Детективная литература


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Детективная литература» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

Детективная литература


Модераторы рубрики: sham

Авторы рубрики: suhan_ilich, Сноу, JuicyJ, DeMorte, antilia, Тиань, volga, sham, visionshock, Календула, ЭльНора, Aleks_MacLeod, Берендеев, Istaricomics, AkihitoKonnichi, монтажник 21, Deliann, radals, Ведьмак Герасим, Andy-R, Wind, DariaShlegel, vldmrvch, laapooder, zalpun, heavenly_fairy



Статья написана 1 сентября 2015 г. 10:14
Размещена:

На русский язык наконец-то перевели первые четыре романа о Вирджиле Тиббзе, чернокожем полицейском, который волей автора часто ведет в некотором роде необычные дела и является главным претендентом на должность Спасателя Шкуры Руководства.

Первый роман серии “Душной ночью в Каролине” (In the Heat of the Night) получил премию Эдгара за 1966 год и был экранизирован. Фильм также был отмечен наградой – Оскаром. Тиббз – немного необычный герой для детективной литературы, по крайнем мере, не совсем уж типичный (речь идет о том времени, 1960 гг). Кроме очевидного отличия от большинства героев того периода развития остросюжетной литературы (он же чернокожий), Тиббз обладает рядом других достоинств, которые все же не так часто встречались в детективных романах – он неплохо образован; у него черный пояс по карате и существенные достижения в айкидо (но автор не превращает роман в непрерывную череду поединков и сражений); он вежлив; он не стремится применять силу – это лишь последний аргумент в самом крайнем случае; он не бахвалится своими достижениями на поприще сыска (как порой поступает Майк Хаммер); он умеет по-настоящему думать (что его роднит с классическим образом детектива английской (классической) школы). И в этом романе он ведет расследование убийства известного режиссера. Книга приправлена южным колоритом, автор периодически создает некоторые препятствия на пути следователя (расизм, амбиции неопытного в раскрытии преступлений такого рода и недалекого начальника полиции, ложь свидетелей и т.д.), чередует более спокойные сцены с более эмоционально-насыщенными. В некотором роде есть даже саспенс. “Душной ночью в Каролине” обладает неплохой детективной интригой и интресными/позновательными деталями из работы полиции, по сути – неплохой образец полицейского детектива. И в целом – классика жанра.

Второй роман серии, “Смерть в нудистском парке” (The Cool Cottontail), уже меньше уделяет внимания расизму – на первый план выходит расследование смерти человека в нудистком парке. Книга написана более ровно и гладко, больше элементов полицейского процедурного романа (но не в ущерб детективной составляющей), автор показывает большее мастерство по закручиванию и интриги и нагнетанию напряжения. Присутствие схватки между героем и преступником отнюдь не портит роман, а придает ему чуть больший колорит.

В третьем романе, “Твой выстрел, Джонни!” (Johnny Get Your Gun aka Death for a Playmate), автор не разочаровывает, придерживаясь и своей формулы и формы, и предоставляет на суд читателей еще один полицейский детектив (с достойной интригой и деталями полицейской работы), на этот раз, запутанное дело о роковом выстреле.

Первых три романа мне напомнили немного другого автора полицейского романа – Роберта Л. Фиша. В целом, эти три романа рекомендуется почитать.

К сожалению, уже с четвертого романа, “Пять осколков нефрита” (Five Pieces of Jade), автор сходит с рельсов формулы “полицейский роман + детектив” и добавляет непонятно зачем щепотку “старой шпиономании 60 гг”. Возникает впечатление, что пол романа написано о расследовании Тиббза автором в состоянии сильного утомления и усталости, а другая часть романа написана как о “крутом шпионе USA” с длинными и пространными рассуждениями на разные около-политические темы со всеми присущими жанру (того периода) штампами и умозаключениями. Упомянутые части чередуются между собой. Прямо читаем не о Тиббзе, а о каком-либо Каплане, Линге, Дарреле, Голле, ОСС 117, Уайлде и т.д. И, кроме того, Тиббз просто “осуперменивается” – единолично почти победеждает наркомафию!

Шестой роман, “Затем применили силу…” (Then Came Violence), продолжает наметившуюся и упомянутую выше тенденцию. Но теперь уже и сам сюжет хаотично распадается на обломки, осколки, кусочки… Чего в этом романе только нет – и ограбления, и заложники, и восстания в Африке, и любовь героя (безответная/ответная), шпиономания, многозначительные разговоры руководства и т.д. А начинается книга так вообще как роман Эда МакБейна о 87-ом участке – я даже не поверил своим глазам.

Пятую книгу читать вообще не хочется, также как и седьмую.

Вывод: стоит ознакомится с неплохими и достаточно интересными первыми тремя книгами о Тиббзе. По крайней мере, стоит прочитать хотя бы первую, Эдгароносную.





  Подписка

Количество подписчиков: 418

⇑ Наверх