Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Алекс Громов» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 9 октября 2016 г. 02:54

Каждый месяц Алекс Громов рассказывает о 9 книгах non-fiction.

«Центральный сюжет Атлантиды – мир прекрасных благословенных и простых, хотя и благородных ценностей, разлагают материализм и высокомерие, которые одолевали древних греков... В этом контексте Атлантида служит мощной метафорой будущего, хотя для древних греков она олицетворяла прошлое». В современном обществе потребления и глобализации нужен идеал. Простой и доходчивый.

Но именно художественная концепция Атлантиды (самая массовая) базируется на ее платоновском описании – образцовая древняя метрополия, возведенная на острове. Потом атланты возгордились и… получили по заслугам.

Многие искатели Атлантиды утверждали, что она до сих пор не найдена именно потому, что Платон, пересказывая ее историю, ошибся при переводе первоисточников, но, скорее всего, намеренно исказил координаты ее нахождения».

Джоэль Леви. Атлантида и другие утраченные цивилизации

Атлантида уже несколько столетий является одной из самых упоминаемых, но необъясненных понятий в человеческой истории. О ней написаны тысячи книг. Но почему эта исчезнувшая цивилизация (к тому же неизвестно, существовавшая ли на самом деле) до сих пор будоражит воображение миллионов людей и побуждает проводить дорогостоящие исследования?

Существуют десятки различных версий об этом потерянном континенте (острове, цивилизации), начиная с платоновского описания и заканчивая различными теориями мистиков, пророков и прорицателей XIX и XX веков, дополняемые при этом разнообразными фантазиями писателей, художников, кино- и телережиссеров, заботливо создающих для миллионов людей собственный неповторимый образ Атлантиды. При этом «современное описание Атлантиды может включать пирамиды, волшебные кристаллы, телепатию и летательные аппараты, хотя ничего из этого не было в платоновской версии».

Если вернуться к первоисточнику, то оказывается, что платоновская Атлантида безнадежно устарела – она была версией идеального государства тех далеких эпох, высокоразвитой цивилизацией бронзового века (главным металлом в нем была бронза).

Каким же образом это давно отсталая цивилизация (уже несколько веков относящаяся к категории дикарей) стала неким притягательным символом? Концепция вечного города обернулась теорией Працивилизации – возникнув в одном месте, цивилизация распространилась по всему миру, создав более поздние центры, в которых общество начало развиваться независимо друг от друга.

Одно дело – история одной из множества забытых культур (какое значение для жителей современных мегаполисов имеют дорийцы?), но совсем иное значение приобретает поиск Матери цивилизаций, Працивилизации, являвшейся не только первоисточником нынешней, но и исходным материалом для современного представления о породившей нас древней цивилизации.

Представления об Атлантиде эволюционировали параллельно с развитием нашей цивилизации. При этом парадокс Атлантиды заключается в том, что мистическая атлантология (преобладающая в общей массе массовых поисков), помимо традиционных оккультных средств (свидетельства предсказателей, астральных путешествий и вызова духа умерших), активно использовала всевозможные архивные материалы и даже современные научные теории и исследования для обоснования собственных теорий.

В этом издании все «варианты» Атлантиды собраны воедино: от классической Атлантиды Платона до мистических теорий и попыток ее поиска в самых разных регионах Земли. Людям нужна вечная иллюзия. Что может быть красивей и недостижимей мифа о Золотом веке, берущем свое начало во времена библейской истории об Эдеме, грехопадении и изгнании из Рая? Платон создал новый дивный миф – не только подтверждавший эту древнейшую традицию, но все больше востребованный с развитием цивилизаций.

Неужели Атлантида исчезла бесследно? В 1200 г. до н.э. фараон Мернептах защищал Египет от «народов моря». Примерно в это же время «народами моря» был уничтожен Угарит. Могли ли таинственные «народы моря» быть воинами Атлантиды?

А что могло быть воссоздано по образцу Атлантиды? Карфаген! Атланты, спасшиеся после катастрофы, распространились по миру и основали множество различных цивилизаций, среди которых была и финикийская. Поэтому при возведении Карфагена они пользовались уцелевшими тайными знаниями. Карфаген, который когда-то называли – Сияющий город, тоже был великой державой, мечтающей о мировом господстве.

Среди прочих кандидатов на звание «настоящей Атлантиды» оказалась и минойская цивилизация, существовавшая на Крите и разрушенная природными катастрофами. Но Крит в отличие от Атлантиды, так и не погрузился в пучину морскую. Также как и соседний остров Тира. В результате взрыва вулкана на нём образовался современный Санторин – группа островов в Эгейском море.

«Почти сразу после открытия Америки европейцами образованные люди того времени знакомые с сочинениями Платона, стали сопоставлять её с Атлантидой. Для многих стало очевидным, что потомки жителей Атлантиды были основателями исчезнувших цивилизаций Америки. Так столица ацтеков Теночтитлан по планировке (расположен на острове и окружен каналами и дамбами) походил на столицу Атлантиды».

«Уже в ранней античности получили развитие два типа хронологических систем. В исторических сочинениях господствовала «династическая», или «генеалогическая» хронология, основанная на перечнях разного рода правителей, с тенденцией возводить начало первых династий к баснословно далеки эпохам и мифическим персонажам. В то же время в астрономии, нуждавшейся в упорядоченностей системе счета времени, получили распространение эры – более или менее строги хронологические шкалы, привязанные к историческим событиям (вроде «Канона царей» Клавдия Птолемея)».

Павел Кузенков. Христианские хронологические системы. История летосчисления в святоотеческой и восточнохристианской традиции III-XV веков

В издании рассказывается о системах летоисчисления, бытовавших когда-то и существующих поныне, причем подчеркивается, что активная разработка хронологических систем — и календарей, и эр — началась именно с началом христианской эпохи, в первые века «нашей» эры. Автор книги — доцент кафедры истории Церкви исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. «До этого даже в пределах одной Римской империи существовало великое множество локальных традиций счета времени. Свои календари были едва ли не в каждом крупном городе. Это было отражением той политической и культурной мозаики, которую представлял собой Античный мир. На подчиненных римлянами территориях постепенно вводилось единообразие — в частности, вошел в обиход юлианский календарь. Но только с победой христианства этот процесс принял системный характер»

Изучение разных систем летоисчисления помогает найти ключ ко многим загадкам отечественной исторической хронологии, в том числе – приходу на Русь Рюрика и походам русских князей на Царьград. В истории, как в судебном расследовании, всегда очень важно знать последовательность событий, иногда до часов и даже минут. Изучая ее, можно выявить причинно-следственные связи, а за ними — и цепочки чьих-то умыслов и действий. Отдельный раздел посвящен звезде волхвов.

«Интерпретация, данная волхвами явившейся звезде – рождение великого царя в Иудее, — опиралась на определенные символические основания, выявить которые позволяет обращение к древневосточной астрологической традиции. «Царской планетой» в шумеро-вавилонской и эллинистической астрологии считался Юпитер (аккадский Мардук, греческий Зевс). Эта яркая планета, отображавшая верховного бога вавилонского (а впоследствии и греко-римского) пантеона занимала первое место в иерархии «блуждающих звезд» и считалась звездой «по умолчанию» (откуда его позднее вавилонское название – Каккабу, собственно, «звезда»). Положение Юпитера на небе имело первостепенную важность и занимало первые строчки календарных таблиц…»

Книга сопровождается обширным справочным материалом, в том числе электронными синхронистическими таблицами для пересчета различных эр, определения дат Пасхи и основных праздников, правлений Царей и Императоров… «II-V века – период подлинного расцвета исторической хронографии в христианском мире. Интерес к ней подпитывался не в последнюю очередь эсхатологическими ожиданиями, связанными с хилиастической доктриной о близком пришествии «субботнего» 7-го тысячелетия. Однако к VI веку, когда по всем вариантам христианской хронологии 6000 год благополучно миновал, хронологический подход к истории переходит на новый уровень. Речь теперь идет о простой фиксации событий на временной шкале, без дерзких попыток усмотреть в датах указание на действие Божественного Промысла».

«Путевым очерком (рихла) называют книгу, в которой автор фиксирует все то, что он увидел и услышал в каком-либо городе или разных городах, в которых он побывал в путешествии, описывая предания народов, их убеждения, обычаи и традиции, касающиеся жизни и смерти, или же приводит отчет о каком-либо другом своем путешествии. В прошлом подобные книги оказывали большое влияние на повышение интеллектуального уровня народов, поскольку смешение культур открывало дорогу мягкости, доброте и любезному обращению между людьми. Недостаток транспортных средств и трудности дальних поездок служили важнейшим препятствием на этом пути, а потому каждый, кто отправлялся в длительное путешествие и ехал в отдаленные города, считался храбрым, героическим, осведомленным и опытным человеком».

Исламская цивилизация. История и современность. Сост. М. Аль-Джанаби

В книге, посвященной истории развития культуры и науки в странах Востока, собраны статьи разных авторов, размышляющих над всевозможными аспектами главной темы. К примеру, в статье А. Закери «Роль и значение путешествия в истории исламской цивилизации», рассматривается не только сама по себе возможность путешествовать, как показатель того, что страна достигла определенного уровня цивилизованности, но и те книги, которые писали путешественники. Ведь один из них мог интересоваться в первую очередь географическими деталями, дорогами, погодными условиями, природой разных земель. А другой – крупными городами и знаменитыми архитектурными сооружениями. Внимание привлекали и чужеземные диковинки, и удивительные легенды, и местные продукты: «В этих книгах не только говорится о состоянии дорог, географическом положении и административном управлении в тех или иных землях, но также рассказывается о товарах, производимых в городах. Ал-Истахри хвалит некую вкусную рыбу из Дарабджира и розовое масло из Джура (Фирузабада), а также упоминает о хороших орехах из Кума. Ибн Хордадбех сообщает о египетских пирамидах и находках, сделанных в них во время правления Ибн Тулуна». Абу Абдаллах ал-Гарнати оставил после себя книгу под названием «Подарок умам и подборка чудес» и множество других трудов, посвященных тому, что он видел в своих многочисленных странствиях от Африки до хазарских земель: «Например, он сообщает о зебрах, живущих в районе Занзибара, и описывает их черно-белый окрас: «Определенное количество этих зебр было также и в Египте, но там они вымерли. Жители Египта набили их шкуры хлопком и выставляли их напоказ по праздникам»…».

В сборнике рассказывается о том, как европейцы приобщились к восточным пряностям и сладостям, но в то же время – и к достижениям математики, медицины, философии. Особое внимание уделено Андалусии времен арабского правления и здешним выдающимся ученым, в том числе семейству Бану Зухр — «два поколения именитых врачей, среди которых была также женщина, прославившаяся излечением тяжелобольных». А прославленный Ибн Маймун, родившийся в 1138 году в Кордове, в молодости много странствовал и учился, жил в Египте, а потом вернулся на родину. «Ибн Маймун написал десять трактатов по медицине на арабском языке, наиболее известным из которых считается «Книга глав по медицине». Эта книга была переведена на иврит вместе со многими другими его трудами. Испанские ученые также обладали эрудицией в области ботаники и посвятили этой науке важные труды…». Рассказывается и о богатейшей библиотеке, которую собрал в Кордове правивший в 961–976 гг. халиф Ал-Мустансир II, покровитель науки и литературы. Книги для этой библиотеки специально привозились из Багдада, Дамаска, Египта и других краев.

«Десять тысяч талантов – это примерно годовой бюджет небольшого княжества того времени. Представим себе, что означала подобная сумма для частного лица! Возможно, упомянутый человек был очень богат, но промотался или взял, например, у царя взаймы десять тысяч талантов на путешествие за заморскими товарами, а корабли утонули… Кроме богатства (теперь уже бывшего), описываемый человек, скорее всего, обладал и положением в обществе…».

Дмитрий Щедровицкий. Свет, который в тебе

В книге рассматривается понятие о Свете Первого дня и связанные с ним важнейшие философские и теологические вопросы. Автор размышляет об исторических традициях богослужения, которые отображены в тексте самой известной из христианских молитв «Отче наш» и обширном своде смысловых пластов, запечатленных в ее словах. Особое внимание уделено закону зеркального воздаяния на примере притче о человеке, задолжавшем своему государю десять тысяч талантов и получившем прощение, но не простившем собственного должника. Здесь исследователь снова анализирует исторические реалии, психологические аспекты, высокие истины, переплетенные с, казалось бы, житейскими подробностями. Принять отвлеченные рассуждения о добре и зле человек обычно может, если не обуревает его совсем уж откровенный дух противоречия. Но вот известная заповедь о любви к врагам у многих вызывает сложные чувства. Слишком сильны бывают наши обиды, а любовь мы понимаем исключительно как благорасположенность к другому человеку, обычно такому, кто для нас хорош и приятен. «Потому что именно там, где почва наиболее суха, прокладывают оросительные каналы – более всего жаждет орошения именно пустыня. Так и душа, лишенная внутренней любви, злая и ожесточенная, – более других требует нашего участия...»

«В отечественной историографии устоялась точка зрения, что, начиная Каспийский поход, император руководствовался двумя основными мотивами: во-первых, стремлением обеспечить торговые связи России со странами Востока, а во-вторых, необходимостью устранить угрозу перехода каспийского побережья в руки турок, обозначившуюся в результате краха государства Сефевидов. Первый мотив вытекал из долгосрочной стратегии Петра I по превращению Российского государства в ключевое звено международной торговли Европы со странами Востока… В то же время Петр I стал уделять особое внимание поддержанию и увеличению объемов транзитной торговли шелком-сырцом. С выходом России в Балтийское море, а также ростом русской промышленности этот торговый путь, как считали в Петербурге, мог принести огромные доходы в казну. Это не были беспочвенные ожидания. Только в 1706 г. в Москве, в Астрахани и других пограничных городах было взято пошлин с привозных товаров армянских купцов из Ирана 30 000 рублей серебром... Прибыль казне приносили также русские купцы, отправлявшиеся торговать в Иран — в Шемаху, Тебриз, Казвин, Решт и вывозившие обратно в Россию хлопок, шелковые и бумажные ткани, рис, фрукты и индийские пряности. Русский ввоз составляли голландские и английские сукна-стамеды, полотна, писчая бумага, меха…» .

О. Р. Айрапетов М. А. Волхонский В. М. Муханов Дорога на Гюлистан. Из истории российской политики на Кавказе в XVIII — первой четверти XIX в.

Как менялись отношения Российской империи с Персией и Турцией? На основе многих архивных документов, показывается, как менялась политика России, как военная, так и торговая. В документах, найденных в бумагах первого русского императора, есть записка неизвестного автора, называющаяся «О распространении купечества в Санкт-Петербурге Запада и Востока через Россию». Автор текста предлагал включить в русско-персидский торговый трактат позволения российской державе разрешения возвести на «персицкой стороне Каспийского моря малую … крепость и малой купеческий городок в удобном месте… Оной крепости и посаду надлежит быть неподалеку от Шемахи в устье какой реки, которая из …Георгия (Куры) вытекает».

12 декабря 1799 года грузинский царь Георгий XII в торжественной обстановке принял царскую инвеституру и присягу на верность Российской империи. Но среди представителей грузинского царского дома были и недовольные установлением протектората России. По традиции в таких случаях проигравшие в придворной борьбе обращались за помощью к владыкам Турции и Персии. Вскоре живший в Шулавери грузинский царевич Александр отправился к кронпринцу Аббас-Мирзе в лагерь персидских войск, находившихся на берегу реки Аракс. С помощью его армии Александр хотел получить царский трон Грузии. К царю Георгию было отправлено грозное послание, и к границам Закавказья двинулось персидское войско, которым номинально командовал малолетний сын Аббас-Мирзы. На помощь Грузии по приказу Павла I из Моздока 25 августа 1800 года выступил российский полк под командованием генерал-майора В.С. Гулякова.

«В апреле 1813 г. в Тегеране появился представитель Наполеона с радостным известием о том, что его император «выполнил данное шаху обещание и завоевал Россию, что скоро он распорядится вернуть все ее владения в Грузии, но желает, чтобы прежде шах обязался выдворить из своих владений англичан и принять французского посланника». Эта миссия закончилась полным провалом. В Персии уже знали, чем закончилось «завоевание России», и эмиссар Парижа был выдан англичанам».

«Боевое состояние 4-й армии было не из лучших. Когда новый командующий 4-й армией М.В. Фрунзе в начале февраля 1919 года, прибыв в Уральск, назначил парад частям гарнизона, командир бригады 25-й дивизии И.М. Плясунков отказался выполнять этот приказ только потому, что не его бригаде была предоставлена честь идти в голове парадных колонн. За неповиновение командиру бригады был объявлен выговор. Наказание И.М. Плясункова вызвало нездоровый резонанс среди командиров и в войсках. В ультимативной форме комбриг потребовал, чтобы М.В. Фрунзе явился для объяснения на собрание командиров бригады для объяснений».

Валентин Рунов. Фрунзе. Тайны жизни и смерти

Фрунзе был не только одним из видных большевиков, активных участников борьбы с самодержавием, но и одним из самых известных полководцев Гражданской войны – и примером, что некоторые прославленные военачальники той поры не дожили даже до репрессий 1930-х годов. Но как вообще возникла Красная армия?

ВЦИК объявил 2 сентября 1918 года Советскую республику военным лагерем. Руководство армией и флотом стало осуществляться созданным Реввоенсоветом Республики во главе с Л.Д. Троцким (в армии не служившим, но привлекшим профессионалов – кадровых офицеров), была учреждена должность Главнокомандующего Вооруженными Силами РСФСР. Первым стал сбывший полковник И.И. Вацетис, а с июля 1919 года — бывший полковник С.С. Каменев. Как позже написал публицист и партийный функционер-идеолог Карл Радек, «одна из величайших побед Троцкого — состоит в том, что он сумел людям, пришедшим к нам по принуждению из вражеского лагеря, внушить убеждение, что Советское правительство есть правительство, борющееся за благо русского народа».

Красной армии были нужны профессионалы, и хотя Ленин в ноябре 1918 года и заявлял, что «теперь, строя новую армию, мы должны брать командиров только из народа. Только красные офицеры будут иметь среди солдат авторитет и сумеют упрочить в нашей армии социализм», он убедился в правоте Троцкого, и постановление ЦК РКП(б) от 25 декабря 1918 года «О политике военного ведомства» одобрило деятельность наркома по привлечению бывших царских офицеров.

Начальником штаба 4-й армии стал Фёдор Фёдорович Новицкий, генерал-майор Русской императорской армии. До этого назначения он возглавлял Ярославский военный округ, где военным комиссаром округа был М.Фрунзе. 4-я армия под командованием Фрунзе, действовавшая на южном фланге Восточного фронта, должна была заняться «ликвидацией белого уральского казачества», а затем, двинувшись на Ташкент, вернуть под контроль революционной России Туркестан.

«Во время командования 4-й армией М.В. Фрунзе лично познакомился с В.И. Чапаевым, который неожиданно вернулся в войска, сбежав из Академии Генерального штаба РККА, куда его отправили на учебу. Он объяснял это тем, что очень переживал за общее дело и желанием сражаться со своими товарищами. Реально И.В. Чапаев не мог осилить азов академической программы. В войсках о В.И. Чапаеве говорили разное. Ходили слухи о его буйствах, грубости, партизанщине и зверствах. Но были и такие, которые рассказывали о доблести и отваге этого человека, о его огромном авторитете среди красноармейцев. М.В. Фрунзе решил ориентироваться на последних».

«В военной истории утвердилось представление о том, что построенные под руководством французских и английских инженеров укрепления превратили Перекоп в неприступную крепость, и при штурме Красная армия несла огромные потери… Укрепления строили военные инженеры белой армии под руководством коменданта Севастопольской крепости генерал-майора Владимира Федоровича Субботина. Но строительство шло медленно, потому что крестьяне работать не хотели, рабочих рук не хватало, а строительные материалы разворовывались. Строительство началось летом 1919 года, а осенью уже прекратилось, потому что ждали, что белые вот-вот возьмут Москву. С декабря 1919 года работы возобновились, но не были завершены. Что же успели? Воздвигли земляной вал высотой от шести до десяти метров, пред ним выкопали ров глубиной восемь-десять метров. Перед рвом отрыли линию окопов и установили проволочные заграждения в четыре ряда. За валом размещалась артиллерия».

Леонид Млечин. Фрунзе

Михаил Фрунзе остался в истории не только СССР, но и России как один из немногих пламенных революционеров, победно сражавшихся с белогвардейцами, но при этом – не только не запятнавший себя расправами, но и даже «поправленный» лично Лениным за излишнее благородство, которое Фрунзе проявил перед штурмом Крыма.

В издании приводится не только подробная биография Фрунзе, причем как в эпоху еще Российской империи, так и гражданской войны, и формирования советского государства, но и малоизвестные подробности другой его деятельности. Например, участия в различных комиссиях, в том числе – посвященных новой советской литературе. Но путь к одному из высших постов в советской иерархии – наркому по военным и морским делам — открылся для него после взятия Крыма.

В книге подробно описана и история взаимоотношений Нестора Махно с большевиками, которые решили для совместной борьбы с Врангелем заключить договор с «батькой». Махно в свою очередь рассчитывал на то, что после разгрома белогвардейцев большевики, оценив по достоинству его военную поддержку, разрешат махновцам создать автономию на родной украинской земле на основе самоуправления. Нестор Махно не желал договариваться и помогать белым, возвращая прежние царские порядки. Он говорил: «Золотопогонники чуть было не вошли в Москву. Если бы не повстанцы, то над революционной Россией уже давно развивался бы трехцветный самодержавный флаг».

Заключив с Махно соглашение, большевики взамен обещали немедленно освободить всех захваченных махновцев и разрешить махновцам и анархистам вести устно и письменно свою агитацию и пропаганду. Руководимая Махно революционная повстанческая армия Украины присоединилась к Красной армии. Подчиняясь командующему Южным фронтом Михаилу Фрунзе, махновцы, не доверяя большевикам (по словам Махно, большевики – мастера на измышление лжи и на всякие подлости против других»), сохраняли самостоятельность. Кавалеристы Махно, вместе с красной конницей, форсировали Сиваш. После победы над белыми начался террор. Махновцы были следующими… «Семнадцатого ноября 1920 года председатель Крымского ревкома Бела Кун и управляющий делами ревкома Яковлев подписали приказ № 4: «Все офицеры, чиновники военного времени, солдаты, работники в учреждениях Добрармии обязаны явиться для регистрации в 3-дневный срок. Неявившиеся будут рассматриваться как шпионы, подлежащие высшей мере наказания по всем строгостям законов военного времени».

Одних отпускали, других отправляли в концлагерь, третьих расстреливали. Занимался этим начальник особого отдела Южного фронта Ефим Григорьевич Евдокимов. Его представили к награждению орденом Красного Знамени: «Во время разгрома армии генерала Врангеля в Крыму тов. Евдокимов с экспедицией очистил Крымский полуостров от оставшихся там для подполья белых офицеров и контрразведчиков, изъяв до 30 губернаторов, 50 генералов, более 300 полковников, столько же контрразведчиков и в общем до 12 000 белого элемента, чем предупредил возможность появления в Крыму белых банд». На представлении к награде Фрунзе приписал: «Считаю деятельность тов. Евдокимова заслуживающей поощрения. Ввиду особого характера этой деятельности проведение награждения в обычном порядке не совсем удобно». Фрунзе виноват в том, что допустил эту бойню. Но он не был ни ее инициатором, ни организатором. Он вообще не был ни жестоким, ни фанатичным. Напротив, даже в годы революции и войны он оставался весьма чувствительным человеком».

«Живопись, литература, скульптура, видеоискусство, музыка, театр, дизайн, танцы и многое другое… От цивилизации к цивилизации меняются не только формы творчества, но и его глубина. Творчество – это прямое отражение души человека и созидаемый им объект».

Карина Сарсенова. Грядущий след

Книга анализирует закономерности, управляющие не только жизнью отдельных личностей, но и существованием целых цивилизаций. Рассматриваются всевозможные стереотипы, характерные черты различных периодов развития общества. Важную роль, по мнению автора, играет процесс совершенствования коллективного бессознательного, которое оказывает сильное влияние на отдельных людей. Причем это влияние далеко не каждый может распознать и осознать. Меняется коллективное бессознательное весьма медленно, зато последствия такой перемены могут быть глобальными как в положительном, так и в отрицательном смысле, если не соблюдена гармония в вопросах обретения нового и сохранения прежнего. «Постоянное обесценивание прежнего опыта неоднократно ставит цивилизацию на грань гибели, но при удачном раскладе всё же приводит в итоге к осознанию его ценности для выживания и процветания». Работа над собой, неустанно совершаемая человеком, позволяет ему или ей не просто подняться над стереотипами своей среды, но и способствовать улучшению нравственного климата общества в целом.

«Однако любой эксперт остается человеком, а людям свойственно реагировать на стимулы. Поэтому отношение любого отдельно взятого эксперта к вам будет зависеть от имеющихся у него стимулов. Иногда его стимулы могут работать вам на пользу... Но одно дело — предполагать наличие злоупотреблений со стороны специалистов, а другое — доказать это. Лучший способ доказательства в подобных ситуациях — сравнение того, как профессионал делает что-то в ваших интересах, с тем, как он делает ту же самую работу для самого себя».

Стивен Левитт, Стивен Дабнер. Фрикономика: Экономист-хулиган и журналист-сорвиголова исследуют скрытые причины всего на свете

Как продать свою квартиру/дом? Для большинства людей это самая крупная сделка во всей жизни, и поэтому не хочется продешевить. Но помимо того, что многие боятся продать дешевле, есть и второй источник страха – не удастся продать вообще. Поэтому приглашенный (выбранный, нанятый) риэлтор должен выбрать золотую середину. Но все ли из них будут утруждаться за не слишком большую разницу в полученном вознаграждении? «Исследование показало, что агент продает свой собственный дом в среднем на десять дней дольше, ждет появления лучшего предложения и продает его на три процента дороже, чем дом, принадлежащий вам». При этом агент не действует в открытую, а побочно, к примеру, рассказывая о том, что рядом такой же дом продается и безуспешно уже полгода.

Разумеется, у всех экспертов (наверное, как и посвященных и адептов тайных обществ) есть и свой тайный язык, который они используют даже в рекламных объявлениях. Если читать их внимательно, проникая во второй слой символов, то «при этом понятие «фантастический», равно как и «очаровательный», является опасным в силу своей двусмысленности. Оба эти термина представляют собой своего рода код, которым риелторы обозначают дома, не имеющие никаких особых преимуществ».

Выросший в доме из четырнадцати комнат в Джексонвилле (штат Флорида) Стетсон Кеннеди решил бороться с фанатизмом. Несмотря на то, что его дядя был членом ку-клукс-клана, он воспринимал эту организацию как банду террористов на службе белого общества. Тем более, что большинство здешних изданий неохотно и с опаской писали о них. Стетсон познакомился в баре с одним из куклуксклановцев и под псевдонимом вступил в организацию. Узнав, что ку-клус-клан превратился в мошенническую организацию для выкачивания денег, Стетсон решил их публично разоблачить. Но как? С помощью радиошоу «Приключения Супермена» — ведь даже этому чудо-герою, который сражался с Гитлером, Муссолини, японским императором Хирохито, нужны новые соперники.

Был написан сценарий передач – теперь Супермен освобождал страну от ку-клукс-клана, а пришедшие с работы домой рядовые ку-клукс-клановцы с ужасом смотрели, как их дети (не подозревавшие об участии отцов в той организации), с увлечением играют в игру «ловля банды», вовсю используя их настоящие пароли и секреты.

«Эксперты, вооруженные информацией, могут использовать в своих интересах мощный невидимый рычаг – страх. Страх того, что ваши дети когда-нибудь найдут вас на полу ванной умершим от сердечного приступа (и не произведенной вовремя ангиопластики). Страх того, что вашей покойной бабушке будет значительно хуже лежать под землей в дешевом гробу. Страх того, что машина ценой 25 тысяч долларов рассыпается на куски при мало-мальски серьезном инциденте, а машина за 50 тысяч долларов окутает ваших близких непробиваемым стальным коконом. Страх, формируемый экспертами в области того или иного направления бизнеса, несоизмерим со страхом, создаваемым террористами или ку-клукс-кланом, однако в обоих случаях действует один и тот же принцип».


Статья написана 30 сентября 2016 г. 15:31

Приметы Будущего: Антология. Сост. А. Громов.

Будьте лояльны к Будущему! Вступайте в его ряды прямо сейчас, не дожидаясь, когда оно станет Настоящим! Почувствуйте себя в XXII-м, да хоть в ХХХ веке! Все самое прекрасное и актуальное, о чем в XXI веке можно было только мечтать, ждет именно вас. Новые усовершенствованные коммуникации, доступные по подписке артефакты, чудеса глобальные и жилищные дополняются офисными ритуалами, а также байками бывалых цивилизаторов – и они знают, о чем говорят.

Неважно, сколько голов у твоего делового партнера, если прибыль возрастает. Все далекое – близко, и каждый из нас в душе немного инопланетянин.

Каталог XXXV-XXXVIII галактических эпох

Вашему вниманию предлагается каталог изделий и услуг,

производимых в нашей и соседних дружеских галактиках и черных дырах;

Для удобства выбора каждый товар сопровождается соответствующей информационной статьей,

— адаптированной под рассказ, миниатюру или повесть,

— что позволяет составителям каталога воспользоваться льготным гуманитарным вселенским налогообложением,

— и тем самым — снизить цену на предлагаемые вам товары,

— сэкономив ваши средства!

Удачного просмотра/прочтения и приобретения!


Инструкции по Будущему

Данный текст и прилагаемые иллюстрации позволяют определить Будущее, его разновидности и тенденции.

Вы можете ознакомиться не только с новинками,

— но и с новинками новинок, выбрав удобный для вас вариант временных, технологичных и социальных изменений.

Помните! Для вписывания в Будущее необходимы все аспекты.

Заботясь о базировании в будущем, как дислокации, и обращая первостепенное значение на развитие медицины

— тела и мозга,

— нельзя игнорировать развитие военной техники, био-моделирования и синт-симуляции,

— а также периодическое возрождение архаических традиций и ритуалов.

Данная инструкция не является договором купли-продажи темпоральных и прочих услуг.

Юридическую и финансовую ответственность за ваше Будущее несете вы сами.

Инструкция не содержит подробного описания технологий и изобретений, еще не наступивших в данном времени и пространстве,

— о которых вы можете узнать, посетив ресурс www.terraart.ru


Ключи от Будущего

Ключи от Будущего – вот что нужно передовому существу, независимо от его формы, цвета и размера!

Вам только надо:

1. Тщательно изучить эту информацию;

2. Выбрать 10 признаков, почему предстоящее стандартное Будущее вам не подходит;

3. Произвести ребрендинг, визуальный и контекстный;

4. Успевая больше, применить 7 ключевых действий для обретения здоровья, идеальной фигуры, сексапильности/сексоемкости, незримых источников дохода/высокооплачиваемой работы и галактического статуса;

5. Обратиться к 5 установкам вечного позитива, работающих везде и повсюду;

6. Загружайте ваше Будущее по частям, не дожидаясь команды «Переустановка системы» и глобальных потрясений.

7. Приобретите Дорожную Карту Будущего, избегнув тем самым фальсифицированных реальностей.

Пользователь МоноБудущего № 488985

ОГЛАВЛЕНИЕ

Арти Д. Александер. Ошибка Рэя Брэдбери

Корнелий Магнус. Вести о будущем

А. Санти. Виртуальная реальность

Алекс Громов, Ольга Шатохина. От 16 и 4 квадратов

Арти Д.Александер. Мир до и после

Алекс Громов, Ольга Шатохина. Галактики по расписанию

Михаил Попов. Медвидь

Ольга Дыдыкина. Хочу настоящее!

Алекс Громов, Антон Житарев. У подъезда времен

Татьяна Безуглая. Проект «Аркадия»

Ольга Шатохина. Не верь, не кликай, не селфись

Арти Д. Александер, А. Санти. Прекрасный херцог

Михаил Попов. Грядущий Хэм

Алекс Громов. Хрестаматия

Арти Д. Александер. Моя профессия – журналист

Алекс Громов, Ольга Шатохина. Почтовый ящик Галактики

Табаи Сейед Нассер. «Во внимание к благоразумию…»

Михаил Попов. Vale!

Арти Д. Александер, Алекс Громов. Корпоративные джунгли

Алексей Васенов. Почему я не доверяю золотым рыбкам

Михаил Попов. Завтра волки, послезавтра – тигры

Арти Д. Александер. Сказители ВирджинСпейс

Алекс Громов, Ольга Шатохина. Начать с себя

А. Санти. Между мирами

Карина Сарсенова. Фальшивка

Армен Алашкертци, Элен Каспер. Пробуждение

Арти Д. Александер, А. Санти. Аннам и Анджан, сыновья одной матери

Алекс Громов, Павел Иванов. Примерочная

Алекс Громов. Мене, текел… УПС!


Статья написана 15 сентября 2016 г. 12:59

На Московской международной книжной выставке-ярмарке были объявлены лауреаты премии «Terra Incognita». Ее вручают за литературные произведения самых разных жанров и направлений. Кроме этого, награда присуждается за достижения в области гуманитарных наук, а также в искусстве.

В номинации «Проза России» награждена Ольга Славникова. В номинации «Проза Америки» отмечен русский перевод романа Энн Тайлер «Катушка синих ниток».

В номинации «Проза Востока» награжден Мохаммад-Казем Мазинани (Иран) за роман «Последний из Саларов», только что изданный на русском языке и посвященный семье Саларов, связанной кровными узами с династией Каджаров, которые с 1795 по 1925 год правили Ираном. «Салар-ханы рождались на свет в этой усадьбе поколение за поколением со времен Фетх-Али Шаха. Помещения хозяина ломились от разного добра и утвари: тут были керманские ковры ручной вышивки и хрустальные вазы, фаянсовые блюда и бронзовые подсвечники, фарфоровые чаши и кубки, шкатулки из трехцветных опалов, часы с узорами по эмали и кашмирские шали с коронами и венцами, кувшины с инкрустациями и резные столики…».

В номинации «Литература мира в России» лауреатами стали писательница Мария Понтоппидан (Дания) за роман «Что за роза выросла из тьмы? Русские записки Роланда». В предисловии к русскому изданию автор пишет: «Изначально книга написана для датского читателя — в надежде, что он разделит любовь автора к России. Датчане знают о России очень мало, поэтому многие вещи преподносятся в книге как новые и экзотичные, хотя любому русскому человеку они знакомы с самого детства. Теперь она переведена на русский язык и выходит в свет. Думаю, русскому читателю будет интересно узнать, как его страну и народ воспринимает человек извне…». Также в этой номинации награжден творческий коллектив создателей сборника «Свобода и судьба» на датском и русском языках.

В номинации «История Отечества» премией награжден посол Республики Сербия в России Славенко Терзич за книгу «Старая Сербия. Драма одной европейской цивилизации», которая повествует о судьбе центральной части Сербии, где на протяжении веков противоборствовали интересы и устремления различных европейских и не только держав. Как отмечает в своем предисловии автор, само понятие «Старой Сербии» возникло поле того было сформировано королевство Сербия в начале XIX века. Так стали называть территорию средневекового сербского государства периода династии Неманичей (конец XII—XIV в.), которая не вошла в состав автономного сербского государства, оставшись под властью Османской империи.

Также в номинации «История Отечества» отмечено издательство «Кучково поле» за книжную серию «Живая история».

В номинации «Просветительская деятельность» лауреатом стала знаменитая оперная певица и педагог Любовь Казарновская. Ее новая книга должна в скором времени увидеть свет. В номинации «Путь к совершенству» лауреатом стал видный ученый-библеист, культуролог, знаток древних языков Дмитрий Щедровицкий. В номинации «Вершины познания» — Андрей Смирнов, директор Института философии РАН. В номинации «Радость бытия» наградили детского писателя Анну Гончарову. В номинации «Книги и люди» премией был отмечен Егор Серов, главный редактор «Радио Книга».


Статья написана 10 сентября 2016 г. 11:49

Каждый месяц Алекс Громов рассказывает о 9 книгах non-fiction.


«Вероятнее всего, убийство пиратами захваченных в плен знатных римлян было событием нечастым. Ведь пираты были заинтересованы именно в получении выкупа. Из свидетельства древнеримского историка Светония и Плутарха известно: в плену у киликийских пиратов побывал и Гай Юлий Цезарь».

Михаил Ципоруха. Под черным флагом. Хроники пиратства и корсарства

Кто в эпоху господства приключенческих романов являлся кумиром множества школьников и не только их? Разумеется, пираты, которые никогда не садились за парты, а вместо этого пили дорогущий ром, надевали самые модные прикиды и дрались с чопорными флотскими офицерами и не слишком помытыми матросами. Эти горячие морские парни уже тысячелетия привлекают внимание всего цивилизованного общества даже без участия Джонни Деппа в роли капитана Джека Воробья. О пиратах написано тысячи романов, снято сотни кинофильмов, а публике всё равно мало. Морской разбой – это часть насыщенной человеческой истории. Пираты были злодеями, но если присмотреться к тем, кто их судил и казнил, то вполне можно вспомнить заветную фразу: «ты и я – одной крови». Только в 1308 году по инициативе и благодаря хлопотам фламандских и норвежских купцов, в первую очередь в их странах и в ряде других было фактически отменено «береговое право». Пользуясь им, любой цивилизованный властитель, владевший участком морского побережья, считал себя вправе объявлять своей собственностью корабль, выброшенный морем на принадлежащее ему побережье, и товары с него (в некоторых местах под это определение попадали и люди с судна), вынесенные на берег. Вполне пиратское правило, отмененное исключительно из-за бизнес-целесообразности.

Пираты были необходимы владыкам, повелителям стран и денег в борьбе всех против всех. Так при поддержке ганзейских купцов Висмара и Ростока шведский аристократ Свейн Стуре, приближенный готландского правителя Эрика, сына Альбрехта, шведского короля, провозгласил образование витальерского братства. «А затем девять ганзейских городов и мекленбургский герцог Иоанн стали выдавать витальерам каперские свидетельства от имени Альбреха». Потом надобность у Ганзы в этом неукротимом сборище исчезла, а витальеры, почувствовав свою силу, стали нападать и на ганзейские суда и даже смогли однажды на время занять один из городов. Борьба бывших союзников между собой была безжалостной – так беспристрастный хронист писал: «Жителям Штральзунда удалось захватить один из разбойничьих кораблей. После этого команду заставили лезть в бочонки. Потом был объявлен приговор, согласно которому, все, торчащее из бочек, должно было быть срублено палачом». Но не пойманные пираты тоже в долгу не оставались, и поэтому не все офицеры доблестных королевских флотов Европы доживали до старости…

Многие корсары в свое время, безусловно, считались VIP-персонами. Так смерть королевского пирата сэра Фрэнсиса Дрейка, покинувшего сей мир 28 апреля 1596 года в море от дизентерии, отмечалась во всей испанской державе (над которой тогда еще не заходило солнце) как национальный праздник. Многие города были в честь такого радостного события иллюминированы. Сам король Филипп, в то время постоянно прихварывавший, узнав о смерти ненавистного английского морского волка, заявил, что впервые после Варфоломеевской ночи почувствовал себя так хорошо.

Весной 1701 года началась война за испанское наследство. Одному из английских капитанов, Дампиру, был выдан патент на каперство (по сути – пиратство против вражеских судов), и среди его подчиненных был Александр Селкирк. После очередной ссоры с капитаном судна неуживчивый Селкирк был высажен на необитаемом острове, где в одиночестве провел четыре года. После его возвращения история и рассказы бывалого моряка сделали его знаменитостью. Именно Селкирк, когда-то отправившийся на узаконенный морской разбой, послужил прототипом литературного героя романа Даниеля Дефо — Робинзона Крузо…

Среди пиратских вожаков были и женщины – например, госпожа Цин, уже при жизни своего мужа-пирата возглавившая эскадру, плававшую под красным флагом и наводившую ужас на не только на торговые суда, но и на военный флот императорского Китая. «Госпожа Цин ввела в пиратском сообществе железную дисциплину и установила для подчиненных суровые правила поведения: если пират самовольно сойдет на берег, ему протыкали уши, при повторных самовольных отлучках пират приговаривался к смерти; пиратам воспрещалось самовольно присваивать даже самые мелкие вещи из добычи…»

«Захолустную Портуселию, край бедных рыбаков на задворках королевства Леон, ставшую в 1143 году королевством Португалия, поначалу никто не воспринимал всерьез. Сделав ставку на океан, это маленькое государство за четыре столетия возмужало и окрепло, а к 1580 году уже обладало обширными колониями, простиравшимися от Бразилии до Молуккского архипелага, став серьезным соперником своему бывшему господину — Испании, которая с большим трудом объединилась и вернула себе свободу, сбросив иго мавританского владычества. В правление португальского короля Жуана I его энергичный и любознательный сын Генрих, или Энрике (1394–1460), прозванный Мореплавателем несмотря на то, что ни разу не был в открытом море, основал в городе Сагрише мореходную школу, где обучались капитаны португальских каравелл, и организовал несколько морских экспедиций. Португальцы открыли ряд островов у западного побережья Африки (Мадейру, Азорские острова, острова Зеленого Мыса) и основали свои форпосты на самом Африканском континенте. В 1442 году они получили золото от обитателей Гвинеи, а двумя годами позже начали зарабатывать его, торгуя самими этими обитателями… Римский папа Николай V благословил работорговлю».

Екатерина Глаголева. Повседневная жизнь пиратов и корсаров Атлантики от Фрэнсиса Дрейка до Генри Моргана

А что же можно сказать об отечественных пиратах? На службу к Ивану Грозному перешел Кирстен Роде, одно время бывший капером датского короля Фредерика II. Флотилия Роде в 1570-х годах была грозой Балтики. В каперском свидетельстве, выданной русским царем Роде, ему предписывалось «преследовать огнем и мечом в портах и открытом море, на воде и на суше не только поляков и литовцев, но и всех тех, кто станет проводить к ним либо выводить от них товары или припасы». Роде обязался продавать захваченные суда и товары воеводам русских крепостей на Балтике, оставляя себе 10% добычи. Но и воеводы получили приказ «держать того немчина-корабельщика и его товарищей в большом бережении и чести, помогая им чем нужно. А буде, избави Бог, сам Роде или который его людей попадет в неволю, того немедля выкупить, выменять или иным способом освободить».

Поскольку игра на деньги на борту пиратских судов была запрещена (она заканчивалась обычно трагически), то оставались культурные развлечения – песни и пляски. С 1653 года в различных источниках появились упоминания о меренге – танце доминиканского происхождения, «придуманном, как говорят, кем-то из пиратов, лишившемся одной ноги и подобно Джону Сильверу костылявшем на деревяшке». Французские гугеноты, подвергавшиеся религиозным гонениям, устраивали скачки на монахах, если на захваченном корабле оказывались миссионеры-католики. Помимо этого, флибустьеры придумали бег в мешках, «развлечение, доступное и плохим танцорам, и тем, кто был лишен слуха и голоса. Пиратские песни представляли собой длинные баллады, в которых рассказывалось о легендарных пиратах и их подвигах… Поскольку ремесло было рискованным и непредсказуемым, многие пираты были людьми суеверными и поэтому старые «морские волки» рассказывали молодежи всевозможные предания и посвящали в «верные приметы», приносившие удачу. Так, у капитанов и боцманов имелись «заговоренные свистки», хранившиеся в молитвенных сундуках. Ими пользовались в крайних случаях, когда в штиль «высвистывали» ветер. Другим вариантом вызова ветра было привязывание к вантам ботинка или суровая порка юнги, чтобы он визжал на весь океан… Кстати, даже серьге в ухе приписывали магические свойства – она-де не только улучшала остроту зрения и спасала от морской болезни, но и считалась оберегом от кораблекрушения. Золотая серьга в ухе означала, что ее обладатель прошел мыс Горн. На многих судах существовало поверье, что согласно которому чистка зубов раздражала морского бога Нептуна. Знаменитый пират Эдвард Тич, сделавший свою черную бороду «визитной карточкой», гордился тем, что ни разу в жизни не мылся. Правда, в те времена даже в цивилизованных странах купание считалось вредным для здоровья. Во множестве художественных фильмов показано, как тела пиратов просто «покрыты» татуировками. На самом деле, татуировки вошли в моду только после плавания Д.Кука к берегам Таити (1772 год), когда Золотой век флибустьеров уже прошел…

«Главными темами советской поэзии 1920-х годов были Гражданская война, построение социалистического общества и формирование нового человека. Во второй половине 1920-х годов изданные в Москве сборники поэзии назывались «Будьте готовы», «Октябрь и дети» и «Песенник юных ленинцев». В этой поэзии все дети – активные октябрята и пионеры, они с нетерпением ждут уже не Рождества и Пасхи, а готовятся к Первомаю и годовщине Октябрьской революции. Упор делается на интернационализм…»

Бен Хеллман. Сказка и быль: История русской детской литературы

В книге финского исследователя рассказывается о том, какие издания на русском языке для детей выходили на протяжении четырех веков, как эти книги должны были воспитывать и провещать юных читателей. Большинство из упомянутых авторов и книг давным-давно забыто, но некоторые все же вошли в историю отечественной литературы.

Одна из наиболее интересных тем – это попытка создания новой модифицированной культуры для грядущего советского человека, предпринятая большевиками после прихода к власти. Пройдет всего несколько лет и великий пролетарский писатель Максим Горький в 1933 году скажет: «В нашей стране воспитывать – значит революционизировать». А пока, в 1920-е годы, появляется новое направление в литературе – «красный романизм». Отважные подростки, рискуя жизнью, борются со злобными белогвардейцами и побеждают. Наглядным примером является книга «Красные дьяволята» профессионального революционера Павла Бляхина.

«Близнецы – брат и сестра из деревни – и молодой китаец захвачены событиями войны на Украинском фронте, где они заново переживают свои фантазии из любимых книг об индейцах и ковбоях. Их заветная мечта – добыть «скальп» вождя анархистов Махно — «Голубой Лисицы», и принести его «краснокожему вождю» Троцкому».

«Еда во властном дискурсе в годы довоенного сталинизма стала представляться не только как способ насыщения, но и как источник удовольствия. Это нашло яркое отражение в кулинарных книгах конца 1930-х годов. В 1939 году после большого перерыва были изданы кулинарные рецепты знаменитой Елены Молоховец. Этот факт носит, несомненно, знаковый характер. Долгое время бытовало мнение, что со дня смерти Молоховец и до 1991 года ее книги не переиздавались в СССР. На самом же деле власти сочли возможным в конце 1930-х годов довести до сведения советских людей знания о вполне буржуазных приемах приготовления и сервировки пищи».

Наталья Лебина. Советская повседневность: нормы и аномалии. От военного коммунизма к большому стилю

Победив в Гражданской войне, большевики стали преобразовывать не только управление, но и быт, и досуг миллионов людей. Одежда стала одной из форм проявления лояльности – партийный функционер С.Н. Смирнович в молодежном журнале «Смена», гневно клеймя девушек, облаченных в шелковые блузки, заявляла, что лишь «развращенные буржуазки ласкают свою кожу прикосновением шелка». В начале 20-х годов в Советском Союзе стали появляться и косметические товары – была восстановлена знаменитая фабрика Брокара, переименованная в Государственный мыльно-парфюмерный завод № 5 «Красная заря». В советских газетах печаталась реклама средства для уничтожения угрей «Адон» и одноименной пудры; крема, мыла и пудры «Имша». Кроме того, спросом пользовались «полукустарные» красители, многие из которых содержали вредные для здоровья вещества.

В издании подробно разбирается, какие перемены проходили в кино, на сцене театров и на эстраде, как происходило отмечание религиозных праздников, формировалась «сталинская елка» и другие мероприятия. Не ограничиваясь чистками в библиотеках, где избавлялись от книг с «буржуазными» идеалами, комсомольские и партийные деятели стали пропагандировать новый литературный тренд с идеологической начинкой. В бюллетене 18 конференции Петроградской организации РКП(б), состоявшейся в 1923 году, фигурирует необходимость «выпустить в свет хотя бы несколько коммунистических пинкертонов, взяв героические моменты из работы хотя бы наше ЧК или из жизни тех или иных отрядов Красной армии и в легкой форме преподнести молодежи».

«Одним из главных пропагандистов и теоретиков профилактического пребывания летом в Крыму для черты Романовых стал русский врач-терапевт С.П.Боткин, с 1870 года назначенный на почетную и крайне ответственную должность лейб-медика при императорской фамилии».

Андрей Артамонов. Госдачи Крыма. История создания правительственных резиденций и домов отдыха в Крыму: правда и вымысел

В книге рассказывается о дворцах и особняках, об охране императорской персоны и Собственном Его Императорского Величества конвое. Инициаторами создания первых домов отдыха ВЦИК в КРЫМУ БЫЛИ Дмитрий Ульянов и Лев Каменев. На основании постановления ВЦИК и СНК РСФСР № 32/С от 19 января 1921 года дворец С.В. Кокарева в селе Мухалатка (расположенного неподалеку от Фороса) должен был стать одной правительственных крымских резиденций большевиков. С лета 1922 года в дом отдыха ВЦИК № 4 «Мухалатка» ездили люди, которые входили в оргбюро ЦК РКП/ВКП(б) и те приближенные новые генсека партии, еще взбиравшиеся на политический Олимп, но уже проявившие к Сталину лояльность и поддерживавшие его в борьбе за власть. Среди наиболее частных гостей этого привилегированного дома отдыха были М.В. Фрунзе и К.Е. Ворошилов, А.И. Микоян, Н.К. Крупская, А.С. Енукидзе, который и уточнял наличие свободных мест.

При этом правом отдыхать в номенклатурных санаторно-курортных учреждениях ЦИК и СНК обладал высший командный состав РККА, хотя командование Красной армией и располагало своими ведомственными здравницами. В своей книге «Так было» А.И. Микоян, занимавший летом 1925 года должность секретаря Северокавказского райкома ВКП(б), писал о пребывании в «Мухолатке» приехавших отдыхать с женами Дзержинского и Фрунзе, который был страстным охотником. И поэтому он вскоре уехал в Азербайджан, где в ленкоранских степях, по его словам, были замечательные места для охоты. «Совершенно интригующей выглядит картина пребывания в том же сентябре 1925 года на территории дома отдыха ВЦИК № 4 «Мухалатка» наркомвоенмора и председателя РВС М.В. Фрунзе. По личному распоряжению И.В.Сталина для лечения (у него было подозрение на язву желудка) М.В.Фрунзе Политбюро ЦКВКП(б) предоставило месячный отпуск на поездки в «Мухалатку». 7 сентября 1925 года, приехав в дом отдыха, М.В.Фрунзе застал своего зама К.Е.Ворошилова за подготовкой к охоте у горы Ай-Петри и с радостью составил ему компанию. Но после охоты ему резко стало хуже: открылось сильное кишечное кровотечение. Из Москвы срочно вызвали лучших врачей: Владимира Розанова и Алексея Касаткина. Они долго наблюдали пациента...»

«Первый телевизор, созданный в СССР в 1932 г. и названный «Б-2», был механическим. Массовое производство электронных телевизоров началось только после войны, в 1949 г. Это были телевизоры марки «КВН» (не путать с Клубом Веселых и Находчивых!). Свое название они получили по первым буквам фамилий инженеров, сконструировавших их: В. К. Кенигсон, Н. М. Варшавский, И. А. Николаевский. У этих телевизоров имелся крошечный экран (примерно 20 см по диагонали). Их продавали вместе с увеличительным стеклом — пластмассовой линзой, заполненной дистиллированной водой или глицерином. Но и такие аппараты являлись роскошью, недоступной многим семьям. Если по телевизору шла интересная передача, перед экраном «КВН» собирались все соседи по коммунальной квартире. Шли годы, советский телевизор совершенствовался. В 1956 г. на смену «КВН-49» пришел «Рекорд», завоевавший Большую золотую медаль на международной выставке в Брюсселе. Однако «КВН-49» не сняли с производства и продолжали выпускать до 1962».

Мы жили в СССР. Авторы-составители Ольга Дыдыкина, Светлана Ермакова, Вера Куликова

На свете уже появилось новое поколение, которое не застало этой сверхдержавы, располагавшейся на 1/6 части земного шара. Но миллионы людей по-прежнему вспоминают о том, как они жили в этой стране, да и во всем мире до сих пор попадаются самые разные «советские» отпечатки. Издание можно назвать красочной энциклопедией советского образа жизни: от государственных и партийных символов и лозунгов, до домашних праздничных застолий и нюансов социалистического реализма. На страницах книги представлены фотографии кумиров советского спорта, театра, кино, эстрады, выдающихся композиторов, художников, писателей. Иллюстративный ряд включает в себя как парадные портреты тружеников для досок почета, строителей БАМа, радостных ликов участников первомайских демонстраций, так и снимки и уже позабытых предметов быта: первых отечественных телевизоров, аккордеонов, погонов и значков Советской Армии, почетных грамот и комсомольских значков, новогодних открыток, ордеров на квартиру.

«Жизнь в коммуналках сейчас кажется сущим адом, а тогда в стране это было нормой. В одной комнате ютились семьи с несколькими детьми, утром перед ванной и уборной выстраивались очереди из жильцов, опаздывающих на работу. Несоблюдение установленных правил приводило к конфликтам. Хозяйки ссорились из-за плиты, продуктов, дежурств или непогашенной лампочки в помещениях общего пользования; все сплетничали друг о друге, ведь вся жизнь была на виду — понятия «личное пространство» не существовало. Однако были в этой прошлой коммунальной жизни и светлые моменты: некоторые представители старшего поколения (особенно ленинградцы) до сих пор с ностальгией вспоминают совместные встречи Нового года и взаимную выручку соседей.

Коммуналки были вынужденной мерой, и в 1950-х гг. руководство страны стало проводить новую жилищную политику, которая была направлена на массовое строительство отдельных квартир… История массового строительства пятиэтажек в СССР началась с московского района Черемушки. Дома там возводились невероятно быстро: на сборку конструкций из крупных панелей отводилось всего 52 дня. А уже через 100 дней после начала строительства в дом заселялись первые жильцы».

«Во времена Пехлеви в результате модернизации «сверху» постепенно сформировалась система иранского городского планирования. На основании программ, нацеленных на активное участие в делах городов, государство получило ключевую роль в структурном изменении городов (особенно Тегерана). Теперь Тегеран можно уподобить Санкт-Петербургу XIX века».

Ниматулла Фазели. Современная иранская культура

Начиная с 1899 года, когда был принят указ о создании мэрии (баладие), именно государство начало создавать организационные единицы городского управления. Изнанкой быстрого развития крупных иранских городов (в первую очередь столицы) стал кризис коллективной памяти, поскольку в результате внутренней эмиграции в эти города переехали группы людей из разных иранских провинций. Как подчеркивает Фазели, «неоднородность этих групп и отсутствие конкретных культурных программ не позволили появиться городскому коллективному чувству или коллективной памяти. Коллективная память и конкретная городская идентичность жителей разных регионов, которые в период Насер ад-Дин Шаха и даже до него в пределах конкретных районов знали друг друга, были стерты». При этом шахское правительство не смогло предложить новую культурную политику вместо утраченной местной идентичности, и поэтому не в столице не была полностью сформирована местная городская культура.

В книге рассказывается о том, как происходило изменение дискурсов города в Иране, какую роль сыграли университеты, какие основные процессы происходили в современной музыке, роли фотографии и визуальной культуры. «С 1921 г. по 1961 г. Иран смог выступить в письменную культуру. В результате появились технологии, ее производившее, а именно: издательское дело, школьная система, университетская система, а также ценности и убеждения, поддерживающие письменную культуру. Появился также средний городской класс, располагающий достаточным количеством времени для чтения книг».

«Погибель, в библейском понимании, равнозначна падению в преисподнюю, в ад. А почему же так «широк и пространен» путь туда? Да потому, что человек, избравший этот путь, дает абсолютную волю своему эгоизму, тесня и расталкивая, а то и убивая окружающих: их ведь слишком много, они мешают ему, надо пробиваться, прокладывать себе дорогу».

Дмитрий Щедровицкий. Два пути

Новая книга видного ученого-библеиста начинается со всестороннего анализа известного фрагмента Нагорной проповеди «Не давайте святыни псам… И не бросайте жемчуга вашего перед свиньями…». Автор отмечает, что в библейских текстах можно найти лишь еще один пример того, когда бы слова «святыня» и «пес» соседствовали в одном смысловом ряду, а конкретно – в книге Второзакония. И речь там идет о том, разъясняет исследователь, что действительно запрещалось продавать собаку и жертвовать вырученные деньги в Храм. Но слова из Нагорной проповеди помимо очевидной отсылки к этому ветхозаветному запрету, содержат и предостережение, связанное с традиционной библейской символикой, в рамках которой с псом ассоциируется злость и агрессивное неприятие. То есть, в рассматриваемом отрывке говорится о том, что не следует допускать до духовного руководства людей злых, подвластных темным страстям. Другая рассматриваемая в книге тема – образ тесных врат спасения, к которым ведет узкая стезя, со множеством препятствий. Приводится обширный пласт исторических деталей и древних преданий на указанную тему, а также целый пласт связанных с ней понятий и символов. «Но зададим вопрос: не странно ли, что врата предшествуют пути? Обычно ведь как раз пройденный путь приводит нас к воротам, а через ворота мы входим в сад, обитель, дворец, Храм. А здесь наоборот: ворота, а за ними – путь. При этом тесные врата выводят на узкий путь, а широкие – на пространный… Ворота – символ входа, того выбора, который предшествует пути. Чем же определяется наш выбор?».

«Поскольку вы являетесь главным человеком в стране, будет вполне естественно, если все важные здания и места будут носить ваше имя. Проще всего назвать своим именем улицу. В каждом городе, нанесенном на карту, должна быть ,по меньшей мере, одна улица, названная в вашу честь. Еще один хороший вариант – аэропорт. Пусть ваше имя будет первым, что попадается на глаза прибывающим в страну иностранцам, и последним, что они видят на обратном пути».

Микал Хем. Быть диктатором. Практическое руководство

Книга норвежского исследователя и писателя, доктора филологии и философии университета Осло, с юмором и сарказмом рассказывает о самых известных диктаторах XX века – гаитянском Жан-Клоде Дювалье, императоре Центральноафриканской империи Жан-Беделе Бокассе, северокорейском Ким Чен Ире, Саддаме Хусейне. В издании, на основе анализа этих диктаторских режимов, описано, как они пришли к власти и смогли удерживать ее в течение длительного времени, как тратились миллионы на личные прихоти, и как возникал культ личности.

Большинство диктаторов стремятся править до последнего вздоха, и лишь немногие готовы передать свои полномочия приемнику, рискуя стать при этом жертвой переворота. Или быть очень ограниченным в передвижениях по миру. В главе «Как потратить деньги» подчеркивается, что диктаторы просто обязаны постоянно поддерживать уровень потребления, подчеркивая всячески дистанцию между собой и простым народом. «Коронационный костюм Бокассы был декорирован тысячами крошечных жемчужин. Вдобавок он, как и подобает императору, был облачен в девятиметровую пурпурную бархатную мантию. Счет за услуги портных составил $145000… Бокасса не ограничился выбором того же портного, что и Наполеон: он хотел добиться полного сходства церемоний коронаций. Поэтому он предпринял целый ряд попыток уговорить папу римского Павла VI прибыть в Банги и короновать его лично. Он планировал взять корону из рук папы и возложить на собственную голову, как это сделал Наполеон на собственной коронации. Ватикан вежливо отказался, сославшись на то, что преклонный возраст папы не позволяет ему предпринять столь далекое путешествие. Они не упомянули, что в обязанности папы больше не входит коронация регентов».


Статья написана 18 августа 2016 г. 11:46

Мой новый обзор, опубликованный здесь


История тела. Т. 3: Перемена взгляда: XX век. Под редакцией Алена Корбена, Жан-Жака Куртина, Жоржа Вигарелло

В фолианте, созданном французскими, британскими и американскими антропологами и историками, анализируется, как эволюционировал взгляд на человеческое тело в Европе в прошлом столетии. В первой части – «Знания об организме» — уделяется внимание повсеместно возросшему значению медицины, что связано с признанием права человека на здоровье, а на практике – с правом на получение медицинской помощи. «Если главным словом XVIII века было «счастье», а XIX века — «свобода», то главное слово XX века — это «здоровье». Утвердив в 1949 году право на здоровье и признав его предметом заботы всех государств, Всемирная организация здравоохранения в XX веке подарила миру новое право человека. В настоящее время оно упомянуто практически во всех национальных конституциях. Стало хрестоматийным определение здоровья, данное ВОЗ, в котором говорится о достижении наивысшего уровня здоровья, как физического, так и умственного, и социального. Выдвинув на первый план положительное определение здоровья в отличие от представления о здоровье как об отсутствии болезни или каких-либо известных медицине ограничений, эта организация предложила новый, однако трудно достижимый идеал».

Во второй главе – «Изобретение и осмысление генетического тела» — рассказывается не только о генетических заболеваниях, популяционной генетике и управления рисками, но и обсуждаются юридические и этические дебаты, связанные с собственностью на геном. Один из последующих разделов посвящен рождению и триумфу современной диетологии, а из другого можно узнать о программах для «атлетических» тел.

В разделе «Тело и война» описано расширение понятия врага и изменение телесной практики. Один из изучения «связан с областью антропологии, с тем изумлением, которое испытал Марсель Мосс, увидев во время I Мировой войны, что британская пехота марширует иначе, чем французская, и роет окопы особенным образом. Невозможно представить себе в полной мере, насколько понятие «техника тела» — «традиционные способы, посредством которых люди в различных обществах пользуются своим телом», как сформулировал это Мосс, проанализировав свое удивление, — станет пищей для всех исторических и антропологических рефлексий того времени на этот счет».

Уделяется внимание спортивным зрелищам и – от трибун к экранам — роли тела в кинематографе и в танце. Одна из тем книги – это новое возникновение темы механического человека, начавшееся по мере развития «биотехнической инженерии» (включающей в себя развитие пластической хирургии и практик преобразования тела), получившей в современности оттенок «постчеловеческого». Помимо всевозможных имплантатов и диагностики генетических заболеваний при помощи цифровых технологий создаются виртуальные клоны лица или тела. Также в книге упомянуты созданные при помощи новых технологий перформансы и представления.


Энтони Блант. Теории искусства в Италии: 1450–1600

Автор труда — один из знаменитой«Кембриджской пятёрки». В 1939 году Блант поступил на службу в британскую контрразведку МИ-5, принял участие в военных действиях во Франции, был награжден орденом Почётного легиона и стал помощником одного из руководителей английской разведки. Рукопись этой книги была закончена Блантом в январе 1940 года в штаб-квартире Британского экспедиционного корпуса в Булони. После окончания Второй мировой войны Блант стал хранителем картинной галереи королевы, профессором Лондонского университета, членом Британской академии.

По мнению Бланта, происходившие в искусстве изменения неизбежно сопровождались и изменениями в теориях искусства, его трактовавших. Это было связано и с изменением роли художника. В XV веке мир вступал в новую эпоху – после эпидемий и войн Европа, получившая первые печатные книги, открывшая Америку, отправившая корабли к африканским и азиатским берегам, казалось, переживает полное перерождение. В это время художники перестали быть безликими членами профессиональных корпораций, обычно выполнявших заказы Церкви и государей. У них появились богатые, просвещенные заказчики, и в соответствии с их пожеланиями (и региональными особенностями) возникли многочисленные художественные течения. Особенностью итальянского Ренессанса было существование одновременно множества художественных центров.

Менялись не только заказчики с их «спецификой», но и само отношение к искусству. «В конце Средних веков народные идеи выражались в искусстве посредством реализма, однако наивный реализм вовсе не тождественен научному реализму Возрождения или реализму, который часто встречается в сочетании с чисто средневековыми элементами фантастики и символизма, отраженной в творчестве таких художников, как Босх или Грюневальд. Поэтому в народном искусстве Позднего Средневековья следовало бы ожидать смешения идеализма и простых натуралистических взглядов».

Одна из глав – «Тридентский собор и религиозное искусство» посвящена роли католической церкви в искусстве и самого религиозного искусства, признанного еще до окончания собора (который длился с 13 декабря 1545 года по 4 декабря 1563 года!) одним из наиболее ценных орудий пропаганды. «Отношение Церкви к еретическим картинам менялось в разные исторические периоды, однако до Контрреформации оно было на удивление либеральным. В Средние века могущество Церкви было столь велико, что она могла позволить себе подобную небрежность. Вместо того, чтобы исключать людей из своего лона, она предпочитала дозволять народным устремлениям выражать себя в широком юморе мистерий и свободном воображении готической культуры. Она позволяла представлять или пересказывать истории, даже если они были легендарными или вымышленными, при условии, чтобы они не выступали прямо против каких-то фрагментов церковного учения или практики. Та же широта взглядов отличала и эпоху Возрождения».

При обсуждении вопроса о пристойности главной мишенью стал «Страшный суд» Микеланджело. Микеланджело первым среди своих современников прославил красоту обнаженного человеческого тела — для него нагота и искусство стали равнозначными. Знание анатомии человека – вот непременное условие высокого мастерства не только скульптора, но и художника. Но никто не отменял условности, даже для гениев. Мастера, возводившего гробницу Папе, руководившего строительством величайшего собора, росписью капелл, многие (и не только священнослужители) называли «изобретателем непристойности».

Александр Ли. Безобразный Ренессанс: Секс, жесткость, разврат в век красоты

Каким он был, это красочный период в истории? Описывая искусство войны («Ренессанс был золотым веком наемников»), автор, преподаватель Оксфордского университета и исследователь итальянского Возрождения, обращает внимание на то, что главная перемена произошла в доспехах – с появлением арбалетов потребовались более тяжелые кованые доспехи. Но поскольку все же рыцари могли быть застрелены арбалетными болтами и лучниками, то из соображений безопасности они уже не могли действовать в одиночку, нуждались в запасных лошадях и команде пехотинцев, обеспечивающих дополнительную защиту. Так сформировалась боевая единица из конного рыцаря и двух-трех пеших солдат, которую и стали называть копьем.

«Из-за технологических изменений война стала более профессиональным занятием. Для овладения арбалетом или большим луком необходима была практика. Только тогда это оружие могло использоваться с максимальной эффективностью. Копью тоже нужны были совместные тренировки. Более того, металлические доспехи, сменные лошади и даже арбалеты стоили очень дорого… Усиливающаяся жестокость итальянской гонки вооружений не позволяла государствам возлагать надежды на скромные способности доморощенных волонтеров». Рассказывая о том, как постепенно отряды наемников превратились в хорошо организованные подразделения, Ли приводит численность самых больших из них – Белого отряда Джона Хоквуда и Звездного отряда, насчитывающих до 10 000 солдат и вдвое больше сопровождавших гражданских.

В главе «Ренессанс и мир» приведена история Филиппо Липпи, которого жажда странствий завела в дальние страны. Во время прогулки по морю вдоль побережья небольшую лодку с Филиппо и друзьями захватили пираты с мавританской галеры и продали его в рабство. Однажды на побеленной стене хозяйского жилища Филиппо нарисовал своего хозяина. За это юношу освободили от рабского труда и позволили заниматься живописью. Через полтора года его отпустили, он покинул Берберское побережье и вернулся на родину.

Говоря о Италии XV века, Ли, подчеркивая ее «международный» характер, обращает внимает на то, что «во Флоренции «чуждость» была еще более очевидна. К моменту возвращения Филиппо его родной город уже превратился в один из самых важных перекрестков мира. На рынках процветающего города торговали экзотическими специями и роскошными тканями с далекого Востока. Флорентийские торговцы знали Константинополь, Москву и Левант так же хорошо, как свой родной город. Во флорентийских дворцах можно было увидеть слуг и рабов самых разных национальностей и цвета кожи. На улицах и площадях рассказывали истории о странных и удивительных краях. Более того, когда Филиппо вернулся в Санта-Мария дель Кармине, во Флоренции заседал большой экуменистический совет, который Гоццоли позже прославил в «Шествии волхвов в Вифлеем»».

История с Филиппо Липпи показывает, что именно Ренессанс стал временем разрушения привычных представлений и контактов с другими народами и культурами. Развеялось множество средневековых представлений и мифов о Востоке и Африке, несуществующих державах и непредвиденных чудесах.

Марк Мазовер. Власть над миром: история идеи

Книга начинается с описания событий XIX века, взаимоотношений дипломатов времен европейской реставрации, создавших два столетия назад после разгрома Наполеона первую модель интернационального правительства, Священный Союз… Автор, профессор истории Колумбийского университета, рассматривает эволюцию идей и механизмов интернационального управления миром. Лига Наций большевиками разоблачалась как «священный союз капиталистов», целью которого является подавление революции, что не мешало СССР в дальнейшем (не надеясь на свой созданный и управляемый Коминтерн) попытаться использовать эту организацию в собственных целях.

В поддержку коммунистических и антиколониальных движений в Европе и Азии устраивались пропагандистские мероприятия. «В середине 1920-х гг. благодаря мастерству Вилли Мюнценберга антиколониализм оказался в центре деятельности Коминтерна. Брюссельская конференция — Мюнценберг специально выбрал этот город, чтобы разоблачить преступления бельгийцев в Конго, — и Берлинская лига за борьбу с империализмом на время объединила европейских антиимпериалистов, путешественников и колониальных националистов, таких как Неру и Чай Кайши».

Во время Второй мировой войны в англо-американском партнерстве ведущую роль в определении формы новой международной организации играли американцы, а Черчилль считал рассуждения о будущем устройстве послевоенного мира пустой тратой времени. Для противодействия немецкой пропаганде Нового порядка был создан Комитет кабинета по военным задачам, в котором участвовал знаменитый историк Арнольд Тойнби, который предупреждал, что именно в противостоянии между «континентальной и океанскими схемами мироустройства» будет формироваться грядущий мир. Описывая процесс создания ООН, Мазовер приходит к выводу, что «в действительности Большая тройка просто создала организацию, сочетавшую научную технократию Нового курса с гибкостью и мощным политическим влиянием европейской системы альянса XIX в.»

Анализируя варианты возможного будущего, и темпов развития робототехники, возникает вопрос об их «системе этического контроля и убеждения». Исследование о нем было заказано уже почти десять лет назад. «Поскольку живых солдат на поле боя сменяют «смертоносные автономные роботы», инженеры стараются создавать для них программы, включающие юридические и этнические нормы. Они превозносят роботов за их свободу от человеческих эмоций и предрассудков, за их превосходящие способности в обработке информации и утверждают, что по этим причинам роботы могут сражаться более гуманно, чем люди… По мере того, как роботы получают права (ВВС США, например, утверждают, что их беспилотники имеют право на «самозащиту») эти же права отнимаются у людей и государств».

Андрей Кудин. Болгарские тайны. От апостола Андрея до провидицы Ванги

Древняя земля Болгарии хранит память о том, как здесь на протяжении многих столетий встречались и перемешивались разные народы и целые цивилизации — фракийско-иллирийская, эллинская, римская, византийская… Благодаря этому культурному сплаву и сформировалось уникальное в своей многогранности болгарское историческое наследие.

«Европа шла в Азию, или Азия просачивалась в Европу, как правило, через болгарские земли, — подчеркивает автор книги. — Контакты и столкновения между двумя трансконтинентальными цивилизациями происходили в значительной степени на территории Болгарии». Именно через Болгарию другие славянские страны восприняли обширное наследие Византии, ее государственные, религиозные, культурные модели. Так родилась, по классическому определению историка Дмитрия Оболенского, византийско-славянская общность.

Книга Андрея Кудина – это своеобразное путешествие по истории Болгарии с опытным гидом-проводником, в роли которого выступает автор. Чтобы путешествие было максимально увлекательным, писатель и ученый нашел любопытную форму рассказа об этой балканской стране через раскрытие ее многочисленных тайн, связанных не только с летописями и археологическими раскопками, но и с поиском кладов, следов внеземных цивилизаций и расследованием громких криминальных историй, противостоянием спецслужб разных стран в ХХ веке и судьбами выдающихся личностей.

Ишрак 7. Составитель Янис Эшотс

В международный научный сборник, посвященный исламской философии, составленном при участии Института философии РАН, включены статьи российских, американских, иранских, французских, ливанских и турецких ученых. Первый раздел посвящен иранской философии каджарского и пехлевийского периодов (1794–1979), во втором разделе приведены статьи об этике и философии религии, в третьем – материалы по философии языка и философии культуры.

Один из самых интересных разделов — четвертый, посвященный философии истории. В нем включены фрагменты из основного сочинения видного ученого Мустафы На'има (1655-1716), считающегося первым официальным историком Османской империи. Родившись в семье янычара, служившего в сирийском городе Алеппо, в юности Мустафа нес службу в дворцовой охране в Стамбуле. Получив образование и стал чиновником. В 1704 году он завершил свое сочинение «Тарих-и На'има», фрагмент которого – «О науке истории природе государства и общества» — опубликован в сборнике. В нем ученый дает советы по спасению государства от упадка и гибели. Поскольку мудрецы традиционно рассматривали общество по аналогии с телом человека, то считалось, что социум состоит из четырех элементов: ученые, воины, торговцы и крестьяне (в совокупности с ремесленниками). Описывая полезные качества историка, Мустафа На'им подчеркивает, что «ему следует, не обращая внимания на ходячие ложные россказни, опираться на людей, кто в состоянии описывать факты такими, каковы они есть на самом деле, и на их достоверные сообщения... будучи справедливым, то есть беспристрастным в своих оценках, а не фанатичным и твердолобым сухарем с помутненным разумом, ему не следует защищать своих знакомых, не достойных похвалы...».

Среди статей пятого раздела выделяется «Язык птиц» Фарӣда ад-Дӣн ‘Аттāра (первая и вторая главы), данный с предисловием и комментариями Ю.Е. Федоровой. Эта философской поэма была написана на рубеже XII–XIII веков и не только принадлежит к шедеврам персидской поэзии, но и по праву считается одним из наиболее авторитетных в традиции произведений суфийской мысли.

История информационных технологий в СССР. Знаменитые проекты: компьютеры, связь, микроэлектроника. Под общей редакцией Юрия Ревича

Что происходило в Советском Союзе с кибернетикой и разработкой передовых информационных технологий и устройств? В книге описывается как осуществлялась их разработка и утверждение официальными советскими инстанциями, приводятся материалы газетных публикаций того времени и даже ответ редакции журнала «Коммунист» после поручении рукописи, посвященной проблеме автоматизации управления.

В тексте рассказывается о том, как была воспринята отечественными учеными и инженерами появившаяся в 1948 году в Парижа книга Норберта Винера «Кибернетика или Управление и связь в животном и машине», и какой залп «разоблачительных» советских публикаций спустя несколько лет обрушился на науку кибернетику.

Не забыт и военный аспект вычислительной техники — в начале 1950-х проблема противоракетной обороны проявилась особенно остро, и появилось «письмо семи маршалов», подписанное, в том числе, и первым замом министра обороны Г.К. Жуковым. Вскоре состоялось обсуждение этого документа на Научно-техническом совете Третьего главного управления при Совете Министров СССР. Несмотря на темпераментное заявление одного из создателей отечественной радиолокации А.Л. Минца, заявившего, что «это просто бред испуганных прошедшей войной маршалов», поскольку не видел возможности перехвата баллистических ракет в воздухе, в декабре 1953 года в КБ-1 создана лаборатория по изучению проблем ПРО.

Среди разработчиков электронно-вычислительной техники в СССР был Анатолий Иванович Китов, в 1952—1953 гг. — начальник отдела вычислительных машин в Академии артиллерийских наук, будущий доктор технических наук, профессор, инженер-полковник. 7 января 1959 года он отправил письмо Н.С. Хрущеву, обращая внимание, что «в настоящее время назрела жизненно важная необходимость в создании автоматизированной системы административного и экономического управления в стране на основе применения научных методов организации управления и внедрения электронных вычислительных машин».

В издании рассказывается не только о советских ЭВМ, но и о различных достижениях микроэлектроники и связи, а также — мобильной телефонной системе «Алтай», которую использовали в странах СЭВ.





  Подписка

Количество подписчиков: 95

⇑ Наверх