Грэм Мастертон «Жертвоприношение»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Лавкрафтианский хоррор | Современный психологический хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век | Новое время (17-19 века) | 21 век
- Сюжетные ходы: Договор с нечистой силой | Спасение мира | Вторжение «Чужих» | Фантастические существа
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Эта история начинается как и многие истории о призраках. Главный герой Дэвид, недавно переживший болезненный развод, вместе со своим сыном Дэнни нанимается отремонтировать старый викторианский особняк, где некогда располагался детский приют с очень неприятной историей. В округе этот дом не любят, и слухи о нем ходят самые неприятные. Уже в первую ночь Дэвид слышит странные звуки на чердаке, но, вместе с читателем, даже не подозревает к какому ужасу это приведет. И нет, это не история о призраках, все будет гораздо страшнее, на кону судьба всего мира, а монстры гораздо реальнее, ведь «Prey» — это дань Грэма Мастертона самому Говарду Филлипсу Лавкрафту.
Входит в:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Deliann, 27 апреля 2017 г.
Очередной роман серии «Мастера ужасов» прочитан, и я вынужден отметить, что тенденции, обозначенные в отзыве на «Инициацию» ни куда не делись. При очень стильной обложке, хорошем переводе и вполне демократичной цене, книга довольно посредственная по содержанию.
Сперва я хотел написать свой отзыв в форме прохождения компьютерной игрушки жанра «квест». Потому что первые процентов 60-70 книги состоят из хождения главного героя по округе, бесед с рандомными персонажами и тыканья во все предметы подряд. Это выглядело бы примерно так:
Мы получаем управление в свои руки, осматриваемся в доме, слушаем мысли персонажа по поводу каждого интерактивного предмета. Бродим по окрестностям, разговариваем с другими персонажами, натыкаемся на старушку, которая рассказывает о доме страшные вещи. Находим крысолова, договариваемся о травле большой крысы, живущей на чердаке. В какой-то момент встречаем симпатичную девушку, случайно выбираем нужную ветку диалога и триггерим сексуальную сцену. Затем приходит крысолов, умирает. Мы отправляемся бродить по округе, старушка опять рассказывает предостерегающие ужасы. Если прийти к ней в третий раз, обнаружим ее мертвой, так что пойдем пока к священнику. И так далее в том же духе.
Удержал меня от этого тот факт, что книга написана в 1992 году и отношения к квестам явно не имеет. Дело в том, что за прошедшие четверть века большинство сюжетных ходов романа превратились в штампы, а сама книга стала слишком предсказуемой. Не знаю, правда, насколько самобытной она была на момент выхода, учитывая, что, по сути, данный роман – дань уважения Лавкрафту. Так что я решил просто описать плюсы и минусы произведения, сугубо как я их вижу и этим ограничиться. Но прежде чем переходить к делу, пара слов о сюжете. Дэвид с сыном поселяются в старинном особняке, который Дэвид подрядился отремонтировать за пару месяцев. В первую же ночь Дэвид слышит странные звуки на чердаке и вскоре узнает, что особняк скрывает зловещие тайны. На этом мы с сюжетом закончим и перейдем к делу.
Начну с плюсов, следуя правилу «сначала похвалить, потом поругать».
1) Если рассматривать роман как курсовую работу по «Снам в ведьмином доме» Г. Ф. Лавкрафта, то автору вполне можно поставить «хорошо». Атмосфера напоминает лавкрафтовскую, но не копирует, упоминаются всякие Древние, присутствуют Кезия Мейсон и Бурый Дженкинс. Мистическая геометрия и временные порталы в наличии.
2) Автору неплохо дались описания секса и насилия, в том числе анатомические. Временами возникало ощущение, что еще чуть-чуть и начнется натуральный сплаттерпанк, но ощущение так и осталось ощущением.
Теперь про плохое:
1) Как я писал ранее, роман довольно предсказуем. Он может удивить пару раз в мелочах, но глобально я угадывал события страниц за 50 до них.
2) В романе много воды. Частенько персонажи проговаривают одни и те же мысли несколько раз, а в плане действий просто топчутся на месте. Подливало масла в огонь еще и то обстоятельство, что Дэвид частенько вел себя глупо, что умножало его беды, а вместе с тем и объем текста.
3) Персонажи абсолютно не живые. Ни один из героев не создает впечатления, что у него проработана личность. Психологизм здесь на уровне компьютерных квестов в стиле «Поиск предметов», а я такое очень не люблю,
В общем-то, все, на этом можно заканчивать. Рекомендую роман всем поклонникам «Мифов Ктулху» и их свободных продолжений. В мае обещали выпустить в рамках серии роман Рэмси Кемпбелла, так что надежды на светлое будущее для серии у меня остаются.
Karnosaur123, 26 апреля 2017 г.
Дочитал Мастертона. Минусов только два:
1. Временные парадоксы. Там сам чёрт ногу сломит.
2. Герой — болван. Полный. Ладно бы он был импульсивный болван, как бывает у Лаймона. Но он, блин, рассуждающий болван! И рассуждает он о грозящей опасности (а дело, на минуточку, касается похищения детей, и с ним малолетний сын) по принципу, описанному БэдКомедианом в обзоре на индийского «Коммандо»: «Что это у него под полой блеснуло? Пипетка! А почему металлическая? Новая модель! Э-э-э... БЛИН, ДА ЭТО ТОЧНО ПИСТОЛЕТ!!!»
Зато:
1. Бурый Дженкин — лапочка!
2. Секс и насилие!
3. Кровькишкирасп%дарасило! Причем с выдумкой.
4. Действие размеренное, но с самого начала уверенно разгоняется, скучать не придется. Финал крутой.
Есть некоторые вопросы к переводчику. Андрей Локтионов (полагаю, это первый его перевод в большом издательстве?) славно поработал, но вот решение не переводить английские слова в те моменты, когда Бурый Дженкин начинает браниться на смеси разных языков, кажется мне довольно спорным. Юмор теряется. «Bastard-cunt-ich-tote-dead-you-now!» Вполне ведь можно было подать примерно как: «Сука-падла-ich-tote-сдохнешь-щас!»
В общем: покупать и читать! Мастертона на русском преступно мало, будем надеяться, что сей недочет благодаря «Жертвоприношению» будет исправлен. Давненько я не получал такого кайфа. Мастертон пишет хоррор. Неряшливо-пальповый, но чистейший, без лишних примесей. Я требую продолжения банкета!
Ланцелот, 14 мая 2017 г.
Ну вот и прочитал я это. Буду предельно краток. Данный роман — не совсем ужасы, хоть элементы последних здесь тоже присутствуют. «Жертвоприношениэ» прежде всего хроноопера со всеми вытекающими. До поры до времени все вроде и не плохо, но дальше действие сводится к банальным перемещениям во времени. Спасение в прошлом, перемещение из настоящего в прошлое и назад и тд. От Лавкрафта здесь кроме пары имен и названий ничего нет. Великие Древние в данной книге смертны. Они чуть не вымерли в свое время от изменения климата Земли и состава атмосферы. Чихарда со временем под конец раздражает, просто перестаешь следить что есть причина а что следствие, что уже произошло, что влияет на это и когда. Победившее вроде бы в конце великое зло отпускает гг просто так. Зачем? А хэппи-энд, куда ж без него. И как гг побеждает в конце? да очень даже просто:
Вывод: поклонника Лавкрафта читать рекомендовать не буду, перечитайте лучше оригинальные мифы Ктулху. Любители жанра читать данную книгу или нет решайте сами. Что вас ждет я вам кое как обрисовал.
Пушистая, 29 ноября 2017 г.
Первый раз я столкнулась с Грэмом Мастертоном лет в 15. Правда никакого впечатления «Сексуальные секреты вашей соперницы» и «Как свести с ума своего любовника» на меня не произвели ибо были куда целомудренне «Истории О» или набивших оскомину трех книгах об Эммануэль. И вот, через двадцать три года, оказалось, что он еще и ужасы пишет. И они вполне себе коммерчески успешны (даже фильм по каким-то из них сняли). Вот уж точно «пути господни..».
С другой стороны что бы назвать это недочто ужасами надо иметь, на мой взгляд, не очень развитую фантазию. Да, по идее Лавкрафта, да «кровь-кишки-мозги по стенам» присутствуют буквально, но при всем при этом чтение про «влажные розовые половые губы» или «захлебываясь от слюны и смазки мой язык нашел ее шейку матки» не заставляет относиться к описанию сдирания лица с живого человека серьезно. При этом в наличии еще и бледные готические дети с червями в волосах, путешествия во времени, зиккураты, ведьмы, Сатана-повитуха и гг — недальновидный идио ...ээээ...скажем, страус головой в песок. Короче, ГФЛ пора являться во плоти всем кто недостойно использует его имя и идеи, и укоризненно махать на них щупальцами денно и нощно. А единственное что меня оправдывает в чтении подобной мути это то, что на работе затишье и время надо как-то проводить (ну и еще подчерпнула из данной писанины прекрасный нескладно переведенный викторианский (кажется) стишок про смерть непослушных детей и «Лепанто» Честертона).
Hoji, 14 октября 2017 г.
Диковатая концепция перерождения Древних и игр со временем, подозреваю, что автор сам под конец запутался и махнул рукой на любые несуразности и логические нестыковки. Доведенный до крайности голливудский штамп, когда герои чуть ли не лицом въезжают в сверхъестественное, но продолжают до последнего играть скептиков, могущих все объяснить рационально. Попутно подставляя себя и окружающих, ведь беспокоиться не о чем, не так ли? Но хуже всего то, что большая часть книги — это унылая вода, бытовуха, скучные и поверхностные рассусоливания главного героя о своем браке и женщинах. Что, к сожалению, типично для современного хоррора, скатившегося за вторую половину XX века почти на самое дно жанровой литературы (нет, есть, конечно, еще пападанцы, академии чародеев и лав фэнтези, но невелика заслуга быть лучше макулатуры). С другой стороны, не могу сказать, что роман так уж кошмарен, свою долю удовольствия я получил от чтения, но, если быть откровенным, абсолютно ничего бы не потерял пройдя мимо.
Bachman, 14 марта 2024 г.
В целом очень даже классно, несмотря на некоторые недостатки.
Раньше мне было непонятно: зачем брать созданную кем-то мифологию, но потом я понял, что это то же самое, что удивляться тому, что кто-то использует, например, фольклор – то есть уже придуманных существ, явления и т.д. Автор развивает идею Лавкрафта, но если тот большую часть событий оставил за кадром, то Мастертон как бы пытается отгадать, что он имел ввиду и выстраивает сюжет из обрывков, оставленных первоисточником. Немного смутило упоминание самого Лавкрафта в тексте, и в целом роман пошел немного по-другому ближе к концу, когда главный герой возвращается в прошлое второй раз и узнает что за заговор там плетется.
Финал тоже не разочаровал — Мастертон все достаточно неплохо обставил, и несмотря на некоторые лично мне не совсем понятные вещи (неопределенные метания Биллингса, например), завершил начатое вполне неплохо (даже несмотря на притянутую за уши Черити).
Не соглашусь с авторами предыдущих отзывов в части нелогичности персонажей. То есть ведут они себя действительго не совсем адекватно иногда, но с другой стороны – не останься они в доме и не было бы и о чем писать. Вы же достоверность существования лавкафтовских Древних на полном серьезе не оспариваете?)Тоже своего рода художественное допущение – герои-идиоты)
Боялся, что будет перебор с хронофантастикой (не очень люблю такое), но не сказать, что этого слишком много.
По мне получилось практически идеально, чего-то не хватает немного (возможно более понятного сюжета), но придираться не хочется.
Порадовал Бурый Дженкин: хоть он и выглядел не так, как у ГФЛ, и был очевидно больше, но в целом завшивевший уродец получился очень колоритный. Особенно его манера материться на смеси нескольких языков.
Konbook, 23 августа 2022 г.
К этому роману я долго присматривался. Настораживал невысокий средний балл. Не люблю покупать книги, которые заведомо могут не понравиться. А ведь произведение связано с миром Лавкрафта, чье творчество я очень люблю.
В общем, про «Жертвоприношение» Мастертона я благополучно забыл.
Но все эти три года нет-нет, но название и имя автора попадались в поле моего зрения. И только близкое знакомство с писателем («Сфинкс», «Джинн»), которое оставило благоприятное впечатление, заставило меня вернуться к «Жертвоприношению». С трудом, но я нашел эту книжечку и засел за чтение.
Роман классный. Получил огромное удовольствие. Говорю искренне, положа руку на сердце. Развлекательная задача, возложенная на произведение, выполнена им на все 100%. Написано легко, живо, читается на одном дыхании. Неплохо передана атмосфера проклятого дома. Но, есть один большой недостаток. Пожалуй, именно он и не позволяет отнести работу Мастертона к шедеврам хоррора.
Что за недостаток?
Тупоголовые герои.
Мне кажется, дети в пять лет ведут себя благоразумнее, чем Дэвид Уильямс, тридцатитрехлетний лоб, и его… пардон, шлюшка Лиз.
С чего бы начать?
Во-первых, мне не была ясна роль Лиз в книге. Для чего он ввёл в её сюжет? Типичная малолетняя шлюшка, которая в первую же ночь легла в постель к незнакомцу. Ближе к финалу стало ясно, зачем Мастертону понадобилась Лиз (к сожалению, она требовалась фабуле романа).
Раздражала до безумия.
Тупыми предположениями, глупым поведением.
Что далеко ходить? Приведу самый простой пример. Та самая ночь, когда Лиз пришла в спальню Дэвида, якобы из боязни находиться в своей комнате. Они слышат шум на чердаке, похожий на крысиную возню. Уильям не прогнал новую знакомую и… почти пере-спал с ней (этот же эпизод в качестве примера глупости привёл ниже один из рецензентов), феерического финала не вышло — снова раздался шум сверху, и девица засобиралась к себе, решив, что так будет лучше. Спрашивается: нафига ты вообще приходила? Тебе же было страшно! Что, страх прошёл?
А как Вам предположения, что на чердаке живут… дети, сбежавшие от родителей?
Или, например, бродяги?
Абсурд!
Следующий раздражающий фактор.
Какого чёрта Вы остаетесь в доме, если то, что в нём происходит невозможно объяснить с рациональной точки зрения? Пакуйте шмотки и мотайте оттуда! Ах да, конечно, Дэвид же получил аванс от хозяев дома и уже растратил его. У него выбора, только вы-полнить работы, которые ему были поручены. Хорошо, выполняй, но что мешало снять какой-нибудь домик или номер в гостинице? Нужно было всё время оставаться в эпицентре дьявольщины и шарахаться от каждого звука? В своё время подобная глупость убила в меня в романе Нэвилла «Никто не уйдет живым». Главная героиня не покидала призрачный притон, без каких-либо убедительных причин.
Поведение героев и их тупость, граничащая с кретинизмом, единственный недостаток «Жертвоприношения». Всё остальное — здорово. Задумка, воплощение. Роман по-настоящему жутковатый. А фишка с фотографией на стене? А люк на чердаке, ведущий в… (Подробностей не раскрываю).
Плюсы в совокупности перевесили чашу весов с минусами.
Понравился и финал. В целом, Мастертон достойно завершил эту странную историю.
О Буром Дженкине говорить не приходится.
Колоритная личность. И мерзкий, и симпатичный одновременно.
Итог: 10 из 10, хоть поведение героев возмущало, и они не мало меня раздражали.
Nexus, 27 октября 2017 г.
Всё-таки здорово, когда писатель не идет проторенным путем и даже из откровенно заезженной истории умудряется сделать нечто свежее и самобытное.
Совсем как Грэм Мастертон, который в основу своего романа «Жертвоприношение» положил сотни раз использованный другими авторами сюжет о нехорошем доме.
Фортифут-хаус — как раз из таких: старый викторианский особняк, чьи стены были свидетелями многочисленных трагедий и загадочных происшествий.
Он словно червоточина высится посреди английской деревушки Бончерч, вызывая страх у местных жителей.
Не в последнюю очередь благодаря якобы обитающему в нем мерзкому крысоподобному существу по прозвищу Бурый Дженкин, похищающему детей.
Именно в Фортифут-хаус и приезжает главный герой романа по имени Дэвид вместе со своим семилетним сыном Дэнни с целью полностью отремонтировать дом для последующей продажи.
И буквально в первый же день пребывания в особняке начинает сталкиваться с его темным прошлым, даже не догадываясь что оно также есть и его настоящее.
Собственно, этим «Жертвоприношение» и цепляет: Мастертон взял классическую сюжетную завязку для хоррора и добавил в нее элементы хронофантастики, преобразив тем самым давно избитую историю.
Причем, сделал это очень ярко (и герои, и ужасы творящиеся с ними, вышли на редкость сочными) и драйвово (действие в книге стартует с первых же страниц и не останавливается вплоть до кровавого финала).
Тем не менее, есть в бочке меда и несколько ложек дегтя.
Автор настолько увлекся экшеном, что забыл придумать для главного героя железобетонную мотивацию, объясняющую почему тот продолжал оставаться в доме, несмотря на весь творящийся вокруг него кошмар.
Конечно, у Дэвида было плачевное финансовое положение и поэтому он не хотел уезжать из особняка, чтобы не возвращать выплаченный ему ранее аванс за ремонтные работы.
Правда, странно, что проигнорировав все угрозы, исходящие от Фортифут-хауса, главный герой не подумал о безопасности собственного сына.
Не иначе как на Дэвида опустился морок, из-за которого он перестал здраво мыслить.
Другая проблема книги, на мой взгляд, заключается в невнятной хронологии.
Иными словами, иногда при чтении романа было не понятно, что было причиной, а что следствием тех или иных описываемых событий.
Даже сложилось впечатление, что сам Мастертон слегка запутался в перипетиях своего повествования.
Ну а главным разочарованием для меня стал Бурый Дженкин, хотя внешне этот персонаж получился на отлично.
Однако меня просто «убивала» его клиническая неспособность причинить реальный вред главному герою.
Подводя итог, замечу, что «Жертвоприношение» — это весьма качественное произведение, созданное на стыке хоррора и фантастики.
Поэтому я более чем уверен, что оно придется по душе поклонникам обоих жанров.
Frogman, 21 февраля 2023 г.
Не понимаю, почему эту книгу не назвали «Пятьдесят оттенков бурого Дженкина». Когда с человека на глазах Дэвида сдирают кожу или распарывают живот, он идёт заниматься любовью с неизвестно кем. Лиз, появившись, не показала никаких документов, он просто ей поверил, дурачок этакий. А все эти царапанья пола как атмосфера заброшенного дома перемежаются экшен-стелсом ныряния в прошлое. Конечно, трупы представляют собой омерзительное зрелище постлавкрафтовского периода. Такое тоже имеет место, даже больше, чем некоторые работы Колина Уилсона и Брайана Ламли. А Билингса младшего я постоянно представлял Авраамом Линкольном. Советую и всем. А уж кого представлять в роли Лиз — это ваша личная забота.
Wongraven, 22 января 2023 г.
Много лет назад читал у Мастертона «Колоды Ада», и тогда весьма понравилось. Понравилось и «Жертвоприношение» (хотя, как по мне, перевод названия как «Жертва» был бы более уместен). Наверное, если бы Лавкрафт написал роман, получилось бы что-то подобное. Начинаясь как вроде бы классическая история про дом с привидениями, роман постепенно все дальше и дальше погружает читателя в глубины лавкрафтианского ужаса. Не сказать, чтобы это было настолько страшно, но общая атмосфера надвигающегося неминуемого кошмара передана очень хорошо. Главный герой, конечно, тряпка и полное ничтожество, но и такие иногда побеждают. Победа, впрочем относительная, потому как хэппи-энда здесь нет, и это не может не радовать. Вообще, концовка сначала несколько разочаровала — хотелось чего-то более масштабного космического такого, но вот самые последние страницы оказались весьма убедительными. Главному герою предстоит сделать выбор: спасти мир ценой жизни двух близких ему людей, или же оставить этих двоих жить, подвесим над миром потенциальную угрозу тотального уничтожения. Он выбрал второе, и это хорошо: у Великих Древних остался шанс на возвращение! Правда, не совсем понятно из текста, почему это был их последний шанс, ну да ладно. Из минусов отмечу, наверное, не очень убедительное описание Великих Древних, ну и со всеми этими перемещениями во времени автор тоже так намудрил, что разобраться, что было до, а что после, очень тяжело. Но в целом очень и очень неплохо.
sergej210477, 14 августа 2017 г.
Очень посредственный, на мой взгляд, роман. Есть в этой книге несколько серьезных достоинств: неплохо переданная мрачная атмосфера, закрученный сюжет, реалистично написанные сцены насилия — вроде бы, должен, был бы, получиться хороший хоррор. Но, меня не зацепило. В произведении есть один крупный недостаток, об этом уже не раз говорилось в других отзывах, и он перевешивает для меня все сильные стороны романа. Речь о том, что все главные герои книги, а в прочем, вообще все персонажи, ведут себя глупо, противоречиво и неестественно.
Нормальные люди не говорят и не действуют таким образом. Да, потусторонние силы, путешествие во времени, другие миры — все это нормально для фантастической литературы. Но, когда герои ведут себя как несознательные малолетние дети, это «режет глаз» и кажется противоестественным.
Обычно, в романах ужаса, герои обречены оставаться в происходящем кошмаре. Им или некуда деться, или они до конца не понимают, что происходит. И это выглядит, по крайней мере, в определенном смысле, естественным. Но, в этом романе персонажи осознают весь ужас, что твориться вокруг, только, все равно, ведут себя нелепо. И это портит, как мне кажется, всю книгу.
Ближе к финалу, роман становится более динамичным, ярким. Да, много взято от произведений Лавкрафта, но язык и стиль книги другие. На мой взгляд, развязка этой истории автору удалась. Конечно, все довольно предсказуемо, но сюжетная линия завершена неплохо.
Назвать книгу увлекательной я не могу. Раз прочитать можно, но книг такого уровня очень много, и «Жертвоприношение» ничем особенным из них не выделяется.
Caspian, 26 марта 2018 г.
Начну с лёгкого лирического отступления: те, кому не очень-то и интересен Лавкрафт и его творчество, пусть смело проходят мимо и не нудят в отзывах, что им чего-то не хватило. Зато всех остальных, милости просим.
Собственно, перед нами чистейший образец хоррора лишь с малюсенькой примесью фантастики, которой почти и не замечаешь, на самом-то деле. Грэм Мастертон взвалил на свои плечи громоздкую задачу — сыграть на поле ГФЛ не потеряв в качестве. Что ж, будем откровенны, подобное дано единицам. Но надо отметить, британец мастерски выполнил поставленную перед собой цель. Это самый настоящий триумф и уверенная по исполнению работа. В романе «Жертвоприношение» нет абсолютно ничего лишнего. Всё находится на своих местах, как идеально подогнанные детали в швейцарском механизме. Ни одна из сцен не затягивает повествование и не предназначена для увеличения объёма книги. Нет, Грэм, определённо прекрасно знал, что делает. Каждый эпизод им продуман до мелочей, хотя изначально может сложиться иное впечатление. Кроме того, обязательно важно отметить образ главного героя. Его представляют читателю...настоящим человеком, способным сомневаться и излишне много думать. Такое решение пошло произведению на пользу, поскольку добавило реализма. Было бы откровенно скучно читать о персонаже, непоколебимом в своих решениях и на 100% уверенном в себе. Слишком пресным и искусственным на выходе получится результат.
Несомненными плюсами стали следующие моменты «Жертвоприношения»:
А) Авторский язык. Да, местами не доставало чуть большей толики изысканности, но это не помешало писателю точно передать то, что он стремился описать/показать/вдолбить в голову читателю. Каждый раз всё происходило ненавязчиво, естественно и ужасно. Ужасно в хорошем смысле слова, разумеется.
Б) Опять же, умелое владение слогом позволило литератору прописать великолепную атмосферу. Она глубокая, обволакивающая, жуткая и максимально правдоподобная. Живая во всех своих аспектах. Каждый штрих, цвет, слово, погружает в омут разворачивающегося макабрического безумия. Право слово, Говард Филлипс Лавкрафт мог бы гордиться таким последователем.
В) Точная передача настроений из работ Лавкрафта и старательность, с которой Мастертона следовал канону. Любовь к «Грёзам в ведьмовском доме» не покидала до конца романа. Автор «Жертвоприношения» должен оставаться довольным собой, равно как и поклонники «лавкрафтианского хоррора».
Г) Главная героиня Элизабет. Она удалась Мастертону даже чуточку лучше главного героя. А также, несомненно, Кезия Мэйсон, Бурый Дженкин, само сверхъестественное в различных проявлениях. Всё на высочайшем уровне выполнено британским мастером ужасов. Можно, конечно, придраться к мелочам, да только это бессмысленно. При желании изъяны можно и в признанных шедеврах находить. Иногда стоит отключить внутреннего придиру и наслаждаться замечательными образцами хоррора.
Д) Без гаджетов роман смотрится поистине превосходным. Забываем про сотовые, айподы, ноутбуки, планшеты и прочую пое...дребедень. Она, ей Богу, уже изрядно утомила в повседневной жизни.
Е) Нет переливания из пустого в порожнее, как, к примеру в романе «Усмешка тьмы» от Рэмси Кэмпбелла, тоже британца, к слову. Сравнение выбрано неслучайно. Рэмси Кэмпбелл нередко злоупотребляет ненужными оборотами и излишней тягучестью. Она порой срабатывает на ура, но чаще только раздражает. И если сравнивать обоих авторов исключительно по романам, а не рассказам, то Грэм МАСТЕРтон на несколько порядков МАСТЕРовитее Кэмпбелла, как бы не старались утверждать обратное поклонники последнего. Опять же, подчёркиваю, только как романист Мастертон сильнее Кэмпбелла. В плане рассказов Рэмси удачливее и интереснее смотрится.
Ё) Целостность истории, размер текста и сам сюжет, в частности. Увеличь автор объём и роман непременно сразу же утрачивает динамику. Добавь ещё сцен, тогда повествование покажется размазанным по бумаге, тянущимся как нуга и вызывающим недоумение: к чему такая фрагментарная множественность?
Теоретически, может и можно вплести в полотно романа несколько небольших, ярких событий, искрой врезающихся в сознание, но, пожалуй, это лишнее. Роман «Жертвоприношение» полностью самодостаточен. Это тот случай, когда совершенно ничего лишнего не включено в книгу. Уже одно это вызывает уважение и восхищение проведённой Мастертоном кропотливой работой.
В общем, выкристаллизовалась следующая картина. «Жертвоприношение» при адекватном к нему подходе, без примесей предвзятости — роман без изъянов. Совершенная работа, достойная только гранд-мастеров. К тому же, это и в самом деле чистейший хоррор, разбавленный довольно изобретательными кровавыми сценами. Только максимальной оценки заслуживает роман. Будем надеяться, что в России появятся и другие переводы романов Грэма Мастертона.
scafandr, 13 октября 2021 г.
Вторая прочитанная мной книга из серии «Мастера ужасов». Оценки у «Жертвоприношения» средненькие, в дополнение к этому многие жаловались на заимствование сюжета у Лавкрафта. Все это опускало оценку моих ожиданий от книги. Больше всего я боялся, что Мастертон будет копировать Лавкрафта по стилистике, пичкая нас «душераздирающими ужасами, наполненных болью и трепетом», т.е. слов много, а ужасов не предвидится.
К счастью, все оказалось совсем не так. От Лавкрафта тут только основа сюжета — дом с ужасным прошлым, в котором обитает некое создание, похожее на крысу и человека одновременно.
33-летний мужчина (Дэвид Уильямс) после разрыва со своей женой приехал с маленьким сыном в чужой город на реставрацию дома, на которую ему полагается хороший гонорар. Из психологических трудностей мы имеем страдания от неудавшихся отношений и трудности с деньгами (из-за которых и пришлось согласится на эту реставрационную работу).
Практически сразу дом и его двор начали преподносить сюрпризы — на чердаке кто-то постоянно копошится, а по дворовой территории иногда бросит мужчина в костюме с цилиндром на голове. При этом живут персонажи в начале 90-х. Дэвиду становится интересно, кто шебуршит под крышей и что за люди бродят возле дома. Вот тут-то жители города и поведают ему историю о Буром Дженкине — то ли гигантской крысе, то ли низкорослом человеке, который судя по слухам ворует детей. А дом принадлежал некогда богатому человеку, который построил дом для сирот. Да только в один момент все сироты умерли — вон их могилки недалеко стоят. По-моему, отличное начало!
Но Мастертон еще решил и потешить мужское самолюбие, добавив еще одного персонажа — 18-летнюю девушку Лиз, которая думала засквотировать заброшенный дом, но тут же была поймана с поличным Дэвидом. И если бы не красивая фигура и 5-ый размер груди в самом соку, была бы Лиз послана подальше, а так в итоге она поселилась в доме в соседней комнате.
Сюжет развивается практически молниеносно. Автор не дает нам заскучать. Нет длинных диалогов ни о чем, нет скучных описаний местностей, нет долгих и нудных прислушиваний к шорохам и звукам. Все происходит максимально быстро. Пришел-увидел-обгадился-убежал-пришел со священником-обгадился... И далее в таком же духе.
Ближе к концу роман заворачивается в пространственно-временную кроваво-кишечную шаурму. Это может отпугнуть тех, что ни разу в жизни не читал твердой научной фантастики, но у меня не было проблем с пониманием, в каком времени находятся герои и куда они в итоге попадают.
И если в начале нас пугают одним крысолюдом, сдирающим скальпы с лица, то потом появляются нити лавкрафтианских ужасов. Древние, Йог-Сотот. Ведьмы аки вместилища для порождений тьмы.
Ну раз в инструментарии романа имеется пышная грудь красивой девки, почему бы не описать пару раз бурные сцена секса? Именно поэтому на книге красуется 18+. Хотя нет, чего ж именно поэтому — распоротые животы и обезглавленные трупы тоже намекают на то, чтобы быстренько отогнать детей от экрана телевизора.
Несмотря на некоторые не самые позитивные отзывы, роман для меня держался бодрячком до самого конца. И да, мне он понравился. В нем больше все-таки мистики, чем ужасов, да и к Лавкрафту я отношусь вполне хорошо.
Но до крайней положительной оценки «Жертвоприношению» не достает логичности действий героев. Уверен, что все, кто прочитал этот роман, недоумевали, почему Дэвид не собрал вещи и не убежал из города, когда с домом началась творится полная ересь. Как можно жить в доме, зная, что на чердаке живет страшное существо? Мастертон напирает на то, что Дэвиду очень были нужны деньги, ему хотелось закончить работу, да и машину его покромсали на куски негодяи. Но разве в Англии больше нет другой работы? Разве из города нельзя уехать на автобусе или поезде? У ГГ постоянно нет денег, но при этом они по вечерам пьют дорогое вино и кушают мясо. В конце книги Дэвид оставляет ребенка на человека, который скорее всего выдает себя не за того, кем он является, и мы, читатели, прекрасно понимаем, что нельзя это делать, что все говорит о том, что этот подозрительный человек явно якшается с сатаной, но нет... Только когда уже становится слишком поздно пить боржоми, до Дэвида доходит, что он натворил.
Или вот еще мой любимый момент — Лиз приходит к Дэвиду ночью и просится к нему постель, потому что боится крыс и шорохов под крышей. Ночные разговоры быстро перетекают в страстный неудержимый секс с подробным описанием нюансов. Но дойти до сладкого финала им не дает крыса, которая совсем разбушевалась на чердаке, что аж побелка сыплется на голову. Лиз в панике слазит с Дэвида, и знаете что она делает? Говорит, что немного приуныла и пойдет в свою комнату. Послав воздушный поцелуй, Лиз с улыбкой закрывает дверь спальни Дэвида с другой стороны. Да-да, это та самая девушка, которая боится шуршаний! По крайней мере боялась полчаса назад.
Такие несуразности нужно просто принять и простить. Если не принять, то становится сначала смешно, а потом это уже раздражает. Кажется, так и стукнул бы по голове Дэвиду или Мастертону. Или им обоим. Но я не стал относиться к «Жертвоприношению» серьезно. В начале 90-х это было в норме. Вино, сиськи, секс, крысолюды, ведьмы и расчлененка — типичное кино 90-х. Прочитал на одном дыхании.
В общем, ставлю 7 с крепким плюсом. Читалось быстро, развлечь на несколько вечеров удалось на все 100. Хороший роман.
avsergeev71, 11 августа 2018 г.
Если вы поклонник творчества Лавкрафта и созданной им вселенной Ктулху, то не должны пройти мимо «Жертвоприношения».
Роман написан по мотивам замечательного рассказа Лавкрафта «Сны (грезы) в ведьмовском доме». Собственно произведение Мастертона вполне можно рассматривать как своеобразное продолжение «Снов». Даже главные герои оставлены теми же самыми, хотя волей автора и претерпели некоторые (подчас летальные) изменения: ведьма Кезия Мейсон из старухи превратилась в роковую красотку, религиозный фанатик Мазуревич превратился в загадочную мистическую личность, Черный Человек превратился в респектабельного господина Беллингтона, ну а Бурый Дженкин как был, так и остался злобным крысоподобным существом неясного происхождения. Место студента Уолтера Джилмена занял Дэвид, молодой человек без определенных занятий на момент повествования, только что переживший развод с супругой и воспитывающий семилетнего сынишку. Ну и конечно же события разворачиваются в настоящем ведьмовском доме: в романе Мастерсона это старинный особняк Фортифут-хаус, расположенный на острове Уайт на юге Великобритании.
В целом роман оставил положительное впечатление. Да, это — не шедевр, никаких прорывов и откровений не ждите. Да, роман фактически полностью состоит из клише и шаблонов. Да, тема «нехорошей квартиры» стара и банальна. Но при всем этом автор подошел к написанию очень серьезно и ответственно: никаких роялей в кустах, никаких затянутостей и провисаний сюжета, никаких логических нестыковок и особо неадекватного поведения ГГ не наблюдается (по крайней мере, на мой взгляд). Чувствуется уверенная рука профессионала: читатель с лихвой получает то, что требуется от книг подобного жанра. Все честно и без обмана. К тому же ощущается бережное отношение автора к наследию Лавкрафта: никаких вольных трактовок и отсебятины — все в ортодоксальном русле мифологии Ктулху. Фанаты останутся довольны. И не только фанаты. Любителям «мясца» тоже изрядно перепадет: элементы сплаттерпанка присутствуют в романе в избытке, — кровища потечет рекой. В общем, хороший, крепкий хоррор на каждый день.
Отдельно хочется упомянуть про секс в романе. Пристегните ремни: его здесь будет много. Очень много, и очень откровенного. И это не должно вызывать удивления: Мастертон известен не только как романист, но и как автор более чем двадцати практических пособий по сексу, издававшихся в том числе и в России. Поэтому «Жертвоприношение» — книга строго +18, безо всяких скидок. В оправдание автора замечу, весь секс в романе — неотъемлемая часть сюжета. Никакой эротики, — все строго по делу.
Ну и основной вопрос для произведений подобного жанра: будет ли страшно? Не ручаюсь за всех, но меня в процессе чтения холодок пробирал довольно часто. Может и не очень страшно, зато стабильно и с гарантией. Саспенс как таковой определенно присутствует, причем (что весьма ценно) с самых первых страниц, — автор долго не раскачивается.
В итоге, твердая 8. И искренние рекомендации к прочтению.
perftoran, 21 июля 2017 г.
«Жертвоприношение» — третий роман новой хоррор-серии издательства «АСТ» «Мастера ужасов». Фамилия автора книги, Грэма Мастерсона, всем, кто любит ужасы, должна была примелькаться благодаря антологиям хоррора от Джонса и Адамса, которые у нас издавала «Азбука», например, рассказ «Ковёр» — одно из лучших произведении антологии “Монстры”. Уже в этом рассказе Мастерсон продемонстрировал своё умении выдумать жестокий, кровавый способ расправится с героем своих произведений. Фантазия у него богатая. Поэтому ожидать тонкого, и психологического хоррора не приходилось. Так и случилось: “Жертвоприношение” — кровавое путешествие в буйной чаще авторской фантазии, иногда даже дебрях. Да, насочинял Мастерсон ярко и много: здесь вам и Великие Древние, и ведьмы, и традиционный дом, о котором ходят жуткие слухи, страдающая экология Земли, да ещё и хроноприключения вишенкой на торте. Из-за этого разнообразия иногда страдает логика произведения. Все эти дела с перемещениями во времени достаточно запутаны. Пытаться в механизме их действия не стоит, лучше принять, что Мастерсону лучше знать, почему через один и тот же люк ведёт то в будущее, то в прошлое.
Главная же претензия к произведению уже высказывалась в других отзывах – это нелогичное, а иногда глупое поведение героев, в особенности Дэвида – главного героя: только что, побывав в прошлом, сбежав от жуткого монстра, он уже через минуту спокойно ложишься спать в доме, где всё это произошло. Его сын Дэнни, так вообще вечно предоставлен себе и это на фоне всех ужасов, которые происходят с детьми в этой книге.
Многие кто читает мой отзыв, если ещё читает :), подумает, что книга мне не понравилась, однако это не так. «Жертвоприношение» — отличное развлечение для тех, кто любит хоррор, именно кровавый и драйвовый. Роман Мастерсона очень динамичен и не дает скучать, умело пугает и преподносит читателю великолепно-мерзейших отрицательных персонажей (Бурого Дженкина уже все отметили). Собственно зло получилось более яркое, чем добро. Так же Мастерсон в книге демонстрирует весь свой профессионализм как автор пособий с заманчивым названием «Одинокая, страстная, сексуальная…» и «Как свести с ума друг друга». Так что книга оправдывает на все сто плашку 18+.
Концовка и финальная битва со злом — куда же без неё — получилось яркой, но уж больно короткой. Присутствует опять же традиционный намек на то, что некоторых древних монстров не так-то легко победить, как говорится «Иногда они возвращаются..» (С.Кинг).