Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ФАНТОМ» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 4 апреля 2016 г. 11:38
Советский фантастический фильм, оказавший влияние на всю мировую кинофантастику.



В эпоху чрезвычайной популярности космической темы во всем мире, а если точнее 14 апреля 1962 года, через год после полёта Гагарина в космос, состоялась премьера художественного фильма, который стал вехой во всей мировой кинофантастике.
В фильме рассказывалось о совместной советско-американской экспедиции на Венеру.
Речь идёт о фильме Павла Клушанцева "Планета бурь"

Идея поставить игровую научно-фантастическую ленту о полёте на другую планету родилась у Клушанцева ещё в конце 50-х.
До этого он в основном снимал научно-популярное кино. Но уже в них режиссёр начинал поднимать фантастическую тему.
Особо примечательны в этом плане фильмы "Вселенная" 1951 года (о строении Солнечной системы, особенностях ее структуры, о космических телах и их взаимодействии), и "Дорога к звездам" 1957 года — первый в истории кино популярно-фантастический фильм, рассказывающий об основоположнике космонавтики К. Э. Циолковском, об истории развития ракетной техники и дальнейших перспективах космонавтики, а также фантазия на тему как будет происходить освоение человеком Ближнего и Дальнего Космоса.
Именно в этом фильме достоверно и впечатляюще был показан эффект невесомости космонавтов.
Фильм имел большой успех и в нашей стране, и на Западе.
Говорят, что в одном из интервью Стенли Кубрик заявил, что без "Дороги к звездам" не было бы и "Космической одиссеи 2001 года", Клушанцев "подсказал" многие технические находки "Одиссеи".

Но вернёмся к "Планета бурь". В 1959 году Клушанцев подал заявку на фильм об экспедиции на Луну и проект был утвержден и поставлен в план Леннаучфильма.
С самого начала еще не рожденному фильму не везло. Сценарий было предложено написать Александру Казанцеву и профессиональному сценаристу Михаилу Витухновскому, но результат не удовлетворил Клушанцева. Назрел нешуточный конфликт между режиссером и сценаристами, в результате которого со скандалом вышел из проекта Витухновский, а за ним и Казанцев.
Доведенный до нервного срыва Клушанцев все-таки уговорил Казанцева вернуться и переделать сценарий. В результате в основу была положена повесть А. Казанцева "Планета бурь", а герои картины вместо Луны отправились осваивать Венеру — кстати, впервые в истории кинофантастики.

Картина была снята, но один курьезный случай едва не задержал ее выход на большой экран.
На генеральном просмотре министр культуры Е. А. Фурцева потребовала вырезать из фильма фрагмент, в котором героиня, оставшись одна на орбите и думая, что разведэкспедиция погибла, плачет.
Мотивировка министра была убийственной в своей чиновничьей глупости: "Советская женщина-космонавт не может плакать!".
По счастью, кому-то все-таки удалось убедить Фурцеву в том, что элемент человечности не навредит гранитному образу советских покорителей космоса, и фрагмент был спасен.

Премьера фильма, как я уже написал, состоялась 14 апреля 1962 года, тут же став хитом сезона. Покорение планет виделось не за горами, и Клушанцев предложил зрителю познавательную и увлекательную картинку — как это может происходить в недалеком будущем.
В фильме были задействованы замечательные актеры — Владимир Емельянов, Георгий Жжёнов, Геннадий Вернов, Юрий Саранцев, Кюнна Игнатова.

Объективности ради нужно сказать, что "Планета бурь" не была лишена серьезных недостатков.
Прежде всего это касается шаблонных, лишенных какой бы то ни было психологической индивидуальности героев, которые изъясняются с таким комсомольским пафосом.
Люди, их характеры и взаимоотношения, космическая философия не интересовали Клушанцева-режиссера.
"Планета бурь" создавалась в большей степени с целью популяризации космонавтики.

Но эти недостатки с лихвой окупались героико-исследовательской романтикой и динамичностью действия — есть здесь и погибшая экспедиция, и загадка древней венерианской цивилизации, и плотоядный цветок, едва не сожравший одного из участников экспедиции, и сражение с ящероподобными аборигенами, и свихнувшийся робот "Железный Джон".
Наконец, весьма впечатляюще и натурально изображены динозавр и гигантский птеродактиль, на удивление достоверно снята сцена извержения венерианского вулкана.
Визуальный ряд картины ни на йоту не уступал голливудским НФ лентам тех лет.

"Планета бурь" стала хитом сезона у зрителей. Критика же ругала фильм нещадно.
В истории нашего кино лента так и осталась недооцененной.
Совсем по-другому к ней отнеслись за рубежом. Фильм был закуплен 28 странами, в том числе и в США.
Ну а что произошло в США с этой лентой, думаю вы все хорошо знаете.

В 1965 году студией Роджера Кормана фильм был перемонтирован с заменой ряда эпизодов , добавлением нескольких новых и выпущен в прокат под названием "Путешествие на доисторическую планету" (Voyage to the Prehistoric Planet, 1965). В титрах советские актёры, оставшиеся в фильме, были указаны под вымышленными англоязычными именами (Георгий Жжёнов как Курт Боден, Геннадий Вернов как Роберт Чантал и т. д.).
Все персонажи стали людьми западного мира — американцы, плюс француз и немец. Однако переименованием и дубляжем дело не ограничилось – из картины путем перемонтажа были убраны прямые визуальные намеки на советское происхождение картины (хотя кое-что в кадрах все-таки осталось, например, русская надпись "Сириус" на корпусе магнитофона), были изъяты некоторые замедляющие действие фрагменты, реплики.
И, наоборот, американцами были добавлены новые эпизоды (кадры орбитальной станции, взятые из "напрокат" из другого советского фантастического фильма – "Небо зовет" (1959) и доснятые специально на студии Р.Кормана уже с участием настоящих американских актеров).
В новых эпизодах были заняты американские актёры Бэзил Рэтбон и Фэйт Домерг (эпизоды, заменившие все эпизоды с К. Игнатовой).

Но на этом эпопея не закончилась.
Кассовые сборы "Путешествия на доисторическую планету", по-видимому, разочаровали продюсеров и в 1968 году в США был выпущен ещё один перемонтированный вариант фильма под названием "Путешествие на планету доисторических женщин" (Voyage to the Planet of Prehistoric Women).
Из монтажа "Путешествия на доисторическую планету" были удалены ранее доснятые эпизоды и вставлены новые, которые вводили в сюжет племя полуголых венерианских доисторических амазонок.
Режиссёром этой версии был Питер Богданович (под псевдонимом Дерек Томас).

Почему, вообще, у американцев была возможность видоизменять "Планету бурь" в свое удовольствие? Причина проста – до 1973 года СССР упорно не подписывал Бернскую конференцию об авторских правах, что давало людям, купившим советскую художественную продукцию поступать с нею по их усмотрению.

Много позже, в 1996 году, журнал "Американский кинооператор" с вызывающей уважение самокритичностью заметил: "К сожалению, из многих фильмов Клушанцева в США показывались лишь перемонтированные отрывки, включенные в посредственные американские фантастические фильмы многих режиссеров, включая раннего Фрэнсиса Копполу".
О том, что в Штатах до сих пор помнят фильм советского режиссера свидетельствует и лента "Красная планета" ("Red Planet" 2000).
Даже зарубежная критика отметила сюжетное сходство с "Планетой бурь", вплоть до прямых заимствований из нее.

А что Клушанцев? После шквального огня критики, обрушившейся на "Планету... ", он зарекся снимать сугубо игровые фильмы и вернулся в любимое лоно научпопа.
Но фантастика на этом не закончилась. Спустя несколько лет он поставил без преувеличения блистательные популярно-фантастические фильмы "Луна" (1965) и "Марс" (1968), завершив "планетарную трилогию".
В 1970 году Павлу Владимировичу Клушанцеву присвоили звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР, он продолжал снимать замечательные научно-популярные фильмы о загадках Вселенной и Земли.



Источники

www.moonrainbow.ru/forum/viewtopic.php?f=1​5&t=2636
www.ria.ru/photolents/20100322/215670090.h​tml
www.fandom.ru/about_fan/kino/_st03.htm
www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/5148/an​not/
www.alamy.com/stock-photo-episode-film-p​avel-klaushan tsev-s-the-planet-of-storms-2​3237434.html
www.i3.imageban.ru/out/2013/06/06/f03e57​ecaeee317b546 a900b3f90e205.jpg
www.i3.imageban.ru/out/2013/06/06/ee74a7​38650f5e63692 2015fa9231f83.jpg
www.universe-tss.su/main/chel/1187-kak-a​merikancy-nas h-film-ukrali.html

Статья написана 30 марта 2016 г. 15:54
Экстракт зверобоя вместо кофеина. Как делалась советская газировка.


29 марта 1886 года в Атланте был создан рецепт знаменитого напитка — колы.
Фармацевт Джон Пембертон пытался найти средство от головной боли.
С этой целью он сварил необычный сироп карамельного цвета.

В рецептуру напитка входили отвар листьев коки, сахар и кофеин. В результате получился необыкновенно тонизирующий напиток.

Хоть и тонизирующий, но не слишком полезный. Особенно после того как в него начали добавлять консерванты, ароматизаторы и красители — ту химию, без которой в наши дни не обходится ни одна газировка.

Но это в наши дни, а вот в недалеком прошлом в СССР нам перепадали напитки из натуральных компонентов, которые несли пользу (если, конечно, не пить по полбочки за раз).
В газированные напитки добавляли сахар и лимоны, а также экстракты различных трав и других растений. И никаких консервантов. Поэтому хранились они всего 7 дней.
АиФ.ru вспомнил, из чего делали самые популярные советские газированные напитки.

"Байкал"

Выпуск был начат в Советском Союзе в 1973 году. И напиток практически сразу завоевал бешеную популярность и стал ответом знаменитой американской коле. Но состав "Байкала" выгодно отличал напиток от западной газировки: помимо традиционных воды, сахара, лимонной кислоты в него добавляли экстракт зверобоя, солодкового корня и элеутерококка. А также эфирные масла: эвкалиптовое, лимонное, лавра, пихтовое. Рецепт "Байкала" сохранен и сейчас, его даже выкупили известные западные компании.


"Саяны"

Рецепт этого лимонада разработали в середине 60-х годов. "Саяны" сейчас менее популярны, чем "Байкал", найти напиток довольно сложно, так как вокруг него ведутся патентные споры. Но это не умаляет его полезности и замечательного вкуса, так как в лимонадную основу, газированную, конечно, добавляется экстракт горной травы левзеи. Он придает напитку полынную горьковатость и чуть сосновый аромат. Тонизирует и улучшает настроение.

"Тархун"

Рецепт "Тархуна" появился еще в XIX веке. Его придумал аптекарь Митрофан Лагидзе, живший в Тифлисе (современном Тбилиси). Он первым догадался добавлять в подслащенную газированную воду эстракт знаменитого кавказского растения тархуна (эстрагона). В массовом производстве напиток появился в 1981 году. Вот только напиток из тархуна получается скорее желтым, чем зеленым. И в советское время в газировку добавляли краситель. Сейчас зеленый краситель считают вредным, поэтому производители, которые заботятся о здоровье потребителя, выпускают напиток в зеленых бутылках. Иногда еще в него добавляют разрешенные красители Е, желтый и синий.

"Буратино"

Самый знаменитый советский лимонад. Детство практически каждого человека, родившегося в Советском Союзе, связано с "Буратино". Готовился он очень просто: вода, сахар, лимоны и апельсины. Все натуральное, поэтому, наверное, и такое вкусное. В наши дни в "Буратино" добавляют красители и ароматизаторы.

"Дюшес"

Грушевый газированный напиток отлично заменял сладости и тортики советским детям. В обычную лимонадную основу добавлялся грушевый настой, картину дополняли лимоны, сахар и пузырьки углекислого газа... Такую газировку обожали как дети, так и взрослые.







http://matveychev-oleg.livejournal.com/33...

Статья написана 29 марта 2016 г. 16:07

Совершенно случайно наткнулся в Сети на своё давнишнее, 2009 года, стихотворение.

Незнакомый сайт, незнакомый пользователь...

http://forum.sirumem.com/entry.php/722-ФА...

Значит, читают. Кому-то интересно и нужно.

Значит, всё же — не зря. :-)


Статья написана 28 марта 2016 г. 18:25

Без комментариев

https://www.youtube.com/watch?v=zYzINsHsaJA


Статья написана 25 марта 2016 г. 10:36
Все мы знаем, помним и любим Чебурашку, крокодила Гену, старуху Шапокляк...




Автор смотрит на героев мультфильма под необычным углом.
Улыбнитесь :-)


Виталий Сертаков


Про Грина и Мохнатого Че
.

Один из самых рулезных и зловещих катренов советской мультипликации.
Грин — олдовый буржуйский панк, сожравший паспорт после хрущевского Фестиваля молодежи.
Его штырит от ядреного соцреализма, и чтоб не загреметь по тунеядке, подобно певцу Цою, Грин блатует на полставки в закрытом ящике, в отделе боевых рептилий.
Шмалит явно не "Казбеком", поскольку раскланивается на улицах с персонажами, которых не наплодил бы и романтик Босх.
Сомнительный хвост Грина до поры ни что не намекает, поскольку торчит слава богу, вниз. Однако! — как заметил бы небритый муслим Леонтьев. Вместо того, чтоб лапать на твисте в ДК "Пищевик" отпадных герлов, Геннадий шныряет по портовым кварталам, лабая что-то из раннего Рея Чарльза на трофейном аккордеоне. Впрочем, какая чикса свяжется пардон, с асковым кексом, в довоенном лапсердаке?
И тут у овощного Грин кадрит Мохнатого Че. Сквозь десятилетия вангуют творцы мульта — мусинки, не цепляйте коренастых, волосатых наушников с рынка. Оглянуться не успеете, как Мохнатый пропишется у вас.
Доверчивый Грин пытается пробить нового кента по базе, но следы Мохнатого теряются на пересылке в Чебоксарах. Че быстро осваивается в чужом флете, и ввергает Геннадия в серию неслабых гопстопов.
Сперва Че набирает бригаду хачей с юга, они мутят незаконный ларь, и видать нехилое лавэ слюнявят ингушам-участковым. Кирпич и щебень тырят камазами. Единственный, кто пытается спасти архитектурный образ Котельнической набережной — набожная старушка с милым хомячком в портмоне. Но Мохнатый ей быстро обещает сунуть под ребро, и бабка смекает, кто теперь в кишлаке хозяин.
Грин и Че ставят на счетчик барыгу — хозяина целлюлозного комбината.
Пока Че греет паяльник, Грин затыкает жопой гамнаслив, типо очищает реку, хотя и гробит при этом лес. Барыга в натуре потеет и делится. Грин делает фото с черножопыми киндерами на берегу, и становится другом детей.
А Че становится центровым на районе, и берет в управе подряд типо на ремонт дворов. Ага, щаззз. С его подачи, Грин выгребает цветмет из трансформатора, и сливает через вильнюсский порт, оставляя москвичей без света, зато с открытыми люками. Затем Грин лямзит у гастеров компрессор, и строит стальную карусель, в детской среде нежно именуемую "...ало береги".
Науськанный сомнительным корешем, Грин хомячит якорь с минного заградителя. Как бы намекая нам, что наш военный корабль не так сложно оттащить в пролив Золотого Рога.
Тут бы нам и вспомнить катрен другого с позволения сказать, экстрасенса.
...Жил да был крокодил, он по улицам ходил, по*ТУРЕцки говорил...
И сразу многое ясно.
Черные глаза навыкате. Необузданный нрав. Пальто летом. И страстное желание понравится стайке йопнутых бойскаутов, этих вот белобрысых бестий с челочками, в обтягивающих шортиках. Кто они, эти юные стопхамы из "Триумфа воли", которым так не терпится ходить строем и барабанить нам по ушам?
Может они снова среди нас?
Грин бы в компании голоногих точняк заехал бы на кичу, но Мохнатый вовремя предложил гастроль. Катрен явно намекает на Олимпиаду в Сочи, куда навострили лыжи кидалы всех мастей.
Тут опять является авторитетная Шапокляк, и западает на бациллу наших корешей. Реально крысятничает, а затем жидко бакланит, когда наконец, впервые протрезвевший Грин планирует ей рихтануть вывеску.
Старую калошу спасает Че. Харэ, грит он, точим коньки обратно.
В Масквабаде управляющие компании у терпил еще не все бабло отняли. Пора принять участие.
Чтоб скинуть с хвоста легавых, кореша влезают на крышу голубого — заметим — столыпина. Раздавив пару ампул "Изабеллы", они дружно катят в закат. Песня в финале. Намекает нам как бы — все что мы старательно копим и строим — оно преходяще и сиюминутно. И надо всем кидалам все простить. Заренее сцуко. И навсегда утереться.
Важен лишь голубой вагон, который неизбежно, с полпути к счастью, вернет нас в уютную камеру за мкадом.

http://avtor1966.livejournal.com/31953.html




  Подписка

Количество подписчиков: 114

⇑ Наверх