Жюль Верн Обсуждение ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Жюль Верн. Обсуждение творчества. Секрет бессмертия его произведений.»

Жюль Верн. Обсуждение творчества. Секрет бессмертия его произведений.

 автор  сообщение


философ

Ссылка на сообщение 30 ноября 2010 г. 21:44  

цитата Beksultan

А как эскимосы на утлых лодочках из шкур ухитрялись промышлять китов?


Полосатиковых и кашалотовых — никак. Если им везло и такой кит заплывал на мелководье, его просто забивали копьями и подъедали потихоньку. А промышляли эскимосы гринду — небольшого кита из породы дельфиновых.


миродержец

Ссылка на сообщение 30 ноября 2010 г. 21:56  
kagerou, да, неудобно вышло. Решил, что про кашалотов шла речь (может из-за Мелвилла).
–––
Mors certa, hora incérta


авторитет

Ссылка на сообщение 30 ноября 2010 г. 21:59  
У Жюля Верна описано так:

цитата

Людям несведущим следует пояснить, что в случае удачной охоты убитого кита предстояло дотянуть на буксире до «Пилигрима» и крепко пришвартовать его к судну с правого борта. Тогда матросы, надев сапоги с шипами на подошвах, должны были взобраться на спину гиганта, рассечь слой покрывающего его жира на параллельные полосы от головы до хвоста, затем эти полосы разделить поперек на ломти толщиной в полтора фута, разрезать каждый на куски, уложить в бочки и спустить их в трюм.

Обычно китобойное судно по окончании охоты маневрирует так, чтобы скорее причалить к берегу и там довести до конца обработку туши. Экипаж сходит на берег и приступает к выплавке жира; растопившись на огне, китовый жир выделяет всю свою полезную часть, то есть ворвань{[26]}.

Но теперь капитан Гуль не мог бы после охоты повернуть обратно к суше, чтобы закончить эту операцию. Он рассчитывал «выплавить» дополнительно добытый жир только в Вальпараисо. Ветер должен был вскоре измениться на западный, и капитан «Пилигрима» надеялся подойти к американскому побережью недели через три — за такой срок добыча не могла испортиться.


26 При перетапливании китовый жир теряет около трети своего веса. (Прим. автора)


философ

Ссылка на сообщение 30 ноября 2010 г. 22:00  

цитата Beksultan

kagerou, да, неудобно вышло. Решил, что про кашалотов шла речь (может из-за Мелвилла).


Да все ОК.
Просто речь идет о моем любимом романе Верна, и я любую мелочь из него могу обсуждать часами.


философ

Ссылка на сообщение 30 ноября 2010 г. 22:01  
Известный французский филолог Ролан Барт написал интересную статью, посвященую анализу романа "Танственный остров". Она переведена на русский язык под названием "С чего начать" и легко доступна. Роман Жюля Верна становится в статье Барста материалом для эксперимента по выявлению механизмом, лежащих в основе построения текста.

Тема исследования большинству тут может показаться непонятной, но, по ходу Барт делает всякие интересные замечения, не носящие сугубо професионального значения: например ставнивает сюжет романа с мифом об христианском Эдеме, сравнивается роман Верна и текст Дефо "Робинзон Крузо", исследуется повторение одной и той же парадигмы «лишения / колонизация» в структуре романа.

Исследуется идеология романа и её связь с идеологией общества Модерна, с феноменом дисциплинарной власти, выделенным Мишелем Фуко. Как замечает Барт, тема "колонизации", важная для идеологии романа, многозначна — это и "детский лагерь отдыха" (colonie de vacances), и "колония насекомых", и "исправительная колония", и "колониализм".


Отсюда социальный анализ романа. Как пишет Барт:

Все колонисты трудятся не покладая рук — но все-таки труд между ними иерархически разделен (Сайрес — вождь-технократ; Спилет — охотник; Герберт — наследник; Пенкроф — квалифицированный рабочий; Наб — слуга; Айртон — каторжник, занятый колонизацией в самой примитивной форме, уходом за скотом); кроме того, негр Наб по сущности своей раб — не потому, что с ним обращаются грубо или хотя бы высокомерно (напротив, в романе господствуют гуманность и равенство), даже не потому, что он выполняет черную работу, а потому, что в самой «природе» его душевного склада есть нечто животное: интуитивно восприимчивый, постигающий мир чутьем и предчувствием, он близок к собаке Топу: это низшая ступень лестницы, основание пирамиды, на вершине которой царит всемогущий Инженер.

Колонизация — это и "освоение девственной природы". Отсюда легко выводится и другая важная тема романа, по мнению Барта, это это код распашки-разгадки (défrichement-déchiffrement), как выражается исследователь К нему относятся все многочисленные элементы, маркирующие одновременно вторжение в природу и раскрытие ее тайн: тайны "таинственного острова", преобразование природы, проникновения в недра (не случайно, как важна в романе тема взрывчатки и горных работ). При этом "таинственные недра" амбивалентны:

недра земли предстают одновременно и как убежище, которым можно завладеть (Гранитный дворец, подземный грот «Наутилуса»), и как логово разрушительных сил (вулкан). Тот самый вулкан, который в конце полностью уничтожает весь описанный в романе универсум "острова".
–––
— Мой уважаемый оппонент профессор Минотавр расскажет вам о биосфере этой удивительной планеты


философ

Ссылка на сообщение 30 ноября 2010 г. 22:07  

цитата ArK

У Жюля Верна описано так:


Ну вот да.
Видно, что представление о процессе чисто теоретическое, почерпнутое из литературы.
Потому что на самом деле тут кто-то раньше написал чистую правду: это еще в северных широтах во время зимнего промысла можно с китовым жиром поступать так — а в южных широтах нужно перетапливать его бегом-бегом, потому что портится он со страшной скоростью.
И американские корабли, работавшие в южных морях по той системе, которая описана у Верна, оснащались салотопками.


философ

Ссылка на сообщение 30 ноября 2010 г. 22:11  

цитата saddlefast

Известный французский филолог Ролан Барт написал интересную статью, посвященую анализу романа "Танственный остров"


О. Вот мы вплотную подошли к ответу на вопрос топика — секрет бессмертия его произведений.
Так вот, секрет бессмертия в том, что Верн работает напрямую с мифологическими пластами — но при этом _сам не понимает_, что именно он делает.
Вот что отличает его от Мелвилла и Конрада — там, где они работают с мифом совершенно сознательно, Верн оперирует им интуитивно, вслепую, как ребенок.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 30 ноября 2010 г. 22:14  

цитата saddlefast

Отсюда социальный анализ романа

Это не социальный анализ, а насквозь вкусовой текстологический, каковой к научной фантастике очень слабо приложим. Т.е. он выделяет преимущественно начитанность того, кто анализирует, но слабо соотносится с тем. ради чего писался роман.
Если о социальном, то как раз привычные роли "цивилизованного" общества на острове среди колонистов постепенно сглаживаются.


философ

Ссылка на сообщение 30 ноября 2010 г. 22:18  

цитата kagerou

Так вот, секрет бессмертия в том, что Верн работает напрямую с мифологическими пластами — но при этом _сам не понимает_, что именно он делает.
Вот что отличает его от Мелвилла и Конрада — там, где они работают с мифом совершенно сознательно, Верн оперирует им интуитивно, вслепую, как ребенок.


Да, интересное замечание! Только слово "миф" в моём посте, на который Вы пишете комментарий, не играет такой значимой роли, как у Вас.
–––
— Мой уважаемый оппонент профессор Минотавр расскажет вам о биосфере этой удивительной планеты


философ

Ссылка на сообщение 30 ноября 2010 г. 22:20  
Анализ, который

цитата snovasf

но слабо соотносится с тем. ради чего писался роман.
— это и есть стоящий анализ. Потому что, уж если писатель верит в собственные мифы, то это ладно, но исследователю верить в них совершенно не обязательно.
–––
— Мой уважаемый оппонент профессор Минотавр расскажет вам о биосфере этой удивительной планеты


философ

Ссылка на сообщение 30 ноября 2010 г. 22:21  

цитата kagerou

Вот что отличает его от Мелвилла и Конрада — там, где они работают с мифом совершенно сознательно, Верн оперирует им интуитивно, вслепую, как ребенок.

А они в разных мифологических системах. Неомиф романтиков уже был отработан, а тот неомиф, который закладывал своими произведениями Верн, только-только формировался.
–––
Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы".


философ

Ссылка на сообщение 30 ноября 2010 г. 22:26  

цитата Шолль

А они в разных мифологических системах. Неомиф романтиков уже был отработан, а тот неомиф, который закладывал своими произведениями Верн, только-только формировался.


Нененене. Никакой не нео, а самый что ни на есть миф. Глубинный, нутряной, подсознательный.
Просто Мелвилл понимает, что у него символизирует океан, что символизирует белый кит, почему капитана зовут Ахав, героя — Измаил, почему он спасается на гробу, а подбирает его судно по имени "Рахиль".

Верн же совершенно серьезно думает, что просто курит просто сигары. И если бы ему кто показал, как его романы раскладываются по Проппу и Фрэзеру — он бы долго офиге удивлялся 8-)


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 30 ноября 2010 г. 22:32  

цитата saddlefast

это и есть стоящий анализ.

На первый начитанный взгляд 8-)
А вот если глянуть не на "неомифы", а на непознанный мир, который вовсе не обязательно должен укладываться в прежние и даже новые мифы — это и есть научная фантастика. И так писать — куда смелее, чем жевать отрыжку прежних мифов и посылать, скажем, в глубины вселенной Адама/у и персонажей прочих мифов.


философ

Ссылка на сообщение 30 ноября 2010 г. 22:39  
snovasf , Вы вводите оценочные суждения — для вас проводить исторический анализ и находить сходные мотивы в произведении значит — ругать это произведение и делать из него

цитата snovasf

отрыжку прежних мифов
:-)
–––
— Мой уважаемый оппонент профессор Минотавр расскажет вам о биосфере этой удивительной планеты


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 30 ноября 2010 г. 22:49  

цитата saddlefast

для вас проводить исторический анализ и находить сходные мотивы в произведении значит — ругать это произведение

Ни в коем случае. Это было бы не эволюционно8-]
Однако у научной фантастики есть и другие средства, кроме уже применявшихся неоднократно, и сводить новое к прежде употреблявшемуся по совершенно другому поводу — столь же исторически некорректно.
Сама возможность познания толкает человека на уход от прежних формул. Напомню один из законов Кларка, которые не очень часто цитируют: Понять неизвестное можно, лишь преодолев границы непознанного.
А не уподобив одно другому.


философ

Ссылка на сообщение 30 ноября 2010 г. 22:56  

цитата kagerou

Но неужели вы думаете, что они шли на лов с мыслью
Напоминаю — они вернулись из рейса с полупустым трюмом. Заработок — нуль.
А вернулись они потому, что капитан Гуль не смог управиться с навербованной командой китобоев. Удар по репутации капитана и всех, кто с ним служил. И владельцы, вместо экстренного второго захода,отправляют "Пилигрим" как пакетбот. Всё, практически профессиональная смерть. И, вдруг, киты. Много китов.
Так что там с мыслями команды?


философ

Ссылка на сообщение 30 ноября 2010 г. 23:23  

цитата ааа иии

Напоминаю — они вернулись из рейса с полупустым трюмом. Заработок — нуль.


Ну, во-первых, не нуль: товар для сбыта у них имелся, а израсходовать запасы они не успели — значит, и на содержание команды особо тратиться не приходилось. Они вполне успевали закончить рейс, сбыть товар и набрать новую команду.
Во-вторых, даже если нуль — это же не основание кончать с собой :).

цитата ааа иии

А вернулись они потому, что капитан Гуль не смог управиться с навербованной командой китобоев. Удар по репутации капитана и всех, кто с ним служил.


Но этот удар уже нанесен. Его уже не поправишь.

цитата ааа иии

И, вдруг, киты. Много китов.


Два. Даже по эскимосскому счету — "один, два, много" — не тянет на "много" :)


философ

Ссылка на сообщение 1 декабря 2010 г. 00:47  

цитата snovasf

А вот если глянуть не на "неомифы", а на непознанный мир

цитата Шолль

неомиф, который закладывал своими произведениями Верн, только-только формировался.

цитата kagerou

Никакой не нео, а самый что ни на есть миф. Глубинный, нутряной, подсознательный.

По-моему, получилось "кто в лес, а кто по дрова".
Кто-то про географические, а кто-то про НФ романы.:-)

цитата snovasf

Сама возможность познания толкает человека на уход от прежних формул.

А как же последовательность, поэтапность, доступность?
Я не говорю, что надо

цитата snovasf

сводить новое к прежде употреблявшемуся по совершенно другому поводу

Но радикально новое всегда будет восприниматься и осваиваться через уже известное. Так что мифологические структуры имеют место быть, но я вот считаю, что они у Верна уже немного другие.
–––
Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы".


миродержец

Ссылка на сообщение 1 декабря 2010 г. 07:15  
Мифологизм, символизм, многослойность — это все наверное видится исключительно взрослому читателю. А вот в детстве я "Таинственный остров" читал запоем из-за двух вещей: предприимчивости героев и нескончаемой цепочки загадочнейших событий.
–––
Mors certa, hora incérta


философ

Ссылка на сообщение 1 декабря 2010 г. 07:27  

цитата kagerou

товар для сбыта у них имелся
:-))) Товар для сбыта? У них? А владельцы за бесплатно корабль снаряжают. Угу. Ага.

цитата kagerou

Но этот удар уже нанесен. Его уже не поправишь.
В капмире нет репутации, которую не смогла бы поправить строчка "итого". Капитану Гулю и верной ему команде надо доказать, что они — не неудачники.

цитата kagerou

Два.
Они же не на штуки считали. На бочки. Хоть 40 бочек — это сколько по счету kagerou ?
Страницы: 123...7891011...333435    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Жюль Верн. Обсуждение творчества. Секрет бессмертия его произведений.»

 
  Новое сообщение по теме «Жюль Верн. Обсуждение творчества. Секрет бессмертия его произведений.»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх