Материалы с конвентов и ...


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Материалы с конвентов и литературных встреч» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

Материалы с конвентов и литературных встреч


Модераторы рубрики: Ny, vad

Авторы рубрики: demihero, vvladimirsky, suhan_ilich, skaerman, Pouce, ДмитрийВладимиро, hobober, denshorin, Vladimir Puziy, gleb_chichikov, angels_chinese, SnowBall, Берендеев, Kons, iwan-san, Gelena, MiKat, Solnechnaja, Darth Elephant, Алексей121



Статья написана 18 апреля 2019 г. 12:21

Дорогие друзья, спешу сообщить: завтра, 19 апреля, в 18:00 буду в библиотеке Герцена (Санкт-Петербург, Новгородская, 27) презентовать серию "Лезвие бритвы" и вообще рассказывать за наше фантастиковедение. Бесплатно, без регистрации и смс. 8-) Несколько книжек с собой принесу, можно будет подойти-купить — надеюсь, всем хватит.

Официальный анонс:

цитата
В библиотеке Герцена в рамках клуба любителей фантастики и фэнтези «ЛюФФ» состоится встреча с Василием Владимирским, обозревателем фантастической литературы на портале «Горький», сопредседателем Петербургской фантастической ассамблеи, составителем серии «Лезвие бритвы» и просто хорошим человеком.

На встрече мы обсудим, как обстоит дело с фанткритикой в России, какие основные проблемы есть сейчас, и куда это все движется.

Самое главное — в стенах библиотеки состоится презентация первых двух книг серии «Лезвие бритвы»: «Координаты фантастики» Сергея Шикарева и «Hyperfiction» Марии Галиной. Кроме того, будет представлен сборник «Сопряженные миры» и некоторые другие издания.

Серия «Лезвие бритвы» — это серьезный разговор о фантастике с авторами, которые умеют говорить о жанре всерьез, но без академического занудства.

Страница клуба любителей фантастики и фэнтези «ЛюФФ» Вконтакте — тут.


Статья написана 23 декабря 2018 г. 11:52

А вот и видео с вручения "Новых горизонтов" подоспело. Смотреть всем — особенно тем, кто сомневается в существовании Андрея Ляха! Уникальный материал, да.



Статья написана 6 августа 2018 г. 00:36

Приступая к чтению отчета о Евроконе 2018, вам необходимо запомнить две вещи. Первое: единственный конвент, на котором мне довелось раньше присутствовать – Ворлдкон 2017 в Хельсинки, так что обо всяких таинственных мероприятиях вроде ESFS вам куда лучше расскажут Андрей и Ваня (про ESFS скажу только, что российский фэн №1 Люк, отсидев на сборище целый час, на вопрос «И что там обсуждают» устало вздохнул «I don’t know»), а этот отчет будет субъективным и оптимистичным отражением моего дилетантского взгляда на конвент, его организацию и некоторые мероприятия, которые мне довелось посетить. И второе. Каждый раз, когда вы будете сталкиваться со странными, не поддающимися объяснению событиями и стечениями обстоятельств, совершенно необходимо с видом полнейшей покорности судьбе разводить руками и трагическим голосом произносить: «се ля ви» (те, кто в теме, может просто пожимать плечами со словами «ну, это же французы»).

Итак, ДЕНЬ ПЕРВЫЙ.




Статья написана 18 мая 2018 г. 12:11

В этом году некоторые из фантлабовцев намерены посетить интересные конвенции, так что будут (надеюсь) другие отчёты, а пока застолблю первенство отчетов в этом году))

В этом году в мае проходил юбилейный конвент Sferakon в Загребе. Этот конвент стал уже 40 по счёту. Ну а кроме того, в этом году в Загребе отмечается полувека побратания города с Санкт-Петербургом. Благодаря такому стечению обстоятельств мне повезло получить приглашение от организаторов, чтобы приехать и поучаствовать в конвенте с докладом. Чем я с удовольствием и воспользовался.

Почетными гостями мероприятия были: британский писатель Адриан Чайковски, финский кинорежиссёр Тимо Вуоренсола, косплейерша из Венгрии Okkido, немецкий исследователь и художник Отун Пурсер и разработчик игр из Финляндии Микко Каллио. Ну а мне вроде как досталась роль почетного фэн-гостя.

Побывав уже на этом конвенте однажды, приятно возвращаться и видеть, что конвент жив и потихоньку растёт. Вот уже много лет конвент проходит в здании факультета электротехники и вычислительной техники университета Загреба. И этот год не стал исключением. Собственно конвент начинается в пятницу, когда заканчивается студенческая жизнь и продолжается два выходных дня. Так как сидят обычно допоздна, то и начинают не рано — в выходные начало программы после 12)).

Из того, что я вижу на наших конвентах всегда существует перекос в какую-либо сторону — либо преобладает визуал — косплей и прочее, либо что-то литературное. На Сфераконе это органично переплетается. Здесь можно видеть косплеера, который сидит на лекции по фантастике, а почетный гость запросто рассказывает молодым падаванам как правильно описывать и отыгрывать батальные сцены. Параллельно идёт много мероприятий, но как и положено на конвенте с гостями — существует нерперывная линейка мероприятий на английском языке.

Весьма порадовало, что конвент имеет серьёзную государственную поддержку и много спонсоров. Это реально помогает делать его лучше.

В этот раз собрались просто замечательные GoH, которые запросто зажигали на этом конвенте и это было весьма и весьма интересно и забавно.

В пятницу все началось довольно поздно. Пока суть да дело, пока отрабатывал своё прибывание делая заявленный доклад. Незаметно время и пролетело. Успел застать только доклад Тимо Вуоренсола, который рассказывал свою историю, как он пришел в кинематограф и что предшествовало созданию "Iron Sky". Но о главном, о 2 части разговор оставили на субботу.

Вообще презентации Тимо были просто огонь. Были небольшие технические неполадки, которые Тимо успешно заполнял юмористическими репризами. Представьте почти 2 метрового скандинава, который уморительно пародирует Удо Кира или стремительно признаётся в своей любви в творчеству Manowar.

Мы начинали вот с такой махонькой штучки...

.. и достигли вот таких результатов!

Потом просто бродил по конвенту и смотрел на всё что там было выставлено — книги, костюмы, косплееры, презентации конвентов и т.п.

А вечером довелось поучаствовать в местной командной забаве, вместе с другими приглашенными гостями, которую мы даже смогли выиграть у других команд.

Ну а потом был основной день конвента — суббота.

Было много интересного. Не помню порядка событий, поэтому буду перечислять всё кучей.

Одно из приятных знакомств этого конвента это знакомство с Отуном Пурсером. Впервые мы с ним познакомились ещё в прошлом году в Дортумнде, где он выставлял свои художественные работы, но увы его лекции на немецком я посетить не смог. А вот здесь мне представилась возможность и послушать, и посмотреть, и узнать его поближе.

Отун оказался очень жизнерадостным и интересным собеседником

Я побывал на 2 его лекциях. Первая была посвящена его основной работе — морской биологии и он рассказывал о необычных созданиях, которые были найдены на морском дне в районе Северного полюса. А второе мероприятие было совместно с Адрианом Чайковски и было посвящено Чужим — "Drawing and Describing the Truly Alien".

Именно он нарисовал один из рекламных постеров к конвенту в уже узнаваемой мной манере. Ну и часть его работ уехала в Питер))

На второй день Тимо продолжал юморить и рассказывал о том, что вот-вот выйдёт "Iron Sky 2", а также о проекте "Iron Sky Universe", который пока состоит в основном из идей и что получится — неизвестно. Он в частности показал тизер китайского фильма "The Ark", создающегося в рамках этого проекта.

Из других мероприятий ещё зашел на интервью с Адрианом Чайковски

А также весьма впечатляющую лекцию Петра Деркача (Piotr Derkacz) о Пырконе, который проходит в настоящий момент.

Празднование юбилея началось с официального разрезания юбилейного торта.

А потом началось самая главная часть конвента — вручение всего.

Первыми вручали награды косплеерам

Вручались дипломы детям различных возрастов за участие в конкурсе фантастических рассказов. Их было на удивление много.

Наверное главным в церемонии награждения было чествование "сферозавров", и эта церемония, на мой взгляд, превзошла церемонию вручения наград "SFera". "SFerosurs" — это звание, дань уважения к старому фэндому, который все это начинал когда-то.

Вручались дипломы признания деятельности в фантастике Милене Бенини и Александару Жиляку

Ну а дальше вручали саму премию "SFera". Каждый победитель саморучно вносил своё имя на пьедестал награды

Все счастливые обладатели награды

Сама награда

Ну и большая часть победителей на общем фото

И уж под конец дня (обсуждение записано на 23.00) состоялась моё второе программное выступление. Вместе с Александаром Жиляком мы обсуждали основные мотивы в фильмы Фрица Ланга "Метрополис"

Увы в воскресенье я уже не смог попасть на конвент, так как надо было улетать. А там тоже было много интересного, включаю dead-dog party.

Все, кто делал этот конвент — СПАСИБО!!!


Большую часть моих фотографий с конвента можно найти — https://www.facebook.com/pg/SFeraKon/phot...

Также использовались фото Flickr канала SFerakon.


Статья написана 4 декабря 2017 г. 09:18

И, наконец, лауреат премии "Новые горизонты" 2017 года:

Эдуард Веркин. ЧЯП. – М.: Э, 2016.

Номинировал Сергей Шикарев: «Лето… Время есть, а денег нету», пел Майк Науменко. Именно деньги, отсутствующие и наличные, становятся видимым катализатором событий, происходящих в провинциальном городке Гривске во время летних каникул.

Скрываясь за личиной вполне традиционной истории – кстати, интонационно очень меткой – о подростках и для подростков, повествование исподволь пробирается на территорию фантастического. В отображении автора деньги предстают субстанцией, едва ли не магической. Упоминает Веркин и чахнущего над златом Кащея, и легенду о тридцати сребрениках. А некоторая назидательность, присущая повести, не дает забыть о том, к какой аудитории обращается писатель.

Между тем мелькают в тексте и Рэй Брэдбери, и Харлан Эллисон, и даже инопланетяне, а важная роль в сюжете и вовсе отводится архангелу Михаилу («Лайтсайбер в деснице, в шуйце ковчежец предпоследнего завета, в сверкающих адамантиевых наплечниках, в сияющей мифриловой броне, верный скорчер за спиной»).

Впрочем, едва лишь схлынет полуденный летний морок, а главный герой вернётся из Гривска в большой город, как окажется, что волшба и чудо существовали только в воображении персонажей и читателей книги.

Или нет.


ОТЗЫВЫ ЖЮРИ


Андрей Василевский:

цитата

Формат — повесть для подростков (что многое объясняет), не фантастическая, но с фантастической… аурой что-ли. Хорошая интонация, хорошо прописанный текст. Просто хочется цитировать, что я уже и делал в своем FB: «Еще недавно, буквально несколько дней назад, он страдал от отсутствия Интернета, а сегодня уже любит толокно и ночует в свежих опилках». Мне и с познавательной точки зрения было интересно — про нумизматику, коллекционирование вообще.

Константина Фрумкина «обескураживает — это странная взрослость героев, являющихся по сюжету вроде бы как шестнадцатилетними школьниками». Да, в каких-то отношениях они очень взрослые, а в других весьма не. Условности жанра и требования российского законодательства приводят к тому, что шестнадцатилетние (!) герои не только не говорят и не думают о сексе, но и совершают свои поступки в необыкновенно целомудренном окружающем мире. И это гораздо фантастичнее звука телефонного звонка в лесу.


Валерий Иванченко:

цитата

Даже у лучших наших писателей «про подростков» есть такая беда: они не умеют нетривиально начать. Как учительница на автомате выдаёт классу вбитые формулы начала урока, так и писатели для школьников пускаются повторять давно затверженные зачины. И непременно им надо подпустить снисходительности к возрасту персонажей и своих номинальных читателей. Олейников в прошлогодней «Левой руке Бога» отпугнул экспертов, с ходу отправив их на урок по истории. Веркин в «ЧЯПе» начинает детской страшилкой про заколдованный лес, которая никак не связана с дальнейшим действием, зато сразу задаёт к нему несерьёзное отношение. Веркину – этому инфантильному Достоевскому к кривой ухмылкой второгодника – точнее, его персонажам – вообще свойственно ёрничание по любому поводу, у него и в рассказе о самых мрачных вещах редко без шуточек обойдётся. Хотя нужный тон он, как никто, умеет найти и выдержать, и «ЧЯП» потом читателя удивит. Но критик – такое существо: как вобьёт что себе в голову с первых страниц, так потом под пытками от своего мнения не откажется.

«ЧЯП» местами дико смешон, но происходят в нём события жутковатые и невесёлые. Это книга о вундеркинде, историю которого можно трактовать как угодно. Например, как евангелие, свидетельство о сыне божьем, рождённом среди людей и мучительно ищущем связи с настоящим отцом (так понял книгу писатель Василий Щепетнёв). Или как фантастику о мутации, выводящей человека на иной уровень (здесь видим перекличку с романом Михаила Савеличева). В «Железном паре» Павла Крусанова братья Грошевы, каждый по-своему, мечтают о будущем человеке. У Веркина вундеркинд Грошев такой посланец будущего и есть. Он изучает и покоряет, как может, стихию денег и вообще человеческих фетишей, попутно отыскивая заложенную в них возможность выхода за пределы обыденного. Рассказчик здесь смотрит со стороны, и он не семи пядей во лбу, так что о подоплёке происходящего мы можем только гадать. Этические и вообще жизненные уроки, полученные рассказчиком, не выходят за пределы принятого в детской литературе. Но за простеньким внешним сюжетом зияет бездна, детям вряд ли доступная.

Роман имеет хитро устроенную структуру, которую кто-то когда-нибудь разберёт до деталей, прояснив роль и значение каждого персонажа. Пока что он многим кажется слабым, упустившим очевидные возможности и допустившим тактические провалы. Меня лично не оставляет интуитивное ощущение цельности и законченности романа. Любой провал можно впоследствии объяснить как блестящий, единственно возможный ход, для этого нужно лишь, чтобы вещь обрела культовый статус. Потенциал для последнего у «ЧЯПа» есть.


Константин Мильчин:

цитата
Симпатичная подростковая проза автора, уже достаточно известного, с хорошо уловимыми булычевскими и стругацкими интонациями. Правда, не очень понятно, что именно в повести фантастическое. Зато читать одно удовольствие.


Константин Фрумкин:

цитата

Роман опубликован в серии произведений для подростков, и это идеальный роман для подростков. Увлекательный, с дразнящими тайнами, с житейской и общечеловеческой мудростью, с тонким, почти неуловимым юмором, с блестками эрудиции и ловко подсовываемыми литературными реминисценциями.

Единственное, что несколько обескураживает — это странная взрослость героев, являющихся по сюжету вроде бы как шестнадцатилетними школьниками. Сами их роли взрослые: Сумасшедший Нумизмат, Сумасшедшая Поэтесса и «Доктор Ватсон» при нумизмате. И дела, которыми они занимаются взрослые: наживают деньги, общаются с бандитами и мэрами, защищают исторические усадьбы.

И речевая характеристика героев, особенно главного героя неправдоподобна: он и философ, и рассказчик историй, и чуть ли не голос автора.

Во «взрослой» литературе превращение монологов героя в философские трактаты никого не беспокоит, это законный прием, но в произведениях для юношества в этом пункте обычно соблюдают осторожность. Но ведь никаких писаных правил нет, да и само отнесение литературы к тому или другому читательскому возрасту крайне условно, а если текст хороший — он легко перешагнет любые границы. А роман Веркина – хороший текст.

Еще немаловажное обстоятельство: «Новые горизонты» вроде бы как рассчитаны на фантастику, а «ЧЯП» к фантастике, строго говоря, не относится. Но зато он точно укладывается в определение фантастического, данное Цветаном Тодоровым: таинственные феномены в романе Веркина — например, звук телефонного звонка в лесу или страшный сон — с равной вероятностью можно считать и сверхъестественными и нет, и окончательного ответа автор не дает.

Роман посвящен такой важнейшей философской теме как власть вещей, власть денег как ее разновидность и коллекционирование как ее проявление. Тема это в русской литературе задана еще Гоголем с его Плюшкиным, и с тех пор разрасталась. У Веркина она еще усилена темой «мистики провинции» — мотивом, получившим большую популярность среди современных романистов, достаточно называть имена Александра Иличевского, Алексея Иванова и Марии Галиной. Но даже на фоне таких конкурентов у Веркина имеется свой голос — и прежде всего потому, что он очень серьезно относится к взаимоотношениям человека и вещи, и иногда кажется, что эта книга о монетах и жетонах не менее опасна, чем «пропаганда наркотиков среди несовершеннолетних».


Галина Юзефович:

цитата
Хорошая, очень симпатично написанная подростковая проза про лето и приключения (не вполне, правда, понятно, при чем тут фантастика). Я бы хотела, чтобы производство таких книг (не великих и даже, пожалуй, не выдающихся, но увлекательных, неглупых и – ненавижу это слово — качественных) у нас было поставлено на поток, но почему-то делать их в России умеет только Веркин – создатель замечательного «Облачного полка». Единственная, пожалуй, претензия – это возраст героев: автор так увлекся дистилляцией своего романа, что либо его персонажи серьезно отстают в развитии, либо им никак не шестнадцать, а в лучшем случае тринадцать лет.


Отзывы на другие произведения, номинированные на "Новые горизонты" см. на официальном сайте премии.





  Подписка

Количество подписчиков: 87

⇑ Наверх