Владимир Аренев "Паломничество жонглера".
Если боишься ты слово сказать,
Если боишься со смертью сыграть,
В сторону, брат — ты и трус, и предатель.
Что остаётся? Одно — помирать.
Жизнь часто играет с нами таким феноменом, как «дежавю». Для кого-то «дежавю» станет просто навязчивой мыслью, для кого-то — маленьким чудом, для кого-то — огорчением. Бывает, что оно происходит и снова, и снова, пока не защёлкнет последним финальным аккордом.
У этого романа есть все свойства утончённого «дежавю»: да, где-то была похожая стилистика (вуаля — и вспоминается «Бездна Голодных Глаз»); да, проскальзывают знакомые мировоззрения (вуаля — и снова Олди, на этот раз «Богадельня» или даже «Ойкумена», а может быть и романы Ночкина); да, проглядываются знакомые божественные лестницы и построение мультивселенной (и что-то подплывает «Властелин Колец»). Да, это всё есть.
И может показаться, что это всё плохо, вторично и неинтересно? Извольте, я так не говорил и говорить не буду. Это ведь утончённый роман-дежавю, выполненный в блестящей форме, поданный блюдом тёрпким, крепко нафаршированный загадочностью диалогов, экскурсами и треволнениями жизней персонажей, сильным юмором. Подано, извольте откушать лучшее ото всего, извольте испробовать созданное авторским замыслом сочинение.
Почему же мне этот роман понравился, окроме всего вышеуказанного? Роман есть эффект гармоники стиля, сюжета и характеров персонажей такого порядка, что дежавю всего происходящего не позволяет скатиться к фарсу, скуке и возможной никому не нужной иронии.
Первое, что подкупает — авторская идея и авторский мир.
Он, мир Тха, умирает несколько сотен лет в ожидании прихода Охотника, который уничтожит всё и вся. Божественный Сатьякал, двенадцать звериных протосущностей, не может ничего — или почти ничего — сделать с Носителями, держателями душ Охотника в Ллаургине, части мира. Ллаургин отсечён от другого мира Пеленой, только в него могут нисходить звери Сатьякала, чтобы вершить волю свою. И раз за разом падает в мир Сеть, пространственное искажение, где время ничего не значит, вгоняя страх в смертных, которые устали молиться из года в год. Воля Сатьякала вполне понятна — раз и навсегда покончить с тем, кто когда-то им не покорился. А что надо делать? Руками смертных искать Носителей и сделать как-нибудь такую красоту, чтобы одним хлопком выжечь червоточинку. Да вот неувязочка — Носители «счастья» своего не знают и готовы выжить в этих играх высших порядков всеми доступными силами, средствами и жизнями других. И приходится бегать, искать возможности, бороться в попытке отвязаться от пут марионеток и даже искать своё Паломничество, чтобы искупить прегрешения перед непонятно кем. И вот на протяжении всего романа мы можем наблюдать странствия Носителей — второе, персонажи, — которые такие разные, такие невозможно разные, уникальные и непредсказуемые. Предательств, убийств, грязи, иронических шуток, боли — этого достаточно для восприятия картины гонений, восприятия авторского замысла показать, насколько мир может быть неблагодарным только потому, что ему от тебя что-то надо, хотя ты ровным счётом ничего плохого не сделал никому. Просто встал на пути, просто несёшь в себе семя отчуждения. Но с другой стороны, а смысл вскидывать белый флаг? Надо попытаться понять причину, ответить на ломкий вопрос «почему?» и вырвать себе свободу самой мелкой или самой великой ценой, на которую ты способен сыграть. И так делают все носители, среди которых особо выделяются Кайнор, бродячий жонглёр, певец «гвоздилок», и Фриний, маг-отступник.
Третье подкупающее — сюжетная основа. Линия сюжета делится с десяток раз и с десятки раз сливается. Не может не восхищать пропорциональность игры с движением повествования, которая не позволяет запутаться и нервничать в порыве вспомнить, что и как. Сюжет играет с читателем, забавляется по полной, доводя до интриги к финалу, вырывая возможность узнать итог. Книга обрывается на полуслове, но это не есть минус, а совсем наоборот — это есть плюс к желанию читать дальше. И это несмотря на немалый объём самого произведения.
Все три аспекта вызывают дежавю того самого «прозверения», в котором автор явственно ссылается на аспекты буддийского просветления, когда вся истина становится родной стихией, а ответы на вопросы уже не нужны по причине отсутствия желания знать ответы.
Я читал роман 3 месяца — немыслимый по времени срок, за который я мог пролистнуть с десяток романов или даже циклов. Вопрос в другом: «Имеет ли тогда цену такое чтение, когда можно насладиться хорошей и добротной приключенческой книгой в лучших, почти классических традициях создания фэнтези?» Для меня ответ ясен и категоричен. Жду продолжения, Автор. 9/10.