Ирвин Шоу «Молодые львы»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное | Военное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа | Центральная Европа ) | Африка (Северная Африка ) | Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Их судьбы переломила ужасная война. Майкл Уайтэкр и Ной Аккерман, американские граждане, ставшие солдатами и отправленные на фронт борьбы с нацистами и Христиан Дистль, немец — нацист, противостоящий им. Три судьбы — трёх одинаковых по возрасту молодых людей. Три ветви сходящиеся в одном направлении.
- /языки:
- русский (9), португальский (1)
- /тип:
- книги (9), аудиокниги (1)
- /перевод:
- В. Вебер (5), А. Громов (3), П. Куцобин (2), В. Мотта (1), Р. Палкина (1), Р. Тулинова (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
strannik102, 4 ноября 2018 г.
Пожалуй лучший зарубежный военно-антивоенный роман из всего прочитанного в последние годы (т. е. примерно из полутысячи книг). Хотя и временнАя шкала книги, и смысловая её нагруженность гораздо шире чисто военного содержания.
Начало романа относит нас к совсем ещё довоенному 1937 году — Швейцария, лыжный курорт, новогодние дни. И наше знакомство с первым основным героем книги — Кристианом. Культурный и вежливый молодой человек, лыжный инструктор по роду занятий… и фашист по убеждениям. Причём о последнем он сам говорит своей визави — молодой американке, попавшей в затруднительное положение, и которой он вполне ощутимо и реально помогает.
Затем мы переносимся через океан и поочерёдно знакомимся с двумя другими героями романа: совсем ещё молодым человеком еврейского происхождения Ноем (Ной, красивое имя!) и Майклом, мужчиной чуть постарше и Кристиана и, тем более, Ноя. Ной — из совсем небогатой семьи (я бы даже сказал — из бедной) выходцев из Одессы (и тут понятно, что автор привносит в книгу свои автобиографические данные). А Майкл — человек из киноиндустрии, и потому довольно обеспечен и известен.
И так постепенно, переходя от героя к герою и сдвигая планку повествования вдоль временнОй шкалы, мы и продвигаемся по жизни и судьбам и наших новых знакомых, и вообще по жизни как предвоенной Европы, так и Америки; подключаются к действию всё новые персонажи, возникают различные жизненные коллизии, наконец, начинается война и затем случается Пёрл-Харбор. И сюжет неумолимо направляет наших парней в армию — Кристиана в рейхсвер, а Ноя и Майкла — в армию США.
По мере раскручивая сюжетной линии (линий) мы сталкиваемся то с отношением простых американцев к евреям (на примере Ноя и его взаимоотношений с сослуживцами), то с отношением немецких властей к тем, кто запятнал себя левыми взглядами и убеждениями (и тут речь будет идти о Кристиане), то с отношением американских федеральных властей к своим соотечественникам, заподозренным в близости к коммунистическим идеям (хотя Майкл всего лишь помогал собирать средства в поддержку антифашистов в Испании); помимо этого возникают и другие сюжетные ходы и линии, часть из которых потом затухает и сходит на нет, а некоторые становятся важными. И потому чтение книги интересно ещё и в чисто событийно-остросюжетном смысле.
Конечно же наши герои по мере всего происходящего и совершающегося (совершаемого) ими, с ними и вокруг них изменяются и растут, их базовые внутриличностные конструкты совершенствуются и заостряются: интеллигенствовавший фашист Кристиан постепенно становится фашистом уже по факту, превращается в человека, готового, способного совершить любой военное преступление, если сочтёт это выгодным для себя. И совершает. Ной, в свою очередь, оказывается крепким орешком по силе заключённого в него духа, а Майкл просто набирается жизненного опыта.
А к концу книги автор сводит наших троих героев, троих молодых львов, в одном месте и в одно и то же время, в результате чего неизбежно кто-то из них погибает — война заставляет каждого сделать свой окончательный выбор, максимально проявить себя и своё «Я».
Книга не имеет чётко выраженной морали. Вся мораль равномерно распределена по тексту и всякий раз мы невольно что-то такое морализаторское получаем во время чтения каждой очередной главы. При этом вся эта мораль отнюдь не сформулирована в тексте романа определённым образом, но она чётко вылезает из сюжетных ходов, из каких-то событий, происходящих с нашими героями или возле них, а порой просто сам читатель вытаскивает это моральное из самого себя.
Великолепная книга, отличный автор (а ведь это был его первый роман).
komes, 16 сентября 2016 г.
на многие вопросы человек ещё не нашел ответа. Камо грядеши? — спрашивали у молодых львят, тигрят, медвежат; раньше в ответ четче чеканили шаг да громче горланили марш, сейчас — добавляют газку двигателю танка ли, штурмовика ли, да на полную сабвуфер выводят. Где-то — далеко во времени и пространстве, у кого-то — за окном, в сентябре месяце. Они во многом схожие люди; и во многом схожие «не люди?» — повоюй с их. Вот здесь и сконцентрирован вопрос художника слова — этот момент метаморфозы неизбежен и значит надо ПРЕКРАТИТЬ ... [«Поплачь о нём, пока он живой. Люби его, таким, какой он есть.»]
P.S. мы больше знаем о другой войне, но о ней у нас и другие Люди книги написали.
Velary, 14 сентября 2016 г.
Роман «Молодые львы» часто сравнивают с военными произведениями Ремарка, только Ремарк — от лица немецкой армии, а Шоу — от лица американцев (НЕ союзников, хотя идея очевидно была такова, и НЕ Германии, главы про Христиана самые неудачные). И сравнение явно не в пользу Шоу.
Уже ближе к середине книги я смирилась с тем, что она меня не захватит. Возможно, дело в объёме. Но в любом случае дочитывала я по большей части ради победы над долгостроем и чтобы увидеть счастливый финал главного героя.
Крайне не понравилось, что только парой строк упоминаются союзники. В «американских» главах это понятно, но почему немцы боятся только американцев, сдаются только американцам и говорят только об американцах?.. Те же яйца, только в профиль. Неприятно.