автор |
сообщение |
ФАНТОМ
миротворец
|
23 января 2007 г. 12:34 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Пацифистски-алкогольное Думаю,ценители хереса меня поддержат..
Мануэль ДЕЛЬ ПАЛАСИО
РЕЙНВЕЙН И ХЕРЕС
Средства вылечить хандру Лучшего, чем херес, нет. Иль рейнвейн – что за букет! Две бутылки я беру. Пью спокойно, в тишине - Как рукой снимают боль. Хочешь сильным быть? Изволь. Оба — юность дарят мне. Побеседовав с вином, Отдохну наверняка. И работа мне легка, И забудусь мирным сном. Но на кой, скажите, ляд О войне злодей мечтает? Всем своей земли хватает, Где хороший виноград. Кто глядел бутылкам в дно, Эту тонкость знает тоже: Два вина мешать – негоже, Так лишь портится вино. На страницах инкунабул Есть один рецепт несложный: Брать бутылку осторожно - Чтоб прозрачен цвет вина был! Пусть же будут два вина! Херес – будет, рейнвейн тоже, Тишь да гладь — и дай нам Боже Осушить бокал до дна.
(перевод — Ирина Полякова)
|
––– "Что смерть — умрём мы все. Вот если б не было разлуки!" |
|
|
ФАНТОМ
миротворец
|
25 января 2007 г. 13:52 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
М.Гершенович
Родному городу
Ничего не хочу обещать.
Разве с почтой вернусь голубиной...
Возвращаться — себя возвращать,
так долги возвращают, с повинной.
Этот город, заученный впрок
(разбуди — прочитаю вслепую),
эти сосны лицом на восток
и столбы, запряженные в сбрую
телеграфных стальных проводов,
этот шепот степного пространства,
эту родственность всех городов
и ревнивое их постоянство
я умею жалеть и любить,
как, наверное, всякий безумец,
обреченный с младенчества быть
неприкаянным жителем улиц.
Как на весельной лодке плыву
по бескрайнему руслу Любови...
Возвращаюсь. А значит — живу.
Так душа возвращается к боли.
Зажигай в своем доме огонь!
И в окно посмотри, сделай милость,
протяни мне навстречу ладонь,
это сердце мое возвратилось.
Чтобы заживо не обнищать,
бьется бабочкой в ставень оконный.
Возвращаться — всегда упрощать
этот мир, к осложнениям склонный.
Как приятно мне имя твое
повторять беспрестанно, утробно.
Здесь меня заждались, и мое
возвращение чуду подобно.
|
––– "Что смерть — умрём мы все. Вот если б не было разлуки!" |
|
|
ФАНТОМ
миротворец
|
29 января 2007 г. 16:22 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
М.Калеко
МОНОЛОГ КНИЖНОГО ЧЕРВЯ
Моль вещи жрёт в один присест, а клоп берёт натурой, и каждый червь жив тем, что ест. Я – сыт литературой.
Будь проза это или стих, сюжет любой смакую, хоть детектив, хоть миф: от них я, как гурман, ликую.
Я так начитан, как никто, я не дурак, признаюсь. Что книга значит – знаем то! Я книгами питаюсь.
Сил и смекалки даст сполна та пища господину. Что прочий тянет из зерна, то я из Гёте выну.
Литературой я прожжён, библиотекой вскормлен. Но вкуса ворох книг лишён и плохо приготовлен.
От чтенья есть и толк и прок – хитрец нас убеждает. Но есть в обжорстве свой порок: он время убивает.
Не потерять бы головы за книгами, коснея... Ведь поглощенье книг, увы, не делает умнее.
____________________________________
ПОД ХМЕЛЬКОМ
От коньяка мне стало хорошо. Уже танцуют стены и предметы! Их надо поблагодарить за это И заключить, что хмель мой не прошел.
Ну вот опять я лишь навеселе. Ни разу в жизни не пришлось надраться. Иной бы разум кануть рад стараться На дно стакана... Мой всегда в седле.
С роскошным фраком пью на брудершафт. Движенья верны, каждый жест отточен. Рассудок мой при этом, между прочим, Пасет меня, исследуя ландшафт.
И вспомнив день похожий, год назад, Хочу тихонько к двери прислониться. Лишь хмель со мной... И впору удивиться: Так для кого же новый мой наряд?
Тебя опять, конечно, рядом нет, Когда мне плохо. В основном ночами. Под бой часов похмелье гасит свет... – И завтра снова буду я в печали.
(перевод — М.Гершенович)
|
––– "Что смерть — умрём мы все. Вот если б не было разлуки!" |
|
|
ФАНТОМ
миротворец
|
30 января 2007 г. 13:06 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
А.Кочетков
И снежинки, влетевшие в столб чужого огня, К человеческой нежности возвращают меня.
И в ручье, вечно плещущем непостижно куда, Человеческой нежности раскололась звезда.
И в туман убегающим молодым голосам С человеческой нежностью откликаюсь я сам.
Не мечту ль, уходящую с каждым смеркнувшим днем, Человеческой нежностью безрассудно зовем?
___________________________________
Ласточки под кровлей черепичной Чуть журчат, стрекочут тополя. Деловито на оси привычной Поворачивается земля.
И, покорны медленному кругу, Не спеша, струятся в полусне - Воды к морю, ласточки друг к другу, Сердце к смерти, тополя к луне.
|
––– "Что смерть — умрём мы все. Вот если б не было разлуки!" |
|
|
ФАНТОМ
миротворец
|
1 февраля 2007 г. 14:13 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Сергей Шоргин
ВЕЧЕРНИЕ БЕСЕДЫ
Нет, я не очень дорожу Таким сомнительным досугом: Я вечерами в Сеть вхожу И разговариваю с другом.
Он, видно, чей-то виртуал - Сокрытый дух в эфирном теле, - Но я пока не угадал, Кто пишет мне на самом деле.
Он явно обожатель книг, Любитель книжных выражений. Скрывает имя. Только ник. И — никаких изображений.
Беседе, кажется, не рад, Порой дурачит и туманит И отвечает невпопад - Наверно, чем-то очень занят.
Его слова — порой умны, Порой досадны и банальны, Примеры — иногда темны, А чаще — просто тривиальны,
Стихи — бездонны, как вода, Прозрачны, словно акварели; Но ложен вывод иногда, А вести просто устарели.
Готов пожертвовать собой - Он это пишет постоянно. (Считать ли это похвальбой? Я не считаю. Хоть и странно.)
Он пишет: всё уже постиг, И нету для него загадок, И близок, близок светлый миг, И установится порядок...
Сижу и вглядываюсь в тьму Перед экраном, словно бездной; Пишу: "Все планы — ни к чему. Попытка будет бесполезной.
Тебе, конечно же, видны Все наши беды и недуги. В том, что творится, нет вины Твоей; не будет и заслуги.
Стекут усилья в решето. Нет смысла, и не будет шанса. Прошу: забудь. Оставь. Ну что Тебе до нас?" Конец сеанса.
|
––– "Что смерть — умрём мы все. Вот если б не было разлуки!" |
|
|
ФАНТОМ
миротворец
|
2 февраля 2007 г. 14:07 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
А.Мазин
* * * Город закован в камень. Город владеет нами Властью индейских пирамид. Прахом во рвах-могилах. Взмахом звериной силы. Верных неведеньем хранит.
Пленник чужой надежды, Сбрось на гранит одежду. Сном пробуждаемся от сна. Век нам не знать пристанищ. Мы, как эльфийский танец. Нас не увидишь, не узнав.
Кормчие белой ночи. Кто же из вас не хочет Дни узнавать по именам? Если укрыться нечем, Плащ забытья на плечи Вера всегда набросит нам.
Дети июльской стужи, Боль нас по миру кружит. Боль нас от ярости спасет. Крепче любой ограды Губы да капля яда — Прошлым расплатимся за все!
Мы — из давнишней были. Грудь мы в огне омыли. Боль нам расширила зрачки. Мертв опаленный берег, Горстка лебяжьих перьев В пене отравленной реки. В землях преданий древних, Где лишь коса царевны Властна над стенами дворцов. Плахи... В крови стоять им. Но колыбель объятий Скроет от мести беглецов.
Мы ничего не просим. Нас разбросает осень По заболоченным лесам. Врозь — по чащобам мглистым. Горсть прошлогодних листьев... Плачьте по нашим голосам!
|
––– "Что смерть — умрём мы все. Вот если б не было разлуки!" |
|
|
Горацио
активист
|
4 февраля 2007 г. 20:43 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Умер Илья Кормильцев...
Вспомним:
Круговая порука мажет как копоть Я беру чью-то руку а чувствую локоть Я ищу глаза а чувствую взгляд Где выше голов находится зад За красным восходом розовый закат Скованные одной цепью связанные одной целью Скованные одной цепью связанные одной Здесь суставы вялы а пространства огромны Здесь составы смяли чтоб сделать колонны Одни слова для кухонь другие для улиц Здесь брошены орлы ради бройлерных куриц И я держу равнение даже целуясь на Скованных одной цепью связанных одной целью Скованных одной цепью связанных одной целью Можно верить и в отсутствии веры Можно делать и в отсутствии дела Нищие молятся молятся на То что их нищета гарантирована Здесь можно играть про себя на трубе Но как ни играй все играешь отбой И если есть те кто приходят к тебе Найдутся и те кто придут за тобой Так же Скованные одной цепью связанные одной целью Скованные одной цепью связанные одной Здесь женщины ищут но находят лишь старость Здесь мерилом работы считают усталость Здесь нет негодяев в кабинетах из кожи Здесь первые на последних похожи И не меньше последних устали быть может быть Скованными одной цепью связанными одной целью Скованными одной цепью связанными одной целью
|
|
|
ФАНТОМ
миротворец
|
5 февраля 2007 г. 16:36 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Т.Авдеева
Что с нами делает разлука, Когда привычно входит в дверь, Когда она уже не мука, А лишь предвестница потерь? Что делать, если мимолетный, Случайный взгляд тревожит сон, Когда твое не спросит имя, Да и свое не скажет он? Когда так призрачна, неясна Измены и обмана суть, Когда чужая боль опасна, Но сердце трудно обмануть? В такие дни, часы, минуты Я запираю на замок От взгляда алчущей разлуки Оставшейся любви глоток.
________________________________________
Мы все стремимся к совершенству, Пытаемся в короткий срок Постичь неясное блаженство, Узреть чего-то между строк. Мы за награду принимаем Случайность прозвеневших строк, В ночи мы искренне считаем, Что нас соединяет Бог. Неясным сном, обрывком флейты Тревожит сердце по весне, И кружат призрачные феи, И от тебя летят ко мне. Обрывок сна, такой щемящий, Мы вспомнить силимся порой, Но голос прошлого манящий — Такой пронзительно чужой.
___________________________________________
Невидимыми нитями дождя Коснусь твоих усталых глаз и губ. Лучами солнца обожгу тебя За эти долгие двенадцать лет разлук. И на далекой призрачной звезде Зажжется новой жизни огонек, Чтоб объяснить, забывшему тебе — Ты эти годы не был одинок. Я сохраню огонь своей любви На сотни лет, на много долгих верст, Взгляни на небо, там горят огни Моих надежд, рассыпавшихся звезд. Ты только руку к небу протяни, И сердцем позови издалека — К тебе в ладонь спеша скользнут они — В моей любви застывшие века. И если есть на свете где-то Бог, Моей душе в холодной вечной мгле Из тысячи неведомых дорог Оставит лишь ведущую к тебе…
|
––– "Что смерть — умрём мы все. Вот если б не было разлуки!" |
|
|
Lihin
авторитет
|
7 февраля 2007 г. 07:53 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Илья Тюрин (1980-1999).
Назад
Я знал свой дар — и в осторожном тоне Молился укороченной строке, И жил, как шум в опустошенном доме, Волной на позабытом молоке.
Росла в небытии и глохла в мире Бемоль, неразличимая вдвоем, И ловкость пальцев, странную на лире, Я слышать стал в сознании моем.
И ощутил, как временность и вечность В бегах от глаз — образовали звук. И злым дуэтом скорость и беспечность Листы марали без участья рук.
Я не читал написанного ночью: И разве что, оплошно находя Среди бумаг былые многоточья, - Их суеверно прятал, уходя,
Чтоб память не оставила улики Для тех времен, когда я, сквозь слезу Увидев увеличенные блики, К бессилью на карачках доползу. 23.01.97
* * * Снег, снег всю ночь — но не сравнишь ни с чем, Поскольку темнота. И слышно только, Как на столбе дрожит фонарь: такая Здесь тишина, что сам фонарь не светом Тебе, отгородившемуся шторой, - А этой дрожью озаряет мрак. И ты уже готов писать картины: Так ясно всё. Под фонарем, бесспорно, Колеблются пятно и часть ограды, Пятно — из света, из пятна — ограда, И подле появляются кусты. Ночь близится к концу, и зренье терпит Метаморфозу, как и свет снаружи: Напор деталей. Видимо, хрусталик Не созерцать, а прозревать готов - Но что-то держит за нос. Так бывает, Когда листы разложишь, слышишь трепет Фонарика — и будто видишь нечто, Закрыв глаза, но нету ничего, И щелкают часы: число сменилось. 7.02.97
* * * Представьте: старый друг к вам возвратился - Настолько старый, что уже не друг. Что ваш (вполне естественный) испуг И на его лице отобразился. Не шелестя десятками годов, Не поминая ни зимы, ни лета, - Вы вспомните об умерших, а это Знак, что Харон к отплытию готов. Кого из вас не примет он на борт? Кто слишком легок для его балласта? Чей вес чужую смерть вбирал нечасто? Кто движется в куда как ближний порт? И где гарантия, что ад и бриз Меж них не заключили договора (И направление одно, коль скоро Желанный гость пускается в круиз)? Всё это рассчитать за полчаса, И двух минут не уступив без бою, - И есть хорал, разложенный судьбою Для праздника на ваши голоса. 5.03.97
|
|
|
Горацио
активист
|
7 февраля 2007 г. 10:38 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Бахыт Кенжеев
Говори — словно боль заговаривай, бормочи без оглядки, терпи. индевеет закатное зарево и юродивый спит на цепи.
Было солоно, ветрено, молодо. За рекою казенный завод крепким запахом хмеля и солода красноглазую мглу обдает
до сих пор — но ячмень перемелется, хмель увянет, послушай меня. Спит святой человек, не шевелится, несуразные страсти бубня.
Скоро, скоро лучинка отщепится от подрубленного ствола - дунет скороговоркой, нелепицей в занавешенные зеркала,
холодеющий ночью анисовой, догорающий сорной травой - все равно говори, переписывай розоватый узор звуковой....
|
|
|
Lihin
авторитет
|
8 февраля 2007 г. 07:49 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Бахыт Кенжеев.
* * * Где серебром вплетен в городской разброд голос замерзший флейты, и затяжной лед на губах в несладкий полон берет месяц за годом — поговори со мной.
Пусть под студеным ветром играет весть труб петербургских темным декабрьским днем, пусть в дневнике сожженном страниц не счесть, не переспорить, не пожалеть о нем -
сердце в груди гнездится, а речь — извне, к свету стремится птица, огонь — к луне, завороженный, темный костер ночной, вздрогни, откликнись, поговори со мной,
пусть золотистый звук в перекличке уст дымом уходит к пасмурным небесам - пусть полыхнет в пустыне невзрачный куст - и Моисей не верит своим глазам.
* * * Задыхаясь в земле непроветренной, одичал я, оглох и охрип, проиграв свой огонь геометрии, будто Эшер, рисующий рыб - черно-злых, в перепончатом инее, крепких карликов с костью во рту, уходящих надтреснутой линией в перекрученную высоту, где в пространстве сквозит полустертое измерение бездн и высот - необъятное, или четвертое, или жалкое — Бог разберет...
Стиснут хваткою узкого конуса и угла без особых примет, я учил космографию с голоса, я забыл этот смертный предмет, - но, исполненно алой, текучею, между войлоком и синевой тихо бьется от случая к случаю средоточие ночи живой - так оплыл низкий, глиняный дом его! - и в бездомном просторе кривом крылья мира — жука насекомого - отливают чугунным огнем.
* * * Сыт по горло тревогой и злостью, я старею, смешон и небрит, и душа, говорящая гостья, до рассвета мне байки твердит - обрастая ли шерстью и мясом, отлетая ли в вечный азот, слышит влажные ветры триаса, и от страха подушку грызет - помнит — ночью, родной и непрочной, словно утлой любви ремесло, допотопной раскисшею почвой земноводное племя ползло - рыбье сердце на сушу тянулось, охладелою кровью шурша, кость ломалась, артерия гнулась - так она и рождалась, душа, так, подобно реликтовой крысе, позабывшей расклад и расчет, от земли в несравненные выси брата нашего ныне влечет - к мириадам взорвавшихся точек, где вселенская кривда права, и поэзия — только наводчик человеческого воровства...
* * * Заснет мелодия, а нотам не до сна. Их редкий строй молчит, не понимая, куда бежит волна, зачем она одна, когда уходит ключевая
речь к морю синему, где звуков кротких нет, где пахнет ветром и грозою, и утвердился в камне хищный след триаса и палеозоя.
Да и на чей положены алтарь небесные тельцы и овны, кто учит нас осваивать, как встарь, чернофигурный синтаксис любовный?
Так тело к старости становится трезвей, так человек поет среди развалин, и в отсвете костра невесел всякий зверь, а волк особенно печален.
* * * Торговец воздухом и зовом, резедой и львиным зевом — бархатным, багровым, - как долго ты висишь меж небом и бедой, до гроба вестью невесомой зачарован, - торговец астрами, продрогший в темный час у рыночных ворот, украшенных амбарным замком, — цветы твои, приятель, не про нас, не столь бедны мы, сколь неблагодарны. Мы, соплеменники холщовой тишины и братья кровные для всякой твари тленной - не столь утешены мы, сколь обольщены биеньем времени в артериях вселенной. Кому, невольник свежесрезанных красот, не жаловался ты на скверную торговлю? Но блещет над тобой иссиня-черный свод, от века исподволь грозящий каждой кровле, ни осязания, ни слуха — до поры, но длится римский пир для лиственного зренья, и в каждом лепестке — открытые дары, напрасные миры иного измеренья...
* * * Аукнешься — и возвратится звук с небесных круч, где в облаках янтарных свет заключен, как звездчатый паук. Червонный вечер. В маленьких пекарнях лопатой вынимают из печи насущный хлеб, и слышен голос вышний: - Ты оскорблен? Смирись и промолчи, не искушая мирозданья лишней слезой, — ты знаешь, высохнет слеза, умолкнет океан, костер остынет и обглодает дикая коза куст Моисея в утренней пустыне.
Бреду и с демоном стоглавым говорю от рынка рыбного, где смерть сама могла бы глядеть в глаза мерлану и угрю, и голубому каменному крабу, - и сходится стальной,стеклянный лес к соборной площади, и нищие брезгливо считают выручку, и скуден бледный блеск витрин и запах слизи от залива - так город пуст, что страшно. Замер лист опавший, даже голубь-птица летит вполсилы, смирно смотрит вниз и собственного имени стыдится.
И все-таки дела мои табак. Когда б я был художником беспалым и кисть сжимал в прокуренных зубах — изобразил бы ночь, с тупым оскалом бомжей продрогших, запашком травы и вермута из ледяного чрева. Я крикнул бы ему: иду на вы! Губя себя, как яблочная Ева, в стальном, стеклянном, каменном раю, — которым правит вещий или сущий, - у молчаливой бездны на краю уединясь с гадюкою поющей.
Что скажешь в оправданье, книгочей? Где твой ручей, весь в пасторальных ивах, источник неразборчивых речей и вдохновений противоречивых? Головоломка брошена — никак не сходятся словесные обломки. Мы говорим на разных языках — ты, умница, и я, пловец неловкий. И чудится — пора прикрыть тетрадь, — шуршат листы, так высохнуть легко в них! - и никому уже не доверять ни дней обветренных, ни судорог любовных.
* * * И темна, и горька на губах тишина, надоел ее гул неродной - сколько лет к моему изголовью она набегала стеклянной волной.
Оттого и обрыдло копаться в словах, что словарь мой до дна перерыт, что морозная ягода в тесных ветвях суховатою тайной горит.
Знать, пора научиться в такие часы сирый воздух дыханием греть, напевать, наливать, усмехаться в усы, в запыленные окна смотреть.
Вот и дрозд улетает — что с птицы возьмешь. Видишь, жизнь оказалась длинней и куда неожиданней смерти. Ну что ж, начинай, не тревожься о ней.
|
|
|
ФАНТОМ
миротворец
|
8 февраля 2007 г. 13:35 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Р.Киплинг
Когда-то дорога была через лес, и минуло семьдесят лет. Ты видишь, что сделали дождь и зной: дороги той больше нет. Ни знака, что кем-то был путь проторён (с тех пор, как поднялся лес), но он — под натиском анемон, под вереском — не исчез. Там вяхиря самка гнездо свила, там рай для семьи барсука. Когда-то дорога сквозь лес была. Об этом спроси лесника.
И если под вечер войдёшь в тот лес в зените лета, когда прохладой овеют края небес форельную гладь пруда, там выдры непуганой свист-манок услышишь: шорох и свист, и мерную дробь лошадиных ног - сквозь лес, что тернист и мглист, сквозь чащу стремительный вечный галоп стихии наперерез; знакомый, как запах росистых троп, потерянный путь через лес... Но нет пути через лес.
(перевод — М.Гершенович)
|
––– "Что смерть — умрём мы все. Вот если б не было разлуки!" |
|
|
ФАНТОМ
миротворец
|
8 февраля 2007 г. 13:38 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
М.Гершенович
В объятиях седеющей равнины, где, год прожив, стареешь за двоих, ни дерева, ни мрамора, ни глины ты не найдешь для идолов своих.
В окошко глядя, как в пустое око, зимы бесснежной, где-то в январе, смиришься с тем, что взгляд твой одиноко завис на одиноком фонаре.
От созерцанья этого предмета, когда ничем не хочешь дорожить, сойдешь с ума, приняв источник света за новую звезду, и будешь жить.
|
––– "Что смерть — умрём мы все. Вот если б не было разлуки!" |
|
|
Горацио
активист
|
8 февраля 2007 г. 15:52 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Бахыт Кенжеев
Существует ли Бог в синагоге? В синагоге не знают о Боге, Существе без копыт и рогов. Там не ведают Бога нагого, Там сурово молчит Иегова В окруженье других иегов. А в мечети? Ах, лебеди-гуси. Там Аллах в белоснежном бурнусе Держит гирю в руке и тетрадь. Муравьиною вязью страницы Покрывает, и водки боится, И за веру велит умирать. Воздвигающий храм православный, ты ли движешься верой исправной? Сколь нелепа она и проста, словно свет за витражною рамой, словно вялый пластмассовый мрамор, непохожий на раны Христа. Удрученный дурными вестями, Чистит Розанов грязь под ногтями, Напрягает закрученный мозг. Кто умнее — лиса или цапля? И бежит на бумаги по капле Желтоватый покойницкий воск.
* * *
Иди, твердит Господь, иди и вновь смотри, - (пусть бьется дух, что колокол воскресный), - на срез булыжника, где спит моллюск внутри, вернее, тень его, затверженная тесной окалиной истории. Кювье еще сидит на каменной скамье, сжимая череп саблезубой твари, но крепнет дальний лай иных охот, и бытием, сменяющим исход, сияет свет в хрустальном черном шаре. Не есть ли время крепкий известняк, который, речью исходя окольной, нам подает невыносимый знак, каменноугольный и каменноугольный? Не есть ли сон, едва проросший в явь, январский Стикс, который надо вплавь преодолеть, по замершему звуку угадывая вихрь — за годом год - правобережных выгод и невзгод? Так я тебе протягиваю руку. А жизнь еще полна, еще расчерчен свет раздвоенными ветками, еще мне, слепцу и вору, оставлять свой след в твоей заброшенной каменоломне. Не камень, нет, но — небо и гроза, застиранные тихие леса, и ударяет молния не целясь в беспозвоночный хор из-под земли - мы бунтовали, были и прошли сквозь — слышишь? — звезд-сверчков упрямый, точный шелест.
* * *
Георгия Иванова листая на сон грядущий, грустного враля, ты думаешь: какая золотая, какая безнадежная земля отпущена тебе на сон грядущий, какие кущи светятся вдали - живи, дыши, люби — охота пуще неволи, тяжелей сырой земли, взлетаешь ли, спускаешься на дно - но есть еще спасение одно...
НА ПОЛЯХ — 1
Восславим высокие чувства - примету страдающих душ! Восславим их голос — искусство, безвредную, в сущности, чушь. Прекрасно служение музе: ведь кисть, и резец, и орган куда безопаснее "узи", гуманней, чем добрый наган. Вот Пущин, Матюшкин и Пушкин в Михайловском тихо сидят. Шампанское хлещут из кружки, перловую кашу едят. Разверзлись уста у поэта, стихи он читает друзьям... Ручаюсь, в идиллии этой никто не отыщет изъян! А в Питере дальнем, за мглистым бураном, безумьем горя, бессовестные декабристы стреляют из пушки в царя. Такие картины сравните - и станете спорить навряд, что водится в каждом пиите гармонии мощный заряд. Я тоже, считайте, хороший, стрелять не люблю наотрез. И юный мой отпрыск Алеша ни мяса, ни рыбы не ест.
* * *
Когда у часов истекает завод, среди отдыхающих звезд в сиреневом небе комета плывет, влача расточительный хвост. И ты уверяешь, что это одна из незаурядных комет, - так близко к земле подплывает она однажды в две тысячи лет! А мы поумнели, и жалких молитв уже не твердим наугад - навряд ли безмолвная гостья сулит особенный мор или глад. Пусть, страхом животным не мучая нас, глядящих направо и вверх, почти на глазах превращается в газ неяркий ее фейерверк, кипит и бледнеет сияющий лед в миру, где один, без затей незримую чашу безропотно пьет рождающий смертных детей.
* * *
Жизнь, ползущая призраком в буйных небесах, словно пламя — сквозь лес, где Прокруст, венценосный ушкуйник, крепкий отцеубийца Зевес, Геба гордая с тютчевским кубком, и орлы — или вороны? Стой. В предвечернем безветрии хрупком, в тишине и густой, и простой я трезвею. В опасном просторе только мертвые боги плывут наяву. Испаряется море, и любовь — что скудельный сосуд. Опрокинуться? Или пролиться? Не судьба. Знать, приказано нам - молча вдовствовать, темные лица поднимая к иным небесам.
* * *
Как нам завещали дядья и отцы, не споря особо ни с кем, на всякое блеянье черной овцы имеется свой АКМ. Но, мудростью хладною не вдохновлен, отечества блудный певец танцует в тени уходящих времен, и сходит с ума наконец. Твердит, что один он родился на свет, его покидает один - и вот иногда он бывает поэт, а чаще простой гражданин. Напрасно достались ему задарма глаза и лукавый язык! Он верит, что мир — долговая тюрьма, а долг неподъемно велик. Он ухо свое обращает туда, где выцвели гордость и стыд, где яростно новая воет звезда и ветер по-выпьи свистит. По морю и посуху, как на духу, скулит на звериный манер, как будто и впрямь различает вверху хрустальную музыку сфер.
* * *
...эта личность по имени "он", что застряла во времени оном, и скрипит от начала времен, и трещит заводным патефоном, эта личность по имени "ты" в кипяток опускает пельмени. Пики, червы, ночные кресты, россыпь мусорных местоимений - это личность по имени "я" в теплых, вязких пластах бытия с чемоданом стоит у вокзала и лепечет, что времени мало, нет билета — а поезд вот-вот тронется, и уйдет, и уйдет...
* * *
Кто ранит нас? кто наливной ранет надкусит в августе, под солнцем темно-алым? Как будто выговор, — нет, заговор, — о нет, там тот же корень, но с иным началом. Там те же семечки и — только не криви душой, молитву в страхе повторяя. Есть бывший сад. Есть дерево любви. Архангел есть перед дверями рая с распахнутыми крыльями, с мечом - стальным, горящим, обоюдоострым. Есть мир, где возвращенье не при чем, где свет и тьма, подобно сводным сестрам, знай ловят рыб на топком берегу, и отчужденно смотрят на дорогу заросшую (я больше не могуч и уступают, и друг друга к Богу ревнуют, губы тонкие поджав. Ржав их крючок. Закат российский ржав. Рожь тяжела. И перелесок длинный за их спиной — весь в трепете берез - малиной искривленною зарос, полынью, мхом, крапивою, крушиной.
|
|
|
ona
миротворец
|
9 февраля 2007 г. 09:53 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Я сравнительно недавно на этом сайте, пока перечитала (не без удовольствия) всю уже имеющуюся подборку — тема, конечно, неисчерпаемая... Начнем с самого любимого, этого, по-моему, еще не было — вношу свою лепту.
Б.Пастернак
*** Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит.
Достать пролетку. За шесть гривен, Чрез благовест, чрез клик колес, Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез.
Где, как обугленные груши, С деревьев тысячи грачей Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют, И ветер криками изрыт, И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд.
*** Любить иных — тяжелый крест, А ты прекрасна без извилин, И прелести твоей секрет Разгадке жизни равносилен.
Весною слышен шорох снов И шелест новостей и истин. Ты из семьи таких основ. Твой смысл, как воздух, бескорыстен.
Легко проснуться и прозреть, Словесный сор из сердца вытрясть И жить, не засоряясь впредь, Все это — не большая хитрость.
*** Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь. Не надо заводить архива, Над рукописями трястись.
Цель творчества — самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства, Так жить, чтобы в конце концов Привлечь к себе любовь пространства, Услышать будущего зов.
И надо оставлять пробелы В судьбе, а не среди бумаг, Места и главы жизни целой Отчеркивая на полях.
И окунаться в неизвестность, И прятать в ней свои шаги, Как прячется в тумане местность, Когда в ней не видать ни зги.
Другие по живому следу Пройдут твой путь за пядью пядь, Но пораженья от победы Ты сам не должен отличать.
И должен ни единой долькой Не отступаться от лица, Но быть живым, живым и только, Живым и только до конца.
*** Никого не будет в доме, Кроме сумерек. Один Зимний день в сквозном проеме Незадернутых гардин.
Только белых мокрых комьев Быстрый промельк моховой, Только крыши, снег, и, кроме Крыш и снега, никого.
И опять зачертит иней, И опять завертит мной Прошлогоднее унынье И дела зимы иной.
И опять кольнут доныне Неотпущенной виной, И окно по крестовине Сдавит голод дровяной.
Но нежданно по портьере Пробежит сомненья дрожь,- Тишину шагами меря. Ты, как будущность, войдешь.
Ты появишься из двери В чем-то белом, без причуд, В чем-то, впрямь из тех материй, Из которых хлопья шьют.
Отдельный респект Sola за "Зимнюю ночь", "Во всем мне хочется дойти..." и NAV&gator за "Гамлета" И еще — обожаемые мною строфы из "На Страстной":
Еще кругом ночная мгла. Еще так рано в мире, Что звездам в небе нет числа, И каждая, как день, светла, И если бы земля могла, Она бы Пасху проспала Под чтение Псалтыри.
Еще кругом ночная мгла. Такая рань на свете, Что площадь вечностью легла От перекрестка до угла, И до рассвета и тепла Еще тысячелетье...
Это, пожалуй, самое любимое мною у Б.Пастернака
|
|
|
ona
миротворец
|
9 февраля 2007 г. 10:48 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Теперь, пожалуй, не менее обожаемый мною Мандельштам
О.Мандельштам
*** Невыразимая печаль Открыла два огоромных глаза, Цветочная проснулась ваза И выплеснула свой хрусталь.
Вся комната напоена Истомой — сладкое лекарство! Такое маленькое царство Так много поглотило сна.
Немного красного вина, Немного солнечного мая - И, тоненький бисквит ломая, Тончайших пальцев белизна.
*** Медлительнее снежный улей, Прозрачнее окна хрусталь, И бирюзовая вуаль Небрежно брошена на стуле.
Ткань, опьяненная собой, Изнеженная лаской света, Она испытывает лето, Как бы не тронута зимой;
И, если в ледяных алмазах Струится вечности мороз, Здесь — трепетание стрекоз Быстроживущих, синеглазых.
*** В огромном омуте прозрачно и темно, И томное окно белеет. А сердце — отчего так медленно оно И так упорно тяжелеет?
То всею тяжестью оно идет ко дну, Соскучившись по милом иле, То, как соломинка, минуя глубину, Наверх всплывает без усилий.
С притворной нежностью у изголовья стой И сам себя всю жизнь баюкай; Как небылицею, своей томись тоской И ласков будь с надменной скукой.
*** Смутно-дышащими листьями Черный ветер шелестит, И трепещущая ласточка В темном небе круг чертит.
Тихо спорят в сердце ласковом Умирающем моем Наступающие сумерки С догорающим лучом.
И над лесом вечереющим Встала медная луна; Отчего так мало музыки И такая тишина?
Казино
Я не поклонник радости предвзятой, Подчас природа — серое пятно. Мне, в опьяненьи легком, суждено Изведать краски жизни небогатой.
Играет ветер тучею косматой, Ложится якорь на морское дно, И бездыханная, как полотно, Душа висит над бездною проклятой.
Но я люблю на дюнах казино, Широкий вид в туманное окно И тонкий луч на скатерти измятой;
И, окружен водой зеленоватой, Когда, как роза, в хрустале вино,- Люблю следить за чайкою крылатой!
|
|
|
ona
миротворец
|
10 февраля 2007 г. 03:00 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
И еще Мандельштама:
*** Нежнее нежного Лицо твое, Белее белого Твоя рука, От мира целого Ты далека, И все твое - От неизбежного.
От неизбежного Твоя печаль, И пальцы рук Неостывающих, И тихий звук Неунывающих Речей, И даль Твоих очей.
*** На бледно-голубой эмали, Какая мыслима в апреле, Березы ветви поднимали И незаметно вечерели.
Узор отточенный и мелкий, Застыла тоненькая сетка, Как на фарфоровой тарелке Рисунок, вычерченный метко,-
Когда его художник милый Выводит на стеклянной тверди, В сознании минутной силы, В забвении печальной смерти.
*** Есть целомудренные чары - Высокий лад, глубокий мир, Далеко от эфирных лир Мной установленные лары.
У тщательно обмытых ниш В часы внимательных закатов Я слушаю моих пенатов Всегда восторженную тишь.
Какой игрушечный удел, Какие робкие законы Приказывает торс точеный И холод этих хрупких тел!
Иных богов не надо славить: Они как равные с тобой, И, осторожною рукой, Позволено их переставить.
*** Мне жалко, что теперь зима И комаров не слышно в доме, Но ты напомнила сама О легкомысленной соломе.
Стрекозы вьются в синеве, И ласточкой кружится мода; Корзиночка на голове Или напыщенная ода?
Советовать я не берусь, И бесполезны отговорки, Но взбитых сливок вечен вкус И запах апельсинной корки.
Ты все толкуешь наобум, От этого ничуть не хуже, Что делать: самый нежный ум Весь помещается снаружи.
И ты пытаешься желток Взбивать рассерженною ложкой, Он побелел, он изнемог. И все-таки еще немножко...
И, право, не твоя вина,- Зачем оценки и изнанки? Ты как нарочно создана Для комедийной перебранки.
В тебе все дразнит, все поет, Как итальянская рулада. И маленький вишневый рот Сухого просит винограда.
Так не старайся быть умней, В тебе все прихоть, все минута, И тень от шапочки твоей - Венецианская баута.
*** О, как же я хочу, Не чуемый никем, Лететь вослед лучу, Где нет меня совсем.
А ты в кругу лучись - Другого счастья нет - И у звезды учись Тому, что значит свет.
Он только тем и луч, Он только тем и свет, Что шопотом могуч И лепетом согрет.
И я тебе хочу Сказать, что я шепчу, Что шопотом лучу Тебя, дитя, вручу...
*** Мой тихий сон, мой сон ежеминутный - Невидимый, завороженный лес, Где носится какой-то шорох смутный, Как дивный шелест шелковых завес.
В безумных встречах и туманных спорах, На перекрестке удивленных глаз Невидимый и непонятный шорох Под пеплом вспыхнул и уже погас.
И как туманом одевает лица, И слово замирает на устах, И кажется — испуганная птица Метнулась в вечереющих кустах.
*** Не говорите мне о вечности - Я не могу ее вместить. Но как же вечность не простить Моей любви, моей беспечности?
Я слышу, как она растет И полуночным валом катится, Но — слишком дорого поплатится, Кто слишком близко подойдет.
И тихим отголоскам шума я Издалека бываю рад - Ее пенящихся громад,- О милом и ничтожном думая.
*** Дыханье вещее в стихах моих Животворящего их духа, Ты прикасаешься сердец каких, Какого достигаешь слуха?
Или пустыннее напева ты Тех раковин, в песке поющих, Что круг очерченной им красоты Не разомкнули для живущих?
*** На темном небе, как узор, Деревья траурные вышиты. Зачем же выше и все выше ты Возводишь изумленный взор?
- Вверху — такая темнота,- Ты скажешь,- время опрокинула И, словно ночь, на день нахлынула Холмов холодная черта.
Высоких, неживых дерев Темнеющее рвется кружево: О, месяц, только ты не суживай Серпа, внезапно почернев!
*** Где вырывается из плена Потока шумное стекло, Клубящаяся стынет пена, Как лебединое крыло.
О, время, завистью не мучай Того, кто вовремя застыл. Нас пеною воздвигнул случай И кружевом соединил.
*** Мне стало страшно жизнь отжить - И с дерева, как лист, отпрянуть, И ничего не полюбить, И безымянным камнем кануть;
И в пустоте, как на кресте, Живую душу распиная, Как Моисей на высоте, Исчезнуть в облаке Синая.
И я слежу — со всем живым Меня связующие нити, И бытия узорный дым На мраморной сличаю плите;
И содроганья теплых птиц Улавливаю через сети, И с истлевающих страниц Притягиваю прах столетий.
*** <С. П. Каблукову> ........................ Я помню берег вековой И скал глубокие морщины, Где, покрывая шум морской, Ваш раздавался голос львиный.
И Ваши бледные черты И, в острых взорах византийца, Огонь духовной красоты - Запомнятся и будут сниться.
Вы чувствовали тайны нить, Вы чуяли рожденье слова... Лишь тот умеет похвалить, Чье осуждение сурово.
*** Ты прошла сквозь облако тумана. На ланитах нежные румяна.
Светит день холодный и недужный. Я брожу свободный и ненужный...
Злая осень ворожит над нами, Угрожает спелыми плодами,
Говорит вершинами с вершиной И в глаза целует паутиной.
Как застыл тревожной жизни танец! Как на всем играет твой румянец!
Как сквозит и в облаке тумана Ярких дней сияющая рана!
Автопортрет
В поднятьи головы крылатый Намек — но мешковат сюртук; В закрытьи глаз, в покое рук - Тайник движенья непочатый.
Так вот кому летать и петь И слова пламенная ковкость,- Чтоб прирожденную неловкость Врожденным ритмом одолеть!
*** Дождик ласковый, мелкий и тонкий, Осторожный, колючий, слепой, Капли строгие скупы и звонки, И отточен их звук тишиной.
То — так счастливы счастием скромным, Что упасть на стекло удалось; То, как будто подхвачены темным Ветром, струи уносятся вкось.
Тайный ропот, мольба о прощеньи: Я люблю непонятный язык! И сольются в одном ощущеньи Вся жестокость, вся кротость на миг.
В цепких лапах у царственной скуки Сердце сжалось, как маленький мяч: Полон музыки, Музы и муки Жизни тающей сладостный плач!
*** В водном плеске душа колыбельную негу слыхала, И поодаль стояли пустынные скалы, как сестры. Отовсюду звучала старинная песнь – Калевала: Песнь железа и камня о скорбном порыве титана. И песчаная отмель – добыча вечернего вала, Как невеста, белела на пурпуре водного стана. Как от пьяного солнца бесшумные падали стрелы И на дно опускались и тихое дно зажигали, Как с небесного древа клонилось, как плод перезрелый, Слишком яркое солнце, и первые звезды мигали.
|
|
|
ona
миротворец
|
10 февраля 2007 г. 03:37 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Так, дальше... Кое-что гениального И.Бродского, к сожалению, незаслуженно поздно мною для себя открытого...
И.Бродский
Прощай, позабудь и не обессудь. А письма сожги, как мост. Да будет мужественным твой путь, да будет он прям и прост. Да будет во мгле для тебя гореть звездная мишура, да будет надежда ладони греть у твоего костра. Да будут метели, снега, дожди и бешеный рев огня, да будет удач у тебя впереди больше, чем у меня. Да будет могуч и прекрасен бой, гремящий в твоей груди.
Я счастлив за тех, которым с тобой, может быть, по пути.
Одиночество
Когда теряет равновесие твое сознание усталое, когда ступеньки этой лестницы уходят из-под ног, как палуба, когда плюет на человечество твое ночное одиночество, -
ты можешь размышлять о вечности и сомневаться в непорочности идей, гипотез, восприятия произведения искусства, и — кстати — самого зачатия Мадонной сына Иисуса.
Но лучше поклоняться данности с глубокими ее могилами, которые потом, за давностью, покажутся такими милыми. Да. Лучше поклоняться данности с короткими ее дорогами, которые потом до странности покажутся тебе широкими, покажутся большими, пыльными, усеянными компромиссами, покажутся большими крыльями, покажутся большими птицами.
Да. Лучше поклонятся данности с убогими ее мерилами, которые потом до крайности, послужат для тебя перилами (хотя и не особо чистыми), удерживающими в равновесии твои хромающие истины на этой выщербленной лестнице.
Элегия
Издержки духа — выкрики ума и логика, — вы равно хороши, когда опять белесая зима бредет в полях безмолвнее души.
О чем тогда я думаю один, зачем гляжу ей пристально вослед. На этот раз декабрь предвосхитил ее февральских оттепелей свет.
Какие предстоят нам холода. Но, обогреты давностями, мы не помним, как нисходят города на тягостные выдохи зимы.
Безумные и злобные поля! Безумна и безмерна тишина их. То не покой, то темная земля об облике ином напоминает.
Какой-то ужас в этой белизне. И вижу я, что жизнь идет как вызов бесславию, упавшему извне на эту неосознанную близость.
* * * Теперь все чаще чувствую усталость, все реже говорю о ней теперь, о, помыслов души моей кустарность, веселая и теплая артель.
Каких ты птиц себе изобретаешь, кому их даришь или продаешь, и в современных гнездах обитаешь, и современным голосом поешь?
Вернись, душа, и перышко мне вынь! Пускай о славе радио споет нам. Скажи, душа, как выглядела жизнь, как выглядела с птичьего полета?
Покуда снег, как из небытия, кружит по незатейливым карнизам, рисуй о смерти, улица моя, а ты, о птица, вскрикивай о жизни.
Вот я иду, а где-то ты летишь, уже не слыша сетований наших, вот я живу, а где-то ты кричишь и крыльями взволнованными машешь.
* * * Z. K.
Лети отсюда, белый мотылек. Я жизнь тебе оставил. Это почесть и знак того, что путь твой недалек. Лети быстрей. О ветре позабочусь. Еще я сам дохну тебе вослед. Несись быстрей над голыми садами. Вперед, родной. Последний мой совет: Будь осторожен там, над проводами. Что ж, я тебе препоручил не весть, а некую настойчивую грезу; должно быть, ты одно из тех существ, мелькавших на полях метемпсихоза. Смотри ж, не попади под колесо и птиц минуй движением обманным. И нарисуй пред ней мое лицо в пустом кафе. И в воздухе туманном.
* * * Приходит март. Я сызнова служу. В несчастливом кружении событий изменчивую прелесть нахожу в смешеньи незначительных наитий.
Воскресный свет все менее манит бежать ежевечерних откровений, покуда утомительно шумит на улицах мой век полувоенный.
Воскресный свет. Все кажется не та, не та толпа, и тягостны поклоны. О, время, послужи, как пустота, часам, идущим в доме Апполона.
А мир живет, как старый однодум, и снова что-то страшное бормочет, покуда мы приравниваем ум к пределам и деяниям на ощупь.
Как мало на земле я проживу, все занятый невечными делами, и полдни зимние столпятся над столами, как будто я их сызнова зову.
Но что-нибудь останется во мне - в живущем или мертвом человеке - и вырвется из мира и извне расстанется, свободное навеки.
Хвала развязке. Занавес. Конец. Конец. Разъезд. Галантность провожатых, у светлых лестниц к зеркалам прижатых, и лавровый заснеженный венец.
* * * ...Мой голос, торопливый и неясный, тебя встревожит горечью напрасной, и над моей ухмылкою усталой ты склонишься с печалью запоздалой, и, может быть, забыв про все на свете, в иной стране — прости! — в ином столетьи ты имя вдруг мое шепнешь беззлобно, и я в могиле торопливо вздрогну.
* * * М. Б.
Я обнял эти плечи и взглянул на то, что оказалось за спиною, и увидал, что выдвинутый стул сливался с освещенною стеною. Был в лампочке повышенный накал, невыгодный для мебели истертой, и потому диван в углу сверкал коричневою кожей, словно желтой. Стол пустовал. Поблескивал паркет. Темнела печка. В раме запыленной застыл пейзаж. И лишь один буфет казался мне тогда одушевленным.
Но мотылек по комнате кружил, и он мой взгляд с недвижимости сдвинул. И если призрак здесь когда-то жил, то он покинул этот дом. Покинул.
Отрывок
На вас не поднимается рука. И я едва ль осмелюсь говорить, каким еще понятием греха сумею этот сумрак озарить. Но с каждым днем все более, вдвойне, во всем себя уверенно виня, беру любовь, затем что в той стране вы, знаю, отвернетесь от меня.
1 января 1965 года
Волхвы забудут адрес твой. Не будет звезд над головой. И только ветра сиплый вой расслышишь ты, как встарь. Ты сбросишь тень с усталых плеч, задув свечу, пред тем как лечь. Поскольку больше дней, чем свеч сулит нам календарь.
Что это? Грусть? Возможно, грусть. Напев, знакомый наизусть. Он повторяется. И пусть. Пусть повторится впредь. Пусть он звучит и в смертный час, как благодарность уст и глаз тому, что заставляет нас порою вдаль смотреть.
И молча глядя в потолок, поскольку явно пуст чулок, поймешь, что скупость — лишь залог того, что слишком стар. Что поздно верить чудесам. И, взгляд подняв свой к небесам, ты вдруг почувствуешь, что сам - чистосердечный дар.
* * * В деревне Бог живет не по углам, как думают насмешники, а всюду. Он освящает кровлю и посуду и честно двери делит пополам. В деревне он — в избытке. В чугуне он варит по субботам чечевицу, приплясывает сонно на огне, подмигивает мне, как очевидцу. Он изгороди ставит. Выдает девицу за лесничего. И в шутку устраивает вечный недолет объездчику, стреляющему в утку. Возможность же все это наблюдать, к осеннему прислушиваясь свисту, единственная, в общем, благодать, доступная в деревне атеисту.
И напоследок — обожаемый "Подсвечник"
Подсвечник
Сатир, покинув бронзовый ручей, сжимает канделябр на шесть свечей, как вещь, принадлежащую ему. Но, как сурово утверждает опись, он сам принадлежит ему. Увы, все виды обладанья таковы. Сатир — не исключенье. Посему в его мошонке зеленеет окись.
Фантазия подчеркивает явь. А было так: он перебрался вплавь через поток, в чьем зеркале давно шестью ветвями дерево шумело. Он обнял ствол. Но ствол принадлежал земле. А за спиной уничтожал следы поток. Просвечивало дно. И где-то щебетала Филомела.
Еще один продлись все это миг, сатир бы одиночество постиг, ручьям свою ненужность и земле; но в то мгновенье мысль его ослабла. Стемнело. Но из каждого угла "Не умер" повторяли зеркала. Подсвечник воцарился на столе, пленяя завершенностью ансамбля.
Нас ждет не смерть, а новая среда. От фотографий бронзовых вреда сатиру нет. Шагнув за Рубикон, он затвердел от пейс до гениталий. Наверно, тем искусство и берет, что только уточняет, а не врет, поскольку основной его закон, бесспорно, независимость деталей.
Зажжем же свечи. Полно говорить, что нужно чей-то сумрак озарить. Никто из нас другим не властелин, хотя поползновения зловещи. Не мне тебя, красавица, обнять. И не тебе в слезах меня пенять; поскольку заливает стеарин не мысли о вещах, но сами вещи.
|
|
|
Lihin
авторитет
|
10 февраля 2007 г. 15:45 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
А вот Р.-М.Рильке в переводе Пастернака.
КНИГА "РЕКВИЕМ"
По одной подруге реквием
Я чту умерших и всегда, где мог, давал им волю и дивился их уживчивости в мертвых, вопреки дурной молве. Лишь ты, ты рвешься вспять. Ты льнешь ко мне, ты вертишься кругом и норовишь за что-нибудь задеть, чтоб выдать свой приход. Не отнимай, что я обрел с трудом. Я прав. Кой прок в тоске о том, что трогало? Оно претворено тобой; его здесь нет. Мы всё, как свет, отбрасываем внутрь из бытия, когда мы познаем. Я думал, ты зрелей. Я поражен, что это бродишь ты, отдавши жизнь на большее, чем женщине дано. Что нас сразил испугом твой конец, и оглушил, и, прерывая, лег зияньем меж текущим и былым, - так это наше дело. Эту часть наладим мы. Но то, что ты сама перепугалась и еще сейчас в испуге, где испуг утратил смысл, что ты теряешь вечности кусок на вылазки сюда, мой друг, где все - в зачатке; что впервые пред лицом вселенной, растерявшись, ты не вдруг вникаешь в новость бесконечных свойств, как тут во все; что из таких кругов тяжелый гнет каких-то беспокойств тебя магнитом стаскивает вниз к отсчитанным часам: вот что, как вор, меня нежданно будит по ночам. Добро бы мысль, что ты благоволишь к нам жаловать от милости избытка и до того уверена в себе, что, как ребенок, бродишь, не чураясь опасных мест, где могут сделать вред. Но нет. Ты просишь. Это так ужасно, что, как пила, вонзается мне в кость. Упрек, которым, ночью мне привидясь, ты шаг за шагом стала бы, грозя, теснить меня из легких в глубь брюшины, отсюда — в сердца крайнюю нору,- упрек подобный не был бы жесточе такой мольбы. О чем же просишь ты? Скажи, не съездить мне куда? Быть может, ты что забыла где и эта вещь тоскует по тебе? Не край ли это, тобой не посещенный, но всю жизнь родной тебе, как чувств твоих двойчатка? Я похожу по рекам, расспрошу о старине, пойду водить беседы с хозяйками у притолок дверных и перейму, как те детей сзывают. Я подгляжу, как там земную даль облапливают в поле за работой, и к властелину края на прием найду пути. Я подкуплю дарами священников, чтобы меня ввели в глухой тайник с заветною святыней, и удалились, и замкнули храм. А вслед за тем, уже немало зная, я вволю присмотрюсь к зверям, и часть повадок их врастет в мои суставы. Я погощу в зрачках у них и прочь отпущен буду, сонно, без сужденья. Я попрошу садовников назвать сорта цветов и затвержу названья, чтобы в осколках собственных имен увезть осадок их благоуханья, и фруктов накуплю, в которых край еще раз оживает весь до неба. К тому же в них ты знала толк, в плодах. Перед собой их разложив по чашкам, ты взвешивала красками их груз. Так ты смотрела на детей и женщин, любуясь, как в плодах, наливом их наличья. Так же точно ты смотрела и на себя, как полуголый плод, вся в зеркало уйдя по созерцанье, оно ж по росту не влезало внутрь, и сторонясь, оно не говорило о видимом — я есмь, но: это есть. И так нелюбопытно было это воззренье, что не жаждало тебя: так чуждо было зависти, так свято. Таким бы я хотел сберечь твой образ в глуби зеркальной, прочь ото всего. Зачем же ты приходишь по-другому? Зачем клевещешь на себя? Зачем внушить мне хочешь, что в янтарных бусах на шее у тебя остался след той тяжести, которой не бывает в потустороннем отдыхе картин? Зачем осанке придаешь обличье печального предвестья? Что тебя неволит толковать свое сложенье, как линии руки, так что и мне нельзя глядеть, не думая о роке? Приблизься к свечке. Мне не страшен вид покойников. Когда они приходят, то в праве притязать на уголок у нас в глазах, как прочие предметы. Поди сюда. Побудем миг в тиши. Взгляни на розу над моим бюваром. Скажи, не так же ль робко рыщет свет вокруг нее, как вкруг тебя? Ей тоже не место здесь. Не смешанной со мной внизу в саду ей лучше б оставаться или пройти. Теперь же вот как длит она часы. Что ей мое сознанье?
Не содрогнись, коль мысль во мне блеснет. Понять — мой долг, хотя б он жизни стоил. Так создан я. Не бойся; дай понять, зачем ты здесь. Я ослеплен. Я понял. Я, как слепой, держу твою судьбу в руках и горю имени не знаю. Оплачем же, что кто-то взял тебя из зеркала. Умеешь ли ты плакать? Не можешь. Знаю. Крепость слез давно ты превратила в крепость наблюдений и шла к тому, чтоб всякий сок в себе преобразить в слепое равновесье кружащего столбами бытия. Как вдруг почти у цели некий случай рванул тебя с передовых путей обратно в мир, где соки вожделеют. Рванул не всю, сперва урвал кусок, когда ж он вспух и вырос в вероятьи, то ты себе понадобилась вся и принялась, как за разбор постройки, за кропотливый снос своих надежд, и срыла грунт и подняла из теплой подпочвы сердца семена в ростках, где смерть твоя готовилась ко всходу, особенная и своя, как жизнь. Ты стала грызть их. Сладость этих зерен вязала губы и была нова, - не разумелась, не входила в виды той сладости, что мысль твоя несла. Потужим же. Как нехотя рассталась с свои раздольем кровь твоя, когда ты вдруг отозвала ее обратно. Как страшно было ей очнуться вновь за малым кругом тела; как, не веря своим глазам, вошла она в послед и тут замялась, утомясь с дороги. Ты ж силой стала гнать ее вперед, как к жертвеннику тащат скот убойный, сердясь, что та не рада очагу, и преуспела: радуясь и ластясь, она сдалась. Привыкнувши к другим мерилам, ты почла, что эта сделка ненадолго, забыв, что уж и ты во времени, а время ненасытно, и с ним тоска и канитель, и с ним возня, как с ходом затяжной болезни.
Как мало ты жила, когда сравнишь с годами те часы, что ты сидела, клоня, как ветку, будущность свою к зародышу в утробе, — ко вторично начавшейся судьбе. О труд сверх сил! О горькая работа! Дни за днями вставала ты, чуть ноги волоча, и, сев за стан, живой челнок гоняла наперекор основе. И при всем о празднестве еще мечтала. Ибо, как дело было сделано, тебе награды стало жаждаться, как детям в возместку за противное питье, что в пользу им. Так ты и рассчиталась с собою; потому что от других ты слишком далека была и ныне, как раньше, и никто б не мог сказать, чем можно наградить тебя по вкусу. Ты ж знала. Пред кроватью в дни родин стояло зеркало и отражало предметы. Явность их была тобой, все ж прочее — самообманом; милым самообманом женщины, легко до украшений падкой и шиньонов. Так ты и умерла, как в старину кончались женщины, по старой моде, в жилом тепле, испытанным концом родильницы, что хочет и не может сомкнуться, потому что темнота, рожденная в довес к младенцу, входит, теснит, торопит и сбирает в путь.
Не следовало плакальщиц, однако б, набрать по найму — мастериц вопить, за плату? Можно мздой не поскупиться, и бабы выли б, глоток не щадя. Обрядов нам! У нас нужда в обрядах. Все гибнет, все исходит в болтовне. И, — мертвая, еще должна ты бегать за жалобой задолженной ко мне! Ты слышишь ли, я жалуюсь. Свой голос я бросил бы, как плат, во всю длину твоих останков, и кромсал, покамест не измочалил, и мои слова, как оборванцы, зябли бы, слоняясь, в отрепьях этих, если б все свелось лишь к жалобам. Но нет, я обвиняю. И не того, отдельного, кто вспять повел тебя (его не доискаться и он, как все),- я обвиняю всех, всех разом обвиняю в нем: в мужчине. И пусть бы даль младенчества тогда мне вспомнилась, былую детскость детства уликой озаряя, — не хочу про это ведать. Ангела, не глядя, слеплю я из нее и зашвырну в передний ряд орущих серафимов, напоминаньем рвущихся к творцу. Затем, что мука эта стала слишком невмочь. Уже давно несносна ложь любви, что, зиждясь на седой привычке, зовется правом и срамит права. Кто вправе обладать из нас? Как может владеться то, что и само себя лишь на мгновенье ловит и, ликуя, бросает в воздух, точно детский мяч? Как флагману не привязать победы к форштевню судна, если в существе богини есть таинственная легкость и рвет невольно в море, так и мы не властны кликать женщину, коль скоро, не видя нас, она уходит прочь по жерди жизни, чудом невредима; неравно, что самих нас манит зло. Ведь вот он, грех, коль есть какой на свете: не умножать чужой свободы всей своей свободой. Вся любви премудрость - давать друг другу волю. А держать не трудно, и дается без ученья. Ты тут еще? В каком ты месте? Ах, как это все жило в тебе, как много умела ты, когда угасла, вся раскрывшись, как заря. Терпеть — дар женщин. Любить же, значит жить наедине. Порой еще художники провидят: в преображеньи долг и смысл любви. Здесь ты была сильна, и даже слава теперь бессильна это исказить. Ты так ее чуждалась. Ты старалась прожить в тени. Ты вобрала в себя свою красу, как серым утром будней спускают флаг, и только и жила что мыслью о труде, который все же не завершен; увы,- не завершен. Но если ты все тут еще, и где-то в потемках этих место есть, где дух твой зыблется на плоских волнах звука, которые мой голос катит в ночь из комнаты, то слушай: помоги мне. Ты видишь, как, не уследя когда, мы падаем с своих высот во что-то, чего и в мыслях не держали, где запутываемся, как в сновиденьи, и засыпаем вечным сном. Никто не просыпался. С каждым подымавшим кровь сердца своего в надежный труд случалось, что она по перекачке срывалась вниз нестоящей струей. Есть между жизнью и большой работой старинная какая-то вражда. Так вот: найти ее и дать ей имя и помоги мне. Не ходи назад. Будь между мертвых. Мертвые не праздны. И помощь дай, не отвлекаясь; так, как самое далекое порою мне помощь подает. Во мне самом.
|
|
|
Lihin
авторитет
|
10 февраля 2007 г. 15:46 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
И еще Рильке...
По Вольфу графу фон Калькрейту реквием
Так я не знал тебя? А у меня ты на сердце, как тяжесть начинанья отсроченного. Сразу бы в строку тебя, покойник, страстно почиющий по доброй воле. Дал ли этот шаг то облегченье, как тебе казалось, иль нежитье — еще не весь покой? Ты полагал: где не в цене владенье,- верней кусок. Ты там мечтал попасть в живые недра дали, постоянно, как живопись, дразнившей зренье здесь, и, очутившись изнутри в любимой, сквозь все пройти, как трепет скрытых сил. О, только бы теперь обманом чувств не довершил ты прежнюю ошибку. О, только б, растворенный быстриной, беспамятством кружим, обрел в движеньи ту радость, что отсюда перенес в мерещившуюся тебе загробность. В какой близи был от нее ты здесь! Как было тут ей свойственно и свычно, - большой мечте твоей большой тоски. ................................... Зачем ты не дал тяготе зайти за край терпенья? Тут ее распутье. Оно ее преображает всю, и дальше трудность значит неподдельность. Таков был, может быть, ближайший миг, в венке спешивший к твоему порогу, когда ты перед ним захлопнул дверь. О этот звук, как бьет он по вселенной, когда на нетерпенья сквозняке отворы западают на замычку! Кто подтвердит, что не дают щелей ростки семян в земле; кто поручится, не вспыхивает ли в ручных зверях позыв к убийству в миг, когда отдача забрасывает молнии в их мозг. Кто знает, как вонзается поступок в соседний шест; кто проследит удар, когда кругом проводники влиянья. И все разрушить! И отныне стать навек такою притчей во языцех. Когда ж герой в неистовстве души, на видимости разъярясь, как маски, срывает их и обнажает нам забытое лицо вещей, то это есть зрелище и зрелище навек. И все разрушить. — Глыбы были вкруг, и воздух веял предвкушеньем меры, бессильный зданье будущее скрыть, а ты, бродя, не видел их порядка. Одна другую заслоняла; все врастали в грунт, едва ты их касался без веры, что подымешь; и один загреб их все в отчаяньи в охапку, чтоб ринуть вниз в зияющую пасть каменоломни. Но они не входят. Ты покривил мх страстью. — Опустись на этот гнев, пока он был в зачатке, прикосновенье женщины; случись вблизи прохожий с недосужим взглядом безмолвных глаз, когда ты молча шел свершать свое; лежи дорога мимо слесарни, где мужчины, грохоча, приводят день в простое исполненье: да нет, найдись в твоих глухих зрачках местечко для сырого отпечатка, преграду обходящего жучка, - ты б тотчас же при этом озареньи прочел скрижаль, которой письмена ты с детства врезал в сердце, часто после ища, не сложится ль чего из букв, и строил фразы и не видел смысла. Я знаю, знаю: ты лежал ничком и щупал шрифт, как надпись на гробнице. Все, что ты знал горючего, дрожа, ты подносил, как светоч, к этой строчке. Но светоч гас, не дав ее постичь, от частого ли твоего дыханья, от вздрагиванья ли твоей руки, иль просто так, как часто гаснет пламя. Ты был чтецом неопытным. А нам - не разобрать в скорбях на расстояньи.
И лишь к стихам есть доступ, где слова отборные несет былое чувство. Но нет, не все ты отбирал; порой начатки строф, как целого предвестья, валились в ряд, и ты их повторял, как порученье, мнившееся грустным. О, вовсе б не слыхать тебе тех строк из уст своих. Твой добрый гений ныне иначе произносит тот же текст, и как, пленясь его манерой чтенья, я полн тобою! Ибо это — ты; тут все твое, и вот в чем был твой опыт: что все, что дорого, должно отпасть, что в пристальности скрыто отреченье, что смерть есть то, в чем можно преуспеть. Тут все твое, три эти формы были в твоих руках, художник. Вот литье из первой: — ширь вокруг живого чувства. Вот что вторую полнило: — творца не жаждущее ничего воззренье. В последней же, которую ты сам разбил, едва лишь первый выпуск сплава из сердца ворвался в нее, была та подлинная смерть глубокой ковки и превосходной выделки, та смерть, которой мы всего нужнее в жизни, да и нигде не ближе к ней, чем здесь. Вот чем владел ты и о чем ты часто догадывался; но затем тебя пугали этих полых форм изъёмы, ты скреб их дно, и черпал пустоту, и сетовал. О старый бич поэтов, что сетуют, тогда как в сказе суть; что вечно судят о своих влеченьях, а дело в лепке; что еще поднесь воображают, будто им известно, что грустного, что радостного в них, и будто дело рифм греметь об этом с прискорбьем или с торжеством. Их речь, как у больных; они тебе опишут, что у кого болит, взамен того, чтобы самим преобразиться в слово, как в ярости труда каменотес становится безмолвьем стен соборных. Вот где спасенье было. Если б раз ты подсмотрел, как рок вступает в строку, чтоб навсегда остаться в ней и стать подобием, и только, — равносильным портрету предка (вот он на стене; он схож с тобой, и он не схож) — тогда бы ты выдержал.
Но мелочно гадать о небывавшем. И налет упрека, упавший вскользь, направлен не в тебя. Все явное настолько дальше наших догадок, что догнать и доглядеть случившееся мы не в состояньи. Не устыдись, коль мертвецы заденут из выстоявших до конца. (Но что назвать концом?) Взгляни на них спокойно, как должно, не боясь, что по тебе у нас особенный какой-то траур, и это им бросается в глаза. Слова больших времен, когда деянья наглядно зримы были, не про нас. Не до побед. Все дело в одоленьи.
|
|
|