Работа со Стэнли Кубриком прославила Артура Кларка. Но в какой-то степени также был прославлен и рассказ «Часовой» (англ. «The Sentinel»). Казалось бы, самое главное уже свершилось: появились шедевральные фильм и книга о космической одиссее 2001 года. Что же теперь остаётся на долю «Часового»? Архивы, библиотечные хранилища и забвение?
Итак, что было с рассказом "Часовой" после звездного 1968 года?
(Продолжение. Начало см. Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4)
Конечно, вышедший фильм Кубрика и следом опубликованный роман Кларка «Космическая одиссея 2001 года», пусть и не сразу, но засияли, будто двойная сверхновая звезда и свет этой яркой славы затмил «Часового», однако это отнюдь не стало смертью для рассказа. Например, издатели никак не могли обойти стороной факт очевидной логической цепочки: рассказ–фильм–роман.
Поэтому уже в 1968 году, вскоре после выхода фильма, на обложке сборника рассказов Кларка «Expedition to Earth» красовалась надпись, упоминающая о «Космической одиссее 2001 года», а для оформления книги беззастенчиво использовался рисунок постера к фильму. И хотя в этом сборнике 11 рассказов Артура Кларка, но на обложке особо упоминается только «Часовой» (если не считать названия книги). К тому же с годами в результате популярности «Космической одиссеи» (как фильма, так и романа) многие другие произведения Артура Кларка пользовались увеличением продаж, в том числе «Часовой».
Обобщая можно сказать, что рассказ «Часовой», хоть и не пользовался невероятной популярностью, но его продолжали издавать с завидной регулярностью в различных сборниках произведений Кларка, и он переводился на новые языки. С 1968 по 2004 годы не было ни одного года, в который где-нибудь не публиковался этот рассказ – в некоторые годы многократно. Рекордсменом стал 1974 год – 11 публикаций в течение года!
Признание заслуг
В конце 1983 года произошло еще одно значительное событие в биографии «Часового». Нью-Йоркское издательство Berkley Books задумало выпускать новую серию книг известных фантастов, и первым в их списке был Артур Кларк. Решили не переиздавать старые сборники, а сделать что-то новенькое. Концепция была следующей: для издания выбрали девять рассказов разных лет (1946–1981), чтобы показать широкий диапазон творчества Кларка. Многие из рассказов были со своей историй, как например "Ангел-хранитель" (переработанный в роман "Конец детства") или "Песни далёкой Земли /The Songs of Distant Earth" (не следует путать с одноименной повестью 1958 года, так как здесь другое произведение, написанное в 1979 году для Стэнли Кубрика как возможный фильм, который однако так и не был сделан). Но общим названием для всего сборника выбрали именно рассказ «Часовой» (The Sentinel). Чем не признание заслуг героя нашей истории?
К каждому рассказу Артур Кларк написал вступление, плюс предисловие ко всей книге. На последней странице обложки, в издательской аннотации говорилось: «Эта книга создана для книжной полки каждого читателя Артура Кларка и каждого любителя изысканной научной фантастики».
В качестве иллюстратора был привлечен известный в определенных кругах человек – Леббеус Вудс, американский архитектор-теоретик (профессор архитектуры) и художник. Он изредка иллюстрировал некоторые книги, выпуск каждой из которых становился своего рода событием. Архитектурные рисунки Вудса поражают своей смелостью и завораживают — их можно разглядывать бесконечно. Еще Леббеус Вудс прославился тем, что подал в суд на создателей фильма «12 обезьян» (1995), за то, что они скопировали одну из его работ, и в результате этого процесса выиграл шестизначную цифру в качестве компенсации. Также Вудса, как концептуального художника, привлекали для работы в фильме «Чужой-3» (он разрабатывал различные эскизы для возможных инопланетных колоний).
Почти одновременно с выпуском вышеописанной книги, это же самое издательство Berkley Books, опубликовало еще одно – специальное и дорогостоящее издание сборника «Часовой», ограниченным тиражом в 495 экземпляров, с личными подписями Кларка и Вудса в каждой книжке. Это был эксклюзивный тираж, каждая книга которого была пронумерована в типографии.
Выпуск сборника (как в рядовом, так и в эксклюзивном изданиях), позиционировался, как крупное издательское мероприятие Berkley Books. Чтобы отпраздновать выпуск книги, издательство в начале ноября 1983 года провело торжественный вечер, где была представлена сборная солянка из работ Леббеуса Вудса и Артура Кларка, а цветные телевизоры всю вечеринку непрерывно показывали запись фильма «2001 год: Космическая одиссея».
Также, как гвоздь программы, для собравшихся гостей прозвучало специальное сообщение от Артура Кларка – одноминутный телефонный звонок со Шри-Ланки через коммуникационный спутник. Сегодня это звучит убого, но тогда такой пассаж стал изюминкой вечера.
Краткая информация о первом сборнике, заимевшем на обложке название «Часовой»:
- «The Sentinel», 1983. Издатель: Berkley Books, Нью-Йорк, 303 страницы (я понимаю, что должно быть четное число страниц, но пишу, как указано в справочной системе).
- Серия: Masterworks of Science Fiction and Fantasy. Выпуск серии организовал Байрон Прейсс.
- Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации Леббеус Вудс (12 рисунков).
Издание сборника «The Sentinel» в 1983 году стало пробным шаром. А после этого, конвейер заработал, и на английском языке (как в Америке, так и в Англии) были изданы более десятка сборников рассказов Артура Кларка, у которых название «Часовой» находилось на обложке.
Впрочем, в рамках исторической справедливости, необходимо отметить, что первый сборник с названием «Часовой» все-таки появился не на английском, а на итальянском языке – «La sentinella» в 1979 году. Тихо и без вечеринок.
Галерея «Часовых»: Обложки некоторых сборников выпущенных в 1983–2004 годы
(Продолжение следует)
ССЫЛКА для перехода к следующей части серии статей «Семидесятилетняя история "Часового"»
Иллюстрации Леббеуса Вудса в сборнике "The Sentinel" (1983)