«Супергерои» – первая ассоциация, которая приходит в голову при слове «комиксы». И это, в общем, справедливо. Имена Бэтмена, Супермена, Человека-Паука, Людей Икс или Железного Человека говорят широкому читателю гораздо больше, чем имена их создателей. Знают их, разумеется, и в России. Но вот с оригинальными отечественными супергероями дела что-то не складываются – хотя комикс-индустрия в нашей стране за последние десять лет сделала солидный шаг вперед. Увы, харизматичные персонажи со сверхспособностями, которых придумали российские сценаристы, за редкими исключениями остаются бледными копиями культовых англо-американских супергеров. В чем тут дело? Наша индустрия слишком молода, чтобы породить нечто оригинальное? Или виноваты авторы с издателями, не способные преодолеть влияние и отойти от штампов? А может, эти оригинальные супергерои существуют – но читатели пока не сумели их разглядеть? Об этом мы поговорим с Александром Павловским, специалистом по «супергероике», Юлией Тарасюк, куратором Библиотеки комиксов в Санкт-Петербурге, Владимиром Сидоровым из «Клуба супергероев» и другими экспертами на Петербургской фантастической ассамблее.
Доклад Я. Будницкого «Безумие как творческий метод»
(секция телесериалов)
Безумие в легкой или тяжелой форме давно и нежно любимо сценаристами. И мы с ходу можем припомнить ряд шедевров на эту тему от «Полета над гнездом кукушки» до «Человека дождя». Телевидение в последнее время активно выполняет работу кинематографа, а значит, и психически нездоровые герои становятся частью значимых для мировой культуры телепроектов. Если сериал хороший, а нас интересуют именно такие, то безумие персонажа в нем преследует четкую цель, которую можно отследить по поступкам героев, по влиянию их душевного здоровья на сюжет, на события, происходящие в кадре.
Мы вспомним лучшие сериалы такого плана, исследуем альтернативную реальность, которую создает больной мозг, отследим, как иллюзии помогают герою сражаться со внешним или внутренним врагом.
Доклад Е. Сехиной «Операторское и монтажное искусство как инструментарий в работе писателя»
(секция литмастерства)
На заре кинематографа такие великие режиссеры, как Сергей Эйзенштейн и Михаил Ромм, говорили о «монтажности» русской литературы. Они утверждали, что авторы неосознанно рисуют в голове читателя крупные и общие планы и совмещают сцены так, как это должны делать режиссеры. Сейчас, когда эпоха сменилась, видеоконтент потребляется более массово, чем книги, и формирует читательское восприятие, возможно, писателям стоит взять на вооружение эти закономерности и начать пользоваться ими уже осознанно. Какие приемы видеомонтажа и законы операторского искусства работают при создании текста, расскажет журналист и телеоператор Екатерина Сехина.
Конкурс проходит в рамках конвента «Басткон». На Бастконе будут подведены итоги конкурса и объявлен победитель. БАСТКОН будет проходить с 26 по 28 января 2018 года в подмосковном доме отдыха.
Условия участия в конкурсе:
1. Объем повести от 50 000 до 160 000 знаков с пробелами
2. Принимаются повести, не публиковавшиеся off-line
3. Формат повести: мистика, сакральная фантастика, фантастический боевик, сказка, городское фэнтези, историческое фэнтези, в меньшей степени — НФ (по условиям конкурса более трудное и неудобное использование НФ-форматов не запрещено, но... как уже говорилось, трудно будет с ними работать). Смысл конкурса: расследование вредоносной деятельности нечистой силы а также колдунов и ведьм среди людей, борьба с ними и их истребление. Вся эта деятельность берется в ключе одобрения. По большому счету – это трудовые будни в бесобоев, мракобесов, отчитчиков и инквизиторов. Текст может быть основан на любой религиозной традиции, кроме сатанизма.
4. Категорически не принимаются тексты, содержащие любые нападки на традиционные религии и народы России.
5. Хронологические рамки: от Сотворения мира до Апокалипсиса и Страшного суда. Постапокалипсис в смысле катастрофы городской цивилизации, а не в смысле катастрофы мистической — вполне приемлемое место (время) действия. Параллельная реальность неприемлема, альтернативная история неприемлема. Географические рамки: всё, что происходило, происходит и будет происходить на Земле и во Внеземелье в рамках Солнечной системы до конца мира.
6. У повести обязательно должно быть название
7. От одного автора принимается не более двух произведений
8. Срок приема работ — до 25 октября 2017 года включительно
9. Тексты присылать на адрес: volodih@mail.ru
10. Предпочтение отдается тем работам, в которых видно отличное знание ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ истории, религиозных и мистических традиций.
В строке «тема» должна быть пометка: «На конкурс повести "Ведьму – в огонь"». Электронный формат файлов: .rtf, .docx или .doc . Иные исключаются. В письме просьба сообщить реальные ФИО автора, город проживания, а также контактную информацию — электронную почту и номер мобильного телефона.
Судейство: на первом этапе тексты оцениваются жюри. Основной критерий — художественные достоинства. Голосование анонимно, фамилии авторов повестей не раскрываются. Жюри формирует короткий список, состоящий из 10 произведений. Во втором туре все баллы, полученные в первом, сгорают, у всех финалистов -- равные шансы.
Финал конкурса проходит в рамках конвента "Басткон" 27 января 2018 года. С финалистами проводится семинар, посвященный разбору их текстов. Его будет вести Дмитрий Володихин. Он и назовет победителя конкурса.
ПОБЕДИТЕЛЬ НАГРАЖДАЕТСЯ ПУБЛИКАЦИЕЙ В СБОРНИКЕ "Ведьму – в огонь", КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ ПО ИТОГАМ КОНВЕНТА, ДЕНЕЖНЫМ БОНУСОМ, А ТАКЖЕ ПРИГЛАШЕНИЕМ ВЫСТУПИТЬ НА РАДИО. 10 ЭКЗ. СБОРНИКА ОН ПОЛУЧАЕТ БЕСПЛАТНО.
ОПУБЛИКОВАНА БУДЕТ И ПОВЕСТЬ ВТОРОГО ФИНАЛИСТА, ЕСЛИ ЖЮРИ КОНКУРСА ОТМЕТИТ ЭТОТ ТЕКСТ КАК ВЫДАЮЩИЙСЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ДОСТОИНСТВАМ.
Филигрань состоится 26 августа, на старом месте: Москва, Трубниковский переулок, д. 17, литературный музей "Дом Остроухова".
Начало — в 15.00.
В программе:
1. Презентация сборников "Кто правит миром", "Книга тайн", "Древняя тайна", "Синдром Федоры". Тут же все названные сборники будет продаваться по самым щадящим ценам.
2. Презентация романа... потом сообщу, чьего и как называется.
3. Чтения памяти А. и Б. Стругацких. В рамках чтений в этом году прозвучит доклад Дмитрия Володихина "Общество Полдня в "Далекой Радуге": поражение, победа... или все-таки поражение?".
4. Награждение лауреатов конкурса "1917 год: красные не победили". Презентация проекта книги, собранной по результатам конкурса.
5. Торжественное вручение премии цеха Ф-критиков "Филигрань".
6. Поедание банкета.
Программа уточняется, если есть предложения по части докладов, пишите прямо здесь, я постараюсь как можно скорее ответить.
Читатели-«заклепочники» готовы с пеной у рта спорить, правильно ли автор Имярек описал ходовую часть танка Panzerkampfwagen III – и не перепутал ли не дай бог с ходовой частью Panzerkampfwagen IV. Это, само собой, перебор. Но и элементарные фактические ошибки, которые бросаются в глаза каждому читателю, худо-бедно разбирающемуся в теме, уважения к писателю не добавляют. С 2017 года Петербургская фантастическая ассамблея открывает программу по борьбе с неграмотностью в рядах фантастов. И первым в рамках этой программы выступит писатель Святослав Логинов – не только лауреат кучи литературных премий, но и выпускник прославленного химического факультета ЛГУ, автор научно-популярных статей по истории науки, биограф великих химиков прошлого. Святослав Владимирович расскажет о самых распространенных ошибках фантастов в области химии – и подскажет, как не попасть в нелепое положение. Ударим по безграмотности из главного калибра!
Ток-шоу «Со всех сторон туманный Альбион»
(общефантастический и литературный блок)
Викторианская Англия вот уже несколько десятков лет не устает волновать писателей всех жанров и направлений. Неовикторианский роман, стимпанк, викторианская готика, альтернативные истории и фантазии, в которых викторианский образ жизни успешно перекочевывает куда угодно, начиная от далекого будущего и других планет, заканчивая обществом драконов, вампиров и механических големов, – список можно только продолжить. Викторианская эпоха дает материал всем, на ее основе можно построить хоть утопию, хоть кровавый хоррор. Изысканные манеры, одетые с иголочки джентльмены, романтика дальних странствий и научного поиска, искусство изысканной беседы, повальное увлечение наукой, чудесная викторианская эксцентрика, дедукция и рационализм – все это дало материал для множества современных романов, фильмов, комиксов, мюзиклов и мультфильмов. Но в литературе немало и другой викторианской Англии: страны Джека-Потрошителя, непроницаемого желтого смога, чудовищной нищеты и грязи, Темзы, вода в которой больше похожа на смолистую слизь, абсолютно бесправного положения женщин, чудовищных перверсий, проституции, повального расизма, догматизма, лицемерия и «бремени белого человека», принимающего подчас монструозные формы. Так насколько образ викторианской Англии, представленный в современной литературе, мифологизирован? Насколько проблематика, которую регулярно затрагивают в большей части романов, созданных под влиянием викторианы, отражает вопросы, которые действительно занимали живших тогда людей? Есть ли в многочисленных и устойчивых мифах и фантазиях о Викторианской Англии хоть какая-то доля правды? И почему она до сих пор так или иначе привлекает писателей, режиссеров и музыкантов по всему миру? Об этом расскажут редактор и переводчик Николай Кудрявцев и культуролог Мария Акимова.
Конкурс фантастических пирожков
(блок развлекательных мероприятий)
Внимание, конкурс! Адреналин! Азарт! Возможность поразить всех своим талантом! Борьба с конкурентами! Интриги! Подкуп жюри! Муки творчества! Поиск своего пути! Вожделенные призы!
На Петербургской фантастической ассамблее вас ждет конкурс фантастических пирожков!
Нет-нет, мука не нужна. Салфетки тоже не понадобятся. Разве что для черновиков.
Пирожки – новый жанр, одна из так называемых малых поэтических форм. Это один из самых молодых жанров, он появился уже в начале XXI века.
В пирожке всего четыре строки, но написаны они должны быть по правилам, соблюдать которые строго обязательно.
Нет, правда обязательно.
Темы конкурса будут объявлены на открытии Ассамблеи, а пока рекомендуем всем заранее узнать, как отличить правильный, годный пирожок от негодного (http://www.fantassemblee.ru/pirozhki-i-ka...), и почитать небольшую подборку фантастических пирожков, собранную для вас старыми опытными пирожководами и пирожковедами (http://www.fantassemblee.ru/fantastichesk...
1. Автобусы оргкомитета, как обычно, пойдут в "Райволу 18 августа от м. "Черная речка". Поскольку народу в этом году больше обычного, автобусов будет три:
— в 11.30;
— в 12.00;
— в 12.30.
Обратные автобусы в город из "Райволы" пойдут 20 августа в 22.00 (один) и 21 августа в 12.00 (два).
Время, указанное тут, — это время отправления автобуса, а не сбора на него, учитывайте это, пожалуйста.
2. Прием оргвзносов на Ассамблею в этом году будет завершен ДО ее начала! На самой Ассамблее оплатить участие будет невозможно!
Для тех, кто едет с поселением, последний день оплаты номеров — 7 августа.
Для аккредитованных последний день оплаты — 17 августа (учитывайте также время на банковские операции).