Многосерийный художественный фильм «На Запад» 2005 («Into the West»), шикарное зрелище в шести эпизодах. Перед нами полотно, охватывающее начала нисхождения переселенцев на Запад и, собственно, конец данного процесса, всё это середина и конец 19 века. Создателям удалось пройти по тонкой грани между исторической передачей в духе канал Hystory и романтическим кино о Диком Западе. Это одновременно и увлекательный, с прекрасными актерами, фильм, и, пожалуй, учебник (с оговоркой, что это, все же, художка).
Основная тема фильма, столкновение переселенцев с индейцами. Когда Запад только начинали осваивать отдельные смельчаки, отношения с коренным населением были не такими уж и кровавыми. Но чем больше легенд о Западе проникало в цивилизованную Америку, тем больше людей отправлялось туда, надеясь разбогатеть, начать новую жизнь.
И чем дальше, тем сложнее было просто сосуществовать с индейцами. В результате, как все мы знаем, индейцев согнали в резервации, поставили под полную экономическую зависимость от Белых отцов, лишили всего того, что и формировало их культуру, уклад жизни. В кино этапы этого отъема и подчинения показаны очень красочно и подробно. Но история не только об этом, здесь много и о мечтах молодых, о конфликтах с прежним укладом жизни, о том, кто и на что готов ради себя, ради других.
Здесь множество персонажей, у каждого своя история, свой опыт соприкосновения с Западом, своя точка зрения на всё, что он видит вокруг. Охотники, военные, золотоискатели, строители, лавочники, вожди, шаманы, политики, кого мы только не встретим на просторах этой картины.
Авторы стараются показать со всех сторон интереснейший феномен Дикого Запада, показать, что в этой истории было много острых углов, много сложных решений, немало жестокости, но и не так мало благородства. Да, основной фокус сосредоточен на хороших переселенцах и хороших индейцах, вокруг которых проносится всяческая несправедливая необратимость, но от этого фильм не становится наивным или, скажем, агитационным.
Символ фильма — круг, колесо, цикл. Главные герои — Уиллеры (Колесники), несколько поколений колесных мастеров, некоторые из которых, очаровавшись рассказами о Западе, бросают свое дело, желая найти себя в том неведомом мире. Параллельно Уиллерам нам показывают жизнь нескольких поколений племени индейцев Сиу.
Символ круга пройдет по всем сериям, создав некий мистический и философский флер. Вообще, по части глубоких мыслей и сильных диалогов/монологов здесь всё прекрасно, здесь это повсюду.
И это праздник для глаз! Прекрасная постановка, съемка, детали культуры. В один проект согнали безумное количество актеров и все играют просто на 100%. При этом индейцев играют индейцы, говорят на родном языке (не знаю уж, насколько аутентично).
Наверняка в кино есть свои неточности, некоторые перегибы, но смотрится оно достаточно достоверно, может быть потому что авторы не старались показать кого-то особенно правым или неправым. В кино очень много событий, много деталей, много героев. Девять с лишним часов медитативного удовольствия, действительно хорошего кино. Как говорится, теперь такого не снимают.
Спойлер фри, хотя мельком скажу о паре моментов, но в самых общих и прозрачных чертах
Серия Резидентов – серия длиною в жизнь. Первая часть вышла в 1996 году, я тогда в первый класс отправился, кажется. О линейке узнал уже где-то в средней школе, но она меня не особенно привлекала своей мрачностью и монотонностью, хотя первая плойка была дома, можно было играть. В этой вселенной мне больше всего нравился образ Немезиса – стильного великана с жутким лицом и пушкой на руке, воющего «STAAARS!». Не так давно вышел ремейк третьей части Обители зла, который я таки пробежал с большим удовольствием, повстречал любимого монстра, и множество раз унизил в неравной для него битве. Но на этом моё осознанное погружение тридцатилетнего человека в мир Резидента не закончилось, хотелось посмотреть еще и Деревню. Не так давно видел на ютубе, как одни ребята проходят эту часть, и было очень впечатлен кинематографичностью всего, что происходило на экране. Дождался скидок на стиме и побежал.
Интродакшн
Игра является второй частью новой линейки Резидентов, почти ничем не похожих на всё то, что было раньше. Другая история, другая атмосфера, вид от первого лица. Это как бы удаленная предыстория того, что будет происходить позже в Ракун сити. Наш герой, Итан Уинтерс, уже настрадался в предыдущей части, будет страдать и теперь. Волею судеб его заносит в далекую румынскую деревню, где лютуют оборотни, вампиры, мутанты и прочая нечисть. При этом царит здесь атмосфера гриммовской старой сказки. Не зря игра начинается с зачитывания детской книжки. Мы попадаем в кровавую зимнюю фейритейл с замком, лесом, расчлененкой и загадками.
Баланс сил тьмы и света
Когда я смотрел некоторые эпизоды прохождения, мне казалось, что игра слишком уж простая, поэтому я поставил сложность сразу на хардкор. Хочу прямо здесь предупредить новичков – не повторяйте это дома. Первый (или единственный) раз проходите на нормальной сложности, это будет самое то. Иначе будет больно и мучительно стыдно.
Не стану спойлерить вам ничего конкретного, хотя одну ситуацию или даже пару я хотел бы рассмотреть. Игра довольно неровная по характеру действий. То это коридорная стрелялка, то мандражный бег прочь от непобедимых врагов, то спокойный квест, то серединка между этим всем. Такие динамические перескоки кажутся слишком сумбурными. Впрочем, само намерение создателей как-то удивлять игрока, подбрасывать ему неожиданные задачи – радует. Просто получилось у них это слегка несбалансированно.
Что заставит тебя страдать
Закономерно для жанра, что герой слаб и его боезапас скуден. Однако, игра всегда должна оставлять за игроком шанс на победу – пусть будет более ловким или более метким... Некоторые моменты Деревни вы просто не пройдете, не имея достаточного боезапаса. И это, на мой взгляд, полом в отрицательную сторону. Основная часть истории проходится легко, местами даже слишком. Даже на хардкоре, да. Враги либо изначально простые, либо становятся такими, когда вы понимаете, как их бить. Сложность заключается в том, что на хардкоре урона им нужно ввалить очень много. И это утомляет. Например, у вас есть враг, которого нетрудно пробивать, но изнуряет именно затяжной процесс и то, что вы не знаете, когда именно он все таки сдохнет.
Единственным действительно прытким боссом будет финальный. Остальные максимально предсказуемы и все, что вам нужно – закупить достаточно оружия и уходить от их серийных атак. Не хватило оружия? Можете жать перезагрузку, вы уже ничего не сделаете. И это бесит. Кстати, после очередной смерти вы можете перенестись в магазин и докупить там что-нибудь, если, конечно, у Герцога что-то осталось. На последнего босса у меня просто суммарно не хватало патронов. Был, наверное, минимальный шанс, добить его из пистолета, но это ооочень долгий и нервный процесс. Посмотрел концовку на ютубе.
Пойми меня, если выживешь
Часто игра не дает вам понять, а что она от вас хочет. Пример – первая большая стычка – вам нужно пережить атаку оборотней. Как пережить? Насколько долгой она будет? Куда бежать? Ничего этого вам не скажут, зато оборотни устроят вам жестокое и унизительное эротическое приключение. Вы реально бегаете и не знаете, когда закончится этот ад. Вас убивают, еще убивают, потом еще. Вы то стараетесь отсидеться в подвале, то на крыше. То убегаете от оборотней, то стараетесь их отстрелять. Но всё это ведет только к смерти и ресету.
А оказывается, что у игры есть свой скрипт, который вы активируете исключительно после третьей истерики и одного приема у терапевта. А может быть вы и вовсе удалите игру, сдавшись. В интернете есть описание того, как пройти эту жесть. Почему игра не говорит нам – «тебе нужно продержаться (например) пять минут» или «тебе нужно убить стольких-то», «тебе нужно добежать вот туда». Деревня не дает советов, а только убивает тебя раз за разом. К счастью в дальнейшем настолько глухих затыков я не встречал. Да, будут еще моменты, но там можно и догадаться.
Игра постоянно провоцирует вас на сражения с младшими монстрами, на трату патронов, но на самом деле убивать их стоит только в самых ключевых моментах. Ведь если вы израсходуете боезапас на них, вам нечем буде угощать боссов. Будет там и еще пара моментов, когда вам может тупо не хватить огневой мощи. Скажу так – всегда по максимуму вкладывайтесь во взрывчатку. Она решает.
Готический пир для ценителей
Такие два-три минуса есть у игры, НО, визуал, атмосфера – побеждают всё. Картинка сочная, враги шикарные, живые и жуткие. Интересно идти по сюжету, хотя он и не особенно хитрый. Образы! Вампирша-великанша Димитреску с дочками упырицами уже стали культовыми. Призрачная мадам с говорящей куклой, ватаги оборотней – все эти ребята удались на славу, на них смотреть одно удовольствие. Вообще первая половина игры во многом интереснее и красивее последующей. Финальные локации довольно скучные и рутинные. А вот по замку Димитреску побегать весьма приятно, там всё просто чудесно, там всегда опасно, готично и атмосферно. Кажется, что начало сочиняли одни сценаристы, а потом взялись другие. Можно было вокруг первой половины плясать еще очень долго, развивая тему, но почему-то авторы так делать не стали.
Не живите по хардкору
В результате – моя ошибка, что я начал с хардкора, это местами подпортило веселье. Игра не везде доведена до идеала, она довольно короткая, но все равно производит очень приятное впечатление. Ну и для фанатов всей серии – она раскрывает некоторые моменты, важные для общего сюжета. Позже возьмусь на Биохазард, ну и посмотрим, что сочинят создатели далее. На мой взгляд полная стоимость игрушки великовата. Я брал по скидке за 1к с хвостиком и даже эта сумма мне кажется слега высокой. Но удовольствие было получена, поэтому, ок. Я думаю, что поклонникам жанра обязательно нужно причаститься. Замечу, не поклонникам Резидента, ибо здесь от него почти ничего нет (в том числе зомби, современных лабораторий, постапокалипсиса), а как раз готических тем, куда-то в сторону Ван Хельсингов и Дракул.
Эту книгу я должен был прочитать еще в университете. Но вы же знаете, куда там в студенчестве до чтения. И вот, отдаю старый долг. «Гроздья гнева», Джон Стейнбек. Годы великой депрессии в Америке. Простые земледельцы, арендовавшие землю, физически не могут выдавать минимальные KPI. Не можешь ни арендную плату отдать, ни семью прокормить. Тогда, дорогой, давай, до свидания. Твое поле распахивает трактор, он же сносит твой дом. Убирайся, иначе того и глядишь – заберут в тюрьму. Но есть счастливый билет в новую жизнь! Повсюду раздают листовки, где сказано – приезжайте в Калифорнию! Достойная оплата, сбор фруктов и хлопка в щедрой тени деревьев! Вокруг красота неописуемая, дом построишь, заживешь.
Семья Джоудов покупает грузовик, грузится туда со всем, что можно было увезти, и отправляется в путь по знаменитому 66-у шоссе. Настрой у них одновременно положительный и нервный. Покинуть землю, на которой жили их отцы, матери, деды и бабки, сняться с места, которое кормило их, с которым они были единым целым. С другой стороны – впереди ждет что-то хорошее, иначе зачем же туда будут звать люди, печатающие дорогие листовки.
Но чем дальше, тем больше таких же кочевников наполняет шоссе. Сотни машин с такими же потерявшими всё земледельцами следуют туда же, в Калифорнию. А там, в этой самой Калифорнии, стоят целые лагеря, правительственные, дикие, рабочие – полные людей, готовых, вынужденных работать почти даром. Ирония в том, что, если тебе нужно 800 рабочих, а приехало 8000, ты можешь предложить им любую плату и снижать ее хоть каждый день. Стейнбек видел всю эту картину своими глазами, не один год посещая различные плантации Калифорнии, с ужасом открывая для себя, что работают там американцы, а не эмигранты.
«Гроздья гнева» можно назвать спокойным социальным хоррором. Там не происходит ничего совсем уж жуткого, но нарастающая с каждой главой безнадега действительно ужасает покрепче любой мистики. С каждой страницей все меньше солнечных лучиков встречает семью переселенцев. Всё больше опасностей в лице понятых, способных жестоко подавлять вспышки недовольства, всё меньше денег (а их и изначально было негусто) и понимания, что будет дальше. Над простыми людьми возвышаются безликие банки, корпорации, которые просто считают проценты, устанавливают и поднимают цены. А люди, устроившиеся немножко лучше, не собираются помогать, ссылаясь на те же самые банки, ведь и для них эти громадины представляют опасность.
Что сказать, эту книгу, как и многие серьезные книги, трудно назвать интересной или увлекательной. Ее читаешь не поэтому, не ради того, а что же будет. Забористого, закрученного сюжета, каких-то захватывающих поворотов тут нет. История простой семьи, у которой нет ничего и которая пытается выжить, не понимая, что мир фатально изменился совсем не в их пользу. Это сильный текст о людях, об истории (и не только США), о том, как есть и как может быть. При этом, думаю, в той или иной степени он будет актуален всегда, потому что мир постоянно меняется, но редко в пользу большинства. Красота этой истории в том, что люди эти, Джоуды, остаются честными, добрыми, они хотят просто жить и трудиться, делать то, что умеют. Да, как отмечает автор, их терпение может закончиться, гроздьям гнева зреть уже недолго. Вечно подобную несправедливость, такую как уничтожение излишком урожая только для того, чтобы создать дефицит, снижение заработной платы ниже любого прожиточного минимума, потому что кто-то готов работать уже и за шапку зеленых сухарей, терпеть никто не будет. И хотя автор подсказывает возможные решения, роман не о том, что нужно делать, а как оно есть.
Финал красив и общее впечатление от книги исключительно положительное. Классика, она и есть классика. Роман не самый маленький, но идет легко. Рекомендую к прочтению.
Речь пойдет сразу о двух книгах Кормака Маккарти – «Старикам тут не место» (No country for old men 2005) и «Дорога» (The Road 2006). Обе книги довольно давно переведены на русский и обе экранизированы на Западе. За «Дорогу» Маккарти получил Пулитцеровскую премию. На обложке написано, что именно она пользовалась и пользуется наибольшим успехом, что для меня загадочно, но об этом в финале.
Кормак Маккарти – представитель большой американской литературы 20-21 века, это автор с собственной манерой письма, он ухитряется быть одновременно простым и сложным, понятным и загадочным. Центральная тема его творений – человеческая совесть и человеческая жестокость. И, если захотеть, то из его творчества можно выстроить хронологическую линию, которая, вероятно, заканчивается романом «Дорога». Впрочем, мы еще можем надеяться на новинки, ведь автор, здоровья ему и сил, жив, ему 88 лет. Так вот, если сложить «Меридиан», «Стариков» и «Дорогу», можно получить целую историю человечности с точки зрения автора.
Дикий Запад «Меридиана», полное отсутствие героических личностей, развязанные руки жестоких. Убийства и насилие как стиль жизни, даже не потому что персонажи получают от этого удовольствие, а просто так обстоит их реальность. Если ты не будешь убивать, то убьют тебя. Уходи из меридиана или будь добр – не уставай постреливать братьев своих.
«Кровавый меридиан» – цветистое полотно с большим количеством деталей, с поэтическими, буквально песенными описаниями окружающего мира. О нем у меня есть отдельная статья, найдёте.
«Старикам тут не место» – совсем другая книга. Название – часть строчки из стихотворения У. Б. Йейтса «Плавание в Византию», для которого у меня даже есть собственный подстрочный перевод. «That is no country for old men» – «Здесь не пристанище для стариков», «Это не пристанище для стариков», «Это не страна для стариков (или старых людей)» – так можно переводить это высказывание Йейтса, только Маккарти убрал указательное «That is». Название романа перевели брутально, драматично – «Старикам тут не место». В целом – справедливо.
Начали за триллер, кончили за философию
Первая треть книги читалась с некоторым недоумением. Слишком просто, слишком сухо. Герой находит убитых бандитов и забирает чемодан с деньгами. За ним начинается погоня, при этом гонятся не только рядовые бандиты, которые и сами по себе представляют большую опасность, но и профессиональный убийца, который уж точно сдюжит. Параллельно идет линия пожилого шерифа, который рассуждает о жизни и следует за полосой убийств, связанных с теми самыми деньгами. Вторая треть прочитывается с мыслью – ладно, по крайней мере это становится увлекательным – интересно, к чему придет вся погоня, что будут делать герои. Но когда дочитывается третья часть (это мое условное приблизительное разделение, фактически роман не имеет деления на части, только на главы) и захлопывается книга, вот тогда начинается чистая магия. Всё прочитанное обретает единый смысл, каждая деталь оказывается неслучайной. Ток бежит по проводам и вдруг помещение наполняется ярким светом. Оказывается, что это не просто криминальный триллер, вовсе нет, это философская история. Это Маккарти, хитрец Маккарти – он прилежно ведет линию жанра, в который ввязался, но незаметно расставляет ловушки, рычаги и выключатели. И когда доверчивый читатель с головой зашел в текст, всё это срабатывает, захлопывается.
«Старикам тут не место» хочется тут же перечитать еще раз. Хочется думать, трудно не думать о том, что говорит Маккарти, о том, что делают его герои и зачем.
В результате этот роман вызывают даже большее восхищение, нежели роскошный «Меридиан». А дальше пойдет совсем небольшая «Дорога» как итог пути человечества по версии Маккарти. Что это за путь? В «Стариках» у нас есть шериф, который живет своими понятиями и живет по совести. Современный мир его озадачивает, кажется чуждым. Нет иллюзий, но нет и понимания, что конкретно он может сделать для этого мира. Антон Чигур – убийца, которого невозможно остановить, тоже живет по совести. Только по своей, у него свои принципы, он их соблюдает. Если кто-то стоит у него на пути – он убивает его. Без каких-либо исключений. Он может подкинуть монетку и пощадить человека, если тот угадает, какой стороной она смотрит вверх, но это только для тех, чья смерть не имеет решающего значения. Он порядочен – он пытается вернуть украденные деньги тем, у кого их украли. Чигур демоническая фигура, как и Судья в «Меридиане», более уязвимая, менее загадочная, но в результате также подводящая черту под всей историей.
Чигур – это непобедимая сила, против которой старый шериф ничего не может сделать. И не только потому что Чигур так хорош, а потому что он – только облик. Об этом противоборстве мало что можно сказать наверняка. Автор не спешит вводить сюда библейские символы, хотя их при желании можно увидеть. Автор не называет имен этих сил, но читатель чувствует их присутствие, чувствует мистику за пределами описываемой обыденности. Шериф чувствует присутствие Чигура, видит, что мир наполнен такими людьми, которые действуют жестоко, страшно и без всяких сожалений. Перебей их, и они в аду снова соберутся в банду.
Мосс – главный герой, он как бы между двух огней, он влезает в ситуацию, которая, как кажется, его не предполагала. Он спускается во тьму и берет оттуда ее часть – чемодан с деньгами. И тьма следует за ним, иначе никак. При этом он демонстрирует определенную человечность, о нем не скажешь, что он трус или подлец, он просто пилот, который приземлился не на тот аэродром. В тексте еще много микро-сюжетов, маленьких деталей, начинающих искрить смыслами именно тогда, когда перелистываешь последнюю страницу. Между всеми отрезками повествования образуется потрясающая связь. В такую небольшую книгу Маккарти сумел влить море мыслей.
Последний путь
И вот, человечество приходит к своему поражению. «Дорога». Совсем маленькая книжка, а текст напоминает набор заметок – местами поэтичных, задумчивых, вполне в духе Маккарти. Отец с сыном бредут по постапокалиптическому миру, где нет ходячих мертвецов, зомби, роботов, инопланетян. Нам даже не говорят, что именно случилось, но мы понимаем, что по миру шарахнуло что-то, уничтожившее и людей, и природу. Почти. Редкие выжившие бродят здесь как призраки, кучки побольше рыщут повсюду, не планируя ничего доброго для тех, на кого наткнуться.
Отец считает, что там, куда они с сыном продвигаются, будет лучше, чем здесь, хотя никаких гарантий нет. Пожалуй, среди всевозможных описаний того, как будут дневать люди в условиях апокалипсиса, это наиболее достоверное из тех, что я видел. И довольно страшное без всякой лишней фантастики. Одиночество, риск умереть просто с голоду или от простуды, некуда идти, а те люди, которые могут встретиться, представляют смертельную. Есть в книге действительно страшные сцены, хотя Маккарти совсем не старается запугать кого-нибудь излишней детальностью.
Всё произведение – мазками, зарисовками, намеками.
При всем уважении к автору, «Дорога» кажется просто перечислением заслуг Маккарти перед литературой, перечислением инструментария. Путь, поэзия окружающей среды, безнадежность, жестокость и честность. Остается впечатление, кто Пулицера ему дали не за конкретную вещь, а за всё, что было. Разумеется, Маккарти заслужил любые возможные награды за свой труд, но «Дорога» не имеет, на мой взгляд, сильных преимуществ перед прежними работами, она как тяжелый эпилог всего творческого мира автора. Это как бы его наблюдение – вот, ребята, как оно было («Меридиан»), как обстоит («Старики») и вот к чему мы, судя по всему, идем («Дорога»). Шериф, при всем желании, ничего не может поделать. Наркотики бы никто не продавал, если бы их не покупали. Старикам, людям, которые не знают, что это за мир такой вокруг стал, в этом мире не место. Уходи на пенсию, ты ничего не можешь. Или приди и получи пулю от Чигура. Здесь нет пристанища для стариков.
Мальчик, ведомый отцом, толком и не видел тот мир, который погиб. Ему не за что держаться, кроме как за любовь и доверие к отцу. Отец же держится только за сына. Отец не дает сыну погибнуть, а сын отцу – одичать, стать по-настоящему жестоким. Если не этот ребенок – суть завтрашнего дня, тогда что? Мы несем огонь. И знаете, при всем кажущемся пессимизме, Маккарти в своем литературном мире оставляет форточку открытой. Вернее, он вполне допускает, что в безжалостном мире, который в той или иной форме будет таким всегда, всегда будут и те, кто способен не только на разрушение или хотя бы на сомнение в том, что других путей нет.
На экране
Стоит сказать, что по «Старикам тут не место» поставлена очень добросовестная экранизация, я до нее добрался недавно, только после прочтения книги. Братья Коэны перенесли текст на экран, собрали замечательных актеров, всё сделали на высшем уровне. Только вот фильм может оставить зрителя в некотором недоумении своими поворотами. Текст исполняет неожиданные кульбиты, но потом автор их в достаточной мере оттеняет, давая понять, что ты на самом деле читаешь другую книгу, сынок. В фильме нет места для подобного заполнения, там важные монологи шерифа, например, даны пятнами. В любом случае не садитесь смотреть это кино как криминальный боевик, это другое! А так кино отличное. Хавьер Бардем просто прекрасен, ему досталась, пожалуй, самая сложная роль в этой истории, и он справился идеально.
В экранизацию «Дороги» заманили самого Вигго Мортинсена, что автоматически поставило картину на определенный уровень. Однако, час этого кино у меня еще впереди.
Много чего еще можно было бы сказать об этих книгах, их интересно обсуждать, но не хочется лишать удовольствия первооткрытия тех, кто еще не читал. Прочтите! Они небольшие (Меридиан побольше, о нем в другой статье), написаны без лишних затей, а удивительные флешбэки будут вспыхивать в голове еще много недель после прочтения. Да что там, это те тексты, которые остаются с тобой и в чем-то незаметно меняют тебя. Немного Меридиана зальется вам в кровь на всю оставшуюся дорогу. Впереди у меня «Пограничная трилогия» и надежда, что и другие произведения Маккарти будут изданы на русском языке.
Джо Лансдейл продолжает вторгаться на наш отечественный рынок триллеров, детективов да ужасов, его публикуют сразу в нескольких сериях АСТ, среди которых «Мастера Ужасов» и «Звезды детектива». Самый свежак – «Дорога мертвеца/Руками гнева», большое издание в рамках «Мастеров». Оно уже красуется на полке, но я решил начать знакомство с Джо, купив «Пойму», красную книжку с черепом козла на крышке. И это оказалась одна из тех книг, начать читать которую очень легко, ведь автор говорит с тобой по-свойски, заводит рассказ просто и доверительно.
Если кратко и без спойлеров – в американской глубинке 30х годов 20го века внезапно обнаруживается мертвая женщина, черная, со следами жуткого насилия. Но раз она черная, так и разбираются пусть черные, а у них тогда прав и возможностей было не так, чтобы много. Потом обнаруживается еще одна жертва, публика жаждет наказать кого-то. Но попадет ли ей под руку виновный? Вряд ли.
А параллельно всему этому течет история юноши, его знакомства с миром взрослых. На сладкое для всех читателей автор заготовил Человека-козла, существо из местного фольклора, которое доведется увидеть и главному герою. Он, юноша, не сомневается, что убийства – дело лап (копыт?) этого самого монстра.
Итого нас ждет детектив с элементом мистики.
Но в первую очередь нас ждет бытописание, историческая действительность и очень много о том, как плохо приходилось неграм в Америке того времени. Отец рассказчика, разумеется, один из тех людей, кто негров не призирает и считает, что они такие же люди как и все остальные. Рядом разгуливают куклусклановцы, которые так не считают и готовы в любой момент линчевать этих недолюдей за малейший проступок. Да и белых они готовы призвать к ответу, если те вдруг сильно увлекутся дружбой с черными.
Много здесь о юношестве, о взрослении, об отношениях с отцом, окружающим маленьким миром провинциальной Америки. И это душевная часть. Если вычеркнуть убийства или слегка ослабить их жестокость, получается даже трогательная книжка о приключениях детей, роман-взросление и всё такое.
Напрашивается сравнение с Харпер Ли и ее «Убить пересмешника». Тоже глубинка, тоже проблемы черных, тоже справедливый отец, стремящийся помочь им и не только им. Дело об изнасиловании, таинственный и страшный персонаж... Совпадение? Не думаю. Возможно это некий реверанс в сторону классики, может быть это такое направление американской прозы. Но сравнение выдерживается чисто по содержанию. Лансдейл пишет без претензий на что-то выдающееся и чего-то выдающегося в «Пойме» мы не найдем, в отличие от произведения Харпер Ли. Скорее это просто хорошо рассказанная детективная байка из глубинки. Читается замечательно, до конца добраться хочется, хоть и понимаешь, что там не будет чего-то невероятного. Мне было интересно читать именно о быте и нравах, тут автор сработал на хорошем уровне, увлек.
Тема угнетения черного населения в «Пойме» местами, лично меня, утомляла. Я согласен с посылом автора полностью, но, помимо того, что эта тема сегодня грохочет из всех утюгов, сам Лансдейл местами явно перегибает с вкрадчивыми нравоучениями на эту тему. Быть может, на тот момент, когда он писал свою книгу, важно было говорить именно так или он лично считал это нужным. Если бы это была действительно книга для юношества, коей она, мне кажется, и должна была стать, такой градус нравоучений был бы более уместен. А так – многовато, по моим ощущениям.
В целом, о книге мало что осталось сказать. Если вам нравится детектив/триллер с маньяками и мистическим пендалем на старте, а положено это всё на американскую глубинку начала 20го века, тогда вас, думаю, всё устроит. Я лично не любитель детективов, но прочел не без интереса и удовольствия. Не могу сказать, что ВЫ ОБЯЗАНЫ ПРОЧЕСТЬ «ПОЙМУ»! Но вы приятно проведете время, если возьметесь. Теперь с Лансдейлом мы встретимся на Диком Западе, где он расскажет, надеюсь, совсем другу историю, но настолько же теплым и увлекательным языком.