Ютуб меня всё зазывал посмотреть фильм «Гренландия» неплохим, напряженным трейлером. Ну что же, я взял и посмотрел. Джерарда Батлера я люблю, это один из моих любимых актеров в нише актеров-настоящих-мужиков. Еще со времен его Аттилы, где он разил своим взглядом направо и налево. Харизматичный актер, я всегда рад на него посмотреть. И в этом кино у него та самая роль – мужественный дядька, спасающий свою семью во время фактически конца света. Ожидался мной типовой фильм-катастрофа, где герой будет геройствовать, превозмогая все препятствия, покажет силу духа и в финале, быть может, даже погибнет, дав время спастись всем остальным. Должно было быть захватывающе, трогательно и может быть даже жестко. Что же на самом деле было в «Гренландии»? И дальше спойлеры.
В сторону Земли летит астероид, но он должен, по оценкам всех ученых мира (!), пронестись мимо нас. Мы только посмотрим в небо, пофтокаем пролетающие огни для своего инстаграма и будем дальше жить. Однако, в самый последний момент выясняется, что ничего он не пролетит, а жахнет прямо по нашей планетушке. По ТВ об этом внезапно сообщают всем зрителям, когда уже можно было ничего не говорить. Ученых, видимо, для вселенной фильма, набирались по объявлению. Впрочем, дальше мы выясним, что, похоже, зловещее мировое закулисье было в курсе заранее и составило список людей, которым положено выжить после Рагнарека. В список попадает и Батлер с женой и сыном. Им надлежит прибыть в аэропорт, показать уникальные QR-коды и улетать в Гренландию (там есть отличные бункеры) чтобы пересидеть.
Наши герои отправляются в путь, но судьба не дает им просто вот так улететь в закат. У сына Батлера, который ничем не похож на сына Аттилы, есть постоянная потребность в инсулине, а препарат этот остается в машине, на которой они подъехали к аэропорту... Приходится бывшему вождю гуннов прорываться обратно к авто, через толпу людей, которым билет на счастливый рейс не достался. Пока он там бродит, военные узнают, что у сына таки диабет, и говорят, что таким в новом мире не место, таких им приказано не пускать. Жена с сыном откочёвывают обратно к авто, (и это, между прочим, их везение) в то время как Джерард возвращается на взлетную полосу. Он ищет своих, но не может найти, а потом решает сесть в один из самолетов, ведь все летят на один аэродром.
Один из пассажиров видит у него в руках упаковки с инсулином и говорит, что больным тут не место. Джерард понимает, что сын остался на земле, и просит себя выпустить. Добрейшие военные открывают внемлют его просьбе. Тут следует жуткая сцена – плебс прорывается через ограждения и бежит к готовящимся взлетать самолетам. Вообще, в этом фильме неплохо показано, что человечеству не понадобятся зомби, чтобы вымереть. Мы и сами друг друга перебьем. Военные стреляют в толпу, толпа опрокидывает военных, пули попадают в баки, и самолеты взрываются. А кого в них не было? Правильно, главных героев. Золотая статуэтка «Тебе везет 2021» переходит семье сурового ирландца.
Не хочу пересказывать весь фильм далее в подробностях, а расскажу еще о паре моментов и об общих впечатлениях. Дальше Батлер будет искать семью, у жены какие-то отмороженные люди на время похитят сына, чтобы пройти по его QR-коду на другой самолет. Джерард в драке завалит одного злого дебила, потом семья воссоединится, отправится на очередной аэродром, и улетит в Гренландию, куда в тот момент будут пускать уже всех...
Какова структура такого фильма в идеале:
1. Введение любопытных персонажей, очерк их судьбы. Это есть. Джерард мог даже ничего и не делать, он и сам по себе уже отличное зрелище (на харизме и популярности актера, собственно, фильм и держится). У него тяжелый период с женой, он любит сына, он трудолюбивый и нормальный мужик. Строит здания, зарабатывает бабло, всё в семью. Уже по ходу пьесы мы узнаем, что он, вроде бы, изменил жене ранее, но ему это простится.
2. Тревожное начало. Тоже есть, вполне качественное. Какой-то астероид летит, все чуток переживают. Нам понятно, что что-то пойдет не так.
3. Момент катастрофы. Чек! Падают первые осколки, уничтожая города. Становится понятно, что герои в опасности и нужно что-то делать.
4. Основная длительности картины. Приключения, опасности, потери. Кто-то должен пострадать, кто-то погибнуть (из вторичных персонажей хотя бы). В данном сэттинге, разумеется, должны встретиться какие-то подонки, которые будут всем всё портить и которых мы будем ненавидеть. Должны появиться и положительные ребята, которым, разумеется, до финала не дожить.
5. Эпический финал. Кто-то теряет кого-то, кто-то выживает, все занимают свои места.
Да, с героями случается всякое, но это семья Джерарда Батлера, и она неуязвима! Да, детка! Ничто не утихомирит рокенрольщиков. Стихия не берет их, люди вокруг становятся такими добрыми и задушевными, что готовы ценой своей и не только своей жизни помогать гуннском племени. Жена забегает в аптечный магазин, который тут же начинают грабить мародеры. Она просит их ее отпустить. Афро-мародер с дробовиком дает ей руки, чтобы она поднялась с пола, и говорит: «Ступайте». Военные стреляют в народ, чтобы его сдержать, но помогают Батлерам, очень вежливо их обслуживая при каждом обращении.
Батя жены встречает зятя со всем скепсисом, но уже через десять минут говорит, что полностью в нем уверен. Они едут под градом астероидов, но в них не попадает ни один. В финале Батлер не дает взлететь самолету с пассажирами-спасающимися, говоря, что без него и семьи они не поедут. Пилот самолета говорит ему вначале, что мест нет, что не возьмет их никак, но потом и на него нисходит благодать, и вот уже наши герои в небе. Другие пассажиры добросердечно подвигаются, давая семье как-то расположиться на борту. Да, забыл сказать, что все это время к планете приближается главный кусок астероида, который, как говорят в дурацких передачах по ТВ, по размерам сильно превосходит тот, который уничтожил динозавров. Ну и они, Батлеры, короче говоря, спасаются, а через 9 месяцев выходят из бункера, чтобы заново населить планету гуннами.
Уже к середине фильма понимаешь, что с героями ничего плохого не случится. Вернее, ничего фатального для них. Да, их покусывают разные невзгоды, но крайне легонько. Да и каждая невзгода ведет к спасению, как бы помогает им е сбиться с курса. Начинаешь думать, что тебе бы такое НЕИСТОВОЕ везение не помешало и самому. И дальше уже смотришь фильм просто потому, что начал смотреть и потому что сделан он неплохо.
Понятно, что «Гренландия» изготовлена для просмотра если не семейного, то для пар. Тут есть немножко жести, но она весьма декоративная, нам о ней быстро дают забыть. Посыл фильма, как я его понимаю – будьте добры друг к другу, помогайте друг другу, и тогда даже апокалипсис нам не страшен. При этом все добры именно к Батлерам, а они ну просто ведут себя нормально. Да, Джерард спасает человека из горящего авто под занавес, но в целом блага достаются именно ему и жене с сыном, а остальные гибнут, страдают (но что нам до их?).
Всё зло, видимо, где-то наверху, в палатах лордов, а на земле все мы равны и мы должны относиться к другим по совести. Это хорошая идея, вторая ее часть, мне она нравится, в кино она отлично работает по отношению к героям. Фильм не хотели делать жестоким и слезоточивым, хотели уверить людей, что хороший финал возможен. И таким образом драма-катастрофа откатилась во что-то рафинированное и не очень интересное. Не говоря уже о том, что весь этот жанр кино довольно посредственный, но бывали фильмы и значительно сильнее. Отдельно порадовал наивный зачин. То есть метеорологов и других специалистов по небу собрали со всего мира в одном месте и заперли. Поэтому никто не мог заранее сказать, что к Земле подлетает полная борода. Ибо только так можно объяснить всеобщее тотальное неведение.
Что можно сказать, кино на один раз. Жаль, могло быть лучше. Посмотреть можно. Надеюсь, что мы увидим ирландца Джерарда Батлера в более крутых фильмах в дальнейшем.
Мимо этой книги я ходил годами, зная, что когда-нибудь мы поговорим. И вот, наведавшись в ДГПБ (Донская государственная публична библиотека), увидел, среди прочих, «Книжного вора», и понял, что время пришло. Австралиец Маркус Зусак написал шесть романов, при этом «Вор» является предпоследним на сегодня, а самый новый, «Глиняный мост», появился спустя целых 12 лет.
Книга о девочке и бомбах
Книжный вор – художественное произведение о времени ВОВ, оно рассказывает о судьбе девочки Лизель Мемингер, которую принимаю в семью простые бедные немцы. Место действия – город Молькинг. Вся история передается от лица смерти.
Мы будем смотреть на тех немцев, которые стали по большому счету заложниками ситуации и продолжающих жить так день за днем, встречая и стараясь пережить Мировую Войну. Здесь будут унижать и притеснять евреев, и только приемный отец Лизель отважиться сделать хотя бы что-то, чтобы помочь ненавистному для немцев народу. Здесь девочка встретится с обычными людьми, некоторые из которых найдут, чем ее удивить. Она будет дружить, ненавидеть, стараться понять, плакать, взрослеть. И, конечно, она будет воровать книги, от чего и получит свое прозвище. Всё чаще над Молькингом будут летать самолеты, всё ближе к дому Лизель будут падать бомбы...
Красиво о простом и просто о сложном
Проза блестящая. Вы можете открыть книгу в любом месте, прочесть хотя бы страницу «Вора» и понять, что перед вами что-то особенное. Образный язык Зусака, постоянная игра с тем, что и как видят герои, а также рваность текста, который при этом читается очень легко и цельно – это всё превращается местами в некую импрессионистскую поэму.
Сам по себе сюжет, то, что происходит от первой до последней страницы – тут ничего нового или удивительного, сама история проста. Она все время грустная, даже в ее веселых моментах, местами она прямо таки слезодавильная и жестокая. Но жестокость с абсолютным унынием разбавляют маленькие радости, будничные дела, внезапные проявления человечности.
Даже сама смерть, забирающая тут и там умерших – она не зловеща, она как уставший работник, у которого в те годы просто масса работы, спокойно рассказывает о своем деле, попутно приглядываясь к людям и даже сочувствуя им время от времени. Подобные истории вы, скорее всего, уже знаете, но эту стоит прочесть именно из-за того, как она написана. Все герои оживают с первых строк, когда о них пойдет повествование, и уже навсегда селятся где-то у вас в голове или сердце.
Меня обуревают люди
Автор не выносит оценок, он, являясь жизнью и смертью для своих героев, просто показывает, как оно было с его точки зрения. Определенно, антивоенные нотки, играют тут и там, но Зусак не будет открыто призывать к чему-либо, даже просто к гуманизму.
С одной стороны – образ Гитлера и его войск, несущих смерть куда-то вдаль и железную дисциплину, новый порядок, в свои города (а потом смерть, идущая уже на его земли, за ним и его людьми). Этот образ подавляет, против него никто из простых людей ничего не может предпринять, а даже если и предпримет – то этого все равно будет исчезающе мало. Да что говорить, многие, если не большинство, и не против этого нового порядка. Иным просто приходится подчиниться.
Стоит ли рисковать собой и семьей, чтобы дать возможность жить одному еврею, когда буквально за углом их мучают и убивают тысячами? Стоит ли делать хоть что-то, если ты все равно ничего не изменишь, а бомба, летящая с неба, слепая и безучастная, способна стереть и тебя, и твою улицу, и твои добрые/недобрые дела? Герои принимают свои решения, а мы можем наблюдать и делать свои выводы.
Красть ли книгу?
Я думаю, что перед нами та самая современная классика мировой литературы, Настоящая Книга о важных человеческих вопросах. Ну а если проще – хорошая вещь, которую, не смотря на серьезное содержание и тяжелый посыл, легко читать. Эстетическое удовольствие прилагается. Красть не нужно, можно взять в библиотеке или купить. Всем советую прочесть.
В «Сиянии» мистическая часть повествования может показаться пришитой сбоку. У нас грустная история о стремительном разрушении человека, который борется со своей алкогольной болезнью, но обречен на поражение. История о его семье, которой на себе приходится тащить его борьбу и платить за неудачу. Глубина кинговского взгляда в душу Джека и способность рассказать о ней читателю бесценны. И при этой замечательной мощности именно реализма (настоящей трагедии в произведении) мотив про «сияние» сына кажется неудачным шагом. Впрочем, тут же я ловлю себя на мысли, что, если бы ее там не было, я бы и не взялся читать просто книгу о том, как в замкнутом пространстве звереет больной человек. Кинг вынужден подкладывать что-то сладенькое и интригующее, чтобы высказать то, что действительно его интересует. Да и при желании мы можем списать всю фантастику «Сияния» на своеобразное описание интуиции мальчика, больной фантазии Джека… Но в случае «Кладбища» картина иная. Здесь, на мой взгляд, мистика естественно и пластично сплетена с обыденностью. Здесь она необходима. Перед нами с одной стороны страшилка про клаТбище, с которого животные (и не только) способны вернуться назад к хозяевам, а с другой – философская история о смерти, об отношении к ней.
Еще одним отличием этой книги от «Сияния» является невинность героев. Это обычнейшая семья, вы ничего такого о них не подумаете. Муж, жена, дочка и сыночек. Муж, кажется, даже неплохой парень. Жена, вроде бы, тоже вполне себе благонадежна. Ну а дети, с них пока спроса и нет. Криды просто попадают не в то место... Жить им придется рядом с землей, которая выполняет неправильные, но такие заветные желания. В любом другом месте мира вся ситуация, предстоящая героям, ограничилась бы трауром, может быть разрывом семьи, может быть чьим-то суицидом. Но только здесь она оборачивается фатальным хоррором.
Так вот, если Джек – личность противоречивая, и мы не можем сказать, что он такой уж хороший парень – в какой-то мере получает расчет от судьбы, то Луис вообще ничем не провинился пред лице некой литературной справедливости. Все проблемы у Крида и его семьи будут только от того, что у них, как и у, наверное, большинства людей, нелады со смертью. И никто не уйдет из этой истории обиженным ее вниманием.
Страшная сказка
В кратком пересказе это просто городская страшилка. Есть место, где можно закопать умершее животное, а наутро он вернется к радостным хозяевам. Да, оно будет какое-то странное, но ведь это наш Барсик. Пусть уж будет таким, чем не будет вовсе. Это же чудо! Хотя теперь нам и прикасаться к Барсику как-то мерзко, но все равно, пусть уж лучше так. Ведь он… живой. Кстати, а с людьми такое работает? Как показывает история – работает. Только еще хуже.
Заметным героем второго плана, заварившим весь этот поминальный суп с лапшой, является сосед Кридов, Джад. Очаровательный старик, западающий в душу Луису буквально как второй отец. Он покажет семейству странное «КлаТбище домашних жЫвотных», а потом уже индивидуально Луису – по-настоящему страшное место, поодаль. И сам признается, что эта земля буквально заставила его показать свои тайны озадаченному отцу семейства с дохлым котиком на руках. И, возможно, Джад единственный персонаж, который получил по заслугам, а не просто так. Впрочем, он вовсе не злодей, он просто допустил страшную халатность. Да и не знал он, что всё так закрутится.
Есть у нас и еще один персонаж – само место. Озлобившаяся земля индейцев, которую те покинули, посчитав более непригодной для чего-то хорошего. По ней ходит Вендиго, огромное немыслимое существо, воющее и заливающееся страшным смехом. То ли Вендиго и есть причина мрачной магии, то ли само место привлекло/породило его. Ничего этого Кинг уточнять не будет, а мы и вовсе можем выпустить данную деталь из виду. Хотя герои подозревают, что сила этой земли сама приводит всё к печальному концу, интереснее следить как раз за реальной стороной событий.
Кинг, верный себе, немало расскажет нам о повседневности персонажей, пересчитает десятки мелочей в характерах, опишет ссоры и радости, любовь, воспитание детей, детские вопросы о жизни и смерти. И весь этот ровный быт, поток гарантированной жизни, будут омрачать весточки о смерти, размышления о ней, споры и в результате – сама смерть, но и дальше – попытка обхитрить ее. Мастерские переходы от темы жизни, бьющей ключом, стабильной жизни молодой и счастливой семьи, к теме тлена, земли и конца, создают атмосферу нарастающей и неумолимой трагичность.
Вот вы говорите, что он пишет много лишнего? Например, к чему нам знать, что ели герои или зачем нам знать о хобби Луиса, собирание моделей корабликов. Зачем нам читать об их посиделках с Джадом и отношениях с родственниками? Что, без этого всего нельзя было страху нагнать – закопать кота, сына, жену и ужаснуть читателя? Да, можно, но это была бы просто бульварная страшил. Здесь у нас ритм повествования, идеальные переходы от привычного к страшному. А ужас здесь в первую очередь не для тех, кто боится Вендиго, а для тех, кто боится потерять кого-то, боится смерти. Таких, думаю, большинство. Поэтому именно бытописание, которое всегда удается Стивену Кингу на пять, здесь необходимо – чтобы мы поверили в существование этих героев, чтобы увидели – они абсолютно такие же как и мы. И что вот с такими как мы может приключиться «КлаТбище домашних жЫвотных».
Сюжет и детали
Итак, семья переезжает жить в новый дом. У них всё в порядке. Жизнь налаживается, цветет и пахнет. Да только вот кота раздавил грузовик. Чтобы не знакомить дочку друга раньше времени с темой утраты, сосед, Джад, решает (за всех сам), что кота нужно похоронить в тайном месте, которое оживляет мертвецов. Кот возвращается. Он странный, от него мерзко даже ничего не знающей дочке, но всё как-то идет дальше. И тут под грузовик попадает сынишка Луиса. Его хоронят на обычном кладбище. Но тут уже сам Луис не выдерживает, и перезахоранивает мальчика в том же самом таинственном месте. Мальчик возвращается, но только вот он настроен убивать всех, и убивает – Джада, жену Луиса. Герой совладал с сыном, но помутился разумом окончательно. Он хоронит и жену в той злой земле. Он ждет ее возвращения, и она уже идет к нему. Конец. Думаю, что финал недвусмысленно намекает нам на дальнейшее развитие событий.
Наиболее гнетущими страницами являются похороны сына и его откапывание. Ощущение присутствия – на похоронах, на кладбище – просто до жути реальное. Кажется, что читатель вместе с Луисом откапывает гроб мальчика, чувствует трупную вонь, вытаскивает его из гроба, тащит через забор. Жуткие страницы. Невероятно печальные и жуткие.
Кинг сообщает в предисловии, что и сам слегка был в шоке от своего сочинения и даже сомневался, стоит ли его публиковать. В самом деле – оно абсолютно беспощадное и несправедливое. По крайней мере так кажется на первый и второй взгляд. Но справедливость и закономерность событий тут зарыты в простой идее – отпусти тех, кто ушел. Если не отпустишь – тебе будет только хуже. А если решишь их каким-то образом воскресить – это тебя убьет. Не делай так.
Насколько ярко описывает Кинг горе родителей, насколько оно огромное и длящееся, длящееся Кто бы упрекнул Луиса в его безумном поступке? Конечно, поступок выглядит абсолютно ужасным, аморальным, безумным, но будь у кого из читателей подобная возможность – кто знает…
На мой взгляд, это очень сильное произведение Кинга, весьма реалистическое и мистика в нем играет свою пластическую роль, она позволяет поставить страшный эксперимент, а не просто пришита для развлечения. Вся книга о смерти, здесь ее дух и тягость скорбящих. И в этом ее польза. Помни о смерти, как говорится. В наше позитивное и успешное время, когда о таких вещах предпочитают вообще не говорить нигде и никак, «Кладбище домашних животных» обретает особенную ценность. Имея в виду смерть, ценишь жизнь, ценишь тех, кто рядом и может в любую секунду перестать быть рядом. Вместе с тем, это просто интересное, хорошее чтение. Баланс философии автора, качественной прозы и интересной истории Кинг выдержал замечательно.
На эмоциях решил посмотреть экранизацию 2019 года и, товарищи, испытал испанский стыд своим российским сердцем. При том, что и актеры нормальные и картинка сочная… Сценарий – такое впечатление, что писал один подросток по пересказу другого, читавшего краткое содержание романа. Разумеется, фильм не обязан ничего своему первоисточнику, но так дайте тогда свою интересную вариацию… Но нет, не дали. По экрану расползлась только банальщина, скука и местами откровенная тупость (например, падение сестрицы в лифт для посуды…). Не говоря уже о !хитроумном! авторском финале… Не смотрите это, особенно по свежим следам, после прочтения книги. Старый фильм 1989 года, насколько я помню, был получше, собираюсь его позже пересмотреть. Книгу рекомендую весьма, хотя вы ее, наверняка, уже давно прочли. Будьте готовы к грустному, всегда актуальному и просто отличному тексту.
Сегодня День Рождения короля Стефана, он же Стивен Кинг. Не зря я что-то о нем стал вспоминать в последнее время, сейчас читаю «Кладбище домашних животных» (и пока в восторге!). Недавно мне пришла в голову мысль, насколько интересно жить и взрослеть, параллельно с определенными феноменами и людьми. Вот, например, Кинг.
С довольно раннего возраста я смотрел ужастики по телевизору и VHS, родители меня на эту тему не ограничивали, чаще это были именно семейные просмотры, да и PG-рейтинги до нас еще не добрались. Они, родители, с удовольствием смотрели страшилки, но читали детективы, книг-хорроров дома не было. Возможно, в хоррорах им не хватало интриги и расследований.
Какой фильм мне запомнился из детства... Наверно, «Оно». Его я посмотрел еще до школы. И это было жутко! Монстр-клоун, появляющийся тут и там, с зубами и когтями. Мимо проносились еще фильмы по Кингу, я слышал о его книгах и часто обращал на них внимание в магазинах. Он был везде – на полках книжных, в телевизоре и просто на слуху. Король ужаса пишет жуткие страшилки! Да он, наверное, злой и/или больной на голову человек! Это тогда так думалось и даже слышалось вокруг. Помню бабушка откуда-то мне вычитала, что у писателя чуть ли не синдром Дауна.
То есть в детстве и юношестве Стивен Кинг представлялся мне мрачной и отталкивающей фигурой, человеком, пишущим страшные истории, да еще и с плохим концом. В нем было что-то мерзкое и отталкивающее. Хотя, вместе с тем, и что-то притягательное. Пожалуй, муж моей сестры был первым человеком, который сказал мне, тогда я учился в пятом или шестом классе, что Кинг интересен, а не просто страшен. Он пересказал мне сюжет «Худеющего». Остроумное произведение ведь!
Шли годы, я обнаруживал, что экранизации Кинга, такие как «Зеленая миля», «Побег из Шоушенка», «Ловец снов», «Оно» мне очень даже по вкусу, а вот книги читать совершенно не хотелось. Мне они попадались в руки мельком, но было неинтересно. Там были какие-то описания, будничные рассуждения. А где ужасы? Там же должно быть страшно с первой страницы…
После школы и в универе мне казалось, что я уже перерос такую литературу. Я считал, что Стивен исключительно беллетрист и сочинитель страшилок. На факультете журналистики было, что почитать.
И вот, по-настоящему я открыл для себя Кинга уже после университета. Однажды мне вспомнился фильм «Оно» (старый), и захотелось его пересмотреть. А потом я подумал – хм, а интересно, как он об этом писал. Пошел в ДГПБ и взял толстенную книжку в мягкой обложке. Так, больше из любопытства. И тут оказалось, что Стивен Кинг умеет писать! Мало того, что история была просто шикарной и от нее невозможно было оторваться. Король ужаса действительно сильный писатель, выдающий сильную прозу. Последующие книги это только подтверждали.
Оказалось, что Кинг шикарно пишет о людях, мастерски рисует характеры, весьма глубоко видит многие вещи, в его текстах есть и поэтичность, и юмор. Монстры и ужасы зачастую, живут в людях и не являются на самом деле центральной темой кинговских книг. Да, читается он легко и быстро, но это отнюдь не потому что книги Кинга простенькие. Здесь как раз и виднеется краеугольный камень его творчества – доступная хорошая литература, способная и развлекать, и наталкивать на самые серьезны мысли. Именно поэтому Кинг стал королем, феноменом популярной литературы 20го века. Он смог сделать гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. И, разумеется, идти к нему за страшилками – наивно. Страшилки в его случае являются скорее транспортом для совсем других меседжей, весьма актуальных и своевременных.
Сегодня что ни сериал в жанре ужасов – по Стивену Кингу, полный метр – по Кингу. Очень недурно пересняли «Оно», есть «Доктор сон», сейчас крутят неплохой сериал «Чепелуэйт» (предыстория «Участи Салема»), к которому мастер сам написал сценарий. Джо Хилл, сын Стивена, сам стал весьма неплохим писателем. Кинг продолжает быть повсюду, каждый год выдает по книжке, при этом, очевидно, делает это не ради денег, а потому что хочется. Я прочел далеко не все его романы, но большинство из того, что прочел, могу рекомендовать. Так вот меняется и, думаю, продолжит меняться мое восприятие Кинга. Действительно ведь, с младенчества знаю эту фамилию. Полагаю, что и ваше отношение к нему с ходом лет менялось.
С Днем Рождения, Стивен Кинг! Долгих лет и пусть ужас продолжается. Король жив!
Король Штефан выкатил нам очередное своё сочинение, роман/повесть «Позже». Книжка на 300 с лишним страниц. Устами молодого человека нам повествуется о его детстве и юношестве, а также о некоторых происшествиях, случившихся с ним в тот период. Чем примечателен ребенок Джейми Конклин? Вы не поверите… Он видит мертвецов… Да, да… Вижу, вижу саркастические ухмылочки, а если честно, то и на моем лице вы сейчас могли бы наблюдать именно такую. Но держитесь крепче, ведь нас еще ждет маньяк, убивающий людей пачками, с помощью взрывчатки! И даже ритуал Чудь с толстыми намеками на родственников клоуна Пеннивайза.
Краткое содержание со СПОЙЛЕРАМИ
Да, Джейми с детства видит мертвых, но его это не сильно напрягает. А вот мама беспокоилась о психическом здоровье ребенка до тех пор, пока и сама не убедилась в том, что сын действительно что-то видит. Мама, Тия Конклин, издатель, она круглосуточно читает рукописи и выдает в мир писательские таланты. Внезапно, главный кормилец агентства скоропостижно умирает. Мало того, он умирает, не выдав заключительную книгу своей длинной фэнтези-саги, которую так ждали читатели. И тут мама решает прибегнуть к сыновьему дару. Они едут в дом писателя, где Джейми находит его призрак, и надиктовывает маме содержание романа. При этом присутствует и подруга/любовница мамы, полицейская Лиз Даттон, которая на всю ситуацию смотрит скептически. Дальше Тия долгие дни и месяцы сидит за вычитыванием прежних романов писателя и прослушивает записи с призрачного интервью, а потом пишет от его имени заключительную книгу, которая получает отличную оценку критиков. Финансовое положение семьи улучшается.
Лиз Даттон, решает, что Джейми мог бы и ей помочь в одном крайне важном деле. Ведь город терроризирует уже не первое десятилетие таинственный взрыватель. Оставляет бомбы в общественных местах, гибнут люди, полиция не находит концов. Но вдруг, по оплошности, маньяк вскрывается, но и схватить себя не дает, покончив с собой. Однако, он оставляет и послание о том, что им заложена еще одна прощальная бомба. Где же она? Как узнать? Узнает Джейми. Стоит отметить, что призраки не могут врать. Они говорят только правду. И наш парень вызнает у призрака, где бомба, но случается странность. Обычно призраки, в рамках произведения Кинга, довольно быстро исчезают из мира живых, проведя здесь буквально несколько дней. А призрак маньяка нет. Он начинает преследовать главного героя, появляясь у него перед носом то тут, то там. Бомба найдена и обезврежена.
Джейми долгое время живет в страхе, но решение находится, и это – ритуал Чудь, о котором ему рассказывает один старый друг семьи. Наш парень сам пугает призрака-маньяка, который в свою очередь является переносчиком демона-мертвосвета. Джейми заставляет злое существо поклясться ему в том, что оно появится перед ним снова только если мальчик сам его позовет. И всё, свобода от злого духа.
Героя ждет финальный эпизод, когда через пару лет Лиз Даттон, в то время уже наркоманка, уволенная из полиции за темные дела с наркотиками, крадет Джейми и увозит на новое задание. Теперь он должен будет допросить призрак наркобарона, спрятавшего где-то в своем доме большую партию дорогих препаратов. Лиз собирается приватизировать эту партию и умчаться в новую богатую жизнь. Ситуация усложняется, когда мы выясняем, что барон еще жив и находится здесь, куда они приехали. Экс-коп убивает его на глазах у мальчика, и теперь наступает время призраков. Как оказывается, никакой крупной партии никто не прятал, Лиз просто надули. Но вот Джейми понимает еще одну истину – он отсюда живым не уйдет. Бывшая мамина подруга убьет его, ведь иначе ей не удастся выйти сухой из этого дела.
Парень, улучив момент, пускается наутек, но Лиз догоняет его. Тогда он делает то, чего делать не хотел. Он призывает мертвый огонь, призывает призрак маньяка. Тот является и расправляется с женщиной. Вернее, он сводит ее с ума, а та падает насмерть с лестницы. Джейми ужасает вид призрака, который, как кажется, становится только сильнее со временем. Демон обещает, что никогда не отстанет от нашего героя насовсем. Ну и сказе конец. Приезжает полиция, приезжает мама. Джейми Конклин потихоньку взрослеет, узнает еще одну небольшую тайну, и книжка заканчивается.
Разбор полетов
Что мы имеем. Миниатюрный калейдоскоп кинговских образов – мальчик-медиум, бухающий родитель (но тут это скорее походя), мертвый огонь и ритуал Чудь, старый дядя-друг, который объясняет мальчику, как жить и как бороться со злом, маньяк-массовый-убийца. Параллельно, разумеется, мы видим разные социальные ремарки Кинга – тут немножко о политике, тут немножко о людях и их склонностях, здесь мама ездит на Убере, там кризис в США, сгорающие акции, быт семьи, юношеские переживания Джейми.
Не думаю, что король писал эту вещь как начало некой новой саги. Вряд ли это была прямая ссылка, например, на возрождение Оно, чего могли бы захотеть фанаты. В финале главное зло только показывается нам, но мы не знаем ничего о его природе, где оно обитает и чем будет заниматься дальше. В этом читается нечто такое лавкрафтовское, когда рассказчик нам дает только подглядеть за чем-то таким, но не более.
Фишкой романа является его непредсказуемость и, разумеется, просто мастерство Кинга, умеющего рассказывать истории интересно. Да, здесь у нас конструктор из былого великолепия, но тебе интересно, как и куда пойдет повествование. Ты действительно не ожидаешь именно таких поворотов, хоть они и не являются невероятными. Конечно, «Позже» нельзя сравнить с монументами Кинга, это просто хорошо написанная история на один раз. Держать на полке совершенно не обязательно, на мой взгляд.
Страшно? Нет, абсолютно не страшно. Есть острые темы? Ну, вроде бы они и проскальзывают, но для них Кингу явно нужно больше места. Сопереживание есть? Да, пожалуй, что есть, хотя влюбиться в какого-либо героя не успеваешь.
Позже или сейчас?
То есть Стивен Кинг выдал на рынок, скажем так, свой качественный продукт, со всеми штампами и сертификатами. Это не «Сияние» или «Оно», ты не будешь вспоминать «Позже» годами, обдумывать, перечитывать. Это просто развлекательная книга в дорогу или на пару вечеров дома. Вполне можно сказать, что произведение абсолютно вторичное, но прочел я его с удовольствием, ибо оно качественное. Его можно порекомендовать, быть может, тем, кто хотел бы начать знакомство с Кингом — «Позже» будет неплохим, ёмким пробником в этом смысле. Ну а любители будут просто рады очередной встречи с мастером. Но не ждите, искушенные, каких-то откровений. Король жив!