Вот, наконец, и я взялся за книгу о которой там много слышал. "Темная башня", как мне говорили, глыба, самое значительное произведение, роман всей жизни и одна из немногих книг автора написанных не ради денег, а для души (последнее , вроде как , утверждалось самым автором). Пока нахожусь в начале пятого тома.
Для начала пару слов о личном отношении к автору: я не фанат. Ранее читал только "Туман" — очень понравился, "Мертвая зона" — скорее понравилось, "Сияние" — скорее не понравилось, и еще что-то о молодеющей престарелой паре и инфернальном карлике с ржавыми ножницами — совершенно не понравилось. Мелкие рассказики не в счет. Вроде попадалось что-то еще из крупного, но в памяти совершенно не отложилось. Заметил, и не только я, что Кингу присуща неприятная особенность: всю книгу тянуть кота за хвост, жевать резину и лить воду, а затем, на последних десяти страницах резко всех поубивать. Возможно именно за это его и любят, но тут уж на вкус и цвет. Причем, в принципе, Кинг может и без этого, например "Туман" отнюдь не затянутая книга, но, почему-то, не любит.
Собственно о "Башне": 1) Стрелок. Понравилась. Выжженный герой-одиночка, стрелок. Декорации из фильмов Серджио Леоне и жутковатая атмосфера песни Дмитрия Калугина "Восхождение черной луны". Сам Стрелок как окружающая его пустыня, подобие человека, одержимый, охотник. Фигура мрачная и загадочная. Определенный тип героя — человек без имени и прошлого, этакий Джанго, только без гроба и пулемета. Погоня за человеком в черном по каменистой пустыне как начало странной, но многообещающей истории.
2) Извлечение троих. Начав читать почувствовал, что меня обманули. Стрелок на первых же страницах превращается в калеку и мучительно умирает всю книгу. Причем роль стрелка сводится к, фактически, роли второстепенного персонажа. Действие происходит, в большей, в нашем мире, а главными героями становится милая компания: наркоман, инвалид-шизофреник и маньяк. Тем не менее, книга быстро захватывает и читается с огромным интересом, хотя и воспринимается как скорее как второй пролог к основному действию, чем само действие.
3) Бесплодные земли. На этот раз искалеченный стрелок хоть и не умирает, но начинает сходить с ума. В целом книга больше похожа на первую. Завораживающее место действия — город Лад, чье полубезумное, деградировавшее население ведет бесконечную гражданскую войну на руинах умирающего мегаполиса. Совершенно сюрреалистическое место, напоминающее картины Босха, этакий малый филиал ада. Единственно, что могу пожаловаться на невысокое качество перевода. Несколько раз встречал явные ошибки, последняя из которых — отсылка к Оруэлу. Таки у Оруэла были "двоемыслие",а не "двойная речь".
4) Колдун и кристал. Таки будете смеяться, но у меня опять возникло ощущения обмана, а заодно и изощренного издевательства. Книга рассказывает о молодых годах стрелка. Я понимаю зачем автору понадобилось ввести любовную линию. Как это принято говорить, "расскрытие внутреннего мира героя", но то ли Кинг чересчур увлекся, то ли просто не умеет по другому, но получилось удивительно занудно. По сути, первая половина книги полностью посвящена различным вздохам при луне, трепетным поцелуям, сияющим взглядам и прочим душевным терзания двух подростков, которые, "полюбили друг друга с первого взгляда, вопреки всему окружающему миру" и теперь ходят как мешком стукнутые, роняя хрустальные слезы в коротких перерывах между заламыванием рук. Наблюдать за этим столь же приятно и занимательно, как за умирающей собакой — с одной стороны жалко, а с другой стороны, так и хочется сказать: да усыпите же их уже, наконец, сил нет смотреть на эту агонию.
Причем я вовсе не принципиальный противник подобных сюжетов,например у МакКамона, в "Голос ночной птицы", по сути то же самое. Т.е. красивая история любви и борьбы за любовь на фоне детективно-мистического действия. Причем насколько великолепно это у МакКамона, настолько же невыносимо у Кинга. У МакКамона история цельна, ее невозможно разделить на отдельные элементы, у Кинга мелодрама явно задавливает все остальное.
Начиная с середины, четвертая книга набирает обороты и начинает читаться с интересом. Другое дело, что чудовищная затянутость и откровенная ненужность первой половины напрочь портят все впечатление. Зато теперь я понимаю людей, писавших, что прочли 4 книги, после чего интерес к сериалу исчез. В целом книгу можно описать одним словом: лишняя.
5) Волки Кальи. Примерно первая четверть книги. Пока впечатления неоднозначные. Во первых, постоянно вспоминается Шолохов с "Тихим Доном" — эпизод, когда остатки разбитой банды отсиживаются в овраге без малейших перспектив. И вот подходит к Мелехову один полубезумный персонаж и начинает ему втирать про то, что если написать МОЛОТ и СЕРП, а потом прочитать наоборот, то получится "престолом", а значит падение большевиков обеспечено прямо не вылезая из оврага. Мелехов ответил этому персонажу вполне резонно, но у Кинга нет своего Мелехова, поэтому герои всю первую четверть книги заняты таким вот верчением буковок, притягиванием за уши совпадений в именах и географических названиях, а так же поисками во всем подряд числа 19. Последним автор уже успел проклевать все мозги. Само действие пока не началось и даже не собирается, ну да впрочем как обычно у Кинга.
Что можно сказать о серии в целом: чудовищно затянуто. Возможно Кингу просто жалко расставаться с полюбившимися персонажами, но книга чем дальше, тем больше напоминает некий сериал, в котором для искусственного увеличения экранного времени начинают выпускать целые эпизоды с различными приквелами, триквелами и вбоквелами, а то и просто повторами. Впрочем, меня гложут подозрения, что причина скорее в оплате труда построчно, т.е Кинг искусственно раздувает объем книги. Причем в первых книгах этого нет и похоже, что дальше будет только хуже.
Пока читаю, но если первую книгу я проглотил за вечер, то четверть пятой мусолю уже неделю и не бросил исключительно ради того, что бы узнать что же все таки окажется в башне.
P.S. Кстати, интересно, меня одного корежит от слова "ка-тет"? Причем каждый раз, когда оно встречается в книге.
|