Стал на днях обладателем одной замечательной антикварной книги, которая и не книга вовсе, а подшивка 12 номеров журнала Дело и Потеха за 1906 год, выполненная типографским способом в твердый переплет.
Журнал "Дело и Потеха" выходил в 1905-1908 годах под редакцией известного детского писателя и публициста А.А. Федорова-Давидова. который на протяжении всей своей жизни занимался в том числе изданием детских журналов. Журнал содержит различные материалы, посвященные быту и увлечениям, и имеет следующую структуру:
— Открывают журнал одна — две больших статьи, которые сами по себе заслуживают отдельного внимания. Во-первых, на 12 номеров журнала 6(!) статей посвящено "опасным работам", т.е. различным профессиональным болезням, тяжелой физической работе, детскому труду в условиях действия вредных факторов производства и прочим занятным вещам. Украшены эти статьи чудесными илюстрациями каменоломен, грузчиков в респираторах, ворочающих бочки с химикатами и прочих рабочих, падающих с лесов. Вторая часть статей посвящена нравам жителей других стран, притом описание дано столь стереотипно, что любой из нас с легкостью воспроизведет приведенный портрет марокканского араба или аборигена с Новой Гвинеи. И это само по себе вызывает вопрос — как так? И как получилось, что читая, например, статью о американских грабителях поездов (какая тема — раз американцы, значит обязательно грабители поездов, которые наверняка грабят грабителей поездов, везущих на поездах награбленое у грабителей поездов), хочется сказать автору, что ему не стоит смотреть так много вестернов. Третий вариант вступительных статей посвящен отдельным группам людей, как, например, большая статья, разделенная на два номера, посвящена беспризорным детям, больным туберкулезом, или как статья посвященная попавшим под поезда. Ради справедливости скажем, что есть и статья, посвященная ветеринарам. Правда и последние лечат не кроликов, а бешеных слонов и крокодилов.
— За открывающими статьями идут статьи поменьше, которые делятся на 2 типа. К одному типу относятся статьи о группах людей, например, о людях, разорваных на куски дикими животными с кратким описанием способов убиения, или же о безумных храбрецах, осмеливающихся жить в американских 14 этажных небоскребах с кратким описанием их массовой мучительной смерти во время пожара в Сан-Франциско, и о отдельных личностях, например, о гибели выдающегося французкого физика Кюри с кратеньким описанием, как его задавила машинка, или о мальчике, чудом спасшимся из проруби с кратеньким описанием его обморожений. Второй тип статей это различные советы. посвященые апликации, рукоделию, собиранию камней и т.д.
— Завершают каждый номер карикатуры, басни, шарады, задачки, загадки и прочие акростихи.
Читая эту подшивку подумал — Как же неправильно мы воспитываем своих детей. А потом еще и удивляется — как такое может быть?
Вы посудите, как точно, как дидактически верно подобраны материалы и все демонстрируется ребенку на простейших примерах. Ты перебегаешь через дорогу не по правилам? Жди встречи с автомобилем и даже если у тебя голова величайшего физика современности она треснет как арбузик под его колесами. Ты думаешь, что тебе повезет и у тебя все обойдется? Этому мальчику повезло, как никому другому, и его достали из проруби, но где же его пальчики? Там же где и ножки дяди, думавшего, что он умнее, чем паравоз. Папа не купил тебе очередную игрушку и ты на него обиделся? Посмотри в глаза этого беспризорника. У него нет родителей, но у него есть туберкулез. И пока ты обижаешься на удобном диване он умирает, запертый вместе с такими же, как он.
Умели, нет ну умели же гады демонстрировать романтику профессий, на которые сегодняшнюю молодежь не заманишь ни деньгами ни зарплатами. Умели прививать любовь к труду.
А это роскошное национально-патриотическое воспитание. Зачем, спрашивается, воронежскому котенку с улицы Лизюкова, который максимум куда поедет в своей жизни, так это за город на шашлыки, ощущать ненужную ему ущербность? Нет, он может гордиться, что его соседи не живут на пальмах, не валяются 3 раза в день в пыли, прославляя султана, не грабят и не насилуют друг друга. Что же до высоких домов, которых в Воронеже еще 50 лет не будет, ну так это только чтоб вместе сгорать удобнее было.
Спрашивается, где найти такой современный детский журнал, чтобы на примере башен-близнецов объяснялось — хочешь работать в высоком офисе — жди большого самолета с терористами-смертниками. Сразу бы подписался и все старые номера купил.
Однако истиным урашением журнала, из-за которого я собственно и раскошелился на покупку, являются загадки и шарады. Часть известна. а часть показалась мне интересной, потому что даже зная правильный ответ (правда не везде сохранились страницы с ответами) не понимаю сути решения. Следует оговорить, что задачи идут с Ятьями и твердыми знаками в слове напримерЪ.
1. Задача букв
На поле как-то я стоял
И чей-то голос услыхал
"За вами, милый мой, таятся
две буквы — Ц. а с нею — Ъ!"
Ну вот скажите, например,
Кто мог при этом испугаться?
2. Что особенного в этом стихотворении?
Ходит котик там и тут
Ищет мышку тихонько
Но кота мышата ждут
И сидят смирнехонько
3. Задача букв
13+10+32+30=хищная птица
3+2+31+30=строение
32+10+34+30=жидкость
13+10+17+30=сельхоз оружие
при этом 30=П+Ч
и др. задачи.
Сделаю сканер подшивки на книжном ксероксе (ибо уже страницы рассыпаются) и солью в сеть.
Что может быть страшнее статистики? Сухой подсчет застреленых, зарезанных, замучаных, соженых и погребенных заживо. Сухие описания пыток и насилия, пожаров и разрушений. Сухой пересказ признаний палачей и чудом выживших жертв. И память, которая услужливо показывает лица свидетелей происходившего, прерывавшихся слезами на середине рассказа. Сухие свидетельства кровавой ярости и жажды жестокой мести. Аккуратный трехтомник документов и фотографий "Советская Украина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945" — самая ужасная книга, которую мне доводилось держать в руках. Уже того, что читая отчет Комисии по расследованию зверств фашистов в моем родном городе я вновь вижу свою преподавательницу истории, которая волей случая не попала вместе с остальными родствениками в живой костер из 25.000 (ДВАДЦАТИ ПЯТИ ТЫСЯЧ) человек и потом еще месяц ощущала запах горелой плоти своих родных, стоявший над Одессой, хватит чтобы больше не бояться. Мародеры, воровавшие все от трамвайных рельс до оконных стекол были наказаны. Мучители и убийцы — жестоко покараны.
Но знают ли те львовские и ровенские мальчишки, которых недавно нынешние месные ура-поцриоты, отправили в к счастью не состоявшийся велопробег "Дорогами Бендеры" о том, что фашисты делали в их городах с их семьями? И как им дальше жить, если им когда-нибудь в руки попадется эта страшная книга белого цвета? Ведь в ней есть не только тексты обращений тогдашнего председателя Совета Комиссаров Н.С. Хрущева к войнам ОУН/УПА, но и документы о подсчете трупов в могилах под Ровно и свидетельствах немцев о том, как, кого и, главное, с чьей помощью они убивали.
Я не люблю смотреть хорошие фильмы. Хорошие фильмы, снятые талантливыми режиссерами, обладают тем необъяснимым свойством (определение которому постеснялся дать сам Аристотель), которое заставляет нас соучаствовать истории, заставляет переживать вместе с и за героев, которое заставляет нас плакать. Я стремлюсь сохранять свою надменность, мизантропию и циничное поплевывание в окружающую действительность. Эти полезные черты, отточенные годами долгой практики, защищают меня как щит, даря мне покой и самообладание.
Так и главный герой фильма «Персонаж» (Stranger than Fiction) 2006 года выпуска, инспектор налогового управления Гарольд Крик до поры до времени был спокоен и полон самообладания. Но потом он услышал голос, который не слышал никто кроме Гарольда. Голос нашептывал ему, что будет дальше и однажды, когда Гарольд уже почти смирился с ним, голос сказал ему, что скоро Гарольд умрет. Гарольд хотел жить, он искал голос, хотел заставить его замолчать. И однажды Гарольд узнал, кому он принадлежит.
Одинокая, страдающая депрессией Карен Эйфель внезапно обнаружила, что ее преследует незнакомый возбужденный мужчина, требующий, чтобы голос прекратил звучать в его голове. Вы скажете – шизофрения. Я скажу – шизофрения. Психиатр и тот сказал – шизофрения. Но совсем по-другому думал режиссер Марк Форстер. Ведь Карен действительно собирается убить Гарольда Крика. Пусть только на страницах своей книги, но она убьет его, как она убила всех предыдущих героев своих романов.
Ее цинизм, ее вера в то, что зло интереснее, ее издатели требуют смерти. И ни просьбы Гарольда, ни его вновь обретенная любовь, ни участие профессора литературы не остановят руку писательницы, набирающей на машинке «Гарольд Крик мертв».
Прольется кровь и прольются слезы. Я почти расплакался сам, но великая кнопка перемотки спасла мое самообладание. Одно я знаю точно – еще очень долго я не сяду за чтение Беккеров, Аберкромби и прочих Эриксонов.
А фильм действительно хороший и заслуживает просмотра любым любителем литературы.
Некоторые люди похожи на звезды, свет которых будет сиять нам многие столетия, хотя сами звезды уже потухли. И книга Роберта Асприна «Игры драконов», выпущенный издательством АСТ уже после смерти автора, это не только увлекательное чтение, но и нерукотворный памятник памяти Мастера.
Новый роман Р.Асприна «Игры драконов» (Dragons wild) рассказывает нам историю превращения выпускника колледжа Гриффина, который к тому же оказывается молодым Драконом, в босса подпольного игорного бизнеса Нью-Орлеана. Помимо чистокровных, полукровных и малокровных драконов в романе присутствует и другая сказочная живность – оборотни, умертвия и прочие жрецы Вуду, принадлежащие к неизменным атрибутам мистики негритянских кварталов городов США.
Роман в первую очередь авантюрный, посвященный честным жуликам, живущим «по понятиям». Извинительным аргументом, позволяющим простить их проступки, выступает фантастическое допущение того, что они все в той или иной степени драконы и жить по-другому они просто не могут. Собственно на этом роль фентези в романе заканчивается и начинаются суровые будни игорного бизнеса. Роман содержит более чем подробные описания организации нелегальных игр, которые в паре мест скорее напоминают Сократические диалоги, а не приключенческое произведение, хотя и вплетены они в повествование весьма органично. Можно утверждать, что хотя Асприн повторяет некоторые идеи другой своей книги, посвященной казино, «Шутовской рай», «Игры драконов» освещают иную сторону, безусловно крайне привлекательного для автора игорного бизнеса.
Криминальная составляющая романа от смерти наркодиллера до покушения повторяет сюжеты многих гангстерских боевиков, таких как, например, фильм «Путь Карлито» снятый по книге Э.Торреса. Однако Р.Асприн как всегда в высшей степени гуманен, поэтому крови и убийств в романе нет. Почти.
Отдельно хотелось бы отметить расистскую составляющую романа. В «Играх драконов» не только прямо указывается на связь между чистотой крови и силой дракона, так что никакая грязнокровка, то есть нечистокровный дракон не способен освоить вершин драконьей магии и стать лучшей ученицей курса, в смысле стать Главным Драконом клана. А чтобы у читателей совсем не осталось сомнений, в произведение вкраплены истории про черных парней и белых девушек.
Очевидно, что роман Р.Асприна «Игры драконов» является первым из панировавшейся серии романов о драконах, которая, увы, так и останется двукнижьем, и в большей степени посвящен описанию способа существования драконов в мире людей. Тем не менее, произведение является увлекательным авантюрно-приключенческим романом, украшенным драконами, мистикой Вуду и сдобренным толикой юмора.