В жизни каждого профессионального писателя, да и в жизни любого профессионала, бывают взлеты и бывают спады. Придерживаюсь точки зрения, что профессионал, все же, в отличие от любителя, умеет держать серединку и даже в пору творческих кризисов способен выдавать качество. Себастьян Логан, как он считал и как показывали продажи, выдавал хорошие романы ужасов, один за другим. Жизнь его, мужчины в довольно зрелом возрасте, протекала сыто и именно так как он всегда мечтал. Достаток, отличное жилье у моря, хорошенькая любовница, гонорары, признание.
Но тут ему начинает чудиться всякое.
Какая-то фигура в капюшоне следит за ним, является ему в толпе, на отдалении. Страшно писателю? Да. А еще страшнее становится, когда он узнает лицо под капюшоном. Оказывается, что преследует писателя друг его голодной молодости, Юэн. А зачем? Дело в том, что Юэн хочет, чтобы Сэб написал что-нибудь стоящее, да не просто хоррор, а роман ужасов, основанный на реальном опыте астральных путешествий. Собственно, у преследователя уже есть какой-никакой текст, нужно, чтобы старый друг, воспользовавшись своими навыками ремесленника и своей популярностью, обработал и выдал в мир готовую книгу. Юэн всячески подчеркивает, что писанина Логана ему противна, что это всё бездарщина. Не успевает Сэб толком отказать от соавторства как вонючий дружище погибает при странных обстоятельствах.
Прерву свое краткое изложение, чтобы сказать, что первые 200 страниц произведения, на мой взгляд, можно было просто вырвать и начинать чтение где-то с двухсотой (хотя, закрыв книгу, я вообще затрудняюсь сказать. какую ее часть я бы оставил). Что мы узнаем? Сэба начинает глючить, ему становится страшно. Он вызывает к себе подругу, которая думала, что они отлично проведут время, а вместо этого хлебнула страху и убежала прочь из этого текста. Явился друг Юэн, который жил с ним в квартире Сэба и на его деньги в молодости. Жили они чуть лучше, чем бездомные, редко мылись, плохо ели. Читая эту ретроспективу даже страшно как-то становится за молодежь Британии, неужели у них там есть и такие жуткие условия жизни?
Товарищ Юэн был соседом неприятным во всех отношениях. Автор вообще в этой книге уделяет предельное внимание плохому запаху, и о запахе Юэна мы обречены читать много. Он из богатой семьи, но из нее ушел, он любит почитать хорошие мистические книги и выпить. Характер скверный. Зубы не чистит, поэтому аромат изо рта и цвет эмали соответствуют. Стоит ли говорить, что Логан был очень рад, когда в один прекрасный день их пути разошлись. Но вот Юэн приходит к Себастьяну, воскрешая собой образ тех нищенских лет, и дает ему понять, что галюны писателя не случайны и никуда не уйдут, пока Себ не поможет старому другану.
Диалоги развиваются по следующей схеме:
Сэб: Юэн, я требую, чтобы ты немедленно отвалил от меня.
Юэн: Да нифига.
Сэб: Отвали.
Юэн: Нет.
Сэб: Я буду жаловаться в комсомольскую правду.
Юэн: Жалуйся.
Потом снова о том, какой Юэн немытый, как он чешет всякие участки загнившего тела, потом опять диалоги подобного содержания. И так оочень долго. Потом, к счастью для читателя, Юэн погибает. Говорят, что во сне. Да, пока ароматный друг еще жив и гостит у Себа, хозяина дома посещают всё более изощренные галлюцинации, ему чудится присутствие чего-то страшного и живого. Но тут всему конец, страшные видения/сны отступают, и Себастиан мог бы зажить как встарь. Но на свою беду он решает почитать бумаги, оставленные Юэном.
И тут нас ждет вторая смысловая часть книги, представленная записями разных людей о своем астральном опыте. Если вы знаете ХОТЬ ЧТО-ТО об этом фантастическом феномене, тогда вы не прочтете на этих страницах ничего интересного и нового. Все пишут, что испытывают невероятно воодушевляющие эмоции, куда-то там летят, идут и так далее. Сэбу встречаются упоминания о неком Хаззарде, человеке, который и затеял целое общество ОПИ, занимавшееся изучением астрала. Писатель вдруг понимает, что из этого всего может и в самом деле получиться хорошая книга. Он находит контакт одного автора, который посвятил несколько глав своей давней монографии ОПИ и звонит ему.
В этой полосе текста Нэвилл расчехляет свои фирменные орудия:
1. Социальная группа, увлекающаяся некой эзотерикой и ее лидер.
2. Фиктивная документальность, заставляющая читателя взглянуть на историю как на быль.
3. Ну и, конечно, странный монстр, а также окружающие его страшки поменьше.
Где-то здесь кажется, что сейчас экран погаснет. А потом на черном фоне начнут проступать буквы белого или красного цвета, складывающиеся в надпись: Судные дни 2: Астрал.
Из рассказа коллеги Сэб узнает больше об обществе астральцев ОПИ, об их неприятном лидере, который и до сего предприятия вел крайне неопрятную жизнь проходимца. Похоже, что общество заманивало к себе состоятельных людей, обещая привести их к истине, свету и всему такому. Ну а потом выкачивало их низ все деньги и возможности.
Что ж, в голове Логана роятся мысли для нового романа, он начинает жить как раньше, но тут на него выходит женщина, по аромату которой они понимает – она из того же мира, что и Юэн. Она требует, чтобы писатель приехал в особняк, которым владел… Хазард. Намекает на то, что отказ не принимается, иначе астральные проекции снова будут навещать Сэба. Он решает, что нужно приехать туда, отдать этой женщине и тем, кто с ней, все записи Юэна, и распрощаться.
В путешествие с ним напрашивается и тот самый собеседник, уже писавший о Хазарде. В пути Сэба снова преследуют видения. Спутник, его зовут Марк, ведет себя скептически, постоянно убеждая главного героя в том, что всё это наваждение, а общества ОПИ давно уже не существует.
Впрочем, когда они добираются до заброшенного особняка, они в конце концов находят двух женщин, одна из которых и вызывала Сэба на ковер. Тут вскрывается, что и Марк в теме, именно он и спалил Сэба женщина, после того первого звонка. Его, после публикации книги, в которой упоминался Хазард, запугали, заставили скупить весь свой тираж и выкачали все деньги. Он не мог не сообщить этим людям о Сэбе и его интересе к ОПИ. Вышло так, что, если бы наш герой не позвонил тогда Марку, на него никогда бы не вышли эти женщины. Но теперь уже поздняк метаться.
У дам с Сэбу то же предложение, что и у покойного ныне Юэна. Знаменитый писатель будет делать для них книгу, посвященную астральным экспериментам великого Мастера Хазарад, который, кстати, до сих пор обитает в стенах этого здания в виде астральной проекции. Да что там, здесь обитают десятки, если не сотни, астральных проекций тех, кто уже покинул материальный мир.
Сэб упирается, но пути назад нет. В особняке он видит странные фигуры, пугается. В общем, собирает материал. В финале пугается так, что его находят еле живым. Конец (так и написано).
Теперь нас сразу закидывает на сколько-то месяцев вперед. Выясняется, что то, что мы прочли до сих пор – это текст заказанной книги. Женщины недовольны первой работой и требуют от Сэба вторую, но ее он будет писать, проживая исключительно в этом особняке и общаясь непосредственно с Хазардом.
Отказ, как обычно, не принимается. В результате Логан пишет сборник рассказов, сам становится грязным и вонючим. Женщины, напротив, тратят его деньги, красиво одеваются и живут в писательском особняке. И вот, герой, достаточно уже навидавшийся, взывает к самому Хазарду. Он говорит, что его ученицы потеряли берега, предали идеологию (ходить немытыми?) и живут как аристократки, транжиря деньги, принадлежащие ОПИ. Параллельно он обливает бензином все здание и ждет, когда упомянутые дамы приедут с визитом. Хазард внимает наводке и натравливает на них Длинного Лена, о котором мы скажем чуть ниже. Автор закапывает трупы дам, сжигает особняки и возвращается в свою привычную жизнь. Конец. Но автор как бы намекает нам, что это может быть конец именно очередного рассказа, а не реальной истории, и что Логан остается заложником жуткой ситуации до сих пор.
Итак, это четвертый роман Адама Нэвилла, их прочитанных мной, и он разочаровал меня чуть больше, чем полностью. Буквально после первых страниц стали закрадываться смутные сомнения, но начало еще как-то держало. С момента появления Юэна и вплоть до его кончины я читал текст наискосок. И это только из уважения к Адаму и потому, что я купил эту книгу.
Структура произведения:
Автора глючит
Появление Юэна
Смерть Юэна и знакомство с его записями
Встреча с женщинами, адептками ОПИ
Писательское рабство
Конец
Пожалуй, все диалоги в тексте неинтересные и предсказуемые. Вступление не блещет, хотя там есть страшный образ высоченного человека в капюшоне. Отчеты Юэна и других астральщиков тоже показались максимально скучными и неизобретательными. Далее идет самая интересная и свежая часть – телефонный разговор с Марком, который рассказывает подробности о деятельности ОПИ в недалеком прошлом. Вот тут Адам ненадолго вернулся в кабину пилота, но всё интересное, что мы находим на этих страницах, по сути повтор Судных дней. Закрытое общество, одиозный лидер, потусторонние гости.
Потом герои едут в особняки и всё. Дальше опять ничего интересного. Вернее, образы десятков астральных мертвецов, заблудившихся во мраке другого мира, это круто, но они никак не развиваются. Нам просто их время от времени показывают. Герой не узнает ничего любопытного и цепляющего, не проходит за завесу тайны. Да нам и вообще не рассказывают о том, что он узнает из бесед с астральным Хазардом. Диалоги с женщинами-ОПИшницами, опять же, можно не читать подробно, там ничего нет. Ну и в финале автор решает всё сжечь, кроме книги… Странно, что он ждал так долго.
В жизни профессионального автор и творческой личности бывают простои и застои. Но, видимо, точно как астральщицы, литературные агенты требуют от писателя новых продуктов с завидной регулярностью. И в мир приходят вот такие книги, наполненные водицей и даже не вторичными идеями. Интересно, кстати, что следующая книга под название «Багрянец», о которой я уже писал, получилась весьма удачной.
Ружья, которые не выстрелили:
Движение чего-то огромного за стенами дома автора в начале книги. Это был Юэн? Или Лен? Или что?
Огромная фигура в капюшоне. Только попугала слегка в начале.
Длинный Лен. Это был такой маньяк, который передушил всех детей в доме ОПИ. Его повесили, но он вернулся в виде астрального чудища и был подконтролен Хазарду. В тексте он упоминается и даже пару раз появляется мельком. Им пугают Логана. Но ничего заметного и ключевого Лен так и не делает. Да, именно от его рук погибают те женщины, но и всё… Как-то он проходит по краю произведения, а ждешь от него самых интересных и страшных сцен. Говорится ешё об одной жуткой фигуре из астрала, но ее мы вообще не встретим.
Хазард. Упоминается, что он еще при жизни представал перед людьми то как мужчина, то как женщина. Ок, и что? Как это повлияло на историю? Да, один раз Сэб видит его женскую проекцию. И? И?
Пуповины. У еще живых астральщиков в их видениях есть пуповина, которая соединяется с черным водянистым полом. Но когда эти люди умирают, их пуповины уже просто висят у них на животах. Ок, это, видимо, такой символ обреченности, потерянности.
Астральные проекции. Кто-то там шарит во тьме рядом с Сэбом. Они беседуют между собой. Такие, в общем, бессмысленные призраки, обреченные на вечное блуждание во тьме искатели света. Но эти образы также остаются декоративными.
Юэн. Ему посвящена почти половина книги, но в результате его герой НИКАК не выстреливает. Он приходит, бесит Сэба и оставляет свою писанину. И потом он умирает/его убивают. Все эти воспоминания о студенчестве, мысли автора о Юэне… Они никак не развивают повествование. Можно было в трех словах рассказать о том, что был такой, что оставил бумажки. Кроме того, как я уже говорил, вся эта часть читается максимально уныло. Стивен Кинга иногда на трех страницах рисует более интересных и живых персонажей, которые, кстати, потом быстро гибнут. Но нам было с ними интересно. А тут – нет. Мы только триста раз узнаем о том, как от него пахнет и как он бесит Сэба.
Астрал. По сути мы даже не поняли, куда там так все стремились. Логан так и не побывал качественно в этом самом астрале. В дневниках Юэна упоминается, что его то пускали в одну комнату, то не пускали, что там что-то было интересное и таинственное. Ничего нам не покажут. В данном случае, возможно, автор и хотел сказать, что ничего там нет, хотел проиллюстрировать всю эту безысходность. Но нам же рассказывают, что тот же Длинный Лен выходит из какого-то параллельного мира… Что за мир? Где?
Итог и мнение
Эту книгу я читал через силу. Если «Дом малых теней» обладал интересным сюжетом и всем, что нужно, но только написан был как-то сумбурно, то «Под неусыпным надзором» не предлагает и этого. История идет натурально из ниоткуда в никуда. Создается впечатление, что у Адама был на уме какой-то рассказ, была идея… И он просто сидел и размазывал эту идею, обливая то ли своими слезами, то ли водой из-под крана. Пишу со всем уважением к автору, который дал миру «Ритуал» и «Судные дни», такие яркие и свежие книжки. Совсем нет охоты громить его или принижать его способности. Я с ужасом смотрю на «Никто не уйдет живым» и не хочу верить, что там дела обстоят где-то так же или хуже. Но то, что после вот этого текста мир увидел «Багрянец», заставляет меня надеяться, что автор все еще может жечь и впереди нас с ним ждет еще что-то хорошее. Однако, за неусыпный надзор обидно, по всему параметрам. Интересно мнение читателей, может быть кому-то книга напротив очень понравилась, может кто-то осветит ее положительные стороны или вдруг покажет, какая там случилась невидимая глазу интеллектуальная игра. Всем спасибо за прочтение!
Дональд Рэй Поллок издал свою книгу в 2011 году. В 2020 вышел одноименный фильм от Netflix под авторством Антонио Кампоса. Поллок сам выступил в кино голосом рассказчика.
После просмотра «Дьявол всегда здесь» мне стало интересно, что за текст вызвал к жизни настолько шикарную картину. Каков он сам с художественной точки зрения. Заказал книгу, привезли. Перед нами новелла или небольшой романчик, всего на 350 страниц. Можно прочесть за пару вечеров или даже быстрее, если вы турбо-чей. И вот, что там внутри.
Краткое содержание книги всегда здесь
Главный герой истории – молодой человек по имени Эрвин. В начале повествования он еще ребенок.
Эрвину запомнился день, когда отец решил показать ему, как с его точки зрения, нужно поступать с обидчиками. Он избил до полусмерти одного местного, который смел нелицеприятно высказываться по поводу матери Эрвина. Мальчик запомнил этот день как самый лучший, проведенный с отцом. Этот день определил главные черты его характера и ход повествования.
Мы узнаем также о том, что его отец, Уиллард Рассел, в прошлом воевал с японцами. Там он насмотрелся всякого, в том числе он видел распятого американского сержанта, которого враги освежевали заживо. Уиллард пристрели его, чтобы избавить от страданий, и вся эта картина преследовала его еще долго. Возвращаясь домой, он встретил в закусочной будущую жену, Шарлотту, и с ней вскоре счастливо зажил. У них родился сын Эрвин.
Подкралась беда – оказалось, что маму съедает рак и врачи не в силах помочь. Отец к тому времени имел личный храм под открытым небом – просто местечко в лесу, где у него лежало бревно (останки красного дуба) и в землю был вбит крест из досок. Уилларду пришла в голову мысль, что нужно молить господа о выздоровлении жены. И не просто молить, ему показалось, что нужна кровь. Он приносит сюда и развешивает мертвых грызунов, других животных. Также он заставляет Эрвина в голос молить бога о выздоровлении Шарлотты. Но час ее приходит. И вместе с ней уходит и сам Уиллард, покончив с собой после похорон. Последней жертвой ради выздоровления Шарлотты становится приблудившийся пёс, которого Эрвин хотело оставить себе.
Мальчику отправляется к бабушке Эмме и дяде Ирскиллу, которые и будут его растить. Здесь он превращается в сурового юношу, который не дает никому спуску, жестоко защищает от обидчиков названную сестру Ленору, которая также живет в этом доме.
– Это молельное бревно…. Только оно не помогает.
У Леноры своя история. Ее папа, Рой – бродячий проповедник. Мама, Хелен, юная сирота, побывала на его проповеди и была так впечатлена харизмой Роя, что тут же в него влюбилась. И они жили не так и плохо какое-то время, но внезапно проповеднику случилось видение свыше, и он уверовал, что может творить чудеса, в том числе и поднимать мертвых. А его кузен и компаньон по проповедям, Теодор, надоумил его продемонстрировать свои чудеса на жене, убив ее, а потом воскресив. Проповедник думал-думал, да и свез жену в лес и ткнул ее наточенной отверткой в горло. А потом, когда она затихла, стал оживлять. Но ничего не вышло… Пришлось удариться с кузеном в бега. Ленора выросла, как и мама, набожная. И ее тоже ждет печальный удел.
Второй эшелон центральных персонажей – это Карл и Сэнди. Карл фотограф и особенный эстет. Вместе с женой они катаются по окрестностям Огайо и дальше, подбирают мужчин/парней на борт, чтобы их, якобы, подвезти. Карл убеждает попутчика, что тому хорошо бы переспать с Сэнди, а он пофотографирует. Только вот фотографа интересуют снимки мучений, предсмертной агонии и также посмертные фотопортреты жертв. Карл не какой-нибудь там извращенец, он художник! Он мнит, что эти его снимки когда-нибудь человечество оценит по достоинству. Сэнди в целом одобряет его пристрастия, всегда готова на новые подвиги ради искусства. А еще она сестра шерифа Ли Бодекера, у которого и у самого-то проблем по горло, нечист он на руку, а тут постоянно ходят слухи, что сестра в свободное время торгует собой. Именно Бодекер прибывает на место, где покончил с собой Уиллард по наводке маленького Эрвина.
И, наконец, у нас еще есть линия священника Престона Тигардина, приезжающего занять пост в церкви, в которую ходит семейство Эрвина. Человек этот далек от праведности, единственное, что его правда интересует – это юные девочки. И под руку ему попадается Ленора. Она становится для него легкой жертвой, ведь он божий человек и напоминание об отце. Их связь вскоре приводит к беременности. Однако, когда Ленора приходит с этой новостью к священнику, тот прогоняет ее и отрицает свою причастность. Девушка вешается.
Эрвин узнает о причине гибели своей сестрицы, берет отцовский люггер и убивает священника, а после ему приходится бежать из родимых мест. Но перед тем как отправиться в неизвестном направлении, он хочет заехать в тот дом, где жил с отцом и матерью, хочет найти снова молельное бревно и похоронить останки безвинно убитого пса.
И подвезти его берется уже известная нам парочка. Однако, им не только не удается его задурить, чтобы заняться фотографиями, они погибают от его руки, ведь люггер никуда не делся. Эрвин вовремя заподозрил неладное.
И он продолжает свой путь в Огайо, где находит останки собаки и хоронит их. Здесь же его застает шериф Бодекер, быстро определивший, кто убийца и где его искать. Ли не собирается арестовывать Эрвина, ведь тот явно прознал о криминальных пристрастиях его сестры и, того и гляди, расскажет людям. Но и здесь Эрвин Рассел оказывается расторопным, и убивает шерифа. После чего планирует дальнейшее путешествие. На этом книга заканчивается.
Символы:
Люггер, немецкий пистолет – его с войны привозит Уиллард, дарит дяде Ирскеллу, а тот, в свою очередь, дарит его уже повзрослевшему Эрвину. Этим пистолетом творится правосудие над всеми грешниками в этой истории.
Молельное бревно – останки дуба – то место, на которое уповает Уиллард, обретая веру в тот момент, когда счастье и надежда на будущее открыты ему. Здесь же он начинает сходить с ума, приносить жертвы, здесь мучит сына молитвами (да так, что Эрвин ловит себя на мысли о том, что хочет, чтобы мать поскорее умерла). Возможно здесь символ ложной надежды на нечто нематериальное, вразрез с немецким люггером, который приносит определенные результаты.
Религия – конечно, в этом кино трудно не заметить скорее отрицательное отношение повествования к религиозности. По крайней мере к той форме религиозности, которая показана. Упование на высшую силу приводит отчаявшегося Уилларда к безумным поступкам, Рой убивает свою жену, веря в то, что сам сможет ее воскресить. Карл чувствует присутствие чего-то внеземного в момент, когда его жертвы страдают. Священник, развращающий юных девушек, не отказывает себе в ощущении собственной духовности. Ленора, попадающая в его сети, в том числе из доверия к его сану.
Убитый пёс – для Эрвина – это символ разбитого детства, странной несправедливости, как я вижу. Ему хочется вернуться и как бы извиниться перед собакой, сказать той, что она не виновата ни в чем. И он это делает. И тогда ему становится легче, и тогда он понимает, что у отца не было другого выбора в той ситуации.
Равновесие событий
В романе автор не выносит никаких суждений и смотрит на всё происходящее спокойно. Всё события кажутся будничными. Жестокость кажется основным блюдом героев на каждый день.
Если искать положительных персонажей в тексте или фильме, то это, пожалуй, бабушка Эмма, дядя Ирскелл и продавец Хэнк. Они простые деревенские жители, не желающие никому зла. Остальные лица, попадающие в прицел камеры или выводящиеся пером писателя – жестоки, способны на всё.
Даже Эрвин – можем ли мы назвать его положительным персонажем? У него есть свое чувство справедливости, так получается, что именно он уничтожает всё зло романа, но кто после этого он сам? Среди всех остальных он, конечно, ближайший претендент на роль положительного персонажа за которого можно переживать.
Автор уделяет внимание предсмертным мыслям героев. Например, Ленора, уже повиснув в петле вдруг понимает, что хочет жить и что родит ребенка, что все будет хорошо. Но уже поздно, она гибнет. Карл думает, что сейчас передохнет, и все исправит, что завяжет с убийствами. Но уже поздно, смерть тянет его вниз. Рой смотрит в небо и думает, что смерть это вот так легко. И в последний момент говорит, что дочь его зовут Ленора.
Различия страниц бумажных и экранных
Холланд, все же, как мне кажется, не до конца додержал личину сурового пригородного парня. С середины и до финала на его лице читается какая-то мягкость, что-то слишком изнеженное. Но это не провал.
В фильме у Эрвина своя домашняя собака, в тексте – это приблудившаяся дворняга, появляющаяся буквально за пару минут до собственной смерти.
Паттисон создал образ еще более шокирующий, нежели в книге. Он говорит с интересным акцентом, ведет себя жеманно, в памяти записывается каждый его жест. В книге священнику не пришлось как-то окольно завораживать Ленору и просить ее раздеться. Что именно он ей говорил – не упоминается. И у книжного варианта была жена, которую он сексуально эксплуатировал.
Книжный Уиллард каждый месяц катается к воротиле, чтобы отдать денег за аренду дома. Тот относится к нему по-скотски, но однажды вдруг становится более участливым. А потом намекает на то, чтобы мужчина убил его жену и ее любовника. Но Уиллард убивает самого воротилу, а потом мы узнаем, что в убийстве обвинили жену. Отец Эрвина совершает это убийство, опять же, как жертву для выздоровления Шарлотты.
В тексте нам больше рассказывают о Рое и Теодоре. В кино Теодор простой и даже милый дядька на инвалидном кресле, который аккомпанирует Рою на гитаре во время проповедей, а в остальное время сидит себе и помалкивает. В книге он довольно мерзкий тип, именно он подговаривает Роя показать чудо, убив Хелен. И он заранее знает, что никакого чуда не случится. Теодор ненавидит Хелен и хочет ее устранить, чтобы как раньше путешествовать вместе с кузеном, которого в тайне вожделеет.
– Тяжело вести безгрешную жизнь, – сказал он. – Кажется, дьявол никогда не дает спуску.
В фильме Рой оставляет его в машине спящим, а сам бросается в бега, почти сразу встретив парочку убийц. В романе кузены вместе скрываются многие годы, находят себе пристанище в бродячем цирке. Однако, Теодора там ловят на педофилии, и с тех пор им приходится совсем туго. В конце концов кузен Роя заболевает и угасает. Рой же принимает решение, что должен увидеть дочь, а там – пусть его сажают в тюрьму. И вот, он ловит попутку, в которой сидят Карл и Сэнди. И дочь он уже не увидит. В книге к Рою можно отнестись снисходительно, а вот в фильме так вряд ли получится сделать. Гарри Меллинг сыграл великолепно!
В книге у юноши Эрвина есть друзья, он нередко выпивает и ведет обычную жизнь сельского парня. В кино он производит впечатление отщепенца.
В тексте больше наблюдений за парочкой убийц, больше рассказывается о Карле с его страстью к фотографированию умерщвляемых мужчин, с его вниманием к знакам, нас больше посвящают в его внутренний мир. Он дядька жалкий и отвратительный, а в фильме Джейсон Кларк – довольно мужественный и в каком-то смысле очаровательный.
Сэнди до встречи с Карлом была тихой и незаметной, а после стала сельской шлюхой и соучастницей огромной серии убийств. Рассказывается как Карл хотел стать фотографом в Голливуде, но ничего не вышло. Потом он устроил Сэнди актрисой в порно, где ее унизили и даже не заплатили. После они подобрали первого попутчика, и началась их кровавая сага.
Ли Бодекер в книге не убивает некого мафиозного элемента и там нет сцены, когда последний унижает его. Но о каком-то случае, когда Ли убивал для кого-то, говорится. Пожалуй, в романе он изображен более неприятным, нежели на экране.
Жестокость
«Дьявол всегда здесь» — история о жестокости на каждый день, история о людях, которые жестоки по самым разным причинам в самых разных обстоятельствах. Некоторые из них осознают это, некоторые нет, каждый объясняет свою жестокость по-своему. Автору удается на довольно небольшом полотне развернуть множество событий, чувств и судеб. Здесь не будет длинных описаний, долгих подъездов к экшену – всё очень концентрировано и мимолетно.
Кому-то, быть может, захочется больше психологизма, более плавной развертки героев. Мне лично, что в фильме, что в книге, не совсем была понятна мотивация Уилларда, как он пришел к мысли о крови. Видимо, это связано с образом замученного солдата на кресте, который, быть может, умер ради победы в войне. Или он стал символом этой бессмысленной жестокости, которая на тот момент показалась безутешному мужу той движущей силой мира, которая способна помочь жене. Причина, вероятно, где-то здесь. Она всегда где-то здесь. Упоминается, что он ощутил необходимость в молитве после встречи с Шарлоттой. А в экстремальный момент его вера приобрела столь жуткий окрас. Или он обратил свои мольбы куда-то не туда. Автор не дает точного ответа, читатель и зритель может делать свои предположения.
– Я говорю, что, как ни крути, в конце концов страдают все, – сказал Уиллард
Стоит ли читать книгу после фильма? Да, вы узнаете больше подробностей, увидите некоторые, незначительные на мой взгляд, расхождения. Может стоит начинать читать не через пару дней после просмотра, как сделал я, но немного подождать. Иначе будет ощущение, что вы просто второй раз смотрите фильм, кадры будут перекрывать текст.
Стоит ли посмотреть фильм после прочтения книги? Я думаю, что очень даже стоит. Не знаю, как будет восприниматься фильм, но, скорее всего, так же хорошо. Все же текст здесь – довольно прост. Крепкая новелла с отличной детализацией окружения, с яркими героями, постоянным экшеном. Но фильм – он же просто шикарен. Часто ли нам снимают хорошее кино в последнее время? Правильно, очень редко. А тут именно оно – настоящее во всех отношениях, с яркими актерами, прекрасной режиссурой, глаз любуется каждым кадром, каждой сценой. Это тот самый случай, когда книга почти в неизменном виде поместилась в экран, и именно кино увековечит ее, а не наоборот.
Я очень доволен фильмом, книга тоже понравилась. Рекомендую вам по крайней мере посмотреть творение Netflix, оно того стоит. С оглядкой, разумеется, на то, что там у нас как минимум 18+ и что картина суровая. Хотя, подчеркну, что сцены насилия даны на экране довольно сдержано, без излишних подробностей.
Цитаты приводятся по изданию АСТ 2021 года. Перевод Сергея Карпова.
Издание, которое вы найдете на фото, скажем так, довольно грустное. Серая-серая бумага, которая особенно бросается в глаза, контрастируя с белоснежной обложкой.