fantlab ru

Ирвин Шоу (Irwin Shaw)

Ирвин Шоу
Страна: Швейцария
Родился: 27 февраля 1913 г.
Умер: 16 мая 1984 г.

Настоящее имя:

Ирвин Гилберт Шамфорофф (Irwin Gilbert Shamforoff)


Жанры:
Реализм
91%
ещё >>

Ирвин Шоу (Irwin Shaw) — американский писатель-романист, новеллист, драматург. Ирвин Шоу стал одним из немногих писателей, способных облекать высокую литературу в обманчиво простую форму занимательной беллетристики. Романы Ирвина Шоу не только неизменно становились бестселлерами, многократно переиздавались и экранизировались, и вошли в золотой фонд литературы ХХ века.

Настоящее имя писателя — Ирвин Гилберт Шамфорофф (Irwin Gilbert Shamforoff). Писатель родился в США, в Южном Бронксе Нью-Йорка, в семье евреев-иммигрантов из России. Вскоре, после рождения Ирвина, семья переезжает в Бруклин, и меняет фамилию на Шоу. Детские и юношеские годы писатель провел в Бруклине, где в 1934 г. окончил Бруклинский колледж, со степенью бакалавра.

В юности он испытал сильное воздействие духовного климата «красных тридцатых»; увлекался Б. Брехтом, Ф. Лоркой, Э. Хемингуэем. После окончания Бруклинского колледжа (1934) зарабатывал на жизнь сочинением радиосериалов для популярных шоу «Энди Гамп» и «Дик Трейси».

В 1936 году журнал «Новый мир» опубликовал пьесу двадцатилетнего американца, которая называлась «Предайте мертвых земле». Это был дебют Ирвина Шоу. Через год пьесу «Предайте мертвых земле» поставили на Бродвее. Свое неприятие войны Шоу высказывает устами погибших солдат, которые, восстав из мертвых, обращаются к зрительному залу.

Свои первые рассказы Ирвин Шоу публикует в журналах «Нью-йоркер» и «Эсквайр». Растущую угрозу фашизма и всю атмосферу предвоенных лет, эпохи открытых социальных антагонизмов, депрессии, гнева, дают почувствовать рассказы Шоу, собранные в книге «Матрос с «Бремена»». В 1940-х Шоу пишет сценарии к нескольким фильмам.

С началом Второй мировой войны, пацифист Шоу, пошел добровольцем на фронт; несколько лет был военным корреспондентом. Опыт военных лет лег в основу его дебютного романа «Молодые львы», на долю которого выпал огромный успех – он стал бестселлером, и был, к тому же, высоко оценен критикой. Роман стоит в ряду лучших произведений о Второй мировой войне. «Молодые львы» выделяется среди других «военных» романов, поскольку Шоу пытался осмыслить политическую сторону событий и сам феномен фашизма. «Молодые львы» содержат в себе приметы романа воспитания, духовного возмужания, обретения зрелости. Это качество сближает книгу Шоу скорее с европейским, чем с американским романом о войне. Герои пытаются найти собственное место в схватке с фашизмом, не утрачивая сознания исторической значимости события, переломившего их жизнь. Фашизм истолкован Шоу как свидетельство банкротства прекраснодушных либеральных иллюзий, игнорирующих реальную противоречивость начал, заложенных в человеке, и страшную силу фанатизма, овладевающего толпой. Роман был экранизирован в 1958 году.

В течение 1950-х Шоу написал несколько киносценариев.

Второй роман «Взбаламученный воздух» содержал тягостную картину американской жизни, стиснутой удавкой маккартизма. Роман был опубликован в 1951 г. после того, как Шоу ложно обвинили в коммунистических убеждениях, в нашумевшей антикоммунистической публикации «Красные каналы». Главы кинокомпаний занесли Ирвина Шоу в чёрный список Голливуда.

В 1951 г. Шоу покинул США и уехал в Европу, где прожил 25 лет, в основном, в Париже и Швейцарии. Позже Шоу заявит, что этот чёрный список только «слегка контузил» его карьеру.

Отшлифованная до совершенства проза, столь типичная для Ирвина Шоу, полностью заблистала в его поздних, более крупных работах. Однако, она прекрасно звучит и в ранних коротких рассказах, которые, как известно, являются одним из наиболее сложных литературных жанров.

В 50-60-е годы Шоу создал немало прекрасных образцов «малой прозы». Новеллы Шоу отличаются изяществом стиля и точностью характеристик — и психологических, и социальных. За первым сборником новелл Шоу, «Матрос с «Бремена»», последовали « Добро пожаловать в город!» (1942), «Акт веры» (1946), «Пестрая компания» (1950), «Ставка на мертвого жокея» (1957), «Любовь на темной улице» (1965), «Бог здесь был, но долго не задержался» (1973). Во время жизни в Европе, Шоу написал ряд книг: «Люси Краун» (1956), «Две недели в другом городе» (1960), «Допустимые потери» (1982).

Уроки Хемингуэя чувствуются во всех книгах Шоу, определяя доминирующий тип героя. Это личность немногословная, наделенная сильной волей, мужеством, которое снова и снова проверяет судьба, словно задавшись целью удостовериться, что под ее ударами человек становится «крепче на изломе».

Классикой американской литературы и лучшим произведением Шоу считается роман «Богач, бедняк» (1970) — семейная хроника послевоенных лет, изображающая американский национальный характер и отдельные человеческие судьбы на фоне значительных общественных событий. Роман не раз экранизирован кинематографистами различных стран. Фильм, поставленный на Рижской студии по роману «Богач, бедняк», пользовался огромным зрительским успехом и в России. К продолжению саги Шоу вернулся лишь через семь лет, в романе «Нищий, вор». В промежутке им создано два романа: «Вечер в Византии» (1973) и «Ночной портье» (1975). «Нищий, вор» — вторая часть дилогии о Джордахах. Построенная в виде традиционной семейной хроники, дилогия прослеживала неизбежный распад связей между людьми, избравшими для себя противоположные жизненные ориентации: конформистскую, как «богач» Рудольф, и бунтарскую, как «бедняк» Томас, а затем его сын, Весли, мстящий за гибель отца.

После выхода романов «Богач, бедняк» и «Нищий, вор» на русском языке, имя Ирвина Шоу заняло едва ни первую строчку популярности в нашей стране среди зарубежных писателей. В романе «Вечер в Византии» Шоу стремился воссоздать истоки духовного кризиса, пережитого американским обществом в 60-е гг. Рассказывая о кинорежиссере, переживающем состояние творческого тупика, Шоу сумел создать выразительный образ эпохи, отмеченной массовым разочарованием в исконных американских идеалах и, выросшей на этой почве, «молодежной революцией», которая оказалась несостоятельной при всем своем радикализме.

В сборнике «Short Stories: Five Decades» (1978) представлены лучшие новеллы писателя, отличающиеся изяществом стиля и точностью характеристик — и психологических, и социальных. Ирвин Шоу — автор, обладающий поистине уникальной способностью соединять в своих произведениях глубину, увлекательность напряженной интриги и поразительное знание человеческой психологии. Умело выстроенный сюжет, захватывающая интрига, отшлифованные до совершенства диалоги, яркие образы персонажей и эмоциональный накал чувств — все это составляющие неповторимого стиля Шоу-новеллиста. Он стал одним из немногих писателей, способных облекать высокую литературную суть в обманчивую простую форму занимательной беллетристики. В романе «Хлеба по водам» (1981) отчетливо видно дарование Шоу, умевшего в гуще повседневности находить серьезные нравственные коллизии — вроде той, с которой сталкивается герой этого романа, школьный учитель, чье бескорыстие оказалось ненадежной защитой, когда каприз фортуны позволил ему приобщиться к миру больших денег.

Скончался писатель 16 мая 1984 года в Давосе (Швейцария).

Фантастика в творчестве автора. Повесть «Шепот в Бедламе», рассказывающая об игроке в американский футбол, который получил во время матча удар по уху, после чего стал слышать чужие мысли. Повесть публиковалась в профильной отечественной антологии с одноименным названием, составитель Ростислав Рыбкин. Также повесть вошла в антологию «Arena: Sports SF», составители Эдвард Ферман и Барри Молзберг.

Рассказ «Раствор Мэнникона» повествует о Колиере Мэнниконе, сотруднике «Исследовательских лабораторий Фогеля-Паулсона», работающем в лаборатории моющих средств, обнаруживающем необычные свойства у раствора, способного со временем полностью разлагаться в воде. Рассказ входил в профильные отечественные антологии (Нинель Евдокимова «Судьбы наших детей» («Лавка миров») и Владимир Баканов «Жизнь коротка»).

Действие пьесы «Предайте павших земле» разворачивается в ближайшем будущем («Второй год войны, которая может начаться завтра вечером»). В пьесе шесть солдат пробудились из могил, чтобы осудить войну.

Сайты и ссылки:

www.irwinshaw.org (официальный сайт)

Похожие авторы:

Сортировка:

Ирвин Шоу. Циклы произведений

8.57 (54)
-
8.68 (259)
-
9 отз.
8.29 (7)
-
7.70 (107)
-
3 отз.

Ирвин Шоу. Романы

8.57 (105)
-
3 отз.
  1951 Взвихренный воздух / The Troubled Air  [= Встревоженный эфир; Растревоженный эфир]  
8.43 (14)
-
2 отз.
8.14 (67)
-
4 отз.
7.68 (34)
-
2 отз.
7.46 (13)
-
2 отз.
8.68 (259)
-
9 отз.
8.47 (93)
-
3 отз.
7.61 (178)
-
14 отз.
7.70 (107)
-
3 отз.
8.51 (43)
-
2 отз.
8.53 (30)
-
2 отз.
7.87 (31)
-
1 отз.

Ирвин Шоу. Повести

7.34 (60)
-
2 отз.
  1969 Шорохи в бедламе / Whispers in Bedlam  [= Шёпот в бедламе; Неслышные голоса]  
7.74 (31)
-
1 отз.
  1973 Неудачная суббота, без вечеринки / Small Saturday  [= Неудачная суббота]  
7.38 (8)
-

Ирвин Шоу. Рассказы

3.00 (1)
-
  1938 Little Bernhardt  
5.00 (1)
-
  1938 «Вперёд, только вперёд, если ты вышел на поле!» / «March, March on Down the Field»  [= Побежали, побежали футболисты на поле]  
6.00 (7)
-
  1938 Район кладбищ / Borough of Cemeteries  [= Кладбищенский район]  
6.17 (6)
-
  1939 «Основные течения американской мысли» / Main Currents of American Thought  [= Основные тенденции американской идеи; С 10 утра до темноты; «Основные истоки американского мышления»]  
6.50 (6)
-
  1939 «Это случилось в Рочестере» / It Happened in Rochester  [= Это было в Рочестере]  
6.80 (5)
-
6.14 (7)
-
  1939 «Прекрати наседать, Рокки!» / Stop Pushing, Rocky  [= Stop Pushing; Десять раундов в Филадельфии; Перестань давить на меня, Рокки!]  
6.83 (6)
-
  1939 «Я стану оплакивать их в грядущем» / Weep in Years to Come  [= Они возрыдают в годы грядущие; Оплакивать будем после]  
6.17 (6)
-
  1939 «Я — за Дэмпси!» / I Stand by Dempsey  [= А я ставлю на Демпси]  
6.43 (7)
-
6.53 (19)
-
  1939 Вторичная закладная / Second Mortgage  [= Вторая закладная]  
5.83 (6)
-
  1939 Греческий генерал / The Greek General  [= Греческий полководец]  
7.00 (7)
-
  1939 Девушки в летних платьях / The Girls in Their Summer Dresses  [= И девушки в летних платьях]  
6.52 (21)
-
2 отз.
  1939 Живущие в других городах / Residents of Other Cities  [= Жители иных городов]  
7.75 (8)
-
  1939 Клубничное мороженое с газировкой / Strawberry Ice Cream Soda  [= Земляничное мороженое, фруктовое мороженное с содовой]  
7.25 (8)
-
6.60 (5)
-
6.29 (7)
-
  1939 Матрос с «Бремена» / Sailor off the Bremen  [= Моряк с "Бремена"]  
7.17 (6)
-
  1939 Памятник / The Monument  [= Монумент]  
6.89 (9)
-
6.57 (7)
-
  1939 Прогулка по берегу Чарлз-ривер / Walk along the Charles River  [= Прогулка вдоль Чарлз-Ривер]  
6.86 (7)
-
6.17 (6)
-
  1939 Хозяин / The Boss  
6.50 (6)
-
  1940 «Дом страданий» / The House of Pain  [= Обитель страданий; Не говорите актрисе...]  
7.60 (5)
-
6.20 (5)
-
6.60 (5)
-
  1940 Торжество правосудия / Triumph of Justice  [= Триумф правосудия]  
6.50 (4)
-
  1941 «Город погрузился в полную темноту» / The City Was in Total Darkness  [= Город был погружён во тьму]  
7.00 (5)
-
  1941 Главный свидетель / Material Witness  [= Важный свидетель; Очевидец с Бродвея]  
7.67 (6)
-
  1941 Пробежка на восемьдесят ярдов / The Eighty-Yard Run  [= Рывок на восемьдесят ярдов; Бег на 80 ярдов]  
8.22 (9)
-
  1941 Твёрдая скала принципа / The Dry Rock  [= Твёрд как скала; Скала закона]  
6.80 (5)
-
7.00 (3)
-
7.80 (5)
-
6.40 (5)
-
  1942 Мнение, рождённое ночью / Night, Birth and Opinion  [= Роды, ночь и дискуссия]  
7.00 (5)
-
6.83 (6)
-
  1942 Образец любви / Pattern of Love  [= Причуды любви; Предмет любви; В монастырь уйду]  
8.12 (8)
-
  1942 Поиск на городских улицах / Search Through the Streets of the City  [= Я искал тебя, искал; Конец ненаставшего дня]  
7.36 (11)
-
  1942 Сетования мадам Решевски / The lament of Madame Rechevsky  [= Стенания мадам Решевски]  
7.14 (7)
-
6.20 (5)
-
  1942 …Проповедовать на пыльных дорогах / Preach on the Dusty Roads  [= Судьбы наших детей; Проповедь на пыльных дорогах]  
7.25 (65)
-
1 отз.
  1943 ...Гамлеты всего мира / Hamlets of the World  [= Эти всемирные гамлеты]  
7.00 (4)
-
7.00 (3)
-
7.50 (6)
-
  1944 Когда ноет душевная рана / Walking Wounded  [= Ходячий раненый]  
7.00 (5)
-
  1944 Судьба пулемётчика / Gunners' Passage  [= Одиссея стрелка; Полёты воздушных стрелков]  
6.67 (9)
-
6.00 (3)
-
7.00 (2)
-
  1946 Ветераны вспоминают / The Veterans Reflect  [= По дороге к дому; Конец войны]  
7.00 (5)
-
6.83 (6)
-
7.67 (6)
-
8.33 (6)
-
  1946 Суеверие в век здравомыслия / Age of Reason  [= В наш рациональный век; В наш век — век разума; Век здравомыслия; Сон в зимнюю ночь]  
7.30 (10)
-
1 отз.
  1947 The Convert  
-
  1947 The Single Brute  
7.00 (1)
-
7.67 (3)
-
5.00 (1)
-
  1947 Страсти младшего капрала Хоукинга / The Passion of Lance Corporal Hawkins  [= Страсти младшего капрала Хокинса]  
7.00 (4)
-
7.20 (5)
-
8.00 (8)
-
2 отз.
6.33 (3)
-
  1952 Питер Второй / Peter Two  [= Питер - два, Питер Два]  
7.14 (7)
-
  1953 В чисто французском стиле / In the French Style  [= На французский манер; Как принято во Франции; Как это принято у французов]  
7.00 (14)
-
1 отз.
  1953 Освещённые солнцем берега Леты / The Sunny Banks of the River Lethe  [= Солнечные берега реки Леты]  
7.70 (20)
-
  1953 Скверная история / A Wicked Story  [= Пикантная история; Объяснение с ревнивой женой]  
7.08 (13)
-
1 отз.
-
  1955 Отъезд из дома, приезд домой / Voyage Out, Voyage Home  [= Три месяца; Из Америки в Европу, из Европы в Америку]  
7.19 (59)
-
1 отз.
6.17 (6)
-
5.83 (6)
-
  1957 Тогда нас было трое / Then We Were Three  [= Нас было трое]  
7.28 (18)
-
6.90 (10)
-
1 отз.
7.57 (7)
-
  1962 «Настрой своё сердце на каждый голос...» / Tune Every Heart and Every Voice  [= Сольём сердца и голоса в едином хоре]  
6.60 (5)
-
1 отз.
6.29 (7)
-
1 отз.
7.30 (10)
-
6.17 (6)
-
  1965 Задумчивая, мило оживлённая / Wistful, Delicately Gay  [= Трепетно-нежная, романтичная; Мечтательная, нежная, весёлая...]  
6.67 (12)
-
1 отз.
  1965 Обитатели Венеры / The Inhabitants of Venus  [= Жители Венеры]  
7.56 (9)
-
1 отз.
6.60 (5)
-
1 отз.
  1965 Человек, который женился на француженке / The Man Who Married a French Wife  [= Мужчина, который был женат на француженке]  
6.75 (8)
-
  1967 «...Где мудро всё и справедливо...» / Where All Things Wise and Fair Descend  [= Где тонет все, что мудро и прекрасно]  
6.20 (5)
-
  1967 Раствор Мэнникона / The Mannichon Solution  [= Раствор Мэнничена; Раствор Мэнихена; Раствор Манникона; Раствор Маннихона]  
7.28 (153)
-
5 отз.
  1973 «Бог здесь был, но долго не задержался» / God Was Here, But He Left Early  [= Бог был здесь, но уже ушёл; Бог был здесь, но давно ушёл; Бог был здесь, но он давно ушёл]  
6.00 (9)
-
3.00 (1)
-

Ирвин Шоу. Документальные произведения

  1950 Report On Israel // Соавтор: Роберт Капа  
-
-
  1976 Paris! Paris!  
-

Ирвин Шоу. Пьесы

  1936 Предайте павших земле / Bury the Dead  [= Предайте мёртвых земле, Похороните мёртвых]  
4.00 (1)
-
  1937 Siege  
-
  1939 Quiet City  
-
-
-
-
-
  1945 The Assassin  
-
  1948 The Survivors // Соавтор: Питер Виртел  
-
-
  1967 A Choice of Wars  
-

Ирвин Шоу. Статьи

-
  1946 Stuff of Dreams  
-
-
  1949 Movie in Galilee  
-
-
  1961 Preface  
-
-
-
-
7.00 (1)
-
  1983 The Common Man  
-
-

Ирвин Шоу. Сборники

6.50 (6)
-
6.33 (3)
-
7.00 (3)
-
6.33 (3)
-
7.20 (5)
-
1 отз.
7.00 (1)
-
6.25 (4)
-
7.00 (3)
-
7.00 (3)
-
6.00 (1)
-

Ирвин Шоу. Отрывки

8.29 (7)
-
7.00 (1)
-

Ирвин Шоу. Неопубликованное

  1936 The Big Game (киносценарий, не опубликован)  
 
1 отз.
  1942 Commandos Strike at Dawn (киносценарий, не опубликован)  
 
  1942 The Hard Way (киносценарий, не опубликован)  
 
  1942 The Talk of the Town (киносценарий, не опубликован)  
 
  1949 Easy Living (киносценарий, не опубликован)  
 
  1949 Take One False Step (киносценарий, не опубликован)  
 
  1951 I Want You (киносценарий, не опубликован)  
 
  1953 Act of Love (киносценарий, не опубликован)  
 
  1954 Ulysses (киносценарий, не опубликован)  
 
  1957 Fire Down Below (киносценарий, не опубликован)  
 
  1958 Desire Under the Elms (киносценарий, не опубликован)  
 
  1958 This Angry Age (киносценарий, не опубликован)  
 
  1961 The Big Gamble (киносценарий, не опубликован)  
 
  1963 In the French Style (киносценарий, не опубликован)  
 
  1968 Survival (киносценарий, не опубликован)  
 


  Формат рейтинга


  Примечание

  • В сети Интернет также упомянут авторский сборник «The Girls in Their Summer Dresses and Other Stories». На самом деле, это не книга, фильм, в котором три рассказа адаптировал для телевидения Kenneth Cavander.

  • Многие рассказы и статьи автора выходили в периодике. В случае, если дату первопубликации уточнить не представлялось возможным, указывалась дата из авторского сборника.

  • Интервью автора в библиографии не представлены.

  • Русскоязычные издания автора представлены не полностью, ждем помощи лаборантов!

  • Фильмография автора также пока не представлена.


  •   Библиографы

  • Составители библиографии — ziza, sham

  • Куратор библиографии — Tangier


  • Этот автор не является фантастом как таковым и не включен в рейтинг фантастов, но администрация сайта считает, что это не повод обходить стороной его творчество.


  • ⇑ Наверх