Я люблю читать произведения про войну, где акцент сделан на боевых действиях. Но терпеть не могу читать произведения про солдатские будни. Полно грязи, глупых шуток, скучных диалогов в духе: «А что мы будем делать, когда закончится война?».
К сожалению, рассказ больше про второе, а не про первое. Про будни, а не про боевые действия. И вроде бы в начале мелькает интересная тварюшка, но ее быстро пристрелят. Затем пойдут: помои с крысиным пометом; нужники с выливающимся дерьмом; рассуждения в стиле: «Да, были люди в наше время — богатыри, не вы»; и все остальное от чего мне не столько противно, сколько скучно.
Обе темы конкурса тонут в бытовой, солдатской грязи, а то и в другой мерзкой субстанции.
Ну да, ближе к середине рассказа еще одну тварь пристрелят и опять пойдут рассуждения про портки, которые надо сменить. Спасибо, но я лучше сменю рассказ. Хотя надо отдать должное финалу произведения — он — любопытный, но общее впечатление от рассказа исправить уже не может.
— Во всю стену —
Одна из фишек рассказа — оригинальный главный герой. Такое нечасто встретишь. Он, точнее, оно — большое зеркало — цитаты: 1) «Ах, простите, забыло представиться»; 2) «Я французское, из самого Парижа»; 3) «Зовут меня Во-всю-стену, потому что я во всю стену и есть».
Но про живых предметов историй написано немало. Так что, на самом деле, нет такой уж герой и оригинальный.
Однако есть у произведения и еще одна фишка. В нем эксплуатируется популярное поверье, согласно которому душа умершего человека может попасть в зеркало. И у Во-всю-стену за 150 лет набралось целых 18 постояльцев: от простого пенсионера до целого генерала, от бывшего бандита до святого отца.
И всем этим колоритным личностям есть, что сказать друг другу — цитаты: 1) «Здесь, в Зазеркалье, ничего не менялось»; 2) «Мои постояльцы привычно убивали и без того мёртвое время в нескончаемых, сотни раз говоренных спорах»; 3) «Забывали, вспоминали, хорохорились, жаловались, сквернословили, ворчали, доказывали, опровергали, сплетничали, забывали и вспоминали вновь».
Круче всех, пожалуй, старая крага Коновалова — цитаты: «Хорошая смертушка, — позавидовала покойнику старая карга Коновалова», «Чистенькая смертушка, скоренькая», «Дал дубка, паршивец, и всё тут», «Не то что я, грешная, отмучивалась».
Короче, получился веселенький, хоть и мрачноватый рассказец. Что-то среднее между юмористической фантастикой и черным юмором. В любом случае, мне понравилось. Разве что только «чернушные» моменты, которые появляются ближе к концу произведения, показались лишними.
— Катись, яблочко наливное —
Сначала мне рассказывают про компанию молодых людей — трех парней и девушку — которые решили съездить на природу, чтобы отдохнуть. Потом я вижу, как они находят то, что осталось от деревни — в частности, русскую печь. Затем я наблюдаю, как молодые люди: купаются, ловят карасей, отбивают атаки комаров. После чего девушка начинает готовить карасей и тут появляется кот. И, как обнаружится позднее, это не простой представитель семейства кошачьих.
И вот, наконец, прочитав эту не очень увлекательную сказку для младшего и среднего школьного возраста, я думаю: «Где же тут хоть одна из тем конкурса? Где «Свет мой, зеркальце...»? Где «Жизнь в отражении»?». Ах да, зеркальце там все-таки будет. Мелькнет в нескольких предложениях. И все!
Но отсутствие тем конкурса это не главная проблема рассказа. У него намного большие проблемы с синтаксисом. Некоторые предложения слишком длинные, перегруженные ненужной информацией, которая затрудняет восприятие и хоронит первоначальный смысл под кучей не очень нужным фактов; это прекрасно лечится простым разделением таких длинных предложений на несколько более коротких.
— А может, завтра? —
«Нет-нет-нет-нет — мы хотим сегодня!
Нет-нет-нет-нет — мы хотим сейчас!».
Рассказ про суровые будни механика Марка и его жены Евы на планете Лаланд. Здесь полно ландия — минерала, который является мощным источником энергии.
Марк отправляется чинить зонд, но происходит несколько очень неприятных событий, и теперь Ева может общаться с мужем — точнее видеть его — только через один из кристаллов ландия. В итоге, Марк погибает, но его жена остается в живых.
Довольно-таки технично написанный рассказ. Мой глаз зацепился только за наречие «запазуху», которое, конечно, надо писать раздельно — «за пазуху». А так, вполне себе употребительная смесь триллера, мистики и мелодрамы.
Во «Вступлении» некто под ником Death Mage прилюдно занимается благодарностями, занудно рассуждает о своих критериях оценки рассказов и говорит о том, почему его критику — ха-ха-ха-ха, тоже мне критик нашелся! — не надо воспринимать всерьез. Все это, мало кому нужное, «бла-бла-бла-бла» можно смело пропустить и сразу перейти к отзывам.
Всем Привет!
— I —
Прежде всего, мне хотелось бы сказать спасибо организаторам ФЛР-14 за то, что номинировали меня на критика, а также выразить благодарность тем авторам-участникам ФЛР-14, которые за меня проголосовали.
— II —
Несколько слов о моих критериях оценки рассказов.
Всего их три. Но каждый из главных критериев состоит из множества под-критериев.
1) Нравится/Не Нравится
Пожалуй, самый главный критерий. Многие рассказы не выдерживают проверку именно им. Они могут соответствовать конкурсу/теме, могут быть и хорошо сделаны, но они просто могут мне не понравиться.
2) Соответствие конкурсу/теме
Второй по значимости для меня критерий.
На любом конкурсе всегда есть такие рассказы, прочитав которые мне хочется написать отзыв из одного предложения — «Автор, вы ошиблись конкурсом!» или «Где тема?». Или же вообще процитировать AVGNа, и сказать — «О чем они думали?!».
3) Техническое Исполнение
То, как текст сделан. Особо к техническому исполнению я стараюсь не придираться. Хотя порой и попадаются тексты, сделанные так, что хочется или ругаться отборным матом, или смеяться, как сумасшедший.
— III —
Мою критику не стоит воспринимать слишком серьезно. Тому есть несколько причин. Назову две:
1) Я — критик-любитель. И мне намного интересней рассказывать о прочитанном произведении, чем копаться в его ТТХ. Поэтому я не буду: изумляться стилистике; хвалить построение фраз; оргазмировать от вовремя введенной кульминации; и заниматься другими филологическими изысканиями.
Короче — Непрофессионализм.
2) Я приверженец темных жанров литературы: хоррора, триллера, мистики и других. Это не значит, что у светлых жанров нет никаких шансов, но, например: выбирая из антиутопии и утопии, я проголосую за первое; да и черный юмор развеселит меня больше, чем ироническое фэнтези.
Короче — Вкусовщина.
— Хрустальный Лабиринт —
Скучновато живется смотрителю маяка на далекой планете. Впрочем, не так уж и скучновато. Ведь маяк не обычный. Он остался от древней цивилизации, с которой когда-то воевали люди, и с помощью него можно путешествовать в гиперпространстве. Раса, кстати, так и называлась — Древние.
Смотрителя зовут Павел. Он должен собирать данные и наблюдать за работой оборудования. Кроме маяка на планете есть еще и кристаллы-астиллариты. Их там очень много — целый хрустальный лабиринт. И в отражениях астилларитов Павел видит отражение своего сына Макса. А еще он иногда ходит покормить какую-то страшную тварь, обитающую в хрустальном лабиринте. Нет так уж и скучновато живется смотрителю маяка, не правда ли?
Павел любит предаваться воспоминаниям, как он дошел до жизни такой. Выяснится, что страшную тварь смотритель нашел на корабле Древних. Взял с собой, назвал Ольм. А Макс — мертв. Его убили наемники, с которыми опрометчиво связался Павел. Но с ними смотритель маяка еще поквитается.
Поначалу рассказ может показаться ну очень скучным и монотонным, но потом события начинают развиваться — хотя речь и идет в основном о прошлом — и становится интересней. Но до этого момента еще надо дочитать.
Напоследок похвалю технику исполнения. Каких-то ошибок, которые бы бросались в глаза, я не увидел.
— Андроид Рублев —
Печальный рассказ.
Главный герой, который и дал название произведению, — андроид Рублев. Он думает, что скоро умрет — цитаты: 1) «Вечером к нему пришло ясное осознание — он скоро умрёт»; 2) «Власти опять продлили срок эксплуатации старых моделей», «Год его выпуска под программу реновации не попадает».
А андроид так ничего особенного и не добился — цитата: «Дома своего не построил, потомка не воспитал, да и с зелёными насаждениями как-то не сложилось».
И даже с соседом Рублеву не повезло — цитаты: 1) «Белковый натурал»; 2) «Судя по звукам, к соседу явилась очередная пассия», «Сейчас за стенкой начнётся шумное веселье, переходящее в затяжной скрип надувного матраса».
Однако не все так плохо. Есть у андроида Рублева увлечение, которое помогает скрасить невеселую жизнь — как в переносном смысле, так и в самом прямом.
Цитаты:
1) «Ночами он пробирался в заброшенные сектора города, доставал из потёртого рюкзачка разноцветные баллончики и приступал к священнодействию»; 2) «Внешне это выглядело полной бессмыслицей: хаотичные линии и пятна краски на мостовой не складывались ни в рисунок, ни в текст»; 3) «при взгляде с определённой высоты его работа будет выглядеть безупречно».
И вот, во время одной из таких вылазок, с андроидом произойдет несчастный случай. Все завершится трагично.
Как я уже и сказал в самом начале отзыва — печальный рассказ. Хотя на таком материале можно было бы сделать что-нибудь и повеселей. Благо у автора произведения с чувством юмора все в порядке.
— Хорошей смерти, братья —
Сюжет рассказа чем-то напомнил мне сюжет игры Red Faction. Там тоже шахтеры на Марсе бастовать стали, а потом «движуха» раскрутилась и переросла в полноценную революцию.
Только в данном рассказе действие происходит не на Марсе, а на планете Церера. И бастуют не шахтеры — бастуют многие. Многие устали от тяжелой жизни под пятой Конфедерации. Некоторые вступают во Фронт — местное, подпольное движение. Можно подумать, что и главная героиня — Никки — тоже член Фронта. Но нет. Она состоит в группе анархистов, которые действуют сами по себе.
Получилась годная антиутопия с протестными настроениями. Вот только бы хотелось побольше этих самых протестов и поменьше «чуйств» и эмоций главной героини. Да и разборки внутри «команды» Никки тоже читать скучновато. Фиговые революционеры получились, друг с другом толком договориться не могут. Отношения обычно выясняют после Революции, а не до нее. Короче, как сказал Владимир Ильич Ленин: «Учиться, учиться и еще раз учиться». Вот так-то, батенька.
И, кстати, главной героине действительно есть чем поучиться у своего бати. Финал — зачетный. Мужик молодец: и за жену отомстил, и о дочери позаботился.
Еще название произведения мне не очень понравилось. Как девиз подпольщиков — хорошо звучит, но в качестве названия рассказа — не очень.
Я не удивлюсь, если произведение написано под впечатлением от текущей мировой ситуации, когда многие страны готовы вцепиться друг другу в глотки, но предпочитают подставлять под удар других.
— Уголок (Зал Заседаний) Ворчливого Критикана —
Молодой человек сверху нагло врет! Какой такой Уголок?! Какой такой Зал Заседаний?! Я сейчас совершаю кругосветное путешествие на комфортабельном лайнере. Сижу на палубе, в шезлонге, под зонтиком; в одной руке коктейль, к которому я периодически прикладываюсь, а другой я пишу эти строки. Вокруг расхаживают девушки и женщины, не обмеренные излишней одеждой. Эх, будь я лет на 20 — вру-вру, 30-40 — моложе — я бы за ними приударил.
А молодой человек мне просто завидует. Сам сидит себе в городской, душной, жаркой квартире. Вот и меня пытается заснуть: то в какой-то Уголок, то в какой-то Зал.
Ну да хватит обо мне и нем. Перейдем к рассказу.
Тут есть: и грамматические, и стилистические ошибки. Вторых больше.