Ах Брэдбери


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «iRbos» > Ах, Брэдбери, Брэдбери…
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Ах, Брэдбери, Брэдбери…

Статья написана 27 августа 2022 г. 16:51

Иногда получается у меня съездить за город на выходные практически одному и предаться разнузданному чтению. Берёшь читалку, тыкаешь в первое попавшееся название (на самом деле полчаса перед этим выбираешь) и поехали. В этот раз выбор пал чисто случайно на сборники рассказов Рея Брэдбери. Только потом уже узнал, что 22 августа у него день рождения. По случаю решил немного структурировать мысли, которые витают в голове после чтения прозы мэтра.

Дисклеймер: данная статья выражает лишь моё мнение и не претендует на истину в последней инстанции.

Брэдбери я уважал всегда заочно. По его рассказам создали много комиксов в культовом издательстве EC. С полным нарушением авторского права, как тогда было «принято». Когда Рей узнал об этом, дело спокойно уладили и в будущем он даже разрешил продолжать адаптации, но уже официально. На этой неделе, кстати, издательство Fantagraphic даже анонсировало сборник тех комиксов. Не знаю почему, но этот факт и ареол культовости вокруг автора (чего только стоит видео Fuck Me, Ray Bradbury от Рэйчел Блум) невероятно сильно завысили ожидания. Реальность оказалась не так однозначна.

Знакомство с творчеством Брэдбери я начал лет пять назад со сборника «Лекарство от меланхолии». Он мне понравилась, хотя расхождения с ожиданиями появились уже тогда, а некоторые сюжеты я в принципе не оценил. Но для сборника рассказов — это нормально. Дальше я прошёлся по классике. «451 градус по Фаренгейту» впечатлил идеей, но оставил много вопросов именно к фантастической составляющей. «Марсианские хроники» ещё больше укрепили ощущение, что фантастика — не самая сильная сторона Брэдбери. Поэтому за «Вино из одуванчиков», пожалуй, самое его известное реалистичное произведение, я брался уверенный, что уж оно-то мне точно понравится… А книга заняла почётное место худшего из прочитанного за прошлый год. Отчасти опять из-за обманутых ожиданий: вместо обещанного дистиллированного ощущения лета я получил что-то крайне стариковское с запахом нафталина. Отчасти из-за конкретных паттернов в творчество автора, которые мне не особо нравятся. В прошлые выходные решил вернуться к сборникам рассказов, и «Человек в картинках» вместе с «Золотыми яблоками солнца» окончательно помогли сформулировать, что же это именно за паттерны.

Неверный образ

За Брэдбери прочно закрепился образ доброго волшебника и мэтра фантастики, который при этом давно покинул её лоно и ушёл в большую литературу. Ни то, ни то другое не особо верно. Брэдбери начинал с грошовых рассказов-ужастиков, и хотя впоследствии он старался дистанцироваться от них, многие лейтмотивы тянутся через все его творчество. Практически в любом сборнике будут либо страшные мотивы, либо откровенно тёмные произведения. Что диссонирует с образом и не всегда попадает в нужное настроение. С мэтром фантастики у меня вообще получилась отдельная история.

Всего лишь приём

Хотя фантастических произведений у Брэдбери много, читая отзывы часто натыкаешься на очень верную фразу: «фантастика здесь всего лишь приём/декорация». Она отлично передаёт мои ощущения. Я сначала списывал всё на возраст, но потом сравнил внимательнее с другими авторами. Например, у того же Хайнлайна романы 50-х готов хоть и отдают технической «наивностью», но существенно отличаются по уровню проработки. У самого Брэдбери есть прекрасный рассказ «Ракета», который очень точно иллюстрирует, как работает фантастика в его произведениях. Отец-бедняк устраивает своим детям незабываемое путешествие в космос, потратив все деньги на списанную ракету. Разумеется, ракета так и не оторвалась от земли, но немного проекции нужных видеозаписей на иллюминаторы и воображения сделали своё дело. Идея великолепная, но, увы, работает такой подход для меня не всегда. Только если основная мысль рассказа перевешивает.

Запах нафталина

Ничего не могу с собой поделать, но многие произведений Брэдбери ощущаются старыми во всех смыслах. Будто ты залез на пыльный чердак и копаешься там в поисках чего-то интересного. Да, можно найти много прикольных вещей, но и пыли наглотаешься. При этом я хорошо отношусь к классике и всегда с удовольствием её читаю, но у Брэдбери на это накладывается ещё и какой-то чуждый мне старческий взгляд на вещи. Что особенно сильно чувствовалось в том же «Вине из одуванчиков». Кажется, все герои там на пенсии и неважно 10 им лет или 80. А некоторые вещи, увы, просто морально устарели. Например, тема расовой сегрегации.

Зацикленность

Бесспорно, Брэдбери — мастер малой прозы. Романов у него меньше и многие на самом деле просто сборники рассказов с общей темой или героями. С одной стороны, это интересно. Авторов без фокуса на крупной форме я знаю не так уж и много. С другой — творил Брэдбери долго и вышло из-под его пера большое количество произведений, для каждого из которых нужна была какая-то идея. Новую придумать получалось не всегда, поэтому часто они кочуют из рассказа в рассказ. Страх перед ядерным апокалипсисом, расовый или религиозный вопрос, а также тема воспитания детей и смерти поднимаются Брэдбери довольно часто. Из-за чего возникает ощущение зацикленности. Что особенно напрягает, когда немного не согласен с автором в какой-то вопросе.

Что в итоге?

Из всего этого напрашивается вывод, будто Брэдбери мне не нравится. Но это не так. В его сборниках достаточно произведений, которые запали мне в душу. Я легко наберу с десяток прекрасных рассказов подобных «Всему лету в один день», «Пришельцу», «Будет ласковый дождь» или уже упомянутой выше «Ракете». Проблема в том, что на них приходится в два раза больше текстов явно уровнем пониже, а то и вовсе проходных. Хотя отзывы уверяют, что таких практически не существует. Для себя сделал вывод, что Брэдбери не мой автор. Я понимаю все его сильные стороны, но полюбить творчество целиком не могу. Знакомиться дальше буду, но понемногу и осторожно.

А у вас бывало, что творчество какого-нибудь знаменитого автора не находило ожидаемого отклика?




P.S. Если понравился текст, подписывайтесь так же на мой телеграм-канал и группу в ВК. Пишу о комиксах, фантастике и многом другом.





1415
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение27 августа 2022 г. 23:26

цитата

Страх перед ядерным апокалипсисом, расовый или религиозный вопрос

цитата

Например, тема расовой сегрегации.

Самое смешное вот в чём. В прошлом году довелось мне спорить с одним фантлабовцем, который возмущался, почему в книге «Вино из одвуванчивов» практически не затронута тема сегрегации. А Вы посчитали расовый вопрос одним из основных в творчестве автора.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 августа 2022 г. 23:31
Может не правильно считалось. Он не основной. Просто присутствует обязательно в каждом сборнике рассказов в том или ином виде. В Вине вроде действительно нет его только и в Фаренгейте (но это роман).
 


Ссылка на сообщение27 августа 2022 г. 23:36
Ну да, присутствует, что логично. Что вокруг вижу — о том и пою. Удивительно лишь, что некоторые читатели не заметили, что о расовом вопросе Брэдбери тоже пишет.


Ссылка на сообщение28 августа 2022 г. 14:20
Перечитывал Брэдбери совсем недавно. Особенно здорово пошли голливудские истории и рассказы в духе «Дядюшка Эйнар», «Апрельское колдовство»... Насколько свежо и здорово!
А уж «Градусы» — прямо один шаг до реальности.
Однако читался он легко и в 15 лет — ибо одновременное чтение Саймака, Азимова, Стругацких и Ларионовой с Ле Гуин учит читать...
Но вот поставил на сцене я «Апрельское колдовство» в 40 лет. 17 лет назад. А до «Вина из одуванчиков» нормально дорос только после 50.
Когда начал читать статью — мелькнули слова «малолетний дебил». НО НЕТ ! Автор быстро напомнил детишек из «Вина»... Помните? Они НЕ ВЕРИЛИ, что бабушка была когда то ДЕВОЧКОЙ. И знаете — именно этот отрывочек просто шедеврально прочитала когда-то с экрана СТАРЕНЬКАЯ Рина Зеленая. Аж в сердце закололо.
Поэтому Брэдбери и Саймак, Агата Кристи и Сименон читаются по новому в 40, 50... Когда лучше понимаешь героев. Точнее — по новому понимаешь.
И опять же — со временем — стало плевать, реалист Брэдбери, фантаст, мистик... Ясен пень, что «Были они смуглые и золотоглазые» — притча. А «Надвигается беда», видимо, мистика. Да и пофиг.
Ну и очень важно — у Брэдбери и Саймака очень важно при чтении иметь внутреннее состояние для восприятия книги. Акунин или Лукьяненко — это бульварное чтиво для трамвая. Только «Рыцари сорока островов» — бац — и не для трамвая. Вот и выходит — а есть хорошие книги у него.
Брэдбери — это вечер, кресло, лампа... Можно дождь... Не ливень... Ласковый...
Он пахнет тем, чего в городе нет...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 августа 2022 г. 14:59
Понимаю, о чем вы хотите сказать, но вот эти вот детишки в свое время меня как раз крайне сильно выбесила. Потому что даже дочя в три года понимает, что и мама и папа были маленькие. А я сам это всегда понимал. Даже в их возрасте. Из-за чего весь красивый смысл рассказа разваливается и просто раздражает. Извините, ничего не могу поделать. Понимаю, что наверное вполне реальная ситуация, тем более по тем временам, но глаза закатываются все равно.
Про особое настроение согласен. Без него на многие вещи сложно закрыть глаза и каждый раз перед ними болтается знаменитое: «не верю». Собственно это как раз и есть моя проблема с Брэдбери.


Ссылка на сообщение29 августа 2022 г. 21:59
Ах iRobs, iRobs...


Никак не пойму, зачем вы столько написали о Брэдбери, коль он вас так раздражает? Вам просто надо идти мимо Брэдбери без всяких комментариев. Есть Дарья Донцова и иже с ними. Вы Донцову кстати пробовали препарировать как Брэдбери? Или Татьяну Устинову? Мне кажется вы получите больше удовольствия.
Право, не стоит столько душевных сил тратить на Брэдбери.
Ожидаю вашей рецензии на «Туманность Андромеды» и на «Путешествие из Петербурга в Москву». Тоже очень несовременно и неправдоподобно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 августа 2022 г. 23:06
Я поделился своими мыслями с теми, кому это интересно. Узнал много нового от комментаторов. А также вызвал бурные дискуссии. Поэтому не считаю, что потратил за зря хоть сколько-то душевных сил ;-)
О книгах надо все-таки надо разговаривать. Это важно.


Ссылка на сообщение30 августа 2022 г. 11:46

цитата Толкователь

Никак не пойму, зачем вы столько написали о Брэдбери, коль он вас так раздражает?

Да вроде про раздражение у iRbos ничего не было. Это как у меня: не могу взять в толк, чем так кому-то нравится Хайнлайн? У него есть хорошие вещи, но на мой взгляд и вкус, автор не мой и многое мне просто не нравится, в то время как другие им восторгаются. Это нормально. Но делиться мыслями о прочитанном всегда интересно. Я, может быть, во многом не разделяю мнения iRbos, но читать дискуссию интересно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 августа 2022 г. 16:10
При всём моём очень сложном и по большей части даже отрицательном отношении к Хайнлайну, легко понять, почему его так любят. Он хороший фабулист, увлекательно пишет, а его книги можно растащить на цитаты. Кроме того, Хайнлайн фактически придумал то, что мы сейчас зовём «научной фантастикой»: от манеры построения сюжета (сначала брось читателя в гущу событий, а потом рассказывай о мире, что окружает героев) до базовых сюжетных ходов (петлю времени тоже он придумал).
 


Ссылка на сообщение31 августа 2022 г. 09:06

цитата Mishel78

Да вроде про раздражение у iRbos ничего не было.

На самом деле есть в комментах немного, но это нормально, я считаю)

цитата Mishel78

Это как у меня: не могу взять в толк, чем так кому-то нравится Хайнлайн?

А вот Хайнлайн у меня как раз любимый фантаст из классиков. Да, не все произведения хороши, но тех, что не непонравились мало. В планах, конечно, прочитать целиком все ПСС, но пока хотя бы купил его)


Ссылка на сообщение31 августа 2022 г. 10:26

цитата iRbos

На самом деле есть в комментах немного, но это нормально, я считаю)

Я имел ввиду в самой статье.


Ссылка на сообщение31 августа 2022 г. 10:28
Славич, многое из того, что вы описали, я могу отнести и к любимому мной Саймаку. Для меня он один из самых лучших писателей. Мы все разные и это здорово!:-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение31 августа 2022 г. 15:22
Саймака тоже очень люблю.


Ссылка на сообщение31 августа 2022 г. 15:07
О, конечно же Брэдбери не добрый сказочник. Поэт, но совсем не сказочник, а доброта его... Скажем так, избирательна. В «социальных» рассказах даже ассоциируется с неудавшимся Чеховым, что, возможно, связано с отсутствием идеологии, кроме покровительства чудакам.
И он фантаст. Слишком много сделано им в фантастике, чтобы счесть его случайным гостем.
И личное, субъективное наблюдение. При перечитывании некоторые вещи внезапно стали рассказывать совершенно другие истории, мало связанные с гуманизмом и проч. Особенно удивил «Человек в воздухе».


Ссылка на сообщение6 сентября 2022 г. 11:15
> и хотя впоследствии он старался дистанцироваться от них

Как же он старался дистанцироваться? Они переиздавались, в 2001-м он собрал хоррорные рассказы в книгу «Из праха восставшие».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 сентября 2022 г. 13:42
Темный карнавал не особо разрешал переиздавать.
 


Ссылка на сообщение14 сентября 2022 г. 11:20
Его переиздали при жизни писателя с его же короткими предисловиями к каждому рассказу.
 


Ссылка на сообщение14 сентября 2022 г. 11:21
Один раз и после долгого убеждения. Ну такое себе.
Страницы: 12

⇑ Наверх