Интервью


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Интервью» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

Интервью


В этой рубрике размещаются различные интервью и их анонсы.

Модераторы рубрики: Ny, С.Соболев

Авторы рубрики: Aleks_MacLeod, zarya, Croaker, geralt9999, ergostasio, mastino, Borogove, demihero, Papyrus, vvladimirsky, Vladimir Puziy, gleb_chichikov, FixedGrin, Кадавр, sham, Gelena, Lartis, iRbos, isaev, angels_chinese, Кирилл Смородин, ФАНТОМ, Anahitta, Крафт, doloew, Алекс Громов, tencheg, shickarev, creator, 240580, Толкователь, Г. Л. Олди, Mishel78, polynbooks



Статья написана 26 января 2023 г. 18:35
Размещена:

Пора снова разместить здесь что-нибудь, связанное с моим старым другом новосибирским писателем, поэтом и историком фантастики Геннадием Мартовичем Прашкевичем. Материала разного у меня полно, ведь мы вместе с Александром Етоевым написали целую "Книгу о Прашкевиче" (2011), я рассказывал о Геннадии Прашкевиче и его творчестве в предисловиях и послесловиях к его произведениям "Красный сфинкс" (2007), "Кормчая книга" (2004), "Русский струльдбруг" (2015), "Азбука вины", я с улыбкой вспоминал наши с Мартовичем приключения в шутливой подборке для сборника к юбилею Прашкевича "Наш человек в антропоцене" (2021), я сделал ряд интервью с Прашкевичем для разных периодических изданий. Начну, пожалуй, с одного нашего старого разговора, который опубликован в моей книге "Беседы с фантастами".



Геннадий Мартович, расскажи об истории создания романа «Секретный дьяк». Как родился замысел этой книги, покоряющей читателя и авантюрным сюжетом, и драматизмом описанных событий, и причудливым языком, и печальным размышлением о душевной маете русского человека, влекущей его на край света? Существовал ли реальный прототип секретного дьяка Ивана Крестинина, ходившего на поиски «Апонии»? Признаюсь, что получил истинное удовольствие, читая этот яркий, смешной и грустный, мастерски написанный роман.

Все началось со случайного взгляда в школьный учебник.

Поразило, что истории Сибири, которой Россия прирастала и будет еще долго прирастать, уделена всего одна страничка. Набор всем известных имен – Хабаров, Атласов, Ермак. И ни слова о Стадухине, Реброве, Курочкине, Козыревском. И ни слова о Крашенинникове, Йохельсоне, Тане-Богоразе… Можешь этот ряд сам продолжить. Короче, обо всех – ни слова, будто кроме разбойников Ермака и Хабарова похвастаться некем… Странным, досадным мне это показалось. Спросил себя, а что, собственно, я сам знаю о родной Сибири, исхоженной вдоль и поперек? И вдруг понял, что знаю не больше какого-нибудь московского кандидата филологических наук. Поняв это, я погрузился в «Сибирику», в Миллеровские сундуки, в различные архивы. Гигантская многолетняя работа. Зато с неким знанием пришли и зазвучала живая речь XVII-XVIII веков. Речь казачьих отписок, речь наказных грамот, в которых царь умолял землепроходцев «в зернь не играть и блядни не устраивать». Но, понятно, играли и устраивали. И за шестьдесят лет по угрюмым землям, горам и рекам вышли к Тихому океану. Резали друг друга, заносили ужасные болезни аборигенам, жили с ясырными бабами, но… распространяли Россию, отодвигали живую восточную границу все дальше и дальше.

Потрясающий век...

Далее читать здесь.


Статья написана 5 января 2023 г. 10:29

Полез тут по делу в свой книжный шкаф за журналом, и внезапно обнаружил, что, оказывается, двадцать лет назад (на самом деле чуть меньше, летом 2003-го) Анджей Сапковский был в Петербурге и встречался с коллегами-фантастами в Центре современной литературы и книги. И я тогда даже записал и расшифровал это коллективное интервью для журнала «Звездная дорога». Было такое издание в нулевых, при последнем главреде, покойном Саше Ройфе, на очень неплохой уровень вышло. Почти юбилей, да. Хорошие времена… Были. Оставлю скан этого материла и здесь тоже — в сети не обнаружил.




Статья написана 29 декабря 2022 г. 23:25
Размещена:

Недавно (22 декабря) был день рождения донецкого писателя-фантаста Виталия Забирко, с которым во время оно мы плотно общались и приятельствовали, я даже писал о нём материал для справочника "Фантасты современной Украины" (2007). Размещаю здесь разговор с Виталием Забирко из моей книги "Беседы с фантастами".


Виталий Сергеевич Забирко.


Виталий Забирко: "Фантастика — прежде всего художественная литература"


Виталий Сергеевич Забирко родился в 1951 году в городе Артёмовске Донецкой области. Окончил химический факультет Донецкого государственного университета, трудился старшим научным сотрудником в Донецком ВНИИреактивэлектрон, был журналистом, редактором, главным редактором издательства "Отечество". Писать фантастику начал ещё в студенческие годы. Первая книга Забирко (повесть-предостережение "Вариант Пата") вышла в 1991 г. А написана была в 1984-м... Трудно шли к читателю и его "Войнуха" и "Побег", написанные соответственно в 1972-м и 1974-м и увидевшие свет в авторских сборниках В. Забирко "Вариант" и "Тени сна" лишь в 1991-м (первые публикации — в 1989-м и 1990-м годах в сборниках ВТО МПФ). Писатель уверенно работает в жанре НФ, роман "Рай под колпаком" (2004) о "гуманитарном нашествии" чужаков из многомерной Вселенной он даже закончил любопытным теоретическим приложением-бонусом под названием "Топологическая теория строения атомов", дающим представление о многомерности пространства и объясняющим периодичность системы элементов, существование стабильных и нестабильных изотопов, явление магнетизма и т.д. Забирко — автор сборника "Пришествие цивилизации" (1995), плутовского романа "Все пули мимо" (1998), иронического триллера "Слишком много привидений" (2002), фантастического боевика "Операция "Карантин" (2002), нф-романа в трёх повестях "Путевые заметки эстет-энтомолога" (2003). В 2005 г. практически одновременно вышли в свет две его новых книги: "Мы пришли с миром..." и "Антропогенный фактор" (за неё Виталий Забирко получил Международную премию "Бронзовый Икар"), осенью 2006 г. опубликован роман "Мародёр".

Живёт в Донецке.


Виталий Забирко. Вариант. Войнуха. — Киев: Радянський письменник, 1991 г.


Как вы пришли в фантастику? Почему именно в фантастику?

Есть вопросы, на которые человек ответить не в состоянии. Например, о смысле бытия. К этим вопросам относится и вопрос, почему человеку что-либо нравится, а что-то нет. В частности, мой брат обожает кинзу, способен есть пучками, я же её на дух не переношу (странно, но люблю петрушку — родственное кинзе растение), однако ни он, ни я, объяснить наши симпатии и антипатии не можем. Это же касается и отношения к литературе. С детства любил читать художественную литературу, часами просиживал в читальном зале библиотеки (не всё, что хотелось прочитать, выдавали на дом), вместе с тем нравились и точные науки. Не напрасно после школы поступил в институт на химический факультет и затем семнадцать лет проработал старшим научным сотрудником ВНИИРеактивэлектрон. Наверное, эта любовь (либо предрасположенность интеллекта) и обусловила приход в научную фантастику. Полёт мысли, поиск выхода из сложных ситуаций, нестандартные решения свойственны как науке, так и научной фантастике. А заниматься тем, что тебе нравится, по моему мнению, и есть смысл жизни каждого конкретного человека.

С какими трудностями вам приходилось сталкиваться на творческом пути? Когда было труднее всего?

В 1971 году (я тогда учился на первом курсе университета) журнал "Техника-молодёжи" объявил конкурс "71-РОБОТ-72" на лучший научно-фантастический рассказ. Я написал свой первый в жизни рассказ "Сторожевой пёс", отправил в редакцию, а через полтора месяца получил из "ТМ" письмо, в котором сообщалось, что моя вещь будет опубликована. Ободрённый успехом, я написал ещё пару рассказов, отправил в редакцию журнала, их похвалили и пообещали, что поставят в план. Через полгода рассказ под названием "Сторожевой пёс корпорации", данным редакцией, был опубликован. Когда я его прочёл, то пришёл в ужас: от моей вещи остались только начало и финал. Смысл произведения был полностью утрачен. Я отправил в "ТМ" гневное письмо, редакция извинилась, вручила приз за лучший рассказ... но другие рассказы в журнале так и не появились. Семнадцать лет после этого меня нигде не печатали. Впрочем, эта участь постигла не одного меня — целое поколение фантастов так называемой "четвёртой волны" писало в стол.

В авторском варианте рассказ "Сторожевой пёс" был опубликован двадцать лет спустя, но, что прискорбно, практически во всех интернетовских библиотеках размещён именно оскоплённый и бессмысленный журнальный вариант...

Тем не менее, сейчас труднее, чем тогда. Не в смысле публикаций, с ними всё нормально — печатают практически всё, что пишу. Другое обидно — тот читатель, для которого пишу (умный, интеллектуальный, разбирающийся в науке и художественной литературе), сейчас от фантастики отвернулся, небезосновательно считая её литературой для дебилов.

Далее читать здесь.


Статья написана 29 ноября 2022 г. 21:39

Сегодня — 72 года со дня рождения Михаила Глебовича Успенского (29.11.1950 — 13.12.2014). Поэтому будет логичным выложить здесь давнее интервью с Глебычем из моей книги "Беседы с фантастами". Материал старый, отдельные его моменты давно потеряли свою актуальность, но он интересен как своеобразный слепок-свидетельство ушедшего времени и дополнительный штрих к портрету ушедшего писателя...


Михаил УСПЕНСКИЙ: «Нобелевская премия достаётся кому попало»


Михаил Успенский. 2010 год. Фото Владимира Ларионова.


Михаил Глебович Успенский родился в 1950 г. в Барнауле. Окончил Иркутский университет, работал в многотиражных газетах и на телевидении. Известный российский писатель, мастер сатирической прозы, переводчик, журналист. Первая книга (юмористический сборник «Дурной глаз») вышла в 1988-м году в Красноярске. Писал монологи, с которыми выступали популярные артисты разговорного жанра, в том числе и Геннадий Хазанов. Автор романов «Чугунный всадник» (1990), «Дорогой товарищ король» (1994), «Там, где нас нет» (1995), «Время Оно» (1997), «Кого за смертью посылать» (1998), «Белый хрен в конопляном поле» (2002), «Невинная девушка с мешком золота» (2005), «Три холма, охраняющие край света» (2007) и многих других произведений. Совместно с А. Лазарчуком написал романы «Посмотри в глаза чудовищ» (1997) и «Гиперборейская чума» (1999, совместно с А. Лазарчуком и И. Андронати — роман «Марш экклезиастов». Лауреат многочисленных литературных премий. В их числе «АБС-премия», «Странник», «Бронзовая Улитка», «Интерпресскон», «Золотой Остап».

Далее см. здесь.


Статья написана 24 сентября 2022 г. 18:53
Размещена:

Сегодня получил оповещение Фантлаба, что одна из моих старых бесед с писателем Борисом Стругацким вошла в недавно изданный 32-й том полного собрания сочинений Аркадия и Бориса Стругацких в 33-х томах.

Даю ссылку на сокращённый вариант этого нашего разговора с БНС, опубликованный в апреле 2001 года в газете "Книжное обозрение" под названием "Увеличим количество радости во Вселенной".

Между прочим, в этом же томе есть, по крайней мере, ещё одна наша беседа с Борисом Стругацким: "Лестно представить среди своих читателей президента России», осталось только это интервью атрибутировать (добавить пару фамилий). Кстати, в апреле 2002 года оно было в сокращении напечатано в "Независимой газете" под названием "Лишь бы фэны пили меньше".


На снимке: я с Борисом Стругацким в 1997 году.

UPD

Там и на самом деле не одна моя беседа с БНС, до сих пор приходят оповещения о добавленных в мою библиографию текстах.





  Подписка

Количество подписчиков: 262

⇑ Наверх