автор |
сообщение |
glupec
миротворец
|
2 мая 2008 г. 21:36 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Ну, когда ни на что другое сил нет (всё отнимает учёба-работа-быт), то "разминка мозгов" — это ещё не худший вариант. По крайней мере, даёт почувствовать, что ты умный а это приятно
|
––– ...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша, Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа. |
|
|
irish
магистр
|
3 мая 2008 г. 12:09 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата glupec "Фэнтези как способ убежать от жизни"... а, собственно, куда? Всё в ту же жизнь. Больше никуда убежать не получится
Чуть ли не первая здравая мысль на весь топик.
|
––– Лентяи и нытики будят во мне сержанта Хартмана (причем сразу в правильном переводе). |
|
|
irish
магистр
|
3 мая 2008 г. 12:50 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Veronika Но мне Вас искренне жаль.
Дорогая Veronika, приберегите свою жалость до того момента, когда irish, несомненно свихнувшись, начнет тяготиться безоблачным семейным счастьем, домашним уютом, уважением коллег/знакомых и прочими слагаемыми благополучной устроенной жизни и бросит все это, устремившись на поиски "великих свершений, страстей и чудес, героев и злодеев".
|
––– Лентяи и нытики будят во мне сержанта Хартмана (причем сразу в правильном переводе). |
|
|
_Helene_
авторитет
|
3 мая 2008 г. 20:59 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Очень рекомендую всем, интересующимся смыслом фэнтези, почитать статью Урсулы Ле Гуин "Почему американцы боятся драконов". Думаю, что всё, что там сказано, истинно не только для американцев, к сожалению. Приведу пару цитат: "Теперь возьмем Аристотеля Онассиса или Жана Пола Гетти: можете себе представить, что у этих людей в любом возрасте, при любых обстотельствах было чтото общее с хоббитом? Выведем мой пример за рамки экономики: вы когда-нибудь замечали, как мрачно мистер Онассис, и мистер Гетти, и все остальные миллионеры выглядят на фотографиях? У них странный, измученный взгляд, словно они голодны, словно они жаждут чего-то, словно они что-то потеряли и пытаются понять, куда это делось и что это было. Может быть, собственное детство?"
И ещё один фрагмент из финальной части статьи: "Разумеется, фантазия истинна. Она не реальна, но истинна. Дети знают это. Взрослые тоже знают — и именно потому боятся фантазии. Они знают, что ее истинность противоречит и даже угрожает всему, что фальшиво, поддельно, что не приносит конкретной пользы в той жизни, в которую они дали себя втянуть. Они боятся драконов, потому что боятся свободы. Hормальные дети не смешивают реальность и фантазию — они смешивают их в гораздо меньшей степени, чем мы, взрослые (как один великий фантаст показал в сказке "Hовое платье короля"). Дети прекрасно знают, что единороги не существуют, но они также знают, что книги о единорогах — если это хорошие книги — истинны. Слишком часто это больше, чем знают их мамы и папы, поскольку, отвергая свое детство, взрослые отрицают половину собственных знаний, и остается только печальный и бесплодный факт: "Единороги не существуют""
|
––– Имя должно быть таким, чтобы в нём было удобно мыть пол(с) матушка Ветровоск (Терри Пратчетт) |
|
|
Irena
философ
|
|
Irena
философ
|
3 мая 2008 г. 21:41 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
irish , воспользовавшись фэнтезийной же аналогией — хоббиты очень ценят свою тихую и размеренную жизнь, но это не мешает многим из них очень ценить соседство эльфов... Хоббиты, как правило, не ищут приключений себе на... голову — однако именно те, кто восхищается эльфами, способны, если очень прижмет, бросить всё и отправиться к черту на рога. Не адреналина ради, а для спасения этой самой тихой и размеренной жизни хотя бы для других. Жизнь не должна быть такой, чтоб в ней обязательно было место подвигу, — это нас неправильно учили. Но, если ДЕЙСТВИТЕЛЬНО возникнет нужда, нужно быть готовым сделать выбор и поступить как должно. А вот как раз для этого необходимы книги, говорящие о неких высших ценностях. Не обязательно фэнтези.
ПэЭс: я по жизни хоббит
|
|
|
Veronika
миродержец
|
4 мая 2008 г. 00:10 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
_Helene_ , Irena . Спасибо, вы обе замечательно ответили, пока я собиралась с мыслями. Кстати, замечательную статью Ле Гуин я читала, и даже где-то на Литфоруме выкладывала.
|
––– я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно |
|
|
Ny
миротворец
|
4 мая 2008 г. 04:45 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Irena Хоббиты, как правило, не ищут приключений себе на... голову — однако именно те, кто восхищается эльфами, способны, если очень прижмет, бросить всё и отправиться к черту на рога. Не адреналина ради, а для спасения этой самой тихой и размеренной жизни хотя бы для других. Неужели для того, чтобы это понять для реальной жизни так необходимо читать Толкиена? На мой взгляд, большая часть фэнтези не ставит жизненые вопросы, а снимает их, подменяя рекламой: "Вот ты книгу-то прочитай эту самую, и тогда где-то там на туманном острове всё станет ясным". Как показал опрос о контроле родителей за книгами, которые читают их дети, большая часть родителей не контроллирует детей в выборе произведений. Следовательно, в первую очередь с большой вероятностью прочитанны будут не самые лучшие представители жанра. Таким образом, посредством фэнтези, в ребёнка уже с детства закладывается установка на ожидание "чуда со стороны". Да и не только в детей. Это я и считаю главным уходом от жизни.
|
––– Взял надежду сухим пайком, соль со спичками бросил в ранец, Я готов отправляться в путь - все, что нужно, уже при мне. |
|
|
Irena
философ
|
4 мая 2008 г. 05:21 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Ny , Толкиен был только для примера. Не обязательно читать Толкиена. И Шекспира. И Толстого. И Гомера. Куча народа прекрасно обходится без этого. И то: зачем для "реальной жизни" Шекспир? Большая часть литературы — любой — никаких особых вопросов не ставит. В бытовых книгах мышьей беготней занимаются, в любовных — любит-не любит выясняют, в детективах злодеев ловят, в боевиках морды бьют, в фэнтези эльфы за орками гоняются (или наоборот). Средняя — и и тем более ниже — книга любого жанра — пожевать и забыть, ничем особенно не обогатит. Но качественная книга эти самые "жизненные вопросы" ставит обязательно, каков бы ни был сюжет и антураж. Хорошая книга — всегда про нас, и только про нас, даже если герои ее зеленые сороконожки на планете Ых. И в этом случае фантастика ничем не хуже любой другой литературы. И, кстати, в хорошей книге герой никогда не ждет "чуда со стороны" — где Вы такое видели? Как раз-таки он решает свои задачи сам. У того же Толкиена, например, маленький хоббит сделал то, на что не способны оказались все эльфы. Это "чудо со стороны" или "уход от жизни"? Или, может, это об ответственности и долге? В сказках — да, там обязательно явится добрая фея и решит все проблемы. Давайте запретим сказки? Вот уж где уход от жизни...
|
|
|
Ny
миротворец
|
4 мая 2008 г. 05:39 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Irena Как раз-таки он решает свои задачи сам. У того же Толкиена, например, маленький хоббит сделал то, на что не способны оказались все эльфы. Это "чудо со стороны" или "уход от жизни"? Или, может, это об ответственности и долге? Что-то я не помню, "своих" задач для хоббита. Пока сильные мира сего не пришли в нору к хоббиту, никакие приключения и не намечались. Это и есть основная уловка — приходит волшебник с палочкой и мир меняется.
цитата Irena Хорошая книга — всегда про нас, и только про нас, Я не случайно упомянул про опрос. Он прямо вытек из этой темы. Сейчас модно читать уже не Толкиена, а Роулинг. И у Поттера всё начинается так же. Пока не появилось приглашение в школу волшебников, Гарри так и был затюканным зубрилой и остался бы им на всю жизнь. Обстановка немного поменялась, суть осталась прежней. Может я слишком требователен к фэнтези, но именно с подачи этого жанра развивается настоящий эскапизм уже в жизни.
цитата Irena В сказках — да, там обязательно явится добрая фея и решит все проблемы. Кажется в большинстве сказок главный герой находится первоначально в плохих условиях, а уж потом фея указывает как из них выбраться и изменить своё положение. В современном фэнтези главный герой обычно живёт, в ус не дует, а фея предлагает ему сбежать от серой закормленной реальности к приключениям в волшебной стране. Есть, конечно, масса исключений, но тенденция ведёт в сторону такого сюжета. Если раньше волшебная страна была лишь приёмом, то теперь она стала целью повествования.
|
––– Взял надежду сухим пайком, соль со спичками бросил в ранец, Я готов отправляться в путь - все, что нужно, уже при мне. |
|
|
Lost
магистр
|
|
Ny
миротворец
|
4 мая 2008 г. 09:31 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Lost, от слова "escape".
|
––– Взял надежду сухим пайком, соль со спичками бросил в ранец, Я готов отправляться в путь - все, что нужно, уже при мне. |
|
|
Lost
магистр
|
|
_Helene_
авторитет
|
4 мая 2008 г. 12:05 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата цитата Жизнь — это великие вопросы и противостояния, страсти и чудеса, герои и злодеи
Не хотелось бы никого обидеть, но... это бред.
Всё же я ввяжусь в дискуссию, ибо эта фраза меня слегка шокировала, равно как и фраза про биологическую жизнь... Если бы жизнь ограничивалась биологическими рамками и простыми бытовыми ситуациями, откуда бы тогда вообще взялись драконы, эльфы, василиски и прочие несуществующие в реальности создания, к чему вообще кому бы то ни было придумывать воображаемые страны и целые галактики? Всё-таки что-то есть сверх биологической задачи сохранения вида, наверное:)
цитата Что-то я не помню, "своих" задач для хоббита. Пока сильные мира сего не пришли в нору к хоббиту, никакие приключения и не намечались. Это и есть основная уловка — приходит волшебник с палочкой и мир меняется.
Ну, вообще говоря, там не столько волшебник с палочкой, сколько беда с огроменной дубинкой пришла... Вопрос в том, какой вывод человек делает из прочтения. Взять того же ГП. Один вариант: будет всю жизнь ждать письма из Хогвартса, а потом смертельно обидится на весь мир, когда поймёт, что письма не будет. Другой вариант: в трудной ситуации, когда нужно будет чем-то пожертвовать, совершить что-то трудное, вспомнит о том, как Гарри сражался с Волдемортом, и постарается быть достойным любимого героя. К сожалению, мне кажется, что первый вариант встречается куда чаще второго...
|
––– Имя должно быть таким, чтобы в нём было удобно мыть пол(с) матушка Ветровоск (Терри Пратчетт) |
|
|
albori
магистр
|
4 мая 2008 г. 12:28 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата _Helene_ откуда бы тогда вообще взялись драконы, эльфы, василиски и прочие несуществующие в реальности создания
А откуда такая уверенность в их не существовании?
|
––– Я бы хотел доказать вам, что я волшебник, но мне нельзя использовать магию вне Хогвартса. |
|
|
_Helene_
авторитет
|
4 мая 2008 г. 15:06 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата А откуда такая уверенность в их не существовании?
М-да, зря я это сказала:) Конечно, строго говоря, никакой уверенности нет и быть не может, ибо доказать несуществование чего-то — задача невероятно сложная. Скорее, можно говорить о том, что ни я, ни вы, ни куча других людей в жизни их не видели. Вы имеете в виду, что вся фэнтези основана на самом деле на чём-то реально существовавшем, но сильно искажённом?
|
––– Имя должно быть таким, чтобы в нём было удобно мыть пол(с) матушка Ветровоск (Терри Пратчетт) |
|
|
albori
магистр
|
4 мая 2008 г. 16:58 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Вы имеете в виду, что вся фэнтези основана на самом деле на чём-то реально существовавшем, но сильно искажённом?
Ну не всегда сильном. Вон в Китае нашли скелеты существ ОЧЕНЬ похожих на драконов, на каких-то островах нашли скелеты маленького народа (их там даже хоббитами прозвали).
|
––– Я бы хотел доказать вам, что я волшебник, но мне нельзя использовать магию вне Хогвартса. |
|
|
Ny
миротворец
|
5 мая 2008 г. 04:37 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата _Helene_ Ну, вообще говоря, там не столько волшебник с палочкой, сколько беда с огроменной дубинкой пришла... Можно поупрямиться и сказать, что в "Хоббите" никакой "беды" не было, пока Гендальф не вытащил Бильбо из его норы ради приключений. Однако, обвинять Толкиена в прямом эскапизме неверно. Во главу угла он всё же ( чего часто не делают его последователи) поставил другие вопросы. Но фэнтези в первую очередь привлекает читателя именно возможностью легко сменить нынешнее состояние, полное трудностей, на Волшебную стану, где всё даётся легко. А там дальше, писатель может ставить любые вопросы (если он вообще это делает), читатель проглотит всё, лишь бы "уводило".
|
––– Взял надежду сухим пайком, соль со спичками бросил в ранец, Я готов отправляться в путь - все, что нужно, уже при мне. |
|
|
Irena
философ
|
5 мая 2008 г. 05:06 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Ny , к сожалению, в фэнтези действительно немало книг, основная цель которых — сочинить что-то этакое поярче и развлечь читателя красивой сказкой. Но это не отличительная особенность фэнтези как жанра (метода), а неправильное понимание целей литературы отдельными "аффтарами". Притом подобных "аффтараф" во все времена было немало, и приплетать эльфов с орками совершенно не обязательно. Берем любой приключенческий или "костюмный" роман — и задаем себе вопрос: какое всё это имеет отношение к моей жизни? Да никакого. В моем детстве некоторые серьезные личности еще ругали Дюма и Фенимора Купера за "уход от жизни", доходя иногда чуть ли не до того, что "чтобы зло пресечь — собрать бы книги все да сжечь" Ну как же: вместо того, чтобы собственные проблемы решать, чадо книги читает! Про каких-то там монтекристов, квазимодов и чингачгуков! Честное слово. Не будем же уподобляться этим умникам. Вы же сами говорите, что Толкиена в эскапизме обвинить нельзя. Как и многих других писателей-фантастов. Так что не фантастика виновата, а второсортные писатели. Но зачем же судить весь жанр по второсортным писателям?
И еще: у Толкиена хоббиты идут куда-то не приключений ради — а потому что так надо. И в большинстве хоть сколько-нибудь приличных книг герой не ищет, чем бы адреналин свой потешить — а просто приходится ему эту лямку тянуть. Ну да, конечно, приходит волшебник... и говорит: иди туда — не знаю куда, а то без тебя мир рухнет. И может быть, тебя даже наградят. Посмертно. Вот радость-то...Как сразу всё хорошо и легко становится...
|
|
|
Ny
миротворец
|
5 мая 2008 г. 05:43 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Irena Но зачем же судить весь жанр по второсортным писателям? Он (жанр) оказывает наибольшее влияние на умы, среди тех, кто начинает читать фантастику. Опрос показывает, что в обществе не существует сиситемы отбора книг для ознакомления с фантастикой. В первую очередь человек начинает читать именно модные вещи, специализирующиеся на удовлетворении читательского вкуса в самых худших его проявлениях. Таким образом, увлечение фэнтези приводит к отрыву от жизни (в жизненых установках человека и его требованиях к себе и окружающим). Сегодняшний человек (в массе) мало интересуется самой окружающей обстановкой (природой, интересными событиями, историей, проблемами), значит фэнтези легко может подменить в его сознании понимание реальных вещей и событий оценкой событий выдуманных. Если посмотреть на отзывы нашего сайта, то можно увидеть много восторгов по поводу "полного ухода в другой мир". Выходит, что посредством "лёгкой литературы", человек начинает жить вымышленными ценностями? Обо всём этом я уже писал в теме.
|
––– Взял надежду сухим пайком, соль со спичками бросил в ранец, Я готов отправляться в путь - все, что нужно, уже при мне. |
|
|