Фэнтези как способ убежать от ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Фэнтези как способ убежать от жизни»

Фэнтези как способ убежать от жизни

 автор  сообщение


миродержец

Ссылка на сообщение 4 февраля 2009 г. 09:31  
цитировать   |    [  ] 
Мне думается, что фэнтези — эдакий современный вариант старой сказки — играет роль сна, позволяющего человеку отдохнуть, отключившись от окружающего мира.
А дальше можно рассуждать, насколько этот сон хорош или плох, более смахивает на кошмар или на идиллию и т.п.
И, как в реальной жизни — один человек, выспавшись, встает с новыми силами, а другой, измученный чудовищными сновидениями, с головной болью. И постоянное желание уйти в сон, какова бы ни была природа вызывающего сон снадобья — это уже отклонение в психике, более или менее тяжелое, но в любом случае нежелательное.   А время от времени, если улучшается настроение, появляются новые мысли, новые поводы пообщаться с новыми людьми — фэнтези это чудесное средство, и вправду полноценный отдых, и значение его весьма велико.
Ну, а злоупотребления, фанатизм — как и чем угодно, редко приводят к положительным результатам. Так что способом "убежать от жизни" фэнтези безусловно является, как и любой вид деятельности, доставляющий человеку удовольствие. Даже любимая работа. Во всем требуется мера, эта мера у каждого своя, в разных условиях она меняется, но, как правило, люди ее, эту меру, не соблюдают. Вот и появляются, порой, практически на пустом месте трудноразрешимые проблемы.


авторитет

Ссылка на сообщение 4 февраля 2009 г. 11:34  
цитировать   |    [  ] 

цитата Alexandre

Так что способом "убежать от жизни" фэнтези безусловно является,

Я бы сказал по другому. Способов "уйти" немало и чтение фэнтези не самый худший вариант. При желании, всегда можно вернуться.
–––
tomorrow never knows


миродержец

Ссылка на сообщение 4 февраля 2009 г. 12:46  
цитировать   |    [  ] 
Blackbird22, далеко не самый худший! Например сидеть часами у телевизора — гораздо вреднее. Или пить в огромных количествах пиво (вообще-то очень вкусный и полезный напиток!) — тоже плохо. И много сладостей поедать — улучшает настроение однозначно, очень многим! — однако ведет к целой куче малоприятных болезней. А при желании можно вернуться откуда угодно, правда по-моему, просто отложить книгу или выключить компьютер все же проще, чем сесть на крутую диету, прекратить просаживать деньги в казино или завязать с выпивкой.


философ

Ссылка на сообщение 4 февраля 2009 г. 15:35  
цитировать   |    [  ] 

цитата Ny

Теперь поясните мне что я не так понимаю.


Всё правильно, но только в том случае, если Вы принимаете за аксиому, что ваш реальный мир первичен и самодостаточен, а все литературные произведения — только симулякры, слепки с действительности, которые чему-то должны учить, наставлять и решать насущные проблемы читателя. То есть вы постулируете: да, меня в целом устраивает тот макрокосм, в котором я нахожусь, я принимаю его как данность, как единственную сущностную и ценностную реальность, данную мне в ощущениях, и в литературе ищу лишь ответы на вопросы по поводу моей реальности. Я не могу ничего изменить в этой окружающей реальности, я всецело доверяю своим органам чувств и той информации, которую принято считать объективной, я следую правилам игры и лишь ищу для себя местечко поудобней. В этом смысле фантастика — попытка "изменить правила игры", выйти за рамки, установленные кем-то (Богом, здравым смыслом, соглашением большинства и т.п.), заявить, что ваш внутренний мир и ваши душевные запросы могут лежать в иной плоскости от общепринятых. Выйти за пределы чувственного опыта, раздвинуть границы сознания, возможного и невозможного, испытать эмоции, невозможные в мире вещей обыденных — многие стремятся именно к этому. А для кого-то фантастика — возможность приблизиться к Сакральному, к божеству, обрести Смысл. Ведь наша повседневная жизнь полностью десакрализована, наши ощущения и ожидания изначально настроены на дурное воспроизведение серой обыденности с минимальными вариациями и встреча с чудесным для большинства возможна лишь на страницах книг. Книги — это мощнейший катализатор воображения, позволяющий человеку перенастроить свой "мыслительный процессор" на другие волны, которые не слышны в уличном шуме, если можно так выразиться.


миротворец

Ссылка на сообщение 5 февраля 2009 г. 06:21  
цитировать   |    [  ] 

цитата pacher

если Вы принимаете за аксиому, что ваш реальный мир первичен и самодостаточен, а все литературные произведения — только симулякры, слепки с действительности,
Похоже, вот он ключевой момент. Всегда считал натуральные ощущения несравнимыми с книжными, которые для меня изначально ущербны. Выходит это чисто моя "заморочка", "вкусовщина" так сказать.
Судя по количеству инакомыслящих, опрос по данной теме дал бы результаты не в пользу моего мнения, что оставляет меня в списках меньшинства. Вероятно, я все же не прав, если рассматривать проблему на достаточно большой выборке людей. Значит следует оставить фэнтези в покое.
–––
Взял надежду сухим пайком, соль со спичками бросил в ранец,
Я готов отправляться в путь - все, что нужно, уже при мне.


миродержец

Ссылка на сообщение 5 февраля 2009 г. 09:19  
цитировать   |    [  ] 
pacher, очень длинное сообщение, в котором одновременно утверждаются разные вещи, с одними можно согласиться, с другими нет, но находятся они в одном предложении.

цитата pacher

реальный мир первичен

- это правда,

цитата pacher

я принимаю его как данность

- и это тоже, обо всем же остальном можно спорить.
Меня, например, вовсе не устраивает

цитата

тот макрокосм, в котором я нахожусь
, я хочу и стараюсь изменить его. А возможности и средства для таких изменений мне подсказывает получаемая из мира культуры информация, и фэнтези в том числе. Еще раз повторю — отвлечься от насущных проблем, переключиться, отдохнуть и расковать фантазию — все эти задачи с разной для разных людей эффективностью и выполняет фэнтези.
Что же касается точки зрения (и ощущений) Ny — это один из вариантов восприятия. На меня при чтении, книги (не только фэнтези) действуют очень сильно, иногда даже отказываюсь что-то читать, потому что знаю, что потом заболею. А другие воспринимают содержание произведений без серьезных последствий. И не нужно думать, что я высокочувствительный человек, а другие — бесчувственные. В обычной жизни я на редкость нечуткий и недогадливый тип. Но вот книжная форма информации как специально предназначена для меня и мне подобных.
Многие такого рода обсуждения напоминают мне дискуссию слепого с глухим. И не надо обижаться, просто разные люди награждены разными способностями в разной мере. И, послушав чужое мнение и сказав самому себе — "Это ж надо!", я начинаю обдумывать, иной раз что-то понимаю в чужих чувствах, и во всяком случае знаю, что на свете живут не только такие, как я.


магистр

Ссылка на сообщение 8 февраля 2009 г. 12:40  
цитировать   |    [  ] 

цитата Blackbird22

Способов "уйти" немало и чтение фэнтези не самый худший вариант. При желании, всегда можно вернуться.

Ну да, ну да. Только речь-то о литературе, а не вообще. А внутри литературы это самый эскапистский жанр.
–––
Орлы мух не ловят (С. И. Павлов)


миродержец

Ссылка на сообщение 8 февраля 2009 г. 12:50  
цитировать   |    [  ] 

цитата Сат-Ок

А внутри литературы это самый эскапистский жанр.
Тогда Александр Грин — 100%-ный "классик жанра".
–––
я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно


авторитет

Ссылка на сообщение 8 февраля 2009 г. 12:58  
цитировать   |    [  ] 

цитата Сат-Ок

Ну да, ну да. Только речь-то о литературе, а не вообще. А внутри литературы это самый эскапистский жанр.

Ну, это уже от восприятия конкретного читателя зависит.
По мне так, сходить в кругосветку с сэром Френсисом Дрейком намного увлекательнее, чем бороться с каким-нибудь вселенским злом, типа Саурона.
–––
tomorrow never knows


магистр

Ссылка на сообщение 8 февраля 2009 г. 13:37  
цитировать   |    [  ] 

цитата Blackbird22

По мне так, сходить в кругосветку с сэром Френсисом Дрейком намного увлекательнее, чем бороться с каким-нибудь вселенским злом, типа Саурона.

По мне тоже.

цитата Blackbird22

это уже от восприятия конкретного читателя зависит.

Практика показывает, что рефлексия своих предпочтений (в том числе и по ответам в этой теме) чрезвычайно редка, поэтому восприятие само по себе тут не аргумент.

цитата Veronika

Тогда Александр Грин — 100%-ный "классик жанра".

Нет. Он не уводит от жизни, а проникает в её суть, в действительность, скрытую за очевидностью. В настоящую жизнь. А насчёт Крапивина вы принципиально не желаете отвечать?
–––
Орлы мух не ловят (С. И. Павлов)


миродержец

Ссылка на сообщение 8 февраля 2009 г. 14:05  
цитировать   |    [  ] 

цитата Сат-Ок

Нет. Он не уводит от жизни, а проникает в её суть, в действительность, скрытую за очевидностью. В настоящую жизнь.
Вот честно, не могу понять, почему "Алые паруса" или "Бегущая по волнам" "проникает в её (жизни) суть, в действительность", а "Властелин Колец" "уводит от жизни". Эльфы и гномы не фантастичней Фрези Грант, Зурбаган, Гель-Гью и Лисс так же отсутствуют на карте, как Хоббитшир с Гондором. И все эти книги — о жизни, нравственном выборе, милосердии, о чуде. Где, в чём разница???

цитата Сат-Ок

А насчёт Крапивина вы принципиально не желаете отвечать?
Я его просто не читала.
–––
я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно


активист

Ссылка на сообщение 8 февраля 2009 г. 14:27  
цитировать   |    [  ] 

цитата kira_a@list.ru

А вы никогда не думали, что чтение фэнтези — это способ убежать от жизни?

Думал и не раз. Оссобенно когда полностью задолбал этот мир своими рамками, законами и всем тем чего нет в фэнтези.


магистр

Ссылка на сообщение 8 февраля 2009 г. 16:37  
цитировать   |    [  ] 

цитата Veronika

Зурбаган, Гель-Гью и Лисс так же отсутствуют на карте, как Хоббитшир с Гондором.

Зурбаган — это Севастополь, Лисс, кажется, Феодосия. А что такое Гондор?

цитата Veronika

Эльфы и гномы не фантастичней Фрези Грант

Да? Во-первых, мы ничего не говорим о мере фантастики. Речь о мере соотнесённости с человеческой жизнью. Многовековая история и мифология, тысячи существ, объединённых судьбой — и девушка, подобная Ариэлю. Одна. Что дальше от нашей жизни: разработанный в деталях и никак принципиально не обосновываемый мир, которого нет (характеры, обычаи, поведение — всё надумано), или психоактивный мягко-трансперсональный текст с терапевтическим эффектом (герои психологически совершенно реалистичны и являются инструментом для самопознания)?
–––
Орлы мух не ловят (С. И. Павлов)


миродержец

Ссылка на сообщение 8 февраля 2009 г. 19:51  
цитировать   |    [  ] 

цитата Сат-Ок

характеры, обычаи, поведение — всё надумано
Ну-ну. Чей характер надуман? Фродо? Бильбо? Бродяжника-Арагорна? Что невероятного в трактире "Гарцующий пони"?

цитата Сат-Ок

и никак принципиально не обосновываемый мир
Сам Толкиен писал, что Средиземье — это наш мир в воображаемый исторический период.

цитата Сат-Ок

Зурбаган — это Севастополь, Лисс, кажется, Феодосия. А что такое Гондор?
Ну, в Гондоре многое взято от Византии. Хоббитшир — английская деревня 18-19-го века.

цитата Сат-Ок

Многовековая история и мифология
— ага, но НАШЕГО мира. Легенды о гномах и эльфах (альвах) есть в Скандинавии, Германии, Англии.

цитата Сат-Ок

психоактивный мягко-трансперсональный текст с терапевтическим эффектом
Какие нехорошие слова8-). Я считала этот текст прекрасной философско-романтической историей. И никогда у меня Грин с Беляевым не ассоциировался8:-0.

цитата Сат-Ок

герои психологически совершенно реалистичны
Биче Сэниель для меня ничуть не реалистичней Элронда.
–––
я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно


магистр

Ссылка на сообщение 8 февраля 2009 г. 21:19  
цитировать   |    [  ] 
В Гондоре — от Византии??? Простите, а что именно? Вооружение? Социальная структура? Религия? Положение в мире? И какое к этому отношение имеет английская деревня? Чем мне может помочь эмпатия к гному? Вот эмпатия к качественно выписанному инопланетному существу гипотетически ценна как мысленный эксперимент, расширение сознания для цивилизации, которая неизбежно рано или поздно выйдет в космос (или загнётся в колыбели).

А слова мои все хорошие. Может, просто вам непривычные? И в силу этого вы сразу хотите противопоставить им свои, привычные. А одно другому не мешает. Я тоже считаю "Бегущую по волнам" прекрасной философско-романтической историей. Не надо противопоставлять — лучше проконсультироваться у соответствующих специалистов, раз на форуме не готовы воспринимать более специальный взгляд на привычное.

По поводу реалистичности. Знаете, для кого-то мать родная ничуть не реалистичнее Элронда. И вообще "толкиниесты сволочи — они в нас играют".
Так что жизнь сама всё по местам расставила. Больше тут нечего и сказать.
–––
Орлы мух не ловят (С. И. Павлов)


магистр

Ссылка на сообщение 8 февраля 2009 г. 21:51  
цитировать   |    [  ] 
Может, в какой то мере, человек через Фентези пытается ощутить себя героем в придуманном себе мире. Где с мечом в руках будет бить драконов, магией разбивать полчища ужасных орков и гоблинов или троллей. И будет властелином своего мира. Что так часто ему не хватает в повседневной жизни, где он "обычный человек".
Другим этот мир интересен, чтобы проявить свои способности, бросив вызов самому себе, проверить каково быть в таких условиях (это в ролевых играх).
И это очень романтично. Многим в детстве забивают голову о прекрасных принцах и принцессах! Это так здорово почувствовать себя в этом мире
–––
Жизнь не бывает черной и белой, она разноцветная...


философ

Ссылка на сообщение 8 февраля 2009 г. 21:59  
цитировать   |    [  ] 
К сожалению, в фэнтези чётко определено, кто свой, кто чужой, это не зависит ни от каких совершённых/несовершённых поступков героев, своему прощается всё, а чужой заранее маркирован.
В этом отношении фэнтези самое безнравственное направление литературы и искусства.
–––
http://svv1964.blogspot.com/


миродержец

Ссылка на сообщение 8 февраля 2009 г. 22:31  
цитировать   |    [  ] 

цитата Сат-Ок

В Гондоре — от Византии??? Простите, а что именно?
Сами ответили:

цитата Сат-Ок

Положение в мире?
Вот http://eressea.ru/library/public/semenow1.... Вот отрывочек:

цитата

И мы видим Гондор — "своего рода гордую, блестящую, но все более и более бессильную Византию" (Письма, №131). По своему культурному влиянию и исторической роли — носитель древних традиций и древней веры, отбивающийся от наседающих с Востока врагов, Гондор действительно "модель" Византийской империи. А Вечный Город Минас-Тирит вполне может претендовать на роль Первого и Второго Рима. Тут-то и пригодится подстеленная соломка: ландшафты гондорских земель повторяют ландшафты северного Средиземноморья — местоположения Римских империй.

Том "Писем" у меня дома, письмо очень длинное, с подробным анализом мифологии и истории Средиземья, и их привязки к истории и мифологии нашего мира.

цитата Сат-Ок

Чем мне может помочь эмпатия к гному?
Просто раньше я читала сказки. Народов мира и авторские. Эмпатия к героям Толкиена (и к гномам в том числе) у меня возникла спонтанно, и меня не заботило, "чем она мне поможет". Она просто есть — и всё.

цитата

Вот эмпатия к качественно выписанному инопланетному существу гипотетически ценна как мысленный эксперимент, расширение сознания для цивилизации, которая неизбежно рано или поздно выйдет в космос (или загнётся в колыбели).

А вот эмпатии к пришельцам у меня практически не возникало. Тут надо набраться терпения по отношению к некоторым мигрантам (иногда бывали случаи, когда ну очень раздражали). Но чтение книг Беляева или Ефремова мне в этом не поможет. Чтение Толкиена и молитва помогут больше.

цитата Сат-Ок

А слова мои все хорошие. Может, просто вам непривычные?
Я там смайлик ставила. Но, честно говоря, этот наукообразный психотерапевтический жаргон не вызывает симпатии. Вслед за Честертоном, предпочитаю более привычные выражения (мы же не пишем сейчас научную статью, да?).

цитата Сат-Ок

По поводу реалистичности. Знаете, для кого-то мать родная ничуть не реалистичнее Элронда.
Спасибо. Я ещё как-то различаю живых людей и литературных персонажей.
И герои Ефремова (особенно его НФ) для меня гораздо менее реалистичны относительно всего остального массива прочитанной мною литературы. В "Игре в бисер" куда более живые персонажи.
–––
я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно


магистр

Ссылка на сообщение 9 февраля 2009 г. 00:17  
цитировать   |    [  ] 
Жаргон не наукообразный, а научный. Можете то же сказать проще — скажите, а я прикину — то же или нет.
Про "толкиниестов" — это я не про вас, а в тему. Именно фэнтези почему-то рождает такие формы увлечённости. И именно этим всё сказано.
Про живость персонажей я вам уже писал, вы как-то не хотите никак реагировать. Наверное, потому, что вам важно внутри себя сохранить убеждённость в их нереалистичности, а не обрадоваться тому, что мир больше ваших представлений и хорошие люди в нём встречаются нередко.

По поводу Византии могу сказать только, что вы открыли мне глаза. Значит, Толкиен очень шифровал свой образ. Для меня, большого любителя средневековой истории, он оказался нечитаем. Наверное, иначе у тех, кто об истории вообще представления не имеет? Они читают и сразу восклицают: "О! Византия!" Нет?
–––
Орлы мух не ловят (С. И. Павлов)


миродержец

Ссылка на сообщение 9 февраля 2009 г. 00:37  
цитировать   |    [  ] 

цитата Сат-Ок

Именно фэнтези почему-то рождает такие формы увлечённости. И именно этим всё сказано.
Сат-Ок, а вам неприходилось слышать песенку Тимура Шаова "Любовное чтиво"? Или слышать юмореску в исполнении Максима Галкина, где он говорит от лица любительницы телесериалов?
Был даже такой советский "мультфильм для взрослых", где женщина, измученная бытом, всё время пытается убежать в мир любимых книжек, представляя себя одной из героинь. (Конец — чудный, вечером, дома книжку у неё забирает муж и тоже "эскапирует").
Не в фэнтези как таковом дело. К дурному "эскапизму" гораздо более склоняют бабские "женские романы" и "мыльные оперы".

цитата Сат-Ок

Толкиен очень шифровал свой образ. Для меня, большого любителя средневековой истории, он оказался нечитаем.
Да, Толкиен не любил слишком явных аналогий. Про Византию надо додумывать. Но вы хоть доклад по ссылке весь прочли? А то он длинный, постить сюда весь неохота. Но если очень надо...

цитата Сат-Ок

Зурбаган — это Севастополь, Лисс, кажется, Феодосия.
А мне так не показалось8-). Может, сходство каких-то пейзажей и возможно, но райкома партии или военно-морской базы ни в Лиссе, ни в Зурбагане не помню (Грин в СССР писал, райком партии был весьма реален;-)). И кстати, что тогда Гель-Гью с его памятником?
Ой, всё-таки "убегал" Грин от реальности. По крайней мере, от советской.;-)
Пардон, но Грин — это точно такое же романтическое фэнтези, как и Толкиен. Просто декорации другие, не средневековые.
–––
я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно
Страницы: 123...1516171819...222324    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Фэнтези как способ убежать от жизни»

 
  Новое сообщение по теме «Фэнтези как способ убежать от жизни»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх