Александр Цеханович «Петербургская Нана»
В этом романе, как показывает само его название, талантливый беллетрист со свойственным ему мастерством, описал перипетии жизни молодой провинциальной девушки, брошенной в омут петербургской жизни и погрязнувшей в нём. Не найдя удовлетворения в будничной, серенькой обстановке своего отца-чиновника, она убегает вместе с купчиком, влюбившемся в неё до безумия, из-под родительского крова в Петербурге, и тут, попав в общество веселящейся столицы, обретя в ней широкий простор своим страстям, погибает ужасной смертью после целого ряда романтических приключений.
Роман этот читается с неослабевающим интересом от начала и до конца.
Публикация — «Петербургская газета», 1893, 1 июля — 29 сентября, №№ 177-179, 181-186, 188-193, 195-200, 202-207, 209-214, 216-221, 223-235, 237-242, 244-249, 251-256, 258-263, 265-267.
1-е издание — Санкт-Петербург : тип. Муллер и Богельман, 1894. — 365 с.
3-е издание — 1901 г.
4-е издание — 1915 г.
«Петербургская Нана» [ч. 3-4] — «На родине». Роман из современной столичной жизни. Петроград, тип. т-ва «Свет», 1916, 156 с.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Walles, 25 мая 2023 г.
Название («Петербургская Нана») отсылает к книге Эмиля Золя (1880), поскольку, кроме созвучия, имеет с ним сходные мотивы и героиню куртизанку. Вместе с тем, роман, как обычно и бывает у Цехановича, пронизан каким-то безысходным, инфернальным фатализмом. Не случайно одна из первых глав называется «Петербургский Мефистофель». Черно-белое, мрачнейшее сюрреалистичное полотно о жизни провинциальной «кокотки». Повествование циклично — в первой главе героиня узнаёт свою судьбу, в последней — предсказанное воплощается. А между ними: каждое новое знакомство героини влечет за собой очередное роковое обстоятельство — всякий раз отнимая по одной жизни.
... В гостинице близ Невского проспекта останавливается приехавшая из глубинки Мария Ивановна Стогова, особа, чьи истинные интересы автор, без долгих прелюдий и церемоний, раскрывает читателю уже в самом начале произведения. Сопровождает ее Пётр Подсолнухин, сын купца -увалень, исполняющий роль прислужника. Во время обеда эту пару подмечает опытный глаз журналиста г. Омлетова — «Мефистофеля», который легко заводит знакомство и предлагает даме свои услуги различного рода, становясь её проводником в мир света, где она в полной мере пользует свои внешние данные. При этом упрекнуть автора в отсутствии деликатности нельзя. «Наденьте, пожалуйста, чулки, -все ещё лёжа сказала ей Стогова, высвобождая из под роскошного одеяла ещё более роскошную ногу...художник нашел бы себе тут благодатную тему для поз и классических контуров, но скромный рассказчик должен, увы, запереть дверь перед носом читателя, потому что из мужчин сюда вход открыт был пока только одному...». Быстрое знакомство с бароном Цимлихом — спортсмэном и биржевым деятелем, оказывается первым звеном в цепочке фаталистических событий..
Часть повествования временно происходит в Париже -на «улице Пети-Тру» и прочих кафе-шантанах. «...Но и в Париже есть наши художники. Ибо «...живописец всегда может не умереть с голоду, а художник и подавно...»
Один из персонажей будто бы предвещает появление книги из будущего Ильфа и Петрова. Это обаятельный плут Петр Галактионович, обладавший умением взять в долг так, что ему никто не мог отказать. Вот что он говорит приезжему в большой город сынку своего давнего знакомого: «Две с половиной тысячи? Дай мне спрятать, потому что города ты не знаешь и плутов тоже, так, чтобы тебя не обирали или не вовлекли в какую-нибудь историю, я деньги эти спрячу у себя и буду выдавать по мере надобности...понимаешь?»... И «купец Полуфунтов» — подобранная фамилия радует...
В этом петербургском «нуаре» автор показал обратную сторону великосветского блеска. Также интересно — читал ли Александр Цеханович рассказ Конан-Дойля «Серебряный»? Наверное мог, поскольку история, изложенная старательным доктором Уотсоном, увидела свет годом раньше. А если нет, то совпадение примечательное. Дело в том, что оба этих произведения роднит роковой удар, нанесенный лошадиным копытом.