Итак, ради единственного человека, который меня об этом просил, подведу итоги года.
Это был тяжелый год, связанный с большим количеством разочарований. Здесь и закрытие многих интересных мне циклов издательством «АСТ», и откровенно мусорная дамская фантастика от «Фанзона» и малое количество фантастики от «Азбуки». Есть и позитивные стороны, например издание практически всего Сандерсона той же «Азбукой». В прошлом году я сетовал, что наши издательства игнорируют прекрасные романы Лю Цысиня, и вот «Фанзон» их издает. Вышло несколько очень интересных книг, к сожалению, не все я успел прочесть. Еще больше было анонсов. Поэтому, 2017 читательский год был для меня, во многом, проходным. Надеюсь, наступивший 2018-й год будет по-настоящему звездным.
Теперь ближе к делу.
Зарубежная фантастика: Грег Иган «Диаспора» В очередной раз не смог найти ничего лучше романа Игана. Монументальный, колоссальный в своих масштабах роман, поражающий размахом идей, при этом остающийся метафоричным и красивым. Так же хочу отметить роман «Выбор оружия» Иэна Бэнкса и «Марсианскую трилогию» Кима Стэнли Робинсона. Последняя лишь слегка не дотянула до первого места, огорчив меня откровенно затянутым и, по большому счету, не нужным финальным романом.
Российская фантастика: Андрей Столяров «Монахи под луной». В отечественной фантастике выбор был невелик, поэтому с легким сердцем отдаю первое место этому выдающемуся роману. К сожалению, большинство современных авторов такую фантастику писать даже не пытаются. Кишка тонка. Так же хочу отметить новый роман Пелевина и «Свет мой, зеркальце…» Олди. «Бык из машины», кстати, меня разочаровал.
Зарубежное фэнтези: Дэвид Геммел «Царь Каменных Врат». Ничего не могу с собой поделать. Он великолепен.
Российское фэнтези Ник Перумов «Дилогия про Охотников» И прежде чем меня закидали тапками, скажу, что в принципе практически ничего из нашего фентези не читал. Новая книжка Пехова — проходняк, Корнев меня, мягко говоря, не впечатлил, а отдавать первое место седьмому роману цикла как-то не комильфо. На их фоне Перумов создал вполне крепкий, легко читающийся и интересный, пусть и не лишенный присущих автору недостатков роман. Среди наших фентезеров и на таком уровне мало кто может работать.
Мистика/Хоррор. Зарубежное: Грэм Мастертон «Жертвоприношение» *Скучающим тоном* да-да, я знаю, что это просто пересказ «Снов в ведьмином доме» на современный лад. Ну и что с того? Это единственный по-настоящему страшный роман во всей серии «Мастера ужасов». Песни мертвого сновидца выйти не успели, а Брома я еще не читал. Так что, пока так.
Мистика/Хоррор. Отечественное: Антология «Самая страшная книга» в этом году на редкость удачная. Да и вообще, могут наши хоррормейкеры в короткую форму, ох могут. Что ж в фантастике такое днище-то, а?
Малая форма. Зарубежное: отметить хочу многое, но первое место отдам наиболее запомнившейся мне повести «Космоботические сказания Доминика Видмара. 13 статей из Словаря персонажей неизвестной литературы» Филипа Хака, который взял за основу «Звёздные дневники Ийона Тихого» и сотворил с ними такое, что теперь он обязан на них жениться. Так же упоминания достойны рассказ «Остановка на Земле» Майкла Суэнвика, «Красная оса» Теда Косматки и Майкла Пура, классическая повесть «Памятник» Ллойда Биггла-младшего, а так же многочисленные рассказы Г. Ф. Лавкрафта с которым я обстоятельно познакомился только в этом году.
Малая форма. Отечественное: а вот здесь я отмечу только один рассказ, который меня поразил. Это «Висельник и ведьма» Богдана Гонтаря, атмосферное, написанное по всем канонам черное фентези. Редкий зверь.
Графический роман: Алехандро Ходоровский, Хуан Хименес «Метабароны», тут двух мнений быть не может. Даже не верится, что я увидел на русском эту эпохальную космическую сагу. Даже хорошо, что третий «Жуй» в этом году не вышел. В тени такого исполина он бы потерялся.
Книга года: Всегда очень сложно отдавать свой голос в этой номинации. В прошлый раз решил этого вообще не делать. Но в этом году есть книга, которая достойна быть первой. Это «Грядущая буря», которую за Джордана дописал Брендон Сандерсон. Я безмерно благодарен Сандерсону за то, что он нашел в себе силы закончить этот легендарный цикл. При чем он не просто дописал в той же манере, он подарил циклу новую жизнь, без многочисленных описаний платьев, титек, вываливающихся из вырезов в них, телесных наказаний и прочего, чем очень грешил Джордан в последние годы своей жизни. Некоторые назвали это изменением атмосферы цикла и отступлением от традиций. А как по мне, и слава богу.
Разочарование года: Сергей Жарковский «Эта тварь неизвестной природы». Облом века. Насмотревшись на ЧСВ автора и то, как превозносят его верные почитатели я ждал чего-то по-настоящему особенного, а получил довольно безыскусную вариацию на тему «Пикника на обочине». Уже в 1990 году такое смотрелось весьма вторично. А уж в 2017, после многочисленных новеллизаций известной компьютерной пострелушки писать о Зоне и сталкерах, ах, пардон, трекерах, — полнейшее дурновкусие. Что уж говорить, даже иностранные коллеги справились куда лучше, на милю обойдя нашего великого фантаста и в оригинальности и в постмодернистском видении темы.
Автор, который удивил: Рик Янси со своим «Монстрологом». Ожидал классический янг эдалт, а получил настоящую деконструкцию целого жанра. Даже странно, что до автора никто не додумался до такого простого и вместе с тем неожиданного решения.
Издательство года: Нет такого. «АСТ» забрасывает циклы, «Азбука» новинки фантастики практически не издает, разве что несколькими переизданиями отметилась, «Фанзон» издает каких-то непонятных теток, «Фантастика» активизировалась только к концу года, а «Эксмо»... что вообще в этом году можно сказать про «Эксмо»?