальной точки к кульминации, ответ будет вырисовываться, напряжение станет возрастать, жути окажется всё больше.
На страницах «Трейси из Салема» довольно велико психологическое давление на читателя. Однако оно не чрезмерно. Излишней мрачности нет, как и отвращающей детализации в описаниях жёстких моментов. Это не мешает мурашкам бежать по коже. Не уменьшает внезапного желания выключить все экраны в доме, чтобы не оказаться в ловушке, в которой застряли некоторые персонажи без надежды на спасение.
Добро против Зла. Традиции против агрессивных Инноваций. Гениальность против вечных ценностей и простых истин. «Трейси из Салема» — очень актуальная и современная книга в жанре, который вырывает из зоны комфорта. И она прежде всего для тех, кто уже живёт больше чем на пятьдесят процентов в виртуальности. Для тех, кому предстоит решить, насколько сильно и каким образом она будет влиять на реальность.
Что будет, если однажды шестилетний мальчик окажется в теле двенадцатилетнего? Он не сможет вспомнить, как это с ним случилось, и почему он оказался один в лесу, в лохмотьях и с браслетом, с которого свисает обрывок цепи, на ноге. Его единственным желанием, очевидно, станет вернуться домой, а потом отомстить тем, кто так резко и страшно изменил его жизнь. А это не какой-нибудь банальный колдун с оборотным зельем. Это всамделишняя нечисть. Лесавки, русалки кикиморы, шишаги — герои славянского фольклора, которые раньше встречались лишь в сказках. Груагахи из другой «оперы», от кельтов, но не менее коварны. В общем, мифы смешались и перепутались. И это в двух шагах от современной цивилизации, у нас под носом. Так может, оно, и правда, есть?
«Тот, кого называют моим именем» — редкая книга, которая захватит школьников, студентов и взрослых. Для одних она будет увлекательным темным фэнтези, а для тех, кто помладше и повпечатлительнее — полноценным хоррором. Традиционно для подобной литературы на страницах разворачивается полноценная битва Добра со Злом, которая идет на нескольких уровнях: внешнем, то есть вокруг героя, и внутреннем, то есть в его душе. Задача Максима быть стойким, храбрым, находчивым, порой хитрым, но никогда не подменять понятия, не идти на компромиссы в принципиальных вопросах. Его ждут захватывающие приключения, которые являются способом посмотреть в лицо своим страхам для читателя, возможно, еще боящегося темноты. И уроком мифологии, прежде всего нашей, родной, славянской, о которой Евгений Вальс знает очень много и рассказывает не только «по ходу пьесы», но и в отдельном словаре в конце, где в качестве бонуса к описанию разных видов нечисти приложены истории о том, как герой впервые встретил каждого из них.
Когда реальность наслаивается на фантазию, в повседневность, знакомую и привычную врываются страшилки, в которые давным-давно верили наши предки, возникает когнитивный диссонанс. У истории появляется особенная убедительность. Она сильнее завораживает и одновременно больше пугает. Хочется оглядеться по сторонам — а вдруг где расцветет цветок папоротника?
Древние традиции и современные нормы морали и этики, смешение суеверий и прагматизма, легенды из книг и фантазия Евгения, дорога с препятствиями по пути к новой версии себя — вот что такое «Тот, кого называют моим именем», книга, которая явно задумывалась чтобы отвлечь, увлечь, развеять и в то же время научить не только правилам поведения и умению отличать хорошее от плохого, но и родной истории.
Вторая: «Империя котов. Властители звёзд»— научная фантастика. Все произведения этого выпуска отлично выстраиваются в единую историю, события которой происходят в разных местах и с разными персонажами.
Аннотация: Добро пожаловать в мир фантазий, героями которых являются коты. Перед вами сборник рассказов в жанре фэнтези, мистики и ужасов. Страницы полнятся магией и тайнами. Вместе с маленькой девочкой и её кошкой вы попадёте в волшебный мир и переживёте самое необычное приключение. Вас ждёт леденящая кровь встреча с японской кошкой-призраком, которая окутывает людей мороком и забирает их души. В удивительном и мрачном мире стимпанка вы составите компанию герою с обезображенным лицом, который при помощи механического кота и загадочного артефакта попытается вернуть себе нормальный вид. Вы увидите джиннов в виде котов, заманивающих одиноких путников. И станете свидетелями мести за преданного и замученного котёнка, которая будет вершиться каждый раз, когда на деревню опустится тьма. Вы погрузитесь в неё, пройдёте долгий путь в поисках лучика света, прикоснётесь к волшебству, разгадаете не одну загадку и по-новому оцените котов, которые станут вашими проводниками по страницам этой книги.
Авторский состав: 1. Юлианна Адбольская «В мире, где нет кошек». 2. Егор Новиков «Мне здесь не место». 3. Елена Гейли «Мурлы с планеты Благородных Когтей». 4. Наталья Смехачёва «Школа искусств. Брошь Мерлина». 5. Анжела Палецкая «Лика и Мия». 6. Хрущёва Светлана «Кошачий случай». 7. Анастасия Колегова «Снежный дракон». 8. Исламидзе Фарах Бахыш кызы «Шикулу». 9. Елена Лоскутова «Туман». 10. Ксения Саблина «Йоко». 11. Галина Мак «Кошачий глаз». 12. Александр Гуляев «Котейка». 13. Елена Кошева «Нечто». 14. Павел Беляев «Наш кот Лека».
Аннотация: Знали ли вы о том, что генно-модифицированные коты могут стать хищниками нового уровня? На страницах этой книги вы в полной мере оцените перспективу такого ноу-хау. А о том, что коты, обретя разум при помощи экспериментальных нейроинтерфейсов, научатся делать вещи, какие вам даже не снились, догадывались? Их навыки в теории окажутся полезны, но только если это никак не будет связано с матримониальными планами галактической Империи котов по захвату Земли. Кажется, наша планета оказалась в серьёзной опасности. Людям пора открыть глаза и увидеть, что происходит, пока не стало слишком поздно, пока наши питомцы не превратились в хозяев. Иначе двуногие пожалеют о том, что родились без хвоста. Иначе нас постигнет та же участь, что и другие планеты. Возможно, тогда не будет иного выбора, кроме как расселиться по космосу и использовать роботов-котов уже в своих целях. Ну что, готовы узнать, насколько в действительности милы и безобидны ваши домашние пушистики?
Авторский состав: 1. Даша Гри «Звон на Усатой Башне». 2. Анна Андим «Двадцать с половиной на три». 3. Роланд Р.Грин «Крысоловы». 4. Арсений Сохов «В ситуации или, или». 5. Родион Вишняков «Космические котятки». 6. Лариса Тихонова «Проект "Баюн"». 7. Мария Цветкова «История о Ксефах». 8. Светлана Иванова «Всё бренно, а котики — вечны». 9. Наталья Порсева «Кот — Космический рыцарь». 10. Татьяна Кручинина «Мурлыкающий код». 11. Андрей Канавщиков «Погладьте кота». 12. Иван Кустовинов «Лето в деревне». 13. Павел Беляев «Когти империи».
Когда что-то страшное происходит со взрослыми, мурашки бегут по коже. А если герои хоррора дети, у читателя невольно возникает когнитивный диссонанс. Маленькие мальчики и девочки должны жить в радости и довольствии, им по определению положены красивые игрушки и много веселья, но никак не ужасы наяву!
Вот только писатель Павел Беляев, работая над своим произведением для подростков «Потапыч», решил иначе. Его главная героиня Вика не носит розовых бантиков и платьиц в оборочках. Ее «ночная рубашка — вся изодранная и в крови, а на ногах стоптанные мужские боты.... Она была вся в чём‑то измазана, а волосы на голове слиплись и потеряли цвет». Вместо куклы Барби в руках у девочки зловещего вида плюшевый медведь. А вместо парка аттракционов ее досуг проходит в больнице, куда вместе с ней проникло нечто пугающее, чего взрослые не видят, во что они не верят, а значит, детям самим придется бороться с этим чем-то, превратившем стены в пути перемещения, а окна — в средства передачи информации.
Не тратя время на сантименты, описания и лирические отступления, Павел Беляев срывается «с места в карьер» и сразу нагоняет жуть на читателя, который оказывается выдернут из своей карамельной реальности и попадает в место, где никто никогда не хотел бы оказаться. Вокруг стерильная больничная атмосфера, встревоженные ровесники и нечто такое, от чего кровь в венах превращается в лед. И чем дальше — тем больше! «Топоток маленьких ножек — или лапок? — то чуть стихал, то возобновлялся с новой силой. В какой‑то момент к нему действительно добавился едва уловимый писк. Он доносился словно откуда‑то издалека, как из другого мира. Или просто наши стены были достаточно толстыми, чтобы заглушать голоса тех, кто в них жил...»
Книга кажется страшной даже взрослому читателю, который вдруг во всей красе видит собственную зашоренность и не готовность встретиться лицом к лицу с неизведанным, сверхъестественным, борьба с чем требует определенного фатализма, жертвенности и героизма. Он видит себя одним из тех «слепых» персонажей которые во имя собственного покоя не замечают и не хотят слышать, отрицают и не придают значения.
Подростки же более восприимчивы к тому, что наукой не доказано, и так не только на страницах. У них не остается иного выбора, кроме как поверить каждому слову Павла Беляева, который умеет быть убедительным. Он пугает и в то же время приятно удивляет, показывая, на что мы порой способны, если нас вытащить из зоны комфорта. В итоге он дарит море эмоций, «по ходу пьесы» меняет безнадежность на надежду, проводит читателей по самой грани, отделяющей нормальность от безумия, и таким образом помогает проработать переживания, накопившиеся за день, что психологи считают очень полезным.
«Потапыч» — мрачноватая книга, так диктуют каноны жанра. Но перегибов, которые сделали ли бы ее исключительно взрослой на страницах нет. Никакой избыточной жестокости и кровавой детализации при наличии высокого напряжения, закрученной интриги и качественного саспенса.
Жанр фэнтези основан на фантазиях, это подразумевается самим его названием. Но что есть фантазии, не подкрепленные реальностью? Пустота. Как жаль, что некоторые авторы забывают простую истину: по своей изначальной сути фэнтези базируется на фольклоре. А тот, в свою очередь, является отражением образа жизни, ментальности, быта и других особенностей народа. Естественно, когда мы говорим о славянском фэнтези, то имеем полное право рассчитывать на то, что за фасадом волшебства и чудес найдем не выдумки автора, а нашу абсолютно особенную культуру, которая уходит своими корнями в глубокую древность. Очевидно, что для того, чтобы взять реальное и создать из него убедительную фэнтезийную вселенную, автор должен обладать очень большими познаниями в истории.
Павел Беляев именно такой литератор. Он тот, кто сумел пройти по пути, проложенному Семеновой и Сапковским, и не оступиться, не померкнуть на фоне мэтров. Его Горний мир самобытен, уникален. И он настолько славянский, насколько это вообще возможно. Здесь учтено все: сущности из мифов и легенд, старинные суеверия, этимология имен и названий, ментальность. Культурный код не надо искать с собаками, а потом рассматривать под лупой. Он сразу бросается в глаза. Это славянское фэнтези. Ни с китайским, ни с европейским, ни с каким бы то ни было еще его не спутаешь. Нет там ничего заморского. Все свое, родное.
В настоящее время о Горнем мире написано несколько книг. Основной цикл включается два произведения. Это романы «Крылья нетопыря. Часть I. Сон разума» и «Крылья нетопыря. Часть II. Трон из костей». Очевидно будет продолжение, но пока читателю не дано знать наверняка, чем же закончится попытка ересиарха Азаря, известного бунтаря в мире, подчиненном единой религии, живущем по правилам храмовников и зачастую подвергающемся набегам всяческой нечисти, создать нового бога из простого нетопыря. Понятно, что сперва война была за идею, а потом с ее реализацией, так как нетопырь вдруг заимел собственные планы и объявил людей рабами. «Тихий омут» и «Сезон пурги и пепла» — это приквелы. Их события развиваются до основной сюжетной ветки. При этом «Тихий омут» — это самостоятельная история, которая помогает лучше визуализировать сам мир, а заодно посмотреть в новых обстоятельствах на ряд второстепенных героев. А «Сезон пурги и пепла» — это новая история про Азаря и его учителя, которые впервые столкнулись с нечистью и встали на путь, который и привел их в «Крылья нетопыря». Примечательно, что у этого произведения есть шестнадцать возможных концовок. И только читатель выбирает, какая ему ближе и интереснее.
Горний мир отличается цельностью. У него есть география, отображенная на карте, религия, экономика, политика, история. В нем живут объемные персонажи, обладающие узнаваемыми и всегда разными характерами. Они переживают опасные приключения и часто принимают спорные решения. Дают клятвы, а потом не знают, как их сдержать, так как долг начинает идти вразрез с интересами близких. Случайно им может довестись разорвать ткань реальности и доказать, что благими намерениями выстлана дорога в ад. Ничто им не дается легко и просто, будто по волшебству или как в фильмах с молодыми Сталлоне и Шварценеггером. И это отсутствие нарочитой легкости в стиле «всех убил — один остался» интригует, делает происходящее настоящим. Впрочем, настоящим оно воспринимается даже раньше, чем читатель понимает, что тут, как и в жизни, «по щучьему велению» ничего не случается, никто не застрахован от ошибок и их страшных последствий. Достаточно просто ступить впервые на Храмовые скалы вместе с Азарем, прийти на суд, начать диалог с храмовниками, а в это время не забывать оглядываться по сторонам чтобы внимательно рассмотреть детали, на которые щедр Павел Беляев.